Маршрут выходного дня. Поленов и Поленово / Дружеский гид / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Маршрут выходного дня. Поленов и Поленово

«Искусство должно давать счастье и радость».
В.Д. Поленов


Продолжаем расширять сеть маршрутов выходного дня.
Внимание – удивительной усадьбе, расположенной на высоком берегу Оки где-то между Тулой и Москвой.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова




План
1 Большой дом. 2 Аббатство (мастерская). 3 Фахверк. 4 Адмиралтейство. 5 Детский домик. 6 Каретный сарай. 7 Конюшня. 8 Погребица. 9 Сенной сарай. 10 Коровник. 11 Курятник. 12 Банька, «Домик Прокофьева». 13 «Греческий» театр. 14 Туристический центр. 15 «Город мастеров». 16 Школа В. Д. Поленова (с. Страхово). 17 Церковь Святой Троицы (с. Бехово). 18 Могила В. Д. Поленова и его семьи (с. Бехово). 19 Источник иконы Казанской Божией Матери («Громок»). 20 Причал

В 2010 году Поленово стало для нас спасением. Если кто не помнит – лето тогда выглядело так:

Два месяца сорокаградусного зноя, из них один – с удушающим дымом, от которого не спасали никакие кондиционеры. Каждый день – как подвиг. Мысль была одна – к воде, к реке. Тогда еще летнее время было летним временем, со светлыми вечерами (никогда, никогда не смирюсь, что 20 июня темно уже в десять вечера! А светло в три ночи!). Поэтому вполне по силам было вечером преодолеть 80 километров по направлению к заветным окским просторам – и вот уже ноги блаженно ступают по песочку, а разгоряченное тело даже не чувствует разницу между воздухом и теплой, как полузабытый чай, водой в реке.
Фотография с пляжа (сделанная в середине октября, ибо летом там очень многолюдно):

Именно здесь в лексиконе возникло слово «бегемотствовать»: то есть находиться по самые ноздри в воде, спасаясь от зноя и дыма от горящих лесов.
К десяти часам вечера солнце падало за калужский берег:

Так Поленово прочно вошло в число самых любимых мест. Долго я не решалась им поделиться – но, наконец-таки, дозрела.

Чем примечательна история этого места?
На мой взгляд, прежде всего фактом удивительного преображения.
Это не просто живописное место: его красота многократно умножена творческим подходом художника и его талантливой семьи. Буквально с нуля, взяв за основу окскую природу, Поленовы сотворили в Борке (так изначально называлась усадьба) свой удивительный мир: здесь готика мирно сосуществует с модерном, фахверк вполне уживается с русскими срубами, египетские артефакты перешептываются с матрешками – и все это в гармонии и радости.
Не случайно эпиграфом для этого рассказа служит простое, но очень правильное высказывание Василия Дмитриевича: «Искусство должно давать счастье и радость». После деструктивных опытов в сфере искусства XX века это звучит как откровение.

Так что отправляемся за счастьем и радостью.

Касса музея и кафе находятся в отдельно стоящем здании перед входом на территорию парка:

Кстати говоря, посещение – не такое уж дешевое: 200 рублей – парковка для автомобиля (здесь можно сэкономить, оставив машину перед шлагбаумом на обочине – но мы этого не делаем); 350 рублей – билет с экскурсионным обслуживанием в Большой дом; билеты в Адмиралтейство, Аббатство, Фахверковый сарай (это все музейные объекты) – 70-100 рублей. Таким образом, на двоих расходы составят порядка 1800 рублей.

Вход в парк – со стороны въездной аллеи:

Здесь гостей встречают здоровенные смолистые сосны:


Если все более-менее известные усадьбы XIX века – это родовые поместья, то Борок/Поленово – это новоприобретение: вотчина почтенного семейства Поленовых находилась в Карелии и расположена она в полутора тысячах километров от окской усадьбы.
Вот как об истории покупки имения рассказывается на сайте музея:

«В 1887 году, по дороге в Крым, из окна вагона Поленов увидел Оку, и раз и навсегда попал под обаяние этой дивной реки. «Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше, – писал художник жене. – Вот где бы нам поселиться». И, несколько дней спустя, возвращается к этой теме: «Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…».
Мысль о постройке дома именно в этих, поразивших красотой местах, не покидала художника. Вернувшись в Москву, В. Д. Поленов, несмотря на глухое осеннее время, поехал на Оку, которая так понравилась ему во время летнего путешествия. В «Хронике Бёхова и Борка», написанной его рукой, 12 октября 1887 года отмечено: «Я ехал на пароходе по Оке от имения Рошфора под Алексиным и увидел места около Тарусы и Бехова».
Поездки на Оку возобновлялись. Вместе со своим учеником Константином Коровиным в мае 1889 года Поленов вновь приехал в Бёхово: в это время там продавала маленькое запущенное имение обедневшая помещица.
Расположение усадьбы обоим художникам не понравилось, да и жизнь в купленном, но все же чужом доме, навязывала свои нормы жизни, свои правила, и мечтам не отвечала. А вот «Борóк» — высокий холм над Окой, привлек их внимание чудесным видом, который открывался на Оку и противоположный берег. («Борóк» — потому, что у подножия холма поднималась редкий молодой лесок). «Это последнее время, я только и мечтаю о Бехове», «Всё мне представляется, как мы в Бехове заживём, если это только сбудется...», — повторял в письмах Василий Дмитриевич. И Наталья Васильевна строила планы: «Мое единственное желание – Бёхово, на него вся надежда, да от времени до времени за границу, в Москве уж как можно меньше времени».
Почти три года шли переговоры о покупке, и весной 1890 года Поленовы стали обладателями усадьбы и 80 десятин земли, переехали во временно поставленный одноэтажный бревенчатый, с мансардой флигель, и это было началом жизни на берегах Оки
».


«Сразу же начались хлопоты об обмене бёховской земли на песчаный холм. Хотя это был пустырь, но земли принадлежали крестьянской общине села Бёхова. Продавать землю община права не имела, и Поленов договорился с крестьянами об обмене: за одну десятину столь приглянувшегося ему холма он отдавал двойное количество пахотной земли. Теперь оставалось приняться за устройство того «поместьица», о котором Поленов так долго мечтал. Все эти пять лет, наполненные хлопотами о приобретении Старого Бёхова и обмене земель, мысли Поленова были поглощены будущей усадьбой, ее строительством.
Он уже точно знал, каким будет его дом, в котором все будет устроено согласно привычной жизни, наполненной трудом; дом, который будет очагом искусства и пристанищем для многочисленных друзей и учеников:
«Я уверен, что деревенская жизнь, как мы с тобой её понимаем, принесла бы нам, ребятам и многим другим – пользу. Мне кажется, что мы теперь друг друга лучше понимаем, чем прежде, и бытьё в деревне могли бы устроить близко к нашему пониманию. Ты ведь знаешь, что я тебя люблю больше всего на свете, а я знаю, что ты меня также любишь, поэтому, если нам улыбнется судьба, мы с тобой счастливо поживём», – так написал Василий Дмитриевич жене Наталье Васильевне
».


Василий Дмитриевич сам создавал проект будущего дома, где могла бы разместиться вся его большая семья (пятеро детей было у супругов), а еще – многочисленные гости, в том числе – любимая сестра Елена.
Дом получился удивительным: легким, светлым, с большим количеством окон, террас, входов и выходов. Он совершенно разный с разных фасадов:




Василий Дмитриевич не только создал красивый проект – этот дом он сделал чрезвычайно экологичным и эргономичным, как бы мы сейчас сказали.

Во-первых, основным строительным материалом послужила ель: сначала был возведен деревянный сруб. По технологии, ему необходимо было минимум два года простоять, чтобы дать усадку. Черный, потемневший от непогоды «скелет» будущего дома в это время выглядел малопривлекательно, но художник в своем воображении видел результат. После усадки деревянные стены проконопатили, утеплили войлоком, установили обрешетку – и только после этого оштукатурили и побелили. Все лестницы, балюстрады, перила и ограждения снаружи – из крашеного дерева. Так этот дом стал частью окружающей природы.


Во-вторых, дом обладал полным набором всех технических новинок своего времени: электричество, водопровод, канализация, система отопления и вентиляции с использованием калориферов. Их чугунные задвижки экскурсовод демонстрирует с большой гордостью: благодаря этой продуманной системе дом «дышал» то теплом, то прохладой, и здесь было комфортно в любое время года.
Посетители музея с удивлением узнают, что во время многочисленных заграничных поездок Поленов всегда с неизменным любопытством узнавал о новинках, и это любопытство не было праздным. Так из поездки во Францию Поленов привез знание о прогрессивном отделочном материале – линолеуме! И немедленно использовал это практичное покрытие для столовой: дети маленькие, могут запачкать пол, а на линолеуме любое пятно оттирается намного легче, чем с деревянных досок.

В-третьих, художник-архитектор так распланировал внутренние помещения, что жилые комнаты членов семьи находились обособленно от общих комнат, которые еще использовались и как музей.
Сегодня для посещения открыто шесть помещений из более чем двадцати комнат Большого дома, а общая его площадь составляет порядка 830 квадратных метров.

Знакомство с Большим домом логично начать в комнате, где собраны семейные портреты.
Родители Василия Дмитриевича оказали огромное влияние на формирование личности сына как художника, ведь они и сами были удивительно талантливыми людьми.
Отец, Дмитрий Васильевич Поленов, — известный археолог и библиограф. В доме бережно хранятся привезенные им археологические реликвии из разных стран, но больше всего, пожалуй, древнеегипетских артефактов.


Мать, Мария Алексеевна, в девичестве Воейкова, писала книги для детей и была прекрасной художницей.
Под ее портретом мы видим несколько выполненных ею рисунков, на которых она изобразила мужа – с сыновьями, себя – с дочерями:

Об уровне ее мастерства говорит тот факт, что с сыном Василием именно она в детстве и отрочестве занималась рисованием. Успехи были настолько впечатляющими, что молодой человек впоследствии легко поступил в Академию художеств, правда, при этом, по настоянию родителей, получив достойное дворянина образование на физико-математическом факультете Петербургского университета.

Вообще атмосфера творчества, по-видимому, пронизывала существование этого семейства. Младшая сестра Елена стала прекрасным художником, да и жена, Наталья Васильевна, урожденная Якунчикова, тоже прекрасно рисовала, создавала костюмы для масштабных полотен супруга. А еще она завела в доме на Оке традицию – украшать комнаты цветами, выращенными здесь же, под окнами. Эту традицию в поленовском доме до сих пор свято чтут:


К подбору цветов чета Поленовых относилась с большим вниманием:
«Еще в первый свой приезд на Оку Василий Дмитриевич обратил внимание на своеобразие местной флоры, на её сходство с горной, альпийской: душистые фиалки, ландыши, ветреницы, анемоны, незабудки, лиловые и желтые дикие ирисы, нежно-розовая дикая мальва. В подборе цветочных культур для усадебных клумб был сделан акцент не на экзотичность, а на «похожесть», созвучность с местной фауной: маки, тюльпаны, примулы, ноготки, васильки, вербена, ирисы, флоксы, левкои, мальвы, георгины и астры. Изысканные цветы не затмевали очарования простых полевых».

Василий Дмитриевич полностью создал внутреннее пространство своего дома: по его эскизам изготавливалась удивительная мебель.
Например, вот этот столик, где столешница – из полированных каменных пластин, а подстолье – «козлы», как у традиционного русского стола:


Иногда мысль художника работала совершенно нестандартным образом: так, три двери в комнате – и все они разные, каждая определенным образом «настраивает» на открывающееся за ней пространство. Самая нарядная дверь – в библиотеку:

Точнее, «в библиóтеку»: так на старинный манер называли это помещение.


Попадая внутрь, невольно ахаешь и несколько минут просто пытаешься осознать, где находишься.
Потом возникает мысль: как это при такой безумной эклектике и смешении всего и вся здесь охватывает удивительное чувство красоты и гармонии?

Из огромного окна, сверху украшенного витражной полосой, открывается вид на высокий берег Оки, вымахавшие деревья парка, реку, а за ней – на Тарусу:




Стол и стул – это раритеты петровской эпохи:

Но это далеко не самый древний экспонат библиотеки и всего дома: этот почетный титул принадлежит массивному шкафу XVI века, работы западноевропейского мастера.
Среди книжных шкафов…


…есть и удивительный предмет, выполненный по эскизу самого Василия Дмитриевича: это одновременно и книжный шкаф – и лавка!
А придвинут он к теплому боку печи с той самой хитрой системой калориферов: они важно соседствуют с живописными полотнами.

А вот и дверь в комнату с семейными портретами: теперь понятно, что любая другая дверь здесь была бы просто невозможна!

В «русском» углу – собрание старинных православных крестов, а еще – текстиль с вышивкой по народным мотивам:

Особенностью библиотеки являются многочисленные картины: это не просто подлинники признанных мастеров русской живописи – это подарки коллег, друзей, учеников Василия Дмитриевича, которые как раз этими самыми коллегами, друзьями и учениками являлись. Вот, например, картина «Богородица»: не всякий признает в этой работе авторство Ильи Ефимовича Репина. Такое непривычное для художника произведение.

А вот еще один необычный подарок – портрет хозяина дома, выполненный в технике мозаики, причем материалом послужили обычные камешки с берегов Оки.

Художнику так понравилась эта техника, что он даже сам пытался впоследствии ее освоить.


Кстати говоря, открытости Василия Дмитриевича новому можно только восхищаться.
Вот в следующей комнате – столовой – мы можем наблюдать работу художника в новой для него технике керамики.

Расписное блюдо с маками и бабочками – работы Василия Дмитриевича – является чуть ли не неформальным символом поленовской усадьбы:

Увлечение керамикой передалось Василию Дмитриевичу от младшей сестры – Елены, которая осваивала искусство керамики в усадьбе Абрамцево в знаменитых мастерских. Но о ее творчестве мы поговорим чуть позднее, а пока повнимательнее рассмотрим столовую.
Чего здесь только нет!
Среди различных привезенных из-за границы предметов – например, трехвековой римский умывальник и флорентийское ведро еще старше (на фотографии справа). Кстати говоря, это ведро можно увидеть на рисунках Елены Дмитриевны Поленовой.

Особое внимание – русским национальным ремеслам: удивительно, насколько тонко и изысканно выглядит рисунок на старых матрешках! Это вам не современный «вырвиглаз»! То же самое относится и к росписи деревянных ложек.

Резная и расписная балка под потолком – дань северной вотчине семейства Поленовых: это украшение барок, свойственное русскому Северу:

Стол в центре стола раздвигался таким образом, что в небольшой комнате легко умещалось до тридцати человек – хлебосольное семейство!
А вот готовили пищу по русской традиции – в соседнем здании. От кухни до гостиной вел крытый переход, по которому можно было быстро в любую погоду доставить на стол горячие кушанья (на фотографии этот переход – справа).


Последняя комната, открытая для посещения на первом этаже, — кабинет Василия Дмитриевича:


Сидя за столом, художник мог наблюдать за течением Оки, ведь деревья тогда не были такими большими.

Старинные пианино и фисгармония по двум сторонам письменное стола – свидетельство еще одной ипостаси таланта Василия Дмитриевича: он был еще и композитором. Сочинял не только произведения «малых жанров» — но даже был автором оперы под романтически названием «Призраки Эллады»:

Экскурсоводы поленовского дома с сарказмом рассказывают о результате деятельности европейских реставраторов. Несколько лет назад они выполнили работу по восстановлению пианино из поленовского кабинета – но переборщили с лаком настолько, что музейщики только ахнули: старинный инструмент стал выглядеть как китайская шкатулка!

В кабинете также находится множество картин, но, в отличие от библиотеки, они все принадлежат кисти одного художника – хозяина дома.
Удивительно, но в них проглядывает детская натура Василия Дмитриевича: мало того, что здесь находятся работы, выполненные им в подростковом и юношеском возрасте, во времена ученичества, здесь есть картина-«шутка». Поленов живописным способом создал коллекцию бабочек – обитательниц этой полосы, тем самым воплотив свою детскую мечту.
«При создании коллекции ни одно насекомое не пострадало»!


Сразу из кабинета поднимаемся по лестнице, ведущей на второй этаж.

Здесь для посещения доступно два помещения. Первое – одна из студий художника.
Все внимание – огромному полотну «Христос и грешница».

Это особая работа. Дело в том, что при создании масштабного полотна Поленов совершил техническую ошибку – при разметке настолько переусердствовал с углем, что краска поверх не ложилась. Поэтому для создания живописного полотна он взял новый холст – а «испорченный» превратил в черно-белую графическую версию.
Кстати говоря, именно покупка картины «Христос и грешница» императорской фамилией позволила художнику на вырученные деньги купить имение Борок – современное Поленово!

Поленов и вся его семья искренне полюбили эти места, окские просторы не раз заполняли собой картины художника. Несколько пейзажей выставлено в последней открытой для посещения комнате на втором этаже Большого дома:

В старом Бёхове этой церкви уже нет – взамен нее Поленов построил по своему проекту новый храм (о нем чуть ниже).

А вот этот пейзаж – очень примечателен:

Исследователи творчества Поленова и знатоки этих мест сразу узнают Оку, ее характерный изгиб. Но с какой точки это могло быть «снято»? Здесь нет такого обзора, даже если подняться на крышу дома. И лишь с развитием «летающей фототехники» стало понятно, что художник в этой картине силой своего воображения смог охватить пространство, мысленно подняться и воплотить этот вид над домом с высоты птичьего полета!

Пришло время покинуть Большой дом, но это далеко не завершение нашей прогулки по поленовским местам.

Главные усадебные здания окружены цветниками, имеющими «свой» характер.

Помимо цветников стараниями Поленова, его семьи и последующих поколений здесь за сто с лишним лет вырос настоящий старый парк. Это была насущная потребность: дом стоял на вершине продуваемого холма, и высокие деревья должны были защищать и от ветра, и от зноя в летнюю жару. Причем умнейший Василий Дмитриевич поначалу высаживал вперемешку с «ценными» парковыми породами деревьев быстрорастущие тополя. Они прибавляли по три-четыре метра за год и уже совсем скоро придали усадебному парку вполне пристойный вид. А когда через несколько лет подросли основные деревья – их заменили. К тому же, эти тополя были естественными громоотводами. В общем, не перестаю удивляться удивительному внимательному и умному отношению художника ко всему, что он делал!
Сейчас поленовский парк – самый настоящий лес и бор!


Там, где простым смертным посетителям вход запрещен, раньше были установлены глумливого вида таблички, но сейчас их убрали:

Маленькое отступление.
Сотрудники музея-заповедника очень страдают от близости пляжа. В том безумно жарком 2010 году толпы валящих сквозь территорию парка купальщиков вынудили сотрудников разместить такие вот таблички на входе:

Сейчас борьба с пляжной одеждой на территории усадьбы приняла еще более креативный характер:

Но главным слагаемым победы в борьбе с плавками стало асфальтирование тропы в обход территории музея, вдоль забора.
И еще – полезный совет: если вы все-таки хотите совместить посещение поленовского музея с купанием в Оке (а это нужно сделать в жару!), то сумку с пляжными принадлежностями можно взять из машины с собой и на время экскурсии оставить в камере хранения, расположенной в фахверковом сарае. Тогда не придется возвращаться на парковку.

Раз уж заговорили о фахверковом сарае, предлагаю и сюда заглянуть.

Фахверковый сарай был построен в 1895 году для практических целей: здесь была столярная мастерская, амбар, место хранения садового инвентаря. Но опять-таки, как Поленов любую прозаичную и утилитарную вещь преображает своим художественным видением!

Сейчас в фахверковом сарае находится помещение для временных выставок.
В июле 2018 года посетители в рамках фестиваля искусств «Образы Италии на берегах Оки» могут насладиться выставкой, в основу которой легли итальянские впечатления семейства Поленовых.


Василий Дмитриевич и его сестра Елена Дмитриевна неоднократно бывали в этой стране, без посещения которой в XIX веке ни один художник не мог считаться первоклассным художников. Недаром наградой за окончание Академии художеств с золотой медалью было полностью оплаченное путешествие в Италию на несколько лет – и Василий Дмитриевич также заслужил эту высочайшую награду.
Пожалуй, самым прекрасным произведением Василия Поленова на этой выставке является небольшое полотно с видом Венеции:

Василий Дмитриевич не только плодотворно работал в Венеции, но и изучал живопись. Из поездок возвращался с приобретениями; купить дорогие картины он не мог себе позволить – но на полотна современных итальянских мастеров средств вполне хватало. Так в коллекции художника появились работы Франчезе и Просдочими:

Но вот и настоящий шедевр – «Мадонна с младенцем» сиенской школы начала XIV века:


Работа была приобретена в Париже в 1890 году, когда финансовое положение семьи укрепилось, тогда же было куплено и имение.

Огромный интерес на выставке испытываешь от небольших зарисовок, сделанных Еленой Дмитриевной Поленовой:

Елена Дмитриевна Поленова была достойной сестрой своего знаменитого брата. Она принадлежала тому поколению художников, которые открывали для себя народное творчество и ремесла: деревянное зодчество, мебель, детские игрушки, иконы и убранство деревенских домов, яркую традицию народных сказаний и сказок. В 70-е годы XIX века художница увлеклась интерпретацией традиционных народных узоров и стала превращать их в модные эскизы для деревянной мебели, которую вручную делали местные крестьяне. Результаты их трудов продавались в дорогих столичных магазинах.
Ее наследие и сегодня не забыто. Вот, например, каталог прошедшей в 2015 году выставки в Великобритании – настоящий раритет!


Второе по значимости после Большого дома здание в усадьбе – это Аббатство.


Построено оно было в 1904 году; по этому поводу Василий Дмитриевич писал Ивану Владимировичу Цветаеву:
«Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится».

Поленов тщательно продумал планировку Аббатства и назначение всех помещений. В самой мастерской огромное окно, выходящее на север, даёт рассеянный свет, что необходимо живописцу. Здесь можно было, расстелив во всю ширину комнаты холст, работать над театральными декорациями, а для того, чтобы посмотреть издали на большое полотно, достаточно было подняться наверх, в мансарду, и посмотреть вниз через специально вырезанный в потолке люк. Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, украшенной по бокам двумя каменными колоннами из тарусского известняка (его Поленов называл «тарусским мрамором»).


Интерьер Аббатства:



Если вы думаете, что на этом названии фантазия хозяев усадьбы достигла максимума – вы ошибаетесь.
Идем вниз, к пляжу, через еловую аллею. Что это за домик просматривается?

Адмиралтейство! Да, именно такое гордое название носил этот лодочный сарай!

Здесь хранились лодки, пляжные принадлежности детей. Василий Дмитриевич приучал чуть ли не с пятилетнего возраста плавать самостоятельно на лодках, грести, управлять парусами. Большая четырехпарная лодка называлась «Яилатан» — то есть имя Наталия, прочитанное наоборот. Сам Поленов был капитаном, а дети – матросской командой. В послевоенные годы сарай разобрали, но позднее все-таки восстановили. Сейчас здесь – выставочный зал и диорама.

Диорама – это удивительная работа Поленова, выполненная им в последние годы жизни.
Для крестьянских ребятишек он создал ряд удивительных картин, тематикой которых стало кругосветное путешествие. Каждая такая картина нарисована на листе ватмана и помещена между двумя стеклами. Если лист подсветить – проявляется второе изображение, как бы ночное и драматичное:

Василий Дмитриевич в своей жизни многое сделал для крестьян соседних деревень Страхово и Бёхово, благодаря его неустанной заботе было построено две школы, новая церковь. Когда после революции дворянские усадьбы массово подвергались разграблению, местные крестьяне собрались решить – громить Борок или нет. Было решено оставить Поленова в покое, так как художник много сделал для них добра.
Новая власть также лояльно отнеслась к Василию Дмитриевичу, который в статусе народного художника прожил в Борке еще десять лет, до самой смерти. Он безвозмездно передал государству свои бесценные коллекции, уникальный дом и парк, стал в музее главным экскурсоводом, режиссером самодеятельной театральной студии.

По завещанию основателя музея его преемником стал сын, страстный защитник особого усадебного мира и природы. Но в тридцатые годы он попал в сталинские лагеря. Судьба усадьбы могла сложиться весьма плачевно – если бы теперь уже не внук художника. Вместе со своей женой Натальей Грамолиной они сохранили Поленово, вернули ему статус настоящей жемчужины на окских берегах. Долгое время директором музея была Наталья Николаевна Грамолина – уже вдова внука художника. Я горжусь совсем далеким знакомством с этой удивительной женщиной: это настоящий фонтан сил, эмоций, знаний, любви, юмора и совершенно молодого озорства. Сейчас возглавляет музей Наталья Фёдоровна Поленова – правнучка художника.
Василий Дмитриевич Поленов был похоронен на старом кладбище в Бёхово, на окском просторе недалеко от построенной им по собственному проекту церкви Святой Живоначальной Троицы.



С высокого берега открывается удивительный вид на Оку:

На самой вершине этого высокого холма находится старое бёховское кладбище, где как раз и похоронен Василий Дмитриевич Поленов и члены его семьи.

Можно спуститься к самому берегу:


От церкви проложена тропа до святого источника: мы раньше ей пользовались, когда не хотелось на машине преодолевать метров пятьсот по глубокому бездорожью. Идти минут двадцать.

Но в последние годы заасфальтировали съезд и сделали вполне нормальную дорогу до самого источника. Если же углубиться дальше в лес мимо купели, то можно продраться по руслу стремительно сбегающего потока почти до самой Оки.




В качестве заключения:
Поленовские места прекрасны в любое время года!



Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

Planibel

  • 6 июля 2018, 15:33
Светлана, огромное спасибо за рассказ! Прочла с большим интересом и о Чехове, и о Поленове. Просто какие-то виртуальные экскурсии)))
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 6 июля 2018, 17:31
Вот и прекрасно, что понравилось!
+
2
+ -
avatar

BVD64

  • 9 июля 2018, 07:59
Восхищаюсь, Светлана, Вашим мастерством и умением рассказать о гениях русской культуры! Причём Вы делаете это с настолько искренними любовью и интересом, что чувства невольно передаются и читателю! А это дорогого стоит!
Красивейшие места, талант художника огранил их и превратил в настоящий бриллиант!
Как всё-таки очаровательна Россия!
Спасибо, замечательный рассказ!
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 9 июля 2018, 09:29
Владимир, большое спасибо за слова поддержки!
Абсолютно согласна: при желании в шаговой доступности — множество интересных мест.
Но Поленово, все же, уникальное!
+
2
+ -
avatar

bulava61

  • 9 июля 2018, 12:33
Сидел на кухне, чистил картошку к обеду, и чудовищная мысль посетила мой скромный головной мозг: какой же материальный ущерб государству наносит Света — прочитав её отчёты о Поленове и прочих усадьбах. никому не нужен гид-экскурсовод, распечатал отчёт — и вперёд, всё ясно и понятно, описан каждый дом и комната, да ещё и с комментариями и историческими выкладками. Теперь (почистив картофель) сижу и думаю — ехать туда, или уже не стОит?
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 9 июля 2018, 13:03
распечатал отчёт — и вперёд, всё ясно и понятно, описан каждый дом и комната, да ещё и с комментариями и историческими выкладками. Теперь (почистив картофель) сижу и думаю — ехать туда, или уже не стОит?

"- А вы что, за меня и пальцы загибать будете?
— Ага!"


Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.