УКОКА МНОГО НЕ БЫВАЕТ ИЛИ 30 "УКОКНУТЫХ" И ОДИН МОТЯ (Часть 2. п.Джазатор — р.Кужуртубулак). / Путешествия НЕ на автомобилях! / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Все новости также на моем сайте ЕдуИдуКудаХочу, в Телеграмме и на Дзене.

НАЧАЛО ЗДЕСЬ.

Часть 2. п.Джазатор — р.Кужуртубулак.

п.Джазатор (Беляши) — р.Аргут — степь Самаха — р.Коксу — «буханка», 23 км
р.Коксу — р.Кужуртубулак — пешком, 9,5 км.

Утро началось с призывов не на кофе, а сразу на завтрак. Вернее на завтрак с последующим кофе, как положено.

День очень ответственный, ведь нам предстоит начать пешеходную часть маршрута. Утро выдалось прекрасное, не было никакого намека на плохую погоду.

/автор фото Сергей Харитонов/

Народ, получив на каждого по баулу и общественному снаряжению в виде продуктов, ломал голову, как все уложить вместе со своими собственными вещами. Единственное у кого с головой все было в порядке — это у Моти. Свою задачу он выполнил, ночью открыв сезон охоты на мышей. И теперь с чувством выполненного долга ожидал, когда же эти большие люди, наконец, соберутся.

А с непривычки пришлось помучиться. Мне из продуктов достались разные крупы и … головка желтенького, вкусненького сыра. Эх, Дима, Дима… Поручить мне сыр, это все равно, как коту сметану!

Если с количеством места у меня проблем не было, так как вещей не очень много и все компактные, то вот с правильным заполнением в первый раз я потерпела почти полное фиаско. Баулы довольно высокие и жесткие. Я со своими короткими ручонками никак не могла достать до дна, чтобы хорошенько там все уложить. Даже, когда заныривала внутрь баула так, что снаружи оставалась только… ну… ноги только оставались, не доставала все равно. Единственное, что удалось с первого раза — это запульнуть на дно баула пакет с кругляшом сыра.

Конечно, баулы мы не несем, но ведь их понесут лошадки, а спины у них тоже живые, поэтому по возможности надо все сделать, как для себя. Спасла взаимовыручка. Спасибо Оле — помогла.

После завтрака, загрузились в уазики и отправились в путь. До начала пешего маршрута нам надо было проехать финальные 20 с небольшим километров. Примерно километров через 8 после начала пути, переехав по мосту через реку Аргут, у нас была первая остановка, в степи Самаха.

/Мост через реку Аргут (фото из интернета)/

Степь Самаха — это межгорная котловина, и, как и многие степи в этих местах, когда-то давно была дном ледникового озера. Название степи с тюркского переводится, как «место свадеб и игрищ».

Степь состоит из двух ярусов: широкое верхнее плато, на котором мы находились, высота примерно 1600м, и нижняя долина вдоль реки Аргут. Вообще, если посмотреть на карту, то степь Самаха имеет как бы «треугольную» форму. С одной стороны ее ограничивает Южно-Чуйский хребет и река Аргут, с другой — Катунский хребет и река Коксу. А с третьей — Кара-Алахинский хребет.

На долину реки Аргут, место слияния рек Аргут и Коксу, а также знаменитый Карагемский прорыв можно полюбоваться, перебравшись через перевал Верблюжья Шея (Тьюмойнак), 1950м, переехав его по грунтовой, не обслуживаемой и довольно экстремальной дороге вдоль реки Аргут.

Эту дорогу хорошо видно справа на фото. Также на фото мы видим, какой замечательный вид открывается на восточную оконечность Катунского хребта.

День у нас довольно насыщенный, пора ехать дальше. Мы переехали через степь, удаляясь от реки Аргут и приближаясь к реке Коксу. Кстати, ту часть степи, которая идет вдоль р.Коксу, местные называют как-то по-другому. Наш водитель назвал, но я не запомнила. Потом пыталась хоть где-то найти это название, но ни на одной карте и вообще нигде, никакого другого названия, кроме как Самаха, я не нашла.

Кстати, эта степь не просто природная достопримечательность, для местных — это территория хозяйственной деятельности. На ней есть выделенные участки для сенокоса. И у семьи нашего водителя тоже там есть участок.

Выехав на большую поляну на берегу р.Коксу, машины остановились. Здесь нам надо было перегрузить вещи на лошадей, а самим отправиться в путь ножками.

Лошадей нам ждать не надо было. Мы просто составили весь груз кучкой. Конюхи заберут его самостоятельно.

/автор фото Сергей Харитонов/

Сходили поглазеть на Коксу, широкую и спокойную.

Затем собрались с силами и отправились в путь. Идти нам было не так чтобы далеко, всего около 10 км, но для первого дня вполне достаточно.

/автор фото Дмитрий Дроздов/

/автор фото Сергей Харитонов/

Мы перешли через поле и вошли в лес.

/автор фото Дмитрий Дроздов/

Здесь, как предупреждал Дима, должен быть самый грязно-сырой участок пути. В связи с этим мы были вооружены резиновыми сапогами. Но природа над нами смилостивилась, грязь хоть и была, но вполне проходимая. Хотя, я грязь могу найти даже там, где ее нет. Разок меня всосало по самую верхушку сапога. Слава богу, обошлось без потери сапога.

Пройдя самый грязный участок, мы переобулись в нормальную треккинговую обувь. Дальше тропа была очень хорошая и практически без набора высоты, Дима даже отпустил идти в своем темпе, объяснив, где всех ждать на небольшой привал.

По дороге были очень красивые виды на реку Коксу. В переводе с тюркского — «голубая вода». А разве не голубая?

Перейдя маленький ручей и взобравшись на пригорок, устроили небольшой привал среди зарослей брусники.

/автор фото Дмитрий Андрейко/

А через 2,5 км от начала пути, на уютной поляне с костровищем и удобным спуском к реке, мы остановились на обед. Конечно, обед в походе — это не каша или борщ, а горячий чай с перекусом. Но все равно, мероприятие очень приятное.

/автор фото Сергей Харитонов/

Кто-то купался, кто-то, как я и Мотя, просто побродили у реки и вдоль тропы.

По многолетним наблюдениям за своим самочувствием я знаю, что во второй половине первого ходового дня в горах, как правило, меня накрывает акклиматизация. Когда посильнее, когда полегче, но — всегда. Не горняшка, конечно, но силы отнимает напрочь. Ноги становятся ватными, идти никуда не хочется или просто нет сил.

Я знаю, что главное для меня эти полдня перетерпеть и, по возможности, идти в собственном режиме. А он у меня очень специфический. Не могу подстраиваться ни под какой чужой ритм. Ни быстрый, ни медленный, ни средний. Как только встаю рядом с другим человеком, сбивается дыхание, начинаю чувствовать усталость и т. д. Поэтому для меня идеально либо идти впереди на расстоянии ото всех, либо, если в группе есть лидеры, то идти за ними, но на расстоянии и от них, и от идущих сзади. В любом случае получается ходьба почти в одиночку.

Понятно, что, скорее всего, такое поведение моего организма — это психосоматика. Но приходится с этим существовать и подстраиваться, чтобы получать от ходьбы в горах максимум удовольствия.

А еще я не люблю долго отдыхать. Когда хожу в одиночку, то, как правило, вообще не останавливаюсь на отдых, а на обеде мне достаточно остановиться минут на 15 только для перекуса.

Поэтому, выпив горячего чая с разными вкусностями, мне не терпелось уже идти дальше. Получив разрешение Димы, я и еще несколько человек, вышли самостоятельно.

Сразу стало понятно, почему обеденный отдых был организован именно в этом месте. Почти сразу тропа свернула в долину р.Кужуртубулак и начала довольно резко набирать высоту.

Как я ни старалась не отставать от Сереги, но мне это удавалось плоховато. Только встретившаяся по пути голубичная полянка заставила его задержаться. Я же побежала вперед, периодически притормаживая, чтобы в очередной раз восхититься великолепным видом на кусочек Катунского хребта с хорошо узнаваемой вершиной Шенелю (3888м), которую мы наблюдали еще в степи Самаха.

Этот вид никого не мог оставить равнодушным. Почти все старались либо его сфотографировать, либо сфотографироваться на его на фоне.

/автор фото Дмитрий Сенотрусов/

/автор фото Евгений Незбудей/

Кстати, этот день был урожайным не только на красивые фото, но и в прямом смысле слова. Брусника, голубика, кедровые шишки прямо под ногами и грибы, грибы, грибы…

/автор фото Галина Бакланова/

Грибы девочки собирали, мальчики несли.

/автор фото Евгений Незбудей/

Потом вечером Галя (не знаю, где она брала на это силы), насолила целое ведро грибов, которые мы с удовольствием ели несколько дней подряд.

Подъем 7 км вдоль р.Кужуртубулак занял примерно 3 часа, набрали высоту 500м.  Стоянка у нас была на уютной поляне у небольшого озерца на высоте 2100м.

/автор фото Дмитрий Сенотрусов/

Вдали все еще был виден Катунский хребет.

А если забраться на горку над полянкой, то видно, куда мы пойдем на следующий день.

/автор фото Дмитрий Андрейко/

Эта горка вообще место вполне медитативное. Даша, забравшись на нее пела своим замечательным голосом. К нам подошел конюх и спросил:

— У нее все в порядке? Ничего не случилось? Почему она поет?

Мы удивились вопросу. Раз человек поет, значит ему хорошо! Когда с горки полились волшебные звуки флейты, конюхи беспокоиться перестали.

А засыпала я под песни, доносящиеся от костра, и звуки варгана все с этой же музыкальной горки.