Алтайское ожерелье. В поисках красоты 9. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Алтайское ожерелье. В поисках красоты 9.

предыдущая часть

День девятый. Песчаный берег Коксу.

Асфальт закончился сразу за Кош-Агачем. Через сорок минут пыльная гравийка привела к шлагбауму погранзаставы. Здесь у нас проверили наличие пропусков в особую приграничную территорию, каковой является все плоскогорье Укок, бассейны рек Джазатор, Коксу и Аргут, а также, находящееся в долине Джазатора село Беляши. Пропуска заранее были оформлены в Пограничном Управлении ФСБ России по Республике Алтай. Прапорщик, уверенно нажимая одним пальцем на клавиатуру компьютера, тщательно занес паспортные данные каждого участника и номерные параметры всех машин, после чего шлагбаум медленно, словно сомневаясь стоит пропускать нас все же или нет, поплыл вверх и мы попылили дальше, огибая уступы Южно-Чуйского хребта, в направлении деревни Беляши.


Фото 125. Южный Алтай. Озеро Караколь-Нур.

Объехав Южно-Чуйский хребет с востока, направились вдоль его южной стороны на запад. Издалека полюбовались на симпатичное озеро Караколь-Нур с рыбацкой лодкой в его центре. Чем ближе мы подбирались к границе с братской Монголией, тем чаще зазвучали в названиях географических объектов монгольские акценты. Караколь с алтайского, да и с казахского — черное озеро, нур по-монгольски, опять же озеро. Получается Черное озеро-Озеро. Сразу за озером с двойным названием, дорога вывела нас на правый берег реки Джазатор, что с алтайского переводится, как верхняя часть реки. Чуть ниже, мужественный Джазатор, соединившись узами крепкого любовного союза со стекающей с плато Укок нежной Ак-Аллахой, рождает брутального красавца — горную реку Аргут. Ухоженная гравийка, проложенная вдоль берега и Джазатора, и далее Аргута, позволяет катить со скоростью 60 км/час. Останавливались в пути ненадолго, лишь для замены на запаску пробитого колеса Сафаря, за одним переставив ему очередной заряженный аккумулятор с «дежурного» Крузера.


Фото 126. Пограничный пост перед селом Беляши.

Перед самым селом Беляши вновь уткнулись в шлагбаум поста местной заставы. Тут уже нас промурыжили подольше. При этом записывать ни в какой журнал ничего здешний прапор не стал. Сфотографировал каждую машину. Приказал всем оставаться в машинах, кроме старшего. Затем попросил на нашей же карте показать, куда мы следуем. Потом пошли всякие указания что-то, вроде «туда не ходи, сюда не заходи», потом еще были созвоны с каким-то вышестоящим начальством. Может и выгадывал он чего-нибудь типа на бутылку пива или пачку сигарет. Но я-то, святая простота, этого ни разу не понял. И пришлось пропускать ему нас безо всяких «пошлин».
Было желание в деревне подзаправиться топливом, воспользоваться услугами шиномонтажа, да и чего уж там, греха таить, пообедать в столовой. Но ничего из этих затей не вышло. Заправка не работала, двери шиномонтажной мастерской были распахнуты навстречу всем желающим, но никаких работников внутри не было в наличии, на дверях же столовой висел большой амбарный замок.


Фото 127. Торговая площадь деревни Беляши.

Деревня вся будто вымерла. Накануне в республике был открыт сезон охоты и одновременно началось время сбора урожая кедровых шишек. Все трудоспособное население было занято на этих двух промыслах. И только в некоторых дворах копошились совсем уж мелкие ребятишки. Так что пришлось нам, несолоно хлебавши, прокатить все село насквозь. Через несколько километров за Беляшами проехали развилку. Правая дорога ведет вниз по Аргуту к Карагемскому прорыву, левая же, пересекая реку по высокому деревянному мосту, уводит путников в степь Самаха. Вот туда мы и устремляемся, предварительно отобедав на берегу, под раскидистыми кедрами.


Фото 128. Мост через Аргут, ведущий в степь Самаха.

Интересная местность эта самая степь Самаха, впрочем, как и многое на Алтае. Среди хаоса горных хребтов, узких ущелий и лесистых вершин каким-то образом появилась совершенно ровная поверхность. Считается, что раньше тут было большое озеро. Поле условно треугольной формы, примерно семь на десять километров размерами, с двух сторон ограничено руслами рек Аргут и Коксу, с третьей высятся крутые уступы плата Укок. Уютно укрытая склонами гор от пронизывающих ветров степь Самаха очень теплое место с цветущими травами весной и с сочными сенокосными лугами летом. Люди издревле использовали возможности межгорной степи. Здесь много курганов, каменных кезер-ташей, местами видны остатки осушающих или орошающих каналов. Той-Самах – с алтайского переводится, как место для свадеб и праздников.


Фото 129. В степи Самаха.

Возможно, когда-то давно, местные племена после сбора урожая, спускаясь с высокогорных летних пастбищ, проводили здесь осенние встречи, празднования, турниры, знакомились и играли свадьбы.
Степь Самаха двухуровневая. Сначала мы выкатились на нижнюю долину, которая представляет из себя почти ровное поле. После того, как мы пересели степь с севера на юг и немного поплутали в поисках приемлемого брода через глинистую речку Кашабасы, начался подъем через сопку, покрытую лиственничным лесом, на верхнее плато степи.


Фото 130. Выезд из брода через ручей Кашабасы.

Петляя мелкими поворотами, колея привела к деревянному мосту через шумящую, зажатую скалами, реку Коксу. Наличие моста успокоило, не на долго. Сразу за мостом напряг резкий взлет с крутым поворотом примерно на сто градусов.


Фото 131. Мост через Коксу.

Но это ещё полбеды, ходом успешно проскочили это неприятное место. А вот дальше колея, подрезая высокий скальный прижим, подвела к большому камню перегораживающему часть дороги. Про него нас, кстати, предупреждали погранцы, мол не всегда можно мимо него прошмыгнуть. Грузовики здесь на проходят, объезжая этот склон вброд, через Коксу. Колею прокатали с уклоном в сторону пенящейся глубоко внизу реки, машины двигаются с креном, а, чтобы преодолеть это узкое место, приходится правым колесом наезжать на торчащий из скалы валун, тем самым ещё увеличивая наклон автомобилей. И если Ниссан, а тем более приземистый Рэнг, не испытали при этом особых волнений, то проводку Крузаков пришлось производить буквально по сантиметру, отвешивая джипы всем мужским составом с противоположной от уклона стороны, не допуская опрокидывания в пропасть.


Фото 132. Вид на узкое место из-за моей макушки.


Фото 133. И вид туда же с противоположной стороны.

По иронии судьбы, сразу за адреналиновым обрывом, дорога выкатывается на ровную, широкую речную долину, как бы приговаривая, мол, чего вы так напрягались, я ведь всего лишь слегка пошутила. Н-да.


Фото 134. Река Коксу перед входом в каньон.

Спокойно продолжили движение сквозь густой кустарник багровых оттенков, пока не выкатили на песчаную отмель правого берега голубой Коксу, где и встретились с убежавшим сюда накануне экипажем Михаила Некрасова.


Фото 135. Завтра будем переезжать Коксу слева на право, по диагонали.

Встали лагерем на зеленой полянке и под жарким солнцем, в качестве релаксации, устроили купания в бодрящей, холодной воде. А вечер, вместе с прохладой, принес очередную массу положительных эмоций, окрасив низкие облака розовыми мазками.


Фото 136. Вечер на берегу.

День десятый. Путь на Шокпартас.


Фото 137. Утро в лагере.

Наша сегодняшняя цель — попасть в редко посещаемое и малоизученное пока ещё путешественниками и, оттого ещё более загадочное и таинственное, урочище Шокпартас, затерянное на северо-западе плоскогорья Укок.


Фото 138. Перед стартом.

Ну, а для начала нам необходимо было перебродить Коксу. Переезжать реку предстояло по диагонали, вниз по течению, с одной песчаной отмели на другую. Длина брода порядка 50 метров. Глубина оказалась до 1,2 м.


Фото 139. Красиво идут!

Появившиеся, как обычно, перед водой признаки своей бродобоязни пришлось глушить работой. Установленный профессионалом Павлом в нужную точку, занялся документальной фото фиксацией преодоления протяженного брода.


Фото 140. Рэнг пошел. Или поплыл?

Одна за другой машины ныряют в зеленовато-голубые воды реки. Самый легкий участник — Рэнг несколько метров в середине потока «проплыл», но затем, аккуратно зацепившись колесами за камни отмели, уверенно выбрался на противоположный берег. Через полчаса все автомобили собрались на правом берегу реки.


Фото 141. Последним реку бродил Володин Ниссан Сафари.

Отсюда наш путь лежал наверх, по ущелью ручья Кужуртубулак, по полному бездорожью, по склонам покрытых тайгой гор.


Фото 142. «Ныряем» в русло ручья Кужуртубулак.

Впередсмотрящим и ведущим шел ТЛК Михаила Некрасова, который, год назад, первым пробрался этим путем к Шокпартасу. От его прошлогодней колеи мало что осталось, поэтому шли «по приборам» и с разведкой.


Фото 143. В зарослях карликовой березки.

В начале подъёма приходилось пробиваться через топкие, заросшие карликовой березкой болотца, подпитываемые дождевой и талой водой, образовавшиеся на левом берегу ручья. Пару раз при этом прибегали к помощи лебедок.


Фото 144. В дебрях горной тайги.

Чуть повыше стало заметно суше. Случайно набрели на полянку, покрытую сплошным ковром спелой вкуснющей голубики. Через десять – пятнадцать минут тихой охоты руки и рты у всех стали фиолетовыми. Некоторых девушек пришлось уводить оттуда силком.

продолжение тут

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

Kerkovladim123

  • 16 января 2018, 17:34
Паузы в повествовании эт главно.Хорошо что они у вас как раз вмеру, для интриги.
Да, ребята, такую рекламу Алтаю, какую делаете вы… Прекрасно понимая, что такой поездки не потянуть, буквально впитываешь каждое фото.Да и повествование построено таким образом, что создается эффект присутствия.За это особая благодарность.
+
1
+ -
avatar

Oлeg

  • 16 января 2018, 19:14
Спасибо, огромное! Да, пожалуй, действительно рекламируем. Хотя не всегда это на пользу природе. Есть места, в которые совершенно ни к чему устраивать паломничество. Скажем, плато Шокпартас, куда мы начали подъем в опубликованном отрывке. Мне бы не хотелось, что бы туда нашли путь многочисленные «любители истории, природы, да и просто праздно шатающиеся любопытствующие». Пусть люди туда попадают (ради чего постараюсь пояснить в следующих частях), но попадают через преодоление, через трудности. Все меньше вреда будет нанесено не тронутым и первозданным уголкам.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.