Автопробег Нижний Новгород - Севастополь, или экспедиция по ЮБК осенью 2014. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Автопробег Нижний Новгород - Севастополь, или экспедиция по ЮБК осенью 2014.

Автопробег Нижний Новгород — Севастополь, или экспедиция по ЮБК.

Воспоминания 70-х и 80-х, прочно сидящие в мозгу, давили на сознание и требовали оживления прежних впечатлений. Разные, порой диаметральные, мнения о современном состоянии Крыма только подогревали интерес. Иного варианта посещения полуострова, чем на личном авто, не было. Для себя это объяснялось свободой действий, широкими возможностями и многими другими обстоятельствами.
Сроки поездки задолго планировались следующие: отъезд из Нижнего Новгорода — 25 сентября (четверг), возвращение в Нижний — 11 октября (суббота) 2014 г., что составляло 16 ночей в пути. Расчетное расстояние: 2 х 2500 = 5000 км.
Даты были выбраны не случайно. Категорически не хотелось жары и многолюдья. А хотелось побольше бархата, сезон которого в итоге из ожидаемого шорточно-маечного получился курточно-шапочный. Кроме того, большим минусом учитывался фактор очередей на паром в августе – начале сентября. Здесь мы угадали, и пересечение Керченского пролива оба раза занимало менее двух часов. Каждый раз планировали в это время перекусить, но оба раза не получилось – выгоняли на берег.
Поездке предшествовала определенная подготовка. Составлялись и формировались различные списки необходимых вещей, мероприятий и прогнозов. Составлялся график маршрута и программы посещения различных объектов исторического, культурного и природного наследия. Важной составляющей являлось планирование организации питания и ночлега. Именно ночлега, а не проживания, так как проживать по несколько дней в одном месте мы нигде не планировали.
В описываемом путешествии, в нашем распоряжении был восьмидесятый крузак с салоном и верхним багажником, набитыми нашим туристическо-курортным скарбом. Не буду останавливаться на подготовке машины, хотя многие предусмотренные нюансы пригодились. Не смотря на солидный возраст моего железного коня, разменявшего третий десяток, он вынес не только все тяготы задуманного пятитонного маршрута, но и экстремальные посовы в горы и транзит по гористо-степному бездорожью. Наше путешествие планировалось по горному Крыму с небольшим вкраплением степной составляющей, что в принципе так и сложилось.
Имеющиеся возможности ночлега в машине (горизонтальное лежбище 190 х 140) и наличие полного комплекта палаток, пенок и спальников, не пригодились. Мечта устройства бивуаков в горах и на берегу моря перенесена на следующий год.
Итак, календарь пробега с краткой историей таков:

25 сентября. Выезд из Нижнего Новгорода по федеральной трассе М7 «Волга» (Е22) в сторону Москвы. Едем экипажем вдвоем с товарищем с перспективой посменного управления. Заезд по делам в Гороховец и по муромской дороге через Касимов, Шилово, выезжая на федеральную трассу М5 «Урал» (Е30) АН-6, поворачиваем налево и, проехав 5 км, сворачиваем направо на Сапожок, Ряжск, Александро-Невский. Выехав на трассу М6 «Каспий» (Е119) АН-8, сворачиваем налево на юг и проехав около 8 км сворачиваем направо на Чаплыгин. По Липецкой объездной на юг на М4 (участок от Липецка до федеральной трассы М4 также носит номер М4). Доходим до основной (от Москвы) федеральной трассы М4 «Дон» (Е115) и валим на юг, минуя по объездной Воронеж. Уже стемнело, и принимаем решение искать ночлег, не покрыв планируемое традиционное плечо до Богучара. В Павловске находим кемпинг «Уют», расположенный в глубине справа от трассы в 150 метрах. Стоимость за двухместный номер с удобствами – 1000 руб. После нижегородских цен – сносно, но и выбирать уже нет желания.
N.B. Если кто решится в подобное путешествие, настоятельно рекомендую оборудовать авто навигатором и антирадаром. Нас это традиционно успешно выручало. Также хорошим подспорьем всегда была CВ-рация на 15 канале. Ещё бы уме́рить обыденный дальнобойный мат в эфире, режущий уши даже нашего мужского экипажа. Кроме этого, не забудьте запастись всеми видами зарядки ваших гаджетов от бортовой сети. Обязательно надо иметь в машине фонарь, и не один.

26 сентября. Хорошо выспавшись и позавтракав, в 8 утра едем дальше. На наше удивление быстро проскакиваем Ростовскую область. Самые высокие цены на солярку в Краснодарском крае -33,4 рубля. С трассы М4 «Дон» на 1158 км от Москвы сворачиваем направо на Кисляковскую. Далее через Ленинградскую (надо ехать через центр), Тимашевск, Славянск-на-Кубани, Темрюк (в нем прямо!), мимо Голубицкой, Пересыпи, попадаем на Таманский полуостров и косой Чушкой приезжаем около 20 часов в порт Кавказ. Позади 1730 км. Машин мало, но от парома нас отправляют обратно за несколько километров в первый отстойник (где регистрируют, дают талоны и оформляют билеты на паром), который мы в темноте ночи проскочили по неопытности. Возвращаемся. В кассу надо предъявить свидетельство о регистрации на ТС и паспорта на всех граждан. Очередь четыре человека. С машины берут 1688 руб., с людей по 162 руб. Здесь со всех сторон море, и бойкий ночной, не по-южному настойчивый, ветер заставляет надеть теплые куртки. Юг, одним словом. Небольшая очередь на пропускном пункте на осмотр. Всех выгоняют из машин и требуют предъявить документы и билеты. Задаются дежурные вопросы о провозе оружия, наркотиков и прочей запрещенной клади. Предъявляем имеющиеся ножи (рекомендуем иметь сертификаты или разрешения). Некоторые вещи пропускают через багажный сканер. Заезжаем на паром. Нам попался грек с понятным именем «Олимпиада». Заявленный погрузочный лимит – 160 авто и 600 пассажиров. Из ярко освещенного порта плавно отходим в темноту. Вокруг, в море и на темных силуэтах гор проглядывающего манящего полуострова, множество огней. Короткая экскурсия по палубам, знакомство с корабельной жизнью. Вторая грузовая палуба пуста, а наша полностью забита машинами разного калибра и автобусами. Успеваем нарезать колбасу, курицу и овощи, но начинается движение. Аппарель опускается и начинается выгрузка. С освещенного причала въезжаем в кромешную южную темень. 22.00. Здравствуй, Крым!!! Где ночевать? Пока загадка. Решаем идти на Феодосию М17(Е97). Лобовое стекло залеплено мошкарой и бликует, мешая вести машину.
N.B. При заливке омывателя надо учитывать антимоскитные свойства.
На объездной Феодосии слева увидели мотель «Лис» (Керченское ш., д. 44а, тел.: 978-023-68-78). Решили переночевать. Двухместный номер со всеми удобствами за 800 рублей. Цены снижаются!

27 сентября. Утром обнаружили в мотеле автомойку и моемся. Точнее отмываемся от насекомых в передней части авто. Лобовое стекло и фары полностью заляпаны. Светит яркое солнце, безоблачное небо. Все-таки Юг! Знакомимся с городом — Черное море, набережная, рынок, руины старой крепости. Выезжаем через Симферопольскую трассу Р-23 и сворачиваем налево в Насыпном на трассу Р-29, ведущую вдоль южного берега Крыма. Едем в Орджоникидзе федеральными трассами, хотя есть местная дорога почти в два раза короче. Заезжаем на мыс Киик-Атлама, забираемся на горы, спускаемся на набережную, пляж, гуляем по скальным тропам. Мониторим частный сектор: цена на жилье приятно радуют своей динамикой — от 200 рублей. Знакомимся с Татьяной — хозяйкой расположенного в частном секторе прямо на берегу моря, небольшого уютного гостиничного комплекса «Алые паруса» (ул. Кипарисная, д.5а, +7-978-862-20-06). В соседних домах примерно те же предложения. Обнаруживаем, что на телефонах связи нет. Покупаем разливное вино нескольких сортов от 160 до 200 руб. за литр. Выезжаем в сторону Коктебеля, называемого в советский период Планерное. Выехав на трассу р-29 поворачиваем налево на юг. Сразу за поворотом пересекаем «Золотую параллель» — 45°00ˈ. Аншлаг извещает, что от этой точки до экватора и до Северного полюса одинаковое расстояние – 5001,558 км. Перед поселком сворачиваем налево на Коктебельский завод марочных вин и коньяков. Покупаем разного разливного вина от 110 до 170 руб. за литр и далее экскурс на мыс Хамелеон и его окрестности. Излюбленное место нудистов и всяких неформалов. Судя по отдельным признакам, летом здесь не только жарко…

Вечером приезд в Коктебель и соединение с ожидаемыми нас на взморье двумя нашими экспедиционерами, прибывшими с «Большой земли» ранее на автобусе. Останавливаемся на подготовленной нашими квартирьерами площадке в частном секторе по 100 р. (!) с носа, удобства на улице. Пике́ цены́ настолько убедительно, что снимает все но… Жилье расположено на краю поселка у основания горного массива Кара-Даг, от моря далековато, но с машиной это не проблема. Наконец мы за столом, и вот она, долгожданная дегустация крымского вина и ужин под грушей.
28 сентября. С восходом солнца обходим окрестности окраин поселка. В ста метрах выше нашей улицы, на склоне подножья Кара-Дага, пасутся козы, лошади, а чуть выше европейские косули. На рынке у местного населения покупаем баранину для плова, приправы, овощи, лепешки, зелень, творог и разный сыр: с базиликом, с перцем. Все немного дешевле, чем в Нижнем, а главное вкусно и местного домашнего производства, о чем мечтали. А телефонной связи все нет. Выясняется, что привычных салонов связи тоже нет?! За симкой нам предлагают поехать в Феодосию. Вот ето да! После определенных мытарств приобретаем (буквально из-под полы) симку, именуемую местным населением «УкрМТС» (?), за 150 руб. Что это значит, прокомментировать не могу. С переменным успехом, но связь налаживаем. Едем на Симферопольское шоссе к историческому обелиску «Екатерининская миля», расположенному на 83 километре федеральной трассы М-17 (Р-23) Симферополь — Феодосия. Встречаем с автобуса еще одного экспедиционера, прилетевшего прямым рейсом из Нижнего в Симферополь, кстати за 5500 руб. Возвращаемся в страну коньяков — Коктебель.
Проезжая, не можем не заехать на расположенную справа от дороги уникальную по аэродинамическим показателям гору Узун-Сырт, называемую горой Петра Клементьева. Известна она на международном уровне своими уникальными воздушными потоками и популярна в среде поклонников свободного полета. Более 90 лет здесь собираются увлеченные люди на полеты, испытания и соревнования по дельта и парапланерному спорту. Фотографируемся около обелиска увенчанного планером-флюгером, установленном памяти всех первопроходцев и романтиков неба. Под нами панорама Коктебельской долины. Спустившись с гор, заезжаем на Коктебельский винзавод и еще покупаем разное вино (красное, розовое, белое, сухое и не очень) от 110 до 200 руб. и коньяк «Коктебель» 5-зв. по 300 руб. Виноград Молдова по 30 руб. Некоторые берут мадеру, но мы, попробовав, как и раньше, этого вкуса не поняли. Поднимаемся на хребет Кучук-Енышар (в разных источниках Кучук-Енишар) к могиле Максимилиана Волошина. Оказывается, есть традиция приносить к могиле разноцветные прибрежные камешки, но мы об этом не знали. Исправимся в будущем. Осматриваем окрестности. Под ногами красавец мыс Хамелеон. На высоте птичьего полета, сидя на каменной скамье, под богатую вкусовую гамму коктебельских ароматов рассуждаем о смысле жизни и почему-то ощущаем себя участниками событий периода серебряного века… По приезду в Коктебель идем в Дом-музей М. Волошина. Гуляем по набережной. Приятно рассмешила реакция владельцев кафе на последние события в мире. Наименование напитка «Американо» переименовано в разных точках в «Россияно» или в «Крымский». Есть аквапарк. А с наступлением сумерек нас ждут ежики, продолжение рассуждений о красотах Крыма и нашем месте в этом Царстве…
29 сентября. С утра едем на косу Арабатская стрелка, разделяющую Азовское море и Сиваш (Гнилое море), состоящую в основном из ракушечного материала. Она тянется узкой полоской более 100 км от Крыма на север к Николаевской области в Украине. Первая заправка в Крыму на объездной в Феодосии. После консультаций с местным населением останавливаем свой выбор на сети заправок «АТАН» (под евростандарт). Цена дизтоплива 36,99 руб. Наш маршрут по Керченскому шоссе М17 (Е97) до Батального, налево и через Семисотку и Каменское выезжаем в начало Арабатской косы. Осматриваем развалины древней Арабатской крепости. Сразу за ней, в узком перешейке, брошенный блок-пост со следами современной оборонительной инфраструктуры (может событий марта 2014 года). Где-то далеко на севере косы проходит государственная граница между Россией и Украиной. На берегу Азова, сразу за Соляным, ловим пеленгаса. Обыкновенная донная снасть, собранная на крепком фидерном или карповом удилище с большим тестом соответственно, груз от 50 до 150 грамм, пара поводков с оснащенными поплавками крючками, с усаженными на них червями и… И главное, подальше забросить. А ветер почти в штык! Заброс ориентировали на группе прекрасных белых лебедей, кормившихся в море. Благодаря настойчивости одного из наших компаньонов мы заранее в Коктебеле купили в рыболовном магазине червей по 150 руб. за 50 штук, которые нас чрезвычайно выручали. Клюет с приятным постоянством. Экземпляры от 300 грамм до килограмма, изредка до 1,5 кг. Укрывшись от ветра в палатке, разворачиваем кухню. Газовая плита, сковородки. Запланированный плов откладывается. Чистим и жарим свежепойманную добычу. Наелись досыта. Вкуснотища! Купание на ракушечном берегу. Не песок и не галька, а именно створки мелких ракушек. Сильный северо-восточный ветер, но в укрытии комфортно. Возвращаясь, справа от Соляного осматриваем останки соляного промысла. К ночи возвращаемся в Коктебель. Готовим плов и ужинаем под местный коньячок.

30 сентября. Поездка в Феодосию на автовокзал. Отправляем двоих участников экспедиции на автобусе домой и возвращаемся в Коктебель, где нас ждет ЮБК. На трассе у аборигенов покупаем мед и красный лук. Последний, по своим органо-лептическим показателям, оказывается гораздо вкуснее первого и, взявши позднее домой пару вязанок, мы не пожалели. После некоторой торговли покупаем на пробу новый вариант чачи по 250 руб. за литр, изначально вызывающей сомнения (в последствии употребили конечно, лучше нашей магазинной водки, но сомнения оправдались, качество не то), к ней овощи, траву и рыбу. Незабываемая морская прогулка на деревянной шхуне «Пилигрим» вокруг Кара-Дага до скалы Золотые Ворота. Нас сопровождают дельфины. Вечером дегустация широкого ассортимента алкоголя. Теряемся в широком диапазоне вкусовых ощущений…
1 октября. Утром выехали в сторону Судака на биостанцию заповедника «Кара-Даг». Замечательные экспозиции в музее истории, местной фауны, флоры и геологии. Камни – просто класс! К нашему общему стыду, мы этого не знали! Далее — интересный аквариум. Говорят, что летом организовываются пешеходные экскурсии через Кара-Даг со станции до Коктебеля (около 7 км.) На территории станции везде в состоянии естественной свободы кошки и котята. В дельфинарий не попали, но наблюдали дельфинов в море в ста метрах от берега. По урезу воды собирали камни и купались. Обед между морем и горами в компании с альбатросами. Причудливые очертания скал с забавными названиями. И едем дальше по южнобережному шоссе — трассе Р-29, объезжая возвышающуюся гору Меганом с одноименным мысом. Крутой поворот с трассы налево в Солнечную долину. Вокруг много виноградников. Проскакиваем знаменитые винные подвалы Архадересе. Черные доктора и полковники, а также остальные прелести долины остались за «кормой» пока неизведанными. Выехав на побережье, планово, с надеждой ночлега, заезжаем в мотель «Капсель». Постояльцев на весь большой лагерь только пять человек, но цену держат!? С москвичкой Полиной обсуждаем ситуацию. Переговоры с администратором о демпинге успехом не увенчались. Едем дальше. Планировали побывать на Француженке (это название мыса), но напрягающий излишне свежий ветер не располагает к прогулке. Крымская топонимика неожиданно разнообразит тюркские, иногда греческие названия вот такими, — мыс Француженка. Тут конечно своя история, но наш рассказ не об этом. Принимаем решение ехать в Судак. После непродолжительных поисков останавливаемся у подножья Генуэзской крепости на ул. Рыбачья, д. 9, по 200 руб. с носа. Хорошие уютные комнаты разного уровня: есть с удобствами, есть с удобствами на улице. Гостеприимные хозяева Татьяна и Андрей. Ужинаем черноморскими мидиями с близлежащей фермы под красное вино, в богатом биоразнообразием типичном южном саду, под большим деревом грецкого ореха в компании с крупным ежиком.

2 октября. На рынке покупаем молодую стручковую фасоль, свежую кефаль для жарки и копченую барабульку. Не купили, а потом пожалели, местную свежепойманную малосоленую хамсу. Вторая (после перебоев со связью) проблема, с которой мы столкнулись, — снятие наличных через банкоматы. Во-первых, их мало, во-вторых, те редкие не принимают две предложенные нами карты двух банков (один из них Сбербанк). Потребовалось определенное время на езду по городу для обнаружения сговорчивого терминала. К счастью, наконец деньги в руках, наслаждаемся жизнью дальше. Согласно нашей программе отправляемся в Новый свет. Проезжая мимо горы Сокол, отвесной стеной возвышающейся справа от трассы, оказываемся в атмосфере спортивного праздника – соревнованиях по альпинизму. Машины, флаги, груды экипировки, группы поддержки, зрители, а главное – увлеченные люди: спортсмены, тренеры, судьи. В Новом Свете прогулка по Голицинской тропе, прорубленной в конце XIX века вокруг горы Коба-Кая. Через извилистую дорожку попадаем в грот Шаляпина, поднимаемся на мыс Капчик, разделяющий Синюю и Голубую бухты. Можжевеловой дорожкой возвращаемся в поселок. Посещаем (по 300 руб.) Голицинский завод шампанских вин с дегустацией местной продукции, изготавливаемой по традиционной технологии с выдержкой в длинных подземных галереях. 130 лет живой истории шампанского. В заводском магазине покупаем разное шампанское. Поднимаемся можжевеловой рощей через перевал и спускаемся в Голубую бухту на Царский пляж. В свое время царская семья во главе с Императором Николаем II, гостя у Князя Голицына, купалась именно на этом пляже. Купание и возвращение на катере (по 150 р.) к набережной Нового Света в Зеленую бухту. А еще здесь есть Сквозной грот, но мы туда не попали, а надо уезжать. Прыгаем в машину и в Судак. На набережной слушаем духовой оркестр, виртуозно играющий на заказ. Ужинаем рыбой с белым вином. Класс!
3 октября. Экскурсия в музей-заповедник «Судакская генуэзская крепость» (150 руб.). Со стен открываются красивейшие панорамы окрестностей. Живописные горы, чудесные пляжи и богатое красками море. Кроме всего прочего в экспозиции впервые увидели знаменитый розовый сердолик. Выезжаем дальше по ЮБК. Перевалы, серпантины, морские пейзажи вперемежку с горными, повсюду виноградники. Обратил на себя внимание нагрев тормозных колодок. При общении с коллегами-автолюбителями выясняем обыденность этой проблемы. По рассказам очевидцев при движении в горах доходит до дыма, поломок и аварий. Это надо учитывать и больше использовать торможение двигателем. Спускаемся к морю и вскоре подъезжаем к стоящей слева на 50-метровом обрыве над морем церкви Николая Чудотворца с маяком, размещенном в куполе храма. На скале расположилась беседка в виде капитанского мостика парусного судна с элементами корпуса, надстроек, такелажа и настоящим штурвалом. Посещаем расположенный в нижнем ярусе храма музей морских катастроф (по 100 руб.). Необычное и уникальное в своем роде заведение. Проезжая Солнечногорское, увидели указатель направо в горы на водопад Джур-Джур. Принимаем решение искать ночлег и быстро находим на ул. Шоссейная, д. 13. Премилые хозяйки-сестры Наталья и Татьяна Ершовы, по сути, занимаясь благотворительностью, берут с нас по 200 рублей за ночь. Обстановка уюта, комфорта, а главное через внутренний двор-сад есть выход через свою веранду на пляж. От дома, где живем (примерно в середине участка), менее 40 метров до моря. Вокруг инжир, гранаты, хурма, пальмы и прочая для нашей полосы диковина. Диапазон услуг проживания на любой вкус, цены весьма демократичны, как мы узнаем, особенно в начале лета, и, как мы почувствовали, в бархатный сезон. Купаемся и получаем удовольствие. Здесь хочется находиться и наслаждаться. Планируем в следующем году сюда попасть снова. В Инете искать «13 ершей» 13ershey.resorts-crimea.com.ua/ и «Жасмин» jasmin.in.ua/. Рекомендуем.
4 октября. Через живописное Хапкальское ущелье, долиной реки Улу-Узень, через Генеральское едем в горы на водопад Джур-Джур. Для проезда по горным дорогам-тропам пользуемся услугой проводника, который ввиду перегруженности машины буквально висит сзади на бампере, держась за лестницу багажника. Преодолеть путь можно только на полном приводе с хорошим просветом: машине приходится проходить крутые подъемы-спуски, скальные узкости, а иногда прыгать по камням и большим валунам. Спасают 35-е колеса и лифт. Еще в начале горы встречаются обломки бамперов и прочих элементов обвески автомобилей. Экстрим, блин! Неповторимая южная горная природа радует нас отсутствием туристов и вообще людей.

N.B. Тормозная система авто должна быть в безукоризненном состоянии.
Местные ездят на подготовленных УАЗиках. Нагулявшись в горах, угостившись кизилом и грушами, посещаем в Генеральском кафе с небольшим форелевым хозяйством, где можно выловить и отведать свежайшую рыбу, а также угоститься традиционной местной кухней и вином. Покупаем душистые лепешки, на ключе с таинственными арабскими знаками заправляемся вкусной водой. Борясь со сном, спускаемся к морю на южнобережное шоссе — федеральную трассу Р-29 и направляемся, минуя Алушту, по объездной дороге через Лучистое (Демерджи) на Симферополь по М-18 (Е105) до поворота в Заречном на Мраморное, от которого по щебеночной дороге на экскурсию в Мраморную пещеру. Это нижнее плато горного массива Чатыр-Даг. Огромные подземные залы и узкие проходы общей продолжительностью более 2 км. Причудливые сталактиты и сталагмиты! Уникальные следы природных процессов и придуманных на их основе легенд. По оценке спелеологов эта пещера входит в пятерку красивейших пещер планеты. Это надо посетить. Не обратной дороге заезжаем на АЗС по 34,99 руб. После небольших поисков покупаем в магазине в Солнечногорском разливную чачу по 400 руб. за литр и какое-то розовое вино по 140 руб. тоже за литр, оказавшееся довольно вкусным. Вечером опять теряемся во вкусах…
5 октября. Утреннее купание на пустынном пляже, гостинцы от гостеприимных сестер и расставание. С нашей стороны обещание вернуться в следующем году. В районе Алушты выезжаем на федералку М-18 (Е105). Наш путь пересекается с самой длинной в мире троллейбусной трассой Симферополь – Ялта продолжительностью 85 км. Посетили «Карасан» – дворец Раевских с красивейшим парком из субтропических деревьев и кустарников, мыс Плака, затем дворец князей Гагариных. Выехали в сторону Гурзуфа. Попытка посетить Артек не удалась. Во всех лагерях заборы, ворота, охрана. Оформить пропуск можно только в будни, а была суббота. Гложет ностальгия по молодости. Здесь я был в далеком 1973 году. Покрутились по узким улочкам Гурзуфа и в поисках подъезда к морю двигаемся дальше. Прошли Никиту и Массандру со знаменитыми ботаническим садом, императорским дворцово-парковым комплексом, подземными туннелями для выдержки вина, в надежде вернуться. Не зная местности и расположения городских трущоб, с трудом разыскиваются подъезды к морю. А к пляжам в городской среде подъезд повсеместно ограничен пешеходными зонами или захвачен частными территориями. Многие места ужа закрыты на зиму. Большая Ялта (в прочем и Алушта) на десятки километров – это рассадник санаториев, пансионатов и прочих курортных структур. В Гаспре фотографируемся на фоне грациозно расположенного на Аврориной скале, хорошо узнаваемого замка «Ласточкино гнездо», не попадая внутрь. Часто ловлю себя на мысли, что сидя за рулем напеваю известные слова Семена Кирсанова про совсем другой город – «У Черного моря…» Ищем ночлег. В поисках жилья, минуя гору Кошка, доезжаем до Кацивели, где останавливаемся по 150 руб. При этом со своим спуском – каменистой тропкой, поросшей шиповником, к морю. Скалистые берега с каменными россыпями по воде, но свой пляж. Сильный ветер мешает купаться. А летом бы здесь, да с ластами и маской! Но это уже в следующий приезд. На ужин жарим свежепойманных луфарей и дегустируем чачу по 350 рублей.

6 октября. Экскурсия в Алупку в Воронцовский дворцово-парковый музей-заповедник с его роскошью и помпезностью. Долго искали Юсуповский дворец, но найдя, не попали: забор и доступ закрыт. Экскурсии по предварительным заявкам. В Кореизе проезжали нижнюю станцию подвесной канатной дороги на г. Ай-Петри (1234 м.), но так и не попали, хотя планировали. Видимо уже в следующем году. Двигаемся далее по ЮБК. Заболтавшись и засмотревшись на расположенную справа высоко на скале Кызыл-Кая церковь Воскресения Христова, проскочили ожидаемый и хорошо обозначенный поворот на Форос, доезжаем до поворота в Ласпи. Опять пытаемся для купания выехать к морю в Батилимане. Лагеря отдыха, базы, заборы, ворота, шлагбаумы, собаки и нет людей. Судя по всему пляжному сезону наступил кирдык. К морю не попали, возвращаемся серпантинами в Форос. Крутые повороты чередуются с очень крутыми (до 180°), а спуски и подъемы, непривычные для водителя средней полосы, не позволяют расслабиться ни на мгновение. Очень удобно с автоматом, при необходимости отключая высокие передачи. Купаемся и обедаем на местном пляже. Это самая южная точка Крыма. Совсем близко в горах Байдарский перевал со знаменитыми одноименными воротами. Хотелось и туда, этнографические маршруты полуострова интересны и разнообразны, но надо думать о ночлеге и едем дальше в Балаклаву. Устраиваемся, как и планировали, в мотеле «Листригон» на ул. 7-го Ноября, 5 «б». Название навевает известные Купринские темы. Условия хорошие и разного уровня, цены от 200 руб. (978-827-19-11), www.listrigon.com.

7 октября. Экскурсия в музей ВМФ на бывшую базу подводных лодок, расположенную в Балаклавской бухте в приморских скалах. Уникальное подземное сооружение, принимающее в советское время одновременно до семи субмарин. Поднимаемся на машине на гору Кефало-Вриси. Панорама Балаклавской бухты, осмотр развалин Генуэзской крепости «Чембало». Спускаемся в город. Купание на городском западном пляже, называемом мраморным. Гуляем по набережной, подходим к бронзовому памятнику Александру Куприну, смотрящему на бухту. Вокруг торговля, сувениры, кафе. Много рыбаков-поплавочников, реже донщиков, с ожидающими улова кошками. Десятки катеров приглашают на морскую прогулку и на пляжи (Золотой, Серебряный), расположенные на морском побережье. В фирменном магазине приобретаем продукцию местного винзавода «Золотая балка» и быстрее домой, пробовать…
8 октября. С утра на рынке покупаем парную свинину, овощи, траву, сыр и хлеб на вечер. Мясо маринуем и едем дальше. Заезжаем в магазин на винзавод «Золотая балка» и далее в Севастополь. Осматриваем музей обороны на Сапун-горе и в город. Главная православная святыня города — Собор Святого Князя Владимира с захоронениями четырех российских адмиралов: М.Лазарева, П.Нахимова, В.Корнилова и В.Истомина. Историческая Графская пристань. Экскурсия на катере: старинные форты и современные районы, военный и гражданский флот, подводные лодки, портящие пейзаж промышленные объекты, памятник затопленным кораблям. Прогулка по набережной. Морская трибуна на бухту, где проходят все военно-морские парады. Забавно, что в городе, как и вообще на побережье, с советских времен сохранились прежние вывески «Гастроном», «Союзпечать» и т.д. Далее перемещаемся в западную часть города. Посещение древнего Херсонеса – уникальной экспозиции истории Херсонеса Таврического, начиная с V в. до н.э., являющегося объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Князь-Владимирский собор, где крестился киевский князь, впоследствии принесший православие в Россию. В бухте стоят военные корабли. Еще много интересных мест, но уже нет времени. Надеемся наверстать в следующем году. Опять без купания – холодный ветер. Возвращаемся в Балаклаву. А дальше все было как в стихах Александра Полярника: «Куплю я крымского вина и позову к себе соседку…» На оборудованных площадках сзади мотеля на мангале запекаем мясо и овощи. Прощальный заключительный ужин под покровом ночи на уютной террасе в пяти метрах от номера. Обсуждаем увиденное за день и опять до бесконечности спорим о вкусах продукции крымских виноделов…
N.B. Разливное вино имеет ограниченный, если не сказать более, срок хранения, объясняемый отсутствием консервантов. У разных производителей (продавцов) он разный. Но надо учитывать, что может в меньшей мере, но все равно что-то добавляется.

9 октября. Выезжаем из Бабыклавы в Симферополь в аэропорт. Отправив самолет с нашим компаньоном на «Большую землю» выезжаем по Феодосийскому шоссе Р-23 в Судак. В Грушевке уходим направо через перевал и мы в Судаке. Сделав некоторые дела, выезжаем в сторону Феодосии-порта Крым на паром, домой. Не удержавшись, на указателе сворачиваем с федералки Р-29 направо на Солнечную Долину. Магическая сила ароматов Архадересе! Не доехав до знаменитых винных подвалов в Миндальном, заезжаем в фирменный заводской магазин в Солнечной Долине. И вот они Черные Полковники и Доктора, по самой доступной цене. А вкусом приобретенного здесь же фирменного вина «Меганом» в последний раз приходилось баловаться более тридцати лет назад! Мгновения ностальжи, и летим далее в сторону Керчи. Останавливаемся после Феодосии на бескрайнем золотом песчаном пляже. Яркое солнце на безоблачном небе и вечно живое бирюзовое море. Хотелось на прощание искупаться, но опять этот ветер! Холодный, но дурманяще балдежный, которым невозможно надышаться. Пообщались с многочисленными рыбаками, ловящими на донные снасти: изредка поклёвывает кефаль. Уезжать не хочется, но… Мы измучены обилием двухнедельных впечатлений и своими эмоциями. Как говорится: отдохнули хорошо, только устали очень! И вот порт Крым. Заезд на паром. Не можем насмотреться на море. Для жителя средней полосы это непередаваемое впечатление: окружающая лазурь, белые барашки волн, корабли на рейде, встречные паромы, сотни чаек, ветер, морские запахи… На переправу через Керченский пролив уходит около двух часов. Фотографируемся и не можем наглядеться и надышаться. Таманский залив (справа по курсу по косе Чушка) встречает нас тысячами различных водоплавающих, из которых сотни белоснежных лебедей. Не смотря на большой объем информации и впечатлений, полученных от поездки, испытываем чувство некоторой неудовлетворенности от нереализованности своих планов. Хотя знаю, что взвалили на себя, как обычно, невыполнимое. Возвращаемся своей прежней известной тропой. Стемнело. При выходе на «Дон» ищем ночлег. Пройдя границу Краснодарского края и Ростовской области, к собственному удивлению, неожиданно находим предложение на заправке «Роснефть» от мотеля «Поляна» на 1119 км со стороны Москвы. Шикарные 2-х местные номера со всеми удобствами по 900 рублей, то есть по 450 с ночьлегатора (или ночьлигируемого). Звонить им 918-371-45-05.
10 октября. С утра рвем дальше на север. На обочинах торговля подсолнечным маслом, разнообразной сгущенкой, арбузами, дынями, луком и другой продукцией местного сельхозпроизводства. Весь день в пути. Особо не спешим, на разных участках идем от 120 до 140 км.
11 октября. Когда стрелки перевалили за полночь, приезжаем в Нижний. Родина встретила нас холодным и колючим ветром…

P.S. По общим отзывам крымского населения в этом году курортный сезон в Крыму был провален. Людей мало, доходов нет. Политическая ситуация, проблемы с переправой сделали свое дело. Все надеются, что в следующем году ситуация изменится. Тем не менее, обстановка и отношение к россиянам доброжелательные и в целом взаимоприятные. Дух позитива не обманешь. Такого количества Российских, Георгиевских и Андреевских флагов мы не встречали нигде. Искренне хочется добра и благополучия крымчанам.
Планируемые сроки поездки соблюдены, расчетный пробег превышен на 200 км и на круг составил 5200 км. Все описываемые события имеют фотофиксацию. Увидели много, но гораздо больше осталось неувиденного. Кстати, нас ни разу не остановили сотрудники ДПС. Спасибо им, неизвестным труженикам дорог, за этот приятный пустячок.
Да, все что мы описали, — города и поселки с ненавязчивым сервисом, окружающая природа, это Вам не цивилизованные Греция, Турция или Египет с отточенной туриндустрией. В Крыму все по-другому, а главное — сохранившийся естественный природный колорит. Край контрастов, и туристы, прибывающие сюда, имеют возможность выбирать бытие и сервис по себе. Хорошо, что есть такой выбор! И мы определили свой отдых по себе, и в итоге вполне получили то, что хотели. Прекрасный активный отдых, позволивший на время отключиться от многих проблем. Очень хочется, что бы «детские» болезни телефонной связи и банкоматов были излечены к следующему летнему сезону. Ну и конечно проблема переправы! Поэтому, не смотря ни на что, нам через год, дай Бог, опять в КРЫМ на новые места!!!
Отчет об экспедиции написан по просьбам заинтересованных коллег-автопутешественников. Если приведенная информация окажется интересной или полезной, значит время, потраченное на его написание, не пропало зря.
zet-ohota@yandex.ru, www: охота-нн.рф

Октябрь 2014 г.

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

Slyn

  • 25 февраля 2015, 00:49
Феноменальная память! Сам ездил этим маршрутом по ЮБК не один десяток раз, бывал везде тоже не по разу, но прочитал много интересного. Как-будто снова там оказался. Спасибо.

Сезон прошлый безусловно провален. Но! Вы не представляете сколько денег жители «большой земли» влупили в крымскую недвижимость. Не смотря на все проблемы. Цифры просто колоссальные… а значит поедут люди. Так что всё будет хорошо.
Еще раз спасибо за отчет.
+
0
+ -
avatar

Бориска

  • 25 февраля 2015, 07:46
Спасибо! Понравилось. Но так и не понял, на каком средстве передвижения Вы перемещались… Не праздного любопытства ради… Сам путешествовал на малюсеньком Гетце ( 6 проходов Питер-Алматы) и на Пежо 206 седан. Для человека, сомневающегося в возможностях авто, не мало важно прочесть о том, что «ведёрки» и машины более низкого класса, чем у него, могут заехать дальше, чем он на Инфинити на загородный пляж…
Мои Отчеты можно прочесть здесь :http://avtoturistu.ru/blog/otchety/предновогоднее_путешествие_на_автомобиле_из_питера_в.story

Предновогоднее путешествие на автомобиле из Питера в Алматы
+
0
+ -
avatar

zet-ohota

  • 25 февраля 2015, 12:41
Про Коня в пятом абзаце…
С уважением
+
0
+ -
avatar

kinel

  • 25 февраля 2015, 11:34
Как жаль, что нам с Вами не было! Невероятно интересное, познавательное, и, судя по всему, веселое путешествие! Приятно было пройтись по знакомым местам и узнать новые!
+
1
+ -
avatar

kinel

  • 25 февраля 2015, 11:36
Отдельное спасибо за «адреса, пароли, явки...»!
+
1
+ -
avatar

zet-ohota

  • 25 февраля 2015, 12:45
Спасибо за отзывы. Совсем не ожидал уже на следующий день такой реакции. И почта, и сети, и через наш сайт…
Картинок из поездки очень много — пару тысяч. Хочется конечно поделиться, но нет времени. По возможности вывешу.
+
0
+ -
avatar

MVS

  • 25 февраля 2015, 17:07
Про Севастополь, хотелось почитать, но увы. Может быть добавите?

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.