Большое путешествие по Кольскому. 2010 год. Часть 1. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Большое путешествие по Кольскому. 2010 год. Часть 1.

Большое путешествие по Кольскому. 2010 год.
Маршрут путешествия: Москва — Тверь — Боровичи — Тихвин — Лодейное поле — Петрозаводск — Медвежьегорск — Кемь — Зеленоборский — Ревда — Ловозерские тундры — Мурманск — п-ов Рыбачий — Мурманск — Кировск и Хибины — Кандалакша — Терский берег — Кузомень — Аметистовый берег — Медвежьегорск — Петрозаводск — Санкт-Петербург — Вышний Волочок — Москва
Регион путешествия: Карелия, Кольский п-ов.
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 5 500 км. (315 км.)
Сроки: 30.07-15.08 (17 дней)

Обращение ко всем настоящим и будущим туристам:
Я долго сомневался писать или нет этот отчет. С одной стороны, хочется поделиться своими впечатлениями и рассказать о том чудесном, что нам довелось увидеть. С другой стороны, часто вспоминаются пустые бутылки и другой хлам вдоль дороги на Рыбачьем…
В связи с этим большая ко Всем просьба: Будьте людьми! Следуйте двум простым правилам: чтобы мусора после вас оставалось не больше, а фрагментов истории — не меньше. Подумайте о будущих поколениях, пожалуйста.


«На небесах только и разговоров что о море...»
из к/ф «Достучаться до небес»

Вместо предисловия или «парочку слов о том, как это начиналось…»
Письмо с приглашением принять участие в этом путешествии, которое я разослал в ноябре 2009го всем своим друзьям, имело рабочее название Проект «Пиздец». Известное дело – как лодку назовешь, так она и поплывет. Посему будьте аккуратны с названиями (пусть и временными).
На письмо тогда, к сожалению, не откликнулся никто, и собрать команду отчаянных путешественников, готовых пересечь полярный круг и искупаться в северном ледовитом океане, стало первой и самой важной задачей. Наталья согласилась сразу же. Антон дал свой положительный ответ в декабре, что означало старт подготовительной компании, ибо три человека – это уже Экипаж! Затем в мае к нам присоединился друг Антона Миха, а по интернету мы познакомились со вторым экипажем – двумя Романами на Mitsubishi L200. Завершилась комплектация нашей группы знакомством с Ириной. А Роман-старший нашел еще одну пару, собиравшуюся ехать на Уазике. Итого нас набралось девять человек.
Второй серьезной проблемой для нашего экипажа был поиск машины. С одной стороны, это должна быть машина большая и высокопроходимая. С другой стороны хотелось найти вариант подешевле. Своего автотранспорта, удовлетворяющего таким требованиям, не было, Уазики напрокат никто в Москве не давал, Нив было много, но это машина на двух человек, Форестер, который мы обкатали на майских, всем хорош, но в бродах Рыбачьего он утонет нафиг, да и багажник даже на четырех человек маловат для двухнедельной поездки. И тут нам попалась фирма, которая давала в прокат Mitsubishi Pajero IV за 3 500 руб. в сутки. Посмотрели, посидели внутри, решили – наш вариант!
Ну и наконец, третья составляющая хорошей поездки – грамотный, насыщенный, заранее проработанный маршрут. Спасибо всем, кто заставил взглянуть трезво на вещи и исключить из маршрута Архангельск, иначе бы это был не отдых, а гонка. Отказ от заезда на Соловки дал нам два дополнительных дня, которые оказались так кстати после форс-мажора. Ну а благодаря интернету и множеству отчетов удалось построить гибкий, ненапряженный график путешествия с посещением множества интереснейших мест.
Выезд нашего экипажа был назначен на раннее утро пятницы тридцатого июля…

День 1. 30.07.2010. «Легкий старт», Москва — Савозеро
Маршрут дня: Москва — Солнечногорск — Клин — Тверь — Торжок — Вышний Волочок — Бологое — Березайка — Лыкошино — Боровичи — Любытино — Неболичи — Бокситогорск — Тихвин — Кайвакса — Ганьково — Алёховщина — оз.Савозеро
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 810 км. (0 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: оз.Бельское; колодец Рериха около села Мшенцы; макет самолета Миг-21 на объездной у Тихвина.


В пять утра Антон с Михой заезжают на Свиблово, дозабивают впритык казавшийся еще вчера таким объемным багажник Паджерика, последний рюкзак кидают на заднее сиденье, забирают меня и Натали. Антон у нас – главный водитель, моя роль – навигатор и капитан, Натали с Мишей отвечают за позитивный настрой в салоне авто. Через тридцать минут забираем рюкзак у Ирины (куда его засунуть???), фотографируемся и прощаемся с ней, чтобы встретиться через два дня на богом забытой станции «Княжая».
Ровно в шесть утра пересекаем МКАД по Ленинградскому шоссе, и вот полетели километры и города… Химки, Солнечногорск, Клин… из динамиков звучит «оранжевый» Чайф, на заднем сидении тихое посапывание, периодически пищит антирадар, угадывая прячущихся по кустам сотрудников ДПС… справа остается Тверь, за ней Торжок, небольшая получасовая пробка в Вышнем Волочке, и Коломно! Здесь мы сворачиваем с федеральной трассы к озеру Бельскому, чтобы качественно позавтракать, искупаться и наконец-то насладиться чистым воздухом без уже осточертевшего столичного дыма.
После утреннего супчика, пока все купаются, Антоха, проехавший за день свой участок в триста двадцать километров, по установленному нами единогласно правилу получает заслуженную баночку пива и про руль забывает. Дальше моя очередь давить педаль газа.
Заброшенный завод Бельский мы не находим (да и не особо ищем), а «прямая» дорога через лес до Бологого давно перекопана. Возвращаемся на М-10 чтобы проехать восемнадцать километров и проститься с ней, как мы думали тогда, насовсем. Минуем по заранее подготовленным картам Бологое, сворачиваем на Березайку. Дорога тут совсем иная. Асфальт хоть и без ям, но очень холмистый, и полоса движения как будто одна. За Березайкой следует Корыхново, и мы отклоняемся от нашего маршрута, чтобы посмотреть на «бездонный колодец Рериха», который находится в паре километров рядом с деревней Мшенцы. Дна в колодце действительно не видать, зато вокруг полно народу от шестнадцати до шестидесяти, желающих омыть свои тела в «святой воде». Пару кадров на память и двигаем дальше.
Вообще ехать для меня — одно удовольствие. Трафик небольшой, асфальт по провинциальным меркам радует, вокруг прекрасные пейзажи, и лучшая компания, какую можно пожелать. Выруливаю на трассу Р-8, направление на север, проезжаем Боровичи. Остановка, фотографии, перекус.

В Новгородской области пару дней назад отбушевал ураган, и дорога на участке Любытино – Неболичи – Бокситогорск наполовину завалена скошенными деревьями. Из-за этого частенько ехать приходится по встречной, существенно сбрасывая скорость перед поворотами.

И вот в шестнадцать тридцать мы выезжаем на трассу А-114, и вскоре останавливаемся на кольце объездной дороги возле Тихвина. В центре кольца установлен макет рвущегося в небо самолета МИГ-21 с виртуальным тайником. Болты мы честно посчитали, но ответ забыли. Зато остались красивые кадры. Когда же вернулись к машине, Наташа села за руль, а я открыл баночку пива. Еще тристодесять километров позади…
С кольца мы сворачиваем по указателю на Лодейное поле. По отзывам дорога обещает быть веселой. Натали едет совсем иначе, нежели я или Антон. Скорость снижается до нормальных ста в час, на неровностях перестает подкидывать. Затем асфальт кончается, и в клубах пыли мы едем еще спокойней. Иногда нас обгоняют мчащиеся куда-то самосвалы и лесовозы, а в редких деревнях попадаются заасфальтированные на двести метров участки дороги. От пива и покачивания мы засыпаем, а когда просыпаемся, то оказываемся ближе к северу еще на сто сорок километров; где-то справа за лесом озеро Савозеро – финальная точка сегодняшнего дня.
Потыкавшись на ближних подъездах, занятых местным населением, в итоге находим укромный уголок для себя в дальнем восточном конце озера. Ну и наконец-то долгожданный костер, плотный ужин из шашлычка под смесь светлого и темного «Козлов», хорошая кубинская сигара (от которой пошла кругом голова), песни под гитару, палатка и спальник…

День 2. 31.07.2010. «1 000 км на Север», Савозеро — Кольский п-ов
Маршрут дня: оз.Савозеро — Лодейное поле — Олонец — Пряжа — Петрозаводск — Кивач — Медвежьегорск — Сегежа — Кемь — Чупа — Зеленоборский — Кандалакша — Полярные зори
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 990 км. (0 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: ресторан «Карельская горница»; набережная в Петрозаводске; водопад Кивач; мост через р.Онда; стела Полярный круг.


Ранний подъем, быстрые сборы и в девять тридцать мы уже на границе Ленинградской области и республики Карелия.

Качество дороги резко улучшается! И поэтому, даже когда встречные машины мигают фарами, а радар безостановочно пищит, я все равно не могу сбросить скорость ниже ста десяти. За что добрейшие и милейшие петрозаводские гаишники выписывают мне квитанцию на сто рублей. Где-то в это же время получаем смс от Романа, что они в пути, и от Ирины, что ее поезд отбывает из Петрозаводска. Сами мы прибываем в столицу Карелии ровно в полдень. Довольно быстро находим улицу Энгельса, паркуемся около дома номер тринадцать и спускаемся в тихий зал ресторана «Карельская горница». Описывать все те великолепные вкусности карельской кухни и шедевры кулинарного мастерства, которые нам довелось отведать, я не буду, скажу лишь одно – если вам доведется побывать в Петрозаводске, то обязательно посетите это место. Не пожалеете! В дорогу забираем из ресторана два литра превосходной медовухи и отправляемся на набережную Онежского озера.
Погода превосходная, легкий ветерок и синяя гладь воды и неба… замечательный фон для «оранжевой фотосессии». Но нужно торопиться, чтобы догнать Ирину и вовремя прибыть на станцию, до которой пока что шестьсот сорок километров с редкими городами и заправками. Поэтому заливаем на Лукойле полный бак и продолжаем путь на север. На выезде из Петрозаводска сплошные ремонты дороги и строительство развязок, из-за чего движение временами очень медленное. Через пятьдесят километров отворот на Кивач – нам туда!
Площадка перед спуском к водопаду освоена по полной: тут и музыка, и шашлык, и сувениры, и пиво с мороженным, и свадебные кортежи. Тратим пол часа на изучение и фотографирование верхней и нижней ступеней водопада (а так же друг друга) и снова в путь. Кивач, конечно, восхищает своей красотой и мощью, но впереди нас ждут водопады Кольского полуострова.

После Кивача за руль садится Антон и мы практически без остановок мчимся до Полярного круга. Исключение делаем на реке Онда – выпить чайку (термос в дороге – гениальная идея) и взглянуть на место, где в 2007-ом году мы завершали сплав на катамаранах.
По мере того, как мы продвигаемся к Мурманской области, дорога постепенно становится все хуже и хуже: много холмистости на асфальте, а иногда и ямы. С заправками дефицит – одна на двести (а то и триста) километров, особенно на участке Кемь-Кандалакша. Как только пересекаем дамбу у Кеми, начинается проливной дождь, небо до горизонта затянуто хмурыми тучами. Нас это не страшит: Антон уверенно держит скорость в сто двадцать, я работаю ди-джеем, а Миха и Натали ведут с энтузиазмом бесконечные споры о законах физики и бытия. По дороге видим пару аварий: машины вылетели с трассы, не справившись с управлением.
Ровно в двадцать два часа дорога внезапно становится похожей на немецкий автобан, и через пять минут я командую – «тормози!». Слева вся в лоскутках возвышается голубая стела Полярного круга.

Уставшие уже от сидения в машине мы с удовольствием выпрыгиваем и идем прикоснуться к заветному месту. Примечательно, но вокруг кроме лоскутков висят и ботинки, и трусы и прочий хлам, оставленный отчаянными путешественниками (даже фалоимитатор). Температура тем временем существенно снизилась и чувствуется легкая прохлада: 20 градусов после 40 в Москве (дизель же наоборот подорожал на пару рублей).
После пересечения полярного круга проезжаем пятьдесят километров и оказываемся в поселке Зеленоборский – тут мы встречаем Ирину. Очень кстати подготовленный с помощью Google Earth план проезда до ж/д станции Княжая – без него мы бы просто потерялись в этой дыре. От станции одно название – рельсы, шпалы и общественный туалет. Пока переодеваемся из теплой летней одежды в термобелье и камуфляж, подходит поезд. Радостно встречаем Ирину, и вот нас пятеро! Время – полночь. Задача – встать на ночевку.
При подготовке маршрута я много времени потратил, чтобы выбрать место для стоянки после пересечения полярного круга. Пара вариантов, которые я присмотрел, оказались непригодны – к одному был закрыт проезд, к другому не было дороги в принципе. Найти же стоянку на Кольском возле трассы крайне сложно. В целом местность вокруг или каменистая, или болотистая. Все отвороты, которые попадаются, ведут в садовые хозяйства. В итоге я сменяю уже засыпающего Антона, и после нескольких попыток примерно в три часа ночи мы встаем на каком-то песчаном карьере, немного не доехав до города Полярные зори. Сразу же ставим палатки и спать.

День 3. 01.08.2010. «Коснулись неба, выпили пива», Кольский п-ов — Мурманск
Маршрут дня: Полярные зори — Мончегорск — Оленегорск — Ревда — г.Аллуайв — Ревда — Оленегорск — Кола — Мурманск
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 390 км. (15 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: Хибины с трассы; Ловозерские тундры; бар «Точка отсчета».


В отличие от вчерашнего дня встаем мы поздно и стояночными делами занимаемся неспеша. Костер, макароны по-флотски, сборы. Те, кто не претендует быть сегодня в роли водителя, допивают медовуху из «Горницы». В двенадцать двадцать выезжаем из песков, за рулем Наташа.
Участок трассы М-18 «Кола», проходящий по Мурманской области – это просто сказка. Дорога либо прямая, либо красиво бежит по горам, асфальт ровный, трафик минимальный и единственные гаишники на всей трассе стоят на Кандалакшском посту. Едем в спокойном режиме и поем песенки.
Минуем отворот на Кировск и тут нашему взору открываются во всей своей красе Хибинские тундры или просто Хибины. Мощные, величавые горы, на вершинах которых спокойно лежат огромные кучные белые облака. У подножия гор разлилось, наверное, самое крупное озеро Кольского полуострова – Большая Имандра, а от трассы к нему сбегают уничтоженные выбросами отечественной тяжелой промышленности леса – сюрреалистичный пейзаж. Фотографируемся, едем дальше.

На кольце у Оленегорска уходим направо – на Ревду. Сорок пять минут езды, и мы в небольшом поселке шахтеров. Улица, по которой мы въезжаем в город, бежит вдоль забора колонии строгого режима. На единственной развилке в конце города уходим налево и вскоре подъезжаем к горно-обогатительному комбинату. Ветер столбом разносит какие-то пески с рудников на несколько километров на восток – ох, не завидую я жителям поселка Ловозеро.
Не доезжая метров пятьсот до ворот комбината, сворачиваем направо. Натали уступает руль Антону, и Паджерик начинает свое восхождение на Ловозерские тундры. Дорога каменистая, но ровная. Для машины с высокой подвеской проблем нет. От того, как мы быстро набираем высоту – становится немного страшно. Вылазим сфотографироваться – гул сильного ветра заглушает наши голоса. А душа наполняется волшебным восхищением от красоты бескрайнего океана лесов и озер нашего Русского Севера.

Почти достигнув вершины горы Аллуйав, мы вынуждены оставить нашу машинку и путь по перевалу Геологов к горе Кедыкварпахк продолжить пешком. Одеваем все теплое и поверх этого дождевики – без них на таком сильном ветре замерзаешь за пару минут. Расстояние до нужной нам точки около километра, преодолеваем мы его около часа. Во-первых, в гору, а во-вторых… слева обрывом вниз уходит Западный цирк Раслака, справа озеро Горное со снежником, а вдалеке темные контуры Хибин и белая зеркальная гладь разделяющего эти два горных массива Умбозера – зачем спешить, когда такая красота вокруг.
И вот мы поднимаемся к тому месту (Garmin показывает высоту 1150 м.), откуда открывается вид на хранящееся в каменном кольце гор таинственное Сейдозеро, про которое ходит много разных легенд. Весь массив Ловозерских тундр лежит перед нами как на ладони. А перевал Геологов отсюда выглядит словно дорога в царство Мордор. Дух захватывает. Ощущение сна.

Возвращаемся мы уставшие и под большим впечатлением, до Мурманска доезжаем быстро и почти без разговоров, под соответствующие настроению песни Высоцкого.
В восемь вечера вписываемся в классную гостиницу «Огни Мурманска», снимаем два номера, кидаем вещи, вызываем такси и мчимся в бар «Точка отсчета».

Но вот досада, бар работает лишь до двадцати двух часов, а кухня уже закрыта. Поэтому выпиваем по бокалу пива под настоящую мурманскую рыбку, берем несколько литров «на вынос» и отправляемся гулять по вечернему портовому городу (с нами Наташин знакомый из Мурманска Саша). К полуночи уже очень хорошие возвращаемся в гостиницу, но веселье на этом не заканчивается…

День 4. 02.08.2010. «Встреча на Титовке», Мурманск — Муста-Тунтури
Маршрут дня: Мурманск — 70-й километр — Старая Титовка — водопад на р.Титовка — Пьяный ручей — хр.Муста-Тунтури
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 125 км. (25 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: Мемориал «Алёша»; водопад на р.Титовка; Пьяный ручей; памятник «Мальчику».


Первая мысль с утра – «Ну нахрена было так пить?». Дальше классический сценарий: унитаз, душ, кровать, унитаз. Ближе к полудню в мой номер транспортируют Миху, дела у которого, пожалуй, еще хуже, чем у меня. Антон же с девчонками уезжают на экскурсию по городу и к «Алёше».

Спуся пару часов ребята возвращаются, загружают наши тела в Паджерик, и вся компания покидает гостиницу. Судя по состоянию — это все-таки скорее отравление (рыбой, приобретенной в магазине), нежели похмелье. По пути покупаем йогурты, кефир и колеса от тошноты. И около четырех часов после полудня покидаем Мурманск, пересекая Кольский залив по самому длинному мосту за полярным кругом, по трассе на Киркенес.
Дорога хороша и северные пейзажи из желто-зеленоватых сопок и гладких озер радуют глаз своей необычностью. От дороги, воздуха и окружающей обстановки мы с Михой довольно быстро приходим в себя. Но вот внезапно начинается проливной дождь и остановку в Долине Славы на Западной Лице мы решаем отложить на обратный путь (увы, но этой остановке не суждено будет случиться). Примерно через час мы тормозим перед шлагбаумом КПП. Молодые пограничники проверяют наши паспорта, уточняют цель маршрута, и только после этого разрешают нам проехать.
Отворот на Рыбачий — без каких-либо указателей, по старому разбитому асфальту, заканчивающемуся через пятьсот метров. Невозможно представить, что эта дорога ведет в другой мир, и на том ее конце ждет нас столько чудес, препятствий, событий, людей. Ну а пока мы только в предвкушении…
Место встречи с другими экипажами — водопад на реке Титовка, который «просто невозможно проехать». И это действительно так! Громкий гул воды и исчезающая «в никуда» река… Мы прибываем первыми, с полным пакетом красивых и крепких грибов (их тут ОЧЕНЬ много). Пока ждем, проходит легкий дождик, а после него — двойная радуга. И вот появляется L200, а за ним — о чудо отечественного автопрома! — Волга (а где же УАЗ??!!). Не задерживаясь сразу же едем до «пьяного» ручья. И вот тут-то уже можно выпить за встречу «по сто», и тут-то мы наконец знакомимся с классными ребятами Димой и Мариной, и тут-то мы узнаем, что УАЗ — машина хорошая, но из гаража выехать не смог (хотя сделано для этого было многое).
Отдав дань месту начинаем путь через перевал. Впереди два Романа, следом Волга, мы замыкаем. Сначала едем колонной сохраняя дистанцию и громко хором напеваем «Ой-йо, ой-йо, ой-йо...», но когда нам открывается полная, чарующая своей суровостью панорама бескрайних голых сопок под сумерками полярного вечера — мы останавливаемся и забываем обо всем…

Еще одну остановку делаем около «мальчика» — памятника защитникам Заполярья. Вообще на Рыбачьем очень и очень много самых разных памятников тем, кто защищал нашу Родину и тем, кто погиб во время войны. Спасибо всем, кто следит за этими символами памяти.
Пока же мы преодолеваем десять километров по каменной дороге, петляющей среди сопок и озер, нас обгоняет с десяток самых разных джипов и примерно столько же попадается на встречу. Я сильно удивлен таким высоким туристическим трафиком в этом, в буквальном смысле, краю земли. После изменения в 2009 году пограничного режима (отмена регистрации в ФСБ) народ просто ломанулся на Рыбачий. И вряд ли это пошло на пользу полуострову — многие привозят с собой горы мусора и засирают эту красоту, при этом своим обязательным долгом считают что-нибудь отломать и увезти «на память». Очень печально.
На стоянку встаем в стороне от дороги, чуть не доехав до полуострова Среднего. Перед сном раскуриваем трубочку и молчаливо любуемся заревом неба и отблесками заката на камнях.

День 5. 03.08.2010. «Здесь была война», Муста-Тунтури — п-ов Средний
Маршрут дня: хр.Муста-Тунтури — музей Муста-Тунтури — западный берег п-ова Среднего — пос.Поселок
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 40 км. (40 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: музей Муста-Тунтури; обзорный бункер Батареи Поночевного.


Сегодня решено немного изменить маршрут: сначала заехать на Муста-Тунтури и прокатиться по западному берегу Среднего к Двум Братьям, а лишь затем следовать к мысу Немецкому.
Отзавтракав царской яичницей с помидорами выдвигаемся. На въезде на полуостров Средний развилка: прямо — в поселок Большое Озерко, налево — музей Муста-Тунтури. Сворачиваем и через пару минут останавливаемся перед огромной лужей во всю ширину дороги, глубина — по колено. И тут мы должны проехать?! Долго примеряемся с лучшей траекторией и решаем, как быть с Волгой. В итоге штурмуем лужу по краю. Но вскоре путь преграждает целое «озеро» — Митсубисики проходят, чуть замочив фары, а Волгу глушим и цепляем ее к L200 — таким способом тянем ее до самого музея.
Музей Муста-Тунтури — это, по сути, бывшая база геологов, где сейчас живут люди, кому не безразлична память о воинах и героях, погибших в этих местах в 1941-1944 гг. Они собирают информацию о боях, людях, фактах, занимаются захоронениями тех, чьи тела находят спустя пол века, передают память и историю Рыбачьего всем, кому это интересно.
Когда мы подъезжаем, на ступеньках одной из бытовок сидит и задумчиво курит основатель музея Юрий Кобяков — невысокий, крепкий и седой мужчина — никогда не подумаешь, что ему уже за семьдесят. Он устраивает нам экскурсию в небольшое здание музея, повествуя о Рыбачьем с тех времен, когда здесь жили финны, а дичь и ягоды с Айновых островов шла к царскому столу. Конечно, основное внимание в музее — событиям второй мировой войны: период блокады полуострова (с Рыбачьего перекрывался вход в Кольский залив), линия обороны, бытовые средства противника и его вооружение, мужественность наших бойцов и история отряда Юневича, памятники и захоронения на полуострове…
Затем мы поднимаемся на хребет — лично посмотреть (и потрогать) те места, где пятьдесят с лишним лет назад шли жесточайшие бои. Тропа ведет мимо обелиска и мимо могил с недавними захоронениями безымянных солдат: среди дат встречается 2008 год.
Наверху хребет весь сплошь из красного, словно окрашенного кровью, камня. Несколько «наших» дотов с россыпями ржавых гильз у входа. Мотки старой, но крепкой колючей проволоки. Иногда встречаются осколки снарядов и разорвавшихся мин. Одинокий, но видимый даже с основной дороги стоит Погранзнак. И тишина…

А еще наверху открывается удивительный вид на губу Кутовую (на востоке) и губу Малую Волоковую (на западе). Серый и строгий океан сливается на горизонте с не менее серым небом.
Спускаемся мы не спеша и еще какое-то время ждем сбора всех экипажей внизу. Дима и Марина с самыми необходимыми вещами пересаживаются в L200, оставляя Волгу тут, и дальше путь мы продолжаем на двух машинах.
Дорога какое-то время петляет среди кустов по камням и бродам, один раз мы делаем остановку, чтобы помыть ручки в соленой воде Баренцева моря. Но вот постепенно дорога начинает набирать высоту, а пасмурное небо довольно быстро рассасывается, становясь голубым, солнечным, добрым. L200 уезжает вперед не дожидаясь нас, и мы пользуемся этим, чтобы без спешки запечатлеть красочные мгновения в своей памяти (и на SD-картах). Впервые в жизни я вижу такой чистый, такой красивый и такой свободный океан — без пляжей, без домов и без парусов. А позади нас в облаках виднеется берег континента и вершины хребта Муста-Тунтури.

Дальше уже дорога — это не цель, а одно сплошное удовольствие. Часть пути идем пешком, а Паджерик, управляемый Антохой, медленно плетется следом. Вот справа возвышается наблюдательный пункт батареи Поночевного — и мы обязаны его обследовать. Стоящая над землей башня — лишь малая часть сооружения, намного интереснее те коммуникации, что уходят под землю двумя отдельными входами. Самые смелые (Ирина, Антон и Миха) вооружаются видеокамерой и спускаются вниз. Я и Наташа остаемся ожидать их наверху и пока они снимают кино (ужасы?), мы любуемся неожиданным чудом северной природы — туман с континента буквально за пять минут находит стеной и поглощает все вокруг. Видно, как белая стена быстро надвигается на нас с юга, мгновение — и мы уже в ней. Ребята возникают, как ежики из тумана, а еще через мгновение он снова рассеивается.

Ну а дальше случается классическое: «Да нахер там объезжать, давайте прямо срежем!». Болото, которое возникает через пятьсот метров, конечно выглядит уж очень ненадежно, но ведь проскакали тут три Джимми, неужто такой мощный Паджеро не сможет? И, блядь, он не смог! Сел вальяжно на пузо, побарахтал колесами в грязи, да так и повис. Сорок минут отчаянных попыток сдвинуть его взад или вперед, пока по рации с нами не связывается Дима. Описываем ситуацию, они обещают скоро приехать.
Через десять минут к нам подруливает не очень новый Ренджровер Дискваери, зацепляет лебедкой и без какого-либо напряга как бревно вытаскивает из болота. Мы даже понять ничего толком не успели. После этого, конечно, едем в лагерь, угощаем новых знакомых из Кирова горилкой и резервной пачкой сигарил и общаемся на «внедорожные» темы.
Роман старший что-то недовольно ворчит про нашу задержку, очередь с дежурством и требует срочно выдать ему нашу долю тушенки, сгущенки и макарон, а так же — назначить помощника на завтрашний день. Принимаю мудрое решение — отложить все бытовые вопросы на утро, ужинаю и ложусь спать. Время около двадцати трех, вокруг легкие сумерки.

День 6. 04.08.2010. «Конец континента и другие впечатления», п-ов Средний — мыс Кекурский
Маршрут дня: пос.Поселок — м.Земляной — Два Брата — пос.Большое озерко — западный берег п-ова Рыбачьего — губа Вайда — м.Кекурский
Расстояние (в т.ч. бездорожье): 70 км. (70 км.)
Останавливались, чтобы посмотреть: Батарея Поночевного; Два Брата; братские могилы и окопы у губы Вайда; Мыс Кекурский.


Довольно бодро и легко встаю пол восьмого, выползаю из палатки в свежесть холодного утра и начинаю «внеплановое дежурство»: костер, котелок, чай, сушка вымокших во вчерашнем болоте вещей. Через час, когда все процессы более-менее организованы, наливаю себе ароматного кофе со сгущенкой и присаживаюсь полюбоваться красотой северного пейзажа, насладиться окружающим спокойствием. Рядом, с кружкой кофе, присаживается решивший поддержать меня в утренних хлопотах Антошка. Гармония.
Часов в десять двумя экипажами направляемся на экскурсию к ближайшему из орудий батареи Поночевного (идти до него пятьдесят метров). Орудие законсервировано, основные механизмы спилены, а ствол — забит бревном. Суровое и теперь безобидное его дуло (которое какие-то мудаки пытались отпилить; видимо, на память) направлено на Норвегию. Под орудием в несколько сторон расходятся подземные ходы: хранилище снарядов, комната подачи их в пушку, бытовые помещения. Все залито водой и передвигаться приходится по ящикам. От орудия делаем прогулку в поселок под названием Поселок, чтобы постоять у памятника артиллеристам и посмотреть на брошенные и разрушенные домики.

Около одиннадцати стартуем. За рулем Антон (у него негласная монополия на вождение по «бездорожью»). Примерно час пути по мелким бродам и мы останавливаемся на развилке: слева — шлагбаум, прямо — брод, в котором тонут УАЗы (нас о нем предупреждали). Да, о таких сюрпризах лучше знать заранее…
Полчаса пути от шлагбаума и по сплошь каменистой дороге, уже немного проехав мыс Земляной, наш Паджеро делает поворот на сто восемьдесят градусов. Еще километр и вот они Два Брата — саамские колдуны, застывшие в камне! Грозно и холодно смотрят они на нас, явившихся из цивилизации. Но услышав наши молитвы — отдают нам геокешерский клад.

А с огромной отвесной каменной стены, что скрывает Двух Братьев от посторонних глаз, непрерывно милионами маленьких ручейков струится и капает вода. Удивительное зрелище!
Когда мы уже заканчиваем осмотр, нас догоняет L200. И внезапно начинается дождь. Видимо, все-таки чем-то мы не угодили древним духам…

После воссоединения экипажей держим курс на полуостров Рыбачий и мыс Немецкий. Дорога по северной стороне Среднего полуострова относительно простая, серьезных бродов мало и до поселка Большое Озерко мы добираемся быстро. Легкий перекус и вот мы катим в наступающих сумерках по западному берегу Рыбачьего, вдоль линии Баренцева моря. Пьем пиво и громко орем песни! Красота.
На сам мыс Немецкий мы, однако, почему-то не заезжаем. Роман предлагает сначала посетить Скорбеевку, а уж на обратном пути… И вот тут начинаются Броды! Местами вода почти по пояс.
По одной из таких луж я долго хожу, вымеривая глубину, и мы никак не можем решиться пересечь его. И тут, как чертик из табакерки, с противоположной стороны подъезжает Белый Лексус LX 570. Я сначала подумал, что у меня глюки… Из лексуса бодренько выпрыгивают три человечка и говорят — «посторонись-ка, сейчас покажем, как надо». Затем сходу проезжают брод и тормозят около нас — «водка есть?». Пока наливаем — узнаем, что эти веселые ребята в тапочках и свитерах (багажник абсолютно пуст!) приехали из Москвы и просто решили выпить водки на берегу океана, а теперь едут обратно. Бензин у них кончился (залили АИ-76), передний номер потеряли… В несколько тостов опустошаем бутылку, после чего лексус уезжает, прыгая по камням и лужам, а мы стоим и продолжаем офигевать…
Перебравшись на противоположную сторону, останавливаемся около памятника защитникам севера, ходим по окопам, выдолбленным нечеловеческими усилиями в скалистом грунте, из которых шла оборона берега Рыбачьего, а затем едем в Скорбеевку… и неожиданно приезжаем на мыс Кекурский!
Злые волны Северного океана разбиваются о черные камни, оскалившиеся острыми плитами! Ветер свободно по-хозяйски гуляет в этой части полуострова. Небо, вода, окружающая реальность — единого хмурого серого цвета. За спиной стеной смыкаются вечные скалы. И мы — маленькие, беззащитные, яркие… Это самый суровый облик Русского Севера, и это самый прекрасный его облик!

А потом происходит Пиздец. На пол пути к Скорбеевке в одном из бродов средней глубины наш Паджеро неожиданно глохнет. Сам по себе. И не заводится. Антон тщетно поворачивает ключ в зажигании, вода постепенно набирается в салон, я на ощупь привязываю наспех брошенный трос от L200…

Дальнейшее описать очень сложно. Общее состояние — где-то между подавленностью и отчаянием. Сначала мы продолжаем тянуть Паджеро до Скорбеевки в надежде, что к утру он «просохнет и заведется». Но когда путь нам преграждает брод метров сто длиной, то понимаем, что нужно поворачивать назад. При развороте крепко садимся брюхом. На обратном пути постоянно рвется трос, приходится перевязывать его каждые сто метров, отчего я даже не сажусь в салон. На одном из бродов резко натянувшийся трос обрывает передний бампер Паджеро. Пару раз я сам едва успеваю выпрыгнуть из под колес L200, сдающего назад. Миху и девчонок заставляем выпить водки для успокоения и согреву, я же холода не чувствую, хотя пальцы красные и постоянно в воде. В добавок ухудшает ситуацию спустившаяся темнота и начавшийся мелкий, моросящий, всепронизывающий дождь.
Но вот мы снова у брода, где встретили лексус. Самый адский участок дороги позади. Решаем сделать остановку, перевести дыхание, перекусить и поспокойней оценить ситуацию. Время около трех часов утра. С огромным трудом при шквальном ветре разогреваем «ужин», после чего Роман сообщает, что уезжает в Большое Озерко за Камазом. Выбора у нас нет.
Когда в пять утра L200 скрывается за сумеречным горизонтом, мы закрываемся в салоне машины и пытаемся поспать. Аккумуляторы полностью разряжены.
(конец первой части. Тут часть 2.)

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

gundos

  • 12 июля 2012, 13:21
тут не помешала бы ссылка на вторую часть
+
0
+ -
avatar

Hikeby

  • 12 июля 2012, 14:25
тут не помешала бы ссылка на вторую часть

Готово!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.