Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 2. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Узбекистан 2014. Непростая страна-квест. Часть 2.

Предыдущая первая часть здесь

Дни 5-6.

Проснулся я где-то часа в 3 дня, ребята еще спали, и я решил не терять времени, поехал искать шиномонтаж и где заварить кронштейн антенны. Заехал в первый попавшийся шиномонтаж, там хозяин — пожилой казах посмотрел на порез, согласился его починить. Я спросил у кого есть сварка и он наказал своему сыну помочь мне, показать место. Мы поехали вдвоем. Без особых проблем заварили кронштейн, к этому моменту колесо уже было готово, все быстро поменяли. Поискал мойку, но никуда не влезал по высоте, зашел на базар, бананы у них дюже вкусные, и нагулявшись вернулся в гостишку.

Момент понравился: когда я приехал в шиномонтаж, подхожу к хозяину и спрашиваю, может ли он помочь залатать колесо. Тот поворачивается, смотрит на меня, на машину, по сторонам и спрашивает:
— А второй где?

— Какой второй? — после минутного шока спрашиваю я.
— Ну вас же две машины приехало...

Напоминаю, что мы въехали из степи в город и тут же, буквально в 200 метрах от края города въехали в гостишку. Мы по городу даже краем не проехали :) А они уже всё знают ))

Димка рассказал тоже смешную историю. У них окна выходили на главный вход в гостишку и тут же стояли на приколе наши машины. Естественно, наши машины вызвали могучий интерес у местного населения, люди приходили специально посмотреть, пофоткаться, почитать наклейки… И вот, в один из таких моментов несколько человек разглядывали наши машины и какой-то дядя, возможно хозяин гостишки, выходил на улицу. Местные спрашивают: «Чьи это машины?» Тот не моргнув отвечает: «Мои!»

В общем, пока мы поели, пока привели себя в порядок, выехали только вечером.

До трассы около 140 км и по началу был убитый асфальт, а потом и вовсе скатились на грейдер. Так что несколько часов мы опять тряслись, комфортной эта поездка никак не хотела становиться.

Горючки вроде бы было достаточно, но шли километры, а заправок все не было… Вот уже остается четверть бака, примерно 100 км, а заправок все нет. Ближайшую заправку навигатор показывает в 130 км… Надо как-то дотянуть. В целях экономии топлива я пристраиваюсь в хвост Диме и иду в его воздушном мешке. Скорость скинули до 90 км/ч, на этой скорости расход значительно меньше.

Так на горящих лампочках резерва вкатываемся в Аральск, находим там КазМунайГаз и счастливые заливаем по самую пробку.

Байконур проезжаем в кромешной темноте, плюс постоянные ремонты дороги и съезды на пыльные грейдеры-объезды, в общем мы даже не сфоткали вывеску...

Традиционно, уже утром, въезжаем в Кызылорду. Некоторое время крутимся по городу в поисках Канак-Уя, гостиницы то есть. Нашли. Спать.

А в городе тем временем праздник в полном разгаре. 1-ое мая отмечают все. Огромное количество наряженных полицейских, люди гуляют массово, прямо на улицах жарят шашлыки и тут же ими торгуют. Представьте себе — узкая улочка, с одной стороны многоэтажный дом, с другой шоссе, автобусы, трамваи. На этой улочке стоит в ряд около 20 мангалов, дымища кругом, воняет жаренным мясом, углем, и еще черте чем. Тут же люди сидят кто на чем и едят мясо. Зазывалы зовут к себе, тут же ворочают какие-то бочки с кровью, в общем такой пищевой хаос )) И все этого прямо около многоэтажного дома ))





Ближе к вечеру мы все-таки выползли из гостиницы, банки не работают в праздники, поэтому пришлось решать квест — найди местного, который поможет найти работающий банкомат. Следующий квест — найди работающую мойку. Мойку нам посоветовали самую лучшую в городе. Она действительно дорогая, но! Я никогда не видел, чтобы в течение получаса люди с шампунем и губками мыли резину на колесах. Все наши уговоры к мойщикам и к главному — не увенчались успехом. Так принято. И мы терпеливо ждали, пока нам намылят машины до блеска. Такими чистыми наши тракторы не были никогда ))

А мы тем временем весьма душевно болтали с народом у мойки. Поговорили про наши страны, про жизнь. Диме нужно починить колесо, поэтому спрашиваем у местных где сейчас что работает. Местные тут же начинают звонить своим друзьям, но никто не работает. Только завтра. Зато нам посоветовали отличный ресторанчик под названием «Узбечка», где готовят хороший узбекский плов. Но нам нужно починить колесо! Без запаски опасно ездить, мало ли.

Делаем круг по городу, все шиномонтажи закрыты, заливаемся горючкой по полной и возвращаемся в гостишку. Принимаем решение остаться тут на ночь, утром починить колесо и шпилить на границу. А пока берем такси и едем в «Узбечку» проверять плов )) По пути, как обычно это бывает, видим работающий шиномонтаж ))

Хороший плов, отличный шашлык из баранины под вкусное пиво… Спали мы как младенцы ))

Утром нашли шиномонтаж, пока чинили колесо продули воздушные и салонные фильтры и устремились в сторону Чимкента (Шымкент), на границу.

После Чимкента стало видно предгорье. Рельеф изменился, появились холмы и микрогоры. Где точно находится переход мы не знали, поэтому поехали в самый ближайший, который находится в Жибек Жолы. Приезжаем — картина маслом: Огромные, высоченные металлические ворота, тьма народу, как на базаре, хаотичное движение. Около ворот стоят машины, останавливаюсь около полицейской тачки. Спрашиваю — как попасть на ту сторону. Те, говорят, надо ехать на Ялламу, а здесь, мол, пешеходный переход. Я отошел от машину буквально на 4-5 шагов, а машину тут же со всех сторон облепили люди, как мухи, реально. Причем так плотно облепили, что я не мог пройти обратно к водительской двери. Пришлось кричать, чтобы дали дорогу. Меня тоже облепили люди. Со всех сторон, как зомби, тянутся руки менял. Предлагают купить деньги, продать деньги, солярку и еще черти что. До машины прорывался с боем.

Менялы денег — это единственный вариант купить узбекские сумы. Но об этом попозже.

До Ялламы около 80 км вдоль границы. Едем. Дорога узкая, уже стемнело. Народ как с ума сошел. Мы как выехали на эту дорогу, так как будто попали в ад. Народ ездит по встречке, как по автобану. Исключительно с дальним светом. Обгоняют, прижимают, подрезают, в общем полнейший хаос. Доезжаем до заправки ГазПромНефть, тут надо уйти налево, на грейдер и 10 км до границы пылить. Мелькнула у меня мысль залить полные баки и канистры на ГазПромНефти, но решил не заливать, на той стороне много заправок. Как я был не прав… Поэтому сразу совет. Независимо от того, бензиновый мотор у вас или дизельный — на этой заправке заливайте горючку во все емкости, что у вас есть.

Подъезжаем к воротам. Стоит очередь из фур и ни одной легковушки. Подъезжаем сразу к воротам. Выходит алчный погранец и первым делом заявляет — хочешь заехать быстро — надо заплатить. Потом задумался на секунду и добавляет — «Вы чего отстали? Вы последние?»

— В каком смысле «последние»? — не поняли мы.
— Ну ваша колонна 2 часа назад прошла!

Выяснилось следующее. 2 часа назад через этот погранпереход прошла колонна из 14-ти московских и челябинских машин. Погранец подумал, что мы из этой колонны, а мы не стали его переубеждать. И несмотря на то, что перед нами машин не было совсем, все равно ему пришлось заплатить, чтобы поскорее въехать на пост.

Досмотр у казахов прошли очень быстро и встали в очередь на въезд на нейтралку. Несколько фур веером раскорячились в узкий проезд на нейтралку и замерли в ожидании. Узбеки опять тормозят всех. Оказалось, что за эти два часа из той колонны ни одна машина еще не прошла узбеков и все 14 машин стоят на нейтралке. И мы пошли знакомиться.

Был уже глубокий вечер, торопиться нам уже было некуда. Мы душевно поболтали с народом из той колонны, потом долго разговаривали с дальнобоем. И вот тут стали проясняться детали первого узбек-квеста: где купить солярку и как ее различать.

Главное и самое важное — хорошей солярки в стране нет. Совсем. И хотя довольно много государственных и частных заправок в стране, ни один дальнобой не будет на них заправляться. Мы общались с мудрыми дальнобоями почти всю ночь и запоминали их наставления. Вот основные тезисы, которые мы узнали в ходе экспедиции:

— Ни на одной заправке соляркой заправляться нельзя. Там будет скорее всего тепловозная солярка.
— Черная солярка — тепловозная солярка. Мотору смерть, ТНВД смерть, форсунки в помойку.
— Хорошую солярку стоит искать на стоянках дальнобоя (TIR parking) в крупных городах, на мех. базах и на трассе, тормозя правильные фуры.
— Правильная фура — это современная машина, типа мерседес, вольво, скания и т.п. То есть машина с современным нежным мотором. МАЗ, КАМАЗ — неправильные фуры.
— Правильная фура — это фура из Ирана, из Казахстана, из России, из Туркмении.
— На стоянках фур и сливая с фуры вас могут обмануть и подсунуть плохую солярку. Нужно проверять перед заправкой.
— Плохая солярка — не прозрачная, вспыхивает от спички, при растирании на пальцах не оставляет жирного следа.
— На мех базах не обманывают. Им авторитет важнее.
— Красная солярка — иранская; желтая — туркменская; синевато-прозрачная — казахская или русская.
— В любом случае присадка Castrol TDA крайне рекомендована.
— Перед покупкой солярки обязательно ее проверить. Взять поллитровую баклажку от кока-колы, сдавить, горлышко опустить в бочку или бак, баклажку разжать, убедиться, что солярка прозрачная. Налить немного солярки в крышку от баклажки — поднести горящую спичку, если вспыхнуло — значит газовый конденсат, солярку такую не брать! Баклажку не выкидывать на всем протяжении нахождения на территории Узбекии.
— С бензином дела обстоят чуть лучше. Бензиновых и газовых заправок много. Но чем дальше от крупных городов, тем хуже бензин. Если в городе или в округе народ продает бензин на улице в баклажках — верный признак, что на заправках бензин плохой. Однако, в баклажках может быть тоже неликвид. Методы проверки бензина мне не известны.
— Государственные заправки называются что-то типа UzOil. Хоть какая-то гарантия, что бензин будет не совсем плохой.

Тем временем, фуры немного продвинулись и мы попали на нейтралку. Спали. Двигались. Опять спали. В итоге уже утром попали на пост узбеков.

Вообще говоря, легковых машин на этом переходе не было. Буквально одна-две. Но нам «повезло» и мы приехали в хвост 14-ти машин из России. И они все были внедорожники. И они все шли в автономку на две-три недели. Шмурдяка у них было столько, что багажники буквально ломились от вещей. И узбеки, конечно же, все досконально досматривали. Заставляли вынимать абсолютно все вещи, открывать все ящики, сумки. По рации, первые прошедшие из этой колонны, передают остальным, что на сканер ящики и баулы нести не надо. Слава Богу! А то еще на это кучу времени потеряли бы.

Я это описываю к тому, что если бы не эта колонна из 14 машин, мы были бы в очереди максимум третьими. И прошли бы наверняка быстрее.

Зато, к тому моменту, когда мы попали на досмотр, погранцы устали и нас особенно не досматривали. Надо сказать, что и вещей у нас было значительно меньше, багажники были почти пустыми. Меня заставили вытащить рюкзак и баул с вещами на улицу, мол, надо нести на сканер. Я сделал глупый вид и просто положил вещи на асфальт. Погранец руками снаружи пощупал сумки и сказал, что можно убирать обратно в машину. Все происходит довольно медленно и не торопясь. Сотрудники погранслужбы по одному подходят, смотрят на машину, заводится разговор. Так, я стоял и мило болтал чуваком из паспортного контроля, а в это время таможенник-кинолог, который досматривает машину, сел за руль, устало вздохнул, включил магнитолу, пощелкал песни, покрутил руль со звуком «бжжжж»… Зачем-то одел мои очки от солнца, опять покрутил руль...

Я наблюдал эту картину и пребывал в некоем растерянном состоянии… Спрашиваю у контроллера — «Он там вообще что делает? Это собсно кто?»
Тот отмахнулся: «Он досматривает машину, все нормально.»

Кинолог в это время добрался до бара-ящика между сидениями, открыл его и увидел несколько новых пачек сигарет. Достает одну. Долго и внимательно рассматривает ее. Вздыхает. Опять разглядывает ее. Наконец, поворачивается ко мне и выдает: «Подари?»

— Забирай, — говорю.

Он довольный вылез из машины и на этом осмотр был закончен, я въехал на территорию Узбекистана!

Сразу за воротами поста, еще до финального КПП, стоит маленькая будка на обочине. Там продают страховку для Узбекистана. Сейчас страховку надо покупать обязательно. Из этой будки выходит женщина и говорит, что цена страховки 2000р. Хорошо я не стал там покупать. Подумал, дальше еще варианты будут и не прогадал. Проехал до финального КПП со шлагбаумом. Здесь надо бросить машину, пойти в будку слева, там зарегистрируют машину, а в будке справа можно купить страховку, которая здесь стоит 200 рублей, а не 2000, как там. И тут же поменять деньги.

Вид на финальный КПП и шлагбаум


Теперь квест про деньги. Политика государства Узбекистан такова, что официальный курс сумы к рублю примерно 50 к 1. У менял можно купить до 80 к 1. (по состоянию на май 2014) Курс доллара еще лучше. Даже в пересчете на рубли. Поэтому в Узбекию лучше ехать с долларами. Всегда выгодно найти менялу и поменять деньги у него, нежели в официальном банке. Благо, менялы есть везде. На любом забаре, почти в любой гостишке на ресепшене есть телефон местного менялы.

Менялы дают сумы по тысячной купюре. Повезет, если у менялы есть 5000-ные купюры, это редкость. Поэтому поменяв, предположим, 5000 рублей, вы получите 400 000 бумажек. Это реально огромная пачка денег. В условиях жары в этой стране вы не будете носить куртку, а в карман джинсов 100-200 тысяч просто не влезут. Поэтому реально придется озаботиться пакетом для денег, чтобы гулять по городу и быть платежеспособным.

ми-ми-ми-шные деньги ))





Средний счет в кафе-ресторане 30 000 сум. Гостиница около 50 000 сум. Магнитики около 5 000 сум, самодельное мороженое на улице около 500 сум, входные билеты в исторические объекты от 3 000 сум.

Итак, вернемся на границу. Уже позднее утро, солнце печет адски. Я стою за шлагбаумом, жду питерских друзей. А тем временем машину облепили дети. Сначала они ходили вокруг, разглядывали машину, потом стали стыдливо намекать на еду и когда я им дал половину лепешки и банан они уже стали откровенно требовать еще еды )) «Банан дай, да!» ))

Вообще, путешествуя по Казахстану и по Узбекистану хорошо заранее позаботиться о конфетах для детей и маленьких презентах для взрослых. Подарки тут любят все.

Вот, наконец, приезжают ребята. Меняем деньги, оформляем страховку, и выдвигаемся в сторону Самарканда.

Мы уже сутки не спим, не считая кратковременного сна на границе. Усталость берет свое. Но и время поджимает. Из-за границы в Бейнеу график сильно сбился и все заложенные в маршрут точки мы уже не успеваем посетить. В том числе Ташкент и тупиковая Фергана. Поэтому мы шпилим в Самарканд, потом Бухара, Хива и будем прорываться на границу в Бейнеу уже изнутри.

По дороге на Самарканд нас ловят гаишники. Превышение на 18 км/ч. Гаишник сначала пытался запугать протоколом, отъемом прав, но очень вежливо. Потом откровенно так: «Что, подарка никакого нет?» Вот тут и пригодились маленькие сувениры, которые ребята взяли с собой. Подарили ему женскую театральную сумочку ))) Все остались довольны, нас отпустили )

Надо знать, что поскольку мы являемся гражданами другого государства, то никто не имеет права изымать наши права. Тем не менее, машину на штраф стоянку поставить могут.

Хочется есть. Но находясь в Узбекистане есть европейскую еду совсем не комильфо. Спрашиваем у дальнобоя, где самый лучший плов на трассе до Самарканда. Нам советуют кафешки на объездной Джизака (Жиззах). (N40,068393 E67,873997)

Кафешка с довольно большой территорией, под открытым небом разбит зеленый сад с деревьями в тени которых сделаны удобные столы со стульями и топчаны для сидящих по-турецки. Еды большой выбор и все очень вкусно. Плов просто потрясающий! Его едят ложкой.



Добрались до Самарканда. Поехали сразу в частный дом-отель Davr B&B (N39,648958, E66,975707).

Это частный дом, с довольно большим, зеленым двором. Номеров около 5, может 6. Вполне удобные комнаты, удобства в номерах. Главное — это старинный центр города, на старинных улочках, в шаговой доступности главная жемчужина Самарканда — площадь Регистан, можно все пройти пешком, не надо брать машину.



Димка кайфует в тенечке. )



Старые улочки старого города. В основном Самарканд вполне современный город.




Мы напились пива и после бессонных суток завалились спать. А пока мы спим, я расскажу про еще один узбекский квест — регистрация.

Казахстан входит таможенный союз и схема въезда и пребывания в нем упрощена. До 90 дней можно находиться в нем без регистрации. Узбекистан же не входит в таможенный союз, поэтому граждане России, как любой другой турист, должен иметь регистрацию по месту пребывания.

Существует несколько способов сделать регистрацию:

Первый способ, геморройный: Найти местного или родственника, уговорить его пойти в местный отдел миграционной службы, отстоять там очередь, подать кучу документов на регистрацию вас по его месту жительства. Регистрация делается в течение 5-10 дней. Срок действия ее — на все время проживания.

Второй способ — делать регистрацию в гостиницах. Делают ее бесплатно. Минус в том, что в гостишках регистрацию делают только на то время, пока вы тут живете. Знаю, что в некоторых гостишках можно договориться и вам сделают регистрацию на сколько вы скажите, но если вы путешествуете по стране, в случае проверки документов на многочисленных постах милиции, как вы объясните, что регистрация у вас в гостинице на другом конце страны?
Не во всех гостиницах делают регистрацию, поэтому надо заранее узнавать этот момент. После срока действия регистрации у вас есть трое суток, чтобы получить новую регистрацию. То есть, если вы сегодня выехали из гостиницы, у вас есть трое суток, чтобы добраться до другой гостиницы, где вам дадут новую бумажку. Регистрация в этом случае представляет собой обычную маленькую бумажку, на которой написаны ваши имена, номер паспорта и реквизиты гостишки. Стоит печать гостишки. Редко, когда это фирменный бланк гостиницы. Бумажки эти надо беречь, как зеницу ока, их надо будет предъявлять на таможне, на выезде из страны.

Есть еще третий способ, теоретический. Я о нем прочитал в законе о миграции. В случае, если турист передвигается по стране и не задерживается в каком-либо городе более суток, то регистрироваться ему не нужно. Так гласит закон. Я не смог найти в интернете живое подтверждение тому, что кто-то смог так выехать из страны, с таким обоснованием отсутствия регистрации. Так что на свой страх и риск.

Штраф за отсутствие регистрации составляет около 2 000 долларов США. И возможно бан на повторный въезд в страну.

По факту у нас не проверяли регистрацию ни на многочисленных постах милиции, ни на границе на выезде. Но я читал истории, когда люди платили бешенные бабки из-за отсутствия регистрации, чтобы выехать из страны.

На счет постов милиции. Это прям беда какая-то. Каждые 50-100 км на всех трассах стоят блок-посты. Тормозят всех и только из-за отсутствия сильного траффика там не случаются пробки. Нас тормозили просто всегда, без вариантов.
Проверка документов и задушевный разговор «откуда, куда, кем работаешь» — вам обеспечены.

Надо сказать, что отнощение более чем дружелюбное. Что у сотрудников милиции, что у простых людей. Никакого хамства! Никакой ненависти. На дороге приветственно сигналят, машут руками, пытаются сфотографировать прямо на ходу, на стоянках — аншлаг около машин )) Каждый пытается помочь, чем сможет. Первое, к чему надо привыкнуть, это то, что каждый встречный, даже сотрудник милиции, протянет тебе руку, поздороваться. Я из дикой Москвы, к такому не сразу привык. Но надо сказать, эта традиция сильно располагает! Сначала рукопожатие, потом обязательный вопрос типа «как дела?» или «как здоровье?», на что принято в ответ интересоваться делами и здоровьем собеседника. Потом можно говорить о чем угодно, кроме правительства.

Ну что, мы вроде выспались, небольшой променад по Регистану, посмотреть на вечерний Самарканд, погулять. После знойной жары, прогулка прохладным вечером — самое то.

Сегодня я выложу просто ночные виды города, а завтра уже подробно расскажу про интересности и ценности жемчужины востока — Самарканд.






На площади Регистан идет реставрация полным ходом. К сожалению нас туда не пустили, да и вид, честно говоря не праздничный (



Обратите внимание на наклон башни...



И тут...



И здесь!



Все башни имеют наклон в одну сторону. Что это? Косяк при строительстве? Или так и было задумано?







Поющий фонтан )) И песня про Самарканд ))



Накупили сувениров, поужинали и вернулись в отель, чтобы в тишине, во дворе, под шум листвы деревьев расслабиться с пивом и обсудить наши дальнейшие планы.


Продолжение тут

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

Apache

  • 19 мая 2014, 08:30
Привет!
Чтож вы так легкомысленно, без запаса топлива в Узбекистан проехали?
Везде предупреждают что с горючкой там туго.
Небольшая поправочка, перед Байконуром въехали в Аральск а не Уральск.
+100500 за упорство. Легко махнуть за 1500 км на другой погранпереход, стремление к цели достойное уважения!
+
0
+ -
avatar

ALMarin

  • 19 мая 2014, 15:53
Привет!
Это скорее моя недоработка. Тут надо пояснить, что я изначально маршрут планировал через Бейнеу-Каракалпакия. Там, после границы, по плану мы должны были уйти на Орал и через Муйнак выйти около Кунграда. У меня была информация о том, что там заправок нет и мы к этому готовились. Большинство отчетов, что я читал, были про бензиновые машины и про проблему с соляркой я мог только догадываться. Поэтому, когда мы заходили в районе Ташкента, я видел, что там много заправок и особо не переживал по поводу дефицита топлива. Вот только когда поговорил с дальнобоем на границе, вот тогда я понял, насколько я был не прав.

Про Аральск — поправил. Спасибо!

Спасибо, за оценку упорства ))
+
0
+ -
avatar

ALMarin

  • 19 мая 2014, 16:01
Блин, Андрей, не сразу узнал тебя :) Привет! )))
+
2
+ -
avatar

PaltseValya

  • 19 мая 2014, 14:23
«Квест..» — это еще мягко сказано!!))) Молодцы, что не ищете легких путей!!! Рассказ супер, жду продолжения!
+
0
+ -
avatar

ALMarin

  • 19 мая 2014, 16:11
Спасибо )
+
1
+ -
avatar

BaRSik

  • 21 мая 2014, 14:59
Вот это приключения… восток дело тонкое )) Хороший рассказ, было интересно. спасибо!
+
0
+ -
avatar

ALMarin

  • 21 мая 2014, 15:18
Спасибо ) Скоро продолжение )

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.