Экспедиция, Заполярье России, теплое лето 2014. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Экспедиция, Заполярье России, теплое лето 2014.

Я прочитал и учел все вопросы и пожелания к фотографиям, и для первого рассказа северного цикла, полностью переработал все фотографии, чтобы избежать рекламных плашек.

Когда я показывал свой прошлый отчет Отцу, он, журналист, редактор отдела испытаний журнала «За рулем» похвалил меня за слог и раскритиковал за то, что я пишу строго по линейке, день за днем, хроники.
— Сын, ну это же интернет, ты же свободен, и можешь писать как хочешь, не оглядываясь на рамки.
В ту экспедицию 2013 мы поехали практически вместе, я задумал прокатиться по северу, накидал маршрут, показал ему, потом смотрю — он загорелся, и в результате они проехали Ловозеры, Средний, Рыбачий следом за нашей маленькой командой.
А теперь вышло так, что северный пробег 2014 года посвящен памяти моего Отца, первого июня 2014 года его не стало.



Я попробую написать, не оглядываясь на нормы и правила хроник и событий, попробую захватить главное и упустить как можно меньше. Две недели севера, восемь дней бездорожья, новые открытия, невероятная красота природы – что же из всего этого главное, что же выделить первой главой своего рассказа?

Глава 1. Люди Севера.

Варзуга, 29.07.2014, четвертый день путешествия. Мы подъехали к главному храму, увидев стоящих мужиков с серо-коричневыми лицами, перебитыми носами, я смело двигаюсь в их сторону. Сумасшедший? Нет, я очень хорошо знаю, что передо мной не бандиты с большой дороги, а рыбаки. На меня смотрят с осторожностью и интересом, я иду целенаправленно один, а в голове вспоминается граница, с которой следует заводить разговор, чуть-чуть меньше двух метров, здесь у людей очень большие границы личного пространства, подойдешь по Московской привычке на метр — от тебя инстинктивно отодвинутся, и начало разговора будет безнадежно испорчено. А дальше самый главный пароль – «Здравствуйте». Днем ранее в Тоне Тетрина Дима, сын хозяина, при знакомстве сказал – странные вы какие-то москвичи, «москвачи» как нас там называют, здороваетесь, ваши обычно не здороваются.



— А подскажите, добрые люди, где у вас тут рыбки купить.
— А какой — такой рыбки?
— Семгу или Кижуча на пятерых, на ужин.
Переглядываются. Семга, главная кормилица этих мест, запрещена к свободному вылову, как промысловый запас, а что людям есть, наши высокие лбы как-то не подумали, поэтому семга вся считается браконьерской, и я, и они об этом знаем, поэтому-то мне и надо, чтобы диалог склеился.
Из группы выдвигается пожилой усатый «боцман» (так я его окрестил в голове). Боцман делает звонок, поворачивается ко мне, и говорит
— поплыли.
— Куда?
— Да на том берегу в леднике рыбку выберешь.
И идет к карбасу с мотором. Я поворачиваюсь к своим, мол сейчас за рыбкой сплаваю и вернусь, а оттуда голоса, сначала девичьи
— А можно и я?
— И я!
-И я!
И Макс для ровного счета:
— А я бы тоже с вами.
Боцман благосклонно отвечает.
— Можно, у меня самая большая лодка на Варзуге.

Я в голове костерю своих за беспечность, две подготовленные внедорожные машины, одна из которых открытый пикап, битком набитые снарягой, без присмотра, на другом берегу реки. Потом внезапно отпускает, совсем – не завидуют здесь люди, не умеют, и зла нам никто не желает, и сколько бы мы не проторчали на другом берегу — с машин даже пылинки не упадут.
— Военный, ты садиться-то будешь?
Военный? А, всё дело в моём болотном костюме, он даже не камуфляжный, просто армейского покроя, вот за кого меня приняли, ну военный так военный, отталкиваю тяжелый карбас от берега, мы идем через Варзугу. Поливает дождь, мы нежно обнимаем огромную рыбину, доставшуюся по московским меркам даром, эту рыбину вчера поймали эти рыбаки в одном из самых экологически чистых мест планеты, карбас пристает к берегу, и как только мы выходим и говорим спасибо – отчаливает. Здесь не принято брать плату за помощь, здесь вообще не работает та товарно-денежная система, к которой мы привыкли. Я ему кричу:
— Эээээй, стой!
— Что не так ребятки?
— Эээээ. Мы вам спасибо плохо сказали.
— А мне так понравилось.
Удалось подарить пузыречек беленькой человеку, который прокатил нас за рыбкой.



Тоня Тетрина 28.07. 2014.
Дима, молодой хозяин тони, приехал в отпуск на полтора месяца, чтобы папа отдохнул. Несколько часов и незнакомые люди из разных краев мира становятся друзьями, общие взгляды, общие цели, одни жизненные правила, мы вроде в гостях, а вроде и как и к старому другу приехали.



Определенная порода людей, которые искренне пытаются сохранить нашу историю и культуру на обезлюдевшем в 90-х севере сталкиваются с одними проблемами, с госаппаратом. Просьба одна: не надо помогать, просто не мешайте.
Мы уезжаем, зная, что вернемся, вернемся к нашим друзьям.

Музей обороны. 30.07.2014

П-ов Средний. Юрий Александрович Кобяков. Прибыли поздно, прямо неудобно поздно. Сначала останавливались вытащить засевшую в песок машину, потом разболтались с путешественниками, которые читали наш предыдущий отчет, поделились впечатлениями, потом искали подобие топливного шланга для путешествующей встречной тойоты круйзера, около одиннадцати я осторожно постучался в теплушку, не спит ли уже Юрий Александрович.
-Ну, как же мне спать, вот приезжают люди в музей, к двум ночи, я спрашиваю, откуда, они говорят с Нижнего Новгорода. Ну, так они с Нижнего ехали, ко мне в гости, а я что скажу? Спит Кобяков? Нельзя так, так что проходите и располагайтесь.



Местные чиновники в конце 2013 года пытались подмять эти места под свои развлекательные цели, армия джиперов, поисковиков, и просто хороших людей бросилась, казалось бы, на заведомо проигрышную битву против произвола местных властей, но шум удалось поднять такого уровня, что чинуши отступили и теперь священная земля на Среднем неприкасаема, пока.


Разные места и разное время, местные.

Очень честные и прямолинейные, здесь принято бескорыстно помогать, здесь огромное место в человеческих отношениях занимает совесть, порядочность. Здесь люди не боятся ни тягот, ни лишений, а вот плюнуть в душу другому человеку – боятся. Люди здесь привыкли обходиться очень малым, но они не испытывают зависти к тому чего у них нет, и прощаясь с любым из них, ты чувствуешь, как тебе искренне желают добра. Я как-то думал об этом и поднял тост за то, что эти люди таковы, потому что никогда и не видели, как может быть по другому, и пил я за то, чтобы никогда не увидели какими бывают люди в другом мире. Ощущение другой планеты, удивительно.

Разные места и разное время. Путешественники.

Остановиться поболтать, если аварийный – помочь, заблудился – вывести, улыбнуться, махнуть рукой. Настоящего путешественника от одноразового всегда отличает одно – полное отсутствие мусора на стоянке после съема лагеря. Берегите природу, и она сбережет вас.

Второй вариант

— Налей-ка мне эспрессо, быстро, я устал ждать тут уже.
Такое обращение к незнакомому человеку очень часто встречается одного региона. Раз от раза, после услышанного в очередной раз хамства, хотелось увидеть не московский/подмосковный регион на номерах, и каждый раз вновь приходилось стыдиться знакомой комбинации цифр. Не здороваются, приказной тон хозяев жизни, требуют, а не просят, имеют недовольное выражение лица, любят скандалить и писать жалобы, поводом может служить, например: «ко мне не подошел заправщик, и мне пришлось заправлять машину самостоятельно». Очень противно и очень стыдно.



Глава 2. Дороги и бездорожье против машин.

Перегон Вологда – Вытегра 26.07.2014
Интересная дорога, куски терпимой Российской трясучки перемежаются с неожиданностями, вроде и ехать можно свои 90, но и неожиданности наступают такие, что мало не кажется. Вот на одной такой мы взлетаем, приземляемся, что-то скрежещет, потом хрустит, а потом порыкивает: расплата за броды — глушитель из-за регулярных погружений в холодную воду лопнул по сварному шву и оторвался к чертовой матери. Мда, хорошенькое начало путешествия, первый день, первый перегон, глушитель на ниву нового образца я нашел только в славном Медвежьегорске, а знаете почему так далеко? А потому что выходные, и работающих магазинов запчастей от Вологды до Медвежьегорска я нашел один, в Вытегре, но там не было нужного глушителя, зато были пружины, нужные экипажу параллельного курса, которые являлись нашими странными дублями Нива и Л200, только наоборот — Элька светлая, почти белая, а Нива синяя. А так, весь перегон Вологда — Медвежьегорск ехали весело порыкивая.



Муста Тунтури, Средний 31.07.2014.
Подтягивал ступичные подшипники, что-то мне не нравится, и гудит нехорошо и похоже все как-то кончилось там. Надо принять правильное решение – пропрыгать через горный хребет до трассы Кола и двинуть в поисках сервиса или в Мурманск или в Печенгу, или понадеяться на авось и рвануть по бездорожью через Средний и Рыбачий. Отправляю вторую часть команды путешествовать, а мы с верным штурманом снова покоряем перевалы Муста Тунтури. У пограничного поста спрашиваем – где тут сервис и магазин запчастей?
— Заполярный 60км или Мурманск 100.
Так мы и попали в автосервис в Заполярном, познакомились с замечательными людьми и интересным городом.

Дороги, 6 дней из 14.
От Москвы до Вологды ровно и шикарно, не сильно оживленный трафик, нет проблем с бензином, катишься и катишься. Обратно трафик был погуще, что сильно сказалось на средней скорости, но очень положительно на расходе топлива, оказывается нива при крейсерской скорости 80 жрет около 8.5 литров бензина, однако, это не повод ездить медленно.



От Вологды до Медвежьегорска типичная костетряска с сюрпризами, но, обязан отметить, что дорога ремонтируется и уже есть очень длинные участки с новым, пусть и волнистым, но не трясучим асфальтом. Здесь на Ниве комфортно, ровно и спокойно, двигаясь с крейсерской скоростью 90, непринужденно обходя легковые автомобили, ты просто едешь.
Трасса Кола – Российский автобан, ровная, с прекрасными пейзажами, не доезжая Лоухи километров на сорок ремонт, там главное не терять голову, а то можно и подвеску оставить, потому как скорость перемещения внедорожника там существенно выше потока, а сюрпризы там случаются отменные.



Северные дороги не изобилуют автозаправочными станциями, одна канистра использовалась регулярно, вторая на дорогах не использовалась вообще, третья даже не распечатывалась, поскольку третью канистру я не распечатываю уже второй раз, впредь буду ездить с двумя, этого хватает.
Можно упомянуть еще трассу по Терскому берегу, асфальт переходящий в гребенчатую грунтовку, ехать по ней неприятно, но можно, а параллельно проходит очень красивая лесная дорога, без гребенки, с гладкими и пологими ямами, едешь по ней чуть-чуть медленнее, но гораздо больше наслаждаешься пейзажами. Следует помнить, что эта прекрасная тропка кончается каменистым бродом через ручей, сразу за аметистовым берегом, впрочем, для нас это не препятствие, там же мы помогли перебраться через него старенькому фольксвагену поло и рено сандеро, хорошие и прочные машинки, но бампера на них снизу были пообкусаны острыми терскими камушками.

Бездорожье, 8 дней из 14.
Конечно, километраж по бездорожью существенно ниже, но вся экспедиция строится ради них.



Терский берег доступен для обычного легкового автомобиля ровно до пустыни Кузомень. Да желателен разумный просвет, сантиметров в 16 и короткие свесы, да ручей на Аметистовом берегу покажется страшным, да и спуск к тоне Тетрина доставит острые ощущения, но «народные» автомобили иностранного и отечественного производства проедут там легко, однако, у роскошных седанов, могут возникнуть проблемы.
Сама пустыня имеет некоторое подленькое свойство — сначала, в пролеске начинается песочек, потом песочка становится чуть больше, но подложка твердая и не доставляет неприятных ощущений, но вдруг вся уверенность растворяется, ты осознаешь себя едущим по глубокой колее в мягком, сыпучем песке без дна. Резко повернешь – зароешься, затормозишь – зароешься, нажмешь на газ – зароешься, и мягкая, зыбкая колея – это самое твердое, что тебе предоставлено в этом месте. Единственное что ты можешь – очень быстро ехать вперед и верить в клиренс, периодически слыша, как то защита, то редуктор цепляют вершину колеи, холодная струйка пота бежит по спине, но испугаться и остановиться нельзя – это самое глупое, что можно сделать на такой поверхности. Со стороны, конечно, выглядит красиво, два внедорожника, на очень приличной скорости смело шпарят по барханам, но я всегда говорил – я не джипер, я путешественник, у меня нет цели засадить машину в страшные каки, сломать её там и сутки самовыкапываться, моя цель заехать как можно дальше и увидеть как можно больше, и если я вижу, что для машины становится опасно, я просто останавливаюсь и иду пешком. Так мы поступили, например, на пути к озеру в цирках Раслака, я четко видел, что Нива там проходит, тяжело, медленно, но проходит, и пройду я эти последние два километра за час, а пешком я их пройду за полчаса. Быстрее окажусь на месте, больше смогу на нем побыть и всё рассмотреть.
Раз уж речь зашла о Ловозерах, то скажу что там на внедорожнике просто спокойно, каменная сыпуха, каменный триал, каменная сыпуха, ручеек, Нива едет себе и едет, есть возможность отвлекаться от дороги на горные пейзажи и вечные снега.



Перевал Муста Тунтури – дорога для БТРов, по которой местные жители катаются на жигулях, там около 30 километров, которые проезжаются за два часа, медленно, аккуратно, спокойно, то по россыпям ям, то над камушками. Сразу за поворотом на Пароваарскую дорогу есть сложный ступенчатый спуск, правда, сложный он только в подъем, но местные уже проложили объезд, который получше.
П-ов Средний. Левая «интересная» дорога. Неожиданно путь к музею оказался перекрыт бродом глубиной в полметра, для многих современных кроссоверов — проблема… Вся левая дорога среднего – шикарный бездорожный заповедник. Танковый грейдер вдруг перемежается эффектными триальными участками.





Пароваарская/ Швабская/ Немецкая дорога



Великолепная по пейзажам дорога, только для полноприводной техники, через горный хребет Муста Тунтури от Среднего в Печенгу. Дорога, на которой есть все. Если начинать от Среднего, то каменный грейдер, более чем приемлемого качества, который постоянно пересекают ручьи, разной степени сложности проезда, каменный триал вместо разрушенных мостов. Примерно в середине пути действительно сложный участок на месте разрушенного моста, надо выйти, протопать ножками, наметить траекторию и аккуратно проехать, но со стороны смотрится очень эффектно. По мере окончания хребта дорога понижается в лесную часть, и начинаются сочные и жирные лужи с мягким дном из грязи, и после грязевых процедур начинаются водные – приливной брод. Самая низкая вода там в зависит от лунного цикла, по планам 20_00, но приемлемой для машин со шноркелями глубина стала в 16-30 и около пяти мы его проехали и оказались среди мишеней танкового полигона, не смотря на отсутствие учений ощущения еще те.

Броды. Это отдельная тема, если вы едете по внедорожному северу, то вам с завидной регулярностью придется форсировать водные препятствия разной глубины и сложности. Вода на севере очень чистая и прозрачная на большую глубину, поэтому если есть хоть малейшие сомнения – прыгать в забродники и мерить. Классическим примером является брод на Среднем через реку Выкат, где по короткой стороне камушки лежат на дне, казалось бы, на расстоянии вытянутой руки, в реальности же глубина там около двух с половиной метров.

Глава 3. Места.
Муста-Тунтури. 2.3.4.08.2014г, Пароваарская дорога.

Нет, мы не ехали её столько времени, у нас там была первая полноценная дневка. Горы, мягкий мох, кристально чистые озера. Здесь понимаешь суть фразы «глаз наслаждается», кажется, мозг как губка впитывает в себя красоту. Дышать полной грудью, восторг, от которого слезы сами набегают, просто невозможно передать всё, что чувствуешь там. Мы забираемся на одну гору, на другую, кругом синие глаза озер, не мертвых озер, там снует форель, которая была подана мной на завтрак супруге. Между камнями на стоянке снуют лемминги (привет, подпаленный бочок), кругом следы присутствия оленей, в небе орлы.



Следы минувшей войны, они здесь воспринимаются немного иначе, чем на Среднем, все эти ДОТы, гроты в скалах, полуразрушенные госпитали, они слились с этими местами и стоят немым укором существам, жаждущим истребить друг друга. Муста один из древнейших хребтов на планете, он как бы говорит нам – вы соринка в реке времени, всё пройдет и время человека пройдет, а я буду здесь, незыблем.



Онежское озеро 26.07.2014 Устье.





Самый длинный перегон, самая первая ночевка. Онежское озеро прекрасно, чистое, теплое, красивое. Мы тщательно выбрали место рядом со стоянкой, где были дети – эти точно часов в 11 лягут и мы выспимся. Когда приехали машины с молодежью я сразу понял, что поспать нам не судьба, если бы мы не успели отметить прибытие стопочкой, я бы снял лагерь и уехал в ночь искать постой в другом месте, но градус есть градус. Поэтому и не люблю стоянки легкой доступности.

П-ов Средний. Бухта неподалеку от ручья. 30-31. 07. 2014



Инопланетная красота перевала через Муста Тунтури заставляет останавливаться, чтобы ухватить и впитать в себя пейзаж, и небо — вот оно, прямо рукой хватаешь. После музея обороны поехали в бухту у губы, в 2013 году, мы встали на вершине холма и наш лагерь сдувало, в этот раз мы как умницы встали внизу за скалами и через полчаса у нас вырвало веревки тента из гнезд очередным порывом. Утром мы с половинкой помчались в сервис менять ступичный подшипник, а ребята поехали дальше.



Снова перевалив хребет мы добрались до погранзаставы, откуда вооружившись знаниями поехали в Заполярный, как туда пускают гражданских я так и не понял, ощущения похожи на парад на красной площади, морпехи, погранцы, танки, БТРы, БРДМки, десантура, ЗРК, мы близко видели и Грады, и Гвоздики, концентрация гражданских — ничтожна. Когда попали туда во второй раз, после немецкой дороги, такого не было, видимо нам повезло оказаться во время подготовки учений.



Заполярный посреди этой всеобщей милитари обстановки выглядит даже странно, два крайних, перед норвежской границей города Заполярный и Никель, существуют за счет комбината добычи тяжелых металлов, молибден, вольфрам, никель, и совсем редкие, плюс обслуживание огромной армии военных. Всё это дает среднюю зарплату по Заполярному около 70 тысяч рублей, город поражает сервисом, рестораны, сауны, бильярд, боулинг, и уровень обслуживания до которого московскому очень далеко. Там мы ели самую вкусную пиццу в мире, за триста рублей, огромный круг мягкого теста с хрумкой корочкой, на нем горой лежат морепродукты, и всё это запечено под хрустящей корочкой сыра, мы ели эту пиццу потом в дороге весь день. Выехав из Заполярного в районе пяти вечера, мы поехали через хребет, а потом и через Средний, на п-ов Рыбачий догонять Л200 с командой. В этот момент время изменило свой бег — чудеса Севера. По расчетам мы никак не должны были доехать до Рыбачьего этим днем, тем более было принято решение не торопиться, а съездить к Двум Братьям и не спеша любоваться окружающим миром. Посетив все заветные места, мы поставили лагерь в 30 шагах от команды, чтобы не будить, ровно к полуночи. При пересчете получилось, что мы проехали весь Средний за 4.5 часа, посетив при этом скалы Два Брата и погуляв там некоторое время, я до сих пор не могу этого объяснить.
Гакукса 8-9, 08, 2014.



Прионежье, небольшая рыбацкая деревня на речке, завтра наш перегон до Москвы, а на Онежское не поехали по причинам описанным выше, нам надо отдохнуть и выспаться, поэтому мы и ищем место с гарантией, договорился с хозяйкой о постое в палатках, пять сотен с палатки может и дорого, да и видел я, что можно поторговаться, но зачем, денег в банке на зиму я не засолю, отыгранные сто-сто пятьдесят рублей мне погоды не сделают, а вот жителям этой деревушки каждый рублик за сто, полкуба дров на зиму или ведерко солярки для генератора. Лишними не бывают. За это мы получили речку, в которой до отвала накупались, отдых и крепкий сон. Да и вообще, это был правильный, плавный вход в цивилизацию – сначала в деревню, собак за ухом чесать, моторки слушать, мыться с рукомойника, а потом уже и в Город с интернетом и мобильной связью. Пастораль, которая пропитана трудом и потом местных жителей, всё что нажито не достается легко, а еще тут нет заборов между домами, только от трассы.





Тоня Тетрина 28-29. 07 2014г



Хутор-музей на беломорском побережье, который содержат отец и сын Комаровы. Вдвоем. Тут сложно что-то говорить, у меня восторг и от места, и от людей.
Первоначально сложности возникли с поиском, ехали по легенде из сети, по которой надо было поворачивать перед Кузрекой, вы можете, конечно, повернуть перед Кузорекой, но в Тоню Тетрина вы так не попадете, там будет очень милая деревня, с прекрасными жителями, которые покажут дорогу перекрестят на прощанье и скажут, «ну что, двухмостовые, до прилива должны успеть прорваться, с Богом езжайте». Если вы всё-таки хотите попасть в Тоню, то поворачивать вам надо не доезжая речки «Черная», это 25 километр от Умбы. Там вы спускаетесь до моря и едете по приливной полосе направо до остова старой баржи. Определить в этом баржу сложно, поэтому, как только увидите остов чего-то, вам наверх в гору, там развилки будут так вот, смело лезьте на самый верх. И дальше никуда не сворачивая, выскочите к тоне.



В тоне можно заплатить 900 рублей и получить «Всё включено», это «Всё» означает ночлег в теплых поморских домах, подробнейшую экскурсию по музею, где всё можно потрогать, завтрак обед и ужин из свежайшей рыбы, баню, прекрасный вид на белое море, и чай из самовара. Поскольку дав бойцам и дом, и баню, и самовар — жирно. Приняли волевое решение– экскурсия, баня, ужин, всё остальное сами, лагерь в палатках неподалеку.
И всё это было незабываемо, и экскурсия, где всё можно потрогать, и ужин с хозяином, уха и селедочка, да под водочку. И баня, с купанием в белом море, и отлив, и морские звезды, и крепкий, такой ласковый сон. А утром я видел тюленя, он смотрел своей умильной мордой на нас, как бы спрашивая – а хто ето? Морской Заяц, как объяснил мне Дима Комаров, этот вид тюленя называется морской заяц. Теплое прощание и обещание вернуться.



Система озер Кереть, 27-28. 07. 2014 и 6-7-8, 08.2014.


Есть такой рай на земле. Везде, где бы я не путешествовал, я хочу бывать снова и снова, а в этом месте я хочу жить. Есть места, от которых, словно тепло идет, так вот и это место на одном из озер Керети пропитано теплом, уютом и чувством безопасности, как будто само место святое и защищает от всех невзгод. Там мы сумбурно ночевали после ужасной ночи на Онеге, а вот на обратном пути у нас была полноценная дневка. Тут мы соорудили походную баню, не использовав ни одного живого дерева, озеро подарило мне доброе количество рыбы на уху, и мы парились и отдыхали, потом снова парились, купались, высыпались, наедались черникой впрок. Также нас посещали гости, 27 июля приехала команда из Питера, Дискавери с прицепом и квадром и еще машина, которую не успел разглядеть, я честно предложил поставить палатки и спать рядом, но ребята поехали искать другую стоянку, обратного шелеста дизелей не было, стало быть нашли, мне это знание тоже пригодится, мы ведь тоже можем приехать, а там занято. 7 августа утром приехала белая Нива из Лоухи, видимо рыбки половить, но также уехали.



Ловозерские тундры 5-6.08.2014



Ловозерские тундры в этом году были точкой разведки, обязательно поедем туда с более детальной экспедицией, чтобы осмотреть как можно больше. На этот раз у нас запланированы только цирки Ракслака, теоретически, можно было бы и покататься побольше, но в +34 в горах тяжело и людям и машинам, не северная погодка. Вообще, за поездку погода держалась как правило чуть выше климатической нормы, но в разумных пределах – 20-25 градусов тепла. Были абсолютно чуждые для этих мест грозы и ливни, но +34 в заполярье в начале августа – это неправильно, что-то в планете сломалось. Кроме того это был как раз третий день с замены второго термостата, а то что у меня проблемы с пробкой я еще не понял и машина банально грелась и бесила.
Итак, не доезжая реки Ракслак и комбината Карнасурта, со стороны Ревды, будет отворотка направо, через 300 метров грунтовка кончится, травим колесики до средних значений – надо чтобы пружинили, но и клиренс не уронить, так как он здесь нужен. Всё пошла горная сыпуха на самый верх, буквально десять минут и вы уже с заложенными ушами от резкого набора высоты около зоны вечных снегов. Вот это в голове не укладывается +34 и лежит снег, а дальше выше и выше, аж дух захватывает, описывать тут нечего, и фотографии дают лишь плоскую картинку. Надо глазами видеть, тут иначе не поймешь. С горами всегда так, фотография, даже очень хорошая не способна передать даже малой толики ощущений.



Далее мы спустились до развилки, где левая дорога ведет внутрь цирка к купоросному озеру под вечным льдом – вот там вас ждет оффроад, примерно 5-6 километров проезжаются легко, а вот на последних двух мы бросили машину, так как пешком гораздо быстрее, но при желании — проехать можно.
Мы стоим на вечном снегу у озера цвета индиго, мы в сандалиях и футболках, и это полный сюрреализм, мы играем в снежки, а мне безумно грустно от того, что экспедиция закончена, нет, наш пробег продолжается, будет еще много прекрасных мест впереди, но новых – нет. Этим экспедиция и отличается от автопробега или путешествия – открытием, ты едешь и открываешь для себя то неведомое, чем полны закрома нашей огромной страны. Красотой.



Стоит добавить, что на Оленегорской трассе очень трудно найти приличную палаточную стоянку, мы нашли неприличную, слишком близко к дороге и вообще, что-то в ней нехорошее было, в результате не выспались все.

Аметистовый берег, пустыня Кузомень, Варзуга 29-30.07.2014
Если по дороге от Умбы вам надоело трястись на гребенке недостроенного участка и вы уехали на лесную дорогу вдоль моря (старый тракт), то аметистовый берег вы не пропустите, просто уперевшись в ручей-брод знайте, всё что позади вас – аметистовый берег. Мы же встретили замечательную семейную пару молодых путешественников за 40, это когда дети выросли и родители покупают джип и у них снова молодость. Они готовили Кижуча, купленного в Варзуге, на обед, обменявшись впечатлениями я сделал зарубку в памяти, что вот рыбки купить – это то что надо. Переехав ручей, мы поехали в знаменитую своим местоположением пустыню Кузомень.
Оговорюсь сразу, многих членов команды впечатлило, меня и штурмана – нет. Так что не ждите дифирамбов.



Песок есть, дюны есть, барханы есть, но очень хорошо чувствуется, что это не тысячелетние пески, а человек сгубил лес солеварнями до состояния пустыни, мне больше всего напомнило песчаный карьер, только на плоскости. Природные пустоши полны жизни, Муста Тунтури – бескрайняя горная тундра, но в ней кишит жизнь, бьет ключом, или Арабатская стрелка в Крыму – пустыня из ракушечника, но от фауны просто деваться некуда, а здесь – мертво всё. Нет, понятно, что здесь тоже кто-то обосновался и приспособился, но такое ощущение безжизненности остается только там, где принимал участие человек.



Ну что, бешеной собаке семь верст не крюк, что бы нам не съездить в Варзугу за рыбкой. Стоящая на двух берегах реки «старая» и «совхозная» Варзуги, давно уже слились в одну. Когда-то, наверное, деревянная старая, сильно типовой «совхозной» но сейчас время сгладило углы и все различия в том, что на «совхозном» береге храм новый, а на старом – старый, причем староверческий. На севере вообще религия другая, аскетичная, древняя, там и люди и монахи – что исповедуют, то и проповедуют, нет там ни золотых часов патриарха, нет там Гелендвагенов и Тойот, а староверы и трехперстовые слились в одно понятие – Бог.



Распрощавшись с Варзугой, и приобретя в команду семгу на 5 кило, мы возвращаемся на Аметистовый берег



, ставим лагерь и идем по берегу собирать сокровища. Основные, конечно, мы не нашли, потому как проспали оба отлива, но гуляя по берегу, с нами случилась настоящая лихорадка. Кто найдет породу с наибольшей и наичистейшей жилой. А, вообще, там очень хорошо и так, кроме того, утро подарило нам, наконец-то, дыхание севера. Просыпаться в +5 это особенные ощущения, но ради них мы и ехали на север, правда, потом дыхание севера отменили и к нам пришла жара, но это потом. А сейчас «замерзшие пальцы ломают спички, от которых зажгутся костры».

П-ов Рыбачий, мыс Немецкий, мыс Кекурский, пос. Скоробеевка. 1-2. 08.2014
«Корабль наш упрямо качает
Крутая морская волна,
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она.
Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня,
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
Как море мертво без меня.

Нелегкой походкой матросской
Иду я навстречу врагам,
А после с победой геройской
К скалистым вернусь берегам.
Хоть волны и стонут, и плачут,
И бьются о борт корабля,
Но радостно встретит героев Рыбачий,
Родимая наша земля.»

Конечно, стоя на Немецком, на самой северной точке европейской части России, и глядя на Ледовитый Океан легко думать о вечности, я и поехал-то сюда, потому что мне надо было примирить себя со смертью Отца. Что из этого получилось, покажет время, то, что что-то изменилось — да.
А люблю я здесь всё-таки Кекур, гордый высокий мыс с невероятными иссечениями рельефа, даже бухточки для купания есть, а скалы готовы принять скромный отряд на ночевку, постелив мягкую тундру под спины, но пока рано думать о сне. Знаменитая Скорбеевка, заброшенный поселок, а там дальше мыс, водопады.



Проезжая по этому постапокалиптическому пространству я впал в такое уныние, что и сам не заметил, как было принято решение вернуться на уютный Кекур. Не люблю мертвые города в таких вот диких местах, они смотрятся как неубранная куча помоев рядом с праздничным столом. Я понимаю тех, кто тащится от Скорбеевки – романтика, как в Припяти, люди всё бросили и уехали, я же вижу в этом страну с богатейшим и населенным севером, где вдруг всё рухнуло в один миг.
Эта печальная дорога сделала нам приятный подарок – крупный олений рог, который был немедленно отправлен в сокровищницу.

Два брата 31.07.2014



В районе мыса Земляной левая тропа среднего делает незабываемую триальную лестницу вниз, каменные плиты с резкими границами делают этот спуск похожим на спуск гиппопотама: правое переднее вниз, левое заднее, правое. Если меня с закрытыми глазами спустить на машине по этой лестнице – я точно скажу где я, на Среднем много триальных мест, но это самое длительное (а ведь в том году, заблудившись, мы с дури еще и поднялись по ней). После лесенки мы разворачиваемся обратно за мыс и через десять минут неспешного галлопирования по камням, перед нами предстанут две саамские святыни, величественные братья. Место это наполнено каким-то волшебством, словно стоишь перед вратами в Шамбалу, но не знаешь того «сезам» которое открывает эти врата. Еще там есть берег желтых камней, но нами он оставлен на следующий раз, и ехать к ним надо до остановки перед братьями. Иначе опять не поедете. Братья очень умиротворяют, и ехать после них куда-то не хочется.



Глава 4. Жизнь кочевая, как это?



Автомобильная экспедиция кардинально отличается от поездки к какому-то месту. В первую очередь ритмом, вы едете, каждый день, помногу, подолгу, по трассе или по бездорожью, но ваша голова постоянно решает водительские задачки. На лагерь нужно затратить как можно меньше сил, ведь по сути это кухня и кровать. Если небо синее – тент не ставится, если намечен ранний выезд – то чай разливается по термосам с вечера. Исключение составляют дневки и полудневки, это маленький праздник бесконечного марш броска. Кажется что дневка, это время бездеятельного отдыха, но это не так. Постирать и просушить вещи, осмотреть автомобили, убраться в машине, помыться самому, подлатать одежду и снаряжение, обеспечить себя самостоятельно добытым обедом, ну и, конечно, изучить край, и в самую последнюю очередь выспаться.
Самой первой у нас выдалась полудневка в тоне Тетрина, случайная, на этот день был запланирован поход в пустыню Кузомень, возвращение на Аметистовый берег и полноценная дневка там. Но Тоня оказалась настолько душевным местом, что приехав к двум часам дня было решено остаться там на баню и ужин. Баня на четвертый день путешествия, это удовольствие и гедонизм, в ней еще нет её глубинного смысла, мы ополаскивались и в теплой воде Онеги, и в водах Керети, мы еще не пропитаны дегтем насквозь, именно поэтому баня на четвертый день путешествия – это гедонизм. Следующая дневка у нас была неподалеку от развилки на Пароварской дороге, там я поймал свою первую в жизни форель, там мы нашли наш первый сейд, также именно там я с огромным удовольствием помылся с мылом, невзирая на то, что температура воды близка к состоянию «твердая». Там мы очень много гуляли по горам, заходили в ДОТы, находили, а потом теряли грибы. Для меня, это, пожалуй, была самая расслабленная стоянка, там даже была связь и интернет, правда за ними надо подняться на одну из высот, но это сущие пустяки.

А вот наша дневка на Керети перед отбытием домой, как раз была ознаменована новым событием в нашей жизни – походной баней. Опыта в этом деле у нас не было никакого, но этот первый блин вышел не комом. Сначала мы нашли три сухих шеста, чтобы не губить живые деревья, из них вяжется основа, потом добавляются еще три шеста от тентов и получается пирамида с основанием гексаэдр, эта пирамида максимально герметично обтягивается хозяйственным полиэтиленом (ушло около 10 метров), и делается вход как в типи. Самое главное в конструкции – герметичность, весь необходимый воздух в бане появляется во время смены камней и кипятка. Внутрь ставятся колоды для дров или походные табуреточки. Далее нужно много дров и два набора камней, а также два канна – один для камней, второй для кипятка. Технология проста – калим камни и кипятим воду, при помощи лопаты, какой-то матери и брезентовой варежки, раскаленные камни закидываются в кан, который заносится в баню, туда же заносится кан с кипятком, двери закрываются, люди набрасывают кипяток на камни и парятся. Банщик в это время раскаляет еще партию камней, после того как камни отработали, пар еще держится, а кан с водой кипятится снова. Так поочередно сменяются парящиеся и банщики.

Вот эта баня, после двухнедельного путешествия и дает кроме удовольствия чистоту и свежесть, снимает усталость, вышибает деготь из пор, это просто делает тебя самым счастливым. После пара упасть в ледяное приполярное озеро, а напарившись вдоволь надеть чистое исподнее и свежую одежду – верх блаженства. Как итог – баня будет усовершенствована, на что будет пожертвована одна старая палатка – уменьшим объем с типии до палатки, получим больше пара и выше температуру, палатка «дышит», поэтому полиэтиленовый кокон по-прежнему необходим.
Утром на Керети мне захотелось ухи, проснулся я поздновато для рыбалки, около половины девятого, но решил попробовать. За сорок минут до завтрака, я натаскал полведра красноперки и окуней, остановился я, поняв, что на уху уже хватает, а с ловлей: закинул удочку – вытащил рыбу и так по кругу, азарта нет.
Как питаться в условиях кочевья?
В отличие от пешеходов и водников, которые ограниченны весом и высчитывают каждый грамм еды, питаются обезвоженными сублиматами и очень ограничивают рацион, мы можем позволить себе очень многое.
Во-первых мы можем есть не сухари, а хлеб, что не может не радовать, во-вторых мы берем не сублиматы, а тушенку и сырокопченую колбасу. И, конечно, у нас есть консервы счастья: компоты, сладости, сгущенка, какао, кофе, чай. Разумеется пряники, печенье, конфеты. Также мы можем перевозить картофель, а он составляет основу супов и множества вторых блюд. Соленья, маринады, запрещенный нынче пармезан, крупы: гречка, рис, пшенка; макароны. Весь этот и так нескудный рацион, разбавляется добытым и купленным.

Яйца, рыба, фрукты, при желании — мясо, под ногами растет огромное количество грибов и ягод, а озера полны рыбы. Как итог, наш рацион не так уж и сильно отличался от домашнего, а в плане экологичности и пользы многократно его превышал. У нас были Щи, грибной суп, грибы с картофелем, семга на углях, уха, гречка с тушенкой, макароны с сыром, и всё это разбавлялось вкусностями и приправами. Отдельно стоит отметить различные точки питания – кафе Баранка в вологодской области, следует помнить, что стационарная баранка существенно отличается по качеству от заправочной в лучшую сторону. Прекрасная заправка в Зеленоборском, та на которую с трассы нужно свернуть, вы можете не любить фастфуд, но этот гамбургер – это произведение искусства, очень вкусно и сытно, есть очень приятное кафе на заправке ТНК, по моему ближе к Кандалакше, пиццерия в Заполярном и невероятный ужин в тоне Тетрина.

Весь сброшенный нами вес – это лишь очень много активности, но никак не ограничение себя в еде.
Алкоголь.
Из-за того, что в этот раз нам было тепло, водка уходила медленно и неохотно, зато была и оплатой, и бартером, и подарками. Хорошо шли вино, сангрия и наливки. Традиционно три по пятьдесят, всем нужна свежая голова и бодрость духа утром.

Кажется, что в этой бесконечной череде кочевья, времени для себя лично нет, но это не так, его просто мало и от того оно наиболее ценно. Здесь каждый занимается тем, чем хочет: кто-то пишет путевые заметки, кто-то перебирает фотографии, кто-то свои мысли. Хоть работа в лагере есть абсолютно всегда, время для себя просто необходимо, главное не путать процентное соотношение, а то будешь есть, спать и до ветра ходить, пока все жужжат пчелками.

Кольский не разведан нами полностью: Териберка, Ловозеры, Рыбачий к Цып-Наволоку, часть немецкой дороги, уходящая к Среднему. Хотелось бы погулять по отливу на Аметистовом берегу, очень медленно и вдумчиво походить по Муста-Тунтури. Слатаем фильмы, накидаем маршрут, учтем ошибки, и снова наша Ева направит свой нос к Северу, покорять то, что невозможно покорить.

Посвящается памяти моего Отца, Сергея Константиновича Воскресенского.

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

SuperMax

  • 7 сентября 2015, 15:14
Прожил в Заполярном 18 лет, а таких красот не видел.
но +34 в заполярье в начале августа – это неправильно, что-то в планете сломалось

Такое бывало всегда. Не каждое лето конечно, но бывало и в 70-е и в 80-е годы. Народ тогда на озёра вываливает, пляжный отдых организовывает. Верхние слои воды прогреваются, а глубже нырнёшь, а дно изо льда.
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 7 сентября 2015, 15:27
Сам вырос, на севере, только намного южней, на Кончезере в Карелии, бывала жара, но всё равно очень непривычно. Первый раз, в Ледовитом с удовольствием купались))
+
1
+ -
avatar

SemenovEA

  • 7 сентября 2015, 17:02
Отличный отчет! Фотографии — класс!!!
+
2
+ -
avatar

SuperMax

  • 8 сентября 2015, 09:58
Вы будете раздражать людей, вас будут раздражать люди, смиритесь с этим, или езжайте вдвоём.

Вот поэтому на просьбы друзей совершить совместное автопутешествие отказываюсь под разными предлогами. И совершенно не понимаю поиск попутчиков через интернет. Две недели с совершенно незнакомыми людьми это ещё то испытание!
Но у вас немного другая ситуация. Экспедиция по «глухомани» в одиночку это уже экстрим. Всякое может случиться и без помощи второго, а лучше и третьего экипажа будет очень трудно.
+
3
+ -
avatar

Сергеевич

  • 8 сентября 2015, 10:35
С незнакомыми людьми в чем-то проще, в чем-то сложнее. Не знаю как в обычных автопутешествиях, но в экспедиции со сложными условиями, должна быть очень четкая субординация и дисциплина. Соответственно никакой демократии, когда нужен совет — собирается совет, в остальных случаях решение капитана — закон. Если все это понимают и все соглашаются, то всё проходит гладко.
+
1
+ -
avatar

Oлeg

  • 8 сентября 2015, 11:22
Антон, отлично! Хороший слог, добротный отчет. Следуя напутствиям отца, пиши так же свободно, внятно, спокойно. Читать — познавательное наслаждение. Ясно, что есть ещё материалы по итогам путешествий. Пиши — будем читать с удовольствием!
Очень понравилась глава, где в нескольких строчках излагаются основные принципы спортивного туризма на средствах передвижения. Тема близкая, поскольку сам являюсь организатором спортивных автопоходов. В тех местах, на Кольском были в начале июня 2010 года. Немецкую дорогу преодолевали в течение 9 часов — она местами была еще под сугробами. Муста-Тунтури очень, мммм, трепетное и волнующее место — стоя на скалах, рядом с огневыми точками, засыпанными пулеметными гильзами у взрослых мужиков предательски блестели глаза и щемило сердце… Спасибо за возможность пережить эти чувства ещё раз.
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 8 сентября 2015, 11:24
Спасибо.
+
0
+ -
avatar

kinel

  • 8 сентября 2015, 12:05
Не читала Вашего отца, а Вас бы читала каждый день. Так что Вы уж точно его не посрамили. Пишете хорошо, интересно и завлекательно — с Вами, уверена, и путешествовать одно удовольствие. Но особенно порадовало, как Вы описывали людей Севера, так и захотелось тоже к ним в гости, именно к людям, не столько даже на природу.
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 8 сентября 2015, 12:39
Спасибо за теплые слова.
+
2
+ -
avatar

merenga25

  • 8 сентября 2015, 14:15
Спасибо за отчет, точнее за очерк. Хроника путешествия только в датах, а главное пережитые эмоции, текст пропитан чувствами от увиденного и от общения с людьми. Сразу нахлынули забытые добрые чувства, когда-то и мы жили такими устоями и ценностями людей северных широт. Туда действительно хочется возвращаться. У нас в этом году не срослось. Фотографии все с душой.
+
0
+ -
avatar

ucitel

  • 8 сентября 2015, 18:50
Спасибо…
+
3
+ -
avatar

BVD64

  • 9 сентября 2015, 06:04
Поверьте Антон, боль потери не пройдёт никогда, она лишь утихнет, иногда возвращаясь. Сам через это прошёл. Тем не менее, Вы сами сделали правильный вывод: «Что же из этого следует – следует жить!» И именно вот такой насыщенной жизнью! С удовольствием прочитал Ваш отчёт. Столько в нём душевности, порядочности, не разочарованности в людях — это дорогого стоит.
Поскольку в городах народ стал, как это не печально, злее, равнодушнее, циничнее. Наверное поэтому мы ищем новых впечатлений в путешествиях. Фотографии Ваши прям зовут в поход. Все хороши, но меня особо зацепила с баночками тушёнки на чербачке — воспоминания юности. Страшная сила — ностальгия! Спасибо Вам за приятные моменты возвращения в прошлое!
Удачи, и ждём новых зарисовок!
+
1
+ -
avatar

alexcosmo58

  • 8 ноября 2015, 20:08
Сергей Воскресенский… Журналист от Бога с бензином в крови… Мой любимый автожурналист еще со времен«Авторевю», с открытой и полной позитива обаятельнейшей улыбкой… Как жаль, что уходят лучшие… Антон, держись и ни в коем случае не бросай журналистику, прекрасное изложение интереснейшей экспедиции…
+
1
+ -
avatar

Сергеевич

  • 8 ноября 2015, 20:33
Спасибо огромное, за такие теплые слова!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.