Турне по Южной Карелии и не только / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Турне по Южной Карелии и не только

Я чрезвычайно благодарен тем, кто тратит время и силы на то, чтобы поделиться в интернете своими знаниями и опытом поездок. Лично мне это очень помогает, когда я планирую свои путешествия. Вот и я хотел бы поделиться моими наблюдениями, впечатлениями и опытом с теми, кому это может пригодиться. При этом мне хотелось постараться как можно ближе передать сам дух и атмосферу путешествия.
Пристегнулись? Тогда поехали!

Глава 1. Путь из наро-фоминцев в карелы

Все нормальные люди едут из Подмосковья в Карелию по трассе Москва – Петербург. Но я-то – ненормальный… Тем более, что указанную трассу я надух не переношу из-за «полутораполосного» движения, бесконечных населенных пунктов, нашпигованных камерами, и обилия гаишников. Поэтому решено было заехать в Карелию с востока. В качестве промежуточного пункта ночевки была выбрана Вытегра, так как хотелось посмотреть местную достопримечательность – превращенную в музей дизельную подводную лодку. Осталось дело за маршрутом. Все три навигатора, которыми я воспользовался (Yandex, Rambler и Google), предложили разные пути следования. Проезд через крупные областные центры (Ярославль и Вологда) был сразу отклонен из-за возможных пробок (как потом выяснилось – напрасно). В итоге после долгих и тщательных вглядываний в карту маршрут следования в Карелию был выбран по принципу «самый короткий»: Наро-Фоминск – Сергиев Посад – Углич – Рыбинск – Череповец – Белозерск – Вытегра – Петрозаводск. Дальнейший маршрут выглядел так: Петрозаводск – Койриноя – Рускеала – Лахденпохья – Приозерск – Шлиссельбург – Великий Новгород – Старая Русса – Великие Луки – домой. Из Наро-Фоминска наш 5-летний «Лансер» с экипажем из нас с женой и нашего 17-летнего чада выехал в июле 2012 г. в пятницу в седьмом часу утра.

Дороги в Ярославской и Вологодской области были признаны «терпимыми», хотя на Вологодчине – все же более терпимыми. Правда, где-то перед Угличем, когда хоть и разбитая, но все же асфальтированная дорога, вдруг закончилась, и перед нами предстала во всей своей наготе и разухабистости Российская Грунтовка, обильно разведенная дождевой водой, по телу пробежал небольшой холодок, когда я представил, как мы будем вытаскивать машину из этой грязи, если, не дай Бог, увязнем в ней. К счастью, грунтовка продлилась километра 2-3, и вскоре вновь показался асфальт, по которому я успел изрядно соскучиться. К слову сказать, подобные внезапные острова грунтовки посреди асфальта нам потом встречались нередко – специфика строительства дорог в России…
Дорога от Череповца до Белозерска – это уже не какая-нибудь «терпимая», а очень приличная трасса, по которой смело можно ехать 120 км/ч, не боясь, что машина получит под дых от очередной колдобины.
На въезде в Белозерск мы остановились сфоткаться на фоне роскошной вывески с названием города. Я заодно решил запросить у навигатора маршрут последнего отрезка пути до Вытегры. До нее оставалось километров 220-230. Забиваю Вытегру – «Навител» выдает маршрут… длиной 740 км в объезд Белого озера через Ладейное Поле. «Странно, — думаю, – чего это он?». Ответ пришел сам, как только мы проехали унылый Белозерск и оказались на еще более унылой дороге. Оживленная трасса с превосходным покрытием, идущая сюда из Череповца, сменилась абсолютно пустынной изрытой ухабами грунтовкой. Возникло стойкое ощущение, что за Белозерском жизни нет. Не мудрено, что навигатор не принял «это» за дорогу.

Но не поворачивать же назад. Поехали. Больше 50 км/ч не разгонишься. Кругом – пустота: ни населенных пунктов, ни машин. Дело к вечеру. Неуютно. Вдруг в зеркале заднего вида вижу джип. Лихо подпрыгнув на очередном ухабе, он вскоре обогнал нас и скрылся за поворотом (наверняка при этом с интересом посмотрев на зачем-то забравшихся в эту глушь заезжих придурков). На душе немного отлегло. Жизнь впереди есть. Осталось ее найти. Тащимся дальше. Смеркалось. И вдруг за очередным поворотом дорога закончилась, и мы чуть было не въехали… в реку! Никаких намеков на мост! У-п-п-п-с!!!.. Остается паром? Но единственный паром, упоминавшийся в немногочисленных повествованиях о поездках людей, которые, как и мы, ездили в Карелию через Вытегру, — это паром через реку Свирь в Вознесенье, а это уже за Вытегрой. Голова сама беспокойно закрутилась по сторонам и тут же обнаружила рядом будку, на которой и впрямь висело расписание парома. Глаза лихорадочно рванулись вниз – ко времени вечерних рейсов. И вот тут стало по-настоящему неуютно: последний рейс – в 20:00, а время – полдесятого. Однако не успел я по-серьезному обеспокоиться, как, по инерции обернувшись к реке, увидел спешащий к нам с того берега паром. Счастье есть!!!

300 рублей, несколько минут плаванья – и вот мы на другом берегу. На всякий случай уточняю у паромщика, правильно ли мы едем. «Да, сейчас доберетесь до Липина Бора, там выйдите на асфальт и километров через 200 будет Вытегра», — объяснил умудренный жизнью абориген, охотно позируя, пока моя жена пытается запечатлеть волнующее приключение в цифровом формате. «Только заправок по дороге нет», — деловито добавил он. О, вот об этом я читал и позаботился о бензине заранее. Отрезок от Белозерска до Вытегры – единственный на нашем маршруте, где нет ни одной заправки!

Снова грунтовка, снова на дороге никого, снова по сторонам только лес. Стали развлекать себя разговорами о том, что будем делать, если сейчас на дорогу выйдет лось или медведь (появление оных вовсе не казалась чем-то невероятным). Вместо них через несколько километров навстречу нам выкатилась «Волга» с брянскими номерами (почти земляки!). Моргает фарами. Останавливаем. Парнишка, удостоверившись, что мы едем из Белозерска, беспокойно интересуется, как там насчет моста или «чего-нибудь через реку». Успокаиваю, что паром имеется, и мужички на нем шабашат, похоже, допоздна. Едем дальше. Вот, наконец, и Липин Бор, за которым должен начаться обещанный асфальт, а то время уже не детское, и с такой скоростью в Вытегру мы попадем к утру. Однако в этом самом Бору черт ногу сломит – куда сворачивать-то? И спросить не у кого. К счастью, попались двое местных ребят на машинах, которые после неудачной попытки объяснить дорогу взялись проводить нас прямо до трассы – дай им Бог хороших жен!
Как нам ранее объяснил паромщик, дорога, на которой мы оказались теперь, идет из Ярославля и Вологды, и, по уму, нам следовало бы ехать из Подмосковья через указанные города (Yandex, ты был прав!). Покрытие – не шедевр, но для езды вполне сойдет. Наконец-то, можно снова надавить на педаль и дать заскучавшему «Лансеру» размять ножки. По сторонам – опять только лес, которого уже не различить в сгустившейся тьме. Так прошло часа полтора, и до Вытегры, казалось, ехать оставалось минут 15. Не тут-то было! Километров за 25 до нее асфальт вдруг резко оборвался. То, что следовало дальше, даже грунтовкой назвать нельзя. Больше всего это напоминало дорогу на какие-нибудь лесозаготовки, предназначенную для проезда КрАЗов и иже с ними, но уж никак не для легкового транспорта. Ямы такие, что даже на вторую передачу не переключишься. Поползли на первой. Пытаюсь прикинуть, сколько же нам придется вот так корячиться, если эта 3D «дорога» составляет всю оставшуюся часть пути до Вытегры. Сама Вытегра представляется чем-то недосягаемым, каким-то мифическим «краем земли». Разбрызгивая жижу колесами, въезжаем в населенный пункт с лирическим названием «Депо». По дороге шатаются заряженные алкоголем местные жители (это ж вечер пятницы). Не сбить бы кого ненароком! Постепенно переходим на вторую, а потом и на третью. Разогнались до 60 км/ч. Еще какая-то деревня. Еще. Вытегры все нет. Сколько же еще ехать? И когда где-то в первом часу ночи фары выхватили из темноты заветную табличку, как-то даже не поверилось, что мы, наконец, приехали. Немного поплутав, находим гостиницу с необычным для здешних мест названием «Вытегра», где у нас был забронирован номер, ставим машину на охраняемую стоянку при ней и, счастливые от того, что добрались до края земли, ложимся спать.
Глава 2. Интурист и субмарина

Утро было наполнено бурными эмоциями по поводу вчерашней поездки. После завтрака в кафе, расположенном здесь же в гостинице, прежде чем идти на стоянку за машиной, жена просит снять их с сыном на память на фоне гостиничной вывески. Снимаю. Мужичонка, ремонтирующий свой мотоцикл прямо перед крыльцом гостиницы, чуть не полностью разобрав его на запчасти, предлагает снять нас втроем. Говорит явно с акцентом. Непроизвольно бросаю взгляд на номера. Финские! Разговорились. Мужичонке, оказывается, накануне досталось еще больше нашего. Цитата: «Я, финский дурак (в оригинальной фразе после «я» шло крепкое русское словцо), приехал сюда! Вчера сам строил мост!». Глядя на наши изумленные лица, финн достает телефон и показывает фотографии. Уж не знаю, где он ехал, но бедолаге в самом деле пришлось мастерить переправу через ручей шириной около метра – видимо, объехать никак нельзя было. На фотографиях – «мост»: куча каких-то прутьев, плотно уложенных поперек ручья. Очень похоже на плотины, которые строят бобры. Оказалось, что суоми уже четвертый раз приехал в Россию на байке, но раньше его поездки ограничивались Карелией, а так далеко (Вытегра – это уже/еще Вологодская область) забрался впервые, и ощущений получил сполна!
Некогда несущая боевое дежурство подводная лодка Б-440, пришвартованная у Вытегры, произвела сильное впечатление. Какого роста нужно быть, чтобы чувствовать себя комфортно на этих детских кроватках и в этих крошечных помещениях? И как можно находиться в таких условиях месяцами – спать на откидывающемся гамаке прямо около люка торпедного отсека или рядом с насосом, постоянно вдыхая пары солярки (ей до сих пор в соответствующем отсеке разит так, будто только перед вашим приходом выключили насосы), перемещаться, постоянно рискуя врезаться во что-то или кого-то, да просто постоянно находиться в этом замкнутом пространстве? Помнить, за что отвечает каждый из сотен всевозможных вентилей, кранов, задвижек, к чему ведут мириады труб, патрубков, шлангов, разбираться в показаниях бесчисленного количества приборов! А боевая часть, между прочим, представлена десятком торпедных пусковых установок. Уму непостижимо! У меня бы точна крыша съехала. Преклоняюсь перед всеми, кто служил, служит и будет служить на подводных лодках! И огромное спасибо тем, кто не распилил отслужившую свое субмарину на металлолом, позволив старушке приоткрыть свой внутренний мир народу!








Сполна получив подводных впечатлений, мы покинули Вытегру и продолжили путь в Карелию. Впереди лежала Ленинградская область. Наметившийся было асфальт вскоре вновь сменился грунтовкой, но на этот раз грунтовкой цивилизованной: можно спокойно ехать 70-80 км/ч. И опять кроме нас на дороге ни души. Но сегодня нам весело светит солнце, мотор задорно урчит, на душе легко и приятно. В зеркале заднего вида возникает движение. Ух ты! Кто-то шпарит по этой пыли на мотоцикле, уверенно настигая нас.
В голову приходит давешний финн. Да нет, не может быть – у него весь железный конь был разобран до костей. Через несколько секунд мотоциклист поравнялся с нами и стал плавно уходить вперед… подмигивая нам номерами с европейским флагом и буквами «FIN»! Ай да суоми! Надеюсь, сегодня строить мост ему не придется. Восхищаемся его мужеством, невольно проникаясь уважением к далеко уже не молодому человеку (где-то, я думаю, в районе полтинника), в одиночку отважившемуся на мотоцикле путешествовать по – будем честными – не самой приспособленной для авто/мототуризма чужой стране. Он быстро исчезает из виду, и снова на дороге только мы, солнце, да оседающий после финна пыльный шлейф.



Вот и Вознесенье, где мы встаем в очередь на паром через реку Свирь… и в третий раз встречаем байкера-финна!



Вскоре начинается погрузка на паром, капитан пропускает огромную баржу, степенно дефилирующую в сторону Онежского озера, и мы отчаливаем. За те 10-15 минут, что длится переправа, погода успевает испортиться до неузнаваемости: налетел неприятный холодный ветер, солнце заволокло чернильными тучами, и они тут же разревелись. Снова прощаемся с финном (теперь уже насовсем), усаживаемся в машину, съезжаем с парома и поспешно устремляемся вперед, надеясь оторваться от дождя.



Дорога от Вознесенья до границы с Карелией очень коварна. Проходя через лес, она постоянно петляет – едва успеешь разогнаться, нужно снова тормозить, чтобы не улететь в лес (обочины здесь нет). А улететь можно легко, так как повороты крутые, а вместо обычной глиняной грунтовки — мелкий гравий с землей, на котором машина скользит как на роликах. Мы убедились в этом на практике. Притормаживая на очередном зигзаге, вижу, как навстречу нам из-за поворота несется «уазик». Водитель явно не справляется с управлением. Машину сильно заносит, ее тяжелый зад устремляется вперед, она разворачивается, описывая полудугу, и летит прямо на нас словно бита, брошенная в городки. Среагируй я чуть позже – и наше путешествие в Карелию на этом бы закончилось. Путешествие мурманской семьи, ехавшей в «уазике», — тоже. К счастью, все обошлось – разъехались, вылетев с дороги по разные ее стороны. Показавшийся вскоре из-за поворота грузовичок вытащил из глубокой придорожной ямы «уазик», а «уазик» вытащил из бурелома наш «Лансер». Ни люди, ни машины не пострадали, но разгоняться, даже несильно, на этой дороге мне больше не хотелось. Водителю «уазика», я думаю, тоже.
Глава 3. Здравствуйте, Ваше Карельшество!

И вот, наконец, заветная вывеска белыми буквами на синем фоне – «РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ». Карелия встретила нас вдрызг разбитым асфальтом и умными коровами, которые прячутся от дождя, втиснувшись всей тушей внутрь деревенской автобусной остановки.



Программа нашего вояжа была тщательно спланирована заранее. Началом осмотра был выбран Шокшинский карьер малинового кварцита, камень из которого брали для мавзолея Ленина и надгробия Наполеона. Удивило, что карьер находится прямо на берегу Онежского озера – будто матушка-природа специально позаботилась о том, чтобы можно было легко перевозить огромные каменные глыбы по воде.



Сейчас карьер заброшен. Все, представляющее ценность для архитекторов, из него, надо полагать, вывезли. Теперь он являет собой нагромождение малиновых обломков разной величины в обрамлении стен, хоть и побитых местами какой-то зеленой «плесенью», но все же сохранивших свой минеральный шарм.





От поселка Кварцитный, на окраине которого находится карьер, до Петрозаводска уже рукой подать. Ближе к вечеру, наконец, въезжаем в столицу Карелии. Первым делом – обедать или, скорее, уже ужинать. Выбранное по отзывам в интернете кафе «Барселона» не обмануло ожиданий – вкусно накормили по разумной цене. Если бы не бурно болеющие фанаты, собравшиеся перед экраном («Барселона» — это спорт-бар или, скорее, спорт-кафе), вообще было бы прекрасно. В чем мы, собственно, и убедились на следующий день. Но и сегодня, только зайдя в еще полупустое кафе, мы интуитивно выбрали столик в уголке, и поэтому даже шумная компания появившихся вскоре болельщиков нас не особо напрягала.
Оттрапезничав, мы направились к месту, которому в течение трех ближайших ночей предстояло стать нашим походным домом. Гостиница «Онего» — это дебаркадер, расположенный на берегу Онежского озера, а точнее, собственно, в самом этом озере. Место чрезвычайно живописное – прямо из гостиницы открывается панорамный вид на Петрозаводскую губу Онежского озера, в воздухе парят чайки, под окнами пришвартованы катера, на берегу дожидаются спуска на воду речные посудины разного дизайна и водоизмещения, чуть поодаль замерли отслужившие свое портовые краны – все пропитано ощущением того, что ты приехал к Большой Воде. Вдобавок всего в нескольких метрах от гостиницы в озеро впадает какая-то речушка, через нее перекинут мостик, по которому за 10-15 минут неспешным шагом можно добраться до городской набережной и водного вокзала. Выйдя из номера и облокотившись на перила, можно бесконечно смотреть на расстилающуюся перед тобой водную гладь, наслаждаясь покоем и умиротворением…



У нас был заказан единственный в гостинице двухкомнатный номер. Что мне бросилось в глаза, когда мы впервые оказались в своем временном жилище, так это потрясающая чистота. Поверьте, чтобы я обратил на это внимание, людям, наводившим эту самую чистоту, нужно было немало постараться. Номер небольшой, но все необходимое есть: кровать, диван, санузел, холодильник, чайник, посуда. Живность в любом виде отсутствует. Хотя, судя по тому, что на подоконнике отдыхающим предлагался «Фумитокс», летающие кровососущие твари таки водятся. Но нам поделиться с ними своим содержимым не довелось. Вообще, забегая вперед, надо сказать, что, готовясь к поездке в Карелию, я сполна начитался и наслушался об ужасных местных насекомых, которых здесь несметные полчища и которые только и ждут момента, чтобы всем скопом наброситься на свежезавезенную подмосковную кровь. Поэтому мы с запасом затарились средствами против комаров и клещей… и НИ РАЗУ НИ ОДНИМ ИЗ НИХ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ за отсутствием надобности. Так и привезли домой нераспечатанными.
Рядом с гостиницей расположена большая бесплатная парковка со шлагбаумом, так что машина тоже могла спать спокойно. В общем, жилищем своим в Петрозаводске мы остались довольны. Правда, звукоизоляция оставляет желать лучшего, но нам повезло – буйных соседей не было.
Глава 4. Поднять паруса!

Опыт научил меня справедливости поговорки «кто рано встает, тому Бог подает». По крайней мере, я точно знаю, что он подает проснувшимся пораньше путешественникам возможность спокойно, без шума и суеты толпы получать удовольствие от мест массового посещения. Поэтому с утра пораньше на следующий день мы отправились в музей парусных судов «Полярный Одиссей». Он находился в пяти минутах езды от нашей гостиницы. В некоторых отзывах народ писал, что музей страсть как трудно найти. Ничего подобного! По забитому адресу навигатор привел нас к огромной стоянке перед зданием какого-то учреждения на берегу озера. Здесь мы оставили машину, вошли в ворота неподалеку и, пройдя несколько десятков метров, увидели знакомую по фотографиям в интернете вывеску. Вообще-то «Полярный Одиссей» — это клуб парусных судов, организованный энтузиастами еще в 70-х годах прошлого века и существующий и по сей день. Собственно, истории этого клуба и посвящен музей. Мы оказались первыми и единственными посетителями, поэтому всю экскурсию замечательная женщина-экскурсовод посвятила исключительно нам. И что это была за экскурсия! Я не помню, чтобы когда-либо испытывал такой восторг от посещения музеев! Два с половиной часа пролетели как секунда. Бывшая учительница и директор школы, сама вместе с мужем и сыном участвовавшая в походах на парусниках, экскурсовод потрясающе интересно рассказывала о том, как с покупки и ремонта полусгнившего бота началась история клуба, как в плавании на судах собственного производства люди самых разных профессий вместе проводили отпуска, как на Новой Земле пограничники были ошарашены видом пришвартовавшегося у них под боком парусника, как, чтобы вывезти из Испании прижившегося на борту местного кота, пришлось на полном серьезе вписать его в судовую ведомость в качестве матроса-мышелова, как во время страшнейшего шторма в Баренцевом море пришлось оставить парусник на растерзание стихии и эвакуировать с него весь экипаж, в числе которого был ее совсем юный сын, как во времена агонии Советского Союза часть команды отправившегося к Святой Земле парусного каравана взбунтовалась в Стамбуле, ошалев от доступности и разнообразия турецких шмоток и потратив на них драгоценную валюту, как пришлось убеждать компетентные органы в том, что корабельные пушки предназначены исключительно для салюта выстрелами резаной цветной бумаги при заходе в иностранные порты, а не для штурма мэрии, как во времена своего правления клуб посетил гражданин Б.Н. Ельцин, как, чтобы получить грант от норвежских властей наши предприимчивые соотечественники выдолбили гигантскую лодку викингов из цельного ствола дерева, но не получили денег из-за того, что пользовались электрическими инструментами, в результате чего музей пополнился экспонатом выдолбленной лодки, и о многом-многом другом. По мере рассказа экспонаты музея наполнялись жизнью и воспринимались уже совсем-совсем по-другому.







В настоящее время основные суда клуба – поморская ладья и бригантина. В момент нашего посещения ладья была в плавании, а бригантина – вот она, стоит пришвартованная в паре десятков метров от музея. И каков же был наш восторг, когда после интереснейшей экскурсии по музею экскурсовод передала нас капитану бригантины. Мы перебрались на судно, облазили его с носа до кормы, спустились в трюм, посмотрели, как живут моряки в походе, узнали, что помимо рулевого колеса в рубке у парусника еще имеется горизонтальный руль на корме и сами попробовали им порулить, в общем, смогли полностью удовлетворить свое любопытство.







Мораль: музей «Полярный Одиссей» — потрясающе интересное место!
Оставшуюся часть дня мы провели на городской набережной среди прикольных скульптур и живописных видов.







Глава 5. Дорогами Петрозаводчины

На следующий день (опять спозаранку) мы первым делом отправились посмотреть широко распиаренный водопад Кивач. К нему ведет прекрасного качества трасса на Мурманск, и ехать недалеко. Здесь, правда, выяснилось, что в справедливости упоминавшейся поговорки уверен не только я – народ, несмотря на накрапывавший дождь, уже присутствовал и то и дело норовил испортить красивые кадры. Водопад симпатичен. Да, это, безусловно, окультуренный туристический объект с мостками, перилами и прочими соответствующими атрибутами, что, впрочем, не делает менее завораживающим вид постоянно бегущей воды, образующей густую бурлящую пену.
А без перил там было бы просто-напросто небезопасно. В общем, Кивач нам понравился, хотя, забегая вперед, скажу, что вовсе не ему я бы отдал титул «Мистер Водопад Южная Карелия», но об этом позднее.







Далее в программе были Марциальные Воды – первый в России курорт, открытый по личному повелению Петра I. Поводом к созданию курорта явились обнаруженные здесь целебные источники богатой железом воды. По сей день функционируют четыре источника, и во всех – разная на вкус вода.



Отведали. Гадость неимоверная! В одном из источников вода была настолько богата железом, что казалось, ее год настаивали на металлической стружке. Железо буквально ощущалось на губах. Впрочем, может, у меня просто его избыток в организме – супруге моей вода понравилась. Мне же больше приглянулся музей, рассказывающий об истории создания курорта. Он совсем небольшой – всего две комнаты, но содержит много интересных документов петровских и более поздних времен.



Заев целебную воду тульским пряником и запив запасенной в дорогу «Новотерской», мы отправились обратно в Петрозаводск и провели оставшуюся часть дня там.
Единственное нарекание, которое возникло у нас к гостинице «Онего», — это то, что на ее сайте была не полностью представлена информация о предоставляемых услугах. Готовясь к поездке, мы излазили весь интернет в поиске предложений однодневного рафтинга по Южной Карелии, но почему-то все предлагали только сплавы продолжительностью несколько дней, что нас категорически не устраивало. И только отдавая ключи на ресепшене на следующее утро, мы увидели листок, ехидно сообщавший, что среди дополнительных услуг гостиницы имеется организация однодневного сплава по Шуе. Почему мир так жесток!!?



Увы, нам было пора прощаться с гостеприимным Петрозаводском и полюбившимся Онежским озером и отправляться на запад – к озеру Ладожскому.
Глава 6. Водопады бывают разные – большие, небольшие, безобразные

Что меня приятно удивило в Южной Карелии, так это наличие очень приличных дорог. Речь, правда, идет о магистральных трассах, соединяющих крупные населенные пункты. Такова и дорога из Петрозаводска к Ладожскому озеру через Пряжу и Колатсельгу — не езда, а удовольствие! Тут со мной случился небольшой культурный шок, когда я осознал, что по этой превосходного качества дороге мы едем практически одни. Нет, конечно, время от времени машины встречались, но после Подмосковья дороги выглядели просто пустыми.





Этому дню в нашей программе предстояло стать днем водопадов. Добравшись до Приладожья, мы первым делом свернули на Питкяранту, чтобы посмотреть на водопады Верхний Койриноя и Нижний Койриноя. Въехав в поселок Койриноя, мы без труда обнаружили первый из указанных объектов. Именно объект. Водопадом сие назвать язык не поворачивается. Зрелище не доставляет никакого эстетического удовольствия и, на мой взгляд, совершенно не заслуживает чести упоминаться в качестве карельской достопримечательности. Пустая трата времени. Объект Нижний Койриноя мы лицезреть не стали, а, развернувшись, сразу отправились на поиски водопада Белые Столбы, он же Белые Мосты, он же Юканкоски. Вот это действительно Водопад! Но до него еще надо добраться.



У нас было два разных описания пути, взятых с autotravel.ru. Ориентируясь по одному из них, мы очутились в поселке Леппясилта. Поплутав по нему, поняли, что заблудились. Достали второе описание. Оно оказалось более вразумительным и четко привело нас к цели. Главный ориентир для поиска дороги на Белые Столбы – большая заасфальтированная площадка для отдыха с правой стороны дороги приблизительно за 2,5-3 км до Леппясилты, если ехать со стороны Кяснясельки/Пряжи (трасса Р-21), или, соответственно, с левой стороны дороги приблизительно через 2,5-3 км после Леппясилты, если ехать со стороны Импилахти (при движении со стороны Импилахти сворачивать на Койриною/Питкяранту не надо!). От площадки на протяжении приблизительно 10 км по лесу идет приемлемая грунтовка, на которой добрые люди установили самодельные указатели на водопад (ибо имеют место развилки).



Последние километра полтора, правда, она приемлема только для машин с большим клиренсом. Владельцы же «дорожников» предпочитают оставить железного коня и проделать оставшийся путь пешком. После нескольких попыток прорваться сквозь борзо торчащие из земли булыжники, сопровождавшихся пренеприятнейшим скрежетом означенных булыжников о защиту картера, мы тоже решили оставить эту затею и заняли место отъезжающего «Пежо 206». По соседству тут же припарковался «Логан».
Непродолжительная приятная прогулка по лесу – и вот поляна, за которой слышится могучий рокот падающей воды. Более мощного водопада мне в своей жизни видеть пока не доводилось, поэтому Белые Столбы произвел на меня очень сильное впечатление. По сравнению с этим богатырем Кивач – просто юнец. Бурая от большого содержания железа вода бесконечным потоком устремляется вниз, наполняя воздух брызгами и характерным гулом. Завораживает. Хочется смотреть на это снова и снова.





Единственное, что, в конце концов, заставило нас покинуть этот подарок природы, – это осознание того, что наш верный «Лансер» стоит брошенный посреди леса в полутора километрах отсюда. Кстати, за Белыми Столбами есть еще один такой же водопад, но ведущие к нему мостки оказались смыты. Искать другую переправу мы не стали – нам вполне хватило и одного водопада. По дороге назад нам встретилась веселая компания, и пузатенький мужичок радостно сообщил, что им идти придется меньше. Я не сразу понял, что он имел в виду. Все разъяснила показавшаяся вскоре брошенная у края дороги желтая «шестерка», и впрямь прорвавшаяся дальше нас. Между прочим, «Лада 2114» с карельскими номерами добралась аж до самой поляны, за которой находится водопад. Не хотел бы я быть ее днищем.
Белые Столбы не только полностью развеял разочарование от Верхнего Койриноя, но и навсегда остался в памяти как одна из жемчужин Южной Карелии. Однако это был еще не последний водопад на сегодня. Перекусив черникой и набрав еще миску с собой (черники здесь пруд пруди – достаточно на пару шагов углубиться в лес), мы вновь выбрались на трассу и взяли курс на Рускеалу.





Не доезжая пары километров до Рускеалы, с правой стороны прямо у дороги есть замечательное местечко – несколько невысоких, но живописных водопадов, именуемых Рускеальскими. Как и Кивач, это окультуренное туристическое место со стоянкой, лавочками, сувенирами, шашлыками. Вдобавок, именно здесь снимали один из эпизодов фильма «А зори здесь тихие». В общем, место раскрученное, и посидеть в тишине и уединении здесь, скорее всего, не получится. Вот, правда, шашлыков, на которые мы вообще-то рассчитывали, нам как раз и не досталось – время было уже что-то около семи, и лавочка закрылась. Зато как приятно сделать здесь передышку в пути!



Только сильно не разгоняйтесь – несмотря на то, что водопады находятся совсем недалеко от дороги, на скорости можно легко промчаться мимо, не заметив их. По крайней мере, у меня это получилось – хорошо, пассажиры мои оказались более внимательными.






Глава 7. Мрамор, мрамор – ты могуч

Ночевать мы отправились в расположенную в нескольких километрах турбазу с нетривиальным названием «Рускеала». Главным и единственным достоинством этой турбазы (почему она, собственно, и была выбрана для ночлега) является ее расположение – отсюда всего два километра до знаменитого рускеальского мраморного каньона. В остальном это – не сильно облагороженный заброшенный пионерский лагерь, и «нумера» находятся в не сильно облагороженных постройках оного. Совершенно не понимаю, чем здесь можно заниматься, кроме как переночевать. Кстати, покушать тут надо заказывать заранее при заказе путевки. У нас заказан был только завтрак. Но поскольку весь день мы питались преимущественно здоровым карельским воздухом, а с шашлыками на фоне Рускеальских водопадов случился облом, за которым последовал облом с поиском кафе или хотя бы работающего магазина в самом поселке Рускеала, через который проходит дорога на турбазу, мы обратились с соответствующей просьбой к представителю администрации. Суть ответа сводилась к следующему: раз заранее не заказано, поесть не получится, а чтобы получилось, надо было заказывать заранее. Пришлось довольствоваться черникой и остатками купленной еще в Петрозаводске халвы.
Справедливости ради надо сказать, что завтрак оказался обильным, сытным и вполне съедобным, что развеяло, прямо скажем, имеющиеся у меня в момент его заказа сомнения.

Рускеальский мраморный каньон — искусственного происхождения. Здесь на протяжении нескольких веков добывали мрамор, шедший на строительство зданий Петербурга, в частности, Исакиевского собора, и прочие нужды. Сейчас его котлован заполнен водой, а берега изрыты штольнями. На самом деле каньонов здесь несколько, но мега-звездой является этот, вызывающий восхищение с первого взгляда. Мы приехали сюда спозаранку, чему впоследствии были несказанно рады (работает поговорочка!!!). Первыми взяв напрокат лодочку, мы В ПОЛНОМ ОДИНОЧЕСТВЕ плавали по изумрудной воде, восхищаясь видами суровых мраморных берегов. Описывать каньон не буду – фотографии говорят сами за себя. Потрясающе красивое место!





























Наплававшись, мы вернули лодку и отправились по дорожке, устроенной вокруг каньона, наслаждаясь зрелищем теперь сверху.







К этому времени народ уже подтянулся — изумрудная вода стала стремительно заполняться мешающими друг другу лодками, на дорожке появились организованные группы туристов, послушно следующих за поводырем-гидом. Мы же почерпнули информацию об истории каньона из купленного здесь же очень информативного и профессионально оформленного буклета. Кстати, ассортимент сувенирной продукции, представленной на лотках у стоянки рядом с каньоном, оказался самым широким из всех мест, которые нам довелось посетить. Интересная вещь – у жены на телефоне высветилось: «Добро пожаловать в Финляндию!». Отсюда до границы по прямой всего порядка 12 км.
Глава 8. Мо-о-оре, мо-о-оре Ладожско-о-ое

Планируя нашу поездку по Южной Карелии, мы хотели завершить ее, проведя пару дней на какой-нибудь спрятанной в лесной глуши турбазе. Увы, в приглянувшихся нам турбазах за месяц до поездки свободных мест уже не было или мнение их хозяев о цене сильно отличалось от нашего. В итоге мы забронировали деревянный коттедж в Лахденпохье, куда и направились, вдоволь насладившись зрелищем мраморного каньона. По пути затарились в «Дикси» Сортавалы шашлыками (чего, как оказалось, можно было не делать – в самой Лахденпохье имеются целых два сетевых магазина: «Пятерочка» и «Магнит»). Мне хотелось посмотреть в Сортавале экспозицию картин, выполненных резьбой по дереву, местного резчика Кронида Гоголева, но, понадеявшись на навигатор, я записал только адрес, а знания «Навитела» о Сортавале, как выяснилось, ограничивались только основными улицами. Язык, конечно, до Киева доведет, но блуждать по незнакомому городу не было ни сил, ни желания. В общем, не судьба, а жаль.
В Лахденпохью мы приехали уже после обеда, без труда отыскали гостиницу «Анника», где получили ключи от коттеджа и отправились заселяться.
Лахденпохья расположена на берегу Якимварского залива Ладожского озера – одного из многочисленных рукавов озера, образующих знаменитые Ладожские шхеры. Собственно, ею этот залив и заканчивается, упираясь в сушу.
Сам коттеджик оказался очень симпатичным. В нашем распоряжении была половина дома — два этажа, две спальни на четырех человек, просторная гостиная, санузел, сауна. Вот, правда, звукоизоляции никакой. К счастью, узнали мы об этом только вечером нашего последнего дня пребывания, когда во вторую часть коттеджа заселился народ.
Несмотря на то, что коттеджи находятся на окраине всего в какой-нибудь сотне метров от Ладожского озера, все-таки это город, в котором имеется какая-то промышленность, и эта промышленность шумит, издавая неприятные звуки (как на лесопилке – возможно, она и была). Вдобавок, прямо мимо коттеджей проходит дорога на пляж, которой лахденпохцы и лахденпохки активно пользовались, несмотря на, прямо скажем, бодрящую температуру воды, бросая на нас настораживающе голодные взгляды (готовили мы на стоящем прямо у порога мангале, а кушали на террасе). В общем, с безмятежным отдыхом в дикой глуши здесь не задалось. Зато задалось с прокатом водного транспорта, благодаря чему вечером мы смогли насладиться красотами берегов под шум плещущейся под веслами воды. А на следующий день нам понадобился аппарат посерьезней – нам предстояло преодолеть 12 км по заливу и выйти в открытую Ладогу.
Раньше я никогда не плавал на моторной лодке даже пассажиром. Однако доходчивого инструктажа, проведенного ребятами в пункте проката, оказалось достаточно для того, чтобы уже через 15 минут я уверенно вел моторку, все дальше и дальше удаляясь от цивилизации. Целый час мы плыли по заливу вдоль абсолютно безлюдных берегов, поросших мхом и хвойным лесом и сползающих к бурой воде гладко отшлифованной каменной лавой. С другой стороны вдалеке проплывали бесчисленные островки с пронизывающими их протоками. Мы в царстве Ладожских шхер!







За все это время нам повстречалась лишь пара катеров – кругом пустота и умиротворение. Душа поет. Приближение к открытой воде мы почувствовали в буквальном смысле – она резко дыхнула нам в лицо сильным свежим ветром. И через несколько минут — вот оно во всей своей красе самое крупное в Европе Ладожское озеро! А у самого выхода из залива – лежбище чаек. Лепота!!!



Что меня поразило, так это то, что наше появление не вызвало у чаек абсолютно никаких эмоций, несмотря на то, что мы держались вблизи берега, и ревела моторка все-таки прилично – ни одна из них и не подумала не то, что улететь, а даже просто испугаться. Здесь мы заглушили мотор, чтобы в тишине насладиться величественным зрелищем. Слегка покачивается лодка, в нескольких метрах от нас
чайки и вокруг больше никого. А перед нами – бесконечная водная гладь. Впечатления незабываемые!



Углубляться в необъятные просторы Ладожского озера в наши планы не входило, и, вдоволь насладившись видами, мы повернули назад.
На обратном пути мы сделали вылазку на берег, устроив пикник на обочине Якимварского залива, благо в дорогу были взяты квас и оставшиеся со вчерашнего вечера шашлыки, саморазогревшиеся на июльском карельском солнце. Десерт же рос во мхе прямо в нескольких шагах от нас. До чего же здорово вот так растянуться на одеялке на гладких камнях, слушать плеск воды о них и наслаждаться зрелищем простирающейся перед тобой воды и островков!








Глава 9. Шлиссельбург, Новгород, далее — нигде

Ладожские шхеры были конечным пунктом нашего небольшого турне по Южной Карелии. Отсюда мы взяли курс домой.
Дорога вдоль западного побережья Ладожского озера – это что-то с чем-то! Мне по таким дорогам раньше ездить не доводилось. Покрытие прекрасное, но как она петляет! И мало того, что дорога постоянно извивается змеей, так здесь еще и перепады высот такие, что порой встречную машину видишь только, когда она выныривает из-под горки прямо перед твоим носом. В таких местах в голову постоянно почему-то приходил давешний мурманский «уазик», и это немного напрягало. По-моему, только один раз мне удалось здесь ненадолго разогнаться до 80 км/ч. Все остальное время тащились на скорости 50-60 км/ч – быстрее просто физически не получалось. Хлынувший навстречу поток машин с питерскими номерами (это было утро субботы) сообщил о приближении к Ленинградской области.

Прощай, Карелия! Спасибо за прекрасный отдых!
Но наше путешествие на этом не закончилось.

Асфальт сменился грунтовкой, но до «большой земли» было уже недалеко, и вскоре мы выехали на КАД. Заезд в Петербург мы не планировали, но хотелось по дороге домой посетить крепость «Орешек» в Шлиссельбурге. Как водится, немного поплутав по незнакомому городу, мы нашли памятник Петру I, от которого отходят катера к расположенной на острове крепости. А вот снова и Ладожское озеро – давно не виделись!
Крепость «Орешек» оставила гнетущее впечатление. Построенная еще в XIV веке, последние несколько веков она использовалась преимущественно как тюрьма для политических заключенных, о чем и повествуют экскурсоводы и экспозиции камер, воссоздающие атмосферу, в которой содержались узники в конце XIX – начале XX века. И становится не по себе, когда осознаешь, сколько людей насильственно расстались с жизнью на этом крошечном клочке земли. Вот камера, в которой был заколот свергнутый в младенчестве с престола и всю жизнь проживший в заточении император Иван VI. Вот место, где были повешены Александр Ульянов и другие народовольцы, готовившие покушение на Александра III. Вот мемориальная плита с целым списком имен других казненных здесь революционеров. Вот бастион, где держали оборону и сложили головы солдаты и офицеры Красной Армии во время Великой Отечественной. В общем, тяжелая там аура. Не по себе немного. Настроение поднял детина лет двадцати с гаком, безмятежно пускающий мыльные пузыри.













На обратном пути мы чуть было не уплыли на другой берег Невы, благо водный таксист предусмотрительно уточнил у пассажиров, уверены ли они в том, что сели в нужный катер.
Из Шлиссельбурга наш путь лежал в Великий Новгород, где нам предстояло провести последнюю гостиничную ночь.
Гостиница «Вояж» — небольшая, но расположена удивительно удачно. До Ярославова Дворища и пешеходного моста, соединяющего его с кремлем — не больше минуты ходьбы. То есть, гостиница расположена в самом центре города! При этом цена вполне вменяемая. Правда, на моем опыте она оказалась первой гостиницей, в которой практически нет места, где можно покушать. Придя утром в кафе, мы обнаружили, что оно представляет собой… подсобку, оборудованную аж двумя (!) столами для посетителей. Благо, наш номер был в пяти шагах, и мы могли употребить взятый в подсобке кафе завтрак (шведский стол) там.
Центр Великого Новгорода — замечательное место. Чистенько, опрятно, уютно. Кремль, Ярославово Дворище, Волхов. Очень живописно. Приятно просто гулять здесь с любимым человеком, наслаждаясь видами.















Весь последний день нашего путешествия мы ехали домой. Как я уже говорил, я терпеть не могу трассу Москва – Санкт-Петербург. Поэтому возвращались мы через Великие Луки. Два года назад мы уже ездили в Великий Новгород через них, и, несмотря на приличный крюк, нисколько об этом не пожалели — ехать здесь было приятно и комфортно. Вот только тогда мы ехали через Порхов. В этот раз я решил опробовать другую дорогу и поехал через Старую Руссу. И проклял тот момент, когда мне пришла в голову эта идея. Больше половины пути дорога была замечательной – нормальное покрытие, практически отсутствие населенных пунктов, 120-140 км/ч. Но что началось потом… Покрытие просто убитое, ехать по нему совершенно невозможно. Приходилось корячиться по ненамного более живой обочине. В результате мы потеряли уйму времени и нервов. Ни за что в жизни больше не поеду этой дорогой!!! Вообще, проехав по территории восьми субъектов РФ, с полной уверенностью могу заявить: самые отвратительные дороги – на окраинах Новгородской области.
Уже в Тверской области, только на подъезде к Подмосковью, начались пробки (день был — воскресенье). Добро пожаловать домой! В результате к своему подъезду мы подъехали, когда уже стемнело.

Всяко-разно

Приятным сюрпризом стало то, что в наших предприятиях общественного питания можно не просто набить желудок, а вполне вкусно поесть за разумные деньги. И это справедливо не только для городских заведений, но и для придорожных, расположенных на трассе вдали от крупных населенных пунктов. Пожалуй, единственным исключением было кафе при гостинице «Вытегра». Правда и таких смешных цен, как там, я давно не видел.
Удивило то, что в Карелии автомобилями управляют почти исключительно мужчины.
Позабавило, что на сайте гостиницы «Онего» схема проезда была указана только с учетом заезда в Петрозаводск со стороны Петербурга. То, что какие-то психи могут приехать сюда со стороны Вытегры, людям даже в голову не пришло.
По пути из Лахденпохьи в Шлиссельбург я впервые за много лет увидел едущий по дороге «Запорожец».
Все три дня, что мы были в Лахденпохье, на расположенной неподалеку от нашего коттеджа стоянке стояла «Шкода-Октавия»… с испанскими номерами!!!
В Петрозаводске популярностью пользуется наклейка на заднее стекло автомобиля, гласящая: «Какая власть – такие и дороги». Такой вот немой укор.
В Карелии на дороге мы не встретили ни одного гаишника!!! Правда, они постоянно сновали туда-сюда на патрульных машинах в Лахденпохье.
Напротив, Великий Новгород просто наводнен гаишниками. Даже утром в воскресенье. Два года назад мне уже пришлось оказать им спонсорскую помощь, когда, развернувшись в одном из переулков, я выскочил прямо на их «шестерку», и оказалось, что этот переулок – дорога с односторонним движением. Поэтому в этот раз ехать было немного напряжно, но ничего – обошлось. Вообще за все время путешествия общаться с гаишниками нам не пришлось ни разу. Две вещи порадовали меня во время подготовки и самого путешествия.
С заказом ночевок получилось так. Из пяти таких мест в одном необходимо было оплатить 100% стоимости проживания и завтрака вперед (турбаза «Рускеала»). Еще в одном (гостиница «Онего» в Петрозаводске) мы предварительно оплатили 30%. В Вытегре, Лахденпохье и Великом Новгороде мы ничего не платили заранее, а расплачивались непосредственно на месте. Нужно было только за несколько дней до прибытия подтвердить свой приезд по телефону.

При составлении маршрута мне очень помог сайт www.all-karelia.ru.

Вот, пожалуй, и все.

Интересных вам путешествий и удачи на дорогах!

Комментарии (20)

RSS свернуть / развернуть
+
3
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 24 января 2013, 22:08
Поставил плюсы везде, где только смог: и за настроение, и за русский язык, и за фотографии!
И еще с удовольствием прикинул: раз «Лансер» смог проехать, то и «Гетц» как-нибудь на цыпочках прошмыгнёт :)
+
1
+ -
avatar

antitemplate

  • 24 января 2013, 22:49
Спасибо! Прошмыгнет обязательно. К Белым Столбам только вплотную подобраться будет проблематично.
+
2
+ -
avatar

detalex

  • 25 января 2013, 07:02
Здорово!!!
Прочитал с удовольствием. Сами ездили недавно (26-30 сентября 2012 г) и как-будто снова там побывали.
Про питерскую трассу очень верно подмечено, нужно выбирать какой-нибудь другой маршрут, типа вашего. И в пробках не стоять, и красоту повидать.
Мы ездили экспромтом, ребята-одноклубники (Мазда5) из Питера пригласили, а мы легкие на подъем.
Замечательный отчет. Отправлю ребятам ссылку, пусть еще раз там «побывают»

У нас от поездки только небольшой видеоотчет есть и, конечно же, очень много фотографий
+
0
+ -
avatar

antitemplate

  • 25 января 2013, 19:55
Спасибо!
С удовольствием посмотрел видеоотчет. Было здорово еще раз послушать этот мощный рокот. И панорама сверху удалась!
+
2
+ -
avatar

kinel

  • 25 января 2013, 12:08
Молодцы! И фотографии классные! Не хватило мне только финна на мотоцикле, коров на остановке и экскурсовода из музея парусных судов.Но пришлось включить фантазию благодаря Вашему описанию.
+
2
+ -
avatar

antitemplate

  • 25 января 2013, 20:01
Спасибо на добром слове!
+
3
+ -
avatar

tigrpuh

  • 25 января 2013, 12:18
Прочитала на одном дыхании. Давно так не смеялась. Про наши дороги было бы смешно, если бы не было так грустно. Путешествие замечательное, молодцы!
+
1
+ -
avatar

antitemplate

  • 25 января 2013, 20:06
Рад, что Вам понравилось.
+
2
+ -
avatar

SvetlanaV

  • 25 января 2013, 12:47
Браво! Очень интересное путешествие и рассказ о нем увлекательный. Фотографии просто замечательные.
+
2
+ -
avatar

antitemplate

  • 25 января 2013, 20:10
Спасибо!
+
1
+ -
avatar

Vadilen

  • 28 января 2013, 18:26
Отличный отчет.
лекго и с удовольствием читается. Отличные фото. Мы то же специально ездили смотреть водопад Кивач и Марциальные Воды. Ездили в мае.
Очень хотелось в свое время съездить в Вытегру, но так и не сложилось.
Удачи и ждем новых отчетов.
+
1
+ -
avatar

antitemplate

  • 28 января 2013, 20:19
Спасибо. Рад, что понравилось.
+
0
+ -
avatar

Vadilen

  • 28 января 2013, 18:29
Отличный отчет.
лекго и с удовольствием читается. Отличные фото. Мы то же специально ездили смотреть водопад Кивач и Марциальные Воды. Ездили в мае. А вот «Рускеала» у нас в планах на конец мая 2013 года.
Очень хотелось в свое время съездить в Вытегру, но так и не сложилось.
Удачи и ждем новых отчетов.
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 30 января 2013, 08:33
Молодцы. В Карелию влюблен с подросткового возраста, когда работал там в северном Приладожье. А вот так всерьез еще и не катался. Замечательный отчет и фотографии.
+
0
+ -
avatar

antitemplate

  • 30 января 2013, 18:20
Спасибо
+
0
+ -
avatar

vvp-1964

  • 8 февраля 2013, 23:10
Отличный отчет.Я тоже как -то ездил через Ст.Руссу на Невель. Дорог там просто нет.
+
0
+ -
avatar

Theodor

  • 18 марта 2013, 21:12
Спасибо за отчет, напомнил мне о старых добрых походах в Приладожье. Я в свое время (лет пять назад) плотно раскапывал местные достопримечательности. Вот ссылка на страничку, может кому поможет, а может и Вы захотите съездить снова, так как много интересного пропустили.
uncletheodor.narod.ru
+
0
+ -
avatar

kamenbor

  • 24 марта 2014, 12:57
Рекомендую останавливаться на ночевку в Гостевом Комплексе «Каменный Бор» это между Вытегрой и Липиным Бором. 196-й км трассы Р5 Вологда — Медвежьегорск. Плюс 6 км по отворотке. Стоит Указатель «Андреевское» и наш рекламный щит. Ночевка 600 руб, дети 450 руб, животные 300 руб. См. сайт lp.kamenbor.ru или kamenbor.ru Андрей львович т.+7 921 716 0860
+
0
+ -
avatar

Pavel-mos

  • 16 июля 2014, 19:29
Спасибо за повествование. Возник вопрос: на отрезке Череповец — Белозерск — Вытега — Петрозаводск реально проехать на седане (у меня Kia Rio) или лучше не рисковать?
+
0
+ -
avatar

iibragim

  • 12 мая 2018, 19:57
Отличный отчёт!
Нас он сподвигнул на поездку в 2017 г. в Карелию.
Многие места посетили по Вашей «наводке» из этого отчёта.
Мы, правда, ехали из Питера, поэтому Вытегра осталась «за кадром».
Только никак не соберусь написать отчёт.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.