Маршрут выходного дня. Новый Иерусалим / Дружеский гид / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Маршрут выходного дня. Новый Иерусалим

Когда в течение рабочей недели наблюдаешь любезного супруга в режиме бодрствования в лучшем случае час-полтора в день, вариантов восприятия фразы «Дорогая, мне в выходной по делам в Истру» — два:
1) оскорбление действием;
2) приглашение к действию.
Посему в поисках увлекательных маршрутов выходного дня отправляемся в Истру, а конкретнее – в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.


В нашем «листе ожидания» монастырь находился два года, моя дражайшая половина гонял мимо него с завидной регулярностью, и даже я как-то дождливым и пасмурным октябрьским вечером умудрилась проехать под мощными и на удивление неосвещенными стенами – но полноценный визит случился по вышеобозначенной причине совсем недавно, в один из крупных православных праздников.
Возможно, именно поэтому или же в связи с небывало теплой погодой выбор мест в гостиницах Истры был крайне скуден.
Парк-отель «Вишневый сад», столь приглянувшийся мужу в «несезон» за 2500 рублей, летом в будни радовал оптимистично круглой ценой в 5000 рублей, в выходные же и вовсе отказывался кого-либо принимать, пребывая в состоянии перманентной брони вплоть до 29 сентября.
От соседствующей в непосредственной близости от монастыря «Восточной» пришлось отказаться – общий санузел никак не входил в планы на выходные, многочисленные же гостевые дома в окрестностях отлетали от 10 до 40 тыр за ночь.
Единственным приемлемым вариантом оказался мотель «ДжанГо»: кстати, на Букинге номер стоил 4500 рублей, при непосредственном обращении на ресепшен стоимость того же номера снизилась на 1000 рублей. На удивление, разница в цене, как правило, бывает совершенно обратная – в пользу Букинга.

Вид из окна гостиницы поутру должен был придать должный настрой:


Накануне вечером успели полюбоваться прекрасной закатной панорамой – монастырь и воздушные шары.

Пошуршав впоследствии на предмет «а почем нынче стоит в течение часа полюбоваться с высоты шарообразного полета на монастырь и Истру», я получила вполне реалистичный вариант – всего-то 17999 рублей на двоих. Ну или есть ты настолько жлоб – можешь сэкономить и погонять вокруг монастыря на вертолетике, 15 минут – 3500 рублей с места.

Утром в воскресенье я позвонила в паломническую службу монастыря и узнала, есть ли возможность записаться на экскурсию для индивидуальных посетителей (на сайте было обозначено время начала в 11.00, 13.00 и 15.00).
Девичий голосок с готовностью ответствовал, что экскурсии проводятся без предварительной записи, нам рекомендовали явиться к 13.00 к входу в Воскресенский собор.

До начала экскурсии, с учетом нашей вредной привычки долго собираться по утрам, оставалось всего/еще (нужное подчеркнуть) два часа, поэтому мы отправились в музейный комплекс Новый Иерусалим.
сайт

Музей этот новый – и одновременно немолодой. За сто лет своего существования неоднократно менял свое название, но основой его коллекции оставались бесценные реликвии упраздненного советской властью Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря – и размещался он непосредственно в монастырских стенах.
В 2009 году было принято решение вывести музей из монастыря – и было воздвигнуто огромное необычное здание, куда в 2014 году и переехала экспозиция.

На сайте говорится, что «стилистика зеленой архитектуры была выбрана неслучайно, основой проектного решения нового здания стала идея сохранения доминирующей роли ансамбля монастыря».

Это все, как говорится, хорошо было задумано, но в условиях Подмосковья такая вот «зеленая архитектура» оборачивается многочисленными проблемами: не буду выдавать производственные секреты, но очень близко знакомый мне человек как раз бьется над восстановлением гидроизоляции такого рода полуподземного сооружения, на которое были вбуханы бешеные деньги в Сколково. Стоимость строительных работ такого рода зданий больше стандартных наземных конструкций – до трех раз, причем стопроцентно гарантированы проблемы с протеканием влаги внутрь.
Чему мы немедленно нашли подтверждение внутри (профессиональная деформация сознания): на стенах – следы потеков.
Этот же факт подтвердил чуть позже экскурсовод из монастыря: он мстительно упомянул о музее как о несоразмерно своим масштабам пустующем месте, где посетителей можно счесть на пальцах одной руки, а посреди модных экспозиционных стендов расставлены пластмассовые тазики веселенькой расцветочки – вода дырочку найдет.

Возвращаясь к музею: если монастырь носит название Новый Иерусалим, то этот современный музей следовало бы назвать Новый Новый Иерусалим!
Но посетить его стоило однозначно, чтобы узнать об основных вехах истории монастыря.

Вход в музей – в стены вмонтированы фрагменты знаменитой, как выяснилось спустя краткое время, керамики монастыря:


Музей включает в себя несколько экспозиций и выставок, вход на каждую – около 300 рублей, единый билет на все экспозиции – 600 рублей, фотосъемка – 300 рублей, на телефон – бесплатно.
Берем единый, на фотосъемке решаем сэкономить: посещение музеев как-то резко стало довольно затратным мероприятием, уже которую неделю подряд каждый маршрут выходного дня выливается в 2000-3000 рублей – и это только на входные билеты и экскурсии. Особенно убыточным стало пушкинское Захарово и Большие Вязёмы – но об этом как-нибудь позже, а пока возвращаемся в Истру.

Главная музейная экспозиция – «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII-XX веков».
Каждые 15 минут на большом экране демонстрируется 5-минутный ролик, в котором отражены основные вехи создания и истории монастыря:


Своим появлением монастырь обязан известному русскому патриарху – Никону.

В 1656 году патриарх купил земли, на которых заложил Воскресенский монастырь, иначе — Новый Иерусалим.
Почему такое название?
Первоначально топография, топонимика и церковные здания Нового Иерусалима воспроизводили христианские святыни Палестины – так в центре московского государства появился свой холм Сион, река Иордан, Гефсиманский сад, а Воскресенский собор в своей основе имеет план Гроба Господня в Иерусалиме.



Новый Иерусалим создавался как северная проекция христианских святынь – наш экскурсовод по монастырю несколько раз употребил слово «образ», «икона».
Конечно, наш век подразумевает, что совершить паломничество в Святую землю сегодня много проще, чем в XVII веке, вот и мой супруг успел это сделать без меня, но Новый Иерусалим – это такая мягкая русская версия настоящего Иерусалима (вспоминается, как в фильме «Страсти по Андрею» Тарковский историю о крестном пути Христа рассказал через русские образы, и Иисус у него бредет по снегу, и Мария кутается в теплую шаль).

Поэтому мне очень нравится фраза из купленного в монастыре путеводителя: «Воскресенский собор задуман как топографическая копия и преображенное подобие храма Гроба Господня, глубоко укоренное в традиции русского зодчества».

Патриарх Никон руководил процессом строительства, принимал самое деятельное участие в создании проекта…

… а завершить грандиозное дело не успел: в 1666 году был низложен и отправлен в ссылку.
Работы по строительству были возобновлены в 1679 году, но увидеть результат великого дела своей жизни Никон не успел – он умер в 1681 году на пути из ссылки в Ярославле.
Тело усопшего бывшего патриарха доставили в Воскресенский монастырь через десять дней после смерти – но оно пребывало нетленным. Его захоронили в гробнице в одном из приделов Воскресенского храма.

В советское время могилу патриарха вскрыли ученые – были обнаружены нетленные мощи, но судьба их неизвестна. Предметы из могилы патриарха Никона были переданы музею, сейчас они выставлены в экспозиции, монастырь предъявил свои права на реликвии – но безуспешно.


Дальнейшую историю монастыря можно воспроизвести в нескольких ярких картинах.

Петр с его отношением к монастырскому имуществу сильно урезал владения Воскресенской обители. В начале царствования Петра в 1698 году у стен Нового Иерусалима развернулся настоящий бой между восставшими стрелецкими войсками и правительственными Преображенским, Семеновским, Лефортовским и Бутырским полками. Победили более передовые проевропейские части, стрельцы потерпели поражение, их поместили в тюрьмы (?) Воскресенского монастыря, здесь же состоялось первоначальное следствие, по которому 56 зачинщиков были казнены, а почти 2000 стрельцов разосланы в тюрьмы. Но вернувшийся из-за границы Петр оказался не удовлетворен результатами расследования – и завершилось все картиной «Утро стрелецкой казни».
Бою между стрельцами с семеновцами и преображенцами посвящен отдельный зал музея, где используются голографические картинки. Это напоминает техническое оснащение нового Музея оружия в Туле, что неудивительно: два этих музея примерно в одно и то же время начали работать, вот и используются приблизительно одинаковые музейные технологии.


Новый расцвет ожидает монастырь при воцарении императрицы Елизаветы, а впоследствии – Екатерины, статус обители как места массового паломничества оставался незыблемым вплоть до революции 1917 года.

В музее хранится памятная табличка 1919 года: «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить идеям культа, он является художественно-историческим памятником старины всероссийского значения».
Как мне кажется, это монастырю еще очень повезло – быть музеем, мог бы разделить гораздо более плачевную участь многих обителей, ставших складами, овощехранилищами или даже тюрьмами.


Двухнедельное пребывание фашистских войск в Истре имело губительные для Нового Иерусалима последствия: при отступлении немецкие саперы взорвали Воскресенский собор, надвратную церковь, башни монастырской ограды.
«Факт уничтожения Ново-Иерусалимского монастыря фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из преступлений фашизма перед русским народом и человечеством».
Уже в 1942 году началась разработка проекта восстановления города Истры и монастыря.


В послевоенные годы началось постепенное восстановление монастырского комплекса, огромные средства были выделены в 1970-е годы, но основная работа закипела после передачи монастырского комплекса церкви и особенно – после создания Попечительского совета по восстановления, где сопредседателями стали Президент России Дмитрий Медведев и Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
До экскурсии по монастырю у нас еще есть время, поэтому мы успеваем ознакомиться с еще несколькими экспозициями музея.

«Русское церковное искусство XVI-XIX вв.»
Здесь выставлены редкие иконы и предметы церковной утвари.

После недельной давности поездки в Можайск не могли пройти мимо деревянного складня – изображения Николая Чудотворца (Можайского):


«Русское искусство конца XVII – начала XX вв.»
Эту часть экспозиции составляют картины из коллекции музея, собранные в советское время.
Есть даже несколько картин Айвазовского.


Из временных экспозиций посчастливилось побывать на выставке «Эпоха Дюрера» из коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Увидели гравюры Дюрера и его современников, а также узнали, чем офорт отличается от гравюры и в чем разница между гравюрой на меди и гравюрой на дереве.



Боясь опоздать на экскурсию, пришлось срочно бежать. Совершенно справедливо рассудив, что быстрее домчимся пешком, машину оставили на поместительной музейной стоянке – а вот под стенами монастыря свободное место пришлось бы поискать.
Через минуту после того, как мы примчались к месту сбора групп, из паломнического отдела вышла девушка, собрала с желающих по 300 рублей – и мы отправились на экскурсию.
Гид понравился, рассказ был доступным, понятным, профессиональным, вот только нас было чересчур многовато: никак не меньше пятидесяти человек в группе, и никто не отстал, все напросились на более интенсивный темп знакомства с монастырем, так что увидели и услышали довольно много.

Вход в монастырь – через надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим.


Монастырская ограда – удивительное фортификационное сооружение, способное выдержать натиск неприятеля, с боевым ходом, бойницами подошвенного пушечного боя и бойницами для ружей, а также навесными бойницами – машикулями, через которые предполагалось лить на нападающих кипящую смолу или воду.
Пять башен носят названия врат городской стены Иерусалима: Давидов дом, Дамасская, Гефсиманская, Сионская и Ефремова.

Длина стен – около одного километра, высота – 9 метров, ширина – 3 метра. Если учесть, что высота холма Сион достигает 18 метров, становится понятно, настолько высоко монастырь парит над окрестными просторами.


С противоположной главному входу в монастырь стороны находится Елизаветинская лестница: императрица Елизавета любила входить обитель именно отсюда, в случае приезда монаршей особы лестницу устилали ценными коврами.

По боевому ходу паломники в монастыре могут прогуляться совершенно свободно – но лишь ровно по половине периметра, вторая половина закрыта для свободного доступа и отведена для спокойной жизни монастырских насельников. Вход на стены – справа от церкви Входа Господня в Иерусалим.

Вид оттуда на главную драгоценность обители – Воскресенский собор – просто восхитительный:


Прежде чем туда отправиться, посмотрим на остальные, менее внушительные сооружения обители.
Дворец царевны Татианы Михайловны, приезжавшей в обитель на богомолье:


Церковь Рождества Христова, разбавляющая общий бело-лазорево-зеленоватый колор монастырских строений насыщенным оттенком красно-гранатового цвета:


Полностью соглашусь со словами путеводителя:
«Все эти сооружения подобны скромной оправе драгоценной жемчужины – храма Воскресения Христова».


Собор настолько сложносочиненный (но при этом гармонично единый), что мне показалось очень трудной задачей самостоятельно разобраться с входящими в его состав частями. В этом нам помог экскурсовод, который доходчиво все объяснил, провел по всем приделам, с ним мы поднялись на верхние ярусы и спустились в подземную церковь – и уже потом самостоятельно не спеша еще раз везде прошли и рассмотрели более детально и подробно все самое интересное.

«Каждый фасад храма имеет свое образное решение».

Вид с восточной стороны:


Углубленная на шесть метров в землю церковь святых равноапостольных Константина и Елены – проекция Иерусалимского храма:


Над поверхностью возвышаются увенчанные куполами барабаны:


Южный фасад протянулся на 106 метров, он имеет наибольшее сходство с Иерусалимским оригиналом:


Богато изукрашенный изразцами придел на южной стороне храма – это примыкающая к нему Голгофская церковь:

«Аркада паперти и окна Голгофской церкви обильно украшены изразцами, что позволяет, приблизившись к самому скорбному месту храма, ощутить духовное торжество, пасхальную радость Воскресения».


Совсем недавно восстановлена после взрыва 1941 года колокольня – от нее оставался только нижний ярус. По какой-то чудесной закономерности все заложенное патриархом Никоном в монастыре уцелело, и даже вот этот колокол – никоновский, сохранившийся:


Высота колокольни без креста – 59 метров, с крестом – 62,7 метра. Как отметил экскурсовод, более всего Ново-Иерусалимская колокольня схожа с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле.

Северный фасад:


Огромных размеров ротонда расположена в западной части храма, диаметр круглого барабана, увенчанного куполом, — 13,2 метра.

Патриарх Никон не успел завершить строительство этого грандиозного элемента, сложнейшего с технической точки воплощения. Изначально его конструкцию пронизывали железные связи, которые значительно утяжеляли кладку. В 1723 году шатер обрушился, но никто не пострадал: трагедия произошла в праздник Вознесения Господня, когда все духовенство и богомольцы ушли крестным ходом на гору Елеон.
Восстановление затянулось до 1756 года, пока за дело не взялся прославленный Бартоломео Растрелли: он нашел техническое решение вопроса в создании каркаса из твердых пород дерева.

Кстати говоря, история повторилась: при восстановлении ротонды после взрыва 1941 года в 1983-1993 годах использовали металлические конструкции. Выглядело это так (фотография из интернета):

И лишь в 2015 году ротонде вернули ее гармоничное деревянное обрамление, работы продолжались три года.
Вот как об этом было написано в одной из центральных газет:
«Для восстановления шатра ротонды использовалась лиственница, из которой было изготовлено 80 балок длиной 24 м. Для просушки дерева потребовалось изготовление специальной камеры, длительное время ушло на транспортировку готовых балок в Истру, они доставлялись специальными автопоездами».
Самое время зайти внутрь храма и убедиться, как фантастически выглядит купол изнутри:


В центре ротонды расположена Кувуклия, устроенная подобно прообразу на Святой земле:



Через арку из помещения ротонды виден деревянный золоченый иконостас, отделяющий главный алтарь от крестовой части храма:

Иконостас состоит из 12 ярусов – четырех больших, четырех средних и четырех малых:

Вид на свод большой главы – воскресший Христос в белых ризах:


За главным алтарем расположено несколько приделов в честь страстей Господних.
Возле каждого из них в стене установлены специальные каменные плиты – это своеобразный «путеводитель» XVII века по местам страстей Христовых, текст которых сопоставляет «тамо» — в древнем Иерусалиме и «зде» — в Новом Иерусалиме.


Изразцы Нового Иерусалима – уникальное художественное явление, о котором подробно рассказывается как в музее, так и в Солодовых палатах монастыря:


Среди основных типов керамического многоузорочья особо выделяется орнамент «Неопалимая купина», который варьируется на фризах фасадов собора и служит декоративным элементом внутри:

Портал входа в церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая находится в северной части храма Воскресения:

А это – портал в притворе Голгофского придела:


На Святую Голгофу ведет так называемый Жалостный путь – каменная лестница. В этой части придела воспроизведено Лобное место, а также находится богато украшенный иконостас XVIII века.

Центральный столп Голгофского придела облицован изразцами ковровым узором с восьмиконечными звездами и четырехконечными крестами:


Спустившись с Голгофского придела, можно увидеть место погребения патриарха Никона – после вскрытия каменного саркофага советскими учеными он стоит пустой, но, по словам экскурсовода, молящиеся в этом месте получают помощь и исцеление.

Напротив южного входа в собор находится камень миропомазания (или же камень повития) – священное подобие мраморной плиты в храме Гроба Господня, на которой верные ученики помазали миром и обвили плащаницей снятое с Креста Тело Господне.
Трещина в плите – это след от страшного взрыва 1941 года.


В подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены ведет лестница из 33 ступеней – по числу лет земной жизни Христа:

В храме сохранился медный чеканный иконостас XVIII века:

Здесь же находится источник со святой водой.
В северной части подземного храма есть придел, основанный семьей прославленного российского полководца Александра Суворова, члены этой почтенной фамилии были вкладчиками монастыря, здесь в подземной части храма похоронены жена полководца Варвара и их сын Аркадий.

Я пересказала лишь незначительную часть из того, что мы услышали и увидели во время экскурсии, при самостоятельном изучении и после прочтения купленного в монастыре путеводителя по обители. Очень многое осталось неохваченным, предполагаю, что здесь можно провести целый день или даже больше.
Мы посвятили этому удивительному месту почти шесть часов – они промелькнули очень быстро.

Возвращались на парковку к музею через Гефсиманский сад – очередная отсылка к библейской топонимике.
Здесь увидели одно из самых первых по времени сооружений Нового Иерусалима – Богоявленскую пустынь в виде высокого каменного столпа, основанную патриархом Тихоном для уединенных трудов и молитвы. Первый этаж – это хозяйственные помещения, второй – третий – палаты и церкви, а вот крошечное сооружение на кровле – это летняя келья самого патриарха.

Внутри помещения очень тесные, но вот вид с высоты каменного столпа у патриарха был просто восхитительным – на реку Истру с плавающими лебедями.

Река и сегодня здесь протекает, очень чистая и холодная.
В Истре-Иордане оборудованы места для захода в воду, а еще здесь место массового паломничества для соблюдающих традиции крещенских купаний.


На мой взгляд, даже если человек далек от соблюдения церковных правил в повседневной жизни, в Новый Иерусалим обязательно стоит приехать, впечатление остается самое мощное.
Отношение к таким «невоцерковленным» посетителям вполне лояльное: экскурсовод обозначил, что со вспышкой фотографировать «не благословляется» — но в целом даже поощрял желание людей запечатлеть на память всю эту красоту.
Одежда, конечно, у посетителей в 95% случаев – соответствующая: юбки и платки у женщин, брюки у мужчин. Оно и понятно, если планировал ехать в действующий монастырь – не суйся со своим уставом. Даже экскурсионная группа китаянок проявила неожиданное единодушие, нарядившись в платья. Но при этом явно незапланированно оказавшиеся в монастыре девушки/женщины в джинсах не вызывали приступов идиосинкразии у лютых «церковных бабок»: последние ведут себя крайне корректно и дисциплинированно, одеты в скромную серую униформу, готовы подсказать ответы на простейшие затруднения у неопытных паломников. Это я считаю значительным достижением местного руководства, ибо одна такая лютая бабка в приступе праведного гнева способна разнести по косточкам любое самое благое намерение приобщиться к православной культуре.

В качестве завершения.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь нужно было воссоздать в первоначальном виде хотя бы потому, чтобы разрушенные ротонда и колокольня не служили памятником варварству фашистов.
Пусть лучше является свидетельством силы духа, таланта, умения создавать красоту и гармонию.

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

ninvol

  • 21 августа 2018, 14:08
Светлана, огромное спасибо. Как раз собирались с мужем поездить по святым местам!
Впечатляет наш Иерусалим!
На мой взгляд, даже если человек далек от соблюдения церковных правил в повседневной жизни, в Новый Иерусалим обязательно стоит приехать, впечатление остается самое мощное.
— полностью согласна с Вами. И ведь ехать далеко не надо… до Израиля сложнее добраться. Беру в избранное.
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 21 августа 2018, 14:23
Нина, рада, что информация пришлась в тему.
Думаю, что Ваша поездка должна получиться очень познавательной и насыщенной.
Столько интересного вокруг — только успевай путешествовать, жалко, что лето заканчивается!
+
2
+ -
avatar

Олень

  • 21 августа 2018, 15:23
А я-то все переживала, что три недели назад при посещении Ново-Иерусалимского монастыря не хватило сил пойти еще и в музей… Жара была несносная… Света, браво! Прочитала все взахлеб и многое стало понятным. Спасибо огромное, дружеский гид!
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 21 августа 2018, 15:26
А в музее-то как раз прохладненько…
Спасибо за отзыв)))
+
2
+ -
avatar

Олень

  • 21 августа 2018, 15:32
Зато мы не поленились дойти посмотреть «крестьянское подворье» неподалеку от монастыря — кузня, мельница, лошадки… Ляпота…
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 21 августа 2018, 15:40
кузня, мельница, лошадки… Ляпота…
— бесспорно!
У нас в качестве альтернативы был тур по промышленным объектам Истринского района.
Еще хотели искупаться в Озернинском водохранилище — но ровно над этим местом начался дождь, который закончился спустя десять минут езды. Вероятно, кто-то наверху был против, чтобы мы в этот день лезли в воду…
+
3
+ -
avatar

BVD64

  • 22 августа 2018, 04:31
Вывести монастырский музей, по моему мнению, за пределы, собственно, самого монастыря было не самым умным правильным решением, и «мстительный» монастырский экскурсовод был прав. :)

Как мне кажется, это монастырю еще очень повезло – быть музеем, мог бы разделить гораздо более плачевную участь многих обителей, ставших складами, овощехранилищами или даже тюрьмами.


Всё время вызывал недоумение подход революционных «боссов» к сохранению культурного и религиозного наследия: это сохранить, это пригодится, а это- снести к едрене фене! Впечатление, что каждый волостной «царёк» решение принимал самостоятельно.

Монастырский комплекс впечатляет: и архитектурой, и месторасположением, и внутренней аурой. Благословенное место!
Спасибо, Света, за замечательный рассказ!
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 22 августа 2018, 07:01
Владимир, спасибо за отзыв!
Быть музею в монастыре невозможно, так как монастырь принадлежит церкви (и кстати напрямую подчиняется патриарху), а музей — это государственное учреждение культуры. Монастырь хочет получить назад принадлежавшие ему до революции иконы и реликвии, у музея все это стоит на балансе. Так приблизительно мы поняли ситуацию.
Насколько я помню, конфликт, что кому принадлежит, не единичен. Во Владимире собор с фресками Рублева был таким камнем преткновения: музейщики хватаются за голову, что от огня свечей гибнут уникальные фрески — церковь же проводит службы, как и положено. В 2011 году было так: собор попеременно был то музеем — то действующей церковью. Как сейчас- не могу сказать.
+
1
+ -
avatar

BVD64

  • 22 августа 2018, 07:19
Какая-то патовая ситуация вырисовывается. :(
+
2
+ -
avatar

Miquel

  • 26 августа 2018, 13:29
Света, привет! Спасибо за очередной "втык" местным ( мене, т.е.), которые годами не могут выбраться на столь прекрасные места. Мы ж всё откладываем, да на потом! ))). Я, вот, давно собирался — но, всё дела-дела…
Спасибо, как всегда, с Душою создано!
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 26 августа 2018, 21:27
Если бы не «дела-дела» — мы бы тоже ещё два года прособирались)))
Спасибо за отзыв!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.