Дикие Евражки 7000 верст не крюк 2016. Глава Урал. Часть 2. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Дикие Евражки 7000 верст не крюк 2016. Глава Урал. Часть 2.

Глава Урал. Часть1

Ермак камень, Челн Ермака, Кот Ермака, Жена Ермака, Теща Ермака, Кунгурские ледяные пещеры (подозреваю, что тоже Ермака)
Четвертый день экспедиции, 13 июля.




Проснулись мы с Аннике в полпятого по Москве, и взглянув на туманную красоту вокруг пошли на Ермак Камень. Парма, ворота Урала, открылись нам необычайным спокойствием и даже какой-то иллюзорностью картинки.



Хороши просторы, будь я атаманом Ермаком, тоже выбрал бы этот камень в качестве смотровой точки для объятия взором необъятных просторов ещё неизученной тогда страны.





Когда мы спустились, надо было слегка посуетиться, потому как мы немного заморочили Севе голову, и Ермак-камень получился на таком расстоянии от трассы, что Севе только выходить на неё полдня, а еще надо успеть в ледяные пещеры Кунгура, а еще нам сегодня очень надо до пяти в Гремячинск, а еще ребятам надо успеть забраться на Ермак, просто потому, что оно того стоит.



В итоге все всё успели и в районе 10.30 утра по местному времени воссоединились у Парка, рядом со входом в Ледяные пещеры.



Купили билеты и стали коротать время до экскурсии в парке. В парке всё, так или иначе, связано с легендой этих мест – Ермаком Тимофеевичем. Поэтому даже рядом со скульптурой репки и прочих персонажей одноименной сказки нам мерещилась репка Ермака, Бабка Ермака, Внучка и Жучка тоже Ермака.



Давно пора просто переименовать Кунгур в Ермак, для полноты картины.



Ледяная пещера вызывает очень двоякое отношение, как две стороны медали.



С одной стороны, пещера уникальная, с неравномерной температурой ствола, причем ледяная с краёв, и плюсовая в центре, по ней проложен интересный экскурсионный маршрут, и очень много познавательного рассказывают. С другой стороны, искусственная подсветка яркими светодиодными прожекторами выглядит несколько вычурно и чуждо.



Посещения в любом случае стоит, а всё остальное дело вкуса.

Кто-куда, а мы в Басеги.
Всё ещё 13 июля, четвертый день экспедиции, Гремячинск, Лесовозка, Рыжая Вильва.


Не долго и не коротко, а надо нам в Гремячинск, очень надо до пяти вечера, так как записал я нашу команду на маршрут по Северному хребту Басеги, что очень сильно государственный заповедник, с квотой посещения 250 человек в год.
По пути оценили величие реки Чусовая, теперь «Золото Бунта» и «Географ Глобус Пропил» стали обрастать реальными иллюстрациями этих мест, а спустя несколько километров, остановились у реки Вильва, с открытыми ртами, поскольку несёт она воды темно оранжевого цвета.



Потом уже выяснили, что это техногенная катастрофа и это ядовитые шахтные воды окрасили реку сначала в цвет фанты, ну, а сейчас реакция затухает и фанта потемнела, но выглядит очень по-марсиански.
Я писал выше, про проблемы с питьевой водой, так вот это касается всего Среднего Урала. Северная фишка, что можно пить из любого водоёма здесь не работает, все крупные реки и их притоки загажены промышленностью и их величественный ток полон яда. Остаются мелкие притоки, речушки, и верховья. Такие вещи очень сильно обесценивают существование человека как вида.
Гремячинск похож на все остальные города быстрорастущей советской индустрии и состоит из бесконечной улицы Ленина с малозаметными отростками ушедшей эпохи. Пошел на регистрацию, подписал целый ворох бумаг, о том, что виноват во всём этом авантюризме только я, потом каждый из нас подписал еще пару кубометров тайги, мол, мы не против, что нас сожрет медведь и покусает клещ, и мы торжественно клянемся не отбиваться, поскольку леса и звери заповедные, а ударенных по голове туристов еще много. Нам рассказали очень интересную схему, как добраться до КПП:
На маленькой плохопропечатанной черно-белой карте расставили отметки и объяснили:
— Вот тут, то-ли через два, то-ли через девять километров свернете на Лесовозку, дальше едете 50 или 55 километров по ней, будет поворот направо и шлагбаум, вам туда не надо. Едете дальше еще 19 километров, будет река «Большой басег» там еще вагончик лесника стоит, за ним около 11 километров и на развилке правее, а то уедете к Усьве, потом переедете «Малый Басег», через 10 километров справа будет шлагбаум, вам туда не надо, а вот еще через семь, будет малозаметный шлагбаум, если проедете, то поскачите дальше, вокруг заповедника, так что не пропустите.
В целом, всё ясно, но немного смущала некоторая разница в километраже на точку входа и развилки. И вот здесь надо сказать отдельное спасибо Саше Густаву и его рекомендации скачать навигационную программу OSMAND для андроида. Эта штука знает каждую тропку, включая пешеходные даже в самых глухих местах, ехали с пробной, бесплатной версией, сейчас буду покупать полноценную, она того стоит, рекламы тут нет, просто хорошая прога для путешественника.

Лесовозка-лесовозке рознь, я ожидал что-то эпичное и переживал за то, что 90 километров по ней мы просто не пройдем в указанный срок, но оказалась просто хорошо укатанная гравийка, заполненная пологими ямами и лужами, единственной засадой, в которую едва не попался я, были промоины от ручьев, в которые можно кувырнуться от души. Пустив маленький ручеек между колес, через 500 метров я осознал свою ошибку берега стали крутыми, а ручей глубоким, очень удобно диагностировать неисправности, гараж с ямой отдыхает, но еще через 300 метров колесам нивы перестало хватать ширины промоины, и я должен был неизбежно свалиться. Спасла реакция нивовода: в любой нештатной ситуации дави на акселератор. Машина эпично накренилась, бумкнула банкой глушителя о край и выбралась. Ээээм, как обычно, спасибо Нива, ты в очередной раз оказалась умнее меня.



В остальном лесовозка в ту сторону прошла без эксцессов. Добрались до Большого Басега и обнаружили там удобную площадку для ночлега. Когда-нибудь, это будет мост, но сейчас это нарощенная площадка, отведенная от основной дороги, на противоположной стороне стоит вагончик лесника и красивый немецкий бульдозер. Надел забродники, взял неразменную тару валюты и пошел общаться и мерить брод. Брод ерунда, в компании с лесником оказался и тракторист, который силой одного немецкого бульдозера, как бы, строит эту дорогу. Убедившись, что на малом Басеге такой роскошной площадки нет, остались ночевать. Наконец–то, река с чистой питьевой водой, я еще помылся в удовольствие. Погуторив за рюмочкой вина, встретили вечерние туманы, да разошлись спать.

Ну-ка, песни громче пой. Нежданные гости. На вершине Северного Басега. Ауенналя
14 июля. Пятый день экспедиции.

Собирали лагерь одновременно с началом работы бульдозера, это отдельная эпичность.
Сначала бульдозер заводится, немецкий, поэтому с пол-оборота, потом ему надо прогреться, для этого бульдозер выезжает на берег и тарахтит на холостом ходу, пока капитан бульдозера завтракает, после этого бульдозер неспешно исчезает в тумане. Ремонт дороги происходит немного странно, но весело. Грязью и глиной с обочины заполняются ямы, так, чтобы на моноприводе точно не получилось через них проехать, мне такой подход нравится: была пологая и твердая яма, теперь в ней прикольно намешана глина, я думаю, этот метод надо применить везде, тогда исчезнет надобность запрещать тюнинг внедорожников, любую дорогу надо сделать приключением с лебежением и сандтраками, и улыбки не будут сходить с лиц граждан, ведь месить каки — это здорово.
Отрапортовали у КПП, оставили транспорт, и с необходимым запасом воды и мюслей отправились в четырехкилометровый вояж по тайге до научного центра заповедника.



— Вы на всякий случай пойте и погромче, -говорили нам.
Дойдя до первой кучи свежих лосиных какашек, мы нерешительно запели, в тайге что-то ломанулось прочь, и мы запели уже дружно и хором. Сама по себе Уральская тайга принципиально отличается от северной. Во-первых, она столь же елово-пихтовая, сколь и лиственная, непривычно, а во-вторых, она высокотравная. Если на севере ты чешешь по мхам, лишайникам и ягелю, периодически отпинывая гадюк, то здесь бурелом и трава по грудь, действительно непролазная. Единственная тропа была похожа на звериный туалет, лосиное дерьмо сменялось заячьим, заячье — медвежьим и так по кругу. С песнями и прибаутками выбрались.



Нашли домик научного сотрудника, домики студентов и ни души.
Дом отрыт, печка горячая, журнал метеосводки заполнен два часа назад, берцы стоят у входа, тапки стоят у беседки. Короче ситуация – вышел до ветру, пришли медведи и сожрали.



После консилиума решили ждать час, потом жахнуть из сигнальника, а потом мнения разделились: я ратовал за восхождение, Аннике придумала сложную схему с походом на КПП и попыткой связаться по спутнику с центром, но минут через 20 пришел Дмитрий Владимирович.
— А вы кто?
— Да вот, группа туристов, просили прибыть с 11 до 12, везде записывались, прибыли, вот и килограмм леса, переведенного в бумагу с печатями с собой.
— А я Вас не ждал, и на вершину я не хочу, только что оттуда, студентов отвел изучать свойства почвы и прочие радости ботаники.



Суровая и скомканная встреча в итоге обернулась приятнейшим знакомством и взаимными веселыми баснями. Но пока мы робко, гуськом, под интересный рассказ поднимаемся по маршруту.





Вот это я очень люблю: топ-топ, тайга сменилась подлеском, топ-топ, подлески сменились зоной альпийских лугов, топ-топ – карликовые тундры, топ-топ, выросли глыбы крупного курумника, еще немного борьбы с гравитацией и лишним весом и вот она – Вершина Северного Басега.



Тут я должен был рассказать, какие эпичные виды открываются. Видно весь северный Урал, Южный Урал, а Средний прикрыт от нас величественным Южным Басегом. Но всё было не так.



Стоило нам приблизиться к вершине, как вечный Уральский мелкодисперсионный туман превратился в нудный дождь, а стоило нам отдышаться и встать для впечатляющих зрелищ, небеса разверзлись потоком, загнав нас в Федеральную Собственность.

Федеральная Собственность.
Когда-то, еще до того как Басег стал заповедником, тут, как и на любой высоте, тусили военные, была отстроена полуторо-комнатная хибарка для связиста, размером аккурат с кухню хрущевки. Потом вояки слились, заповедник получил статус, а когда Дмитрий Владимирович с руководством пришел и предложил сделать красивый костер на вершине, получил строжайший отказ, поскольку хибара перешла к заповеднику в распоряжение тоже, причем со статусом «Федеральная Собственность». Это означает, что она была на балансе и её необходимо было содержать и ремонтировать, что в условиях отсутствия финансирования и необходимости таскать материалы на имеющуюся высоту доставляло лютую радость сотрудникам. Нынче удалось от неё избавиться, но название Федеральная Собственность приросло.
Итого, да, на вершине Северного Басега есть приют «Федеральная Собственность».



В перерывах между ураганным ветром и ливнем, сквозь дыры в облаках под нами, мы всё же рассмотрели величие и красоту Урала, постояли на вершине и спустившись, расстались с Дмитрием Владимировичем, уж если и не друзьями, то очень теплыми приятелями.





Добрались до нашей вчерашней стоянки, где к нам вышли очень «тёплые» тракторист и лесник, выяснив, что больше валюты у нас нет, они не расстроились, а стали подробно описывать нам дорогу прямо отсюда, через дикие тропы к Каменному Городу, на жЫпах так и короче, и быстрее.
Единственная причина, по которой мы не поехали изучать новые маршруты, состояла в том, что показания лесника, существенно отличались от показаний тракториста, а темп и связность речи напоминали персонажа Бреда Питта из фильма Большой Куш, и всё это перемежалось навсегда въевшимся топонимом «Ауенналя», кто общался с трактористами, тот догадается.



Казусы. Басеги не отпускают или почему не надо дурачиться в экспедиции.
15 июля шестой день экспедиции.

Возвращаемся на трассу той же лесовозкой, что и приехали сюда, дорога едется быстрее, теперь уже знаем, что опасных засад нет, и знаем, как объезжать ручьи, мне еще помогали четко видимые следы кого-то из местных, ехавшего утром и явно знающего это дорогу на 5 с плюсом.
Макс пускает зрелищные брызги на всех более-менее подходящих эпичных лужах. После очередной лужищи Л200 я в зеркале не увидел, а рация тревожным голосом Златы сказала: «Мы встали».
Мать-перемать, но всё не так уж и страшно, движитель работает, а под л200, грустным плугом торчит то, что осталось от защиты. Повезло, невероятно, немыслимо, но черт-возьми, повезло, всего лишь сраная защита, не один из картеров, не раздатка, не жизненно важный узел не пострадали. Выдираем искореженные узлом остатки металлического листа и едем дальше.



Люблю Л200, не знаю как остальные, но этот — чертовски везучий: есть машины, которые один раз попадают в проблему и всё – редуктор пополам или картер на куски, или полуоси отдельно – эта же тачка упорно выживает, попадая в засады раз за разом, всегда отделывается легким испугом и полным отсутствием таких провокационных вещей, как бампера, пороги, а теперь и защиты.

Каменный город. Неизведанные дороги к Усьвинским столбам. Усьва-магистраль. Восхождение.
15 июля. Шестой день экспедиции.




Каменный город, он же Чертово городище, он же Черепахи, довольно известный туристический объект на Среднем Урале. Эти останцы популярны у альпинистов, просто туристов, у местных которые приезжают на пикник, поэтому не найти их сложно. Теоретически, на полном приводе к ним можно проехать, правда квадрики там изрядно напахали, но в километре есть большая парковка, а местные жители на форумах просят не размешивать дорогу окончательно. Так мы и поступили.
Ну что, впечатлений есть. Очень хожено, но чистенько, довольно людно, сюда прям экскурсии возят, но не сильно напрягает, десятки мест под палатки, но опять–таки, не загажено.



Хождений и ползаний тут часа на четыре, не спеша, еще можно просто повтыкать на удивительные каменные образования,





ну а мы, как обычно полезли вверх, аки горные козы, и, конечно, вершина дарит виды. И как обычно, если подниматься было тяжело и страшно, то на спуске умножай на два. Но все целы и довольны, впечатлены. Пару раз нам полило дождиком, разогнав почти всех туристов, и около часа мы наслаждались относительным одиночеством, соседствуя, с такими же ударенными по голове, как и мы.





Надо искать дорогу к Усьвинским столбам, поскольку ни трека, ни толковой легенды найти не удалось, и ехать надо было, то ли по газотрассе, то ли по ЛЭП, было ощущение, что накатаемся по разнообразным какам вдоволь, еще пугали каким-то невероятным спуском к Усьве.
Спасло соответствие одной из легенд и того что нарисовал ОSMAND. Действительно по практически идеально ровной дороге для обслуживания ЛЭП и прям к самой Усьве. Невероятный спуск оказался не таким уж и невероятным, хотя с десяток сплавщиков идущих по реке, опасливо спрашивали, а как же мы рассчитываем подняться, но то ли опыт начинает появляться какой-то, то ли вера в Ниво, но в этот подъем, как говорится, «я бы и на девятине вошел».



Прямо на берегу нашлось приятное место для лагеря, столбы километрах в полутора, и хотелось бы подъехать к ним поближе, и даже своротки, грязные, но проходимые есть в нужную сторону, но тут случился один смущающий фактор – Сплавщики.
Первым сплавщикам мы радостно махали рукой, эка нам повезло, только прибыли, а тут водные туристы мимо идут, потом вторые, десятые, пятидесятые, сотые – чертова флотилия сплавщиков. Усьва превратилась в магистраль, по которой бесконечным потоком до самой ночи сплавлялись катамараны, плоты, каяки, байдарки – легион водных туристов разной степени трезвости и вменяемости. Что круто в водном походе – ты перемещаешься, а гаишников нет, ну, зад всегда мокрый, но разве это проблема, если ты можешь постоянно бухать. Учитывая, что слышать мы их начинали метров за 500 и переставали метров через 500, а этот километр на плавсредстве они проходят минут за пятнадцать, то нам удалось сильно углубиться в жизнь, быт и теплые взаимоотношения таинственного мира водных туристов.
— о, Васюн, блинчиками пахнет, о, да там Нивас! Эй, Нивас! Продай Нивас, купи Уаз! Васюн, ты куда, стоооой на тебе же снаряга!!! Ляяяяя! Васёк за бортом!!!



Молодые, пожилые, с детьми, трезвые и степенные, пьяные и лихие как корсары – всё это швартовалось поближе к Усьвинским столбам. Мы решили, что очень хорошо и уединенно стоим, и лучше погуляем, чем будем всю ночь слушать дружные, пьяные песни. Хотя хотелось бы, но завтра нас ждут первые 700 километров трассы Пермь-Вологда.

Погода для подъема не выдала ничего нового, за эти несколько дней мы уже обвыклись, Средний Урал – это туман и дождь, не ту часть света назвали Туманным Альбионом. Подъем на столбы крутой, в дождь, я бы даже сказал, категорийный, под ногами всё бесконечно скользит, и это только подъем, я предвкушал спуск. По дороге перекусываем дикой малиной и черникой, мокрые, уставшие, но довольные мы взбираемся на вершину, связываемся с пожелавшим остаться в лагере Максом по рации и пускаем сигнальную ракету. Вот мы и на крайней точке запланированной разведки на Средний Урал, нас ждет длинный перегон и вторая, не менее интересная, но гораздо более изученная часть маршрута — Север.



Картинка под нами и есть тот самый Средний Урал, великая река Усьва, текущая под невероятными скалами, горы и хребты, изумрудная тайга, сколько хватает глаз и туманы, облака под нами закручиваются пируэтами танца, дымы костров сплавщиков синеют вдоль берега сигнальными маяками жизни.



Там вдалеке видно маленькую белую точку Евы, машины со сложным характером, доставившей нас в этот удивительный мир из книг и сказок



Конец первой части.


Глава Север.Часть1

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 8 августа 2016, 19:21
Тот самый случай, когда при прочтении никак на себя маршрут не проецируешь даже гипотетически, но читаешь с громадным удовольствием. Про песнопения коллективные особо понравилось!
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 9 августа 2016, 14:19
Спасибо, нам тоже было весело))
+
0
+ -
avatar

Станислав

  • 9 августа 2016, 14:17
Вообще стиль повествования — выше всяких похвал. Это вам не «И мы были в Европе» со снимками кроватей в гостинице и церкви в одном из городов.
И фото замечательные.
Ждём продолжения.
+
1
+ -
avatar

Сергеевич

  • 9 августа 2016, 14:20
Спасибо, надеюсь, что сегодня вечером успею выложить еще часть.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.