Литва: возвращаемся раз за разом / Дружеский гид / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Литва: возвращаемся раз за разом

Часть 1. Почему в Прибалтику на автомобиле?
В своих выкладках я исхожу из предположения, что в путешествии участвует вся семья, т.е. минимум трое, а лучше четверо человек. Это как раз наш случай (двое взрослых+двое детей), многократно проверенный и дающий существенную экономию по сравнению даже с тщательно спланированными авиаперелетами или «паровозными» маршрутами из Москвы.
Если отпуск небольшой (7-10 дней), то тратить много времени на дорогу не хочется — максимум 1 день туда и столько же обратно. Таким образом в круг интересов попадают города и страны на удалении около 1000 км. Расстояние от Москвы до Вильнюса — 880 км, до Риги — 930 км, до Таллина — примерно 1050 км. Получается то, что надо! На месте же автомобиль даст вам потрясающее чувство свободы, потому что в этих краях есть что посмотреть, а холостые пробеги совсем невелики.

Как ехать?
Если в Литву, то лучше всего по М-1 через Белоруссию. После Голицыно заканчивается основная масса светофоров, и снижается поток машин. Ограничения скорости вызваны, как правило, белыми знаками населенных пунктов, их немного и поэтому лучше не игнорировать. В Белоруссии начинается платный участок автомагистрали (до Минска — два раза по 0,5 евро), на котором ограничение скорости составляет 120 км/ч (иногда 100). Перед Минском надо уйти по указателю на М-2 и далее катиться до города уже по «обычной» дороге. Сам Минск мы объезжаем по кольцевой, но вот выезд на неё надо высматривать очень внимательно (когда справа и слева появятся первые жилые кварталы). Для первого раза лучше остановиться и спросить:) На МКАДе ограничение 80, и часто попадаются предупреждения о контроле скорости со стороны ГАИ. Это правда. Съезд на Вильнюс (на М-7) обозначен нормально, поэтому здесь проблем быть не должно. После съезда на М-7 будет еще только одна развилка (М-6 и М-7) и надо будет опять принять вправо — на М-7. Если двигались правильно, то до границы с Литвой остается совсем немного. Путь от Москвы до пограничного перехода «Медининкай» (примерно 850 км) можно проехать за 9-10 часов.
От погранперехода начинаются дороги Литвы и тут уже все зависит от вашего пункта назначения. Проще всего — в Вильнюс (36 км). До Тракая мы ехали по второстепенной «106-ой», ориентируясь сначала на указатели «Kaunas», а потом и «Trakai».
Возвращаясь из Риги, вынуждены были прокатиться по М-9 (Е22). Эта трасса нам понравилась меньше, чем Белорусская М-1: качество покрытия хуже, ограничений больше, риск нарваться в темноте на выбежавшего лося — выше.

Примерное время в пути (с учетом всех остановок и погранперехода).
Пушкино->Вильнюс: 13 часов (первая поездка, 45 минут простояли в ожидании, пока нашу машину проверят по каким-то европейским базам)
Каунас->Пушкино: 12 часов
Пушкино->Тракай: 14 часов
Рига->Пушкино: 14.5 часов (погранпереход занял 3:45 часа)

Заправки?
Заправившись один раз в Москве или на выезде, топлива хватает до границы с Белоруссией (~450км). Её приближение отмечено большим количеством брендовых и не очень АЗС по обеим сторонам дороги. Опять заливаем полный бак и рассчитываем, что следующую заправку лучше сделать при выезде из РБ (еще ~300км). Проехав Ашмянй (Ошмяны) справа смотрим Лукойловскую заправку (она немного удалена от дороги), там топливо лучше. В последний раз мы заметили новые АЗС перед самым погранпереходом, наверное, скоро можно будет заправляться и там. В Литве и Латвии заправок на дорогах достаточно, но стоимость топлива значительно выше, поэтому прикидывайте сами — как ездить и где заправляться. Оплата банковскими картами в России, РБ и Прибалтике распространена повсеместно (еще ни разу не натыкались на АЗС, где берут только наличные).

Сравнительная цена бензина АИ-95 (август 2011, отсюда):
Россия = 26.50...28.60 RUR = 0.67...0.72 EUR
РБ = 4650 BYR = 0,662 EUR = 26,22 RUR
Литва = 4,73 LT = 1.37 EUR = 54.25 RUR
Латвия = 0.927 LVL = 1.307 EUR = 51.76 RUR

На что обратить внимание?
Перед или на самой границе с Белоруссией необходимо приобрести полис страхования гражданской автоответственности. Если не ограничиваться РБ, то это будет «зеленая карта» по странам Евросоюза: для легковых автомобилей на 14 дней стоит 1420р. (данные второй половины июля 2011). В последнее время я покупаю полис еще до начала поездки — в Москве, и остановку делаю только для обмена валюты на белорусские рубли.
До 1 января 2011 года приходилось также оплачивать «транзит за пользование дорогами Белоруссии» (5 USD или ~150 руб. за 1 сутки), но сейчас это уже не требуется.

На пограничном пункте Литвы от вас попросят паспорта с визами, свидетельство о праве собственности на транспортное средство, «зеленую карту» и медицинские страховки. Водительское удостоверение никого не интересует.
Белорусские рубли можно сменять на границе Россия-Белоруссия (вагончик белорусского Сбербанка), а литы — в здании погранперехода Медининкай (Литва).

Официальные кросс-курсы валют (4 августа 2011):
EUR/RUR=39.6
RUR/BYR=178.2
LT/RUR=11.45
LVL/RUR=55.99

Питание в дороге?
С этим совершенно нет проблем ни в одной из стран. В Белоруссии средняя цена обеда на четверых — 35-40 тыс. белорусских рублей (370-420 руб.). С каким-то непонятным упрямством мы практически всегда останавливаемся обедать/ужинать в кафе на развилке М1 и съезда на Борисов (54.264034, 28.670064). Разнообразно, вкусно и достаточно быстро. Думали, что так везде в Белоруссии, но позавтракав один раз на М1 недалеко от Бреста, больше решили не экспериментировать.
По Литве в дороге можно поесть за 50-80 лит (опять на 4-ых).

Парковки?
В городах, особенно в центре, парковки либо запрещены, либо платные. Оплата через паркоматы, но как-то нам это не удалось легко сделать (В Каунасе нам помог местный водитель, которому мы просто отдали деньги). При бронировании гостиниц желательно уточнять наличие парковки для клиентов и её бесплатность. Наш опыт: Reval Hotel Lietuva (Вильнюс) — наземная бесплатно, подземная — 20 лит/сутки, Reval Hotel Neris (Каунас) — бесплатно, Клуб круглого стола (Тракай) — бесплатно, Belvilis — бесплатно, Dono vila (Паланга) — бесплатно, Monika Centrum Hotel (Рига) — теплая — 10 евро/сутки, на улице — 4 лата/сутки.

Я почти ничего не написал про езду по дорогам Прибалтики. Это потому что там нет ничего необычного и все понятно: разметка и знаки — европейские, дороги зимой чистят (но не идеально), правила соблюдают, полиция в засаде ни сидит (только в Латвии).

Часть 2. Где были, что видели.
Литва стала первой зарубежной страной, границу которой мы пересекли на своем авто. Можно сказать, что это была первая полноценная прививка дальним автотуризмом. Казалось бы, государство небольшое, основные достопримечательности осмотрены — зачем приезжать сюда второй, а тем более третий и последующие разы? Так вот: есть и, я надеюсь, еще будет — зачем.
Вашему вниманию я предлагаю перечень литовских «POI», которые нам пришлись по душе.

Паланга
Отличный курорт, подобных которому я пока больше не встречал. По первому разу испытали культурный шок: пешеходная улица Басанавичюса заполнена нарядно одетыми людьми, домики вокруг стильные, развлечения соответствующие. Проживание — на любой вкус: кемпинги, гостиницы, апартаменты (частный сектор).


От Вильнюса — 330 км, от Москвы — ~1220 км. Определить, кто составляет костяк отдыхающего контингента, не берусь. Встречали и поляков, и немцев, и белоруссов, и россиян. Литовцы выезжают на балтийское взморье каждый раз как случается хорошая погода, но большинство из них предпочитают более экономичный Швянтойи.


Куршская коса
Национальный парк в западной части страны, отделяющий Куршский залив от Балтийского моря. Поскольку коса начинает расти из российского берега соседней Калининградской области, в Литве на неё можно попасть только паромом Клайпеда-Смильтине-Клайпеда.

После переправы с правой стороны — дельфинарий с аквариумом, Музей Природы, этнографическая усадьба рыбака, слева — национальный парк «Куршю Нерия». Въезд в парк для туристов — платный. Самое лучшее на территории парка — это природа: грандиозные песчаные дюны, ароматные сосны, полудикие пляжи холодной Балтики и более теплого залива.

Время на косе течет иначе, чем в других местах. Никто никуда не торопится, максимальную скорость развивать лучше всего на велосипеде.
За один день мы проехали всю литовскую часть заповедника, уперлись в границу и вернулись назад в Палангу. А еще хочется приехать и остаться хотя бы на неделю.


Большой список интересных мест на Куршской косе здесь.

Тракай
Место, которое большинству известно своим хорошо восстановленным замком. И хотя местные говорят, что кроме него здесь ничего нет, мы с удовольствием провели в этом районе 3 дня. Первый раз приезжали летом — на ознакомительную экскурсию — посмотрели замок, покатались на лодке.

Второй раз — зимой, поселившись прямо напротив главной достопримечательности (54.649567, 24.930526).


От Вильнюса — 28 км, от Каунаса — 83 км. Тишина и покой — главные составляющие отдыха в этих местах. Катались на коньках, гуляли и по льду, и просто вдоль берега озера.

Пешком добрались до усадьбы Ужутракис. Обнаружили, что помимо замка на острове, есть еще и замок на полуострове (правда не реконструированный).

Подробности для любознательных — здесь.

Belvilis и Bebrusai
Белвилис — это <a href="">СПА отель в Молетайском районе; Бебрусай — название озера, на берегу которого он стоит. От Вильнюса — 63 км (примерно 55.193225, 25.477245). В эту «глушь» нас потянуло после просмотра фотографий на туристическом сервере. Очень хотелось пожить в необычном доме, похожем на пенек среди соснового леса. Бронировали жилье накануне майских праздников, и получилось так, что из 5 дней — 2.5 мы были в отеле практически одни. Может быть с погодой повезло, может — просто новые впечатления, но этот отдых до сих пор вспоминается, как райский.


2-этажный коттедж построен очень добротно, я по тем временам такой отделки нигде не видел. Питание — просто объеденье (как впрочем и в большинстве других мест Литвы). Плюс ко всему этому совершенно пустой (мы же одни) и бесплатный (до 12 часов) бассейн с сауной. Территория ухоженная, особенно по сравнению с соседними кемпингами. Есть причал с прокатом лодок.



За время пребывания — гуляли по лесу и вдоль озера, смотрели фильмы, читали книжки. В общем — бездельничали.

А еще ездили в Lokes Peda.

Lokes Peda
В каждом слове ударение на первом слоге. Переводится с литовского, как «медвежья лапа». И значок у них соответствующий. Всё это про парк природных развлечений, расположенный в 5 км от местечка Jonava, 37 км от Каунаса и ~106 км от Вильнюса (55.100275, 24.331527). Теперь я уже знаю, что этот парк в Литве не единственный, да и в других странах Европы они часто встречаются, но Lokes Peda был первым, самым большим и самым интересным.
Кратко словами это можно описать так — «тарзанки» и все, что с ними связано.


В парке 6 трасс разной степени сложности. Высота преодоления препятствий колеблется от 2 до 15 м. Также есть три тросовые горки длиной 75, 145 и 220 м. Самая длинная проходит над рекой и доставляет наибольшее количество восторга.



Дети, само собой, перепробовали всё. Мы же, пройдя все цветные трассы (кроме черной), застряли на олимпийской. Ну, как застряли? Поднялись с женой на первую площадку, посидели 5 минут и спустились. Силы кончились к этому моменту.
Билет на 3 часа для взрослого стоит 45 литов, для школьников/студентов — 30. В принципе можно развлекаться и больше, но страховка оформляется именно на 3 часа и после этого времени вы будете действовать на свой страх и риск. Еще понадобятся перчатки. Их продают на месте, но можно привезти и с собой — самые обыкновенные из х/б тоже подойдут.
На сайте действует услуга резервирования посещения, и в некоторые выходные дни свободных мест не бывает.

Europos Parkas
Поначалу мы плохо представляли себе, что нас там ожидает, и даже как-то жалко было отдавать деньги за билеты. Но в дальнейшем всё компенсировалось впечатлениями.
Арт-объекты в лесу — самые необычные. Где-то рядом — таблички с названиями. Но мы сначала старались самостоятельно понять, как художник мог назвать свое творение, а потом уже искали подсказки.


Подарок правительства Москвы — скульптура работы Церетели — отличается от всех других работ в парке. Если доведется, вы её сразу узнаете. В общем было весело и нескучно.


Еще в парке есть монумент центра Европы. Мы то думали, что это и в самом деле географический центр, а оказалось, что в действительности он в другом месте.
Билеты: взрослые — 25 литов, школьники — 11. Дополнительная информация.
Дорогу мы нашли по указателям из Вильнюса. Гугл дает такие координаты — 54.830725,25.351781.

В перечень не попали Вильнюс и Каунас, которые несомненно достойны отдельных визитов, но о них и без меня достаточно туристической информации.
Фотографии из этих и других мест Литвы здесь.

Перечитал собственное повествование и увидел — очень много восторженных эпитетов и совсем отсутствует критический взгляд. Может быть я где-то и преувеличиваю, но совершенно точно знаю, что отрицательных эмоций после Литвы у нас никогда не было. Никто нас не обманывал, не обсчитывал, не посылал в неправильную сторону, не отказывался говорить по-русски, не припоминал былых обид. Вот такая вот странная любовь получается :)

Продолжение — [часть 2]

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

Vlad-Kenig

  • 2 декабря 2012, 19:46
Спасибо за интересный рассказ!
К нашему глубокому сожалению, у них в Литве много интересных местечек на природе, вдали от шума городского. Про которые, к сожалению, не так хорошо известно… Вот и проскакиваешь мимо…

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.