Из России в Болгарию: большое автопутешествие с маленькими детьми. Часть 2, пляжная / Блог принадлежит: Татьяна_mgn / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Предыдущая часть здесь.
Пятый-восьмой дни нашего путешествия

В Балчике в домике на улице Асена Златарова приятная женщина Злата сдаёт апартамент на втором этаже. В несезон в нём живёт она сама, а летом уходит вниз, к маме, зарабатывая таким образом прибавку к скромному жалованью медсестры. Апартамент состоит из двух спален, гостиной, кухни со всем необходимым. Есть и стиральная машинка-автомат. До пляжа максимум метров сто. Апартамент нам понравился, цена – 50 левов, или 25 евро за сутки – показалась невысокой. Брать деньги вечером хозяйка не стала, тем более что предпочитала плату в левах, а в наличии у нас пока были только евро.
Хочется обратить внимание на один момент, касающийся разницы в подходе принимающей стороны в Болгарии и в той же Украине. В Приморске, если вы помните, в хорошем отеле нам отказали в номере, узнав, что мы с детьми. Здесь же, в Балчике, пока я заносила в комнату спящую Веронику, хозяйка моментально достала откуда-то стопку мягких непромокаемых одноразовых пелёночек и подстелила одну из них на постель ребёнка. Утром нам предложили ванночку для купания детей и таз для грязного белья. Вот из таких мелочей и складывается общее впечатление об уровне отдыха.
В Балчике мы намеревались провести 4 дня. Еще дома я читала, что Балчик не особенно любим курортниками – якобы пляжи здесь узкие и тесные. Это оказалось совершенно не так! По крайней мере, наш городской пляж (рядом с зернохранилищем) произвёл очень приятное впечатление.

Всего здесь три пляжа, наш, как выяснилось позже, самый большой. Пляжи в Болгарии бесплатные, муниципальные, платить нужно только если хотите загорать под пляжным зонтом на шезлонге. В первый день мы заплатили 5 левов за зонт недалеко от моря и расстелили под ним своё одеяло. А на следующий день за 8 левов купили свой зонт, который исправно служил нам весь отпуск. В бесплатной зоне было достаточно мест, всегда можно было устроиться рядом с морем. С детьми нам было удобнее без шезлонгов. Море в конце июня было теплое (27 градусов), чистое, заход удобный, особенно для детей, достаточно долгий. Вид с моря на город – очень красив: амфитеатрально расположенные домики, белые скалы, много зелени… Кстати, Балчик в переводе означает – «белый город». У города – богатая история. Созданный 2600 лет назад, он является преемником фракийского поселения Круни и древнегреческого Дионисополиса. По легенде, мелитские греки верили, что именно здесь из морской пены родилась богиня красоты Афродита…

Расположен Балчик в заливе, защищенном от непогоды мысом Калиакра. Мыс знаменит тем, что здесь 31 июля 1791 года адмирал Ушаков разгромил турецкую эскадру. После этого османская империя так и не смогла восстановить своё величие первой морской силы на Черноморье (Википедия).

Еще утром, когда меняли деньги, познакомились с русским парнем, отдыхающим здесь уже четвертый год. Он порекомендовал нам бистро «Маэстро» на улице «Черное море». Мы заказали пилешку-суп (куриную лапшу) для детей, шопский салат (салат из огурцов, помидоров и болгарского перца с тёртой брынзой) и карначчо (сосиски, закрученные в спираль) для себя. В этом заведении мы разочаровались. Помидоры в салате были подпорченные, одна из порций карначчо – явно не свежей. Правда, когда муж сказал об этом официантке, она без вопросов унесла карначчо и принесла другую порцию – свежих. Так что лично я бистро «Маэстро» не рекомендую.
Вечером решили сходить в ресторан «Старата лодка», про который в интернете написано немало теплых слов. Заведение действительно приятное по своему расположению, атмосфере, обслуживанию. Из опробованных блюд понравилась «свинска гондола» — жаркое из мяса, картофеля, грибов, сыра и какого-то вкусного соуса, запечённое в глиняной форме в виде лодочки. Порции хватает на двоих. А вот рекомендованная мусака в этом заведении разочаровала – небольшая порция (явно не соответствовала указанным 300 граммам в меню) жаркого в горшочке, состоящая процентов на 90 из картофеля, на 10 – из мясного фарша – оказалась какой-то пресной.
Три с половиной дня в Балчике пролетели на одном дыхании. В основном, мы провели их на пляже. И лишь под конец прогулялись по городку, пофотографировали, дошли до входа в ботанический сад с дворцом. Но вечером сад был уже закрыт, а утром было настолько жарко, что между садом и морем мы выбрали второе.

Пару слов напишу и о бистро «Синий лев», о котором тоже прочитала на форумах. Успели сходить в него только один раз. Заведение действительно неплохое. Кюфтетки, заказанные для детей, оказались очень мягкими и сочными. Каварма здесь была с достаточным количеством мягкого, хорошо приготовленного мяса.
Кстати, по поводу чаевых. Всегда оставляли примерно 10 процентов от суммы счета. Лишь в одном месте оставили официантку почти без чаевых – но она действительно плохо и долго обслуживала.
Дальнейшие планы были таковы: проехать чуть дальше и остановиться в курортном посёлке Кранево, чтобы оттуда совершать вылазки по ближайшим достопримечательностям. По комментариям из интернета я представляла Кранево как тихую деревню с низкими ценами на жильё. Однако, приехав, мы разочаровались. Кранево оказался достаточно оживлённым посёлком. Мы проехали к пляжу – да, пляж был хорош, широк. Стали искать жильё и выяснилось, что большинство отелей и гостевых домов располагаются довольно далеко от моря. Избаловавшись близостью пляжа в Балчике, мы уже не хотели ходить с детьми по жаре больше 200 – 300 метров. Поинтересовались ценами на жильё. В ничем не примечательных отелях в полукилометре от пляжа просили 70 левов за трёхместный номер. Мне показалась цена высоковатой, поэтому зашла еще в один домик, где за 35 левов мне была предложена маленькая сырая комнатушка с тремя узкими кроватями и старенькими тумбочками. В общем, как-то не сложилось у нас с Кранево, хотя я знаю, что у этого поселка есть много поклонников, которые ездят сюда по многу раз подряд. Ну а мы развернулись и решили ехать до Несебра и искать жильё там. Всё равно Несебр был у нас в планах – правда, несколько позже.
До Несебра от Кранево – менее 150 километров. Ехали в прекрасном настроении. Правда, муж немного поворчал, что «от добра добра не ищут» и что «надо было оставаться в Балчике». Но красоты Болгарии быстро развеяли все сомнения. Дорога была чудесной!
Ближе к вечеру мы приехали в Несебр. Странно, что долго не могли найти указатель на него. На указателях значилась только близкая к Несебру Равда. Чуть позже нам объяснили, что Равда прославилась во время войны с турками, а Несебр был вроде как и ни при чём. А раз был не причем – нет и таблички. Лично мне показалось такое объяснение сомнительным, но источник – коренной болгарин, хозяин нашего отеля, и наверное ему можно доверять.
В Несебре немного растерялись от обилия отелей… Вдоль дороги возвышались какие-то помпезные здания, а хотелось уютного семейного отельчика на несколько номеров. Остановились в первом попавшемся месте, муж высадил детей на горшок, а я возложила на себя ответственную миссию по поиску жилья. Спросила в одном месте – 100 левов за трёхместный номер с завтраком. Побежала дальше, увидела возле отеля «Вилла Элеганс» табличку «свободни стаи», поинтересовалась. Мне показали два номера – за 35 левов без кондиционера и за 40 – с кондиционером. Дети до шести лет – бесплатно. Второй номер мне понравился: двуспальная и односпальная кровати, два широких раскладных кресла, маленький холодильник, ТВ, шкаф для одежды, тумбочки, два окна и просторный балкон. Бесплатная парковка, бесплатный wi-fi и – самое главное – пляж меньше чем в 100 метрах!

Переспросив цену еще раз и, убедившись, что не ослышалась, я пошла за мужем.
Мы подъехали к отелю, оставили машину и первым делом пошли посмотреть море и пляж. Убедившись, что они действительно рядом (в ста метрах, а если напрямую – то и вовсе в пятидесяти), стали заносить вещи.
Выяснилось, что мы заселились в квартале Аурелия, в 4 километрах от Старого Несебра, на границе с Равдой. Хозяин отеля Иван порекомендовал нам бистро своего друга Димитро, расположенное неподалёку, через дорогу. Ассортимент в бистро маловат: в основном, это разная рыба и кюфтеты-кебабче, по утрам здесь работает и баничарница. Детям заказали кюфтетки с жареной картошкой и огурчиками, а себе впервые в Болгарии две порции цацы и 2 бокала Загорки. Попробовали цацу и… поняли, что пропали! Вкуснейшая местная рыбка (килька), чуть обвалянная в муке и обжаренная в масле. Остановиться – невозможно! Загорка тоже оказалась приятным напитком даже для меня, хотя, например, российское пиво я вообще не люблю. Такого удовольствия от еды мы не испытывали давно, ели и чуть ли не стонали от удовольствия. Дети тоже по достоинству оценили кюфтеты. На заднем фоне играла болгарская эстрада, в бистро, кроме нас, никого не было, в воздухе витал аромат моря и даже не верилось, что может быть так хорошо))

День девятый – тринадцатый
Это было время полного расслабления… Прекрасное теплое море, отличная погода и замечательное настроение…. Пляж в Несебре нам понравился: не слишком широкий, но и не узкий — 4 ряда платных зонтов, за которыми – бесплатная зона.

Даже приходя в половине двенадцатого утра (как-то раз слишком уж заспались), мы всегда находили место в свободной зоне. От неё до моря – считанные шаги, с детьми это было очень удобно. Ярославна вовсю резвилась в воде с кругом, Вероничка осмелела и уже стала сама заходить в воду по грудь.
Мы уже немного изучили ассортимент местных супермаркетов. Опытным путем установили, что дешевле всего закупаться в Младости, что располагается в Новом Несебре. Чуть выше цены в сетях Lidl, SVA, Жаннет.

День четырнадцатый

Вечером решили съездить в Старый Несебр – город, куда я мечтала попасть полтора года. В 1983 году его занесли в список мирового наследия ЮНЕСКО, а в 1956-м объявили городом-музеем. Городок с населением меньше 10 тысяч жителей расположен на скалистом полуострове длиной 850 и шириной 300 метров, связанном с сушей узким перешейком.
Историческая справка
Несебр считается одним из старейших городов Европы. Здесь на раскопках была найдена керамика, которая в Восточном Средиземноморье ассоциируется с фракийцами. Ученые считают, что данная керамика датируется 12-концом 11 века до нашей эры! В конце 6 века до нашей эры здесь была греческая колония и оживлённый торговый центр. С этого времени город был известен как Месембрия. Большая часть античного города безвозвратно уничтожена землетрясением: территория полуострова сократилась с 40 до 24 гектаров. 12-6 веками до нашей эры датируются только одни городские ворота и подводные остатки тогдашних укреплений города. Сохранились руины крепостных стен и башен из тесаного известняка, археологические остатки агоры, акрополя и нескольких жилищ.
В 72-м году до н.э. город был захвачен Римской империей, после чего Месембрия стала обладать рядом привилегий, например, правом чеканить свою монету. После распада Римской империи город был включен в состав Византии. Наиболее значительным памятником византийской эпохи считается базилика Святой Софии, называемая Старой Митрополией. В 811 году город завоевал болгарский хан Крум грозный, который переименовал его в Несебр.
В составе болгарского государства, в 13 и 14 веках, в период культурного расцвета Болгарии, процветал и Несебр. В нём насчитывалось тогда свыше 40 церквей, построенных в 12-14 веках.
В 1452 году Несебр был захвачен турками. Период османского правления длился пять веков!
В период болгарского национального возрождения были построены дома, придающие Несебру романтику прошлого века. Цокольный этаж типичного дома той эпохи построен из камня, а надстроенный и выступающий верх обшит деревом. Подпирающие верх балки зрительно еще сильнее сужают и без того узкие городские улочки...

Мы оставили машину на платной парковке и отправились гулять. Несебр оказался именно таким, каким я его и представляла. Неудивительно: много фотографий, много туристических отчётов было прочитано… Городок красивый, но шумный, пляж с мелкими камушками нам не особо понравился, хотя знаю, что у него есть свои поклонники – море чистое из-за отсутствия песка, удобно плавать с маской. Правда, к пляжу надо спускаться – основная часть отелей стоит на пригорке, и с маленькими детьми лично мне было бы неудобно. Погуляв по Старому городу часа три, я еще раз убедилась в правильности своего решения остановиться жить в Новом Несебре, а сюда приезжать гулять. Здесь выше цены на жильё и питание, больше шума, особенно вечером. Даже слишком много шума. Поклонники Старого града, приезжающие сюда по многу раз, утверждают, что тишина и покой здесь есть – стоит только свернуть с основных туристических троп. Не знаю, мы прошли городок вдоль и поперек, шума где-то больше, где-то меньше, но особой тишины там не заметили. Чтобы прочувствовать город, решили наведаться сюда еще раз – ранним утром. Вот тогда были уже другие впечатления. Красиво, уютно, зелено, пустынно… Единственное, что портило впечатление, когда прогуливались ранним утром по набережной – неприятные запахи вчерашних праздников от многочисленных ресторанов. Да и сама набережная совершенно не впечатлила. Так что гулять лучше в самом городе.

День пятнадцатый – двадцать третий
В Несебре, в нашей «Вилле Элеганс» мы провели чудесные две недели. В нашем квартале Аурелия всегда царили тишина и покой. Да и в самом отеле тоже. Хозяин отеля – Иван – говорит по-русски, и Паша часто спускался поболтать с ним о том о сём, да и мы с девочками часто присоединялись. Иван объяснил, почему цена за номер такая невысокая: при отеле нет бассейна, нет своего кафе, не берут денег за детей до 6 лет. За время отдыха мы познакомились с нашей горничной (она же администратор, когда Ивана нет на месте) Джанни. Удивительно приятная девушка! Мы часто завтракали за столиками во дворике отеля, она по соседству пила свой кофе. Однажды у ребёнка сломалась детская пластиковая вилка, Джанни увидела это боковым зрением и через пару секунд вручила нам добрую металлическую вилку. В другой раз одна из дочерей захныкала за завтраком – Джанни подошла и, улыбаясь, подарила ей цветочек. В номере убиралась на совесть. Однажды мы торопились на пляж и оставили в раковине посуду после завтрака — когда вернулись, были чистыми и посуда, и раковина. Правда, полотенца и постельное белье нам меняли раз в пять дней, а ежедневно убирали только мусор. Но нас это совершенно не напрягало, поскольку при нашей частоте мытья испачкаться они не успевали:-)) По поводу пылесошения – не скажу, может и каждый день, просто весь песок с пляжа мы смывали в кране во дворике отеля, а, придя в номер, сразу шли в душ, поэтому было чисто всегда. Перед отъездом мы отблагодарили Джанни подарком.
А наша старшая дочка Ярославна подружилась с ночным сторожем отеля – дедушкой Величко. Он родился на Пасху, в Велик день, поэтому по паспорту его зовут Велико. А Величко его по-доброму называет хозяин отеля Иван. Каждый вечер дедушка Величко приезжает сюда из Бургаса и, таким образом, зарабатывает прибавку к своей скромной пенсии. Наша Джанни ежедневно ездит сюда из более далёких мест: её родной городок находится в 70 километрах. Что поделать: с работой в Болгарии туго…
Кстати, наверное только в таких маленьких отельчиках абсолютно нормальна ситуация, когда вечером сидят вместе и попивают кофе/пиво и душевно общаются и хозяин отеля, и гости, и работники отеля.
Надо сказать, за 2 недели мы так и не увидели в нашем отеле русских. Отдыхали только болгары. Зато дети выучили несколько болгарских слов: «благодаря» (спасибо), «моля» (пожалуйста), «сладолед» (мороженое), «голяма момиче» — (большая девочка – так называл Ясю дедушка Величко) и «малка момиче» (маленькая девочка, так называли Веронику).

Завтракали мы всегда дома. Иногда – в тени зонтов во дворике отеля, иногда – в номере. Любимый муж избавил меня от необходимости готовить: сам нарезал утром овощи и брынзу для шопского салата, сыр и мясо из Младости, ходил в баничарницу за выпечкой, за барной стойкой брал чайник и заваривал чай, так что к моменту нашего с девочками пробуждения нас ожидал вкусный завтрак. На обед и ужин выбирались в бистро и кафе. Порадовало, что цены в заведениях на первой линии практически такие же, как и в более дальних от пляжа кафешках. Могу смело рекомендовать кафе «Марина» при одноимённом отеле на первой линии. В нем мы рискнули заказать мусаку еще раз (напомню, что в Балчике, в «Старой лодке», она была неудачная) и – по достоинству оценили это блюдо болгарской кухни: добрая запеканка с картошкой и мясным фаршем оказалась очень вкусной, и фарша повар не пожалела! Для детей нам запекли, а не разогрели, куриную ножку. Соте из картофеля и сыра было вкусным, но простоватым. Хека в кляре дети съели до последней крошки. Вообще нас там очень тепло принимали.
Вблизи пляжа рекомендую также бистро при отеле «Пинкови». Очень вкусные «тиквички с чесночным соусом» (маленькие, чуть обжаренные, кружки кабачков, к которым подается соус из кисела мляка и чеснока). Да и мясные блюда тоже были отличными.
По поводу супчиков-пилешек. В основном, они неплохие, где-то лучше, где-то хуже, но, конечно, с домашней лапшой не сравнить. Порции приличные – нам одной хватало для двоих детей. Стоят во многих местах 1,95 — 2,15 левов днём, вечером цена вырастает до 2,50 левов.
Также ради интереса заказывали суп «Боб чорба» — жиденький супчик в горшочке с несколькими фасолинками и морковинками на очень слабом мясном бульоне. Но в принципе годится для тех, у кого проблемы с желудком и в питании должны быть супы. А вот «шкембе чорба» сильно разочаровал – этот супчик из потрохов есть было совершенно невозможно из-за специфического кислого вкуса. Не могли мы пройти и мимо Таратора (попробовали его в часто рекламируемой на форумах механе «При Джамбо» в Новом Несебре). Честно говоря, от Таратора я ожидала большего – на деле принесли жидкий-жидкий супчик на разбавленном кислом молоке, в котором плавало немного нарезанных огурцов и микроскопическая доза молотого грецкого ореха (об этом я узнала позже). Никакой зелени в супе не было. Подозреваю, что домашний Таратор выглядит немного иначе. Да и вообще, полагаю, что болгарская кухня в туристических местах и в маленьких деревушках сильно отличается.
Раз уж заговорила про механу «При Джамбо», добавлю, что заказывали там спагетти типа болоньезе – принесли огромную порцию, было очень вкусно и сочно.
В один из вечеров сходили в рыбный ресторан «Карел», что на границе с Равдой. Приятная обстановка, вежливое обслуживание, на территории есть пара детских электромобилей. Заказали там акулу и рыбку ватус (без костей, но со странными съедобными хрящами вместо них), к ним принесли «подарок от заведения» — гренки с чесночным соусом. Лично на меня особого впечатления блюда не произвели – рыбы как рыбы, вдобавок повар чуть переборщил с солью. Но вообще этот ресторан болгары очень хвалят, говорят, его хозяин – сам рыбак, и следит за качеством рыбы в своем заведении.
Что касается напитков. Вино покупали в «Младости» — там хороший выбор и цены невысокие. Я не знаток, и по мне так даже недорогое полусухое вино было приятным. Домой привезли несколько бутылок сухого «Мавруда – Асенова крепость». Дедушка Величко договорился со своим знакомым – начальником склада винного завода в Поморие, и нам доставили ящик Плиски. Кстати, Плиску было очень удобно паковать в памперсы, которые я брала на всякий случай для Вероники:-)
Возвращаясь к теме супов, не могу не рассказать одну забавную историю. Однажды, довольно поздним вечером, нам срочно понадобился супчик для детей. Зашли в одно заведение – закончился, во второе – тоже нет. В поисках супа муж заглянул в большое кафе «Тихият залив» на пляже, рядом с отелем «Вилла Яна». Суп стоил 2,5 лева. Вечером в кафе было очень много народу, наряду с официантами хлопотал сам хозяин. Узнав, что нам нужен суп на вынос, он махнул рукой и сказал: «2 лева». У мужа было только 10, а сдачи хозяин не нашел. Он опять махнул рукой и, отдав распоряжение налить нам супа, сказал: «Ну потом как-нибудь занесёте». Вечером перед отъездом из Несебра мы пошли в это заведение отдавать два лева, там опять был сам хозяин. Увидев, что мы принесли деньги, он не только не взял их у нас, но и налил пива, поболтал, показал, как готовится на вертеле мясо и поставил перед нами тарелку с несколькими кусками только что приготовленной баранины. От денег опять отказался, ответив: «Расскажете про моё заведение кому-нибудь». Вот, рассказала.
Последний вечер в Несебре был немного грустным. Мы сходили на море, бросили монетки. Вечером здорово посидели во дворике отеля за столиками с хозяином Иваном и дедушкой Величко, пили пиво, ели цацу… Впереди у нас было путешествие по материковой части Болгарии: еще дома я запланировала к обязательному посещению Велико Тырново, Шипку, Сокольский монастырь, город мастеров Етар, Пловдив, Алёшу, Рильские озера и Рильский монастырь. Потом планировали пару дней провести на побережье недалеко от границы и – домой. Иван подарил нам подробную карту Болгарии (в навигаторе у нас было только три города – София, Добрич и Сливен ) и вместе с ним и Велико мы проложили оптимальный маршрут поездок.
В полдень, позавтракав, обменявшись подарками (Иван подарил нам по сувенирной бутылке ракии, а мы ему – подарочный набор с символикой нашего города), электронными адресами и «скайпами», мы тепло попрощались и выехали в сторону Велико Тырново.

О путешествиях по материковой части Болгарии – в третьей части моего рассказа