Большое путешествие по Кольскому. 2010 год. Часть 2. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Большое путешествие по Кольскому. 2010 год. Часть 2.

Начало здесь.

Большое путешествие по Кольскому. 2010 год.
Маршрут путешествия: Москва — Тверь — Боровичи — Тихвин — Лодейное поле — Петрозаводск — Медвежьегорск — Кемь — Зеленоборский — Ревда — Ловозерские тундры — Мурманск — п-ов Рыбачий — Мурманск — Кировск и Хибины — Кандалакша — Терский берег — Кузомень — Аметистовый берег — Медвежьегорск — Петрозаводск — Санкт-Петербург — Вышний Волочок — Москва
Регион путешествия: Карелия, Кольский п-ов.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 5 500 км. (315 км.)
Сроки: 30.07-15.08 (17 дней)

День 7. 05.08.2010. «День маленьких побед », мыс Кекурский — пос. Большое Озерко
Маршрут дня: м.Кекурский — пос.Большое Озерко
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 25 км. (25 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: Мемориалы в Большом Озерке.


Спустя час просыпаюсь от того, что вся одежда влажная изнутри, а тело начинает мерзнуть. Уснуть толком не удается никому. От водки просто воротит. Печальные мысли носятся по кругу. И вопрос один — что делать? Сидеть и ждать помощи холодно и сыро, но снаружи не лучше — дождь, ветер, мелкий кустарник и камни, до куда хватает взора. В салоне висит напряженная тишина. Понимаю, что нет ничего хуже бездействия, неопределенности и ожидания, а лучшее лекарство в такой ситуации — что-нибудь делать (даже не очень важно что именно). И хотя есть большие сомнения, я говорю себе — «Я сейчас выйду и я сделаю костер! Другого варианта НЕ СУЩЕСТВУЕТ!». И я выхожу…
Обхожу окрестности в радиусе пятиста метров в надежде найти какое-нибудь брошенное строение или что-нибудь, что можно пустить на дрова. Вспоминаю Кваркуш — там была похожая ситуация и похожее состояние, когда заблудились, но ведь выбрались. В голове почему-то вертятся строки Высоцкого «Север, воля, надежда, страна без границ, снег без грязи, как долгая жизнь без вранья...». Когда возвращаюсь, около машины меня ждут Антон и Наташа. Натали мы отправляем собирать растопку, а сами берем топоры и идем за двумя сухими карельскими березами, которые попались мне на пути. Когда возвращаемся с дровами, к нам присоединяются Мишка и Ирина. И вот вскоре маленький слабый огонек становится небольшим костерком. Это первая победа!

Народ начинает понемногу шутить, ставим греться чай, пускаем в туманное небо пару ракет от безделья и наконец поднимаем вопрос — «а если помощь не приедет?». Тогда Миха и Антон уходят к метеорологам на мысе Немецком в надежде найти машину у них.
В итоге, ровно в полдень, с двух разных сторон к нам подъезжают Камаз, который привез Роман, и Урал, который нашли ребята. Тщетная попытка прикуриться. Цепляем нашу умершую машину к Камазу, Антон с Михой остаются в Паджерике, а меня и девчонок забирает L200.

Когда приезжаем в Большое озерко — перекусываем, немного согреваемся и отправляемся прогуляться. Находим большой обелиск и покосившуюся пристань, где раньше сгружали уголь для обеспечения полуострова. Вернувшись, обнаруживаем Камаз с Паджериком. За «эвакуацию» мы отдаем пять тысяч и решаем, как быть дальше.
К нашему великому счастью оказывается, что с этого лета в Большом Озерке на базе геологической станции действует туркомплекс «Озерки», где мы обедаем вкусной домашней кухней, снимаем за 350р. с человека две комнаты, а вечером идем в баню (300р. за час!). Правда, когда главный механик базы (довольно ушлый человек) предлагает нам эвакуатор за двадцать пять тысяч, мы решаем отказаться от его услуг, и самостоятельно договариваемся с эвакуатором из Мурманска за двенадцать тысяч (телефон нам дали в сервисе Mitsubishi).
После бани пьем текилу, поем песни под гитару, Антон рассказывает, как весело с Михой они сходили до геологов, и что они все-таки побывали на самом краю Земли — мысе Немецком. Теперь-то можно немного расслабиться, оставив проблемы на завтра.
Засыпаем мы быстро и крепко.

День 8. 06.08.2010. «Возвращение в цивилизацию», пос. Большое Озерко — Мурманск
Маршрут дня: пос.Большое озерко — Старая Титовка — Мурманск
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 150 км. (50 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: водопад на р.Титовка за станцией Рыбнадзора.


Как же приятно встречать утро в мягкой постели. Особенно, если вместо туч на небе яркое солнце…
В одиннадцать часов экипаж L200 прощается с нами и уезжает, чтобы забрать Волгу и продолжить путешествие по Кольскому, допуская, что может мы еще встретимся в Хибинах или на Терском береге Белого моря. Мы же вкусно завтракаем и отправляемся к руководителю туркомплекса Алексею, чтобы узнать, как лучше всего отправить троих человек до Мурманска (т.к. в эвакуаторе только два места для пассажиров). Алексей сам едет в Мурманск и поэтому легко берет нас с собой (честно говоря, даже не знаю, чтобы мы делали, если бы не этот прекрасный человек, так сильно и не раз помогший нам). В час дня мы выезжаем (я еду до пограничного поста, чтобы встретить эвакуатор).

По дороге узнаем от Алексея очень много интересных вещей про прошлое и настоящее Рыбачьего. А навстречу по узкой горной дорожке едут Уралы и БТРы – через несколько дней военные оккупируют эти территории для учений и перекроют все въезды на полуостров (и выезды тоже). Офигенный сюрприз будет для кого-то! По пути Алексей завозит нас полюбоваться еще одним красивейшим и мощнейшим водопадом, находящийся за «базой» Рыбназдора.
После выезда на трассу А-138 заруливаем в поселок Старая Титовка выпить по кружке кофе, после чего Алексей и ребята уезжают в Мурманск, а я остаюсь ждать эвакуатор. Одинокий молодой человек почти мгновенно привлекает внимание пограничников, и у меня проверяют документы, после чего просят оставаться на виду до приезда эвакуатора. Ждать долго не приходится, и уже через час мы с молчаливым водителем неспеша трясемся по перевалу в сторону Большого Озерка. По дороге выдергиваем из канавы ВАЗ с мужиками, пытавшимися проехать какой-то невероятной дорогой на «рыбные места». В восемнадцать часов вечера загружаем нашего раненного Паджерика на эвакуатор и сразу же отправляемся в обратный путь.

В Мурманск прибываем после двадцати трех часов, оставляем Паджеро около автосервиса Mitsubishi и расплачиваемся с эвакуатором (за хлопоты отдали пятнадцать вместо изначальных двенадцати).
Миха и девчонки тем временем успели снять какую-то квартиру-отель на улице Карла Либкнехта и приготовили вкусный ужин. Собравшись все вместе закатываем пьянку в честь возвращения в цивилизацию! Текила, гитара, споры до утра…

День 9. 07.08.2010. «Экскурсия», Мурманск
Маршрут дня: пешеходная экскурсия по Мурманску
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 10 км. (0 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: ледокол Ленин; мемориал морякам и подводникам, погибшим в мирное время.


Спим долго, а проснувшись, решаем идти на экскурсию по Мурманску. В автосервисе сказали ждать понедельника, так что у нас целых два дня в этом славном городе.
Проспект Ленина, площадь Пяти углов, Мурманский пассажирский порт… вообще немного удивительно, что в таком большом порту, где есть и военный флот, и торговый, для пассажирских кораблей выделено всего два небольших причала. У одного под погрузкой стоит теплоход Клавдия Еланская, курсирующий то ли до Иоканги, то ли еще дальше (но не до Архангельска!). У второго – знаменитый ледокол Ленин, на который можно организовать групповую экскурсию по предварительной заявке. На их фоне фотографируются новоиспеченные мурманские женихи и невесты.

От порта идем обратно и доходим до мемориального комплекса морякам, погибшим в мирное время. Башня-маяк, якорь и храм Спаса-на-водах. Рядом с рубкой печально известной атомной подводной лодки «Курск» табличка со статистикой происшествий на море и под водой. Грустная табличка.
Заканчивается этот день вкуснейшим разливным пивом местного производства и просмотром фильмов.

День 10. 08.08.2010. «День безделья», Мурманск
Маршрут дня: —
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 0 км. (0 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: -


День ожидания и безделья. Такие дни убивают хуже всяких невзгод и непогод. Играем в настольные и напольные игры, смотрим фильмы (которых с собой захватили целую кучу), общаемся с хозяйкой квартиры Вероникой, спим и очень-очень надеемся на починку машины…

День 11. 09.08.2010. «Путешествие продолжается!», Мурманск — Хибины (база МЧС)
Маршрут дня: Мурманск — Оленегорск — Апатиты — Кировск — база МЧС — какой-то ручей
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 250 км. (35 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: туман в Хибинах.


Одиннадцатый день путешествия для меня и Натали начинается с того, что Антон влетает в комнату, прыгает на кровать и радостно кричит «Завелась!!!». Ну что тут еще говорить?..
Незаметно за сборами вещей, получением машины в автосервисе, перепланированием маршрута, дозакупкой продуктов (пачки риса и ящика пива) пролетает день. Выезжаем из Мурманска только в шесть вечера сквозь туман проливного дождя. И всю дорогу до Кировска ливень то усиливается, то ослабевает, лишь при подъезде к Хибинам превращаясь окончательно в легкую, но бесконечную изморось.
Повертевшись немного на перекрестках в Апатитах и Кировске, в конце концов в девять вечера проезжаем мимо поселка Кукисвумчорр и въезжаем в Хибины: сразу же асфальт заканчивается и начинается гравий. Через пару километров основная линия насыпи уходит вправо на карьер, мы же проезжаем прямо. Дорога начинает заметно ухудшаться. Бродов мало (фактически они только в начале и в конце), но из-за больших камней и сумерков быстро ехать опасаемся. Да еще эти разговоры про оползни в горах… И совсем уж скорость движения падает после того, как посреди дороги навстречу нам стоит полностью разбитая красная шестерка с оторванным передним мостом. Такую картину вполне ожидал бы увидеть где-нибудь на Кавказе, но никак не в Хибинах! А горы тем временем грозно смотрят на нас сверху, часто откуда-то из-за тумана, заставляя одновременно трепетать и восхищаться перед этой естественной первобытной красотой.

В итоге, когда медленно и неуверенно около полуночи подъезжаем к базе МЧС, то очень радуемся. Но до нашей цели — озера Щучьего — нам предстоит преодолеть еще несколько километров по лесу.
Одно время пытаемся следовать за обогнавшим нас бойким УАЗиком, полным пьяных рыбаков, но когда в свете фар этого отечественного вездехода куда-то вдаль среди елок убегает бесконечный брод, а стрелки уже перешагнули два часа, мы решаем вставать где-нибудь, наплевав на Щучье.
Минут через тридцать в полной темноте ставим палатки и мгновенно отрубаемся. За четыре дня соскучились по спальничкам…

День 12. 10.08.2010 «Хибинская релаксация», база МЧС — оз.Малый Вудъявр
Маршрут дня: какой-то ручей — база МЧС — оз.Малый Вудъявр
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 30 км. (30 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: столбы со стрелками у базы МЧС; «красивый водопад» Рисйок.


Девиз дня — «никакой спешки!».
Поздний подъем, борщ, пиво, посиделки у костра… мимо по дороге толпами ходят туристы в возрасте от шестнадцати до шестидесяти (а какой-то мужик на УАЗе собирает по лесу разбежавшихся школьников). Устраиваем охоту на грибы — берем только белые, подосиновики и подберезовики. После играем в мяч — оказывается просто пинать его друг другу очень и очень увлекательно! И лишь далеко за полдень собираемся и трогаемся в обратный путь.
Сначала остановка у базы МЧС — изучаем уникальное обилие указателей со всевозможными городами страны (и не только страны — есть стрелки до Ливана и Марса). После чего держим путь по указателю на «красивый водопад» (он же водопад Рисйок). Метров сто крутого подъема по тропе и вот он! Впечатлены, кажется, все. Конечно же, фотосессия.

И наконец, событие дня — встреча и знакомство со Стасом! Только представьте себе — едите вы по бездорожью среди гор в тысяче километрах от дома, болтаете о том о сем, слушаете музыку, до ближайшего города минимум час пути, на обочине стоит какой-то мужик с пакетом грибов… и тут Антошка резко тормозит, выбегает и начинает обниматься с ним. Ну мы, мягко говоря, охуели.
А когда немного пришли в себя, то в руках уже были рюмки, водку разливали по третьей, а по кругу ходила баночка мурманской квашенной капустки. Оказался Стас очень классным человеком, кому небезразличны чужие проблемы и которого просто приятно и интересно послушать. А познакомился с ним Антон в Большом Озерке, пока я катался за эвакуатором.
Проболтав с час и приговорив капустку, прощаемся: мы едем до озера Малый Вудъявр, а Стас остается дожидаться Штирлица на «китайце». Мы говорим «пока», Стас отвечает «до встречи». А туман медленно ползет по Хибинам, как «обезьянки»…
Обратный путь занимает меньше часа, несколько раз обгоняем пешие группы туристов, по дороге встречаем «китайца», который успевает забрать Стаса и догнать нас.

Встаем на берегу Малого Вудъярва: стоянку на озере найти легко, т.к. мест много, а вот с дровами проблемы. Кончается день вкуснейшей грибовницей, приготовить которую можно только вот так: на свежем воздухе, в хорошей компании.

День 13. 11.08.2010. «По Терскому побережью Белого моря», Хибины — Аметистовый берег
Маршрут дня: оз.Малый Вудъявр — Кировск — Апатиты — Кандалакша — Умба — д.Кузомень — м.Кораблик
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 425 км. (15 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: порог «Черный падун» 6 к.с. на р.Колвица; кузоменские пески.


Уже как обычно неспеша стартуем в полдень, заправляемся на СтатОйле в Апатитах и вновь выезжаем на трассу Р-21 «Кола» Санкт-Петербург – Мурманск. Сотня километров и мы в Кандалакше. Ох, не зря распечатал подробную карту этого города, иначе замучались бы искать выезд на Умбу. Едва миновав последние дома, делаем остановку, чтобы впервые с расстояния полюбоваться Белым морем.
В тридцати километрах от Кандалакши есть деревенька Колвица и речушка с одноименным названием, соединяющая озеро Колвицкое и Белое море. На этой речке в самом ее устье находится непроходимый порог 6-ой категории сложности «Черный падун». На него-то мы и пошли посмотреть…

Дааа…… даже имей я в разы больший опыт сплавов, сюда бы соваться не стал. Вода пенится, шипит, бурлит, падает на несколько метров, разбивается об огромные каменные глыбы… до Белого моря от сплавщика доплывут только уши. Но как завораживает эта картина, черт побери!
Возвращаемся к машине и без остановок держим путь до Умбы. Дорога однополосная, асфальт среднего качества, но без ям, средняя скорость – девяносто. Умба, конечно, та еще дыра… но есть заправка, а это уже много в таком пустынном краю, куда мы держим путь.
На участке после Умбы вовсю ведутся дорожные работы, кладут новый асфальт (а вроде по стране все программы по строительству новых дорог свернули из-за кризиса, но Кольский это не касается). Минут через сорок асфальтовое покрытие заканчивается, начинается красная «грунтовка» – причина того, почему все встречные машины наполовину буро-красного цвета. Для нас это знак – время отобедать! Съезжаем в первый отворот и встаем недалеко от трассы, практически на берегу.
Треск костерка, бескрайняя даль Белого моря, шум набегающих волн и всё то же великолепное Мурманское пиво… гармония, одним словом! И ехать никуда не хочется, но время поджимает – уже восьмой час вечера, а впереди Кузомень.
…по грунтовке стараемся держать шестьдесят в час. Встречных или попутных машин практически нет. Один раз пролетает колонна из L200 – как мы убедились, довольно популярная машина среди любителей дорожных путешествий. Около девяти вечера на развилке Варзуга-Кузомень сворачиваем направо, и практически сразу грунтовка под колесами Паджеро меняется на желтый песок. Пять минут и мы въезжаем в Кузоменские пески – самую северную на планете пустыню (если верить Вики, возникшую искусственным образом из-за вырубки прибрежных лесов в 19 веке и сильных ветров с моря).

Пустыни я раньше видел только по телевизору, так что первая мысль, которая пришла в голову, была: «вот бы в детстве такую песочницу…». Желто-коричневый пейзаж раскинулся во все стороны насколько хватает взора, но в отличие от какой-нибудь Сахары здесь посреди песков растут ёлки и сосенки, что добавляет картине зеленых красок. И серое, монотонное вечернее северное небо.
А недалеко с юга пустыню ласкает белое-белое море, омывая берег холодной и соленой водой…
На востоке же, где-то не очень далеко, там, где река Варзуга впадает в Белое море, уже почти сотню лет эта антропогенная пустыня держит в своих цепких пальцах деревеньку Кузомень. Сказано нам было, что можно у ее жителей рыбки купить…
Ехать по пескам неприятно: стоит только «высунуться» из колеи, как машину начинает вести и крутить. Но еще страшнее риск увязнуть колесами в «желтой трясине» – помощи в этом пустынном краю придется ждать очень долго. Не останавливаясь, едем на восток и километра через три подъезжаем к Кузомени. На часах полночь, вокруг песок, справа – покосившиеся кресты кладбища, слева – они же, впереди – старые, черные, издыхающие дома… Жуткое зрелище! По выложенным досками тропинкам ходят призраки местных жителей с потухшими глазами. Неожиданное появление Паджеро вызывает у них явный интерес… Мы же вовсе не хотим изучать особенности гостеприимства местного населения, поэтому узнав, что «рыбы нет», быстро разворачиваемся и, что называется, «рвем когти».
Может это сумерки и наша богатая фантазия в итоге создали такое мрачное представление об этом прекрасном уголке Земли, но пусть нас опровергают другие любители путешествий. Мы пас.
В час ночи, спешно распрощавшись с пустыней, без особых трудностей находим отворот к аметистовому берегу перед ручьем Лодочный (по движению от Умбы). Пополнив из этого болотного цвета ручейка запасы воды (в целом с водой тут сложновато), встаем прямо на мысе Кораблик. К удивлению вокруг никого, хотя ночью где-то поблизости проезжает пара машин.
Костер, поздний ужин, литр текилы на пятерых, страшилки и задушевные разговоры до утра… Последними по палаткам расползаемся мы с Михой.

День 14. 12.08.2010. «Прощание с севером… », Аметистовый берег — Тэдино
Маршрут дня: м.Кораблик — Умба — Кандалакша — Зеленоборский — Тэдино
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 370 км. (5 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: аметистовый берег, он же м.Кораблик.


Встаем мы с Мишкой тоже самыми последними. Уже как обычно – к полудню. В голове легкий гул… А когда выбираемся из палаток, то нам открывается грандиознейшая картина природы: красивое и чистое голубое море, такое же в цвет ему небо и длинная красная-красная линия берега. А над побережьем царит легкий, нежный и теплый ветерок.

Пока я выполняю свою привычную роль походного шеф-повара, ребята усердно ползают по берегу и собирают аметисты. Никто толком не знает, как они выглядят, зато каждый приносит штук по десять.
После легкого завтрака из гречки с тушенкой позволяем себе пару часов лениво валяться на траве и наслаждаться солоноватым ветром и низким северным солнцем. Кайф.
И тут Иринка, как самая смелая из нас, делает то, что мы должны были сделать еще на Рыбачьем. Она раздевается и идет купаться. Белое море в отлив отходит от берега метров на сто, и еще метров сто нужно пройти, чтобы вода стала по пояс. А сама-то вода ух какая холодная… Следом за Ириной идем купаться и мы! Как же так – побывать на Северном Ледовитом океане и не окунуться в него?! И мы окунаемся! Да…. это небывалый заряд бодрости и позитива!

А вот когда возвращаемся обратно, то обнаруживаем, что часть одежды плавно качается на невысоких волнах прилива… вода каждые пять минут забирает по десять сантиметров суши. Вот уж не думал, что прилив бывает таким интенсивным.
После освежающих водных процедур еще несколько часов блаженного безделья: стрельба по консервным банкам, разглядывание в бинокль купающихся вдалеке девушек, поздний обед и чай и много-много фотографий. На прощание раскуриваем последнюю сигару, сидя на вершине мыса Кораблик и любуемся горизонтом… Мгновение, остановись!

Где-то здесь заканчивается активная часть нашего путешествия, теперь нас ждет дорога домой.
Около мыса Турий, где находится известная тоня Тетрино, и где сейчас должны быть наши L200 и Волга, делаем остановку на берегу моря. Долго изучаем способы проезда к тоне. Вариантов два: или ждать четыре часа отлива и ехать по оголившемуся берегу, или штурмовать один за одним десятки бродов, чего нам ну очень не хочется после Рыбачьего. В итоге достаем мячик и полчаса пинаем его друг другу, а после этого садимся в Паджеро и уезжаем в Кандалакшу. Пусть у нас будет лишний запасной день в дороге, нежели мы будем спешить и комкать финал такого славного путешествия.
Часов в девять вечера в Кандалакше на вокзале Ирина сдает свой билет, т.к. обратно мы решили ехать впятером – дискомфорта это не вызывает. После чего Паджеро вновь встает на трассу Р-21 «Кола», а через час мы пересекаем Полярный круг. Становится заметно теплее.
У Полярного круга, кстати, очень нас посмешили два белорусских байкера в возрасте за пятьдесят на новеньких БМВ, которые громко слушали какую-то попсу в духе «Руки вверх» и очень важно фотографировали друг друга у стелы на какую-то карманную мыльницу.
Тем временем пора бы задуматься о ночевке. Стоянка дальнобойщиков Тэдино нас не впечатлила ни ассортиментом, ни ценами, хотя на данном участке это, пожалуй, единственный цивилизованный вариант. Мы же на первом перекрестке сворачиваем в лес и в результате встаем среди елок на какой-то заброшенной и заросшей лесной дороге. Последний литр водички уходит на макароны по-флотски, и тут кто-то находит в багажнике завалявшуюся баночку пива… по кругу, на пятерых. Затем сытый, довольный и «захмелевший» Миха берет в руки гитару и долго мешает нам уснуть.
А в Зеленоборском на дне Кандалакшской губы остались лежать пять монеток…

День 15. 13.08.2010. «А не прокатиться ли нам до Питера?», Тэдино — дер. Матросы
Маршрут дня: Тэдино — Чупа — Кемь — Медвежьегорск — Петрозаводск — Матросы
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 665 км. (5 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: Сандармох.


Встаем, собираемся, выезжаем. Наконец-то Антоха допустил меня до руля и педали газа. Планируем доехать до Медвежьегорска, а оттуда уйти по восточной стороне Онежского озера на Пудож и Вологду, вернувшись в Москву через Ярославль. Однако, жизнь прекрасна своей непредсказуемостью!
Ровно в полдень, у пустующего поста ДПС напротив отворота на Чупу мы видим столпотворение народу и уже знакомый «китаец». Естественно, останавливаемся. Оказывается это чудо китайского автопрома умерло и не желает заводиться. Ребята перебрали в нем всю электронику, протащили его на тросе уже с сотню километров, а теперь вот тормознули автовоз и договариваются о доставке машины до Питера. Рядом еще два экипажа, возвращающихся домой. Общими усилиями закатываем GreatWall на автовоз, после чего мы перекидываем свои вещи в «китаец», а к себе на борт берем Стаса (в кабине автовоза место только для двоих, и то один лежа). Очень кстати пришлись два дополнительных выдвигаемых кресла в багажнике Паджеро.

Вот и встретились в третий раз. Теперь наш «внедорожник» превратился в автобус и держит путь в Питер.
Мы шустро уходим вперед, договорившись встретиться с Максом и Ольгой (из «китайца») перед ночной стоянкой. Сотни километров пролетают под разговоры, музыку и хорошую погоду почти незаметно. От идеи свернуть на Медвежьегорск в районе станции Масельгская отказываемся, так как асфальт там длится всего десять метров, а терять время на преодоление бездорожья сейчас совсем не хочется. В Медвежьегорске неплохо обедаем в придорожном кафе, восполняем запасы продуктов и спиртного (вернули правило «отрулившему – банка пива») и посещаем печально-известный «Сандармох».
«Сандармох» – место расстрела тысяч невинных людей в годы «царствования» НКВД. Там очень-очень тихо, немного жутковато и ощущение, как будто до сих пор не нашли покоя души умерщвленных здесь мужчин, женщин и детей более чем пятидесяти национальностей. Среди стройных сосен просевшая земля и фотографии, фотографии, фотографии… «Люди, не убивайте друг друга».

Автовоз, обогнавший нас во время визита в Медвежьегорск, мы нагоняем только под Петрозаводском, а на стоянку встаем у деревни Матросы. Ольга и Макс снимают номер в придорожной гостинице, экипаж же Паджеро (теперь уже из шести человек) находит себе невдалеке какой-то песчаный карьер и, выпив для крепкого сна водочки, размещается по палаткам.

День 16. 14.08.2010. «Привет, Северная столица!», дер. Матросы — Санкт-Петербург
Маршрут дня: Матросы — Олонец — Лодейное поле — Новая Ладога — Санкт-Петербург
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 400 км. (0 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: -


Подъем в девять, за рулем я, продолжаем путь в Питер. Четыреста двадцать километров с обедом и пробками преодолеваем часов за шесть. Немного стоим перед мостом через Свирь и после Новой Ладоги (ремонт дороги). Высококультрные питерцы ловко обкладывают нас матюгами, когда мы объезжаем эту колонну по обочине (ну и пусть, нам пофигу). В три дня въезжаем в северную столицу по мурманскому шоссе.
В первую очередь едем в кафе Сладкоежка, что на улице Марата, и пьем вкусный чай с их божественными пирогами, тортиками и ромовыми бабами. Вид у нас, конечно, далеко не аристократичный, ну да ладно. После Севера нам можно почти все.
Затем на московском вокзале находим объявление о сдаче квартир и договариваемся снять на сутки «трехкомнатный отель» по пятьсот рублей с человека где-то на Пискарёвском проспекте. Воды горячей нет, а в остальном вполне ничего квартирка, чтобы перекантоваться ночь: белье новое, после ремонта, чистенько, тепло.
Пока Антон и Стас ездили прикрутить бампер у Паджерика и решить вопросы с «китайем» (его завели быстро, заменив какой-то НЕДОКУМЕНТИРОВАННЫЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ!!!), мы отдохнули и хорошо выспались. Ну а вечером, вооружившись фотоаппаратами, поехали гулять в центр города.
Спас на крови, канал Грибоедова, Невский, Казанский… расписывать про то, какой Питер необыкновенный город я, пожалуй, не буду. Мы с Натали пошли посидеть в любимом ресторанчике Валхалл, а ребята отправились к Исаакиевскому собору и Триумфальной площади. В полночь все вместе мы поехали ловить разводящиеся мосты. И даже попытались заснять Троицкий мост, но ничего дельного из этого, к сожалению, не вышло.

Кончился вечер большой попойкой и песнями в нашем однозвездочном отеле. Я и Наташа уснули довольно быстро, а вот остальной более крепкий народ пел и пил до шести утра.

День 17. 15.08.2010. «Дорога домой», Санкт-Петербург — Москва
Маршрут дня: Санкт-Петербург — Тосно — Чудово — Великий Новгород — Валдай — Вышний Волочок — Торжок — Тверь — Клин — Москва
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 750 км. (0 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: -


И вот наступил Последний День Путешествия. Неизбежный день. Семьсот километров от Санкт-Петербурга до Москвы по трассе М-10 «Россия».
Заправляем полный бак и в одиннадцать прощаемся с Ириной, решившей остаться на пару дней погостить у питерских друзей. В это время начинается дождь, который почти мгновенно превращается в сильный ливень, а когда Антон выруливает на кольцевую, то на нас просто обрушивается с неба Балтийское море! Видимость метров пять, скорость не более двадцати километров, иногда встречаются перевернувшиеся фуры. Я таких дождей еще не видел.
Но вот кольцевая дорогая остается позади, и мы набираем скорость по московскому шоссе. Обгоняем «китаец», сделавший «техническую» остановку. Снова полетели города: Тосно, Любань, Чудово. На объездной вокруг Великого Новгорода прекрасный асфальт и две треноги (антирадар своевременно пикает, предупреждая о «засадах»). Еще сотня километров, Валдай и вот мы уже на дороге, с которой пару недель назад простились «насовсем».
Перед Вышним Волочком встаем в длиннющую пробку преимущественно из фур. Пытаемся объехать ее по обочине, но дальнобойщики умышленно блокируют этот ряд (козлы). Мы все же объезжаем, и в итоге вся колонна стоит из-за фуры и газели, не поделивших одну полосу. Эх, Россия, дураки и дороги…
На выезде из Волочка находим неплохое кафе, где решаем отобедать – все-таки больше половины пути позади. Во время трапезы нас нагоняет экипаж GreatWall и питерский дождь с ураганным ветерком (который, вообще говоря, тянется за нами от самого Полярного круга). За окном уже стемнело.
До Москвы еду я. По дороге устраиваем гонку с аутлендером и лэнд крузером – летим быстро, красиво, периодически меняя роль «головного джипа», из-за чего оставшееся расстояние до Москвы преодолевается практически незаметно. На подъезде к МКАДу я не успеваю среагировать на сигнал антирадара, что в итоге выходит нам в пятьсот рублей.
В час ночи Паджеро подъезжает к подъезду моего дома на Свиблово, мы выгружаем вещи и прощаемся с Антоном и Мишей.
Путешествие окончено.

Оглядываясь назад…
Дописывая этот отчет в марте 2011го, оглядываясь назад на полгода после путешествия на Русский Север, хочется отметить несколько вещей:

Во-первых, затевая любое мероприятие, а особенно такое серьезное как двухнедельное путешествие, важно очень правильно подбирать экипаж. Не обязательно это должны быть матерые туристы с большим багажом гнущего их до земли опыта, но вот идея у вас должна быть общая и одна! И жажда до приключений на свою ж… И роли хорошо бы четко распределить заранее.

Во-вторых, не плохо уделить месяц или два на проработку маршрута, изучение качества дорог и возможных достопримечательностей, которыми вы наполните и разнообразите путешествие, а так же вынести свою идею на общественный суд. Люди дурного не посоветуют (проверено). Еще очень полезно заранее подумать над вариантами «а что, если…». Лично нам это могло бы очень сильно помочь на Рыбачьем, будь мы готовы к поломке машины (купили бы настоящий крепкий трос, заранее нашли телефоны эвакуаторов и МЧС и т.д.).

В-третьих, машину нужно тоже подбирать со знанием дела. Ключевое: машина должна быть своя, машина должна быть с механической коробкой передач и, наконец, должно быть не (очень) жалко оторвать ей бампер или разбить фары (а то и совсем утопить). Ну а в идеале нужно уметь починить ее в чистом поле своими руками. Тут ребята из Кирова дали нам хороший пример.
Ну а в целом, приехать на Кольский – это круто, здорово, этим можно гордиться, но это только пол дела. Еще нужно вернуться обратно своим ходом, так как это удается далеко не каждому. И, желательно, полным составом (поскольку чары Мурманских девушек сильны).

Это было долгое и сложное путешествие, но, безусловно, это было очень интересное, очень красивое и очень запоминающееся путешествие! Мы увидели и узнали столько нового и необычного, и можем уверенно сказать – хороших людей все же больше, чем плохих. Если получится, то мы вернемся на Кольский полуостров (и Рыбачий) снова.
Всем хороших Путешествий!

Искренние благодарности:
Ресторану «Омулева Бочка» за то, что там впервые «слово стало делом»
Компании Google за незаменимый GoogleEarth
Сайту «Кольские карты» за обилие карт Мурманской области и городов, в т.ч. карт Рыбачьего
Проекту «Геокэшинг» и всем его участникам за классные и интересные места
Всем тем, кто критиковал маршрут и сделал его более интересным и реалистичным
Музею Муста-Тунтури и тем, кто хранит для нас бесценную память о войне
Геологам на м. Немецком за готовность помочь с эвакуацией; жаль, что мы поехали с Валерой
Тур. Базе Озерки и лично Алексею за ПОМОЩЬ и за то что они там просто есть
Мурманскому эвакуатору и мурманскому автосервису Mitsubishi за то что вытащили и вылечили
Мурманским дорожникам за превосходные дороги.

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

0gik

  • 12 июля 2012, 12:08
Увлекательное путешествие. Очень познавательно.

Эх, Россия, дураки и дороги…
Тут 1000% согласен, особенно когда все щемятся по обочине и пробка еще больше затягивается )))).
+
1
+ -
avatar

Hikeby

  • 12 июля 2012, 12:17
Спасибо.
Тут 1000% согласен, особенно когда все щемятся по обочине и пробка еще больше затягивается )))).

Тут спорить не буду. Просто очень уж домой хотелось после долгого путешествия :)
+
1
+ -
avatar

gundos

  • 12 июля 2012, 13:45
зачет!!!
+
0
+ -
avatar

Rbhbkk

  • 26 января 2016, 20:00
А что в итоге в Паджериком случилось? какая поломка была, что сказали в сервисе Мурманска?

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.