Минипутешествие по Южному Уралу и Зауралью или как мы провели осенние каникулы. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Минипутешествие по Южному Уралу и Зауралью или как мы провели осенние каникулы.

Наверное, большинство людей, имеющих детей – школьников, стараются брать отпуска во время школьных каникул. Поэтому оставшуюся неделю своего отпуска я приурочил к осенним каникулам. На семейном совете возник вопрос, как провести это время. Я предлагал поехать в гости к моему армейскому другу в Челябинск, жена настаивала на посещении Кустаная, где у ее племянницы должен быть день рождения. Решили одним выстрелом убить сразу двух зайцев, побывать и в Челябинске, и в Кустанае (Казахстан, если кто не знает). Опыт поездки в Казахстан у нас уже есть, поэтому особых переживаний не было. Валюту (тенге) я поменял в Кургане в Сбербанке, курс с учетом комиссии был 4.40 тенге за рубль (в Кустанае обменный курс гораздо выгоднее – 4.80 тенге за рубль). Купил наклейку «RUS» на заднее стекло. Так как расстояния небольшие, то маршрут особо выдумывать не пришлось: Курган – Челябинск – Троицк (граница с Казахстаном) – Кустанай – Звериноголовское (граница) – Курган. Автомобиль Опель Астра седан, 2007 года. За рулем – я, штурман – жена, пассажир – дочь.

Здесь я немного отступлю от темы. Часто путешествуя по стране и общаясь с разными людьми, меня неприятно удивлял тот факт, что большинство не представляло, где находится мой родной город Курган. Приходилось «на пальцах» объяснять, что это где-то в районе Челябинска и Тюмени. А ведь Курган возник раньше Челябинска и Екатеринбурга и его история не меньше насыщена различными событиями. Точной даты основания города пока не установлено, однако ей принято считать 1662 год. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона датой зарождения поселения считается 1553 год, а по книге «Списки населенных мест Тобольской губернии» выпуска 1904 года Курган основан в 1633 году. За свою историю город много раз разорялся кочевниками, выгорал дотла и возрождался заново. Считается, что основание поселению положил крестьянин Тимофей Невежин, срубивший себе избу на берегу Тобола, вблизи древних курганов. На живописный берег реки и благодатную землю потянулись первые переселенцы. Вскоре выросли острог и слобода. Первое название – Царево Городище – поселение получило по Цареву кургану, огромному кургану, расположенному на берегу Тобола. Вокруг этого кургана находились несколько курганов поменьше. В 1695 году поселение получило новое название – Царево-Курганская слобода. Благодаря своему приграничному положению городище быстро превратилось в военную крепость, охраняющую от набегов земли Южного Зауралья. А 19 (30) января 1782 года императрица Екатерина II подписала Указ об образовании Тобольского наместничества, в составе которого был создан Курганский уезд. Курганская слобода получила статус города с наименованием Курган.

О Царевом Кургане, как величественном и примечательном памятнике, сохранилось предание: « На левом высоком (там до 15 саженей) берегу р. Тобола на живописном месте Алгинского яра (Алгин – с татарского значит «знаменитый», «отменный») в древности имел свой юрт некоторый знаменитый из татарских ханов. В семействе его отличалась необыкновенной красотою дочь. Судьбе было угодно в юности прекратить жизнь ее. По смерти отец похоронил малое дитя вблизи своего жилища и над могилой приказал насыпать высокий курган. Прошло много лет. В одну летнюю ночь, когда кладоискатели разрывали курган, вдруг из глубины его, на окованной серебром колеснице, запряженной двумя белыми лошадьми, показалась девица-красавица с распущенными волосами, в блестящем разными дорогими каменьями головном уборе и богатейшем татарском платье. Она мгновенно пронеслась к западу и вместе с колесницей утонула в глубине Чухломского озера».


В настоящее время город Курган с населением свыше 324 тысяч человек является центром Курганской области. Современный Курган известен своими автобусами КАвЗ, боевыми машинами пехоты БМП, тягачами КЗКТ (Курганский завод колесных тягачей), автогудронаторами и автобитумовозами (Курганский завод дорожных машин).
Надеюсь, я не утомил вас таким отступлением. Продолжим.
Итак, мы выехали в 8 утра, погода была сухая, где-то +3. Трасса М51, состояние дорожного полотна вполне приличное, я уверенно держал скорость 130-140 км/ч. По предыдущему опыту я знал, что засады гаишников обычно бывают возле свертков на крупные населенные пункты: Юргамыш, Мишкино, Шумиха, Щучье. Там стоят знаки «ограничение скорости 70 км/ч» и автобусные остановки, за которыми гаишники обычно и прячутся. Удивительно, но на этот раз первого гаишника я увидел только на въезде в Челябинск. Заправки на этом участке трассы (Курган-Челябинск) встречаются довольно часто, стоимость бензина колеблется от 23.90 до 22.50 рублей за литр 95-го. Кафе тоже много, цены и обслуживание сильно разнятся. Я предпочитаю обедать в кафе «Автоланч», что расположено возле города Шумиха (130 км от Кургана). Там чисто и уютно, чистые туалеты, минимаркет и очень разнообразное меню.


Через 170 км от Кургана проезжаем городок Щучье, известный тем, что в окрестностях его, в поселке Плановый находятся крупные склады с химическим оружием. Сейчас там построен и начал действовать завод по уничтожению химоружия. Как выглядят эти склады, можно посмотреть по спутниковым картам Google (координаты 55°16’48″N 62°43’39″E). Кроме того, в Щучье есть широко известный республиканский детский санаторий «Озеро Горькое».
Сразу после Щучья состояние дороги резко ухудшается, яма на яме. Но идет ямочный ремонт и возможно до зимы они его сделают. После пересечения границы с Челябинской областью дорога заметно становится лучше, я бы поставил 4+.
Через 260 км показывается город – миллионер Челябинск.


Немного об истории Челябинска. В 1736 году, 13 сентября полковник А. И. Тевкелев «в урочище Челяби от Миясской крепости в тридцати верстах заложил город». Крепость была основана с согласия владельца земли, на которой планировалось строительство, — башкирского тархана Таймаса Шаимова; что в конечном итоге привело к освобождению башкир от податного обложения. Позже, по поручению А. И. Тевкелева, завершал строительство Челябинской крепости майор Я. Павлуцкий. Он же, предположительно, несколькими годами ранее осуществлял поиск места под крепость. 20 июня 1742 года немецкий путешественник И. Г. Гмелин составил первое описание крепости: «Эта крепость также находится на реке Миясс, на южном берегу, она похожа на Миясскую, но побольше и окружена только деревянными стенами из лежащих бревен. Каждая стена имеет примерно 60 саженей. Она заложена вскоре после Миясской крепости, а имя получила от ближайшего к ней, находящегося выше на южной стороне реки леса, по-башкирски Челябе-Карагай». Насчёт происхождения топонима «Челябинск» существует несколько версий. Самое старое объяснение, бытовавшее среди потомков первопоселенцев и старожилов, говорит о том, что название крепости «Челя́ба» восходит к башкирскому слову «Силәбе», то есть «впадина; большая, неглубокая яма». Было дано по названию урочища. На сегодняшний день эту версию можно считать наиболее распространенной. В настоящее время население города — 1 095,9 тыс. человек (2010) (9-е место в РФ) и 1 330 тыс. (2005) человек в агломерации, включающей Копейск и другие населённые пункты. Миллионный житель родился 13 октября 1976.
В Челябинске в последнее время появилось много различных развлекательных заведений, есть зоопарк, цирк, парки аттракционов. В зоопарке мы уже как-то были и поэтому все вместе, с семьей моего армейского друга, решили сходить в ТРК «Горки». Это крупный торгово-развлекательный центр с кинотеатром «Синема парк» на 9 залов, с залом игровых автоматов «Crazy Park» и несколькими этажами различных магазинов (рай для женщин) и крупным супермаркетом. Каждый нашел себе занятие по душе, дети пошли на мультфильм в 3D, наши женщины отправились по бутикам, а мы с моим другом в одной из кафешек начали дегустацию свежего челябинского пива.


На следующий день наш путь лежал к югу от Челябинска через Южноуральск и Троицк на Казахстан, в город Кустанай. Дорога на Троицк (трасса М36) выше всяких похвал, причем первые километров 50 от Челябинска имеет по две полосы в каждом направлении. Да простят меня гаишники (которых я так и не увидел на этом направлении), но скорость я держал 140-150 км/ч. Проехав 90 километров, въезжаем в город Южноуральск, расположенный на реке Увелька. Нижнеувельский острог был заложен в нижнем течении реки Увельки казаками Исетского войска в 1745 году по приказу первого губернатора Оренбургской губернии Ивана Неплюева. Несмотря на удаленность от внешней границы, Нижнеувельская крепость имела большое значение как промежуточный пункт постового тракта между Челябинской и Троицкой крепостями. Именно по этому пути везли продовольствие, металл, огневые припасы и многое другое. За поддержку восстания под предводительством Емельяна Пугачева 1773—1775 гг., гарнизон Нижнеувельский был расформирован, она потеряла статус крепости и стала официально именоваться слободой. В 1776 году в Нижнеувельскую слободу переносится управление одноименной волостью. По высочайшему Указу императора Николая I от 4 мая 1843 года о причислении крестьян к казачьему сословию в связи с потребностью государства в военных формированиях, Нижнеувельская слобода получила статус станицы 3-го Троицкого отдела Оренбургского войска. В мае 1924 года станица была преобразована в село Увельское, создан Увельский район в составе Троицкого округа. В 1939 году административный центр района был перенесен в пристанционный поселок Нижнеувельский, расположенный в 7 км от станции. Нижнеувельская станица получила второе рождение в конце 40-х годов ХХ века, когда вблизи нее стали возводить Южноуральскую государственную районную электростанцию (ЮГРЭС). В 1948 возник рабочий поселок на месте станции и стал называться Южноуральским.



С 1 февраля 1963 года Южноуральск получил статус города. По состоянию на 1 января 2007 года в Южноуральске проживает 39 503 человека.

В настоящее время в городе имеется две действующие православные церкви. Храм «Преображения Господня» находится в старой части города. Он был отреставрирован в начале 2000-х годов.


Храм «Покрова Пресвятой Богородицы» полностью деревянный и находится в поселке Плановый. Также в Южноуральске есть памятник природы «Кичигинский бор» — это островной сосновый бор, произрастающий на гранитных массивах. Представляет собой два разрозненных бора, дополнительно раздробленных дорожной сетью. Один массив находится севернее Южноуральского городского округа, другой — севернее села Кичигино. В черте города находится профилакторий «Сосна», а вокруг много оздоровительных учреждений. Самое известное из них — санаторий «Урал», находится в селе Хомутинино. В санатории отдыхают отдыхающие не только из Челябинской области, но и из соседних регионов.
Проехав еще 45 километров, въезжаем в город Троицк. Троицк основан в июне 1743 года Неплюевым Иван Ивановичем, наместником Оренбургского края, как крепость Уйской укреплённой пограничной линии, на левом берегу реки Уй.

Памятник основателю Троицка Неплюеву Ивану Ивановичу


Крепость находилась на главном караванном пути, который проходил из Азии в Европу. Напротив крепости на правом берегу реки Уй был выстроен меновой двор, который просуществовал до 1915 года (сначала деревянный в 1749 г., затем каменный в 1822 г.), пограничная таможня (1749, закрыта в 1868 в связи с упразднением Оренбургского таможенного округа). По указу императрицы Елизаветы Петровны (ноябрь 1749 г.) в Троицке в мае 1750года начала работать ярмарка, которая ежегодно проходила с мая по октябрь на меновом дворе, обороты которой стремительно росли и достигали 2,5 млн. рублей в год.
Постепенно торговля перемещается в центр города со строительством гостиного двора (1866 г.), банков, торговых домов, гостиницы и общественных зданий, которые коренным образом меняют облик города. Город становится жемчужиной архитектуры на Южном Зауралье. В мае 1774 года крепость стала ареной Пугачевского восстания, была штурмом взята Емельяном Пугачевым. В крепости Пугачёв не остался, а расположился в полутора верстах от города на горе, которая носит сейчас его имя. Пугачев удержался здесь всего один день, так как на следующий день он был разбит полковником Де-Колонгом и принужден бежать в Челябинск.
Сейчас население Троицка составляет 83,9 тыс. человек.
Чтобы успеть на международный пункт пропуска (МАПП) Бугристое до обеда (с 12 до 13 часов), особо разъезжать по Троицку не стали, время нас поджимало. Подъехав к переходу, встали в очередь, почти на час. В это же время пошел сильный дождь, который нас преследовал почти все время нашего пребывания в Казахстане. Страховку по Казахстану я оформил тут же у перехода, на 5 дней стоимость 250 рублей. На казахской стороне заполнили миграционные карты, дочь я вписал к себе в карту. Сама проверка документов и автомобиля занимали минут по 10-15.
На Казахстанской стороне переход называется «Кайрак»


Наконец мы выехали из зоны контроля и спокойно покатили дальше на Кустанай. Дорога приличная, но я ехал разрешенные в Казахстане 110 км/ч, к тому же шел дождь. Местами стоял туман. От перехода до Кустаная около 170 километров. Заправок не очень много, стоимость 95-го везде была 103 тенге (около 21.50 руб.). Вскоре сквозь пелену тумана показался Кустанай.
Город Кустанай — административный центр Кустанайской области. Население — 301,4 тыс. жителей. Современное официальное русское название города — Костанай. До 1997 года город по-русски назывался Кустанай, по имени урочища на котором расположился город у берега реки Тобол (я также буду называть – Кустанай). Первоначальное название — Николаевск. Поселение Кустанай или Ново-Николаевск Тургайской области Николаевского уезда Оренбургской губернии Российской империи возникло в 1873 году по распоряжению оренбургского генерал-губернатора Крыжановского. В 1880 году было разрешено крестьянам из внутренних губерний России селится здесь и началось земледельческое, скотоводческое и коневодческое освоение этого края. Первоначально в городе были лишь предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья и небольшие кожевенные и маслобойные заводы. В 1912—1913 годах построена железнодорожная линия Кустанай-Челябинск и открыта железнодорожная станция Кустанай. В начале XX века город являлся крупным торговым ярмарочным центром в казахских степях. Швейцарский гражданин Лорец построил крупнейший на Южном Урале и на территории нынешнего Казахстана завод по производству пива (действующий до сих пор), которое разливалось в специально производимые фирменные бутылки, что по тем временам было редкостью.
В Кустанае мы провели 3 дня, но из-за непогоды хорошенько погулять по городу не пришлось. Сродный брат жены провел нам обзорную экскурсию по городу, прокатив нас на своей машине по самым примечательным местам. По особой просьбе дочери мы посетили музей игрушек, расположенный в здании казахско-французского культурного и торгового центра.












В этом музее на стене я увидел довольно интересную фотографию (или репродукцию)


Памятник Чарли Чаплину

Этот памятник студентке с ноутбуком (посвящен, видимо всем, кто владеет «компом»)


Очень мне понравились светофоры в Кустанае




Здание соборной мечети Кустаная


Константино-Еленинский собор Кустаная


Еще виды Кустаная




Кустанай, как и Курган, находится на реке Тобол, только гораздо выше по течению



Три дня пролетели незаметно, пора было собираться в обратный путь. Возвращаться мы запланировали через ДАПП «Звериноголовское» (двусторонний пункт пропуска». Как туда проехать и в каком состоянии дорога мы имели смутное представление. По спутниковым картам я увидел, что поворот на Курган будет почти сразу после моста через реку Убаган. С утра слегка накрапывал дождь, и было +5 градусов. Дорога от Кустаная шла на север через поселки (или аулы) Владимировка, Боровской, Аксуат. Ям больших не было, но вся дорога как стиральная доска. Комфортная скорость не более 90 км/ч. Через 80 километров в районе Боровского резко похолодало и опустился такой густой туман, что видимость была не более 100 метров.



Затем туман также резко исчез, как и появился. Вот и река Убаган. Где-то здесь должен быть отворот на село Звериноголовское и Курган.



И действительно, через пару километров был перекресток и указатель, что на Курган на право. Дорога стала плохой, а около поселка Красная Пресня асфальт исчез на пару километров. Потом появился, и дорога стала постепенно улучшаться. Вскоре показалась граница. На переходе очереди не было никакой, и скучающие казахские пограничники оформили нас буквально за 5 минут, тоже было и на российской стороне. Вот и старинное село Звериноголовское.
Село Звериноголовское — одно из старейших поселений на юге Зауралья.
Первоначально была основана крепость на левом берегу Тобола у озера Бакланское. Это был передовой военно-стратегический укрепленный пункт на границе Азии. Крепость Бакланская была построена в 1717 году и просуществовала до строительства Звериноголовской крепости, в которую и была перенесена в 1743 г. Существует несколько версий возникновения названия крепости Звериноголовской. Одна из них и наиболее близкая к истине, по мнению, специалистов следующая. Первые русские пришельцы в здешние места увидели в осыпях правого возвышенного берега Тобола небывалой величины «голову какого-то дикого зверя», похожую на череп мамонта. Отсюда и пошло название урочища «Звериная голова».
История села тесно связана с историей Оренбургского казачества, так как на протяжении веков Звериноголовское было казачьей крепостью, а позже станицей. Осложнение политической обстановки в казахских степях, вызванное нападением джунгарских феодалов на земли Среднего жуза, имело своим следствием приближение кочевий киргиз-кайсаков к русским селениям. Кочевые соседи превратили набеги на поселки русских земледельцев в постоянный промысел. Существующие крепостные линии уже не могли защитить южные слободы и деревни. К середине 17 века, чтобы защитить южные границы Российского государства от воинствующих соседей, возникла необходимость в строительстве новой оборонительной линии сооружений. Длина её определялась в 556 верст. Звериноголовская крепость считалась началом Новой линии и концом Оренбургской. В 1753 г. Звериноголовскую крепость и Алабужский редут передали Оренбургской линии.
Важным событием в жизни крепости стала постройка церквей: сначала церкви Крестовоздвижения в 1826 (1827) г. «Здание каменное, при ней каменная ограда с железными решетками», а затем в 1847 г. началось строительство церкви Чудотворца Николая (на пожертвования прихожан). Здание вновь выстроенной церкви было деревянным. Построение церкви было немаловажно для крепости и казачества, ведь одна из черт казачества — его православный характер. Вместе с русскими проживали татары, башкиры, бухарцы, при их активном участии в 1826-1852 г.г. была построена мечеть.

Крестовоздвиженский храм в селе Звериноголовском – одна из старейших церквей в Зауралье. В 1826 году она уже была действующей. С ней не просто переплетена история села, района, но и всего Зауралья. К храму часто добавляют приставку «казачий», потому что связан он и с находившимся в этих местах казачьим форпостом России.


В 1891 г. через станицу, во время путешествия на Дальний Восток и в Японию, проезжал Николай Второй. Тогда он был наследником престола и Августейшим Атаманом всех казачьих войск. Дорога на территории Звериноголовского района, по которой проезжал наследник, до сих пор называется царской дорогой.
Село Звериноголовское имеет целый ряд достопримечательностей. Одна из них это гигантская надпись «Ленину 100 лет», составленная в 1970 году из живых деревьев жителями поселка Труд и Знание и работниками лесхоза Звериноголовского района Курганской области под руководством главного лесничего Александра Григорьевича Канщикова. Композиция находится в районе поселков Труд и Знание и Звериноголовское Звериноголовского района Курганской области, и было создана в ознаменование столетнего юбилея В. И. Ленина, который отмечался в СССР на всесоюзном уровне.

На создание надписи потребовалось около 40 тыс. саженцев, высота букв — 20 метров, длина всей надписи около 600 метров. Тем, кто захочет взглянуть на это чудо, вот координаты — 54°28’05.16″С 64°47’46.30″В.

Недалеко от Звериноголовского есть санаторий «Сосновая роща» — это крупный круглогодичный региональный санаторий, расположенный на западном берегу озера Горькое в реликтовом бору. Основная ценность и богатство санатория — его природные лечебные факторы: грязь, минеральная вода (рапа) озера и курортный климат. Еще в Звериноголовском районе добывают уран. В Зауралье (имеется ввиду Курганская область) находится 7 % от всех балансовых запасов урана, которые разведаны на территории России. Сейчас в разработке находятся два основных месторождения – Хохловское и Добровольное в Звериноголовском районе. Глубина залегания тут довольно велика – 400-700 м, но уникальность этих месторождений в том, что объекты законсервированы – это узкие полосы 1,5-2 км шириной и 10-15 км длиной, то есть условий для распространения загрязнения нет, утверждают специалисты. В год в Зауралье добывается 10 % от всего осваиваемого урана в России –350 тонн.
Нам осталось проехать до Кургана 130 километров, и такое небольшое путешествие подошло к концу. Общий пробег составил 980 км, затраты на бензин 1450 рублей.

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
3
+ -
avatar

CineLine

  • 5 ноября 2010, 17:00
Отличная поездка — молодцы!!!
+
1
+ -
avatar

SemenovEA

  • 5 ноября 2010, 17:01
Спасибо!!!
+
1
+ -
avatar

MVS

  • 6 ноября 2010, 11:08
Отчет понравился, особенно исторические данные о населенных пунктах по ходу движения.
+
1
+ -
avatar

SemenovEA

  • 6 ноября 2010, 11:36
Спасибо! Хотелось немного познакомить читателей с историей родного края
+
1
+ -
avatar

tatajna

  • 1 декабря 2010, 11:31
Эх Родина моя!) Спасибо)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.