ЧАСТЬ XV. Honefoss – нам дом родной! / Blog by admin / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

ЧАСТЬ XV. Honefoss – нам дом родной!

  • admin
  •  в рубрике Blog by admin  
  • | 8 июня 2009, 10:32
  •  | Просмотров топика: 13198
На чём я остановился?..

Это самая короткая часть, в которой даже рассказывать особенно нечего. Хмурую и дождливую субботу мы провели в номере: много спали, следили в интернете за ходом войны, пытались также «нарыть» что-либо относительно возврата НДС. Как-то так.

В воскресенье, 10.08.08, погодка разгулялась. Гуляли по городу, устроили «тихий час», дабы скоротать побольше времени с пользой. т. к. магазины были закрыты, ходили «обедать» на автозаправку, где схомячили по хот-догу. На рыночке купили фруктов. Запасы же быстроприготовляемых каш и дошираков, притараненных ещё из Москвы, уже давно иссякли.

Пока бродили по Honefoss'у с удивлением набрели на расположенный недалеко от автосервиса магазин с русскими вывесками, гласящими что-то вроде: «Добро пожаловать, земляки!» или «Продукты из России». Магазин был сам захолустного типа, явно не супермаркет. В магазине были представлены такие русские деликатесы (с долгим сроком хранения) как сгущёнка, какие-то печенья, консервы… Ничего особенного, короче говоря. Толчеи русских в данном магазине не было, а вот жителей Хёнефосса, что победнее, в т. ч. явно отличимых иммигрантов, было достаточно.

Удивились мы такому магазину: неужто в городке с 14-тью тысячами населения достаточно русских, чтобы в городе наличествовал русский магазин с приволакиваемыми из Родины-матушки продуктами? Ну да ладно…

Записей о потраченных деньгах (обычно пишу в моём традиционном пункте Итоги дня) мы больше не вели, т. к. затрат особых за эти дни не было.

Завтра решится, продолжим ли мы обживать Хёнефосс или же уже, в конце концов, помчимся в сторону дома, Москвы…

ЧАСТЬ XVI. «Сердце ноет, сердце просится домой, домой»...

1. А с какой попытки вы обычно расплачиваетесь с карточки?

Не может быть! Утром пораньше в понедельник в полицейском участке мы забрали наши загранники со вклеенными семидневными визами! Кстати, чтобы физически забрать наши паспорта, нам нужно было подняться на 3-ий этаж к тому седовласому дядечке, в отдел по работе с иностранцами. Когда он отдавал нам паспорта с визами, мы с удивлением услышали от него достаточно внятную русскую речь и обалдели! Ведь в прошлый раз он ни намёка не подал на то, что в принципе понимает хотя бы слово «я» по-русски. Сказал, вроде, что учил в институте, что ли. Но надо было бежать за тачкой! Но как же слаженно работает норвежская полиция: очень оперативно сделали нам визы!

Томми, в свою очередь, презентовал нам стоящую в полной боевой готовности Хондочку! Осталось только расплатиться. Накануне папа перевёл мне на карточку 90 000 рублей, в долг, отдать который я должен буду после возмещения ущерба Ингосстрахом.

Что примечательно, так это то, что сколько было подсчитано Томми в предварительной калькуляции, столько, копейка в копейку (или оре в оре), в конечном счёте, и вышло. Т. е. не как у нас: «Вай, дарагой! Всиво питсот рублэй, да? И всё гатово»; через полчаса «Слюшай, тут у тэбя ещё вот кой-чаво помэнять надо, да, и ещё вот это и ещё то». К сожалению, у нас такое происходит не только в гараже у Ашота, но и у официальных дилеров на СТОА… За границей же, как показала практика, даже небольшой автосервис работает чётко как часы. В четверг сказали — 92 тысячи, готовность машины в понедельник; а в понедельник машина, действительно готова, и готова ровно за предварительно подсчитанные 92 тысячи! Фантастика!..

Но вот незадача — карточный терминал в автосервисе наотрез отказывался принимать мою карту. Причина отказа не ясна, но денег на счёте хватает, карта везде до этого принималась.

Нужно было оперативно, пока не закрылся банк, поменять часть оставшихся у нас наличных ЕВРО на кроны. Нам нужна была сумма, которой бы нам не хватило, в случае, если придётся снимать деньги в банкомате. Просто отец перечислил на карточку сумму, впритык хватающую на оплату ремонта. Снимай мы деньги в банкомате, в районе 5-7% от снимаемой суммы составила бы комиссия, и у нас банально могло бы не хватить бабок на ремонт.

Сразу же снимать деньги в банкомате желания не было из-за комиссии банкомата. Мы предпочли подстраховаться, обменяв порядка 200-ухста евро на кроны, и продолжить попытки «скормить» Томминому карточному терминалу мою карту. Даже в случае провала наших попыток, у нас была бы возможность снять с карты деньги в любое время, уплатив приличную комиссию; банкомат, в отличие от банка, работает 24 часа в сутки.

Напрягли даже отца, чтобы тот позвонил в АльфаБанк (банк, где у меня была открыта карта), чтобы с ними разрулить возможные причины отказа терминала принимать карту. Там сказали, что всё у меня с картой в порядке и должно быть причина в самом терминале.

Итак уже лишнего я тут понаписал на тему нашей оплаты, но суть в том, что мы на всех этих загвоздках потеряли порядка 1,5 часов. В итоге решили: идём ещё раз в автосервис и пробуем последний раз расплатиться по карте, а, если не выйдет ничего, снимем денег и заплатим налом!

Но, быть того не может, платёж по карте прошёл в последний момент. Выяснилось, что кузовной цех, посредством чьего терминала мы пытались произвести оплату, не мог её принимать за услуги слесарного цеха, коим повелевал Томми. Потом чуваки смекнули в чём дело, задали другие параметры платежа и вот!… Мы уже выезжаем с территории Storgaten BIL'а на отремонтированной машине!

«Выезжаем немедля в сторону Швеции!», — решили мы и, на скорую руку забронировав тот хостел, в который мы должны были бы приехать в день нашей аварии, попрощались с Хёнефоссом и тронулись в путь!

2. Процедура возврата НДС за границей. Документ экспорта + счёт-фактура + фискальный чек = возврат НДС.

Оххх! Так аккуратно я давненько не водил машину. Мне даже какой-то норвежский хлапец, уставший от соблюдаемого мной скоростного режима, сперва усиленно моргал дальним, а потом и вовсе обогнал с истеричным сигналинием, что для резидентов скандинавских стран в принципе нетипично. Ну да фиг с ним, — я же не хотел больше никуда улетать и снова разворачиваться (уже на эвакуаторе) в сторону Хёнефосса. Тише едешь — дальше будешь.

Долго ли коротко ли ехали, но уже проехали и Осло, и тот пункт оплаты дороги, где некогда помогал мне эстонский дальнобойщик разобраться с оранжевым автоматом, и уже приблизились вплотную к норвежско-шведской границе. Решили остановиться у пункта возврата денег по программе Tax Free (мы ведь много всего накупили из шмотья, и у нас было, за что возвращать налог). В пункте Tax Free Refund спросил наудачу: «А можно ли вернуть НДС тут у вас?». Каково же было моё удивление, когда мне сказали, что да, можно, только не у нас, а во-оон в той будочке…

Воспряв духом по случаю возможного возврата НДСки, мы проследовали в указанную будочку. Там нам объяснили, что для того, чтобы нам вернули НДС необходимо получить у таможенников (сотрудники будочки) документ экспорта. Этот документ выдаётся иностранным гражданам при наличии у них счёта-фактуры, фискального чека и предъявлении товара (по аналогии с системой Tax Free). Выдаётся не безвозмездно, а за него надо заплатить порядка 1200 рублей (по курсу кроны к рублю на август '08).

Как объяснили мне сотрудники таможни, при наличии этого документа я могу требовать у организации (у автосервиса в моём случае), удержавшей с меня плату за товары/услуги (включая налог на добавленную стоимость), возмещения мне суммы в размере НДС. Для этого мне необходимо было отправить в автосервис, например, по факсу или мэйлу, копии счёта-фактуры, фискального чека и этого самого документа экспорта.

<=== **** **** **** **** **** ===>

Где-то в интернете натыкался на информацию об условиях возврата НДС:

1) товары вывезены из страны приобретения;

2) товары не были использованы на территории страны;

3) наличие финансовых документов (чеков, счетов-фактур).

Делаю вывод, что: документ экспорта — это документ, который подтверждает, что товары вывезены из страны приобретения (о чём свидетельствует штамп таможни в нём) и не были использованы на территории страны, что и позволяет иностранцу не быть обложенным налогом НДС.

<=== **** **** **** **** **** ===>

Я не совсем вник, что да почему, но мне выписали документ экспорта на возврат 25% от ВСЕЙ суммы, уплаченной за ремонт, хотя:

a. замененные запчасти в процессе нашего пути от Хёнефосса (места выдачи счёта-фактуры и фискального чека) были ведь использованы на территории Норвегии;

b. документ экспорта был выдан на всю сумму, составляющую ровно 25% (=НДС), а она включает помимо товара (запчасти) и услуги!

Отсюда вывод: либо и за услуги тоже возвращают НДС, а факт использования товаров на территории страны их приобретения не имеет значения, либо таможенники сжалились надо мной, посмотрев на сумму счёта за ремонт, и выписали мне «не по протоколу» сумму для возврата (она указывается прописью в документе экспорта). Но второе — вряд ли. Тогда я чего-то не понял юмора относительно первого момента — условий возврата НДС Прошу тех, кто в теме, дать мне разъяснение относительно описываемого момента с возвратом НДС…

Но тогда мне не очень хотелось выяснять, что там и почему, ведь я держал в руках бумажку, почти что ваучер примерно на 23000 рублей!!! Осталось только положиться на чёткость работы норвежской таможенной системы и на Томми, чтобы он вернул-таки мне оную сумму! Я подсознательно «напрягался»: а вдруг что-то не так оформлено, вдруг по каким-то причинам мне не вернут деньги… В таком случае, из своего кармана я заплачу 23000 + 1200 (за оформление документа экспорта) рублей, чего мне ну очень не хотелось!

3. Упыри и вурдалаки приготовились к атаке!

Итак, въехав вновь на территорию Швеции, мы взяли курс на город Арьянг (или Орьянг; там первая А с двумя точечками наверху). Там нас ждал хостел. Причём, ещё когда Даша незадолго до выезда из Хёнефосса звонила на ресепшн этого хостела, ей сказали, что если мы приедем позже 21, кажется, часа, то ключ от нашего номера (номер номера такой-то) будет лежать за стеклом на столике. Мы слегка удивились, но — это же Швеция, почти что коммунизм там, так что, очевидно, такое дело для них в порядке вещей.

Проехали мы по территории Швеции относительно немного, километров 50, как уже стали встречаться знаки, указывающие на наше приближение к Арьянгу. После того, как с основной магистрали мы свернули на второстепенную дорогу на Arjang, включили GPS-навигацию, чтобы не промахнуться мимо расположенного, судя по картинке на карте, в какой-то пустынной местности среди лесов и озёр.

Проехали километров 10-15. Навигатор велел нам сворачивать на какую-то просёлочную дорогу, т. к. в параметрах маршрута я, кажется, выставлял опцию включения грунтовых дорог в маршрут… Уменьшила Дашка масштаб карты так, чтобы место назначения — наш хостел — был виден на карте. Сначала мы как-то обогнули небольшое озеро, потом сверну куда-то: навигатор гнал какую-то пургу. Очевидно, то ли неактуальная карта местности была загружена, то ли мы где-то пропустили какой-то поворот, но мы снова начали удаляться от хостела, обозначенного на карте чёрно-белым клетчатым знаком «Финиш», взяв не тот курс. Я принял решение ехать так, чтобы визуально на карте наш крейсер приближался к цели. Выехали на некую, уже асфальтовую дорогу…

Темнело. Времени было в районе девяти с чем-то, кажется. Дорога, по которой мы ехали, визуально на экране монитора приближаясь к хостелу, была узкой (двухполосной), а по сторонам густой лес. Проехали несколько километров по дороге, но ни души не встретили… Вот проехали какую-то свалку старых машин (кузовов), вот какие-то трактора стоят, но ни намёка на людей. Даша резонно предположила, что, может, лучше вернуться на «большую» дорогу, пока не очень далеко отъехали. Я же предложил ехать вперёд, пока куда-нить не приедем, где можно будет спросить кого-то, как проехать к хостелу. Встретились нам, правда, на пути пару машин, что несколько скрасило всё более нарастающее чувство какой-то тревоги, наподобие той, какая в нас вселилась среди зловещих норвежских чащоб… Также проехали пару домиков, стоящих около дороги.

Тем временем дорога, по которой мы ехали, начала плавно уходить в сторону от желанного финиша, и после преодоления ещё километров 5-7 и убеждения в том, что финиш наш уж как-то совсем начал отдаляться, решили развернуться и доехать до тех домиков, спросить… Вернулись к домикам, встали у дороги. Возле одного домика, во дворе, стоял джип, из которого как раз выходил видимо только что подъехавший к дому хозяин. На лестницу вышла женщина. Наверное, встречать приехавшего мужика. Я поспешил подойти к ним, спросить про хостел. Хозяева с трудом меня поняли. Очевидно, жители деревень и маленьких городов куда хуже управляются с английским, чем жители мегаполисов. Но понимание между нами было найдено и, к нашему с Дашей счастью, женщина даже знала, где этот хостел находится, и рассказала, как туда доехать. Выяснилось, что ехали мы в правильном направлении по той жутковатой без конца и края дороге. Там еще через пару километров перекрёсток, вот свернуть надо на нём и условное обозначение нашей машины на дисплее начнёт стремительно приближаться к хостелу!

Читать продолжение!

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.