Рассказ о Тыве будет большой по той причине, что и день этот был безумно длинный. Проснулись мы в республике Горный Алтай, а спать легли уже в Хакасии. Такой был план — Тыву мы должны были пройти за световой день...
Нервная обстановка перед сном создала все предпосылки к неспокойной ночи, но тем не менее спал я хорошо и крепко. Правда, проснулся я задолго до будильника от того, что рядом с палаткой кто-то тихонечко ходил. Попытался прислушаться, чтобы понять что или кто это может быть. Шаги то есть, то прекращаются. То ли животное, то ли человек, не пойму… Решил, что все это мне показалось и доспать оставшееся время. Но тут вдруг Лена трогает меня за руку и беззвучно шепчет — ты слышишь?! Галлюцинации массовыми не бывают, значит, не показалось. Но что делать не пойму, внезапно выскочить из палатки не получится. Пока молнии, пока то да сё, не пойму, какую модель поведения стоит выбрать. Вроде бы стихло… Бесшумно пролежали минут пятнадцать, выбрался из палатки — никаких следов вроде нет. Сна как не бывало, быстро собрались и поехали.
2. Выдвигаемся на перевал. Этот день будет самым «длинным» за все путешествие. И очень тяжелым психологически, так как до последнего нет ясности, сможем пройти или нет.
3. Мы идем по северному берегу. Есть два трека, один требует переходить через реку еще раз, а другой продолжает идти по нашей стороне. Лишний раз форсировать полноводную реку желания нет, но по нашей стороне сильный боковой уклон. Выбираем уклон…
4.
5. Погода хуже не придумать, то и дело начинает идти дождь. Все небо затянуто облаками и холодно, вокруг стоит унылая осенняя серость.
6.
7.
8. Еще до начала поездки я выслушал огромное количество мнений, почему ни при каких условиях нельзя ездить одной машиной в диких местах. Можно сломаться, застрять, вляпаться в "историю" с местными и т.д. и т.п… Здесь я вдруг впервые ощутил, что все это вполне реально. И кое что из этого может быть очень неприятно.
9. Сильный туман добавляет антуража к пейзажу. Не знаю почему, но такие картины меня завораживают. Именно поэтому мне безумно нравится Укок и Сон-кель — дикость и минимализм.
10. Есть спутниковые карты и есть треки. Направление "туда", но перспективы нашего продвижения не очень-то ясны. Даже местные не дали нам точного ответа на вопрос о возможности пройти в это время, все говорят одно — снега очень много…
11. При всей стрессовости нашей ситуации, нужно понимать, что у медали есть две стороны. Никогда не удастся получить столько сочного и реалистичного погружения в окружающий тебя мир дефилируя колонной бравых внедорожников. Сейчас мы наедине с окружающим миром и ничто не мешает его воспринимать таким, какой он есть
12.
13. Временами приходится отклонятся от дороги, потому как она идет со слишком сильным боковым уклоном. Тогда мы забираем носом круто вверх и потом спускаемся вниз. Главное, чтобы не боковой уклон. По мокрой от тумана и росы траве машина периодически скользит, настолько большой угол.
14.
15. На ровных участках выхожу фотографировать. О том, чтобы остановится там, где нравится, и речи быть не может. Не только ручник не удержит, даже на первой передаче с пониженным рядом машина медленно, но соскальзывает.
16. Приближаемся к границе республик.
17. Заброшенный пост милиции. Трудно сказать, сколько лет он в таком состоянии, но не могу даже представить формат его функционирования. Наверное дежурили вахтовым методом, по неделе или около того.
18.
19. От блок-поста начинается подъем.
20. Чем ближе к перевалу, тем чаще попадается снег. Здесь он совсем рядом с дорогой. Хорошо видно след прошедшей до нас машины.
21. На самом перевале снег. Подробная теоретическая подготовка перед поездкой говорит, что справа верховое болото и соваться туда нужно в последнюю очередь. Уходим круто налево, на склон.
22. Перевал Бугузун, примерно две с половиной тысячи метров. Мы его взяли, но на душе не отлегло — впереди еще много непростых моментов.
23. На вершине традиционно "обо" и мусор.
24. На спуск пошла раскисшая колея. Наша следующая цель пройти озеро Ак-Холь и выйти к селу Кызыл-Хая.
25. Снег лежит везде, а сверху начинает лить сильный дождь. И так не простые условия усложняются с каждой минутой.
26. Озеро Хидиндиктиг-Холь мы не увидим. Верховое болото в это время трудно проходимо, люди с которыми я разговаривал, говорили, что проходя его, ночевали в зрительной видимости от вчерашнего лагеря. У нас уже совершенно нет времени. Наш самолет из Красноярска в Москву улетает через два дня, и очень хочется на него успеть, чтобы не терять деньги.
27. Дорога петляет то вверх, то вниз.
28. Воды так много, что даже подходы к мостам затоплены.
29. Озеро Ак-Холь. Говорят здесь шикарная рыбалка, может быть когда-нибудь сможем проверить это
30.
31. Пока фотографировались, из под горы выскочила буханка с тувинскими номерами. Машина тормозит и водитель быстро идет ко мне. Не хочется быть невежливым, тем более очевидно, что он хочет что-то спросить. Делаю несколько шагов навстречу, а тем временем из буханки высыпает целая толпа тувинцев. Довольно неприятная ситуация…
Оказалось, что они едут в Кош-Агач и просто хотят узнать, какая дальше дорога. А массовая высадка пассажиров связана с тем, что им интересна наша машина. Хотя Володя как раз говорил, что это не очень хорошо, когда тувинцам вдруг понравился твой автомобиль :)
32. Перевал около горы Бир-Таг. Очень крутой перелом, когда едешь наверх, ничего не видишь кроме неба. Да и на самой вершине особо места нет, чтобы сфотографировать автомобиль и окрестности, приходится вот так раскорячиться
33. Вид сверху на долину. Тувинцы предупредили, что внизу есть несколько заболоченных участков. И у самого села разлилась река и обязательно нужно идти "верхней дорогой".
34. Внезапно яки. Или как говорят местные жители — сарлыки. Животные очень крупные, примерно в полтора раза больше обычного быка.
35. Пытаюсь подобраться к ним поближе с крайне неудачно надетым 17-40. Трудно предсказать их реакцию, если животное вдруг проявит агрессию, то бежать до машины мне далеко. Но в какой-то момент они теряют ко мне интерес и отворачиваются. Ближе идти я не решился, ограничился снимками с этого расстояния.
36.
37. Выходим к реке Моген-Бурен. Воды много, берега в снегу.
38. Дорога идет вдоль скального прижима и настолько узкая, что ни о каком разъезде речи даже близко быть не может
39. Прошелся ногами, но сколько видно глазу — без изменений. Других вариантов нет — только вперед
Дорога петляет вдоль реки и идет вдоль скалы. Там где из-за прижима дорога становится совсем узкой, она перемахивает на другую сторону и так дальше, до следующего прижима.
40. Находим отворотку в гору и съезжаем на обед. Не смотря ни на что — обедать нужно по часам. Голодный человек злой и быстрее утомляется.
41.
42. Река Моген-Бурен сильно разлилась, подмыла мосты и кое-где даже перекатывается через них. А мостов этих очень много.
У Кызыл-Хая река разлилась и затопила луг и дорогу. Как сказали местные — нужно ехать по горе. Поворот на эту «по горе» мы не нашли и уперлись в подтопленную пойму с торчащими оттуда деревьями. Делать нечего – плюхаемся и … вода выше капота. ШОК. Набираю понемногу скорость и иду, гоня перед собою волну. Очень надеюсь, что под водой нет никаких поваленных деревьев и крупных камней. Внутри все сжалось от какого то спазма. Ни фото, ни видео нет. Но в такие моменты особенно остро понимаешь, что путешествуя в таких местах одной машиной у тебя совершенно нет права на ошибку.
Вышли к селу. Лица у людей не приветливые, землистого оттенка и по внешнему виду ближе к монголоидной расе. Поселок совершенно нищий. В центре хибара с вывеской «Почта России». Просто проехали. Начались километровые столбы.
43. Едем по треку. Асфальт закончился спустя километр от деревни. Начался довольно жесткий грейдер.
44. Вот этот ряд деревянных столбиков и есть граница с Монголией. Дорога проложена вдоль самой границы. Вот она Монголия – такая близкая и такая далекая. Мечту можно буквально потрогать рукой…
45.
46. Крышесносящие виды. Какой там Горный Алтай!!! Это все детский сад по сравнению с Тывой, и при этом тут АБСОЛЮТНО никого нет!!! Мы как будто на другой планете!
47.
48.
49.
50. Дорожные знаки на деревянных опорах. Признак цивилизации с одной стороны и в тоже время чего-то еще
51. Пограничные столбики кокетливо жмутся друг к другу.
52. Красочная вывеска одноименного с рекой племенного колхоза
53 Вдалеке виднеются синие крыши монгольской пограничной заставы. Наших пограничников я не видел. Видимо, это связано с тем, что именно тувинцы совершают на Монголию набеги с целью угнать скот, а не наоборот
54. Дорога в небо. Надеюсь я смогу туда вернутся и проехать ее еще раз. Спокойно и не торопясь
55. Это нельзя сфотографировать. Никаким фотоаппаратом не передать всех чувств, которые пробуждаются в душе. Едем почти молча — есть некоторое состояние потрясения всем этим
56.
57. Развилка дороги, идущей от Мугур-Аксы. Топливо пока еще есть, поэтому заезжать не планируем.
Навител, вместе с бумажным атласом приготовил нам загадку. Все треки ведут в объезд, а они вдвоем предлагают ехать короткой дорогой Мугур-Аксы – Ак-Довурак. Разница в километраже огромная. Но подвох чувствуется. Берем языка – местный житель на перегруженной девятке не очень хотел, но все же остановился.
По-русски он не говорил совсем, жена чуть лучше, но все равно очень плохо. Я тыкал пальцем в карту и повторял «Ак-Довурак», пытаясь таким образом выяснить, существует ли прямая дорога – они только отрицательно качали головами и показывали пальцем на восток. Потом я понял, в чем была причина его нежелания останавливаться — чтобы ему тронутся с места, он поручил ребенку выйти из машины и подложить большой камень под заднее колесо.
Позже дома я перерыл интернет в поисках информации об этой дороге и всё что я нашел, сводилось к тому, что ее не существует и никто там не ездил.
58.
59. На 80 километров дороги ушло полдня и почти все моральные и физические силы. Чтобы уложиться в график-план, начинаю "наваливать" по местным дорожкам. На кончившихся аммортизаторах периодически это довольно рискованно.
60. После перевала Коге-Дава через некоторое время вышли на асфальт. Скорость возросла еще немного.
62.
63. Заправившись на перекрестке А163 и А162 мы больше не встретили до самой Абазы ни одной заправки. Выбирать качество не пришлось. Местные смотрели так, будто мы инопланетяне. Иногда этот интерес приятен, а иногда он пугает. Не знаю от чего это зависит.
Дорога Чадан — Ак-Довурак — Абаза мягко говоря пустая. Основной трафик идет через столицу Тывы – Кызыл.
64. Пейзажи этой части Тывы невероятно напоминают горную часть Киргизии. Безумно жаль что у нас совсем нет времени и на все это мы можем смотреть только через лобовое стекло и причем на полном ходу.
65. На одном из затяжных подъемов, который с трудом вытягивается на второй передаче срывает патрубок интеркулера. Как не кстати, времени до захода солнца в обрез, а ехать еще очень много. Ночевать твердо решили после границы с Хакасией.
66. Полностью разгружаю содержимое кунга на обочину. Ящик с инструментами в самом дальнем углу — до этого он нам ни разу не пригодился. Оперативно устраняю поломку и снова мчим.
«Сотый перевал» прошли «на ощупь». Туман был такой силы, что я порадовался, что я еду на север и могу просто «прижаться» к скале, встречным машинам, если бы они были, пришлось бы ехать вдоль обрыва. В тумане я не видел никаких «обо» и «побурханить» на удачу не смог бы даже теоретически. Оказалось, что есть случаи, когда это важно :) Граница с Хакасией благополучно пересечена. В полной темноте мы дотянули до поселка Большой Он и заночевали на какой-то поляне рядом с дорогой. Казалось, что событий этого дня могло бы хватить на неделю, из-за этого засыпали мы с чувством некоторой нереальности происходящего. Усталость за месяц дороги, наконец, начала давать о себе знать…
Да уж… это вам не по ухоженным европам мотаться))) Молодцы! Кстати вопрос… Вы тут обмолвились что был билет на самолет Красноярск-Москва… А как же боевой друг? Номера на нем вроде как московские… Неужто там оставили?
Спасибо за замечательные снимки, как-будто снова сам там побывал! Но как же безумно жаль, что вы пролетели бегом по этим красивейшим местам. Юг Сибири и Тыва в частности грандиозно сочетает в себе и лунные пейзажи Монголии и красноватые марсианские пейзажи Памира, и абсолютно малую населенность, и очаровательную первозданность! А если пробраться в Тоджинскую котловину! Это же сибирская «Земля Санникова»! Желаю вам в будущем обязательно подробнее ознакомится с этим регионом, лучше не на одной машине, а в команде (2-3 джипа в самый раз). Удачи и новых впечатлений!
Да, безусловно — экстрим. В одиночку таким маршрутом, это маленький подвиг, но в этом то пожалуй и главный интерес. Приятно наверное почувствовать после уже совершенного, что не только Федор Конюхов чего то может?
Поражен красотой природы и вашим мужеством! Встречал в армии тувинцев, некоторые по любому пустяку готовы были выхватить нож из кармана.
/И горько плакала сотня «дедов» во главе с командиром части когда прибыло молодое пополнение в количестве 40 тувинцев. И сказал командир «они могут и без автомата Родину защищать» и никто ведь не поспорил:)!/
Огромный плюс за мужество, одной машиной в такую поездку это сильно!!!
Все Ваши переживания не были лишены основания, но я думаю вся нервотрепка окупилась силой полученных впечатлений и увиденных красот, за которые Вам огромное спасибо!!!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (19)
RSS свернуть / развернутьtzirulnicov
Klimovs-Travels
SemenovEA
Klimovs-Travels
Nemo_R
Klimovs-Travels
LudaSamara
Oлeg
Klimovs-Travels
Oлeg
niky-ur
anamod55
/И горько плакала сотня «дедов» во главе с командиром части когда прибыло молодое пополнение в количестве 40 тувинцев. И сказал командир «они могут и без автомата Родину защищать» и никто ведь не поспорил:)!/
Klimovs-Travels
Очень давно «болею» этим регионом, больше трех лет осознано шли к этому маршруту
сергей057
сергей057
Все Ваши переживания не были лишены основания, но я думаю вся нервотрепка окупилась силой полученных впечатлений и увиденных красот, за которые Вам огромное спасибо!!!
q1549875
Klimovs-Travels
Продолжение пока не готово, но есть большая предыстория :)
ALMarin
ElenaV
Вот видео Тыва
Видео Хакасия
Видео Красноярский край
Рассказ Большое Саянское кольцо:
Часть 1 Тыва
Часть 2 Хакасия
Часть 3 Красноярский край
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.