Желание поехать в Турцию возникло внезапно и навеяли его сводки с сайтов по экономике. То есть как только турецкая валюта ушла в крутое пике и доллар за месяц потяжелел с 4-х до 6-ти турецких лир за тушку Джорджа Вашингтона, так мы и созрели–едем! а
Делов то. От Одессы до Стамбула чуть больше тысячи км, расстояние чепуха, но четыре границы пересечь –это всегда лотерея. По этому планируем промежуточную ночевку в Варне и 15 сентября стартуем в сторону Турции.
Таможню наметили в Болграде. По интернету заранее проплатил и румынскую и молдавскую виньеты. Молдова пару лет назад ввела виньеты по принципу румынских заменив ими экологический сбор который раньше платили иностранцы при въезде в страну. Румынская стоит 3эвро на 7 дней, молдавская 4 эвро и тоже на неделю. На один день не предусмотрено, хотя и велосипеду хватило бы полдня что бы пересечь Молдову, как вдоль её так и поперёк. Удивило выпадающее меню — *страна регистрации автомобиля (въезжающего в Молдову)*, там зачем-то перечень всех островных государств Мира, о существовании некоторых узнал впервые. Не верю не только в то, что машина из тех невероятно недоступных краев когда-то посетит Кишинев, не верю в то, что там вообще есть машины. Например, ANTARCTICA с кодом AQ.
Молдавский таможенник отдавая проштампованные паспорта показал на вагончик позади себя.
…-Вам, туда. Приобретите виньету на машину.
…-у меня уже есть.
…-покажите.
Я достал телефон, и открыл сохраненное подтверждение покупки.
….-Да, что вы все с этими телефонами, неужели трудно на бумаге распечатать? Махнув устало рукой таможенник и ушел в тень своей конторы. Плюсы молдавской и румынской виньеты что их не надо никуда клеить. Всё в базе данных таможенников и гаишников. Молдовы у нас под колёсами на полчаса. Уставшие дороги, останки бетонных стел с символикой СССР, здесь похоже охота на серп и молот менее популярна чем в Украине, поля, виноградники, и направление на Кагул. Таможенный пункт Кагул-Оанча (45.917391, 28.120364) За полчаса оформились и въехали в Румынию. Дороги тесные, густо усыпаны сёлами и деревеньками, так что сплошные ограничения по скорости. И, конечно, гужевой транспорт. Его в избытке. Лошадки и ослики неспешно плетутся, или стоят вдоль дорог, а навстречу им тоже лошадки и ослики, и каждая повозка собирает за собой изрядный хвост машин ждущих возможность проскочить. В итоге 250 лошадей под капотом послушно плетутся за хвостом одной кобылы, и темп при этом задает именно она. Вдоль дорог торгуют вязанками лука странной формы, он вытянут как веретено. Первый раз вижу лук такой формы. На обратном пути взяли вязанку ради экзотики. Сладкий, типа крымского, 5 лей за кило.
Через пару часов выехали к кассам оплаты за дороги. Подумал, что начался автобан. Заплатили 11 лей, но дорога так и осталась тесной и в одну полосу. На обратную дорогу решил не выгадывать километры, и построил маршрут немного в обход но с автобаном и более скоростными участками. Лишние 50км -но экономия нервов, времени и отсутствие осликов.
Таможня между Румынией и Болгарией заняла 10 минут (43.738297, 28.559680). Отдаешь паспорта румынскому таможеннику, а получаешь их уже из рук болгарского. Болгарскую виньету купил сразу на месяц( 15 эвро), что бы не морочиться на обратном пути. Минимальная 7 дней, на месяц стоит как две по 7 дней. Болгарскую надо клеить на лобовое, в правом нижнем углу. В Болгарии держим путь на Варну. Здесь ночевка у нас в *Citadel Guest House*. Уютный отель, во все стороны близко, центр, но в тихом переулке.
Ухоженный курортный город, с достаточным количеством интересного и хорошей пляжной зоной.
В тихих переулках коты буквально на всех машинах.
Конечно, в Одессе котов побольше, и они в городе доминируют. В Варне котам сложнее, есть конкуренты. На открытых местах коты не рискуют вольготно нежиться. Открытое пространство в Варне патрулируют чайки. Какие-то огромные чайки, с мощными клювами, и коты стараются им на глаза не попадаться. Птицы патрулируют Варну парами или небольшими группами. При этом они сварливо перекрикиваются жуткими голосами и как гиены хихикают.
В Одессе весь город безраздельно принадлежит котам, да и чайки там поменьше. И выглядят одесские коты значительно счастливее всех остальных котов…)))
Вообще мне кажется, что за последние 15-20 лет кошачье население планеты резко увеличилось. Люди самозабвенно котам помогают, те тоже не расслабляются, в итоге коты теперь везде. Их можно встретить в самых невероятных местах и удивиться количеству.
Перед пешеходными переходами( зеброй) обычно стоит пластиковая фигурка девочки. Наверное в расчете что водитель будет инстинктивно тормозить видя ребёнка готовящегося перейти дорогу, хотя думаю эти фигурки могут сработать двояко. Водитель привыкший к постоянным заменителям детей вполне может и реального ребёнка принять за привычный пластик.
А вот надпись вместо первой полосы на зебре-*посмотри по сторонам* думаю можно перенять. Такое напоминание пешеходу не помешает. В Болгарии надписи и вывески часто вызывают улыбку, с учетом кириллицы всё читаемо, а за счет разницы языков бывает забавно.
От Варны до Стамбула 460 км. Таможню в Малко Тырново (41.968205, 27.460446) прошли быстро и без проблем. Тут же на таможне попытались купить виньету для проезда по дорогам Турции, но возможно из-за того, что на календаре воскресенье, или неумения правильно объяснить что мы хотим, ничего у нас не вышло. Решили что купим по дороге. В Турции в целом помягче с виньетами, можно даже упорно ездить в долг. В крайнем случае я у многих о таком читал. Курс турецкой лиры благотворно сказался на цене бензина, по курсу 6,2 за доллар топливо получалось даже на пару гривень дешевле чем в Украине. Дороги выше всяких похвал. Полотно, разметка, 2-3 полосы в каждом направлении, газон со встречкой и почти всегда в обход населённых пунктов. То есть полноценный европейский автобан.
Заехали на платную дорогу и километров через шестьдесят на заправке наконец-то купили виньету. Продавец спросил куда направляемся. Необдуманно ляпнул, что в Анкару, он посчитал пробег туда и обратно и выставил виньету за 170 турецких лир. Пришлось брать….))) У многих читал, что минимальная 35 лир. По дорогам везде сканеры, трафик фиксируется и автоматом считывают с неё деньги, но когда все 35 лир съедены, люди начинают ездить в долг. Местные рано или поздно этот долг оплачивают, а иностранец просто уезжает с ним и через время ему его прощают. Оно может и так, но поколесив по Турции, уже на обратном пути, въезжая к мосту через Босфор мы попали на пункт оплаты со шлагбаумом и кассами. И на табло засветилось 91 лира моего долга за дороги. Больше я нигде шлагбаум не встречал, ну а этому пришлось платить…)))
Виньету клеить под зеркалом заднего вида, на лобовом. В Стамбул въехали в час дня. Бурлящий город. На подъезде к отелю пробирались через торговую улицу, буквально людской водоворот. В Турции светофор пешеходами повсеместно игнорируется. Дороги переходят где угодно и как угодно, часто толпа попросту рулит на красный и машины вынуждены ловить не сигнал светофора, а пустоты в людских потоках. И это не только в Стамбуле, так же было и в Анкаре, и в Испарте. В общем пару улиц ехали со скоростью пешехода, смешавшись с толпой торгующих и покупателей. Отель Ramparts, без изысков и крутизны, но очень чистый и удобный для пеших прогулок по красотам Стамбула. Забросив вещи в номер, к ним сразу и рванули. На Стамбул выделили два дня, понятно что для этого мегаполиса это мгновенье, здесь и неделя пролетит по верхам. Но задачи понять город никто и не ставил. Вдохнуть, попробовать, прикоснуться, а затем переварив и осознав вернуться ещё и ещё раз. Только так.
В общем…*сорок раз по разу*….)))
Начали естественно с Айя-Софии, могучее сооружение. Потрясает.
Тысячу лет храм был самым, самым в христианстве. Именно в этом храме христианство и треснуло на православие и католичество, после того как легат папы римского зачитал грамоту об отлучении патриарха, а тот предал анафеме папских легатов.
Ощущение мистики этому невероятному месту добавляли мрачные черные коты монументально не реагирующие на толпы туристов снующие мимо них. Словно это и не коты вовсе, а те самые папские легаты, которых десять веков назад здесь прокляли. Стамбул город рыбы. Галатский мост это процесс *от* и *до*. Он в два яруса, верхний ярус ощетинился по краям удочками, которые непрерывно тягают рыбу, всех форм и размеров что только возможны в этих водах.
Её тут же продают прям из ведёр и тазиков. Но похоже одни знают секрет, и крупняк один в один наполняет их вёдра, а вторые с гордостью хвастают друг другу мальками.
Покупают кафе и рестораны нижнего яруса, там дым коромыслом.
В итоге лучшее блюдо….*всё то что поймали 10 минут назад*…)))
Ну и естественно *балык экмек*, это блюдо номер один на Галатском мосту, да и думаю везде в Турции возле воды. Быстро, просто, дешево и очень вкусно. *Балык экмек*- стоит 12 лир, то есть чуть меньше 2 долларов.
И опять людская круговерть Стамбула, покупают, продают, что то тащат, едят, жарят, парят, бублики, кукуруза, всё кипит….
И каждые сто метров магазины сладкого. Нигде, ни в одной стране я не видел одновременно столько сладкого в продаже.
Если всё это продается в таком количестве, то значит в принципе это всё покупается, и естественно съедается. Но визуально на улицах Турции полных людей заметно меньше, чем например у нас. Как то странненько….))) Может клин клином вышибают, и если халву лукумом заедать то худеешь?...)))
Утро следующего дня начали с Цистерны. Чуть позже здесь будут толпы, поэтому мы ранние посетители и есть возможность спокойно побродить в темноте.
Затем дворец Топкапы. По площади он считается одним из крупнейших в Мире, поэтому даже на беглый осмотр уходит времени порядком. Стамбул
Из парка дворца открываются прекрасные виды на Стамбул, каждая сторона имеет как бы своё лицо. Сместил камеру и словно попал в другой город.
Ах, да и Гранд Базар-это тоже лицо Стамбула, пусть оно и не попадает в объектив из дворца Топкапы, но всего в пятнадцати минутах хода от него. Он тоже один из крупнейших в Мире, 66 торговых улиц.
Ежедневно его посещает полмиллиона человек. Посмотреть есть на что, как на товар так и на архитектуру. Многим улицам в этом рынке уже пять веков.
Бродили до поздней ночи по улицам города, и создавалось впечатление, что глубже в ночь людей на улицах становится всё больше и больше. И когда наутро в девять выехали из отеля в сторону Анкары, то город условно можно было считать пустым. Народ отсыпался, на улицах почти никого, на дорогах как бы тоже. В общем выезжать из Стамбула, и по возможности заезжать в него лучше ранним утром, это будет и быстрей и спокойней. Город как песочные часы к вечеру наполняется под завязку и только под утро конус переворачивают и наполнение начинается заново.
Анкара при въезде удивила своими перепадами высот. Кучными рядами шли небольшие горки на вершинах которых при этом громоздились высотки. Ближе к центру рельеф угомонился и стал почти пологим. Анкара не смотря на столичный статус спокойнее и главное заметно дешевле Стамбула. Дешевле всё. Отели, общепит, транспорт. Даже свежевыжатый сок на улицах. Фреш из апельсин в Стамбуле 8лир — в Анкаре 2лиры, гранат в Стамбуле 10лир, в Анкаре-5-ть. Многие утверждают, что и шопинг в Анкаре заметно экономней остальных городов Турции, но тут мне сложно сравнивать. Опять же сентябрь в Турции месяц скидок, витрины буквально всех магазинов обклеены- *indirim*(скидка). Скидки везде и на всё. Торговля кипит.
Бублики, бублики, бублики и чай. Несмотря на то, что есть отдельно выделенный вид кофе, кофе по-турецки, сами турки безоговорочно предпочитают чай. Курящих людей на улицах гораздо меньше чем пьющих чай. При этом повсеместно кочегарят турецкий вариант самовара, чтобы любой желающий мог на бегу перехватится обжигающе горячим чаем.
Мы же после заселения направились в старый город. До этого вычитал, что *старый город прекрасно сохранился и типа находится внутри крепости Анкары*. С учетом, что Анкара вдвое старше Стамбула, а крепость построили ещё до римлян (те потом её пару раз перекроили) ожидал увидеть наслоения античности и эклектику. Издали, намёк на это вроде и был… Продолжение следует....
Спасибо, очень интересно.
Скажите, пожалуйста, неужели привели в нормальное состояние дорогу М15 от Одессы до Болграда?
Очень правильно, что не стали переходить из Молдовы в Румынию в Джурджулештах 45.473497, 28.198611. Ближе на 40 км, но дороги до него практически нет.
Немного удивился, прочитав про платную дорогу в Румынии, но, поразмыслив, понял, что это была оплата за проезд моста Giurgieni — Vadul Oii 44.754211, 27.877027.
Ещё раз спасибо за живописный рассказ.
Да, от Одессы до Болграда сейчас вполне нормальная дорога. В Румынии уже много платных дорог. Назад ехал от Констанцы по автобану Констанца-Бухарест, но там хоть понятно за что платить, вполне нормальный автобан. Ехал до поворота на Слобозию, взяли 13 лей.
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернутьremaster
Скажите, пожалуйста, неужели привели в нормальное состояние дорогу М15 от Одессы до Болграда?
Очень правильно, что не стали переходить из Молдовы в Румынию в Джурджулештах 45.473497, 28.198611. Ближе на 40 км, но дороги до него практически нет.
Немного удивился, прочитав про платную дорогу в Румынии, но, поразмыслив, понял, что это была оплата за проезд моста Giurgieni — Vadul Oii 44.754211, 27.877027.
Ещё раз спасибо за живописный рассказ.
2603
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.