Азия от края до края 2016. Казахстан, часть III / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Азия от края до края 2016. Казахстан, часть III

Назовите страну на букву «М»? Казахстан…


Проведя по два дня за написанием отчетов, я решил с этим завязывать. В конце концов, нужно себя дисциплинировать и хотя бы по чуть-чуть писать каждый день, как бы сложно это не было, а в «цивилизацию» выбираться только для их публикации в сети.

Помня свой предыдущий опыт посещения Казахстана зимой, во время участия в Экспедиции Трофи в 2013 г., и созерцая многочасовые степные виды по дороге в Астрахань – я ничуть не сомневался, что в дальнейшем, после горных пейзажей Грузии, уровень адреналина у меня в крови будет постепенно спадать. Единственная надежда была возложена на загадочный Мангистау.

Наблюдая за моими отчетами, еще в Астрахани, со мной связался Игорь Тоцкий (проект Скототуризм) – отчаянный мотоциклист путешественник, который уже не раз бывал в этих краях и который порекомендовал мне связаться в Жанаозен с такими же путешественником — Арманом Килдалиевым, любезно согласившимся стать моим гидом по Мангистау.

Путешествующая мотобратия заслуживает отдельного рассказа, и я обязательно напишу об этих людях, которых можно встретить во всех уголках планеты, но сейчас бы хотелось выразить им всем благодарность за то, что они не остаются в стороне и пожелать удачи на дорогах, где бы эти дороги не пролегали. Возможно, нас всех объединяет принадлежность к отдельному подвиду — Homo vaga (Человек блуждающий, лат.). И мне кажется, что, если любого из них спросить об истинных целях их путешествий, то ответ будет один – «я не могу и не умею иначе жить…».

Астрахань – Мангистау

Игорь предупредил, что качество дорог от Астрахани до Атырау будет не очень, но то с чем я столкнулся на самом деле даже отдаленно не напоминало это «не очень», а скорее походило на «ужас-ужас». В этот ужас я влетел на крыльях ночи…

Выехав из Астрахани в районе 17-18 часов и достаточно быстро добравшись до границы, я благополучно, менее чем за 30 минут, прошел все необходимые процедуры. После чего, сразу же за КПП, обменял деньги по курсу 1 рубль = 5 тэнге на горючку и купил страховку (~ 1.800 рублей на две недели), которую у меня тут же и проверил недремлющий страж порядка. Полицейский, проверив документы, порекомендовал сразу за КПП свернуть на право и поехать по «новой» дороге – там будет «получше». И далее я продолжил свой путь, традиционно соблюдая общие рекомендации, которыми пестрит интернет для путешествующих по Казахстану: ближний свет фар, ремень, скорость до +10 км/ч, из машины не выходить, пока не попросят.

«Получше» было не долго и вместе с продвижением в глубь страны, стало понятно что суслики в этих краях не добрые, и пожирают они асфальт огромными участками… Но, сдается мне, что местами, за сусликами охотятся огромные земляные черви из фильма «Дрожь земли», оставляя за собой вздыбленный асфальт… К сожалению, не те, не другие в объектив моей камеры пока не попались, а видео из регистратора я выкладывать не буду, так как аудиодорожка к видео состоит, по большей части, из бранной речи… Добавьте к этой общей ночной картине периодически выпрыгивающих на дорогу верблюдолошадьилькорову и получите реалии ночной езды по участку Астрахань-Атырау.



В какой-то момент, я начинаю подумывать об остановке на ночлег, но страх перед зубастой опасностью, заставляет ехать дальше и уже во тьме и полудреме я подъезжаю к Атырау. Заправившись газом и проснувшись от цены на газ (8 рублей/за литр против наших Питерских 18-ти) я решил здесь остаться жить, ну или хотя бы переночевать… Но девушка-оператор заправки любезно отказала мне и послала … в ночь в степь, на съедение сусликами… Это, кстати, был первый, в моей жизни, случай, когда на заправке не разрешили остановиться, ну да бог с ними, возможно у них пакт о ненападении между владельцем АГЗС, главным сусликом и земляным червем, и в обмен на неприкосновенность есть распоряжение приносить жертвы одинокими путниками…

Кстати, о грустном, но рассказать обязан. Именно в Казахстане, я уже на раз слышал об опасности путешествия по степям. И причина этой опасности не человек, а природа, которая не позволяет относиться к себе пренебрежительно. Путешествуя по Казахстану зимой, мы чуть сами не стали жертвами пурги, которая на огромных пространствах заметала снегом за считанные минуты не только следы, но и любое препятствие на своем пути – будь то человек или остановившийся автомобиль. В ту ночь, не прислушиваясь к предупреждениям МЧС, в районе города Астана, погибло более 18 человек. Летом же известны случаи, когда люди, у которых ломались машины в степи, и которые отправлялись в путь в надежде найти помощь, погибали уже от другой напасти – жары, которая иногда бывает выше +45. Расстояние между населенными пунктами может быть очень большим и то, это если знаешь в какую сторону идти. В противном случае шансов практически нет. Надеяться на телефон тоже не всегда имеет смысл – местами связи просто нет. Так что будьте внимательны и десять раз подумайте прежде, чем покидать асфальт. Думаю, что так обстоят дела и в любых малонаселенных районах во всем мире. В моем же случае, чуть позже, сопровождающий меня бывалый чабан, который живет в степи уже много лет, вовремя меня остановил и запретил съезжать с наезженной колеи в степи, показав мне колючки растений, которые по своей твердости не уступают гвоздям. С виду эти колючки были обычными кустиками, а запаска всего одна…

Продолжим о сусликах… тьфу… о дороге в Мангистау.
Про сусликов, червей и верблюдов…

Решив, что знакомиться с сусликами и червями я ночью точно не хочу, пристроился на ночлег к какому-то зданию недалеко от дороги. Близость места ночлега к дороге была обусловлена предосторожностью на случай, если эти дикие животные все таки осмелеют и нападут… Помня данный обет об ежедневных отчетах я достал компьютер и … через 5 минут, чуть не пробив экран носом, убрал его от греха подальше, оправдывая себя тем, что еще не до конца изучил повадки сусликов — вдруг свет от экрана компа может привлечь беду на этот небольшой городок…

Утром, едва проснувшись и умывшись, я решил поскорее покинуть городок, лишь увидев рытвины в почве рядом с машиной. Я оказался прав — черви явно приползали на свет, но я вовремя его выключил и заблудившись в темноте они уползли обратно гоняться за сусликами…

Выехав за пределы города, я увидел то, что передать словами не возможно… Кто-то наверняка решил, что монстры-суслики плод моих фантазий, но смотрите сами:

на первом фото обнаруженные мной норки сусликов



на втором фото – остатки верблюда, увидевшего этих сусликов и который тут же обкакавшись от страха, помер …



Естественно, суслики потом обгрызли его кости, разбросанные вокруг, а под этим фото хочется написать всего несколько слов: «Жил был верблюд». Запятую в этой фразе поставьте сами…

О дороге к Мангистау.

Еще немного времени и я благополучно пересек границу прайда сусликов и червей, оставив позади невероятной красоты однообразные пейзажи бескрайней степи, рождающие одну единственную мысль – где бы здесь спрятаться от солнца, чтобы устроить сафари на диких животных попить кофе. Увидев такое место – я тут же спустился к нему с дороги. Львы, тигры и слоны вокруг замечены не были или возможно были давно съедены сами знаете кем, но сделав пару контрольных выстрелов из камеры по машине и выпив чашечку ароматного кофе, я отправился дальше.



Чем ближе я подбирался к Мангистау, тем более разнообразнее становились … облака, а степь оставалась без изменений… Но нужно отдать должное и дорожникам – там где закончилась зона влияния сусликов, появился асфальт, местами даже очень хорошего качества…



Цифры на одометре бежали, пейзаж не менялся … Мне еще повезло – иногда однообразные пейзажи разбавляются небольшими водоемами. Сказываются обильные дожди, недавно прошедшие здесь. Я приехал, когда они уже закончились и вода сошла, но во многих населенных пунктах было видно, что вода затапливала и дома.

Неожиданно резкий звонок телефона пробудил от монотонности дороги – Арман интересовался далеко ли я и как быстро доберусь в Жанаозен. Поверив навигатору, я пообещал приехать через 1,5 – 2 часа. Договорились созвониться, когда буду подъезжать … Вглядываясь за горизонт я заметил что-то отличное от привычного пейзажа… в последствии я еще не раз буду жалеть о том, что у меня нет с собой хорошего бинокля, да и плохого тоже нет, а пригодился бы… Но делать нечего, едем дальше, и ровная, как стрела, дорога, изредка меняя направление, начинает приближать НЕЧТО…





Еще спустя некоторое время я понимаю, что пожалуй, ночевать сегодня я буду здесь. Сначала я поливаю из камеры на право и налево, а затем, окончательно съехав с дороги, ставлю палатку в глинистую, но местами сухую, почву. Рядом мирно пасутся лошади, кивая головой, словно здороваются – добро пожаловать в Мангистау!



Установка палатки в этот раз заняла 12 с небольшим минут, учитывая время на приветствие водителей, которые сигналили, видимо думая, что я ставлю традиционную юрту (?). Примечательно, но как только кто-нибудь начинает помогать ставить Tentipi, время сокращается до 9 минут, быстрее у меня пока не получалось, но возможно, это из-за рыхлой почвы и песка.

Вечерело, я, увлеченный фотосъемкой, пытался одновременно сообразить как бы мне сюда вытащить своих близких. Невероятность этих мест поражала и мне очень захотелось поделиться тем, что переживал сам. Отойдя для съемки еще немного от палатки и машины, я попадаю в рай – запах степи и полыни накрывает меня с головой и я понимаю, что нужно срочно уходить отсюда, иначе я этого не сделаю никогда … а сам сажусь на землю и сижу, улыбаюсь… Сколько прошло времени я не знаю, из забытья меня вновь вернул телефонный звонок – Арман беспокоился о том, где я и что со мной. Я выпал из действительности на четыре с половиной часа. Извинившись, я пообещал, что скоро буду, сверившись с навигатором – опять оставалось ехать 1,5-2 часа, но уже в сумерках, а значит скоро и совсем в ночи…

Невероятным усилием воли я надеваю шторки на глаза и смотрю только на асфальт, иногда не сдерживая природный инстинкт фотоохотника, но не останавливаясь…



Много раз уже я зарекался не ездить ночью и выбирать место лагеря засветло, но сейчас меня ждали и нужно было добираться до города. Дорога местами ремонтировалась и эти участки всем приходилось объезжать, поднимая столбы пыли, видимость в такие моменты доходила до 3-4 метров, но с горем пополам, вновь набрав в авто пыль и песок, через 1,5 часа мы встречаемся с Арманом при въезде в Жанаозен.

Будучи очень гостеприимным человеком, Арман ведет меня сначала в свой ресторан, а затем и приглашает к себе домой, и наши разговоры продолжаются уже за чаем до глубокой ночи. Рассказы о путешествиях, впечатлениях, о местах, людях и планах кажется могут продолжаться бесконечно и через какое-то время все понимают, что нужно, вопреки желаниям, остановиться, разойтись и идти спать.

Утром, Арман выступает моим путеводителем и достаточно подробно рассказывает какие места мне необходимо посетить, сетуя на то, что не может поехать и показать сам – через несколько дней, они, вместе с Игорем, отправляются в полуторамесячное мотопутешествие по Алтаю и Монголии, а до отъезда ему еще нужно решить много формальностей по работе. Сверившись, что все точки забиты мной правильно, он уезжает, а я начинаю перетряхивать спальное место в машине – пыль и песок степей Атырау теперь лежит и в Жанаозен, надеюсь это не привлечет сами знаете кого…

Далее, заправка газом по еще более низкой цене, чем раньше – около 5 рублей за литр, и я начинаю думать, что может мне выкинуть половину вещей и поставить дополнительные баки под газ? Например на крышу… Кстати, рекорд пробега на одной заправки газом составил ~ 419 км, при движении на круиз-контроле 90% маршрута и постоянных оборотах двигателя около 2100 (двигатель V8, 4,7л.) Суммарно можно теперь говорить об автономном пробеге примерно в 800 км, не считая запаса топлива в 3-х канистрах (~60 л), которые я так до сих пор так и не заправил, а надо бы, но опыт подсказывал, что смешивать вредно, а бензин и полынь могут дать неожиданный эффект.

Мангистау. Точка отсчета. Впадина Каунды.

Придерживаюсь указания, Армана: едь по асфальту до указателя 180 км от Актау, затем сверни в степь на лево от дороги, дальше езжай до горизонта и там увидишь линию, трактор и домик, потом отдашь вот эту записку – и тебе все покажут.

Сжимая в кулачке записку, еду до знака 180 км. Ищу съезд – нету, осторожно съезжаю в степь в направлении от дороги, иногда сверяя перпендикулярность трека по навигатору… Через какое-то время, доезжаю до линии электропередач, видимо про нее и говорил Арман, но никакого ни трактора, ни домика нигде не видно… косяк… вопрос только где? Начинаю вспоминать: Арман говорил, что съезд будет… блин… я или не доехал или промахнулся… через открытые окна, остановленная машина, наполняется запахом полыни… Не отвлекаться, нам тропиться некуда… что он говорил еще? Во! Если проскочишь — будет еще съезд на дорогу в степи, значит двигаясь уже параллельно дороге в любом направлении мимо одного или другого съезда я не проскочу… Более уверенно, с чувством гордости за найденное решение, начинаю ехать дальше по открытой степи и вскоре выезжаю на протоптанную дорогу. Ура! С задачей номер один я справился, дальше по дороге будет проще… Ах какие запахи кругом… ммммм…… А вот, в дали, показались какие-то постройки, сейчас бы бинокль, но я и так уже уверен в том, что это моя цель. Сначала подстегиваю Звереныша очередной порцией газа, а затем и вовсе сворачиваю со степной дороги и несусь по ней напрямки, ощущая себя парящим над землей … Старая мудрость гласит: полет это всегда здорово, но приземление важнее…



Следующие два часа я провел наслаждаясь запахами степи ремонтируя багажник, авто-бокс, антенну, а заодно и раскладывая все то, что слетело со своих мест во время полета и после жесткого приземления …

Частично устранив потери и водрузив все на свои места, я снова, вспоминая добрым словом своего ангела-хранителя и благодаря его за очередной урок, трогаюсь и еду дальше уже более осторожно. Подъезжаю, знакомлюсь, отдаю записку, со мной садится проводник и … в следующие сутки я живу здесь, лишь переезжая с места на место.



Как я и говорил, мне повезло абсолютно со всем, в том числе и с погодой – солнце еще не палило, а иногда, когда оно скрывалось в облаках, легкий ветерок отгонял мошек и комаров. Но прежде всего, во всех своих путешествиях мне везет с людьми, которых я встречаю на своем пути.



Выбрав место для установки палатки мы начали пытаться ее ставить… и только тогда у увидел, что вся земля вокруг была усыпана тысячами морских ракушек и мы ставим палатку на морское дно…



А теперь добавьте к этому обрыв, под которым сотни метров …. Файлы в голове не сходятся, пейзажи завораживают, разведенный огонь превращает нас в древних людей, и почти час мы молча сидим и смотрим на огонь. До сих пор не знаю, думали ли об одном и том же и думали ли вообще кто-нибудь о чем-нибудь в этот час, но потом, мы не сговариваясь встаем, и я отвожу своего проводника к его дому, даже забыв спросить его имя, или он говорил его мне у костра, но я уже забыл о чем мы разговаривали? Меня угостили верблюжьим кефиром, который я попробовал впервые в жизни и мы попрощались.

Вернувшись к палатке, я вновь забылся сном, а странные места продолжали играть в игры с сознанием… Мне вновь снился суслик, но уже мирно сидевший у костра и рассказывающий, окружившим его городским хомячкам, притчу о верблюде, который много работал и был напуган сусликом до смерти… В воздухе от напряжения слушателей запахло чьей-то тишиной и тут же комары недовольно запищали, наговаривая друг на друга… На вершину морской впадины спускались сумерки…



Уже не первый день погода продолжает жалеть меня и балует красивыми рассветами и закатами. Солнце отказывается «живописить», щадя мою психику. Так и в этот раз, проснувшись до восхода, я проводил его камерой на изготовку, а затем начал собираться в путь, меня ждала новая точка маршрута – Темир баба. Участок суши в Каспийском море, напоминающий косу Ада, как выразился о ней Арман. Кто знал, что это место попытается подкосить и меня…



Темир баба и Каспийское море.

Забивая в Maps.Me точку на берегу Каспийского моря я уже точно знал, что поживу там день-другой, разбирая фотографии и посвятив время на написание отчетов об увиденном. В конце концов, у меня тоже может быть отпуск на море, как у всех нормальных людей… Единственное, что меня беспокоило так это степень близости этого самого моря – Арман почему-то сказал, что подъехать к морю мне не удастся… но это, если быть послушным мальчиком, а я, как вы уже поняли, не всегда такой…

Я съехал я к морю, как только увидел первый съезд на пляж…


Море… пляж… песок… И тут и там постоянно встречается наследие, оставленное представителями цивилизации, заставляя соблюдать осторожность при движении… до точки оставалось по навигатору около 15 км. Но вернувшись на скучный асфальт и немного проехав по нему, решил попытать счастье снова, устремившись по указателю «Темир баба – 14 км». Дорога петляющая вдоль пляжа, то уходя, то возвращаясь к берегу, местами переходила в грейдер, превращаясь в стиральную доску… Какие-то странные брошенные здания и останки машин навеивали скорее печаль, чем радость от увиденного…



Вот и конечная цель- вывеска Темир баба, но как мне показалось, Арман явно говорил не об этих видах. Взглянув на выросшую стену из горной породы, я почему-то решил, что шикарный вид должен открыться от туда и ринулся на приступ по заброшенной тропе. Проехав мимо каких-то строений и включив все возможные блокировки, я медленно пополз вверх, краем глаза заметив, что за мной вдогонку от помещений рванул джип. Я был довольно высоко, остановка могла привести к неминуемому скольжению вниз, я продолжал ползти вверх все больше осознавая, что возможно это было не совсем удачная идея… Где-то посередине, начались каменные завалы, а на последних метрах даже следов тропы уже не было и направив морду Звереныша строго в небо – я подстегнул все стадо кобыл под его капотом, надеясь на чудо… И снова мой ангел, собрав видимо всю свою силу, но сильно разозлившись на меня, вытащил меня из полной… опы. Судя по-всему он и решил меня потом наказать, внушив мысль о том, что после такого экстрима самое время и отдохнуть. Нашептывая в голову направление для движения, он завел меня на пустынный пляж, с которого я не могу уехать уже вторые сутки…

Сказ о быте с иллюстрациями… и солнечными ожогами.

Набравшись днем и вечером впечатлений по самые уши, я попытался отобрать фотографии для отчета и их просмотр закончился уже глубокой ночью.

Утром солнце в облаках и на градуснике +19 – лучшее не придумать, чтобы навести порядок и накрапать фото отчёт про обустройство быта в машине, только ангел ухмылялся в сторонке — твори, Сережа, твори …

И я начал творить, переодевшись в тапочки …


1 – пыль дорог версии 2.0 (удивительно как до сих пор еще работает камера)

2 и 3 – частично сняв второй ряд (2 места) сидений и разложив на постоянную основу спальное место, под ним я получил дополнительное объем для багажа в салоне, где и разместились: канистры (3 шт), ящик с запасами провианта длительного хранения, ящик с кемпинговой посудой, мелочёвка с оперативным доступом — огнетушитель, тент, разборный стул и термос.

4 – на ручку подвешена сумка/вешалка, в которой хранится гражданская одежда и конечно же незаменимая рубашка фирмы Sasta, которую я одеваю в те моменты, когда выхожу в общество. Сумка выполняет роль шторки ночью и не позволяет увидеть содержимое салона даже с фонариком.

5 – частичная выгрузка вещей для чистки салона

6 – одно место второго ряда сидений я оставляю в неразложенном состоянии и так выглядит «кабинет» / рабочее место, где я благополучно пишу данный отчет. А на импровизированной вешалке/кресле висят флиска и ветровка Sasta, которые дополнительно ночью выполняют роль шторки на правом окне.

7 и 13 – шторка, висящая на резинке и разделяющая зоны первого и второго ряда сидений. Она закрывает спальную зону от любопытных глаз со стороны передних сидений. Во время движения прищепки снимаются, чтобы не мешать обзору. Вторая резинка используется для сушки вещей и вешалки для полотенца/ кепки Sasta и фонарика Retki (кстати я обнаружил его новый способ применения сегодня ночью: если фонарик включить и положить под лобовое стекло, со стороны салона, то уже вполне комфортно можно выйти из машины, не боясь что на вас наброситься вся летающая и жужжащая местная братия и вы спокойно можете сделать все свои дела на улице, при этом света от фонарика хватит, чтобы не поломать ноги, а при возвращении в салон – с вами проследует лишь малая часть безбилетных пассажиров…).

8, 9, 10 – в глубине содержимое длительного хранения под спальными местами: запас смазочных материалов Ravenol для обслуживания на очередном ТО, инструмент, переносная лебедка, стропы, запчасти, в оперативном доступе: 3 бутыля по 5 литров питьевой воды, ящик с текущим провиантом, газовая комфорка и балон на 5л, газовая горелка под туристические баллоны, компрессор и мелочевка

11 – спальное место в полной раскладке на 2-3 человека (размер = 3 коврика Retki)

12 – раскладка салона в моей версии: справа герметичная сумка с личными вещами, слева сумка с походной одеждой, банно-купальными принадлежностями и аптечкой, в качестве матраса коврики, убранные в спальник (размер 1,5 кровати), и спальник Columbus c двумя подушками. Спальные места в транспортном состоянии перетянуты резинками, чтобы не болтались.

И если бы не пыль, которая просачивается со всех щелей, то практически идеальное малометражное жилое помещение, в котором все под рукой и места хватит еще на пару человек, благо что сидячих мест в машине осталось три штуки. Правда все чаще думаю перед сном и в дороге об одной идее…

Отчет закончен, зачет получен…

Через шесть часов, закончив эту процедуру, я с гордостью отметил для себя, что могу позволить, после такого труда, насладиться морем и пляжем … Вода была невероятно теплая и пройдя метров 100 от берега, но по-прежнему не замочив «там, где вам по пояс будет» (с) я решил искупаться, приняв горизонтальное положение … Прошло еще некоторое время, когда кто-то на ухо мне шепнул: «прожарено, хватит, пора возвращаться». Поднявшись на ноги я ощутил не ладное – тело начинало гореть, то ли от соленой воды, то ли от песка на мелководье и только вернувшись к машине я взглянул на часы и температуру за бортом: +28. Я не заметил что прошло шесть часов моего первого пребывания под открытым солнцем… спать я сегодня, похоже буду стоя, ну или на животе… Теперь точно найдется время для написания очередного отчета …

Эту ночь я провел почти без движения и не смыкая глаз — писал отчет, а когда в итоге выключил свет и попытался заснуть, в полудреме услышал писк комара – один из них приглашал своих собратьев на званный ужин с хорошо пропеченной… Попытавшись прихлопнуть болтуна не открывая глаз, я от всей души шлепаю себя по подгоревшей корочке… комары потом еще долго смеялись в ночи, но я их уже не слышал… Весь остаток ночи я провел под фразу в голове из к/ф «Кавказская пленница»:

— Спасибо, я постою…

Отчасти, с вечера и на утро, спасение было найдено в виде мази от ожогов Пантенол, облегчившее болезненные ощущения, но только там до куда дотягивались руки, а горело все… Пью кофе и предпринимаю очередную попытку прорваться через пляжные пески…



Впереди возвращение в Жанаозен и продолжение приключений по Мангистау. Всем добра.

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

bulava61

  • 15 мая 2016, 19:57
Рад за Вас, Сергей, что пока с Вами всё в порядке, но дальнейшее повествование вызвало тревогу.
я пообещал приехать через 1,5 – 2 часа. Договорились созвониться, когда буду подъезжать …
Еще спустя некоторое время я понимаю, что пожалуй, ночевать сегодня я буду здесь.
окончательно съехав с дороги, ставлю палатку
а сам сажусь на землю и сижу, улыбаюсь
Я выпал из действительности на четыре с половиной часа.
То есть, Вас ждут, а Вы ставите палатку и чего-то нанюхавшись, четыре часа улыбаетесь. Сергей, а с Вами точно всё в порядке???
+
0
+ -
avatar

SB-PHOTO

  • 15 мая 2016, 20:42
сидя дома вам этого не понять)
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 15 мая 2016, 21:29
Да куда уж нам в лаптях, да с одной извилиной от топора…
+
0
+ -
avatar

BVD64

  • 16 мая 2016, 10:02
Интересно, с юмором и отличными панорамами!
Но, есть одно пожелание, Сергей — если не сложно Вам, да и читателям будет удобнее — делайте в топиках, пожалуйста, ссылки на предыдущие части отчётов и на будущие.
А они, я надеюсь, будут! :)
Спасибо!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.