Финляндия, респект! (фотоотчёт) / Дружеский гид / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Финляндия, респект! (фотоотчёт)

«Отдых — восстановление жизненных ресурсов, сил; перерыв в деятельности, который снимает утомление»

Именно об этом мы думали в первую очередь, обсуждая отпускные планы на 2013 год. Чтобы ни от кого не зависеть и никуда не торопиться. Чтобы в обязательной программе не значились ежедневные перегоны и круговерть новых мест. Чтобы… ну в общем, см. эпиграф. Для подобных случаев в загашнике давно лежала Южная, Западная и Восточная Финляндии, где, как мне казалось, можно получить все желаемое, а еще, быть может, попариться в сауне да поесть вкусной рыбки. Под заданные условия выстроился 9-дневный маршрут: Торфяновка-Котка-Порвоо-Раума-Тампере-Савонлинна-Брусничное. Всего по Suomi примерно 1200 км. Оптимальное время — после майских праздников, когда массы кратковременновыезжающих вернутся на работу, а погода на Балтике немного улучшится.
Про дорогу до границы и обратно я кратко отчитался ранее, поскольку писать полновесный отчет не планировал, но потом, пообещав Александру (puzzle) прокомментировать его маршрут, надумал дать краткое описание пяти посещенных городов с личной оценкой понравившихся мест. Еще немного поразмыслив, решил сделать это с акцентом на фотографии.



Котка.
01. Котка — второй по счету крупный город на морском побережье после пересечения границы. Наверное поэтому нас по приезду сразу же потянуло к воде.

02. Ландшафтный парк «Сапокка». Очень много природного гранита, цветов и воды.

03. Изобилие камней не мешает финам обустраивать свою жизнь. Дороги сквозь скалы они прорубают с помощью взрывчатки, получающийся щебень используют при строительстве, а самой мелкой фракцией посыпают тротуары в зимний период.

04. Зона отдыха на морском берегу. Несмотря не несезон — порядок идеальный.

05. Достаточно типичный дом категории «частный сектор». В Котке эту красоту в большом количестве можно найти в районе Katariina.

06. На рыночной площади по субботам, как и положено, располагаются торговцы. От бабушек с «домашним ассортиментом» до бизнесменов на малотоннажных фургонах.

07. Когда мы говорили, что остановились в Сокосе, то собеседники одобрительно кивали — очень удобно, центр. Еще один ориентир — парк Сибелиус.

08. Гуляя по городу, желаемый покой обрели уже к вечеру первого дня. И, на мой взгляд, немалую роль в этом сыграл финский стиль. Вот, кстати, его пример в архитектуре. Преобладают четко выраженные горизонтальные линии.

09. А это один из образцов городской скульптуры. Требуется немного шевелить извилинами.

10. Недавний приход тепла отмечен массовой продажей живых цветов.

11. Двухвековая липовая аллея «Лехмусбулеварди» отдана под размещение авангардных памятников и скульптур. Меня больше других привлекло вот это «чудо-графити». В дальнейшем подобное повстречается и в других городах.

12. Финские парни отжигают.

13. Каждый день в три часа пополудни водолаз погружается в бассейн «Балтийское море» комплекса Maretarium. Второе название аквариума — мир финских рыб — на самом деле легко переносится и на Россию. Большинство его обитателей можно поймать и в наших водоемах.

14.1. Набережная внутреннего залива. Вид с верхних ступенек «Велламо».

14.2. Сотни и тысячи новеньких тойот прибыли в Котку по морю, чтобы отсюда отправиться в дилерские центры.

15. В морском центре «Велламо» под одной крышей расположились несколько собраний: музей береговой охраны, музей истории и современности края, морской музей Финляндии, а также разнообразные выставки. Особо крупногабаритные экспонаты отшвартованы у пирса. Для полноценного знакомства требуется выделять целый день.

По итогам двухдневного пребывания хочу сказать, что планировать визит в Котку несомненно стоит. Для первооткрывателей Suomi этот город может послужить образцом всех других современных мест компактного проживания на юге Финляндии: уютно, продуманно, с явно видимым результатом работы властей (а может быть общественности). Простым списком дам перечень мест, вызвавших наибольший интерес:
— морской центр "Велламо" (для любознательных, технарей и краеведов);
— парк «Сапокка» и расположенная за ним городская зона отдыха;
— морской парк Екатерины. Интересна как сама история его появления — на месте промышленно-портовой зоны, так и образец трубопровода «Северный поток», который уходит под воду где-то на соседнем острове;
— городские улицы и дворы на центральном острове (нужно планировать прогулку километров на 10, сюда же входят прочие городские парки);
— Maretarium — на любителя, но нам понравилось.
Загадкой осталось отсутствие малолетних граждан в тех местах, где мы гуляли (за исключением детсадовской группы в аквариуме). Пожилые люди присутствуют в достаточном количестве, средний возраст — работает или разъехался по дачам (дело было в пятницу, субботу и воскресенье), а вот детей и тинейджеров — нет. Как нет и следов их деятельности. Непонятно :) И еще — откуда деньги, Зин?
До следующей точки на маршруте (Porvoo) ехать чуть более часа — 85 км.

Порвоо.
16. Цепочка ярких красно-коричневых домиков вдоль левого берега Порвоонйоки является визитной карточкой старого города.

17. Сохранившиеся амбары — это по сути таможенные терминалы прошлых веков, накапливавшие товары для последующей продажи в других городах Финляндии. Свой запоминающийся цвет постройки приобрели в конце XVIII века, готовясь к приезду шведского короля Густава III

18. Набережная в черте нового города вполне себе современна и подходит для прогулок.

19. Здесь русский дух… но знаки непривычные.

20. Старый город. Еще 15 минут назад на улицах было полно людей, и за каждым столиком сидели посетители. Теперь кафе закрыто, а туристы послушно разошлись по отелям.

21. Старая городская ратуша, 1764 г. (ныне музей). Для тех, кто любит фильмы Гайдая, это здание может показаться знакомым. Ведь именно здесь «хулиганили» герои Е.Леонова и В.Невинного, приехав в Йоки (а на самом деле — Порвоо) за подарками для семьи невесты Хювяринена.

22. В этом доме на краю ратушной площади мы останавливались на ночлег. Хороший финский B&B в духе старого Порвоо. Гостям сдают комнаты на третьем этаже, а сами хозяева проживают на первых двух.

23. Улица, по которой Антти Ихалайнен с Юсси Ватаненом неоднократно проезжали на бричке то в одну, то в другую сторону. С конца семидесятых годов прошлого века практически ничего не изменилось, если не считать подросшего дерева.

24.

25. Автомобилям въезд в старый город запрещен.

26.

27. Навратные художества. Красно-коричневый цвет по распространенности делит первое место с желтой охрой. А кроме этого — все цвета радуги.

28. Уборка гранитной крошки после долгой зимы.

29. Вечером, когда все заведения уже закрыты, но солнце еще не зашло, приятно прогуляться вдоль реки.

30. Музейная железная дорога. В мае она еще не функционирует, и мы просто посмотрели старый подвижной состав и станционные постройки. А из других семейных достопримечательностей отмечу: магазин местной шоколадной фабрики Brunberg на границе старого и нового города (ул. Välikatu 4), кондитерская «Маленькая шоколадная фабрика Порвоо» рядом с кафедральным собором (ул. Kirkkotori 1, продают вкусный кофе), музей кукол и игрушек (ул. Jokikatu 14) и, конечно, пешеходный маршрут по старому Порвоо.

С первых минут нахождения среди плотной деревянной архитектуры настойчиво преследовали вопросы: это финский стиль или российский? Почему так умело сохраняют и почему никто не покрыл кровлю черепицей? Не знают, что это престижно?
Хорошо в Порвоо, но уже тянет дальше. Впереди встреча, возможно, с еще более интересным местом и даже включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Next stop — Rauma. Distance ~300 км. Travel time ~3:10 ч.

Раума.
«Rauma – город с населением около 40 тысяч человек на побережье Ботнического залива, в западной части Финляндии. Он был основан в 1442 году и является третьим старейшим городом Финляндии, уступая лишь Порвоо и Турку». Так утверждает путеводитель, в то время как действительность первых часов свидетельствует о другом.
31. Раума — город современный.

32. Однако есть в нём особый район, справедливо называемый «старым городом».

33. Несмотря на то, что многим домам по 150-200 лет, в старом городе живут реальные люди.

34. Из более чем 600 сохранившихся зданий и построек, примерно треть заняты магазинами и лавочками.

35. Самая узкая улица Финляндии была under construction.

36. В отличие от простоватых жилищ Порвоо, прямые, как питерские проспекты, улицы Раума застроены более элегантными домами. Опять возникают вопросы: почему? кто виноват?

37.

38.

39. Сверяясь время от времени с бесплатной картой, обратили внимание на смотровую башню. Для маленькой Раумы — воистину избыточное сооружение.

40. Высота 66.5 м. Виды на все четыре стороны.

41.

42. Некоторые старинные подворья превращены в музеи. На дверях дома Кирсти висел замок, поэтому интерьеры жилища XVIII-XIX века пришлось разглядывать через окошки.

43. За неделю пребывания в Финляндии, мы повстречали не менее десятка олдскульных американских авто в превосходном состоянии.

44.

45. Композиционная суть этого снимка позаимствована с фото на обложке местного путеводителя. Тогда, перед отъездом, картинка показалась просто милой, но сейчас я вижу, что она лучше других передает настроение от старой Раумы. На мой взгляд, город обязателен к посещению.

От Раумы до Тампере — 145 км и примерно два часа пути.

Тампере.
46. Озеро Нясиярви (Näsijärvi) выше соседнего Пюхяярви (Pyhäjärvi) на 18 м. Этот природный перепад высот дал возможность Тампере развиваться как промышленному центру.

48. Энергии падающей воды Таммеркоскии использовалась многократно: тут и хлопчатобумажная фабрика Финлейсон, и льняная прядильня Тампелла, и бумажная фабрика Френкель вкупе с первой в Финляндии электростанцией.

50. Сейчас многие предприятия остановлены и переоборудованы, хотя над TAKO какие-то дымки поднимаются.

52. Бывшие цеха заняты бизнес-центрами, бутиками и ресторанами, тем не менее на большей части территории можно ходить-любоваться интерьерами просто так.

53. Во внутренних двориках также скрывается немало интересного. Где-то совсем рядом с этой трубой мы нашли оригинальную сувенирную мастерскую. Tax free, по моему, не оформляют.

55. На улице почти лето!

56. Перед обедом стоит заглянуть на крытый рынок Кауппахалли (вход с Hallituskatu, либо с Hämeenkatu), где после созерцания деликатесов совершенно резонно будет подкрепиться в одном из многочисленных кафе (как нам показалось, там собираются местные).

57. Действующий музей В.И.Ленина. Скучно, как во времена СССР, и посетителей почти нет. Зато узнали, что подобная пропаганда делалась на советские деньги.

58. Лучшим ориентиром при движении в сторону парка развлечений Сярканниеми служит самая высокая в Северных странах обзорная башня Нясиннеула.

59. А это еще один из примеров переоборудования старых производств под современные нужды. В данном случае — отель Holiday Club: удобные 2-светные номера с антресолями и полной кухней, но далековато для пеших прогулок до центра. Тут мы, кстати, и попарились.

60. Финские балконы вызывают у меня чувство зависти. И ведь ни у кого не поднимается рука использовать профиль VEKA.

Двух дней на изучение Тампере мало. Так, первое знакомство. Мы не ходили в многочисленные музеи (за исключением ВИЛ), не катались на аттракционах в парке Сярканниеми (в мае еще не работает), не посетили ни одной выставки. Только гуляли. И всё равно было интересно (вот еще любопытная статистика по городу).

Перегон от Тампере до Савонлинны был самым большим на маршруте — 360 км и 4 с половиной часа ездового времени. По факту вышло еще больше, т.к. останавливались в попутном кафе и заплутали на местных дорогах.

61. Типичный пейзаж озёрного края.

62. Второстепенная дорога.


Савонлинна.
63. Только подбирая материал для этого отчета, с удивлением узнал, что «одним из наиболее дорогих отелей в Савонлинне можно назвать Savonlinnan Seurahuone». Вот те на! А ведь мы именно там останавливались, и я как раз хотел написать, что проживание в гостиницах в Финляндии обходится дороже, чем хотелось бы. Значит где-то просчитался :) Зато расположение у него удобное, и вид из окна не плохой.

64. Хорошо гуляется по Linnankatu и вдоль берега в сторону крепости. Вечером в день приезда погода случилась совсем летняя, так что сидели мы на мостках перед озером очень долго.

65. Катание на прогулочных судах — один из основных видов развлечений в Савонлинне. Вот этот старичок «Punkaharju» 17 мая как раз открывал очередную навигацию. По этому случаю на борт были приглашены большой духовой оркестр и все желающие (не бесплатно, естественно).

66. Крепость Олавинлинна — самый северный каменный замок средневековья. Чтобы сделать это поздний снимок, нам пришлось дожидаться почти полуночи. Хорошо комаров не было.

71. На макете представлен один из последних вариантов развития замка Святого Олафа. Видно, что в средней части ближней крепостной стены, когда-то была еще одна башня, сильно поврежденная в результате осады в июле 1714 г. (позднее она была снесена). Русские военные строители надстроили оставшиеся три башни (верхние ярусы из красного кирпича с круглыми окнами), поставили купольные навершия (а без крыши в финскую зиму там было очень неуютно), пристроили дополнительные бастионы для защиты от высадки с воды. Внутреннее пространство крепости также неоднократно перекраивалось. С включением Финляндии в состав Российской империи, Олавинлинна потеряла свое военное значение, однако войска еще несколько десятков лет оставались там. При этом укрепление носило русское название Олафсборг.

72. Покупая билет в крепость, имеет смысл задуматься о посещении местного краеведческого музея и, в первую очередь, его уникального собрания речных судов. Весной 2013 года у причала стояли: паровой буксир «Ахкера» (1871), паровая шхуна «Салама» (1874), пассажирский пароход «Савонлинна» (1904) и единственная в мире смоляная баржа «Микко» (1914).

73. На мой взгляд, мальчишкам будет интересно на каждом кораблике без исключения. Открыт доступ во многие внутренние помещения и трюмы. Если повезет, то можно найти справочные листки на русском языке, из которых я, например, узнал, что «Салама» пошла на дно в результате кораблекрушения в 1898 г., пролежала на дне до 1971 г., была удачно поднята и восстановлена.

74. Всё, что можно найти на полуострове вокруг музея, тоже относится к его экспонатам.

76. В основном здании музея много макетов, наглядно показывающих важные события и жизнь местных жителей за последние пару веков. Вот это, например, фрагмент типичного финского хутора.

77. А это бытовая сценка начала XX века.

Савонлинна идеально подходит на роль завершающего пункта путешествия: в ней есть что посмотреть и в то же время можно наслаждаться ничегонеделанием. В день открытия навигации «Punkaharju», начал свою работу специализированный рыбный бар на крыше Savonlinnan Seurahuone, и нам пришлось мучительно выбирать между водной прогулкой и чревоугодием. Остановились на последнем, как результат — объелись ряпушки :)
Вот такие возможности по проведению свободного времени дает Финляндия. Выбирайте!

Finita.

Комментарии (23)

RSS свернуть / развернуть
+
3
+ -
avatar

puzzle

  • 14 октября 2013, 19:51
пообещав Александру (puzzle) прокомментировать его маршрут, надумал дать краткое описание пяти посещенных городов

Совсем не ожидал, что могу стать чьей-то «музой». Обычно ищу «её» на стороне))
Поскольку у меня сейчас творческий порыв, почитаю чуть позже, надеюсь, что с удовольствием)
+
2
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 14 октября 2013, 22:27
Вот так живешь и не знаешь — какие сюрпризы нас ждут впереди)))
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 15 октября 2013, 20:00
Прочёл, выношу вердикт))
Поскольку Финляндия одна из немногих легкодоступных стран, в которых я ещё не был, ваш фото-отчёт — это самый полезный для меня материал на данном сайте. В закладки не помещаю (в случае необходимости найду без труда), но свой плюс в вашу коллекцию отправил без колебаний))
Теперь чуть конкретнее. Котка как-то не убедила, поэтому добавлять её в свой список не буду. А вот Раума заставила срочно свериться с картой — я её не упоминал, но, слава Богу, она находится на моём маршруте. Можно облегчённо выдохнуть.
Вообще, наблюдается некоторая похожесть на Швецию.(Увлечение американскими «дредноутами» тоже из этой «оперы».) Но как-то незримо присутствует и свой финский колорит. Поэтому ещё один вывод, который я сделал для себя — это не совмещать посещение Финляндии со Швецией, дабы потом не искать эту грань. Ну и в мае я туда точно не поеду — люблю сочную северную зелень. Да и ж.д. в Порвоо не работает, а она тоже входит в мои планы)
Kiitos, получилось очень интересно и полезно!
+
3
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 16 октября 2013, 10:27
За Котку — жаль, но если вы будете заезжать с севера, как первоначально планировали, то к концу поездки все финские города станут родными и очень похожими.
Графики курсирования музейных поездов лучше посмотреть на финских сайтах.
Про кемпинги хотелось бы добавить. Они, как правило, расположены на удалении от городов — 2...3 км и более. Т.е. придется доезжать на авто, а значит искать парковочное место. И тут у финов всё очень строго. В Порвоо мы получили предупреждение (еще не штраф) за 15-минутную просрочку на парковке для туристических автобусов (после ночи площадка была практически пуста, но бумажки аккуратно разложили всем трем оставленным машинам), а в Тампере — штраф на гостиничной закрытой стоянке (оказывается Hotel guest — это визитеры и они оплачивают стоянку, а нам нужно было на таймшерный бесплатный паркинг, но кто бы догадался). Справедливости ради должен сказать, что гостиница впоследствии сама все урегулировала и штраф аннулировали. Говорят, что неплатильщиков финны вылавливают на границе.
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 16 октября 2013, 12:06
За Котку — жаль

Это вы во всём виноваты, коль не сумели убедить))
Сергей, может быть есть ссылочка на краеведческий музей в Савонлинне — очень уж заинтересовала коллекция речных судов?
Пожилые люди присутствуют в достаточном количестве, а вот детей и тинейджеров — нет.

Я на эту метаморфозу обращаю внимание практически повсеместно в Европе.
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 16 октября 2013, 15:03
ссылочка на краеведческий музей в Савонлинне

Даю ссылку на английском, т.к. она самая информативная из понятных. Там же можно покопаться в оригинальных финских страницах.
Из полезного на русском:
туристический форум;
буклет на 2013 год;
краткие описания музейных судов — «Салама», «Микко», «Савонлинна» и «Ахкера»;
фото-пост.
Попозже выложу скан буклетов про кораблики.

Это вы во всём виноваты, коль не сумели убедить))

У вас и так маршрут затейливый получается))
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 16 октября 2013, 15:09
Преогромное KIITOS!
Прям как будто вы меня уже в дорогу собираете)
У вас и так маршрут затейливый получается))

Не сомневаюсь, осталось его когда-нибудь воплотить в жизнь)
+
0
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 17 октября 2013, 12:15
А еще в Котке самые лучшие (из посещенных) музеи. Пересматривая фотографии, я вспомнил, что именно там мы слушали рассказ старого рыбака, которого до сих пор тянет на лед Финского залива. Рыбу они ловили из миниатюрных (2х2м) домов на лыжах. Там же, в «Велламо», я присвистнул от удивления, когда разглядывал макет деревобрабатывающего производства на острове. Опилки увозят одни кораблики, сушеный пиломатериал в штабелях — другие. Ничего не пропадает, а масштабы поражают. Кстати, потом, вдоль дороги то и дело попадались лесозаготовительные делянки. Еще один пример рачительного хозяйствования.
А изобилие разноцветных «концов» на одноместной гоночной яхте? Я насчитал более десятка. Пусть это не финская придумка, но своеобразие у экспозиции имеется.
Чтобы не грузить словами, предлагаю посмотреть подборку фото из морского центра Vellamo.
+
2
+ -
avatar

begun12

  • 14 октября 2013, 21:40
Наконец-то Ваш отчет! И ожидания были оправданы сверх меры! Спасибо за столь качественно представленный материал: обязательно вернусь к просмотру, и не раз!
+
2
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 14 октября 2013, 22:31
И вам спасибо на добром слове! Я тут о многом умолчал, наивно полагая, что любопытствующие сами найдут недостающее. Если соберетесь к финам в гости, подстраивайтесь под их условия.
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 14 октября 2013, 23:12
Пословицу про чужой монастырь никто не отменял!
+
3
+ -
avatar

andreysavin

  • 15 октября 2013, 00:23
Уютные места, судя по фотографиям. Спасибо за отчёт.
+
3
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 15 октября 2013, 10:18
Боюсь обмануть людей в ожиданиях. Мне кажется, тут многое зависит от запросов. Остаться жить? Скорее нет. Отдохнуть? Вот тут, пожалуй, да. Но недешево. И время года немаловажно. Как представлю себе, что зимой световой день длится 6-7 часов, так тоскливо становится. В Тампере на этот счет придумали «Недели света» — с октября по январь устраивают электрические инсталляции. Молодцы!
+
3
+ -
avatar

2603

  • 15 октября 2013, 10:02
Красивые, сытные, фотки. Всё очень понравилось )))Спасибо!
+
2
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 15 октября 2013, 10:19
Слово-то какое вкусное — сытные))) Прям сразу чаю захотелось попить))) Спасибо!
+
3
+ -
avatar

bkozyrev

  • 15 октября 2013, 12:18
И знакомые места посмотрел, и к новым принюхалсяприсмотрелся. =)
Спасибо!
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 15 октября 2013, 14:01
Пожалуйста! Я тоже надеюсь на что-нибудь знакомое в вашем изложении;)
+
2
+ -
avatar

bkozyrev

  • 15 октября 2013, 14:23
Ну, после ваших фотографий выкладывать продукцию моей мыльницы как-то неловко, но отчет сделаю. Сейчас бы про это лето рассказать…
+
2
+ -
avatar

Vlad-Kenig

  • 15 октября 2013, 23:20
Интересно! Особенно потому, что сами были летом в Хельсинки, Савонлинне…
Сейчас потихоньку «мучаю» отчет… может получится…
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 16 октября 2013, 09:49
А как так получается, что и Хельсинки, и Савонлинна? Ведь это же в противоположных концах)))
Вопрос, конечно, несерьезный. Скорее всего времени было маловато. Но «мучения» не бросайте, хотя бы краткий след оставьте: что понравилось, а что нет; удалась поездка в целом или как-то всё не так пошло, и т.п.
+
1
+ -
avatar

Vlad-Kenig

  • 16 октября 2013, 21:44
вот такой маршрут был:
goo.gl/maps/AxiXU
+
0
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 17 октября 2013, 11:13
Ого, какой плотненький! Тут и все балтийские сёстры, и Карелия, и Санкт-Петербург, и Новгородчина. Финляндию тоже вижу) До Савонлинны без остановок проехали? Где размещались в Саво? Что с погодой и комарами? Насколько заметна разница между Карелией и Суоми? Если будет отчет, то с удовольствием прочту все ответы там.
+
2
+ -
avatar

SuperMax

  • 16 октября 2013, 17:09
Тоже жду плод ваших «мучений»))), т.к. на июнь рассматриваю Финляндию. Важна любая информация: достопримечательности, маршруты, отели, рестораны.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.