Города и дороги. Продолжение. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Города и дороги. Продолжение.

Начало здесь.

Два дня, три ночи в Вильнюсе

Города


Вильнюс – столица Литовской республики. «Столичка», — уточнил Олег Курдюков, в Вильнюсе родившийся, немного поживший в России и благополучно домой вернувшийся. Он здесь свой, ему снисходительность позволительна. Город небольшой, по населению примерно треть Екатеринбурга. Но для меня лично все европейское, тем более староевропейское, обладает особым очарованием и неодолимым притяжением. Эти красные черепичные крыши, эти вертикальные готические линии соборов, эти до чрезвычайности милые дворики, увешанные цветами, и прячущиеся в них кафешки… Бродим по улочкам Старого города (за сохраненную аутентичность входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО). Осматриваем многочисленные костелы и христианские храмы, включая церковь, где Петр I арапа Ганнибала крестил (редкий город по мирному сосуществованию разных религий), по случаю выходных везде крестины и венчания. Обозреваем окрестности со смотровой площадки башни Гедиминаса, основателя города. Чувствую: путешествие приобретает некие фантасмагорические очертания. Мы уже столько раз попадали в другой мир – и это все еще одна поездка?

Из особо запомнившегося в Вильнюсе. Старый город, конечно. Улица Гедиминаса, с одного конца ее венчает Кафедральный собор — Дом, с другого – православный собор в византийском стиле. Музей КГБ: на стене мужские имена и годы рождения-смерти, все молодые парни, погибли здесь в застенках гестапо, потом госбезопасности. (Выбивают подобные впечатления из умиротворения отпуска, но от истории не скрыться). Уникальный район Ужупис (Заречье), старый, заброшенный, который мог бы окончательно захиреть, но был пригрет и освоен художниками. Между ним и Монмартром заключен братский договор. Ужупис имеет собственную конституцию, отмечает День независимости республики (игра такая, и мэр Вильнюса, здесь же живущий, с удовольствием в нее играет).

Порадовали цены в магазинах (давно знаю, что Россия – одна из самых дорогих стран).
Впрочем, поверхностное мнение туристов может отличаться от самочувствия хозяев. Олег и его семейство, жена Нина, яркоглазая дочь Анна-Мария, поделились реальными трудностями жизни в Литве. Войдя в Шенгенскую зону, страна почувствовала и прелесть, и тяготы «открытых дверей». Сильно подуло с Запада. Пришло ощущение свободы и возможности выбора. В результате едва ли не треть населения страну покинуло – кто на время, кто навсегда. Это не сделало государство богаче, а уровень жизни выше.

Последнее яркое литовское впечатление – Тракай, единственный в Восточной Европе замок на острове, образец готической архитектуры. В 14 веке князь Витовт избрал Тракайский замок великокняжеской резиденцией и принимал здесь послов других государств, а также готовил войско к Грюнвальдской битве. В настоящий момент замок реконструирован в облике 16-го века.

Вильнюс – Москва

Дорога

Выезд в 6.00, по прогону предстоит самый длинный день, около 1100 км, да еще пересечение границы. На таможне повезло, точнее, везение создал муж собственными усилиями, заранее отследив по интернету наполняемость таможенных коридоров и выбрав тот, что хоть и подальше от столицы Литвы, но посвободнее. Уже в 7 утра оказались на территории Белоруссии. Тут-то нас застигла жуткая гроза.

Картинка. Тяжелое набухшее небо висит над однообразными темно-зелеными полями, которые прорезает лишь свинцовая лента дороги. И вот впереди прямо над дорогой, по нашему курсу, горизонт освещает молния. Еще одна. Едем в грозу. Потемнело словно ночью, обрушился дождь, перешедший в град. Пришлось свернуть на обочину – не различить огни встречных машин. За нами выстроилось еще несколько легковушек. Навигатор отключился, видно, потерял спутники, или они его. Так получилось, что даже карты на этот участок пути у нас не было, там недавно новую трассу проложили. Стоим посреди поля и дождя, потерянные. Куда двигаться? Едем наугад, без карты, без навигатора. Дорогу уточнили у насквозь мокрого мужичка, вышедшего из леса с двумя мешками лисичек.

В 11 часов достигли автомагистрали М 1 – Минск – Москва. За 5 часов до этого средняя скорость держалась около 50 км/ч, теперь только разрешенная – 120.
13.26, 4762 км пути. Скромный указатель: Российская Федерация. Ура, едем домой! Ликование продолжается: вскоре преодолели кругленькую отметку 5 тысяч км пути.
20.00. Медленно, вязко, нервно, напряженно объезжаем Москву по малому кольцу. Движемся по Рублево-Успенскому шоссе, знаменитой Рублевке, как по тоннелю: за глухими заборами шикарных коттеджей не разглядеть. Местечко с кратким и емким названием Грязь (живет ведь кто-то в Грязи!). Достигли цели (село Алешино рядом с городом Пушкино, там находится дача наших родных) около 11 вечера. Трудный день, самый трудный. Хорошо, что позади.

Подмосковье — Болдино

Города

Отдохнув в Подмосковье, посетив столицу, отправляемся в обратный путь. Около 11 часов приехали во Владимир. Он встретил негостеприимно, видимо, все-таки ждал нас в начале путешествия, а не в завершении. Городок небольшой, а пробка на въезде как в приличный миллионник. За несколько кварталов до и после соборов не припарковаться: налево поворот запрещен, направо поворот запрещен, два круга сделали, прежде чем пристроились на задворках торгового центра. Дорожная бестолковость граничит со злым умыслом. Город запретов, с чем столкнулись и в церкви. Впервые за поездку в нашем общении со священнослужителями возникла напряженная ситуация, и это случилось в таком прекрасном месте, как Успенский собор! Одно из самых известных древнерусских сооружений, здесь находится наибольшее количество фресок Андрея Рублева, здесь похоронен Александр Невский.
Разговор паломницы и послушницы.

— Для туристов вход с 13 часов, платный.
Ждать два часа мы, конечно, не могли. Объясняю:
— Мы издалека приехали, хотелось бы посмотреть собор.
Мне отвечают строго и непреклонно:
— Есть правила, не нами придуманы, они от Бога.

Разговор протекал без повышения голоса, но с внутренним напряжением. Так и хотелось спросить, это Бог разделил людей на прихожан и не прихожан, время для туристов прописал и плату назначил. Такие храмы, как Успенский собор, не только церковное – всенародное достояние, они всем нам, жителям России, принадлежат, не зависимо от вероисповедания. В этом моя вера.


Во Владимире замкнулось наше «Золотое кольцо» (в него вошла еще и вчерашняя прогулка по Московскому кремлю, безусловно, самому величественному, но отнюдь не самому душевному). Насмотрелись церквей, напитались старины – складывается целостный образ Древней Руси, откуда все мы вышли. Да и недалеко ушли.
Педантично произвожу подсчеты на предмет «самый-самый». Наиболее древнее поселение из тех, которые мы посетили, – Новгород Великий (9-й век), затем Псков (начало 10-го). Самый древний кремль – Суздальский (10-й век, только вот мало что от того времени осталось). Самый древний храм – Софийский собор в Новгороде (11-й век). Самый старый монастырь – Мирожский в Пскове, Александровский в Суздале (оба 12-й век).
(См. Приложение 2).

Города

День завершения сразу нескольких тематических проектов: древнерусского и поэтического. Вечером прибыли в Болдино. Дорога к селу, где три осени провел Пушкин, чем его и прославил, проложена новая, отличного качества (явно на федеральные средства), при этом она совершенно пустынна, ни единой машины мы не встретили. Летим к Пушкину со скоростью 100 км/ч. Видно, нечасто заносит в эти удаленные от людных мест края случайных путников.

Когда в Болдино приезжают искусствоведы, пушкинисты, литераторы на фестивали и семинары (я и сама участвовала года три назад во Всероссийском фестивале «Живое слово»), происходит недолгое оживление, праздники в народном стиле, по саду гуляет артист, загримированный под поэта, и щедро раздает автографы, в прудах господского имения катают на лодочках, а вечером устраивают лазерное шоу. В будни же село живет тихо, провинциально. По возможности посещает кафе «Прекрасен наш союз», по необходимости – салон обуви «Натали» и магазин бытовой техники «Арион», а также кинотеатр, на котором лозунговым стилем выведены слова «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Гостиница, еще недавно новая и почти шикарная (конечно, тоже построенная на целевые средства не местного бюджета), порадовала дешевизной, однако очень скоро мы поняли, что она слишком дорогая для предлагаемого уровня сервиса: розетки вываливаются, сантехника разболтана и прочее. На ресепшн в ответ на простой вопрос, включен ли в проживание завтрак, на нас посмотрели с недоумением. Когда же муж со свойственной ему разговорчивостью (исключительно в поездках и исключительно с посторонними) радостно сообщил, что мы уже побывали в Михайловском, работница бросила равнодушно: «А где это?». Ну не виноваты они, что родились в скромном местечке, где волею судьбы и случая всего-то несколько месяцев провел великий русский поэт! Что им теперь, всем повально Пушкина любить и его биографию зубрить?
Но если без неудержимого городского высокомерия – вполне симпатичное село. В музее грамотные работники, экскурсии которых слушать приятно и полезно. Все прибрано, ухожено, жужжат газонокосилки, которые становятся приметой нашего времени. Кстати, помещичий дом в Болдино тот самый, что был при Пушкине: в 1918 году революционные крестьяне на сходе приняли решение не сжигать, а сохранить усадьбу. Какие оказались дальновидные.

В 12.30 выезжаем из села – вновь по той же дороге, что знавала кибитку поэта. Кстати, и в те далекие времена существовали ограничения по скорости: 10 верст в час, примерно 12 км…
Болдино – Екатеринбург

Дорога

Дальше наш путь не перебивается посещением городов, которые перетягивали внимание на себя. Впереди на два дня – одна дорога, она вне конкуренции. А это возможность ощутить единство пространства, прелесть пути как способа проживания. Почувствовать особую магию дороги. Впитывать и впитывать: не только информацию, но силу земли, лесов, солнца. Весь мир стелется дорожной лентой: поворачивай в любую сторону, все открыто, все возможно…

У нас есть правило, которое позволяет легче переносить длинноту пути: не ждать результата – быть в процессе. Сели, поехали, теперь машина становится на определенное время нашим домом, местом обитания. Если же в голове будет стучать единственная мысль, как бы скорее добраться до конечной точки, она станет удавкой, глядишь, и придушит. Ехать нужно свободно, раскованно, не спеша, получая удовольствие, оставляя возможность для созерцания – в общем, как жить.
Миновали Саранск. В Ульяновске пересекли Волгу по новому мосту, длина которого шесть километров, а вместе с подъездными путями около 13. Ночевали в гостинице «Югра», советую. Наутро увидели полюбившиеся нам дорожные приветствия «Хайерле юл!» (счастливого пути): мы в Башкирии. Жара. Умываемся и мочим ноги в минеральной воде курорта Янган-тау. В Свердловскую область въезжаем со стороны Михайловского. Давно избрали этот путь взамен большого куска Челябинской области: и короче, и быстрее, а главное – меньше общаемся с М 5.

Вчера остановились на обед в придорожной полосе по моей заявке: надоели кафе, хотелось пикника. Красота дух захватывает: перед нами колышется и переливается золотое море до самого горизонта, из края в край, и видно, что земля круглая. Поле, небо, и ничего больше, абсолютная целостность и полнота. И вот в это неразбавленное качество внедряется маленькая машинка, которая движется по незаметной для нас дороге – как плывет. Стежок на гладком полотне природы.
Вечером отключили в машине кондиционер, открыли окна. Поля, нагретые за день, начали остывать, врывается воздух – как выпеченный хлеб из зрелого и слегка набравшего влаги сумерек зерна. Столько поэзии вокруг, не обязательно искать ее в книгах, даже если это томики Пушкина…

Приложения

1. РЕГЛАМЕНТ

автомобильной поездки по маршруту Екатеринбург — Казань — Владимирская область — Московская область — Вел. Новгород — Санкт-Петербург — Ленинградская область — Псковская область — Латвийская республика — Литовская республика — Республика Беларусь — Московская область — Нижегородская область — Ульяновская область — Башкортостан — Екатеринбург с 22 июня по 13 июля 2012 года

Состав группы:

1) водитель-квартирмейстер (далее КУЧЕР);
2) штурман-кулинар (далее ПИСАРЬ);
3) Очень Важная Персона (далее VIP).
Права и обязанности членов группы
1. Все члены группы имеют право ехать.
2. Все члены группы имеют право на сон, отдых и культурные мероприятия:
2.1. КУЧЕР не имеет права на сон и отдых во время движения, его право на культурные мероприятия (глазение по сторонам) ограничено;
2.2. КУЧЕР имеет право рулить, нажимать на педали, петь, огрызаться на других водителей и проч., что способствует бодрствованию;
2.3. ПИСАРЬ имеет право на сон в промежутках между важными точками маршрута. Частоту появления и важность точек определяет КУЧЕР, он же объявляет санкции за пропуск важных точек;
2.4. VIP имеет право на сон.
3. График движения, утвержденный Общим собранием группы, КУЧЕР реализует самостоятельно:
3.1. время выезда из каждой точки, продолжительность остановок определяются КУЧЕРОМ.
3.2. ПИСАРЬ и VIP имеют право вносить предложения по изменению графика и другим актуальным вопросам;
3.3. КУЧЕР имеет право выслушивать эти предложения и принимать их к сведению;
3.4. предложения и обращения вносятся на остановках, в исключительных случаях во время движения. Реплика «Тихо!», означает несвоевременность обращения и исключает дискуссию.
4. Члены группы имеют право пользоваться гаджетами:
1) мобильными телефонами (МТ);
2) спутниковым навигатором (GPS);
3) видеорегистратором (ВР);
4) установкой климат-контроля (КК);
5) ноутбуком (ПК).
4.1. Порядок пользования гаджетами за исключением поз. 1) определяет КУЧЕР;
4.2. Переключение и перемещение по салону гаджетов за исключением поз. 1) во время движения запрещается;
4.3. КУЧЕРУ запрещается пользоваться во время движения поз. 1) и поз. 5).
5. В промежутках между движением в группе устанавливается демократия:
5.1. путем всеобщего и равного голосования может быть изменено штатное расписание, то есть КУЧЕР может быть избран VIP, ШТУРМАН КУЧЕРОМ и т. д.;
5.2. ответственность за последствия демократии возлагаются на демократов.

Принято на Общем собрании группы 20.06.2012.
2. Список городов (по древности)

Великой Новгород – около 850 г.
Псков – 903 г.
Луга – 947 г.
Суздаль – 1024 г.
Минск – 1067 г.
Муром – 1097 г.
Владимир — 1108 г.
Тверь — 1135 г.
Москва – 1147 г.

Фото Юрия Глазкова

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

niky-ur

  • 15 сентября 2012, 10:26
Что ни говори, культурное наследие оно конечно культурное насление а религия это хорошо поставленный бизнес.
Регламент повеселил.
+
1
+ -
avatar

MVS

  • 16 сентября 2012, 12:55
Прекрасно представлен новый участник путешествия — Хайнрик, который «просится» в состав группы Регламента
+
0
+ -
avatar

DAtais

  • 18 января 2013, 09:44
Подскажите -а как отследить наполняемость таможенных коридоров?
+
0
+ -
avatar

romanovamarina

  • 21 января 2013, 07:48
Уже находясь в Вильнюсе и готовясь в обратный путь, муж в интернете смотрел наполняемость коридоров. проблема была в том, что записи шли на литовском языке, которого мы не знали, но с переводом помог наш друг.
+
2
+ -
avatar

Denisko

  • 4 февраля 2013, 12:34
Подскажите, пожалуйста, почему из Нижегородской области до Башкирии был избран столь нестандартный маршрут, почему не поехали пуо М7? Насколько я понял, через Ульяновскую область маршрут вырос на несколько сотен километров? Или в отчете речь про Большеболдинский район Нижегородской области?

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.