ЮЖНАЯ ГОЛОВОЛОМКА - ч.15 "ВОЗВРАЩЕНИЕ" (Дагестан-Волгодонск-Торжок) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

ЮЖНАЯ ГОЛОВОЛОМКА - ч.15 "ВОЗВРАЩЕНИЕ" (Дагестан-Волгодонск-Торжок)

Как маршруту путешествия не виться, а все равно домой возвращаться надо.

Вот приедем мы в Питер, а наша малышка Зоя уже подросла, школьную форму примеряет, на нас с удивлением смотрит… Здравствуйте, мол, а вы кто такие, надолго к нам в гости?!

Подобные шуточные предположения хоть и вызывали у моих детей нервный смех, но самим фактом своего появления свидетельствовали, что путешествие наше, пожалуй, подзатянулось. Следуя логике названия отчета: пора бы уж головоломке и сложиться. Самую сложную часть пазла мы одолели в предыдущей части, когда коварный сель закупорил нас в Закавказье. Но мы не сдались, и вполне успешно прорвались через Азербайджанские погранзаставы, несмотря на опасные армянские штампы в паспортах. Осталось лишь выйти на первоначальный маршрут в Волгодонске и — на север, к родным мхам. ;)



Очень уж живописных мест на обратном пути не ожидалось, кроме, разве что, милого своей провинциальностью Торжка. Но несколько забавных историй с нами в пути случилось — попробуем скрасить ими долгую дорогу.

Когда нас, наконец, выпустили на волю из Азербайджана, день уже клонился к вечеру. К тому времени, когда мы выбрались на трассу, я уже мечтал поскорее упасть на ночлег, но сделанный из-за селя крюк в 1000 км требовал поторапливаться, чтобы снова войти в график. И вот наш Додж катит по просторам уже совсем не экзотичного, а наоборот родного Дагестана, наверстывая упущенное время… а кто это машет нам полосатой палкой, ласково улыбаясь и оттопыривая карман?!



Остановивший меня на трассе «Кавказ» гаишник был предельно дружелюбен, насколько я мог судить по его первым словам на дагестанском. Заметив, что я ничего не понимаю, страж порядка очень удивился.

"Откуда?" — поинтересовался он. — "Из Питера? Но ведь наш, дагестанец из Питера?!"

Такая ошибка могла бы меня озадачить, если бы случилась в первый раз. Наше путешествие убедительно доказало мне, что мои предки наградили меня внешностью идеального секретного агента. Грузины, армяне, азербайджанцы, дагестанцы — все они, прекрасно отличая своих от чужих, со мной пытались говорить на своем родном языке. =\ Национальность у меня сложно-составная, продукт даже не СССР, а всей Российской Империи: русские в моем роду вступали в брак и с украинцами, и с поляками, и с латышами, и еще уйма разных национальностей намешалось. Вот кавказцев, как раз, не было, насколько могу судить. Но результат получился, видимо, подходящий для всех. Так что на предположение дагестанского гаишника я лишь улыбнулся и помотал головой.

"Что, хочиш сказат, славянин?!!" — недоверчиво протянул инспектор.
Объяснять ему все сложности своей родословной мне было лень. Выбрал из разноплеменных предков ту линию, которая могла объяснить южные черты:
"Еврей".
"Ну ничего страшного" — сочувственно ответил работник ГИБДД. — "Был бы человек хороший!"

Ему явно хотелось меня пожалеть и утешить, но кушать хотелось еще больше. Пригласив меня внутрь поста, инспектор окинул жертву оценивающим взглядом.

"Что же это вы скоростной режим нарушаете в населенном пункте?" — спросил он.
Не, ну я, конечно, очень доверчивый человек. Но все же понимаю, что если бы я и правда превысил скорость, мне бы уже демонстрировали фото или видео фиксацию этого нарушения.
"Не здесь!" — инспектор заметил мое недоверие. — "В предыдущем населенном пункте. 100 км/ч ехали. Что делать-то будем?"
"Очень странно. Всегда стараюсь ехать по правилам. Не знаю, что вы делать будете, поступайте, как считаете нужным".
"Так что? Протокол выписывать?! Это ты вот эти деньги от семьи оторвешь и государству отдашь?! Нет, я так не могу… давай так, вот тарелька лежит, вот палажи, сколько душа подскажет, рублей 500, и поезжайте!"

На мои слова, что я не так воспитан, гаишник обиженно заявил, что он тоже не так воспитан.
"Ты что, подумал, что я у тебя взятку требую? Это у вас в Питере взятки-мятки, а у нас — по-братски!"
Пришлось мягко объяснить моему дагестанскому брату, что так тоже не получится.
"Что, совсем ничего не дашь?!" — грустно спросил он. — "Ну езжай..."

И мы помчались…

Что это там за полосатая палочка приветливо машет нам с обочины?

Следующий наш платный консультант по ПДД был вполне себе русским, поэтому напирал больше не на братскую помощь, а на грамматику нашего великого и могучего языка.
"Ну прямо не знаю, что с вами делать..." — задумчиво сообщил он нам. — "Мальчикам-то вашим еще 12 не совсем исполнилось. Значит, по правилам, они должны в креслах ездить. А с другой стороны, вон они какие большие уже. Прямо "казнить нельзя помиловать" получается. Где запятую будем ставить?"
Подождав некоторое время «помощи зала» в решении этой сложной грамматической загадки, знаток всяческих правил опечалился и самостоятельно дал правильный ответ: отпустил наш экипаж восвояси.

Когда, не проехав и километра, я чуть не задавил очередного продавца полосатых палочек, меня уже начало трясти. Открыв дверь, я громко заявил инспектору: денег не дам! Слегка опешив, он принялся заверять меня, что если и хотел проверить, все ли у нас пристегнуты, то исключительно ради нашей же безопасности. Его возмущенные оправдания сопровождали нас и после того, как Козыревых в очередной раз отправили прочь без штрафа.

Впору было, подобно встреченному нами дальнобойщику, вешать на машину табличку «ВЗЯТОК НЕ ДАЮ!».



В общем, подводя итоги нашей гаишно-дагестанской эпопеи, можно сделать некоторые выводы:
1)легендарная коррумпированность никуда не делась, хотя приобрела чуть более пристойные формы;
2)платить взятки не обязательно, если вы не слишком торопитесь;
3)но как же это утомительно, хотя, по-своему, и забавно!

ДЕНЬ 18 (Вс 26.06.2016): Хасавюрт — Элиста — Волгодонск

Утром, проснувшись в гостинице «Киевская» в Хасавюрте, я полез в интернет, чтобы узнать, что тут стоит посмотреть, раз уж нас занесло в этот дагестанский город. В очень вежливых и уважительных выражениях, интернет сообщил мне, что достопримечательностей в Хасавюрте нет от слова совсем. В город мы все же заехали, пытались восстановить утраченную симку Билайн, чтобы вернуть себе мобильный интернет. Это оказалось невозможно за пределами родного региона, но окончательно мне это сообщили уже в Подмосковье, а до того вежливо морочили голову, пересылая из одного офиса в другой. Почему я просто не купил новую местную симку, чтобы выбросить ее дома? Понятия не имею. Это бы сэкономило нам немало времени на пробках. Ну да ладно, в путь, 10:45 уже на часах.

Снова мимо проносятся многочисленные креативные бренды АЗС на тему известных сетей…



Роснефть и Русьнефть

Растяжки на дорогах призывают: "Ради Аллаха, не бросайте мусор! Чистота — часть веры"

Один за другим проезжаем три КПП, где нас вновь регистрируют — теперь как убывающих из республики. В 13:40, после третьего КПП в 210 км от Хасавюрта, мы покинули Дагестан и въехали в Калмыкию. Снова степь да степь кругом…




Иногда гипнотизирующая монотонность пейзажей прерывается водоемами, к которым так и тянет отдыхающих…



А иногда зеркальная гладь оборачивается не водой, а солью, намекая, что может и не зря наш навигатор считает, что мы едем ниже уровня моря.


соль в степи

Повернув в Артезиане, мы незаметно для себя выскочили на трассу для профессионального автослалома, организованную в этих краях заботливыми чиновниками. Сама по себе она не так уж сложна, доступна даже для начинающих спортсменов, вроде нас. Но вот с тем, чтобы проехать дистанцию, ничего не потеряв по дороге, у нас не все получилось.

Сначала на дороге появились ямки.




Уже на этом этапе соревнований, другой гонщик указал на появившиеся у нашего экипажа проблемы. Все же в большом спорте есть место простому человеческому сочувствию!



Тот самый задний фонарь, замену которому я купил в самом начале путешествия в Новгороде, начал колебаться. В смысле, разрываться между мечтой о свободе и привязанностью к нашей машине. Мы попытались избавить фару от этой болезненной раздвоенности с помощью скотча и ласковых слов. Возможно, если бы дорога сохраняла постоянный уровень сложности, это бы и помогло. Но скромные ямки на трассе уступили место наглым дыркам в дорожном покрытии:



И этого стекло фонаря перенести уже не смогло.



Фара улетела в неизвестном сказочном направлении. Будете в тех краях и встретите беглянку — скажите, что мы зла не держим, но и назад не ждем. Пусть живет на свободе, раз уж вольная степь оказалась для нее такой притягательной.

А вокруг продолжают тянуться соляные прииски.



снова соль

Проехав Комсомольский, мы около 15:00 останавливаемся на обед в придорожном кафе. Удивительно, что в этом безлюдье существуют такие заведения. Персонал нам обрадовался, как родным, и принялся делать вкусные и сытные пирожки, пока мы наблюдали незатейливые забавы младшего поколения степных жителей.


придорожное кафе

Вообще, все это безлюдье с очень странными вкраплениями цивилизации, навевало на нас печальные, но возвышенные мысли.



Пока мы предавался этим мыслям, дети, которые в такие мы входить не хотели, успели сбегать к водоему, посмотреть на водоплавающих птиц, облюбовавших его.




пейзажи вокруг

В 16:30, одолев за этот день уже 415 км, мы поворачиваем на Элисту в поселке Яшкуль.



Еще 85 км проносятся за 45 минут, и наш экипаж второй раз за это путешествие въезжает в Элисту. Наши друзья уже ждут нас с обедом (и чего в кафе останавливались?). Обсудили последние российские новости, от которых в путешествии я уже успел немного отвыкнуть и отдохнуть. Дети, тем временем, обновили дружбу, обменялись какими-то подарками. Я тоже вручил элистинским друзьям сувениры, которые вез аж из Питера. Просто забыл отдать, когда мы проезжали Элисту по пути на юг. Может, ради этого и вернулись тем же путем?

Наш элистинский друг Эдуард вежливо поблагодарил за подарки и куда-то исчез. А мы принялись прощаться с его семьей. Все же нам еще до Волгодонска нужно было за остаток дня доехать. На окраине Элисты нас настиг звонок Эдуарда. "Вы куда уехали?! Стойте, ждите! Я вам ответные подарки везу!!!" К этому времени я понял, что с подарками в Калмыкии не шутят. Если что не так — через полстраны потом будешь возвращаться, чтобы весь ритуал гостеприимства был соблюден. ;) Так что мы терпеливо дожидались полчаса, пока нам не привезли сувенирные чашки, колокольчики для малышки Зои и много других приятных мелочей.


сувениры из Калмыкии

В 19:45 мы, наконец, покинули гостеприимную калмыцкую столицу. Мчимся по хорошей дороге в сторону Волгодонска. За два часа пролетаем 205 км до райцентра Зимовники. Как раз, когда мы выезжаем из поселка, резко темнеет, на небе начинает играть яркими красками закат.



Но мы уже близко. Через полчаса наш Караван въезжает в Волгодонск. Дом наших друзей в этом городе — где-то на окраине. Навигатор делает вид, что знает адрес, но водит нас кругами по каким-то сельским дорогам. Окончательно запутавшись, мы делаем контрольный звонок хозяевам, и они бросаются нам навстречу. Выясняется, что мимо нужного дома мы раза три проехали. На цыпочках, чтобы не разбудить многочисленных детей, крадемся к своим койкам и падаем замертво, чтобы познакомиться с приютившей нас семьей уже завтра…


Пробег за день 770 км, от выезда до финиша 11.5 часов, средняя скорость движения 90 км/ч

ДЕНЬ 19 (Пн 27.06.2016): Волгодонск — Липецк

Еще в Питере, планируя наш обратный маршрут через Пятигорск, я упомянул о поездке знакомой девочке, которая, как мне казалась, была оттуда родом. Выяснилось, что я ошибся. Но Алена тут же осторожно предложила: "Мои родители в Волгодонске будут рады вас видеть." Я посмотрел по карте и с благодарностью согласился заехать по дороге. "Нет-нет!" — поспешно возразила Алена. — "К нам невозможно заехать по дороге. Волгодонск — это тупик, никто через него никуда не едет. Там и достопримечательностей-то нет. Только водохранилище, в котором вода почти кипит, и рыба поэтому выпрыгивает, да атомная электростанция". Алена ошибалась. Через Волгодонск очень даже можно проехать транзитом, более того, как мы выяснили на собственном опыте, по крайней мере некоторые трассы тут очень хорошего качества. Ну а природная уха в водохранилище меня сразу очень заинтересовала.

Правда тогда мы еще думали, что домой будем ехать не спеша. В Волгодонск мы должны были приехать в субботу, а в воскресенье меня попросили выступить в местной баптистской церкви. Причем очередность выступлений согласовывается чуть не за два месяца, так что все было серьезно. Из-за селя, увы, все планы пошли прахом. Как я ни гнал, в Волгодонск мы приехали на сутки позже. Мимо той самой церкви пару раз проехали — красивое здание, жаль, что не довелось побывать. Мне было очень неловко, что так подвел пастора. Но у Бога были свои планы: как раз в то воскресенье в гости в церковь приехали какие-то уважаемые проповедники, и пастор очень обрадовался, что ему не придется выбирать, кому из нас отказать в выступлении. :)

Обидно, что ни на какие кипящие водохранилища у нас времени тоже уже не оставалось. Но была одна достопримечательность, которую я точно хотел осмотреть. Это семья самой Алены. Мало того, что ее родителей, как выяснилось, знали совершенно неожиданные люди даже в Элисте. Так еще и семья эта не так давно резко выросла в численности. Родители Алены взяли на воспитание 7 детей из детдома. Приезжает Алена домой, а у нее уйма новых братьев и сестер… на такое чудо хотелось взглянуть своими глазами.


подписанные полотенца

Конечно, такую огромную компанию в квартире трудно растить. Родители Алены построили дом и постоянно к нему что-то пристраивают.


дом в Волгодонске


виноград

Разновозрастные дети мгновенно взяли в оборот мою мелюзгу, и вскоре все они уже играли во всевозможные спортивные игры (под которые тут целый цокольный этаж отведен), носились по участку и просто болтали.



с новыми друзьями

Отец семейства активно вовлекает пацанов в изготовление всевозможных полезных вещей, для этого на участке отдельная беседка с инструментом и материалами.


мастерская

А мама Алены показала нам свой кукольный театр, с которым они в свое время даже гастролировали по разным городам. В этом деле все дети активно участвуют.



кукольный театр

Конечно, с таким количеством детей, и достаточно сложных, покалеченных жизнью детей, приходится внимательно следить за дисциплиной. У каждого ребенка свой журнал, куда записываются поощрения и выговоры, награды и взыскания. Впрочем, баловать детей «просто так» здесь тоже любят.


журнал успеваемости

Нам снова пора в путь. Но краем глаза удалось все же увидеть то, что во многом послужило причиной появления и роста Волгодонска. Этот очень молодой город был создан для обслуживания гидроузла, а бурный рост был связан с атомной промышленностью и строительством АЭС. В окна второго этажа можно было разглядеть строения электростанции, а в самом городе мы заметили памятник мирному атому.



мирный атом

Впрочем, мы-то искали в этот момент совсем другое. Шина у меня неожиданно решила, что пора ей на кладбище…



Но замену ей на шиномонтажах по дороге найти не удалось. Пришлось залить трещину герметиком и надеяться на лучшее. Трудно поверить, но мы так и проехали оставшиеся пару тысяч км до самого Питера, и даже там шина не сразу умерла!

Ну а пока мы искали в Волгодонске резину, на часах уже почти полдень натикало. Не солоно хлебавши, трогаемся в путь.



По пустынным дорогам мимо бескрайних полей мы чуть больше, чем за час, отмахиваем 105 км до Морозовска. Еще 225 км, и в 15:35 мы выскакиваем на главную отпускную трассу страны — М4. За все это время нам ни разу не встретилась АГЗС, но через 40 км по магистрали мы все же смогли, наконец, пополнить запасы газа.


трасса М4

Скрашиваем скуку, разглядывая дорожные указатели. Южные края — богатые. Неудивительно, что здесь поклоняются Маммоне, даже поселения в честь идола богатства называют:



В 18:00 экипаж Козыревых подъезжает к Павловску. Эх, не тот это Павловск, далеко нам еще до дома… но городок тоже старый и красивый, говорят. Второй раз за годы наших автопутешествий проезжаем мимо этого населенного пункта, даже не взглянув на местную архитектуру. От Волгодонска мы уже на 480 км отъехали, но до Липецка еще катить и катить.

Начинаются платные участки трассы, за которые мы в общей сложности заплатили 245 рублей. В 19:50 дорога официально становится «магистралью» под Воронежем. Тоже второй раз проходим город по касательной. В 2010 году мы ночевали неподалеку, на даче у друзей. Там и познакомились с их родственниками, которые сейчас ждут нас в Липецке. Тогда хоть замок в Рамони успели посмотреть, а сейчас просто — к горизонту, наперегонки с догоняющими сумерками.

В 20:30, проехав по трассе «Дон» 385 км, мы сворачиваем на Липецк. А через полчаса и 50 км сносной дороги въезжаем в сам город. Уже темно, к нужному дому навигатор ведет нас какими-то дворами. Совсем недалеко от финиша натыкаемся на оригинальный липецкий вариант «лежачего полицейского». Сработал он отлично, до визга тормозов, но я искренне надеюсь, что мужчина, лежащий поперек дороги под грустные матюки своих собутыльников, в полиции все же не работает. =\

Нас уже встречают и помогают разместиться. Крошечная квартира не слишком приспособлена к вторжению питерских оккупантов, но нам уже все равно…




Пробег за день 766 км, от выезда до финиша 9 часов, средняя скорость движения 90 км/ч

ДЕНЬ 20 (Вт 28.06.2016): Липецк — Рязань

В Липецке мы еще ни разу до этого момента не бывали. Зато мы были в Ельце в Липецкой области, и этот городок нас потряс и старинной застройкой, и небывалой для центральной России чистотой. Местные жители уверяли нас, что такой порядок и чистота поддерживается по всей области, а уж в самом Липецке — красота неописуемая, не то что в Воронеже… наш энтузиазм сильно подорвал хозяин квартиры, где мы остановились. Его скептицизм по поводу потемкинской деревни, в которую власти пытаются превратить город, в сочетании со вчерашними лежачими «полицейскими» не внушал особых надежд. Интересных достопримечательностей в Липецке хозяин нам тоже посоветовать не смог. Это не значит, что их здесь нет — местные жители часто не в курсе, что стоит в городе смотреть. Вполне возможно, что погулять тут очень даже приятно…


Липецк

Но у нас в городе было дело. Есть у меня друг в Питере — заядлый коллекционер шарфиков футбольных клубов. Их у него уже хорошо за сотню, и российских, и из разных стран. Каждый раз, когда я собираюсь куда-нибудь поехать, он начинает меня пилить, чтобы я ему привез сувенир, причем, чем менее известна футбольная команда, тем ценнее трофей для коллекционера. Обычно, я успешно отбиваюсь от таких просьб, вот только в Англии дал слабину. Ну там, куда ни плюнь, обязательно какой-нибудь известный футбольный клуб обнаружится со своими болельщиками, уже готовыми накостылять тебе за плевок — вручить или продать тебе шарфик. В этот же раз мы нигде футбольные клубы не искали, но на обратном пути меня вдруг стала мучить совесть. И вот в Липецке решили мы изловить местных футболистов и оставить кого-нибудь из них без шарфа.

Ради этого больше часа по городу мотались. Все нас посылали из одного ТЦ в другой, с рынка на собственно стадион. Возле одного из торговых центров меня чуть не оштрафовали за парковку на плохо обозначенном «инвалидном» месте — судя по комментариям зевак, там постоянно в засаде полиция сидит и невнимательных ловит. Но тут я вовремя вспомнил, как однажды пошел с друзьями в Исаакиевский собор. На всякий случай, спросил у кассира: есть ли льготы для многодетных. А она, уточнив у старшей, радостно сообщила, что есть. Многодетным продают «билеты для инвалидов». На что мои друзья не преминули заметить, что у нас, пока такую кучу детей вырастишь, точно инвалидом станешь. Полицейский, уже нацелившийся было выписать штраф, поглядел на мой выводок и тоже решил, что от инвалида я не сильно отличаюсь. Отпустил с миром. =)

А вот шарфик мы так и не нашли. Все говорили, что такие бывают, но где они водятся — выяснить не удалось.



В 11:15 мы, несолоно хлебавши, покинули последний из посещенных нами рынков, и отправились в путь. В 11:40 пересекли объездную и бодро двинулись в сторону Рязани.

По дороге заехали на АГЗС. Заправились под неторопливые объяснения хозяина, почему газ так неторопливо поступает в бак, от чего это зависит… и тут обнаружили, что у нас рубли закончились, а карточку на заправке не принимают. Сумма, конечно, небольшая, но все равно неприятно. Хозяин заправки не был, конечно, счастлив, но вежливо предложил завезти деньги на обратном пути (ага, лет так через...). Мы же клятвенно пообещали, что деньги добудем в ближайшем банкомате. Посетили чуть дальше по трассе Пятерочку и еще какой-то супермаркет, где нас заверили, что банкомат возможен только в Сбербанке в райцентре. Вот так через несколько минут мы и оказались в селе Доброе (ради одного названия заехать стоило).


центральная площадь села Доброе

Надо сказать, село оказалось ухоженное, с современными и симпатичными зданиями администрации, ЗАГСа и редакции газеты.



административные здания

Ничего особенного мы тут не увидели, но и не пожалели о случайной остановке в глубинке: и ноги размяли, и посмотрели хотя бы парадный фасад села. Кстати, оно довольно древнее, тут есть руины барской усадьбы и несколько старинных церквей. Ну да ладно. Детям и без руин тут было неплохо.


развлекуха

Вернулись на АГЗС. Заправщик принялся извиняться (!), что не простил нам эти несчастные 400 рублей (видимо, близость Доброго так на людях сказывается). Просто, говорит, уже много раз было: обещают на обратном пути завезти, и больше их никогда не увидишь. По моему, наше возвращение для оплаты газа его глубоко шокировало.



В 14:10 пересекаем границу Рязанской области и выскакиваем на М6. Через полтора часа покидаем трассу, съезжая к самой Рязани. А в 16:15 мы в городе, где будем сегодня ночевать.


Пробег за день 352 км, от выезда до финиша 5 часов, средняя скорость движения 70 км/ч

Но прежде, чем ехать на постой, я решил заскочить в музей-усадьбу Павлова. Лия там была в моем самом первом автопутешествии в 2008 году, но, естественно, ничего не помнит. В скобках — зашла тут у нас с Лией беседа о Новгороде, который мы посетили по пути на Черное море, и она многое вспомнила. А было это на минуточку — семь лет назад! Так трудно поверить, что у меня с моей малявкой-дочерью есть общие воспоминания об автопутешествиях семилетней давности!!! Простите, отвлекся. Сейчас, скупую отцовскую слезу вытру…

В 2009 году мы были в Рязани все вместе, но в тот раз работала только часть экспозиции, посвященная научным успехам Павлова, а сама усадьба была закрыта на ремонт. Так что я решил попробовать еще разок.


Усадьба Павловых

Время, конечно, было уже позднее, но нас согласились пустить и даже срочно найти экскурсовода. Билеты нам полагались бесплатно, за экскурсию выложили 400 руб., что-то должны были заплатить за фотосъемку — но в кассе не было нужных бланков билетов. Мне-то что, но администратор не рискнула брать с нас деньги без оформления, пустила так. Каждый раз, когда я щелкал камерой, ее аж передергивало, но что делать — сами же так решили вопрос.




дом-музей Павлова

Экскурсия была очень неплохая. Как и в прошлые годы, экскурсовод очень быстро настроилась на возраст наших детей и рассказывала так, чтобы им было интересно. По усадьбе точно рекомендую с экскурсоводом ходить, иначе скучно будет. В научном музее можно, конечно, и подписи с плакатами читать, чтобы понять, что показывают, но экскурсовод — молодец, постаралась, чтобы дети и здесь не заскучали.


музей научного наследия Павлова

В кремль уже не пошли, хотя ходят упорные слухи, что скоро его могут передать РПЦ, и туристическая доступность архитектурного ансамбля резко снизится. Но нам уже очень хотелось на постой. Вскоре, мы припарковались в частном секторе Рязани, где наши друзья построили себе дом.



Надо сказать, что хотя контраст дорог и застройки этого района города с соседними высотками сначала поражает, при более внимательном рассмотрении частный сектор нам понравился. Чистенько, много красивых домиков…



Частный сектор Рязани

Семья наших друзей в это время отдыхала заграницей. За домом и симпатичным псом-хаски присматривали их знакомые, которые нас очень гостеприимно приняли. Накормили, поиграли с детьми в настольные игры — в общем, сделали все, чтобы мы хорошо отдохнули с дороги. А на чердаке, где мы устроились на ночлег, еще и тренажеры были — дети тут же поняли, что вовсе и не устали еще…


вечерняя зарядка

Пришлось загонять спать силой.

ДЕНЬ 21 (Ср 29.06.2016): Рязань — Торжок

С утра еще пообщавшись с нашими новыми рязанскими знакомыми, мы окончательно подружились. Даже жалко было уезжать. Фотографируемся на прощание…



прощальные фотки

А вредный хозяйский хаски воспользовался моментом, рванул с поводка да и дал деру. Ребята за ним… я решил, что уехать, не узнав, чем закончилась погоня, будет невежливо. Погулял пока, домики красивые пофотографировал. А вон уже и беглеца ведут под конвоем…



Но свободолюбие, вольный дух — неистребимы. Вместо того, чтобы пристыженно отправиться в дом, псина одним лихим прыжком оказалась у нас в машине.


новая попытка к бегству

Не, ну понять такую страсть к приключениям, тягу к новым впечатлениям — нам, автопутешественникам, не сложно. Сам бы куда-нибудь запрыгнул, чтобы по чужим краям покатали. Но увы… семейные ценности в наших сердцах победили, и мы вернули хулигана домой. Пусть хозяев своих уговаривает в следующий раз брать его с собой. ;)

Со всеми этими разговорами, приключениями и погонями — выехали мы только в 12:15. Через полчаса сворачиваем на М5, где специально для нас положили новый асфальт. Еще через 15 минут покидаем пределы Рязани. Одолев за полтора часа 115 км, мы поворачиваем на А108. Это, возможно, было не самым лучшим решением. Я всегда пользовался этой трассой, чтобы обойти московские пробки, но это было до ограничений для грузового транспорта на МКАД. К сожалению, как я уже упоминал, навигатор яндекс у меня был недоступен. Так что не знаю, что в этот день творилось на других трассах. Но на А108 было плохо…




На первые 77 км у нас ушло почти два часа. Впрочем, включая перекус, который мы себе устроили, надеясь, что пробка рассосется. Следующие 50 минут были потрачены на то, чтобы объехать по краешку Орехово-Зуево, где были сделаны предыдущие фотографии. Километров 70 наш Караван двигался со сносной скоростью, одолев их примерно за час. А дальше мы просто встали в бесконечной колонне машин, которая вообще никуда ехать не собиралась. Слухи о причинах затора ходили разные, но встречные автомобили подтверждали — движения в эту сторону по А108 не наблюдается на протяжение нескольких километров, и особых надежд, что пробка в ближайший час-два рассосется, тоже нет.

Присмотревшись под максимальным увеличением к карте навигатора, мы поняли, что по крайней мере, теоретически, затор можно объехать. В 18:20 свернули на Гагино, дальше не сразу, но нашли поворот на Гальнево, по проселочной дороге с огромными лужами допрыгали до Ярославского шоссе и, потратив примерно полчаса на все эти маневры, выскочили на А108 в пяти км от того места, где мы с нее съехали.



Движение тут было насыщенное, но оно было! Через час и 60 км мы въезжали в Дмитров, а к 20:30 выехали, наконец, на родную М10 — прямой путь домой, в Питер! Несмотря на позднее время и проблемы с трафиком, мы все еще способны замечать буколические пейзажи и забавную рекламу…


тихий омут


33 коровы

Объездная вокруг Твери была по-прежнему разгромлена ремонтниками, но по вечернему времени мы ее одолели за полчаса.



вечереет

В 22:40 видим долгожданный поворот на Торжок и еще через пять минут паркуемся у гостевого дома.

Пробег за день 580 км, от выезда до финиша 10.5 часов, средняя скорость движения 55 км/ч

ДЕНЬ 22 (Чт 30.06.2016): Торжок — СПб

Мысль о посещении Торжка появилась у меня давно, как только я обнаружил, что на трассе СПб — Москва есть такой старинный и тихий городок. Ему не повезло с туристами (а может, наоборот, повезло): магистраль этот городок как-то незаметно обходит, а вместе с ней проскакивает мимо Торжка и поток потенциальных туристов. Может, поэтому я в те годы не мог найти в Торжке каких-либо приемлемых вариантов для размещения, и в предыдущих путешествиях так сюда и не заехал. Это упущение хотелось исправить. И обнаружив на airbnb объявление о гостевом доме в Торжке, я с радостью забронировал нам там комнату.



гостевой дом

Проживание на четверых обошлось нам здесь всего в 11$, т.е. в 704 рубля! На четверых!!! За такие деньги жаловаться было бы стыдно, даже если бы нас положили на матрасы во дворе под деревом. ;) Я и не жалуюсь. Большой дом, гостеприимная хозяйка проживает во флигеле. Мы (точнее, другие жильцы по нашей просьбе) ее разбудили, но она безропотна пришла, все показала и рассказала. Комната простая, но просторная, кровати вполне приличные. Два этажа, на каждом — кухня и душевая. Просто надо понимать два момента. По стилю это самый настоящий хостел. Уйма народа, удобства на всех, для непритязательных клиентов, словом. И второй момент: при нас, по крайней мере, весь гостевой дом был забит мужиками с юга. Не смог бы порекомендовать это место семейным или женщинам.

Нас-то такое соседство не смущало. Я мило поговорил с пожилым постояльцем во дворе. Он осторожно выяснил, где именно мы побывали в Закавказье, и просто расцвел, услышав о родной ему Армении. Во дворе курили и общались его соотечественники, которые с удовольствием обсудили разные города своей Родины. Старик все требовал от нас подтверждения, что в Армении люди лучше, чем в Азербайджане. Его же компания с ним не согласилась, заявив, что всякого… везде хватает. На что он возразил, что оно, конечно, так, но христианская вера все же облагораживает человека. Я был отчасти согласен с обоими утверждениями, поэтому от высказывания собственного мнения уклонился.

Наутро мы обнаружили, что в душевой прорвало трубу, и она затоплена. Хозяйка с помощником тут же принялись решать эту проблему, а нас отправили наверх, во вторую душевую. Заодно мы полюбовались оригинальным решением проблемы: что делать, когда раковину купили не по размеру санузла:



Тот же помощник хозяйки подсказал нам, куда обратиться по поводу машины. Дело в том, что тормоза моего автомобиля не выдержали дальней дороги по горным регионам. Петь они начали еще в Армении, а на обратном пути их серенады становились все более жалобными. Наконец, в предыдущий день плачевная песнь оборвалась на особо пронзительной ноте, и остаток пути до Торжка мне пришлось тормозить, в основном, двигателем (что с АКПП является особенно интересным аттракционом). Работник гостевого дома позвонил мастеру в гараж и договорился, что тот примет нас без очереди.


в гараже

Додж загнали на эстакаду, мастер снял колесо, посмотрел на мой правый передний тормоз… и, выйдя из ступора, полез за смартфоном — фотографировать. Нам тоже посоветовал заснять это зрелище — на память. Сказал, что такое ему еще видеть не доводилось. =\ Поскольку я понятия не имею, как должен был выглядеть этот самый тормозной диск и прочее, то фотографировал наугад. Может, более опытные автовладельцы сумеют оценить зрелище. ;)



Но то, что все у меня там плохо, я понять сумел (впрочем, иначе я бы не поехал в сервис, чуть-чуть не дотянув до дома). Начал уже мрачно готовиться к эвакуации детей, а затем и автомобиля за большие деньги домой. Но наши русские Левши не растерялись. Немного почесав в затылке и поматерившись, они все же решили снять суппорт и полностью заглушить этот тормоз, чтобы тормозная жидкость не вытекала. Так что остаток пути до Питера я проделал на одном тормозе, сопровождаемый добрым пожеланием: Резко не тормози, а то на встречку вынесет! Ну, ничего страшного не было, резко тормозить я вообще не склонен, да и машина слушалась хорошо, неравномерность торможения почти не ощущалась.

Ну все, проблемы решены, теперь можно и Торжок осмотреть хоть немного. Городок это, как я уже упоминал, древний, упоминается еще в летописи XII века под названием Новый Торг. Это название существовало долго наравне с Торжком, и местные жители по сей день предпочитают говорить о новоторжских достопримечательностях, а себя называть новоторами. В любом случае, понятно, что город был торговым. Что и не удивительно — он находился на перекрестке шести важных для древней Руси дорог. Ну, по дорогам не только купцы ходили, поэтому тут быстро и крепость возникла, которой пришлось выдержать множество осад и разрушений. Причем, в основном, от своих же: московских, суздальских, тверских и прочих правителей. Впрочем, татары город тоже сжигали.

Но со временем основные трассы сместились и, как уже упоминалось, прошли мимо городка. Торжок погрузился в сонную провинциальную дремоту. Даже оды Пушкина изобретенным здесь пожарским котлетам и золотому шитью не помогли. В советское время спрос на все эти ананасы с рябчиками был невелик, а старинная архитектура тем временем неумолимо разрушалась. Несколько лет назад изучал отзывы автопутешественников по этому городку, и многие из них призывали посетить Торжок, пока еще есть чего смотреть. Действительно, руинированных построек тут и сейчас немало:


разруха

Зато Ленин в городском парке выглядит «как с иголочки».



Но это все наверху, дальше от реки. Самые симпатичные кварталы Торжка расположены вдоль Тверцы. Туда мы, припарковав автомобиль, и направились.



спускаемся к реке

Река тут тихая, безмятежная, с несколькими перекинутыми через нее пешеходными и автомобильными мостами.



река Тверца

А по ту сторону реки раскинулась нарядная городская площадь. Да и виды с моста на старинную застройку — доставляют.




лепота


тоже лепота

Пешеходный мост, как положено, занят под свадебные замки. Мои пацаны, в силу возраста, все эти телячьи нежности не одобряют, но поразглядывать любовные скрепы не отказываются…



А традиция указывать имена на замках позволяет им еще и сестренку подразнить — «замуж выдать»:



как сестру не потроллить?

Лия обижаться не стала, по крайней мере, быстро помирилась с насмешниками. Все же положение старшей сестры обязывает:


З — «забота»

Перейдя мост, мы вышли на площадь, разумеется, Ленина. Чистая такая и приятная для прогулок площадь.


площадь Ленина

Указатели здесь подсказывали, где находится музей золотошвейной фабрики — там, говорят, интересно. Но нам показалось, что далековато, да дети и не были настроены на очередную экскурсию — пресытились уже слегка. Полюбовались гербом городка и стендами с его городами-побратимами. Кстати, в целом, грамотный выбор (ну, кроме Москвы, конечно). Есть в городе что-то, роднящее его с маленькими скандинавскими и белорусскими городками, как мне кажется. Хотя ни в Савонлинне, ни в Слониме я пока не побывал.



гербы

Герб Торжку придумала Екатерина II (или, точнее, ее герольдмейстер). Тут у каждого второго была голубятня в те времена, а число голубей на гербе по числу главных дорог выбрали. В местной союзпечати мы приобрели какие-то сувениры, в т.ч. открытку со стихами, посвященными «шести новоторжским голубям».

От площади наша компания двинулась вдоль набережной, любуясь зданиями по ту сторону реки. Все, что выходит на Тверцу, тут явно хорошо отремонтировано и выглядит очень симпатично.




набережная

Перейдя по автомобильному мосту обратно, на восточный берег реки, мы двинулись вдоль этих самых отреставрированных зданий. Часть из них превращены в гостиницы и рестораны. Но политики наши, как ни странно, тоже себя не обижают:



Единая Россия

Пора возвращаться к брошенному автомобилю…



Наше краткое знакомство с городом мне очень понравилось. В сочетании с, по отзывам, очень неплохими музеями и несколькими любопытными местами неподалеку от Торжка, вроде Василево и водопадиков в деревне Паника, город заслуживает посещения хотя бы на полный день. Надеюсь, и нам это когда-нибудь удастся. Для верности мы купили в Торжке прекрасную свистульку для куклы, которую Лия привезла из Еревана.


кукла осувенирена

В 12:50 наш экипаж выезжает из центра Торжка, и уже через 10 минут мы возвращаемся на трассу М10.


трасса

А дальше все просто и привычно. Съезжаем на магистраль вокруг В.Волочка. Информационный стенд обещает, что буквально с завтрашнего дня цены на проезд понизятся. Ну-ну. Интересно, было ли реализовано это обещание? Мы заплатили 200 руб., зато 80 км проехали за 40 минут. Потом перекус в Крестцах (взяли пару пирожков и для Ани с Зоей). К 18:00, проехав за этот день 420 км, мы прибыли на нашу дачу под Кириши, где, наконец-то воссоединились с родными. Малышка Зоя, вопреки нашим опасениям, узнала нас сразу и очень обрадовалась. Любимая Аня, кажется, тоже. ;)



Поужинав и переведя дух, решили не оставаться здесь на ночь, а рвануть сразу в город. Полчаса до Московского шоссе, потом достаточно стремительное движение к городу, но уже под Питером, в Ям-Ижоре постояли в пробке. Потом КАД, и в 22:45 мы были у подъезда родного дома.


Пробег за день 597 км, от выезда до финиша 10 часов, средняя скорость движения 85 км/ч

Заботливые родственники приготовили приветственный ужин, хотя оценили мы эту услугу лишь на следующий день.


хлеб-соль

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

За три недели наш верный Додж накрутил 9890 км пробега — пока что наш рекорд в автопутешествиях. Максимальный пробег за день был от Тамбова до Элисты — 855 км. А в среднем в те дни, когда мы куда-нибудь перемещались на авто, наш караван проезжал по 520 км. Не так уж и много, просто таких дней в этот раз оказалось немало.

Бюджет путешествия можно посмотреть в таблице:



Конечно, на сумму расходов повлиял тот факт, что по России у нас множество друзей, которые рады приютить и покормить путешественников. Самый дорогой ночлег на человека у нас получился в Баку по дороге туда — мы брали две отдельные комнаты и заплатили почти 3000 руб. на четверых. Самый дешевый был в Торжке — за 700 руб. вчетвером я еще нигде не ночевал. На туристические удовольствия тоже потратили немного, на мой взгляд, поскольку большинство достопримечательностей были либо природными, либо бесплатными. Почти половина этой статьи приходится на канатку в Татеве. В прочие расходы, кроме мобильной связи, вошли всяческие сувениры и подарки. Что делать — дети подросли и распробовали это удовольствие. =\ Ну и, конечно, оставшихся дома членов семьи нельзя было обидеть.



вернулись с добычей

Ну а главная добыча, как всегда, это впечатления, приключения, встречи со старыми и новыми друзьями и радость возвращения домой. Вот ради этой радости и столь ценных трофеев, мы, если Бог позволит, еще не раз оставим свой дом ради дальних и ближних странствий.

А ВАМ ВСЕМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО, ЧТО БЫЛИ С НАМИ ДО КОНЦА ОТЧЕТА. ПРИЗНАЕМ ВСЕХ НАШИХ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ ПОЛНОПРАВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ЭКСПЕДИЦИИ. ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Комментарии (8)

RSS свернуть / развернуть
+
4
+ -
avatar

Zebra

  • 29 мая 2017, 19:30
Спасибо! Путешествие и правда было мощным, именно таким, какое и запоминается особенно хорошо :) Удачи, ну и новых путешествий!
+
2
+ -
avatar

BVD64

  • 30 мая 2017, 04:31
Дорога домой — это всегда часть пути со смешанными чувствами в душе: радость возвращения и лёгкая грусть от того, что путешествие закончилось. Однако самый ключевой момент в такой период — планирование новых поездок!
Спасибо за прекрасный рассказ, и удачи в новых путешествиях с новыми приключениями!
+
3
+ -
avatar

bulava61

  • 30 мая 2017, 07:47
Спасибо, Борис, с вашей компанией было интересно путешествовать. В последней главе открыл для себя что-то новое по части юмора
«Еврей».
«Ну ничего страшного» — сочувственно ответил работник ГИБДД. — «Был бы человек хороший!»
Успехов Вашему семейству и новых маршрутов и загадок.
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 30 мая 2017, 09:54
Прекрасное завершение путешествия! В Вашем случае это именно путешествие, а не поездка. Молодцы дети!
Понравился Торжок: город с благоустроенной набережной — уже залог туристической достопримечательности!
+
2
+ -
avatar

Tat-77s

  • 30 мая 2017, 17:08
Браво! Замечательное путешествие и не менее замечательный отчет. Иронично и оптимистично. Про фару улыбнуло и не только про нее :)
+
2
+ -
avatar

Grabs

  • 30 мая 2017, 20:43
Отличное получилось путешествие! Спасибо за рассказ!
+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 4 июня 2017, 00:47
Благодарю всех, кто читал, комментировал, дополнял, отгадывал загадки, и поддерживал добрыми пожеланиями. Без вашего участия я бы вряд ли осилил эту бесконечную историю.
А в новое путешествие я надеюсь уехать уже через три недели. Будет оно, правда, совсем не таким масштабным: нацелились мы на соседнюю Беларусь да Смоленск посетить. Но уверен, там мы тоже что-нибудь стоящее отчета найдем! ;)
+
1
+ -
avatar

denisio-2

  • 14 июня 2017, 13:49
Конечно найдётся!!! Ждём нового отчёта!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.