Диетический тур по Грузии в сентябре 2013. Часть 4, заключительная. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Диетический тур по Грузии в сентябре 2013. Часть 4, заключительная.

Начало читайте здесь
Часть 2
Часть 3

Часть 4, заключительная.

10.09.2013

Утром урагана как не бывало, только лужи напоминали о ночном разгуле стихии. Выехали из отеля и позавтракали в том же кафе, где отмечали день рождения. Всё меню обсудили с ними и заказали заранее с вечера к 8 утра, чтобы не терять время на ожидание.

Первым пунктом к осмотру сегодня – Ингурийская ГЭС.



На машине к ней не пускают, но пешком можно пройти через будку с охранником и шлагбаум.
При осмотре разговорились с одним из работников станции, он прочитал нам короткую лекцию про плотину (размеры, объём воды и пр.). Сказал, что водохранилище и дамба находятся в Грузии, а электрогенераторы – в Абхазии. Мы «больную тему» Абхазии сами не затрагивали и не стали развивать, но в завершение он проронил интересную фразу: «Я верю, что всё равно мы будем вместе, а то как дети малые – игрушки поделить не можем: это твое, а это мое».

По дороге в Местию (столица Сванетии) нам дважды встретились россияне на «Крузерах», одни были из Рязани, другие из Волгограда.

Эта горная трасса напомнила нам с Леной поездку по Норвегии – здесь точно так же можно останавливаться на каждом километре и фотографировать всё вокруг с открытым от восторга ртом, из-за чего средняя скорость движения стремится к нулю.










За очередным поворотом упёрлись в огромный трактор, перегородивший путь.


Видимо, ночным ураганом и ливнем подмыло часть горы над дорогой, дорогу завалило и даже снесло в пропасть железную мачту ЛЭП, кое-как ещё держащуюся на остатках проводов.

Через 5 минут подъехал рязанский джип, о котором я говорил выше. Тракторист пообещал, что минут через 15 проезд откроют, мы остались ждать, а рязанцы сделали несколько снимков и развернулись обратно.
Через 20 минут и правда разрешили проехать, так что мы смогли оценить масштаб разрушений. Обвал оказался длиной метров 100, не меньше. Дорожники с 2-х сторон пробили в нём узкий коридор, сваливая породу в ущелье, где протекает мелкая речка, и периодически пропуская машины сверху или снизу, а в остальное время полностью перекрывали проезд, чтобы без помех вести восстановительные работы.


Дальше проблем уже не было, и мы таки добрались до Местии с её знаменитыми сванскими башнями.



Здесь действительно шикарные горы. И по-хорошему, сюда надо приезжать не наскоком, а на 2-3 дня минимум, погулять пешком по туристическим маршрутам или нанять микроавтобус «Делика», коих здесь предлагается в избытке, и покататься с гидом по горам.



пейзаж Местии, составленный из множества маленьких фотографий






Как ни печально, но нам пришлось вскоре возвращаться, обратный путь тоже не быстр, хотя мы почти уже и не останавливались для фотосъёмок.
В одной из проезжаемых деревушек купили домой сванский каштановый мёд по рекомендации Наны.

У обвала простояли ещё 40 минут, пока нам не разрешили проехать. За это время машин набралась целая колонна. Но мы всё-таки успели до темноты спуститься с гор в долину. За это время несколько раз убедились, что в Грузии даже коровы — и те горные. Жалко, что не успели сфотографировать, как буренки стоят на задних ногах в двух-трех метрах от земли на почти отвесной скале и тянутся вверх за травой.

Переночевали у дяди и тёти Наны в деревне возле г. Хоби, у них большой свой дом с огородом. Попробовали там домашнего сухого вина, а утром впервые увидели, как растёт киви.


Нам в дорогу с собой надавали по пакету хурмы, гигантских груш, лимонов, напекли хачапури.
11.09.2013.

Нана осталась здесь у родных догуливать отпуск, так что возвращаться в Пермь нам предстояло втроём. Сегодня по плану две достопримечательности – парк Сатаплиа и пещера Прометея.


И там, и там посещения возможны только группой в сопровождении гида. В парке Сатаплиа (координаты 42°18'34.9” C 42°40'15.7” В, работает с 10 до 18, группы запускаются каждые полчаса, последняя группа в 17 часов, билет 6 лари, студенческий – 3 лари, дети до 7 лет – бесплатно) гид показывает отпечатки лап динозавров на скалах…

отпечатков там больше, это просто пример

… проводит через лес с рычащими макетами этих вымерших животных…


(лес сам по себе тоже какой-то уникальный)

… затем по узкой тропинке вдоль «пчелиной скалы» в небольшую пещеру (пещера не впечатлила) и потом отпускает вас на вольные хлеба. Протяженность маршрута – 2 км, по времени заняло чуть больше часа.
Дальше самостоятельно можно посетить небольшой музей со скелетом динозавра…


… и стеклянную смотровую площадку над пропастью:



Перед выходом на площадку выдают специальные замшевые тапочки, от которых при прикосновении к железным заградительным перилам не слабо бьёт статическим электричеством. У меня рука потом полдня болела. А так виды, конечно, замечательные, что по сторонам, что вниз сквозь пол. Особо впечатлительные девушки кричат от избытка восторга и страха.

В парке есть ещё несколько объектов, разбросанных по лесу и обозначенных указателями, но нас они не заинтересовали.

Переезд до пещеры Прометея недолог, и вот мы уже в составе большой группы туристов, в основном русскоговорящих, спускаемся в пещеру.


Ну что сказать… Вот эта пещера поражает и впечатляет.
Полтора километра пешком по коридорам и залам с причудливыми сталактитами, сталагмитами и сталагнатами, выгодно и умело подсвеченными для придания естественным формам ещё большей красоты. Мне показалось, что некоторые залы по размерам не уступают небольшим стадионам. Там бы задержаться подольше, но гиды постоянно подгоняют, освобождая путь для следующей группы, и не дают в полной мере насладиться подземным великолепием природы.

Что немного раздражало и забавляло – фотографировать со вспышкой в пещере запрещено, но разве наших граждан это когда-нибудь останавливало? Прячутся, как нашкодившие дети, и втихаря (как им кажется) позируют под вспышками «мыльниц» и телефонов. А вся красота там только без вспышки и видна.














В конце экскурсии маршрут разделяется – часть туристов поднимаются на поверхность пешком, а те, кто дополнительно купил билет для прогулки на лодке (7 лари) – спускаются вниз к озеру или реке. Каждому туристу выдают каску и спасательный жилет, усаживают примерно по 8-10 человек в лодку на электротяге и 400 метров везут по подземным лабиринтам. Каска реально не лишняя – немного зазеваешься и схлопочешь каменной сосулькой по голове, поэтому приходится иногда уворачиваться. Интересное и необычное плавание.


на лодочном причале

Наружная часть озера, где мы высадились из лодок, находится в некотором отдалении от туристического офиса с парковкой, и большинство продуманных туристов здесь уже ждали такси или родственники/знакомые на машинах. А мы прошлись 15 минут в гору, покормили свободно пасущихся поросят, встретившихся по пути, тут же растущей хурмой. Хурма снаружи зелёная, а внутри – коричневая и спелая.


От пещеры направились в сторону границы. На одном из придорожных глиняных мини-рынков купили домой сувениры и чурчхелу разных видов.



Недалеко от г.Гори возле магистрали есть большой заправочный комплекс с супермаркетом и кафе, куда мы тоже заехали за покупками. В результате нашего «набега» запас товара в магазине уменьшился на несколько кейсов «Боржоми», лимонада, пива; мы забрали с прилавка весь грузинский чай, что там оставался, несколько банок мандаринового и кизилового варенья, пару бутылок коньяка Sarajishvili и Tiflis и что-то ещё по мелочи. Разместили всё это в бездонном чреве «Карнивала» и поехали искать ночлег в Гори.


ночная магистраль Батуми-Тбилиси


грузинская валюта


К слову, чай в Грузии сейчас почти не выращивают. Бывшие чайные плантации вырубили и засадили ореховыми деревьями, урожай с которых сдают в компанию «Нестле», это выгоднее. У нас, детей Советского Союза, словосочетание «грузинский чай» ещё способно вызывать светлую ностальгию, поэтому мы специально искали его в магазинах, а он есть в продаже далеко не везде.

Не сразу, но нашли подходящую по цене домашнюю гостиницу в Гори. Она оказалась в минуте ходьбы от дома и музея Сталина. Две другие гостиницы слишком пафосные и дорогие даже по российским меркам. По сути, это просто большой дом, где на первом этаже живёт хозяйка и две её дочери-школьницы, а второй этаж по комнатам сдают постояльцам. Но при этом очень теплая домашняя атмосфера, нам понравилось.

Перед сном прогулялись по центральной площади города, дошли до крепости, которую осматривали несколько дней назад.


12.09.2013

С утра выехали в сторону России. В кафе «Арагви» встретились с друзьями, которые здесь и ночевали. Хозяева кафе нас узнали и первым делом поинтересовались, куда мы дели Нану.

Позавтракали и направились на таможню. В этот раз погода была ясная, так что арку Дружбы мы заметили и подъехали к ней на фотосессию.



виды c арки потрясающие

Даже по пути к таможне, так и не насытившись горами, снова и снова фотографировали их неповторимую красоту.




Границу прошли довольно быстро, опять заправились во Владикавказе. Километров за 30 до Георгиевска пробили заднее колесо на «Карнивале», причём так, что покрышка под замену. Пока ставили докатку, пока на ней тихонько доехали до города – уже вечер, шиномонтажи все закрылись. Да и вряд ли у них нашлась бы точно такая же резина, она у «Карнивала» редкая.
Посовещались и решили остаться ночевать в Георгиевске, а утром искать счастья в местном авто-супермаркете. Нашли гостиницу, устроились.

13.09.2013

В 8 утра два Александра и я на «Карнивале» поехали в магазин, жён с детьми оставили досыпать в отеле. Проехали последний светофор, припарковались, вышли из машины. Я огляделся по сторонам, заметил вслух: «Вон, смотрите, низколетящая тюнингованная «Приора» едет» (популярная на Кавказе машина). В этот момент раздаётся звук, похожий на взрыв. Жёлтая пассажирская «Газель», ехавшая перед этой «Приорой», как-то подозрительно виляет в сторону и останавливается уже за светофором, при этом из задней двери у неё что-то вывалилось и повисло. Я подумал, что пассажир в окно выпал. Белая «Приора» успевает оттормозиться и тоже встаёт.

Тут как раз магазин открылся, зашли в него посмотреть нужные колёса, которых там прогнозируемо не оказалось. Шиномонтаж при магазине открывался в 9, ждать нам ещё долго, пошли узнать, что случилось с «Газелью». А там уже спасатели вырезают болгаркой из другой «Приоры», чёрного цвета, молодого парня лет 20-ти, ещё недавно бывшего её водителем. Как я понял, «Газель» и чёрная «Приора» столкнулись на перекрёстке в лобовую. У «Приоры» сработали обе подушки безопасности, но руль с остатками подушки валялся на дороге. Возможно, его отрезали спасатели, чтобы не мешал. Несколько пассажиров «Газели» в кровавых бинтах садились в машину скорой помощи. Водителя «Газели» мы не увидели.

Вскоре водителя «Приоры» смогли вытащить из расплющенной машины, но он был уже мёртвый, даже «скорая» отказалась его забирать. Так и положили парня на асфальте.
Кто виноват в произошедшей трагедии, мы не поняли, да и не было большого желания это узнавать. А ведь мы буквально в предыдущий перед аварией цикл работы светофора проехали через этот перекрёсток…

К чему я это рассказываю? За 10 дней, что мы катались по Грузии, при всём кажущемся «беспределе» на дорогах ни одной аварии там не видели. А стоило только въехать в Россию, как тут же стали свидетелями ДТП со смертельным исходом. И за последующие 2 дня пути мы насчитали ещё 6 ДТП!
Вывод напрашивается только один – ездить можно строго по правилам, как в Европе, или почти без правил, как в Иране или Грузии, но без культуры вождения, которой, к сожалению, почти нет в России (предупреждающее о засаде ГИБДД моргание дальним светом не в счёт), ничего хорошего на наших дорогах не будет.

А проблема с колесом разрешилась так – ребята из магазина направили нас в другой шиномонтаж, там человек по имени Стёпа подобрал две б/у покрышки с похожим рисунком, но чуть большего размера, и поставил их на заднюю ось. Сторговались по 2000 руб. за штуку и 500 р. за работу. Свою пробитую покрышку оставили им на память, а вторую положили в салон на сиденье вместо Наны. Потом было удобно в дырку от колеса арбузы и дыню складывать.
После Элисты мы с друзьями опять разъехались и больше не пересекались. До Волгограда мы добрались первые, остановились в той же гостинице «Мираж», в которой при возвращении из Ирана с Алексеем Reiser’ом ночевали. И под воздействием ещё не остывших светлых воспоминаний от той поездки даже тот же самый номер у администратора выпросили. Только цены за полтора года заметно подросли, да двери в душе и туалете поменяли.

14.09.2013

С утра завернули в супермаркет «Лента», накупили диетической еды для Лены — детского питания в баночках, и выбрались из Волгограда. До Камышина опять ехали через Иловлю и Ольховку, как и 2 недели назад. Понравилась нам эта дорога.

Созвонились с друзьями – те уже Ульяновск проехали, опередив нас часов на 10.
Мы же Ульяновск проезжали поздно вечером. Я доверил руль Лене, а сам смотрел на планшете в прямом эфире по МТС ТВ финал чемпионата Европы по волейболу среди женщин, наши девчонки с немками за золото боролись. Ух, как я радовался победе Гончаровой, Кошелевой и К°! Молодцы девушки, достойно выступили!
Немного омрачила радость огромная яма на ульяновском мосту, в которую Лена случайно въехала в темноте, так что на правом переднем колесе выскочила грыжа. До Перми с грыжей дотянули, а здесь я уже поменял покрышку на ту, что вместо Наны в салоне ехала.

Поискал родные колёса в российских интернет-магазинах, нашёл упоминание про них только на одном сайте в Питере по 8000 за покрышку, и то под заказ, а в Украине есть в наличии по 4000 руб. Вот такая несправедливость.
Но на эти новогодние каникулы мы ездили отдыхать в Румынию и по пути привезли из Украины две оригинальных летних покрышки для «Карнивала», заказанных в Киеве по интернету и доставленных по моей просьбе в г.Ровно, где мы их забрали со склада и оплатили наложенным платежом.

Крайнюю ночь перед возвращением домой спали несколько часов в машине где-то в глухой татарской деревушке. Пахло, как и положено в нормальной деревне, сеном и навозом, но нам уже было всё равно, сил искать другое место не было.

15.09.2013

Утром вместо будильника нас разбудила бабулька, выгнавшая коров пастись на свежий воздух. Ну что ж, пора и нам честь знать, спасибо этому дому.

Проезжая в 7 часов воскресенья Нижнекамск, были удивлены плотным потоком транспорта на улицах города. Позже, проехав уже Набережные Челны и остановившись на завтрак в лесочке, мы осознали причину столь странного, на наш взгляд, явления – это грибники повыезжали с утра пораньше на природу. Все близлежащие леса были забиты машинами. Пока завтракали, и мы насобирали урожай на кастрюльку грибовницы.

Дальше трасса уже знакомая – Ижевск, Воткинск, Пермский край. Дорогу от границы с Удмуртией до Перми привели в порядок, так что ехать по ней в удовольствие, не то, что год назад. И в 17 часов нас традиционно встречали во дворе радостный ребёнок и бабушка. Долгожданное грузинское путешествие для нас благополучно завершилось.

Итоги и впечатления от поездки.

Рация. Вещь полезная, особенно когда едешь компанией на 2-х машинах или больше. Между собой мы общались на другом канале, чтобы не мешать дальнобойщикам. В те периоды, когда ехали врозь, просто мониторили эфир, что вокруг происходит. Иногда можно услышать полезную или прикольную информацию, шутников в эфире хватает.
Если поедем с ребёнком, рацию с собой не возьмём – в канале много мата, который детям слышать совсем не обязательно.
В качестве радар-детектора не всегда может помочь – если о «работающих машинках» ГИБДД по рации ещё предупреждают, то от камер и «треног» она не спасёт.

Радар-детектор. Впервые брали с собой в поездку это устройство, знакомый дал попользоваться. Решили оценить, нужен нам такой гаджет на будущее или нет. Да, он реагирует и пищит на большинство применяемых средств контроля скорости, но поскольку наш принцип – не нарушать, то особой необходимости покупки для себя не выявили. Быстрее 109 км/ч на трассе не ехали, как результат – ни одного штрафа на месте, ни одного «письма счастья» по почте. Так что тратить деньги на покупку радар-детектора не планируем.

Расходы. В целом мы с Леной потратили на всё, включая покупки, 55 тысяч рублей (без учёта пробитых колёс), расходы лениного брата составили 35 тысяч рублей. На солярку ушло 19 280 руб, но эту статью затрат мы разделили пополам с Сашей. Пробег составил 7116 км, средний расход солярки 8,25 л на 100 км. Стоимость литра дизельного топлива в Грузии – 2,04-2,17 лари (≈41-43 руб).

Впечатления о Грузии. Горы, горы и ещё раз горы! А также тёплое море, вкуснейшая кухня и вино, ну и конечно, на первом месте – легендарное грузинское гостеприимство.

К россиянам относятся крайне доброжелательно, четко понимая разницу между политиками и простым народом.
Преступности почти нет. Местные оставляют свои машины на улицах открытыми, никто не трогает.
Доход на семью в 1000 лари (20000 руб) считается достаточным для нормальной жизни. Средняя зарплата полицейского – 800 лари. Взяток они не берут – за это светит реальный срок.

Для нас мерилом оценки того или иного путешествия по заграничной стране является ответ на вопрос: «А ещё раз туда бы поехали?». В данном случае могу смело сказать — ДА. Если, конечно, политики обеих стран в угоду своим шкурным интересам опять не придумают что-нибудь этакое.
Ведь Лена мало чего попробовала из грузинской еды, да и в Армению отдельно хочется съездить, через Грузию опять же. Там ещё столько осталось неувиденного…
Конец

Комментарии (18)

RSS свернуть / развернуть
+
6
+ -
avatar

Ivany4

  • 5 февраля 2014, 08:48
Прекрасный отчет! Начал читать — не смог оторваться, так и пропало начало рабочего дня. Огромное спасибо. Лелею надежду самому добраться до Грузии. Если запланирую — придется замучить Вас вопросами.
+
4
+ -
avatar

alaska

  • 5 февраля 2014, 09:46
Если запланирую — придется замучить Вас вопросами

Это не страшно, обращайтесь, если что. Чем смогу — помогу с удовольствием :)
+
4
+ -
avatar

bkozyrev

  • 5 февраля 2014, 08:55
Хорошее завершение хорошего путешествия. Уверен, что это еще не конец. ;)
+
4
+ -
avatar

Tat-77s

  • 5 февраля 2014, 09:14
Замечательный рассказ о не менее замечательном путешествии. Здорово!
Согласна, после увиденного перечитаешь всю мировую литературу посвященную этим местам.
+
5
+ -
avatar

begun12

  • 5 февраля 2014, 09:50
Читала с интересом и удовольствием, спасибо!
+
3
+ -
avatar

Умка

  • 5 февраля 2014, 10:49
СПАСИБО!!! Очень, очень понравилось!!!
+
5
+ -
avatar

BelindaHelen

  • 5 февраля 2014, 11:34
Присоединяюсь! Отчет очень позитивный, захватывает и так легко читается! красивые и интересные фотографии! Спасибо! Здоровья Вам, Вашей супруге и близким, и много-много интересных НЕ диетических туров ;-)
+
3
+ -
avatar

alaska

  • 5 февраля 2014, 12:58
спасибо Вам за тёплые слова! И от супруги отдельная благодарность за пожелание здоровья :)
+
2
+ -
avatar

Vadilen

  • 5 февраля 2014, 12:57
Хороший отчет. Очень понравился. Есть небольшой вопрос по заправке, у вас дизель 2011 года, соответственно уже Евро5, а значит должен быть установлен сажевый фильтр. Вопрос: где заправлялись в Грузии и по дороге? В городах понятно, есть «Лукойл» с ДТ класса Евро5, а вот по трассам данных АЗС мало…
+
1
+ -
avatar

alaska

  • 5 февраля 2014, 13:26
поскольку запаса топлива в «Карнивале» хватает примерно на 1000 км, то в Грузии я заправлялся всего 2 раза. Первый раз в Тбилиси на заправке азербайджанской сети SOCAR, второй раз в Уреки на заправке Wissol. Есть там и АЗС Лукойла.
Один местный грузин, водитель праворульного дизельного «Крузера», рекомендовал нам заправки PETROL. Но мне показалось, что их там мало, я только одну видел в Тбилиси. Ничего плохого про качество солярки на грузинских заправках не скажу, т.к. проблем не было.
По России заправлялись тоже не часто. Традиционно это Лукойл, Татнефть, Роснефть. Во Владикавказе, кажется, была заправка Газпром. Проблем с качеством также не возникло нигде.
+
3
+ -
avatar

SemenovEA

  • 5 февраля 2014, 16:27
Класс! Молодцы!!!
+
4
+ -
avatar

gundos

  • 5 февраля 2014, 20:57
лучший отчет прочитанный мной за последнее время на этом сайте. интерсено, необычно, не назойливый слог. Спасибо! Захотелось))
+
0
+ -
avatar

Робинзон

  • 5 февраля 2014, 22:38
Супер! Отличный отчет!
У нас, детей Советского Союза, словосочетание «грузинский чай» ещё способно вызывать светлую ностальгию,
У нас не чай вызывает ностальгию, а само время-в детстве всегда мороженое слаще!:)
+
3
+ -
avatar

alaska

  • 6 февраля 2014, 05:51
У нас не чай вызывает ностальгию, а само время

Вы правы. Конечно, мы с теплотой вспоминаем не чай, а время жизни при СССР. Просто услышав или увидев саму фразу «грузинский чай», первая ассоциация, которая приходит на ум — Советский Союз. Отсюда и светлая ностальгия.
+
2
+ -
avatar

ellenna

  • 6 февраля 2014, 14:03
Спасибо за отчет, очень понравилось. Захотелось побывать в Грузии!
+
0
+ -
avatar

rakone

  • 10 февраля 2014, 15:15
Добрый день. Прекрасный отчёт.

У меня вопрос, мы собираемся в этом году на майские ехать в грузию на нескольких машинах и одна из машин достаточно низкая 8 см до переднего бампера от асфальта, в связи с чем вопрос, реально ли? я так понимаю что кроме горных гравийных дорог в целом дороги хорошие?
+
0
+ -
avatar

alaska

  • 11 февраля 2014, 05:30
Здравствуйте! Кроме тех двух участков, о которых я упоминал в отчете, остальные дороги хорошего качества, проедете спокойно.
От Тбилиси до Ахалцихе есть ещё одна дорога, не через батумскую магистраль и Боржоми, так вот она тоже, говорят, плохая, туда не стоит ехать.
Если где-то будете сомневаться, как проехать — спрашивайте у местных.
+
0
+ -
avatar

rakone

  • 11 февраля 2014, 12:32
Спасибо )

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.