ПРОЛОГ
На момент путешествия имелось: машина ВАЗ-2111 1.5л 8кл., с установленным ГБО, водитель со стажем 1 лето-зима, жгучее желание проехаться по Европе, узнать потайное, что и как там, своими глазами.
Зрела эта мысль с середины марта, отправиться на машине в Италию (не на самолете). Окончательно утвердился в ней, когда приятель собрался в конце апреля поехать в Абхазию, в командировку на машине, хотя по работе предлагали лететь на самолете.
— «Мне не интересно на самолете, я люблю на машине ездить».
Лада появилась в 2008 году, отец отдал на День Рождения, сама была от роду 2002г., привезена(экспортирована) из… Венгрии, почти европейка). За все то время, что на ней учился/ездил, в нее приходилось тратиться лишь на топливо, садился и ехал, ТО проходила без проблем. Объездив окрестности вдоль 300 км, гоняя чуть ли ни в хвост и гриву (наглость-то растет!), она не подводила.
На ней было установлено газовое оборудование, и это позволяло не заботиться о дальности дороги (400 км(газ)+700-750км(бензин)), и прибавляло дополнительной уверенности к путешествию.
С февраля сестры, живущие в Италии, стали звать к себе приехать(прилететь!) в отпуск летом, но видя надежность машины (заводилась и ехала), стала свербить мысль о ПОЕЗДКЕ!
В первую очередь — впустят ли машину, удовлетворяющую норме Евро3, какие нужны документы… На очень многие вопросы ответил этот сайт avtoturistu.ru, а вдохновил отчет «По Европе на „Оке“» (склейка форума отчета).
Что еще сподвигло на поездку — это новость о том, что со следующего 2011 года машины, необорудованные тахографом (прибором, фиксирующим, сколько км проехал в сутки), могут не пустить за рубеж. Вот поэтому не стал дожидаться следующего года, когда навык управления авто станет сильнее — хотел поехать именно на русской машине. На иномарке всегда успею.
Осталось уговорить мать… Распечатал отзыв, дал почитать «По Европе на „Оке“»… Уговаривать не пришлось, на ее вопрос о билетах на самолет предложил:
— А давай поедем на машине..?
— Давай!,-
а отчет «По Европе на „Оке“» оказался весь подчеркнутый!
Позже предлагал:
— Мам, может поедешь на самолете, если боишься/переживаешь?
— Нет, мне тоже интересно!
Подготовка
Т.к. вначале нужно было съездить в деревню(Тульская область ~300 км), а сцепление уже пробуксовывало, то поставили новое, заводское ВИС. На сервисе также посоветовали заменить обе шаровые опоры, хотя всего одна пошатывалась; и опоры стоек. В магазине опоры стоек взяли особо устойчивые, фирмы не помню, с красным резиновым чехлом, за 2.500 (заводские 700-900р.), два передних колеса с покрышкой Cordiant Sport(прежнее порвал при неудачной парковке у бордюра), и после поездки в деревню также заменили лобовое стекло, шла трещина вдоль нижнего края, обозрению не мешала, но вполне могли придраться на границе, куплен 4.3' навигатор Prestigio 4200 по акции 2999 вместо 3999. Да, зимой был поменян ремень ГРМ.
ДОКУМЕНТЫ
Подготовив документы для посольства (не впервые), из нового было только маршрут следования, Гринкарта, копии ПТС и прав, письмо с объяснениями, где будем делать ночевки. Ночевки предполагалось делать в кемпингах, поэтому не бронировались. В визовом центре нас предупредили, что визы могут не дать, несмотря на приглашение и неоднократные поездки(полеты) в Италию, порекомендовали написать письмо с указанием пунктов ночевок. В конце разговора предложили сделать по той же стоимости полугодовую визу вместо двухнедельной, т.к. за последние 2 года уже посещали Италию. «Через 5 раб.дней подходите за документами.»
Придя за документами через… неделю, обнаружили, что их сделали за три дня! Возможно, из-за того, что указали число пересечения «17», но получилось похоже на «14».
Ура, путь открыт!
Поехали!
Планируя отъехать в пятницу, решились все же немного подождать, т.к. только-только, в четверг заменили лобовое стекло, прежнее было с трещиной вдоль нижнего края, чтобы постояло хотя еще половину суток, чтобы не рисковать, да и погода жаркая, клей лучше схватится. За временем сборов уже суббота подошла к 17 часам. Посовещались — решили ехать в воскресенье с утра ;), тем более, что докачивались обновленные неделю назад карты Европы, для iGO Primo.
Утром сборы завершались к 14 часам, и поняв, что можем так и остаться, силой воли, силком вытащили себя на улицу, к машине.
17.00 Ура, едем!
Дорога
В первый раз еду на такое расстояние. Все знакомое быстро пролетает и через километров шестьдесят на западе начинается неизвестность. А вечером до чего же приятно ехать, да в конце выходных дней), это у нас отпуск, а у других будни и возвращение в Москву, от Москвы же движение — свободно!
В районе Смоленска появилась «засада» — при проезде моста с разделенной полосой, в которой стояли фонарные столбы, за последним вприжимку прятался ГИБДДешник с радаром. Помимо этого, ГИБДД практически не встречалась, где-то 3-4 раза, в основном лишь нарисованные макеты ГИБДД-машин.
К часу ночи добрались до границы Белоруссии. Не особенно-то и далеко, всего две области :)…
БЕЛАРУСЬ
Помня по ранее прочитанным отчетам, что прямо лучше не ехать, а нужно завернуть правее, въезжаю вправо в какой-то полукруг, в котором стоят несколько фур, а слева, через «поляну», находятся какие-то палатки.
«Что-то не так», — подумал Штирлиц, и решительно вышел разобраться в ситуации. К нему уже спешил некий человек, смахивающий на строителя. В темноте преображаясь в таможенника, подошед, строго спросил:
— Что вы тут делаете?!
— Заблудилися мы, первый раз едем!
— Ну ладно. Что везем?!
— Да так, домашние вещи…
— Запрещенные вещи есть?
— Нет!
— Проезжайте!
Довольный Штирлиц уселся в машину, ведь главного не спросили, у него с собой были тульские пряники, и не один, и не два, а цельный ящик:)
Чуть проехав, выворачиваю на главную дорогу. Поодаль стоят в ряд несколько палаток. Первые различные страхования, обмен валют, а самая дальняя — касса за оплату транзита по Беларуси. Захожу, говорят — у нас перерыв на 5 минут, подождите немного. Рассматриваю объявления, стену у хлопцев, а там — батька! Плакат с Лукашенко. Необычно, привык, что Медведев или Путин висят. Приходит понимание, что ты в другой стране, хотя и язык, и надписи на русском.
Заплатил русскими рублями, выдали чек, время на час назад выбито. Почему-то думал, что время переведут уже в Европе, сразу на два часа. Итак, в ноль часов по текущему времени готовы к выезду, но сделали перерывчик на кофе. Кстати, термоса с металлической колбой очень хорошо сохраняют тепло, даже через сутки (уже в Польше-Чехии) кофе был очень горячим, согревающим.
0.40 В дорогу, в путь!
Платная магистраль
Через 5 мин (5 км?) виднелись кассы [взаимопомощи]) платы за въезд и проезд по платной магистрали …Россия…-Брест.
На всем протяжении, до Бреста, находятся 4 пункта по сбору оплаты, с каждого пункта по 20 руб. [Ау, строители трассы Москва-Питер, так не могем?:( ].
Есть такая интересная особенность — при подъезде к наземному пешеходному переходу начинает потряхивать, проезжаешь некие полоски, чем ближе к переходу, тем чаще/больше потряхивает, т.е. снижай скорость, дядя. На одном из таких подъездов лишь чуть-чуть снизил скорость, а дрожь все сильнее, и тут — вспышка,- тебя сфотографировали, товарищ, будешь иметь ответственность по всей строгости закона!
Остановились на небольшой заправке, попросили разрешения поставить машину, переночевать. Женщина милостиво разрешила, только поставить машину перед окнами, чтобы она видела. Проснулись в 6-7, в благодарность отнес тульский пряник, к чаю.
Утром навигатор почему-то настаивал нам покрутиться на мостах/эстакадах и ехать дальше. Т.е. свернуть на пересекающую трассу, на ней проехаться, развернуться и опять возвратится на свою трассу, сделать эдакий вальс.
«Последняя» бензиновая заправка.
Подъезжаем к одной из последних белорусских заправок, дальше лишь у границы, через 80 км будут, рядом с таможней. На кассе спрашивают, чем буду платить…
— Рублями. (?!)
— Российскими?
— Да… (?!)
— Значит, валютой.
Непривычно для слуха: рубли — валюта. Заправляюсь под завязку, пистолет несколько раз отщелкивает, но заливаю всего 6 литров, дальше бензин чуть ли не обратно вытекал. Сажусь, включаю зажигание и машина тут же продвигается немного вперед.… не выключил передачу...! проехался на стартере… Ладно, даем немного передохнуть аккумулятору, снова зажигание и… не заводится. Еще раз — не заводится…. Попробовал сигнализацию вкл./выкл., может случайно нажал. Нет. Открываю капот, все провода целы, ничего не перегорело, снял клемму с аккумулятора на 5 мин, для сброса датчиков, не помогает. откатили чуть в сторону, спасибо, помогли ребята. Спрашиваю их:
— Здесь есть сервис поблизости?, — говорят
— Здесь нет.
И видят, что у меня машина на газу.
— Ты попробуй на газу завестись.
— Его уже нет….
А рядом бочка, газом заправляться. Откатили к ней, несусь платить в кассу за газ, а там — рубли за газ не принимаем, только белорусские, вон рядом, окошко обмена валют. Меняю, несусь обратно, на все, до конца. Остается со сдачи чуть более 500 белорусских рублей. Заправили, включаю зажигание — завелась! Тут же мысли — нас ждут, возвращаться не хочется, машина на газу заводится, в Европе газа полно, если заправляться через каждые 200 км, то запаса баллона хватит. Принимаю решение: Все — едем!
Граница. Брест.
Свернув с основной магистрали не в тот отворот, начинаю возвращаться по навигатору, но снова поздно перестроился, пришлось опять развернуться по улочкам (по навигатору), и вот, уже поворот на улицу, ведущую на мост, после которого начинается таможня. Въезд напротив заправки, похож на автостоянку, заезжаешь внутрь, огибаешь справа здания и останавливаешься у будки. Говорят пройти в кассу, оплатить услуги таможенников, после пропускают и поворачивая направо, видишь вдалеке небольшую очередь машин. Это въезд на пограничный терминал.
Проход.
Очередь двигается пульсирующе — через определенные промежутки времени запускают некое количество машин, на их место подъезжают другие страждущие…
Переход через границу был как во сне, в какой-то нереальности — неужели мы здесь и что тут делаем? Пропустят ли?
Белорусы выдали квиток, где должен расписаться, по какому коридору идешь красному/зеленому, доезжаешь до ряда будок, там отдаешь квиток, проверяют загранпаспорт, права, зеленую карту, оплату транзита по Белоруссии, после техпаспорт отнесли в будку, проверили салон, багажник, отдали свидетельство и вот, к границе Польши. Въезжаем на мостик, с каждой стороны забор-рябица. Если бы не знал, что нахожусь на границе Беларусь-Польша, то подумал бы, что проезжаю между двух пионерлагерей. Ржавенький заборчик, за ним раскинутые кусты, в общем, речка-топь, огороженная забором.
Въезжаем на польскую таможню, то же самое, в общем-то, проверили документы, цель визита. Обращения у них:
— Пан Сергей?- Пани Надежда?- Цель визита?
— К родным в Италию.
— к дородным?
— Да).
Язык очень похож на русский.
Проверяют два раза. В первый раз как будто небрежный осмотр, потом почти выпускают, и опять осмотр, потщательней. Машины кругом в основном иностранные, Лад не замечено. Все, с границы выпустили!
ПОЛЬША.
Ну вот почему нельзя так сделать у нас?! Чисто у них, чисто. Разница километр, а какая разница! Сразу ощущения, что до Италии рукой подать), похоже стало, как там, уже в Европе.
Дорога понравилась, полоса полуторная, т.е. если не спешишь, смещаешься вправо на полполосы, пропускаешь. Увидел новые спасибки, поворотниками перемигиваются попеременно. Съезжаю к одной из заправок, уточнить, где дороги платные и как на заправках, принимают евро или только злотые. Ой, язык-то похожий, а ни фига не понятно. Он-то говорит, ты вроде понимаешь, но не понимаешь) Рядом сидел еще парень, он немного по-русски понимал. Он сказал, что в Польше дороги бесплатные, платные в Чехии и Австрии. Что принимают на заправках и евро и злотые. Успокоенный, сворачиваю в сторону Варшавы.
Остановка.
Все же поездка ночью дает о себе знать, когда глаза сами закрываются и чуть не съехав в канаву, принимаю решение остановится. Остановились недалеко от круга, на обочине. Час я поспал. О, как это дало силы. Вперед, в Италию!
Варшава.
Кто бы мог подумать, что Варшава так начинается? Пошли бесконечные ряды строительных рынков. На спидометре уже около 170 км суточного пробега (обнулил ;) с последней заправки), заруливаем на ближайшую бензо/газовую заправку, говорю:
— Газ, — и протягиваю евро, как-никак в Европе.
— Нет, пожалуйста, злотые или кредитку. Я говорю, а як же, что евро тоже можно оплачивать.
— Бензин можно, газ — нет.
Справедливости ради, и евро за бензин не везде возьмут.
Злотые, где взять? Время к шести, банки уже не работают, у них kantora(обменник) до 17 часов. Вижу наружные(уличные) часы — а мы же в Европе, и еще на час назад! Итого, около пяти и как указали прохожие, «кантора» на другой стороне. Иду к переходу шоссе и ощущения, что перехожу у себя, на Можайке, около Немчиновки, только переход наземный и светофор есть пешеходный. Подбегаю к обменнику — а он уже закрыт! Хотя и время еще 15 минут до 17 часов. В том же подъезде небольшой магазинчик. Захожу, там милая женщина пенсионного возраста, ей пытаюсь объяснить ситуацию, что из России, авто на газу, бензин уже не ест, за евро газ не заправляют. Посмотрела. Смотрит вопрошающе.
— Не могли ли поменять евро на злотые, обменник закрылся. Она на чистом русском
— Спасибо, но мне они зачем (этого я не сразу понял)? Куда я их дену? В обмене валют вам могут поменять, рядом.
— Он закрыт…
Понимая, что помочь мне не сможет, говорю, — — Спасибо.
— А вообще, я правильно говорю по-русски, не ошибаюсь?
Оказывается, у нее дочки на Украине, а сама она все же полячка.
— Чистое у вас произношение.
Выхожу. Дай-ка, пройдусь вдоль ряда, дальше еще одна вывеска банка проглядывается. Да, это банк, но открыт только подъезд, внутри закрыто. Замечаю парня у банкомата, одетого в дорогой костюм, снимает деньги. Наверно, в центр Европы часто ездит, не в Белоруссию же… Подходит к машине. Сейчас или никогда! Подхожу, извиняюсь [как бы за грабителя не принял бы)!], объясняю ситуацию, он, не сильно понимая, спрашивает:
— Чего тебе?
Показываю евро, нужны злотые, обменник не работает, могу оставить свои данные. Он говорит:
— Не надо, — смотрит на бумажку 50-евровую, спрашивает у меня курс. А я откуда знаю?? Пожимаю плечами, он садится в машину, посмотрел по телефону, то на евро (немного намокла, в ладони была), выходит оттуда, протягивая четыре купюры, хрустящие, синенькие. Говорю на чистейшем русском
— Спасибо!,- улыбаясь.
А злотые красивые, оказывается, да и поплотней, чем евро. Деньга, на нее похоже!
Дороги много строят/ремонтируют и попадаем на мост, где перекладывали одну полосу, движение организовывали по другой полосе… рабочие(не «гаишники»!). Сначала пропускали в одну сторону, в течении 5 минут, после преграждали путь, и пропускали встречное движение. Вот и городские улицы. Как же столицы друг на друга похожи, немного грязноваты, запылены, и здания тоже — помпезные, бетонные, стекляно-зеркальные. Много выручал навигатор! Несколько раз промахивался с поворотом, а развороты попадались не просто налево, а нужно проехать прямо, там развернуться/обогнуть клумбу и проехав чуть вперед, сворачиваешь опять на эту же дорогу. Навигатор из-за моих пропусков поворотов постоянно пересчитывал траекторию(чуть позже перенастроил на более ранее оповещение о поворотах) и все же постепенно выводил из Варшавы.
Но зато объездил центр, попав на подобие нашего (московского) 3-го кольца, проехав по туннелям, покрутился под мостами, и, можно сказать, что Варшаву знаю! По-крайней мере, повидал-ознакомился).
Дорога на Вроцлав.
19.30-20.00
Проехав в небольшой пробке, вырываемся из Варшавы, оставив там 2 часа с копейками времени. Дорога. Трасса. Уже к 22-23 часам заезжаем на заправку, в которой и заправляемся газом. Обозначается газовая заправка GPL. Оплачиваю и решаем перекусить. Недалеко оборудована стоянка с множеством фур. Заезжаем в самую гущу. В общем, решили уж не искать кемпингов, прямо тут и переночевать, встали у заборчика и приятно расположились. Первая ночевка в зарубежье!
Утро. Перед самой границей Польши с Чехией заправляемся газом по низкой цене. Подъезжаем к заправке, разворачиваюсь во дворе, останавливаясь у «бочки». Времени 10:15 утра. Выхожу, никого из заправщиков нет. Жду немного, появляется мужчина, спрашивает/говорю:
— Полный, full?..
Смотрю, а он чуть ли не в тренниках вышел. Т.е. у него это как подсобное хозяйство.
Кстати, заправок с газом в Польше много, очень распространены.
ЧЕХИЯ.
Проезжая эстакаду, навигатор сменил страну на «Чехия», показал допустимую скорость и ограничения ПДД. Из дорожных знаков на эстакаде всего лишь табличка «Чехия» со знаком Еврозоны, прикрепленной к столбу.
— Ура, наконец-то, ну наконец на евро можно заправляться!
Плавно вхожу на скоростную магистраль, еду не больше разрешенной в Польше км 90-95, дорога пустынна, тут одна машина резво объезжает, еще одна. Смотрю в навигатор, а там по трассе разрешенная скорость до 130! Не стесняясь, давлю тапку и вот теперь мы едем! По-настоящему!
Показалась заправка, плавно въезжаю на нее, приобрести стикеры-наклейки, «абонемент» на проезд по дорогам Чехии. Выясняется, что у них их нет, вот будут дальше, на заправках, там можно приобрести. Газа не надо, уж недалече заправлялись. Язык славянский, но уже не все слова сходу понимаю и какой-то немецкий, строгий говор у них. Это, конечно же, ощущения, но показалось, что стилистика дорог, улиц стала строже, упорядоченней, понейтральней. В Польше указатели, обозначения поцветастей, что-ли.
Проехали Остраву кругом по трассе (заехать, за виньетками?), продвинувшись на 50 км за 25-30 минут, пока не встретили следующую заправку. На ней выясняется, что виньетки можно взять лишь за кроны, за евро будут дальше. Проехали уж 100..150 км), а все никак не можем купить виньетку. Уж заодно бы и заправиться. Идем по навигатору, ведет мимо крупной заправки, находится на таком холмике, там целый комплекс, с магазинами, отелем, и кажется, даже с кинотеатром. Покупая на рецепшине-кассе виньетку: есть на 10 дней и на 30, по 250 и 350 крон, соответственно, в евро. Беру на 10 дней, на месяц мне никак, у меня же отпуск заканчивается! Виньетка представляет собой голографическую наклейку, которую прилаживаешь снаружи на лобовое стекло.
Все, проезд уплочен!
Традиционный вопрос про «Газ есть?» (все же большая заправка), говорит, что да, есть, на улице. Обойдя раза три, вокруг заправки, никакого баллона или надписи «GAS» или «GPL» не нахожу. Возвращаюсь обратно… ну почему я только итальянский учил!!! Инглиш или по-чешски просят/отвечают...( Возвращаюсь к навигатору, ввожу слово «GAS» и он находит несколько пунктов с такой отметкой. Направляемся туда и что там — заправка или нечто другое, также связанное с газом — понятия не имею.
Простеёв.
Съезжаем в некий городок.
Все же не говори, а приоритет круга — очень правильное и удобное введение, а главное, понятное. Плюс в том, не успел прочитать указатели, еще крутанись, никто пред тебя не встрянет.
Доезжаем до места, навигатор радостно верещит, что к промежуточной точке приехали, и точно, с другой стороны аж две бочки газа, вдоль дороги за забором. Разворачиваемся… А почему цены в кронах только?? Меня терзают смутные сомнения…! Развевая, говорю с хозяином «бочек» — точно, отдаст газ только за кроны, за евро нивкакую. Отсылает меня туда… …менять… Ставлю в навигаторе «обмен валют», показывает, что около круга, опять проезжаем круг, но обменник на другой стороне улице, а справа парковка у какого-то супермаркета. И мы заворачиваем на большую автостоянку. Да это же ИКЕА! Наверняка там есть обменник валют. Наверняк оказался неверным. Походил по гипермаркету, там только кассы ИКЕА, а обменника не нашлось. Подхожу к кассе, смотрю с извиняющимся видом, спрашиваю:
— Кроны… евро…?
Объясняют…. Уточняю:
— Я из России, Русии.
Машут рукой в направлении выхода и направо, при этом что-то мило объясняя. Проходя мимо своей машины, вижу, что в соседней машинке женщина пытается втащить нечто громоздкое в багажник. Мило улыбаясь(чтоб не испугать), предлагаю помочь. Поблагодарила, рассказал, что мы из России, спрашиваю, где обменять евро на кроны, она показывает через дорогу, и, чего уж тут, пытаюсь узнать, где мы находимся. Говорит по-чешски. Не понимаю. Говорю, на всякий случай, ибо компьютерщик и английский могу понять больше:
— Ду ю спик инглиш?
— Но. Шпрехен зи дойч? — она спрашивает. ЭТО БЫЛО ДЛЯ МЕНЯ НЕКОТОРЫМ ИЗУМЛЕНИЕМ, что дойч, а не инглиш, не везде является, уж по-крайней мере, в Европе-то, альтернативным языком общения. Ну почему в школе не учил хорошо немецкий?? Так мог пригодиться! Притараниваю атлас, написанные названия не понимает, читаю, какие крупные есть. А вот, нашлось. Город Простеёв. Ну хоть знаю название, где припарковался.) Надо же, больше, чем полстраны проехали.
Попрощавшись, иду на другую сторону улицы. А с другой стороны нечто вроде АШАНа, только с другим названием (ТЕСКО?) и ее же заправка, там и газ есть, и за евро, но заправить не могут. Выходной или в определенные часы только, что-то в этом роде. Захожу внутрь типа «АШАН`а», правее входа различные витрины, в т.ч. и этот обменник. Курс, скорее всего, повышенный, ну да не выбирать. С улыбочкой разменяли 50 евро на ставшие столь заветные кроны…
АВСТРИЯ.
Уж поскорей бы доехать до Австрии, ПОКУПАТЬ ГАЗ ЗА ЕВРО! Проезжая последний чешский городок, замечаю надпись «Last LPG» на фонарном столбе, последняя заправка вроде и наверное дешевле, чем в Австрии. Но я всего 100 км проехал, еще, как минимум, на 300 км, до Австрии хватит доехать.
Чехия, вообще, холмистая страна. Польша все больше равнины, а здесь возвышенности все чаще встречаются.
Дорога проходит между двух озер, кустики, трава на воде, заросли перемежаются — красота неописуемая. Подъезжаем к «границе» — обычные П-образные «ворота» из металла. Сразу за ними заправка, подъезжаем к ней, приобрести виньетку. Захожу и до чего же непривычно, контраст — две кассирши оживленно балалакают с полицейским, а речь-то немецкая! Вот только чуть-чуть проехал, там хоть и чешский, но течет по-родному речь, язык — славяне. (как от деревни до деревни расстояние) Вспоминается, всплывает) сам собой школьный немецкий. Спрашиваю, сколько стоит виньетка, то ли 7, то ли 9 евро, за 10 дней. М-мм, дешевле, чем в Чехии. Туалет стоит 50 центов, за такую цену получать такие услуги — хорошая кафельная плитка, дверь в кабинку не просто дощечка, а самая настоящая комнатная дверь, с золоченной ручкой-замком — словно в отеле премиум-класса. Не ожидал такого на заправке. Там же рядом с туалетом есть душ, а у кассы можно заказать кофе — все для комфорта….
Заправка сама небольшая, газа нет, где есть, не знают, вернее, говорят дальше проехать.
Наклеиваю виньетку с внутренней стороны стекла, выглядит как ламинированная бумажка и голографическая не вся, а лишь центр, не как чешская.
А мы-то, оказывается, уже въехали в городок, он недалеко от заправки начинается. Очень крутые спуски, повороты, куда навигатор говорил поворачивать, не особо обращал внимания, просто пристроился за фурой, наверняка она идет мимо городка, дальше, в глубину Австрии. Сразу же обратила внимание архитектура этого городка, некая готичность у зданий, ухоженные тротуары, висячие цветки, мелочи — а как замечается!
Проехав городок, пошли луга. А там увидел вблизи ветряк/и. Это завораживающее зрелище. Стоит колонна с пол-останкинской башни, крыло с пятиэтажный дом и вот эта трехлопастная махина крутится на стоячей же махине. Красиво именно своей величавостью, грандиозностью. Представлял их несколько меньше, раз в пять, что-то вроде вышки метров 20 и на ней крутиться какой-нить 1-2х-метровый пропеллер.
Въезжаю на трассу, недалеко Вена, проходит сбоку. Трасса похожа на гоночный полигон — широкая, несколько полос в каждую сторону, разделенной бетонной полосой, с бетонными же наклонными стенами-краями, мало машин, местами выезжал на такие участки, что как будто дорога недостроена, настолько пустынно и мало машин, одна-две. Асфальт состоит как будто из черных и серых заплаток, как высохший после дождя асфальт, но по ощущениям очень ровное покрытие. Смотря на все эти «заплаты», ожидаешь встряски от стыков, но едешь очень ровно. Ощутив такую дорогу, вжарил до 150, но все же снизил скорость, до разрешенных 130-135 кмч, все-таки в первый раз за границей, не хотелось связываться с местными властями. Навигатор недоумевает, куда идти и показывает, что я еду по чистому полю, перпендикулярно от одной дороги к другой! :) Свежая дорога. Несколько раз было ощущение, что еду по кольцу и вообще, уже в обратную сторону. Это от новизны и массы впечатлений и оттого, что навигатор толком не показывал дорогу, только направление ;).
А-аааа, вперед! И вверх!!! Когда начались горы, въезжал уже с потоком. Начали бибикать фуры, наверно, это приветствуют наши, т.к. несколько раз, но не из-за того, что кого-то подрезал.
Стоянка.
Встретилась крупная заправка на плато горы, позади нее отель. Заезжаем, интересуемся, есть ли газовая заправка, все-таки несколько рядов колонок. Нет… Раз уж здесь, пойдем, осмотримся, пофотографируемся, да и отдохнем, а то два часа уже проехали. Пошли к отелю, пофотографировались, посмотрели на альпийские горы, подышали :).
Зашли в ресторан, там туалет за 50 центов, та же картина. При выходе отдают талоны, суть которых в том, что возвращают 50 центов при покупке некоторых продуктов и напитков. Заказали кофе, получилось 1.74 Э и булочки. До чего же здорово — сидеть у окошка, попивать кофе и смотреть на Альпы, отдыхая и растомляясь.
Грац.
Поворот.
Едем вниз, со склона горы, заправки встречаются, но газ не предлагают… Надо бы спуститься в какое-нибудь из ответвлений, какой-нибудь городок, скорее всего ГЗНС стоят в стороне от трасс и там поспрашивать местное население, ну не может быть, чтобы в Австрии не было газовых заправок!
Км 100 проехал, осталось газа еще км на 100, надо уже искать/сворачивать. Плетусь со скоростью 90-100 кмч, на 5-й передаче, экономя газ, в крайнем правом ряду, благо со спуска. Пропустил один отворот, еще один отворот… Через 15-20 минут нажимаю на педаль газа — машина притормаживается, а еду-то со спуска! Отжимаю — машина идет почти с той же скоростью, несколько раз так, машина начинает тихо работать. Делать нечего, прижимаюсь к краю, с аварийкой, вдалеке появляется отворот от трассы, дотягиваю до него и на скорости 40 км/ч спускаемся до трассы, на которую идет этот отворот, останавливаясь аккурат на въезде у обочины. Всё, приехали)
Недалеко впереди участок ремонтируемой дороги. 17.00.
«Все фигня, я в танке».
Надеваю жилет, ставлю знак аварийной остановки, пробую разобраться с бензиновой системой питания, ведь бензина — полный бак! Пошли мысли — где-то неконтакт, предохранитель, за неделю до поездки влил четверть мягкой очистки топливной системы, может сетка топливного насоса забилась, хотя не должна, вроде и мягкая очистка и малая часть была влита. Снял клемму с аккумулятора, сделал сброс датчиков. Не помогает, осмотрев провода по капотом, решаюсь прочистить сеточку бензонасоса, как один из последних вариантов. Книжка есть, инструменты рядом. Отворачиваю защитную крышечку — мама моя, бензин стал вниз стекать струйкой. Бак-то не должен вытечь, но течет! Подставил кружку и пока излишки не вытекли, течь не перестала. Дак я ж под завязку, до упора в Белоруссии заправлял, кран несколько раз отстреливался! Вот бак и наполнилось выше краев, по самое не балуйся… Бензонасос вытащить не мог, вернее, трубки открутил, а сам не вытаскивается. Заворачиваю обратно, а сам спокоен, как будто все в порядке, под контролем откуда-то и размышляю, что сейчас кто-нибудь поможет, наверно, кто-то русский, а хотелось все самому… глупость, конечно, если кто-то помогает, надо этим воспользоваться, тем более в такой ситуации… Тут мама говорит,
— Сереж, там машина какая-то остановилась, темно-синяя, чего-то долго стоит.
Думаю, все, надо быстрей отсюда тикать, а то ремонт на трассе устроил, а это запрещено на трассе, да еще бензин пролил — экологию испортил. Осталось лишь последнее — посмотреть контакты реле бензонасоса. Мама говорит, что машина та уехала. Ну… либо просто уехала, либо полицию приведет. Смотрю контакты — вижу, как стрелочка показа топлива начинает шевелиться при прижимании реле к контактам. Ага, где-то здесь! И тут мама говорит, что приехала другая машина, серебристая, из нее вышел какой-то парень и идет к нам. Я выхожу также, он спрашивает, что случилось, я говорю,
— Бензонасос…
он непонимающе, я повторяю и жестами помогаю,
— Бензонасос.
— Pompa (помпа)?
— Да, наверно. И есть газ. его найн.
он набирает номер на мобильнике и протягивает мне.
— Здравствуйте, мы с мужем проезжали мимо, увидели вас, я попросила вернуться мужа, он может чем-то вам помочь?
«В сервис не хочется, лучше на месте разобраться (т.е. в Италии)… дотянуть до газовой заправки… но, а если еще что-то случилось в системе питания.., ладно, по наименее плохому и самому простому пути пойдем».
Говорю, если возможно, довезти до газовой заправки. Он говорит, что есть несколько в городе, недалеко отсюда и он может дотянуть, если есть трос. Трос есть, аж две штуки.
Грац.
В первый раз еду на тросу. То ли трос короткий, то ли потому, что раньше не тянули, кажется, что бампер очень близко к капоту — весь во внимании, как бы самому не въехать в корму, но и не сильно затормаживать ту машину. Из-за неопытности наехал на трос при остановке на светофоре и при трогании он порвался. Хорошо, что второй есть, когда-то на работе принесли взамен одолженного, и так остался лежать в машине. Въезжаем в город, уже вечереет. А город-то приятный и современный.
А вот и на заправку поворачиваем. Ну все! ура! Но, оказывается, здесь не работают компрессоры, закрыли на профилактику, уже отключили их. Австриец(не запомнил его имя) говорит, что эта была по пути, поэтому и заехали, а та, до которой хотел дотянуть, находиться немного дальше. Это по телефону его жена передавала/переводила слова.
Едем к следующей, по дороге нас обгоняет машина с компанией
— Привет!!! — руками машут.
Наши ребята, только чего они подумали, что я сломался… ведь лишь топливо кончилось…
Подъезжаем, говорим спасибо, от денег отказывается, тогда на радостях вытаскиваем тульские пряники, где он/а/и пряники эти возьмет, а так хоть память, и одарили его этим.
Вижу, начинается замешкивание, выхожу и говорю, дескать, оборудование Ловато, итальянское, чтобы знали какие переходники/приспособления применять для заправки. Мне что-то начинают объяснять:
— Erggas, Erggas, naturale.
Не совсем понимаю. Перезванивает своей жене и она говорит, что это природный газ, не могут меня заправить. Я сравниваю — пропан, газ, получаемый при перегонке, а другой, распространенный, природный — метан.
"?" — метан??.. да, и он во всем городе такой, пропановых нет заправок, в Австрии из газа в основном метаном заправляются, а пропан используется в Италии и странах Восточной Европы. Вот так да, получается устарелый тип питания…
Помочь ничем не могут, могут договориться с сервисом. Думаю, уж если так все идет и вроде помогают, буду со смелостью просить дальше.
? — есть ли поблизости пропановые заправки?
Он позвонил в свою страховую, потом в автосервис — выяснил, что в км 30 на магистрали (! ну зачем я гнал по такой хорошей трассе!? хватило б доехать!!( ) находится пропановая заправка. Он по трассе не может тянуть, это запрещено и это большое расстояние, и поздно, время уж 21-22, стемнело. Спросил, что я буду делать — в сервис или на заправку. На заправку. Уж у родных разберемся, на месте с бензопомпой. Он еще раз позвонил в сервис, узнал цену эвакуатора. Говорит, 200 евро, он сейчас позвонит в другой, сравнит, где дешевле, и если там дороже, попробует сторговаться, снизить цену. К тому моменту деньги на его телефоне закончились и он общался, уже когда ему перезванивала жена.
Я тихо офигиевал. Мы, чужие люди, а такая забота. Это, наверно, как надо быть влюбленным, любить жену, чтобы так осуществлять ее просьбу.
Через пару звонков, говорит, что со второй не получилось, с первой сбил цену до 150, 50 евро за 10 км, т.к. это трасса и конец рабочего дня.
— Устраивает вас это?
— Да, конечно.
Через 10 мин. подъехал «шустрый» эвакуатор. Мы попрощались с австрийцем, этим парнем, поблагодарили. Большое ему спасибо!!!
Зацепили мою малышку, втянули на эвакуатор. А прикольно смотрится на иностранном тягаче. Кабина, как у большого «МАЗа», дальнобоев. Влезаем в кабину — а кабинка-то просторна! Лобовое стекло цельное, здоровое и такое ощущение, как будто небольшой кинотеатр, по размерам.
Водитель лет 40-45, довольно шустрый, назвался Францем. Как управлялся он своей махиной — там, где я думал, углы посшибает, довольно лихо маневрировал. похвалил его, сказал, что «он — маэстро», показываю руками крутящийся руль. Он говорит, насколько я перевел, это опыт и время/или работа. Немецкий вспоминается с невероятной скоростью, а ведь только лишь в школе учил, в институте так, повторял. Болтали наполовину словами, наполовину жестами.
Рассказал, что приехали из Москвы, едем в Италию, к сестрам. Спрашивает, сколько ехали, говорю 2 дня, две тысячи км проехали. Говорю, что эта поездка из-за интереса. Спрашиваю, давно он водит — с малолетства. Ездил ли далекие расстояния? Да, по Европе. Во Францию, Испанию, даже в Швецию, если не изменяет память. Но не далее 1-1.5 тыс. км. Вспоминал, как будет «тысяча». Говорю «10 десятков», он — «хундерт». говорю 20 сотен км проехал, он «2 таузенд?», я — «я, натурлих!», чуть не добавил «штангенциркуль») Какие языки знает? У него много друзей дальнобойщиков и он знает также немного по-польски. (т.е. для него русский и польский практически одно и то же) Говорю «Добже», по-польски это — «хорошо». Это слово, произношение, очень понравилось. Общение навеяло ассоциацией фильма «Брат-2», где Бодров-младший общается с дальнобойщиком, каждый на своем языке)
«Потихоньку»), в смысле, незаметно для времени, подъехали к заправке. Подгоняет к газовому баллону и говорит заправщику:
— Заправляй, заправляй, сколько влезет.
Влезло 47 при обычных 43. А у них дороговат газ — 0.79 евро при итальянской цене 0.67-0.69. Ну да ладно, уж морщиться и привередничать не стану).
Спустили машинку, а она — не заводится. Ну конечно, весь вечер фарами светила, пока до заправки довезли. Франц обратно подтягивает, до половины платформы, так, чтобы в наклонной плоскости находилась, говорит мне нажать на тормоз, сцепление и включить вторую передачу, с толкача завести, с «горочки». Он говорит
— «Отпускай тормоз, после сцепление».
А в голове мысли — «а вдруг не аккум сел, а что, если с системой питания все же что-то случилось и она не работает..».
Машина разгоняется, плавненько-резко отпускаю сцепление, ключ повернут
— Урр-аа, завелась!
На радостях подбегаю к Францу, жму руку, прошу оставить телефон, думаю через него сообщить, когда доберемся до места, чтоб он передал нашим «спасителям», отдает визитку и объясняет примерно, как выехать на трассу до Италии. До нее лишь 140 км осталось. Эх, уже сегодня были б там! Чуть-чуть не дотянул…
Ночевка.
Проехали минут 40, едем по длинному, освещенному туннелю, не спеша, км/ч 110. Выехали на дорогу, а глаза начинают прикрываться сами, постепенно, как бы уход в мысли. Тут же повышается в громкости музыка. Это уже сигнал стал, что все… сплю. Искать кемпинг нет сил, замечаю, что часто встречаются знаки парковок, через каждые 10-15 км, Все, уж мочи нет, заворачиваю в отворот и притуливаюсь меж двух фур-дальнобоев. Глаза закрываются, успел достать с заднего сиденья плед. Баиньки.
Утро.
Эх, промыть глаза, да холодной водой — такое удовольствие! С учетом, что в багажнике 7 5-л.бутылей с водой, вообще все прекрасно и ни в чем себе не отказываешь. Кофе с тульскими пряниками, огурчики, помидорчики — что еще надо? И сыт и свежесть. Вообще, по моему наблюдению-опыту, самая лучшая еда в путешествии — огурчики-помидорчики, потому как освежают, тонизируют, насыщают и все же утоляют, больше дают силы и свежесть, к тому же не разливаются, не рассыпаются, т.о. от дороги не отвлекают, их проще сделать чистыми. +От них в сон не клонит. Ну и еще орешки, как энергетическая ценность, плюсы те же — не рассыпаются, специально готовить не надо, взял да ешь, не отвлекаясь от дороги.
ИТАЛИЯ.
Въезжаем рано утром в Италию, до нее всего-то 100 км оставалось. Боже, как это красиво! Горные пики, ты едешь меж этих здоровых гор, они и близко, но и на расстоянии, и солнце пока еще не встало. Ты проезжаешь мимо, сквозь, приближаются к тебе, проезжаешь и удаляешься от них. Италия по праву может гордиться въездом в свою страну, ради этого стоило ехать через 2 тыс. км! ПреКрасная «визитная карточка» Италии, въезд в нее. Benvenuto, одним словом!
Добро пожаловать в Италию. Въезд с Австрии. Следующей поездка, 2011 года. Немного регистратор перевписал начало въезда в Италию, начало горных пик, и запись начинается с ворот платной дороги. Обратную дорогу Италия-Австрия смотреть здесь (:
Заезжаю в один из первых городков, заправится газом, на всякий случай. Ой, да это же настоящий итальянский городок, нет никакого перехода от австрийского! Желтые дома, узкие переулки, дороги вверх-вниз, итальянский дух короче.
Покрутившись, а все горожане еще спят, выезжаю обратно на трассу. Через несколько минут-километров кассы-въезд на платную трассу, выдают билет-талончик и вперед. В первых трех заправках газ не заправляют, уж подумываю опять свернуть с трассы, тем более навигатор показывает в стороне, через 30 км заправка со словом Gas. Уж что это, понятия не имею, но заправиться где-то надо. К следующей заправке подъезжаю, нигде не вижу обозначения GAS или GPL. Ладно, хоть узнаю, где поблизости есть. Спрашиваю GPL, нет, говорят. Ладно, для простоты, переспрошу прямо
— Газ э?! (Gas есть?!) — Си. Фьори. ЛПГ. (Да. Снаружи. LPG.)
Вот это да, по другому обозначается. Заправился по 0.67 евро. Ну хотя бы здесь вздохнул с облегчением. И за евро, и газа — хоть залейся.
А платные дороги все же коварны. Пропустишь поворот и все, едь до ближайшего выхода, развернуться нет возможности, кроме как за пределами кассы. Так получилось, когда неправильно понял развилку на Венецию-Болонью, от Удине, пришлось ехать до конца, при выездном пункте поставил машину чуть поодаль от выезда, пошел к работникам ПП, рассказал, что перепутал направление и мне совсем не надо на выезд, можно ли как-то развернуться. Там была возможность, только отцепить решетки разделяющие обратное направление. Они
— Ок, все хорошо, выезжайте, разворачивайтесь по кругу и снова заезжайте.
Воодушевленный, подъезжаю к кассе, они просят тот талончик, ладно, отдаю, начинаю ехать дальше, а они мне
— Скузи, а сольди?, — с улыбочкой и доброжелательностью.
Мне моя оплошность стоила 2 с центиками евро.
Что поразило на трассе здесь — у грузовых машин колеса чистые абсолютно. Если нержавейка, хром — то это и видно, нет никакой пыли! Если видели в американских фильмах, грузовики выезжают чистые, как с завода, так вот, было то же самое, только наяву (потом сестра рассказывала, что грузовикам грозит большой штраф, если выедешь на дорогу неотмытый, будешь загрязнять дорогу).
Еще несколько раз слышал бибиканье, подряд 2 раза. Значит, приветствие), никого не подрезАл. Сам уже был немного в утомлении от впечатлений, поэтому никак не отвечал.
Проехали повороты на Удине, Венецию, Флоренцию. В Болонье съехали с платной дороги, км 7-10 проехали бесплатно и опять на платную. За 200 км до Анконы остановились заправиться и передохнуть. Все же на третьи сутки могу лишь по 500 км сразу, дальше глаза устают, сам-то могу хоть еще столько же проехать, а глазки все, не могут.
Теперь все ближе и ближе, вот и Римини — еще немножко! Через некоторое время появляются надписи Анкона, северный, восточный, вот и центр-въезд.…! Все, въезжаем в Анкону-Юг, а то и это пропустим, проскочим! Проходим ворота-кассу, тут важно попасть на оплату наличными, п.ч. еще есть оплата карточкой, и дистанционно, абонементом, через радиопередатчик. Этим в основном автобусы пользуются. Взяли в районе 20 евро, от Болоньи до Анконы, суммарно по Италии где-то 33 евро получилось.
Заворачиваем на еще новые эстакады, и… — да здесь же все знакомое! Здания, улицы!
Фотографии сделаны в другое время и с другой машины, и даны лишь для иллюстрации
Утомленность как рукой сняло, сразу силы появились! Да я смогу еще столько же, уже ничего и не страшно, здесь подтянут, здесь помогут, все, я на месте! Второе дыхание открылось!
Немного переживал за крутые склоны-спуски, что не поднимусь, все же не иномарка(хотя здесь иномарка))))), и с корнями))) ). Ничего, как миленькая ползла на второй, а то и на третьей передаче.
Все же красиво ехать по берегу, за окраиной города, когда слева плещется море, где-то внизу, а справа дома-поля-цветочки.
Заехали к старшой на работу, нас обрадовались, я весь заросший… и стал местной знаменитостью на несколько минут! Перед входом в парикмахерскую. Фото сделано позже, перед самым выездом.
Это же надо: из Москвы до Анконы на машине доехал, три тысячи км! Доехали до дома средней сестры, нечаянно разъехались — в бассейн деток отвозили, буквально разминулись на 3 минуты, осталась только свекровь и шурин.
Надо сказать, что машину всегда ставлю на ручник, уже автоматом, а тут забыл. Выходим, ставлю на сигнализацию, случайно оборачиваюсь, все ли в порядке и вижу, что машинка под наклоном, проехав сантиметров 5-10, колесами утыкается в бордюр: «Все, дескать, я вас довезла, а теперь дайте отдохнуть!». Читать вторую часть
Отчету зачет! Не плохо бы поместить несколько фоток, а так приходится самому фантазировать пейзажи по прилагаемому описанию. Очень жалко, что машинка все таки показала свое российское происхождение.
Это было уж 1.5 года назад и диск куда-то задевался… Единственное, есть фото с путешествия-2011, которое прошло во время написания первого отчета :) и некоторые видео. Если не противоречит правилам, размещу их, чтобы показать иллюстрации к путешествию, естественно, с оговорками.
А по поводу российского происхождения — она меня сама удивила такой неисправностью. Я больше уделял внимание механике, чем электрике при подготовке. Да и причина была во внештатной ситуации для электросистемы — это же груженный автомобиль сдвинуть, столько силы тока потребуется! Вот он и прошел по цепям и вывел из строя вот эту деталь.
Дорогу осилит едущий! MVS-мне кажется с любой машиной может что-то случиться, Недавно видела Субару джип (не старый) стоял посередине дороги на аварийке с вывернутыми колесами и из-под него вытекла лужа.От машин за такие деньги точно подлянки не ждешь…
А на дорогах Италии много раз наблюдал, как эвакуаторы перевозят различные дорогие машины — внедорожники, большие седаны. Это может произойти с любой машиной. Хотя есть версия, что их таким образом берегут и перевозят с места на место…
Но все же — волков бояться — в лес не ходить. :)
Ну конечно от машинки как пишет автор" я на ней учился/ездил, в нее лишь тратился на топливо, садился и ехал." ожидать чего либо другого и не стоило. А в целом молодцы проблемы решали по мере их поступления и вояж удался!
В самом деле, садился и ехал, вела себя, как любая хорошая иномарка. В первые месяцы владения очень внимательно следил за проявлениями каких-либо неисправностей — они не проявлялись.
А учился/ездил — потому как 4 года был без практики и в Италию поехал, имея лишь накат по одному летнему и зимнему сезону. Поехал бы попозже, чтоб успеть навык вождения больше укрепить, но прошла новость, которая бы сделала автопутешествие еще более отдаленнее.
И правильно сделал, что решился на поездку! Как я уже где то цитировал сервис у Нас не навязчивый, а как практика показывает, у Них тоже! Чтоб не кидали в сервисе ты должен быть автослесарем, электриком и ТД. Чтоб сотрудники ДПС вели себя прилично должен быть юристом!
sensx — садится в машинку и катит в Италию и неисправность его не остановила! Нашел для себя выход из положения. Но доехал — и этим все сказано, а вернулся на исправном автомобиле!
Начиная с 2009 года я каждый год езжу во Францию на Жигулях, а иногда и по несколько раз. Но я практически любую неисправность могу самостоятельно устранить, а лучше их не иметь. Но везде присутствует человеческий фактор, и сегодня приезжая на дилерский сервис приходится стоять у работников над душой, как солдат, и контролировать каждое действие, чтобы все сделали и чего не стащили! Вот так.
Навигатор Prestigio 4200, с навигационной системой iGo Primo на внешней карте.
Газ в то время где-то 0.67 евро, в Австрии 0.79. Грубо говоря, примерно половина цены от стоимости бензина. В недавнем прошлом цена на бензин в Италии была 1.70-1.79, выше, чем в Австрии, 1.45-1.57 евро. В Чехии чуть дешевле, в Польше самая низкая цена +появилась возможность расплачиваться евро на заправках, они не напрямую принимают, а как бы обменивают евро на злотые в кассе. Но удобнее ехать с карточкой.
Только на всякий случай неоднократно повторить в банке, что собираетесь использовать за границей, иначе могут заблокировать на второй день использования ради безопасности вашей карточки ;), несмотря на привязку к международной платежной системе.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (10)
RSS свернуть / развернутьMVS
sensx
А по поводу российского происхождения — она меня сама удивила такой неисправностью. Я больше уделял внимание механике, чем электрике при подготовке. Да и причина была во внештатной ситуации для электросистемы — это же груженный автомобиль сдвинуть, столько силы тока потребуется! Вот он и прошел по цепям и вывел из строя вот эту деталь.
LudaSamara
sensx
Но все же — волков бояться — в лес не ходить. :)
Michania
sensx
sensx
michel
sensx — садится в машинку и катит в Италию и неисправность его не остановила! Нашел для себя выход из положения. Но доехал — и этим все сказано, а вернулся на исправном автомобиле!
Начиная с 2009 года я каждый год езжу во Францию на Жигулях, а иногда и по несколько раз. Но я практически любую неисправность могу самостоятельно устранить, а лучше их не иметь. Но везде присутствует человеческий фактор, и сегодня приезжая на дилерский сервис приходится стоять у работников над душой, как солдат, и контролировать каждое действие, чтобы все сделали и чего не стащили! Вот так.
Vol4ik
А подскажи, почем там газ был?
И каким навигатором пользовался?
sensx
Газ в то время где-то 0.67 евро, в Австрии 0.79. Грубо говоря, примерно половина цены от стоимости бензина. В недавнем прошлом цена на бензин в Италии была 1.70-1.79, выше, чем в Австрии, 1.45-1.57 евро. В Чехии чуть дешевле, в Польше самая низкая цена +появилась возможность расплачиваться евро на заправках, они не напрямую принимают, а как бы обменивают евро на злотые в кассе. Но удобнее ехать с карточкой.
Только на всякий случай неоднократно повторить в банке, что собираетесь использовать за границей, иначе могут заблокировать на второй день использования ради безопасности вашей карточки ;), несмотря на привязку к международной платежной системе.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.