В январе этого года мы продолжили серию новогодних автопутешествий по Северо-Западу России. На этот раз нас было всего 4 человека: двое из Москвы и двое из Санкт-Петербурга. Долго прицеливались, где бы проложить наш маршрут, чтобы не только бесконечную дорогу осиливать, но и посмотреть сохранившиеся архитектурные красоты Русского Севера. По прошлым поездкам знаем, что интересных архитектурных памятников осталось немного, и их количество уменьшается. Деревни буквально на глазах разваливаются, хиреют. Отдельные старые деревянные дома гибнут без ухода, угрюмо и безнадежно смотрят на дорогу пустыми проемами окон. И тянутся вдоль трассы от городка к городку заброшенные забытые деревеньки, в которых не осталось жизни. Очень печально. Тем более резкий контраст с недавно увиденными сельскими пейзажами Южной Германии, где все цветет и радуется жизни. Но хватит о печальном.
Особо выбирать не из чего. Остановились на маршруте: Вологда – Тотьма – Великий Устюг – Никольск (Вологодской области) – Кологрив (Костромской области) – Кострома. В Вологде планировали походить по старой части города, посмотреть немногие сохранившиеся здания дореволюционной постройки. В Тотьму поехать хотелось давно, этот сухопутный город привлекал меня своей морской историей. В Великом Устюге посмотреть его церкви, старый город, отметиться у Деда Мороза. В Никольске ничего не хотели, просто он лежит на дороге в Костромскую область. Город Кологрив манил своим чудным названием, хотя по описаниям там кроме названия ничего интересного.
Маршрут таким образом сложился. Определиться с остановками и ночлегами труда не составило. Первая ночевка в пос. Ватланово под Вологдой, затем в Тотьме, третья в Великом Устюге, четвертая в Никольске. Последняя ночевка из начала маршрута не просматривалась. Поэтому решили с ней определиться ближе к концу пути.
Мы с Володей обеспечивали техническую и культурную часть путешествия, Лена и Галя – застольно-развлекательную. Поскольку поездка состоялась сразу после Новогоднего пиршества, продуктов набрали с собой столько, что к концу маршрута одна треть их осталась неосвоенной.
Первый день, 02 января, понедельник.
Выехали с Леной из Петербурга в девять часов с минутами. Погода совсем не зимняя, снега практически нет, температура минус 4 градуса. Дорога до Череповца практически сухая, в основном хорошая. Плохой участок километров 80 в районе пос. Сазоново. Машин довольно много, несутся быстро. В лесу лежит снег, но слой его небольшой. После Череповца и на трассе снег, смешанный с песком, снег также в лесу и на окрестных полях. В отдельных местах густой туман. Гаишников видели два-три раза в Вологодской области. Сегодняшняя цель – гостевой дом «Ватланово» в пригороде Вологды д. Ватланово (тел. +7-911-501-06-65 ). Мы приехали к нему в 17-30, преодолев расстояние 670 км за 8 часов. Номера бронировали заранее еще до Нового года. Проживание в двухместном номере стоит 1800 руб. за сутки, или 1400 руб. за ночь. Можно заселиться в 20-21 час и уехать утром в 8-9 часов. Поскольку нам не хотелось ждать до 20 часов, мы заселились сразу за суточную оплату. Номер вполне приличный: двухместная кровать, в санузле душ, унитаз, умывальник. Чинины приехали на полтора часа раньше нас, заселяться не стали, а поехали полюбоваться на ночную Вологду. В гостевом доме еще догуливают Новый год, соответственно шум, песни. Но ближе к вечеру все утихло. После прогулки вернулись Чинины. Встретились в нашем номере, скромно отметили прошедший праздник. Наше зимнее путешествие в этом году уже четвертое. Вспомнили три предыдущих: 2009 г. Ленинградская область (п. Оять – г. Лодейное поле – п. Старая Слобода – г. Подпорожье – п. Важины – п. Согиницы – с. Алеховщина – п. Тервеничи – г. Тихвин – п. Красный броневик); 2010 г. Вологодская область (г. Кириллов – д. Горицы – д. Ферапонтово – г. Вологда); 2011 г. Вологодская, Костромская, Ивановская области (г. Грязовец – д. Кукобой — г. Пречистое – г. Любим – г. Буй – г. Галич – г. Чухлома – г. Судиславль – п. Щелыково – г. Кинешма). Во всех этих поездках были я и Чинины, остальные менялись от поездки к поездке. Выпили за продолжение серии новогодних путешествий.
Второй день, 03 января, вторник.
Сегодня по плану осмотр сохранившихся памятников архитектуры старой Вологды и переезд в г. Тотьма. Выехали из гостиницы около 10 часов. Температура минус 4 градуса. Еще не совсем рассвело, но за время, пока мы едем в центр, день должен наступить. Машин на улицах немного, проехали к рынку недалеко от кремля, поставили машины на стоянку вдоль канала. От стоянки двинулись в сторону Кремля. В нем мы были в позапрошлом году. Софийский собор и колокольня зимой закрыты. Основная часть еще сохранившихся дореволюционных построек сосредоточена в районе Кремля на улицах Ленинградская, Засодимского, Советский проспект, туда мы и пошли. Осмотрели несколько строений, зашли в «Музей забытых вещей» на ул. Ленинградской. Музей мне понравился, в нем собраны старые вещи из вологодских домов и окрестных поместий, что сохранились до нашего времени.
Фото 1. Вологодский Кремль
Фото 2. Церковь Ильи Пророка в Каменье (1698)
Фото 3. Дом Засецких (1790-е) в Вологде
Фото 4. Дом Бутыриной (1902) в Вологде
В музее воссозданы интерьеры старых вологодских квартир, в которых настоящие мебель, фотографии, картины, посуда, украшения. Затем по ул. дошли до Дома пирогов, где подкрепились вологодскими пирогами. Мимо стоянки машин прошли на площадь, посмотрели на гуляющий народ, лошадей, настоящего оленя, запряженного в нарты, даже верблюд с погонщиком прогуливался по площади и возил на себе детишек. В магазине сувениров большой выбор симпатичных изделий из: посуда, тарелки, чашки, статуэтки, вазы. Купили себе штоф в виде солдата петровских времен.
В целом достойных внимания объектов, кроме Кремля, осталось немного. И даже это немногое не содержится надлежащим образом, какая-то реклама на домах, несуразные стеклопакеты вместо изящного деревянного кружева наличников, безобразно подведенные электропровода и газовые трубы. Нашим внукам уже вряд ли достанется чем-то полюбоваться.
В 15-30 выехали из Вологды в сторону Тотьмы. На выезде заправились на АЗС Лукойл. Быстро стемнело, основную часть пути преодолевали в темноте. Дорога в основном неплохая, попадались отдельные небольшие участки, разбитые вдребезги. Навигатор исправно показывал путь, да и сбиться с него невозможно. Населенных пунктов рядом с дорогой немного, АЗС попались всего две. Дорога в снегу, в лесу тоже много снега. Движение довольно интенсивное, нас часто обгоняли легковые автомобили, движущиеся в сторону Великого Устюга.
В 19-30 приехали в п. Варницы рядом с г. Тотьма. Остановились в отеле «Варницы» (тел. ). Володя бронировал номера до Нового года. И не напрасно, так как при нас нескольким недавно приехавшим путешественникам отказали в ночлеге по причине отсутствия свободных мест. Чинины заселились в двухместный номер (2400 руб.), мы в двухместный люкс (3000 руб.). Наш номер мне понравился: просторное помещение спальни с двумя кроватями, холл с кожаным диваном, креслами, столиком, прихожая со шкафом, санузел с душем, унитазом и умывальником. Телевизор исправно принимал множество программ от спутниковой антенны.
Собрались в нашем номере, во время ужина обменялись впечатлениями от прошедшего дня. Перебросил свои фотографии из поездки по Европе в сентябре 2011 года на Володин компьютер. Переписал для себя файлы видеосъемки Чининых из этой же поездки.
Третий день, 04 января, среда.
Утром позавтракали в ресторане на втором этаже гостиницы. Зал оформлен под охотничий: деревянные столы и стулья, деревянные балки под потолком.
Фото 5. Церковь входа в Иерусалим (1774-1794) в Тотьме
Фото 6. Церковь входа в Иерусалим, музей мореходов.
На стенах развешаны рога, несколько чучел животных, прялки, трепалки и мялки. Официантка же одета совсем не по сюжету. Стоимость завтрака входит в стоимость номера. Ассортимент блюд сжат до предела: каша, бутерброд с тонким кусочком сыра, чай из пакетика. Но и на этом спасибо.
На улице легкий морозец, снежок, пасмурно. Прямо от отеля виден силуэт церкви входа в Иерусалим (1774-1794 г.г.). Поехали в Тотьму в направлении церкви. Машины оставили около гостиницы «Рассвет». Весь город в снегу, неторопливо ходят люди, проезжают машины, изредка собака пробежит по своим делам. Обычная сонная жизнь провинциального городка. Не верится, что в 18 – 19 веках здесь бурлила жизнь, в городе было множество ремесленников, торговцев, купцов, шумели богатые ярмарки, по Сухоне вниз в Великий Устюг и вверх в Вологду сновали пароходы, дощаники, лодки.
Фото 7. Памятник Российским землепроходцам и мореходам (2005) в Тотьме.
Маленькая провинциальная Тотьма – родина мореходов, открывших неизвестные в Европе Командорские и Алеутские острова и внесших большой вклад в развитие Российско-Американской кампании. Отсюда богатые тотемские купцы Пановы, Нератовы, Холодиловы Шишкины и другие снаряжали экспедиции к далеким американским городам за пушниной, получая на этом большие барыши. По количеству снаряженных караванов тотемские купцы опередили вологодских и архангельских купцов, вместе взятых. В связи с этим Тотьма получила неофициальный статус города мореходов. Экономика города базировалась на пушнине Нового Света. В 1780 году Екатерина II утвердила герб Тотьмы с изображением черной лисы «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Тотьмич Иван Александрович Кусков на протяжении 300 лет был первым помощником правителя Российско-Американской кампании Баранова А.А. В 1812 году Кусков основал крепость Росс в Калифорнии и на протяжении 10 лет был его правителем.
Поскольку я люблю море и все, что с ним связано, очень хотелось взглянуть на этот сухопутный город мореходов. Тотьма меня разочаровала: обычный провинциальный больше похожий на деревню городок, в котором отдельными пятнами вкраплены свидетельства былой морской славы: Музей мореходов в храме Входа Господня в Иерусалим, дом-музей И.А.Кускова, памятник «Российским землепроходцам и мореходам». Совершенно не чувствуется ауры принадлежности к мореходству, возможно, потому что зима, и все покрыто снегом.
Фото 8. Вознесенский собор (1796-1801) Спасо-Суморина монастыря
Музей мореходов довольно интересный, хотя экспонатов немного. Понравился раздел, в котором представлены сведения о тотьмичах, служивших на флоте уже в советские времена. Дом-музей И.А.Кускова очень скромный. Гораздо больше мне понравился краеведческий музей, расположенный в двухэтажном кирпичном здании бывшего Духовного училища, построенного в 1898-1901 годах. Последним пунктом программы в Тотьме было посещение Спасо-Суморина монастыря, расположенного в пос. Лесотехникума. То ли у нас настроение было не очень радостное, но монастырь не произвел никакого впечатления. Да и остались от него неустроенные здания настоятельских и братских келий и отреставрированный снаружи Вознесенский собор. Мы даже не зашли в открытое хранение фондов Тотемского музейного объединения.
День подходит к концу, пора ехать в Великий Устюг. Дорога примерно такого же качества, как из Вологды в Тотьму. Все в снегу, временами приходится прижиматься к обочине, чтобы пропустить встречный транспорт. Около 19 часов въехали в Великий Устюг. Здесь у нас заказана двухкомнатная квартира в обычном жилом доме на ул. 2-ой Пролетарской, хозяйку зовут Галина (тел. +7-921-713-24-68)… Во второй половине декабря я пытался забронировать два номера в какой-либо гостинице в В.Устюге. Но оказалось, что все номера уже скуплены на новогодние праздники разными турфирмами, поэтому стоимость двухместного номера начинается от 5000 рублей в сутки. За квартиру мы заплатили по 800 рублей с человека, разница очень существенная.
Четвертый день, 05 января, четверг.
Хотя мы оплатили квартиру на сутки, решили с утра ее покинуть, чтобы не возвращаться днем. Поэтому утром позавтракали, погрузили вещи в машины, вызвали хозяйку, отдали ей ключи от квартиры, попрощались и поехали в город. Центр города от нашего ночлега недалеко, припарковались около гостиницы «Великий Устюг».
Температура минус 2 градуса. Погода нелетная, с неба непрерывно сыплет снег, который не дает возможности полноценно фотографировать. И видимость плохая, и снег все время норовит растаять на объективе. Но во всем остальном чувствуется праздник: великое множество туристических автобусов из Ярославля, Костромы, Москвы, Вологды, Череповца и прочих городов, оживленные толпы взрослых и детей, которые мельтешат по улицам, киоски с сувенирами, местные мастерицы со своими товарами. Тут же толпа людей около почты Деда Мороза, детишки размахивают руками с зажатыми в них конвертами. Под ногами бесстрашно снуют голуби, охотно принимают угощение из рук и не боятся людей.
Фото 9. Почта Деда Мороза
Фото 10. Михайло-Архангельский монастырь (2-я половина 17 века)
Мы не торопясь гуляли по улицам города, зашли на Соборное дворище, посмотрели внутреннее убранство собора Иоанна Устюжского. Затем сходили в Михайло-Архангельский монастырь, прогулялись по его территории, подивились на бочкоподобные массивные колонны. Немного времени отвели на шопинг. В магазинах много сувениров, в том числе местного производства: поделки из бересты, кружева, плетения, расписные тарелки, серебряные изделия местной фабрики «Северная чернь». В антикварном магазине мне бросились в глаза большое количество старинных колокольчиков из бронзы размером 8-10 см по 800-1500 рублей, начищенные сияющие латунные самовары от 5000 рублей и выше, много патефонов, настенные дореволюционные часы с боем (10000 руб.). Себе я купил за 1500 руб. репродукцию картины Цыплакова В.Г. «В.И.Ленин с крестьянами. 1960» в массивной деревянной раме, украшенной гипсовым орнаментом под золото. Как раз для бревенчатой стены моего дома.
Великий Устюг мне понравился, здесь есть где походить и что посмотреть. Половины дня для этого мало. Нам же еще нужно отметиться у Деда Мороза.
Фото 11. Вотчина Деда Мороза
К его вотчине подъехали к 15 часам. Тоже толчея народа, стоянка забита автобусами и легковыми машинами. Входной билет на территорию Деда Мороза стоит 880 рублей. В стоимость билета входят различные мероприятия для детей, которые нас не заинтересовали. А просто зайти за ограду и пофотографировать не пускают. Поскольку уже темнело, решили на этом свой визит к Деду Морозу закончить и выдвигаться в сторону Никольска.
До Никольска около 160 км. Дорога вполне приличная. На этом отрезке пути со мной приключились две неприятности. Уж не Дед ли Мороз постарался за то, что мы его обошли стороной? В районе Кичменского городка заехал на АЗС, заправил полный бак соляркой и поехал дальше, не вынув пистолет из бака. Такое впервые в моей водительской практике за 17 лет. В результате у раздаточного пистолета отломалась часть ствола, составили акт, заплатил за это 1500 руб. Вторая неприятность случилась в 100 м от гостиницы «Юг» в Никольске. Уже полностью расслабившись после долгого пути, не обратил внимания при пересечении улицы на приближающуюся слева девятку, которая двигалась по главной дороге. Высунул нос Ниссана чуть дальше середины улицы. Хорошо, что у местного водителя была небольшая скорость, он объехал Ниссан, но на скользкой дороге не успел вырулить снова и застрял в сугробе. Кстати, сугробы вдоль дороги очень удачно выполняют роль мягкого отбойника. Никто не пострадал, только у девятки слегка треснул бампер. Пришлось вытаскивать машину из сугроба и отдать водителю 3000 руб. в качестве компенсации за моральный и материальный ущерб.
Фото 12. Гостиница «Юг», Никольск
Гостиница «Юг», в которой нами были забронированы 2 номера, это муниципальное учреждение. Двухместный номер стоит 900 рублей за сутки. За эти деньги предлагают небольшую комнату 6-8 кв. метров, двухспальную кровать, санузел с электрическим бойлером и с варварски перекрученными разномастными трубопроводами, небольшой столик, телевизор. Хотя для того, чтобы переночевать, этого вполне достаточно. Не баре. На этом же этаже рядом с нашими номерами располагаются кабинеты учреждений по природопользованию местного муниципалитета.
Во время ужина обсудили наши планы на завтра. Нам с Леной нужно быть в Петербурге 7-го ночью. Поэтому мы завтра после посещения Кологрива должны выдвигаться в сторону дома. Москвичам до дома гораздо ближе, они еще хотят попутешествовать. Посоветовал им заехать в г. Макарьев на реке Унжа. Я в этом городке бывал с десяток раз. Симпатичный тихий уютный городок, в котором есть действующий женский монастырь, старинная действующая церковь, дореволюционные здания больницы, училища, несколько дореволюционных кирпичных зданий, красивый вид на реку. Так и решили: вместе съездить в Кологрив, затем доехать до Мантурово, а там разъехаться – мы в сторону Галича и Буя, они в сторону Макарьева.
Пятый день, 06 января, пятница.
Утро пасмурное, идет снежок, температура минус 1 градус. Едем в центр Никольска, останавливаемся напротив церкви …… На площади перед церковью новогодняя елка с остатками украшений. Здесь же городской парк с памятником погибшим в Отечественной войне. Тихо, кричат вороны, изредка проходят люди.
Фото 13. Сретенский собор (конец 18-начало 19 в.в), Никольск.
Направляемся на юг в Костромскую область, следующая наша цель Кологрив. Деревни вдоль дороги практически нежилые, названия чисто русские: Козловка, Сверчково, Горевая (ни одного жилого дома, все заброшено), Спелкино. Покидаем Вологодскую область и въезжаем в Костромскую, качество дороги заметно ухудшается. В дер. Верхнеспасское поворачиваем направо на Кострому. До Кологрива еще около 60 км. На какой-то остановке подсаживаем в машину молодую девчушку, которой нужно в Кологрив. С ее слов автобус ездит здесь через день по маршруту Шарья-Кологрив, маршруток вообще нет. То есть надеяться можно только на случайную машину. В Кологрив въехали около 14 часов. В центре города на набережной Унжи поставили машины. Зашли в кафе « …» пообедать. После обеда желания бродить по городу никакого не было, даже в музей не зашли. Хотя сейчас, по прошествии некоторого времени, жалею об этом.
Фото 14. На въезде в г. Кологрив
Кологрив был последним пунктом нашего путешествия, по крайней мере для нас с Леной. Отсюда путь шел домой в Петербург.
Уже в темноте доехали до развилки дороги на Нею – Галич. Здесь попрощались с москвичами до следующих путешествий. Указателей направления на дороге нет, да и сама дорога, густо засыпанная снегом, не внушает доверия. Однако навигатор четко показывает цель, и атлас говорит то же самое. Дорога идет справа от железной дороги, поэтому справа все время вырисовываются из темноты станции, переезды. Машин за время движения до Буя встретили не более десятка. Местами дорога сужалась до минимума, чтобы разъехаться, нужно было въезжать в сугроб. Средняя скорость движения 40-50 км/час. Заправок вдоль дороги нет. Миновали развилку на Галич, здесь стоит мотель «Надежда», в котором мы ночевали в прошлом году во время путешествия в Чухлому. Отсюда уже знакомая трасса на Буй. Километров за 10 до Буя дорога резко ухудшилась, пошла через лес. Колдобина на колдобине. Быстрее 20 км/час ехать рискованно. Но мы все же въехали в город Буй около 19 часов. Попытались, не останавливаясь, проехать его в направлении на Любим, но после трех попыток отказались, так как навигатор безбожно врал, водил по каким-то тропинкам. Поэтому повернули к знакомой гостинице «Вариант», и навигатор хорошо знает ее местонахождение.
Гостиница почти пустая, мы оплатили двухместный номер (2200 руб.) с удобствами и завалились спать.
Шестой день, 07 января, суббота.
Утро встретило оттепелью. Температура около нуля, снег тает, с крыш капает, пасмурно. Разузнали у дежурной администраторши, как выехать из Буя в Любим. Она довольно толково объяснила, да и мне при дневном свете все стало знакомо, мы же были здесь в прошлом году. Навигатор по-прежнему врал, показывал совсем другое направление. Ориентировались по атласу, отмечая деревни вдоль дороги. Названия деревень русские: Гагарино, Яковлевское, Ощепково, Липятино. Удивило название «Красный слон», не почему слон в вологодских лесах, а почему красный? Лесов мало, в основном поля под снегом. Дорога мокрая в лужах. Проехали город Любим в 11 часов. В 11-25 выехали на трассу Ярославль – Вологда. На хорошей трассе появилась характерная вибрация, как будто нарушилась балансировка колес. До сих пор вибрация не ощущалась на плохом покрытии. Догадался проверить крепление колес. Оказалось, что гайки немного ослабли, после их подтягивания вибрация прекратилась.
Дальнейший путь до Петербурга был монотонный и неинтересный. На ул. Софийскую приехали в 21-30.
Краткий итог путешествия.
Автомобиль «Nissan X-Trail” полноприводный с дизельным двигателем 150 л.с.
Дата Отрезок пути Расстояние, км Время в пути, час
02.01. Санкт-Петербург — Вологда 670 8
03.01. Вологда — Тотьма 214 4
04.01. Тотьма — Великий Устюг 260 4
05.01. Великий Устюг — Никольск 181 4
06.01. Никольск – Кологрив — Буй 508 7
07.01. Буй – Вологда – Санкт-Петербург 851 11,5
Всего 2684 38,5
Расход солярки 186 литров, примерно 7 л/100 км.
Будете в следующий раз в Вологде, посетите музей кружева — очень красиво. Тотьма, уникальное место по своей архитектуре церквей — вздымаются ввысь как корабельные мачты, удивительно, что из этой глубинки снаряжались экспедиции в Америку — соляные промыслы давали неплохой доход!
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернутьanamod55
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.