Очень быстро стемнело, ехали на ночёвку в Ростов-на-Дону объездными дорогами по «Яндекс Навигатору» уже в кромешной тьме. Взглянул на небо, и был удивлён — столько много звёзд прежде ещё не видел. Чистое, ясное ночное небо, полностью усыпанное звёздами, причём были видны даже падающие метеоры. Невероятно красивое зрелище, ради которого просто грех было не остановиться на обочине, чтобы насладиться такой картиной. В городе вы никогда такое не увидите из-за городской засветки неба, а тут — никакого постороннего освещения не было, вокруг не было ни души, никаких населенных пунктов рядом с посторонней засветкой, так что ничто не мешало наслаждаться небесной красотой, определять созвездия…
Вдоволь насмотревшись, мы продолжили путь, и очень скоро увидели впереди слева всполохи огней. Вначале показалось, что на их месте населённый пункт, это огни города, но ошиблись — мы оказались свидетелями лесного пожара. По мере приближения картина становилась всё более мистической, начинало казаться, что попал в преисподнюю — вокруг ни единой души, никаких фонарей, проезжающих машин. Вы окружены только лесом, полностью объятым огнём. Причём дыма не было, запаха не ощущалось. Для, видимо, полноты ощущений небо впереди озарялось белыми вспышками (где-то далеко впереди били разряды молнии). Было жутковато…
Только по мере удаления от лесного пожара начал появляться и дым, ухудшающий видимость на дороге, и горелый запах. Впоследствии из новостей узнали, что в Волгоградской области бушуют пожары. Но вот только мы не проезжали её, были совсем в другой стороне. А о пожаре в тех краях, где мы проежали, в новостях впоследствии так ничего и не сказали.
Видя вспышки на небе впереди, появилось опасение, что приедем в ливень. Но этого, как ни странно, не случилось — когда приехали в Ростов-на-Дону (поздно ночью), над нами всё также было чистое и ясное небо, как и на всём протяжении нашего пути сегодня.
Первое, что бросилось в глаза в этом городе с момента нашего предыдущего приезда в 2015м — это платная парковка на улицах. Научились тут у Москвы… Желая сэкономить, припарковал машину у отеля. Свободных мест не было, поэтому поставил её посередине пятачка у гаражей — по моим прикидкам, никому помешать машина не должна была. Ещё обратил внимание на надпись у ворот гаража — «Машины не ставить, фура не может проехать». От моей машины метров 10 до ворот было — думал, любая фура проедет в ворота. Ошибся. На следующий день разразился скандал, что фура из-за моей машины не может проехать через ворота…
Мы заселились в трёхзвёздочный отель «Континенталь». Бросилась в глаза чистота ванной комнаты, всё сверкало и блестело, было очень приятно находиться как в ванной, так и в самом номере. Для 2.100 рублей в сутки очень даже неплохое размещение было. За эти деньги ещё и завтрак по системе «шведский стол» полагался. :)
Во время заселения сотрудница отеля на ресепшн была удивлена низкой цене — пробормотала, что у них таких цен нет. пришлось ей показать на своём телефоне открытый сайт букинг.кома с их гостиницей с Genius-ценой.
Тут хотелось бы рассказать об одном из лайфхаков при выборе отелей для промежуточных ночёвок в автопутешествиях. Вы можете заранее забронировать отели через букинг.ком, но кто знает, до какого города вы дотяните, на каком этапе пути вас начнёт клонить ко сну? Например, я планировал на следующий день ночёвку в Туле, но потом понял, что надо планировать ночёвку пораньше, в Ельце. А в итоге вообще заночевал в Воронеже. Если бронировать заранее — будет штраф за незаезд. Поэтому выбирал отели с телефона в пути на букинг.коме, но не бронировал их. Приезжал, показывал Genius-цены с экрана телефона на ресепшн отеля, и получал номер по низкой цене. Конечно, существовала вероятность, что свободного номера не останется, но такого ни разу не случилось. А если бы и случилось — с лёгкостью нашёл бы другой отель поблизости.
23 августа. Позавтракав, думали было поехать сразу дальше, поскольку уже два раза были в этом городе до этого, но захотелось вновь прогуляться по этому городу — и ноги разомнуть после вчерашней поездки, и новые места изучить.
Гуляем по Пушкинской улице — ростовского варианта нашего Гоголевского бульвара:
— вроде ничего не поменялось, всё также симпатично, уютно, умиротворённо. Доходим до конца, до парка имени Октябрьской Революции, и тут видим значительные перемены по сравнению с 2015м годом:
— за два года, пока нас не было, тут успели отстроить и запустить Макдональдс и колесо обозрения «Одно небо» высотой 65 метров, с 30 кабинками, делающее полный оборот за 12 минут.
Когда колесо обозрения уже построили и были готовы запустить, выяснилось, что в опорных конструкция — брак. Строителям пришлось разбирать колесо до основания, дожидаться деталей из Германии и заново всё собирать. Но всё равно запустили колесо на 3 недели раньше срока. Что удивило — в каждой кабинке имеется кондиционер. На западный манер, тут есть кабинки повышенной комфортности.
Тут же покупаем билеты и начинаем делать снимки с высоты птичьего полёта:
— за стеллой находится печально известный район, который полностью выгорел всего за сутки до нашего приезда в Ростов-на-Дону. Сгорело 17 домов, более 650 человек коснулась эта беда.
Видим действующий театр драмы им. Горького — знаменитый «театр-трактор», взорванный фашистами во времена Второй Мировой, и в 1953м заново восстановленный, но уже в меньшем объёме.
В любом городе всегда найдутся места, где вы ещё ни разу не были, даже если вы в этом городе были уже тысячу раз. Так было и в этот раз — неоднократно посещали этот город, но ещё оставалось довольно много достопримечательностей, которые скрывали от нас свои тайны. Сворачиваем на проспект Чехова, доходим до конца, и видим Парамоновские склады 19го века, которые использовались в качестве зернохранилищ:
Когда-то эти помещения приносили огромный доход городу, здесь были тысячи рабочих мест. Пережили бомбардировки времён Великой Отечественной, не менее пяти пожаров, и продолжали использоваться по назначению вплоть до развала СССР. После чего их забросили, и здания стали разрушаться. Особенность складов — большое число родников, бьющих со склонов берега, и инженеры Парамоновских складов использовали их, пустив воду с родников через склады для круглогодичного охлаждения помещений. Т.к. в родниках вода круглый год +9 градусов, то в помещениях постоянно поддерживалась природным путём наиболее оптимальная для хранения зерна температура.
«Обычные руины, каких в России много, ничего особенного» — скажете вы. И будете неправы. В руинах естественным путём за счёт родников образовался природный бассейн — купальня с кристально чистой родниковой водой, быстро ставшая достопримечательностью города. Несмотря на запреты купания (руины могли обрушиться, плюс вода в бассейне по микробиологии была признана небезопасной для здоровья), сюда круглый год люди приходили искупаться. Фотографии этих мест были очень красочными и зачаровывающими — заброшенное складское кирпичное здание, внутри которого — бассейн с чистой водой, вешалка для одежды купающихся, икона (родник был освящён), круглый год зелёная растительность… К сожалению, в декабре прошлого года было принято решение о ликвидации бассейна, дамбу разобрали, и теперь это просто разрушенные корпуса, без бассейнов. Компания, который сдали землю под ними на 49 лет, планирует всё снести и построить теперь здесь спа-комплекс.
Но люди не сдаются, и купаются в остатках былой роскоши:
Гуляем по парку им. Максима Горького (в нём расположен наш отель):
Далее получаю люлей за то, что неудачно припарковал свою машину (ктож знал-то, что там каждое утро из ворот выезжает большая фура), садимся и едем дальше домой.
Я надеялся успеть в этот день доехать до Тулы, чтобы на следующее утро познакомиться с этим городом (ни разу в нём не был), присмотрел отель, но вскоре понял, что не успеть туда сегодня. Затем стал планировать ночёвку в Ельце — тогда всё ещё сохранялся шанс на утро успеть погулять по Туле — но увы, и в Елец не успевал доехать. Пришлось довольствоваться городом, в котором уже был — Воронежем.
На платном участке мы попали в пробку. Оказалось, на встречке столкнулись две фуры, одна из них смяла ограждение, но осталась на свой полосе, хотя тягач фуры и врезался в свой же прицеп. А вот вторая фура, пробив ограждение, вылетела на наш участок дороги, при этом ударив встречный грузовик, следовавший по моей полосе:
Для ночёвки выбрал отель, расположенный прямо на обочине трассы — трёхзвёздочный парк-отель сети Амакс, стоимость номера — 2.300р в сутки по Genius-скидке, завтрак «шведский стол» за 300р с человека. Было забавно узнать, что в этом отеле в разное время гостили те же самые знаменитости, что и в одном из предыдущих наших отелей — «Ялта-Интурист». Выходило, что мы следовали по стопам Волочковой, Куклачёва и других известных артистов, политиков, спортсменов. :)
24 августа. Воронеж. Наутро, позавтракав и сыграв 10 партий в бильярд, отправились дальше в дальний путь. Что бросилось в глаз — так это резкая перемена погоды. Если до Воронеж было или чистое небо, или лёгкие облака, то после этого города облака стали дождевыми, тёмными, ими уже не хотелось любоваться:
Но зато потом сколько красивых радуг увидели? И яркую радугу, и двойную… Почти весь оставшийся путь солнце рисовало нам такую красоту:
К вечеру мы были уже дома, в Москве. В итоге проехали 4.160 километров, машина не подвела.
25 августа. Отсыпной.
26 августа. Поехал по делам, и сразу же попал в ДТП в районе Москва-Сити. На ТТК от ехавшего по правой полосе КАМАЗа оторвалась какая-то деталь, выкрашенная в цвет кузова грузовика, и прилетела прямиком мне в бампер:
Часть детали после этого вылетела на правую полосу, где чуть не угодила в такси — но таксист успел затормозить. КАМАЗ уехал. Думал вызвать гаишников, но тут выяснилось, что из всех записей видеорегистратор запорол именно ту самую, на которой был запечатлён момент ДТП. Закон подлости… Приуныл, махнул рукой, уехал, мысленно распрощавшись с деньгами и временем на ремонт.
27 августа. Два дня уже, как путешествие закончилось. Уже завтра на работу. Стало так обидно, что всё уже позади, что не выдержал, да и отправился в новое путешествие, разгонять нахлынувшую хандру. :-)
Выбрал город, где ещё ни разу не был — Можайск. Выехал на платный участок трассы М1, оплатил 150 рублей за проезд, поехал… И всего через километров 5 снова нарвался на пункт оплаты, снова за проезд 150 рублей пришлось отдавать! Появилось уже опасение, что на М1 каждые 5 километров на пунктах сбора подати придётся за проезд по трассе такую сумму отдавать… Но опасения, к счастью, не оправдались.
Типичная картина на подмосковных дорогах: леса, валяющиеся в оврагах фуры…
Всего полтора часа пути — и вот мы уже в самом центре Можайска:
Город начал свою историю в 1231 году. Название ему дала речка Можайка (с литовского «Можойи» — «малая», она считалась малой по отношению к большой Москве-реке). У города довольно большая история — это и разорение в ходе похода Дюденевой рати на Русь, и присоединение к Московскому княжеству Юрием Даниловичем, неоднократные попытки захвата города литовским князем Ольгерцем, сожжение татарами Тохтамыша, становление религиозным центром Московской Руси благодаря иконе Николы Можайского… Согласно легенде, когда город попытались взять штурмом враги, путь им преградил святитель Николай с мечом и крепостью в руках — его грозный вид навёл ужас на неприятеля, и город был спасён.
Первый пункт нашей программы посещения Можайска — это, конечно же, Можайский кремль. На его территории установлен макет кремля в том виде, в котором он существовал в 17 веке:
Издали, когда проезжаешь этот город, бросается в глаза готический Ново-Никольский собор этого кремля, расположенный высоко на холме.
Дело в том, что 9700-9600 годах до нашей эры окончилось последнее ледниковое оледенение, при котором ледник с этой территории ушёл окончательно, в результате чего произошёл крупный оползень, в результате чего Никольская гора, на которой и расположен Можайский кремль, откололась от основного материка (где сейчас и расположен центр города).
Не так давно — в апреле 2013 года — произошёл новый оползень, при котором сполз грунт на западном склоне, из-за чего в Никольском соборе упала лепнина и выпали кирпичи в фундаменте.
Изначально кремль был деревянной крепостью, которую позже перестроили в белокаменную и сделали важным западным форпостом Русского государства. Но к нашему времени сохранились только земляные оборонительные валы с фрагментами белокаменных башен и стен, а также крепостные ворота с 11 метрами крепостной стены, встроенные в Ново-Никольский собор.
Крепость процветала, пока существовала опасность нападения со стороны Польши, но после заключения мира в 1686 году потеряла свою актуальность и начала потихоньку приходить в упадок. Стены разрушались, местные жители разбирали крепость на кирпичи и белые камни. Дальше — больше: пожар в Можайске 1748 года нанёс крепости ещё больший урон. В 1779 году выделили средства на перестройку собора на территории кремля, но деньги разворовали, и перестройка заглохла. В 1782 году и вовсе вышел указ, разрешающий разобрать стены в Можайске, по причине того, что их ветхость угрожала местным жителям. К 1803-1805 годам замечательное творение русского зодчество прекратило своё существование.
Но затем, в 19 веке, в жизни кремля началась белая полоса — начали строить Новый Никольский собор, в стиле неоготики, используя крепостные Никольские ворота и надвратную церковь. Строили с 1802 по 1814 года, но война 1812 года внесла коррективы в планы по реконструкции. Французы сожгли иконостасы, упали и разбились колокола. Но чудом уцелела икона Николы Можайского и богатая утварь собора, которые были надёжно спрятаны в подвалах. Потом, в 1844 году, рухнуло самое древнее каменное строение Можайска — белокаменный собор 14 века, через 8 лет на его месте отстроили новый собор, в честь Петра и Павла.
После короткой прогулки по территории Можайского кремля и посещения Никольского собора, продолжаем наше путешествие — на очереди дом-музей Сергея Герасимова — яркого представителя русского импрессионизма, расположенный на улице, названной в его честь:
Первое, на что обратил внимание — отличное состояние дома, хотя был построен Герасимовым ещё в 1915 году. Вокруг — ни единой живой души. Тянем ручку двери — вроде закрыто. Замечаем за домом будку охранника, идём туда — и вот неожиданность, оказывается всё же одна живая душа, помимо нас, всё же имеется. :) Охранник посоветовал сильнее толкать дверь — мол, плохо поддаётся. Вернулись, дёрнули — и вправду, открыто, музей открыт и работает. :-)
Герасимов был учеником С. В. Иванова и К. А. Коровина, и вскоре сам стал преподавателем внимательным и умелым — оставив после себя большое число талантливых учеников. За свои работы был удостоен, в числе прочего, серебряной медали на Международной выставке в Париже, двух золотых медалей на Всемирной выставке в Брюсселе.
Дом постоил в 1915 году как дом-мастерскую (второй этаж мастерская, первый этаж — жилой), в нём он и прожил до конца своих дней, до 1964 года. Даже занимая руководящие должности в Москве — он неизменно приезжал в свой дом, в свои родные места, в которых и находил источники вдохновения для своего творчества.
В музее представлены не только его картины, но и картины его сына, Леонида Герасимова, и работы его учеников.
Второй этаж, мастерская:
Рядом с музеем-мастерской расположен Лужецкий монастырь 15 века, в котором находится источник преподобного Ферапонта:
К сожалению, мама уже попросилась домой, поэтому заходить в монастырь не стали. Не удалось в него попасть и в следующий наш приезд, когда мы ехали на реконструкцию Бородинского сражения (проводится каждый год в сентябре) — поздно приехали, вход на территорию монастыря был уже закрыт.
По пути домой, проезжая центр Можайска, проезжаем усадьбу Хлебникова — единственную дворянскую усадьбу в этом городе, единственный дом в стиле модерн, с прилегающим садом с экзотическими деревьями:
Неоднократно объявляли о начале реставрационных работ, создавали видимость работ, и каждый раз лучше не становилось, ровным счётом ничего не делалось. В итоге в 2015м году здание сдали в аренду одной из фирм за 786 тысяч рублей, но стало только хуже. Как видно на фото, ещё чуть-чуть, и восстанавливать будет уже нечего.
28 августа. Начался первый после отпуска рабочий день. И тут неожиданно сильно захотелось сесть в свой старенький «Москвич», да и поехать на нём далеко-далеко, за тысячи километров от родного города… Впрочем, это была уже совсем другая история… ;-)
Отличная поездка, особенно пролонгация!
Что касается ростовских складов: мы в прошлом году, насмотревшись подобных картинок в интернете, тоже рванули посмотреть. Застали банно-прачечный день местных бомжей, которые мылись и стирали своё тряпьё прямо там, у родников. Так что любой адекватный человек туда просто не полезет.
Желаю Вам продолжения путешествий!
В советские времена у меня был Москвич-408, купил на Сахалине.
Ездил на нём в путешествия Крым, Кавказ, все республики Северного Кавказа, Прибалтика, Молдавия, Грузия, Армения и многое другое и не по одному разу.
Прочитал отчёт о поездке на Мосвиче-2141, заполнила ностальгия, нашёл отчеты о поездках тех лет, и поразился, как же те поездки отличались от нынешних. Даже появилась мысль описать без редактирования одну из поездок тех лет, я описывал подробно события каждого дня. Но подумал, что в комментариях столько появится желчи, что долго отмываться придётся…
Типичная картина на подмосковных дорогах: леса, валяющиеся в оврагах фуры…
Похоже, я не по подмосковью езжу, не вижу эту «типичную картину».
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (7)
RSS свернуть / развернутьkim-230752
begun12
Что касается ростовских складов: мы в прошлом году, насмотревшись подобных картинок в интернете, тоже рванули посмотреть. Застали банно-прачечный день местных бомжей, которые мылись и стирали своё тряпьё прямо там, у родников. Так что любой адекватный человек туда просто не полезет.
Желаю Вам продолжения путешествий!
Станислав
Ездил на нём в путешествия Крым, Кавказ, все республики Северного Кавказа, Прибалтика, Молдавия, Грузия, Армения и многое другое и не по одному разу.
Прочитал отчёт о поездке на Мосвиче-2141, заполнила ностальгия, нашёл отчеты о поездках тех лет, и поразился, как же те поездки отличались от нынешних. Даже появилась мысль описать без редактирования одну из поездок тех лет, я описывал подробно события каждого дня. Но подумал, что в комментариях столько появится желчи, что долго отмываться придётся…
Батон
tzirulnicov
Если будет время и желание — напишите, будет очень интересно почитать.
Шершень
bulava61
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.