Почему такое название, если каждому школьнику известно: Голландия – плоская, как блин? Потому что Голландия, а точнее – Нидерланды, открылись в нашей поездке в марте 2012 года как страна, которую сложно превзойти: дороги, мельницы, пряничные домики приморских городков, копченая селедка, натюрморты с зелеными бокалами и спиралями лимонной кожуры – все это нравится сразу и захватывает целиком.
Маршрут:
Германия: Дюссельдорф – Дуйсбург;
Нидерланды: Эндховен – Хертогенбосх – Залтбоммель — Утрехт – Амстердам – Эдам – Хорн – Лелистад – Урк – Алкмар – Харлем – Хук-ван-Холланд – Гаага – Делфт;
Бельгия – Антверпен – Брюгге – Гент – Брюссель;
Люксембург: Клерво – Вианден – Люксембург;
Германия: Трир – Бонн – Кельн – Дюссельдорф.
Расстояние:
2 000 км
Эта поездка была спланирована нами целиком самостоятельно. Толчком стало наличие шенгенской визы, великодушно выданной Испанией на полгода: не пропадать же такому добру! Промониторили спецпредложения авиакомпаний ближе к дате моего дня рождения и остановились на Люфтганза: авиабилет на одного человека в Дюссельдорф и обратно со всеми сборами обошелся в 5900 рублей — просто аттракцион невиданной щедрости! Кстати, простой и удобный сайт компании позволил не только оплатить билеты, но и самостоятельно зарегистрироваться на рейс за 24 часа до вылета и выбрать удобные места в салоне самолета.
Следующий этап – покупка путеводителей. Мы выбрали три из серии «Полиглот»: отдельно по Бельгии, Нидерландам и трем городам на Рейне: Кёльну, Бонну, Дюссельдорфу.
Перед самым отъездом натолкнулись на более выгодное предложение по Амстердаму – отказались от ранее забронированного отеля без материальных потерь. Правда, обещанный полулюкс оказался в итоге двухкомнатным стандартом, но это был единственный случай несоответствия фотографии номера в заявке. Самостоятельное бронирование вызвало желание останавливаться в маленьких отелях и апартаментах, а также в необычных местах, куда массовому туристу путь заказан. Так, в бельгийской деревне Cherain мы ночевали в «Школьном отеле»: это действительно здание бывшей школы, где в огромной столовой – аутентичные доски, парты, карты и прочая наглядность. А в Брюгге посчастливилось стать на два дня гостями радушной семейной пары, на втором этаже уютного особнячка которых расположилось три гостиничных номера и столовая. Завтраки в этом кукольном гнездышке превращались в симфонию красоты, изящества и гармонии. В немецком Дуйсбурге к нашим услугам был первый этаж большого дома в пригороде с отдельным входом, оборудованной кухней, гостиной, спальней и огромной ванной – всего за 45 евро! Какой номер можно у нас снять за такие деньги – лучше не думать…
День первый
Прилет в аэропорт Дюссельдорфа. Получили машину, сразу же приехали в Дуйсбург: поселились на окраине в частных апартаментах. Улица что-то вроде Цветочной-Виноградной, на окраине – нечто вроде наших шестисоточных дачек. Прогулялись по городку, сфотографировали церковь (сколько их еще на нашем пути было!), посетили местный супермаркет (тележки можно взять только в залог за монетку в евро, у нас мелочь отсутствовала, так что взяли только то, что поместилось в четырех руках. Поместилось, кстати, евро так на сорок: соки, конфеты, сыр, йогурты, сосиски на завтрак. Купили огромный ананас, который никак не могли съесть неделю, уничтожили уже в Бельгии с нескрываемым наслаждением, а ведь стоил как-то в районе евро). Отметили приезд в ресторанчике, обставленном в этническом стиле. На входе встретила нас огромная овчарка. Нехорошие ассоциации(( Сразу подбежала пожилая радушная хозяйка, недурно говорящая по-русски. Насоветовала, что взять. Порции – на слона, мясо через день доедали уже в Амстердаме. Много, обильно, сытно! — с такой немецкой кухней потом пришлось сталкиваться на протяжении всего путешествия.
Нидерланды. Страна победившего велосипедизма
День второй
Дорога в Амстердам проходила у нас через небольшие и не очень города/городки. Из Германии выскочили как-то сразу, что очень порадовало: навигатор вел по автострадам через промышленные районы. В голове сразу ассоциации с какой-нибудь Магниткой времен советского кинематографа. Только здесь не так все брутально. Но все равно, вздохнули с облегчением, когда выехали на чудесные голландские дороги. Поля с подрастающими тюльпанчиками видели, но, как говорится, не сезон: вот через месяц в нашем распоряжении оказались бы чумовые фотографии с полями цветов.
Впечатления от голландских городков шли по нарастающей. Сначала проскочили Эндховен, потихоньку умиляясь все более близкой сердцу голландской архитектуре. По дороге сделали круг почета вокруг стадиона Филипс, причем из окна совсем неплохо получились статуи футболистов.
Приехали в Хертогенбосх, про который в путеводителе было сказано как о родине художника Иеронима Босха. Но вот про что не было сказано в путеводителе, так это про то, что в одном из соборов в центре города благодарные соотечественники устроили нечто вроде музея: ни одного подлинника, но весь интерьер – в инсталляциях по мотивам его веселеньких картин.
На входе в музей в два голоса служительницы сообщили, что очень любят и ждут русских и вручили самодельный заламинированный буклет – путеводитель. На путеводитель махнули рукой минут через сразу, потому что просто ходить и узнавать босховских уродцев оказалось интереснее. Наверх поднимал лифт, так что удалось еще и сфотографировать панораму города и главный городской собор.
Следующий городочек – Залтбоммель – задал стандарт идеального нидерландского города. В нем есть все: тишина вымощенных улочек, вертикали соборов, прозрачность оконных квадратов, позволяющих заглянуть вглубь такой манящей чужой жизни за фасадами трехсотлетней давности…
Утрехт – следующая категория нидерландского города: крупный, с богатой историей, знающий лучшие времена, но и сейчас еще ого-го… Здесь пришлось повозиться с паркоматом: таких больше нигде не видели. Снова ассоциации: на этот раз из полузабытого детского анекдота про чукчу, который автомату с газированной водой сообщал свою фамилию и год рождения. В нашем случае у паркомата мстительно отсутствовал купюро- и монетоприемник, и получить заветный талон можно было лишь на два часа, при этом введя данные водительских прав и расплатившись по карте. Как говорится, никогда ранее, да и позднее никогда тоже… Кстати, это сыграло недобрую шутку: обежав центр города, записались на экскурсию в башню – уцелевшую часть некогда огромного кафедрального собора. Как-то случайно выяснили, что экскурсия длится час, и раньше не сбежишь. Получалось опоздание на 30 минут, перепарковаться уже тоже не успевали. Пришлось отказаться от экскурсии, кстати, деньги вернули сразу и без проблем. Ощущение от Утрехта было буквально следующим: «Это только Утрехт уже такой! А что будет в Амстердаме!»
А в Амстердаме в этот вечер не было ничего, что вызвало бы такую реакцию. В отель вселились уже вечером, долго препирались по поводу номера. Так и не смогли доказать, что предложенный номер и тот де-люкс, за который мы внесли деньги, это «одно лицо». В результате оказались в номере с двумя двуспальными кроватями, что, безусловно, повышало статус нашего жилища на две ночи. Исходя из того, что отель бронировался из-за бесплатной парковки (наслышаны были нелояльность к автомобилистам в центре города), смирились и поехали в центр. Оказалось, очень далеко! Карту I Amcterdam в это время уже никто не продавал, так что вместо бесплатного проезда в общественном транспорте у нас усвистело за три поездки евро под 20, а потом уже и целесообразность в хваленой карте отпала. Вечер посвятили Дамраку, площади Дам и поиску квартала красных фонарей. В нашем путеводителе было лишь завуалированное описание направления поиска. В результате, когда нашли, то ничего интересного для себя не обнаружили. Бегают толпы туристов, показывают пальцем, храбро интересуются «почем». После озвучивания суммы задают следующий вопрос: «за сколько?» Вечер и последующий – третий день – в Амстердаме позволили прийти к следующим выводам.
День третий
Нидерланды делятся на Амстердам – и все остальное. Амстердам – компактное место для не очень взыскательных туристов, которые едут за злачными развлечениями и покататься по каналам. Для этого есть типичная картинка голландского города: каналы, уточки, велосипеды, припаркованные в три ряда. Сложилось ощущение, что нидерландцы намеренно превозносят достоинства Амстердама, чтобы жаждущие кофешопных развлечений туристы не совались дальше в глубь страны и не портили пейзаж. Ходить по Амстердаму можно с трудом: город ориентирован на восприятие с воды, с пробками на узких улицах борются с помощью дорогой парковки. Пешеход в Амстердаме зажат между неширокой дорогой и раздольной велосипедной дорожкой. Он перемещается по узкой тропке, на которой еще растут деревья, стоят урны и скамейки. Обойти их можно, только сунувшись на чужую территорию. Я предпочитала автомобили, потому как велосипедисты в Голландии непуганые, едут, по пути отправляя смс-ки, а водители, как-никак, на дорогу смотрят.
Ради чего следует ехать в Амстердам – это музеи. И сильнейший среди них по глубине эмоционального воздействия – музей Ван Гога. Выставочная экспозиция размещена в двух зданиях. В первом – произведения самого художника, слегка разбавленные наличествующими картинами других мастеров. Для чего? Возможно, чтобы оттенить мастерство Ван Гога и создать атмосферу художественного поиска того времени. В памяти все равно остается только Ван Гог. Экспозиция выстроена в хронологическом порядке: посетитель проходит последовательно через залы, носящие имена городов и мест, где жил художник. Как обычно, оригиналы творят чудеса: при личном восприятии наиболее сильное впечатление производят те полотна, репродукции которых часто выглядят менее выигрышно по соседству с другими знаменитыми картинами. Меня, например, было не оттащить от вечернего пейзажа со старой тенистой грушей на переднем плане, а миндальные деревья в цвету – это просто песня! Второе здание – произведения искусства XX века. Наверно, тоже заслуживающие пристального внимания. Но после четырех этажей вангоговских картин – увольте, сил на восприятие уже не было. Между двумя зданиями – увеличенный до размеров небольшой городской площади рисунок Ван Гога, все линии в котором выложены серыми булыжниками. Похвалю еще весьма неплохое кафе в музее: с чудесным пивом, несколькими видами горячих блюд и закусок, выпечки и т.д. Под аккомпанемент нескончаемого мартовского дождя (повезло!) все это весьма неплохо пошло.
Рейксмузеум – безусловно заслуживающий внимания. Не буду останавливаться на расхваленном «Ночном дозоре» и прочем другом. В этот музей надо идти ради вермееровой «Служанки» (или «Молочницы», как угодно). Когда входишь в этот зал, все остальное просто остается вне поля зрения: видишь прямоугольник света, в котором девушка с круглыми локтями ловко и непритязательно-грациозно разливает молоко. Когда немного придешь в себя, вдруг обнаружишь рядом пейзаж – кусок голландской улицы через открытую дверь комнаты, в которой мокрым блеском отливают каменные плиты свежевымытого пола, женщина с тихим и добрым лицом ищет в волосах склоненного на ее колени ребенка. Это Хоорх – теперь навсегда пронесешь в памяти этот отблеск неяркого солнца на влажном полу. «Малые голландцы» — какие же они малые, они великие! Ведь только на их натюрмортах так терпко вьется желто-зеленая спираль, срезанная с лимона, возбуждающе рассыпаются специи из маленького газетного кулечка, а шишковатая ножка зеленого стеклянного бокала так и просится в руку (и, кстати, «недорого» – в музейном магазинчике подобная всего-то за 100 евро отлетает!) Лебедь-каратэка – это тоже не для слабонервных зрелище! А кукольный дом, который и в момент своего создания стоил, как небольшой особнячок в центре Амстердама – это как воспринимать?! Только с восторгом, сев на предусмотрительно подставленную стремянку.
Большое спасибо голландцам за аудиогиды на русском! Внимание к себе почувствовали даже на традиционной для Амстердама прогулки по каналам: где-то нужно было пережить обычный для этого времени года дождь и ветер. Заодно убедились, почему Голландию иногда называют «страной сломанных зонтов».
День четвертый
8 Марта! Без цветов не обошлось! Их было множество! Они были такими настоящими: не какая-то там чахлая гидропоника, а плотные, с покрытыми сизым налетом, твердыми даже на вид листьями, тюльпаны, сложенные в тугие букеты или растущие в керамических плошках. Гиацинты. И еще какие-то: они были настолько прекрасны в витрине цветочного магазина в Эдаме, что не хотелось обрекать их на верную смерть в машине. Так они и остались в памяти на фотографии. И еще остался в памяти сам город: если бы у меня спросили, где я хотела бы оказаться в самую счастливую минуту своей жизни, я назвала бы Эдам.
Это действительно рай из воды, неба, пряничных домиков с широко распахнутыми глазами-окнами…
Потом был Хорн «со следами былого величия» на лице, Урк, в котором неизвестно, чего больше: рыбацкой аутентичности или все-таки туристической экзотики.
8 Марта! Без цветов не обошлось! Их было множество! Они были такими настоящими: не какая-то там чахлая гидропоника, а плотные, с покрытыми сизым налетом, твердыми даже на вид листьями, тюльпаны, сложенные в тугие букеты или растущие в керамических плошках. Гиацинты. И еще какие-то: они были настолько прекрасны в витрине цветочного магазина в Эдаме, что не хотелось обрекать их на верную смерть в машине. Так они и остались в памяти на фотографии. И еще остался в памяти сам город: если бы у меня спросили, где я хотела бы оказаться в самую счастливую минуту своей жизни, я назвала бы Эдам. Это действительно рай из воды, неба, пряничных домиков с широко распахнутыми глазами-окнами…
Потом был Хорн «со следами былого величия» на лице, Урк, в котором неизвестно, чего больше: рыбацкой аутентичности или все-таки туристической экзотики.
Пленительные улочки с домами, через которые видно море… Маяк, под которым так хорошо сидеть и представлять, что весь мир лежит под ногами. Были две дамбы, которые служат естественным подтверждением известной фразы о том, что бог создал землю, а Голландию – голландцы. Были птицы: лебеди, гуси и другие утки, вольготно чувствующие себя на этих плоских полях, изрезанных каналами.
Уже вечером приехали в Харлем, так трогательно описанный Вайлем в книге «Гений места». К сожалению, уже был закрыт собор, в котором похоронен Хальс, поэтому пришлось ограничиться лишь беглой прогулкой по центру города. Мы поспешили к месту ночевки в местечке со звучным названием Хук-ван-Холланд (это из серии «как по-русски звучит – не знаю, а с китайского это не переводится»). Так вот этот Хук подарил восхитительный вид из окна – прямо на проходящие мимо суда, и еще непревзойденный ужин в ресторане в национальном стиле.
День пятый
Километры широчайшего пустынного пляжа в обрамлении песчаных дюн – вот что открылось нашему взгляду с рассветом. Провожаемые милой литовской девушкой и хозяйкой стильного мини-отеля, где мы провели эту ночь, мы начали новый день с прогулки по берегу Северного моря. Предполагалось, что это местечко будет всего лишь проходной точкой ночевки на пути к Гааге, но именно этот городок с труднопроизносимым названием стал настоящим открытием.
Итак, Гаага! Как говорилось в знаменитом советском фильме, «Стамбул – город контрастов». Приблизительно то же самое можно сказать об этом городе, голландское названием которого – den Haag — как-то не рифмуется с нашим. Во-первых, стало понятно, почему их королева живет именно в этом городе. И парламент тоже здесь. И еще много всяких общеевропейских учреждений. Все чинно-благородно, старинные постройки соседствуют с современными небоскребами (часть из которых выстроена в стиле традиционных голландских домиков!) Каждый побывавший в этом городе обязан посетить музей, в котором хранится жемчужина творческого наследия Вермеера – «Девушка с жемчужной сережкой». Картина прекрасна, впрочем, как прекрасна и каждая ее репродукция. А вот напротив флегматичной красавицы висит другая картина Вермеера – в редком для мастера жанре городского пейзажа – «Вид на Делфт». Как он это делал, а?! словно волшебное окно прорублено сквозь столетия! Ни одна репродукция не передаст этого сияния, исходящего от картины! Хотя, конечно, как эмблема музея «Девушка» все же предпочтительнее. Один из самых красивых видов не только этого города, но и Голландии в целом, — это вид на здание музея и парламента со стороны большого пруда и городского парка.
Увидеть Делфт в этот день нам удалось и вживую: с традиционной площадью, украшенной башней кафедрального собора, с многочисленными сувенирными лавочками. Поддавшись очарованию этой страны, поступили вопреки собственным привычкам, набрав на сто евро всякой милой сердцу всячины: кломпены, деревянные тюльпаны, керамические мельницы, футболки… Напоследок особо везучим, кому хлебушек достался, удалось попробовать настоящей голландской селедки. Вкус, я вам скажу!
Последняя остановка в Нидерландах – охраняемый ЮНЕСКО Киндердижк. Комплекс ветряных мельниц создает легендарный голландский пейзаж, не влюбиться в который нельзя. До встречи, мы обязательно вернемся!
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернутьMiquel
Боже мой! Четыре года минуло и ни одного комментария! А уж не порезвиться ли нам здесь с Булавой? -)
"
И всё-таки начало всех начал — Испания! Себя не обманешь!
Спасибо, Светлана! Ага!
begun12
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.