В стране победившего велосипедизма – 3. Рейксмузеум в Амстердаме: «великие малые» и «нескучная классика». / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

В стране победившего велосипедизма – 3. Рейксмузеум в Амстердаме: «великие малые» и «нескучная классика».

Часть 1. Амстердам – День короля
Часть 2. Возвращение в Эдам.

Наверняка, это крайне необдуманно: на сайте любителей автомобильных путешествий целый рассказ отводить под один музей. Что-то я не припоминаю подобного за те два года, что здесь околачиваюсь.
Что может оправдать подобную самонадеянность? Ну, кто из нормальных людей нажмет «читать дальше» и будет пролистывать не очень удачные музейные фотографии (а как они могут быть иными по определению в связи с особенностями режима музейной съемки?)
Но поступить иначе не позволяют принципы.
Давайте так: я лучше потом три провинции и четыре города загоню в один пост, но отдам должное гениальному Рейксмузеуму в Амстердаме.
Основания?
А вот теперь жмем «читать дальше»!


Сделав такое самонадеянное заявление – я растерялась.
Понятно, что писать о музее – занятие скучное и неблагодарное. Но этот музей – не такой.
Славное прошлое — у кого из уважаемых музеев его не было.
Экспозиция – бывают и поименитей авторы.
Архитектура – не самое главное в музее: что, разве помпезный Эрмитаж лучше скромного внешне Прадо.
Интерактивность – да ради бога, кого сейчас удивишь детскими уловками с движущимися человечками и самоперелистывающимися страницами компьютерных книг.

Главное достижение Рейксмузеума, на мой взгляд, в том, что посетив его экспозицию начинаешь понимать, почему Петр Первый по возвращении из Голландии поднял Россию на дыбы, перекраивая ее по образу и подобию самой передовой, продвинутой и богатой на то время страны.
Проведя несколько часов среди бесценных полотен, тысяч фарфоровых безделушек, сотен шкафов, консолей, напольных часов и двух кукольных домиков – понимаешь, что Голландия была именно самой передовой, продвинутой и богатой на то время страной.
Вглядываясь в лица людей на многочисленных портретах: суровые – у регентов и регентш старческих домов, снисходительно-уверенные – у представителей знатных купеческих домов, проницательные – у цеховых глав, деланно-боевитые – у членов ополченских отрядов, — понимаешь, почему именно Голландия стала самой передовой, продвинутой и богатой страной.

Так что предлагаю совершить экскурсию по Рейксмузеуму. Для этого у нас есть два путеводителя – почти все закавыченные места взяты из них, ссылки «по-правильному» не оформляю, не диплом сдаю:


Который «Шедевры» — был куплен в марте 2012 года. В том момент музей находился на самой масштабной за все время его существования реконструкции. Реставраторы трудились над сложнейшей задачей: «привести строение XIX столетия в соответствие с требованиями современности, сохранив при этом его исторический облик».
Но совсем перекрывать доступ к сокровищам национального искусства не стали: в одном крыле были выставлены самые значимые и знаменитые экспонаты вроде картин Вермеера и «Ночного дозора» Рембрандта. И даже в таком усеченном варианте Рейксмузеум стал для нас в свое время потрясением.
В утро нашего второго дня в Голландии 27 апреля, выглянув в окно в нашем отеле в Эдаме, мы были вынуждены с прискорбием констатировать, что погода стояла самая что ни на есть голландская. А именно: тупо моросил противный дождь.
Повторялась история двухлетней давности. Тогда мы на целый день спрятались в двух музеях Амстердама: музее Ван Гога и Рейксмузеуме. Пришлось снова действовать по той же схеме.
Как только мы подвалили к площади музеев, сразу стало понятно: все, кто вчера бесчинствовал на празднике Дня короля, в это воскресное утро похмелились пивком и выстроились в эти две очереди. Честно говоря, приоритет в этот раз мы отдавали Ван Гогу. Вот только совершенно советско-ленинско-мавзолейная очередь нас от этого решения отвратила сразу же: через площадь в Рейксмузеум хвост был меньше. Поэтому мы приготовились к часу ожидания. Сначала было не очень удобно под зонтом, потом перешли под крытое пространство – стало попроще. Час ожидания пытались развлечь себя фотографированием близлежащего всего:








Наконец, запускают наш сегмент очереди.
Рррраз – и сразу оказываешься в огромном пространстве внутреннего двора.
Вот так о нем отзывается путеводитель: «Легкий португальский известняк контрастирует с темной кирпичной кладкой, большие лестницы практически без украшений вяглядят монументально и при этом по-голландски сдержанно. Из впечатляющего атриума посетитель поднимается по исторической лестнице, ведущей в полностью обновленный Voorhal (парадный вестибюль, Зал славы, а оттуда уже во все прочие залы».




Радует наличие путеводителя и аудиогида на русском языке (хотя в Амстердаме это, скорее, приятное правило).

Стоимость одного билета – 15 евро, путеводитель – еще 10 евро.
Так-с, открываем, читаем:
«Музей открылся в 1885 году. Тогда он находился на окраине Амстердама. Теперь же музейная площадь стала культурным центром города. В музеи Амстердама съезжаются посетители со всего мира. Улицы, расположенные рядом с площадью, носят имена ученых и художников золотого века Нидерландов».

«Рейксмузеум сам по себе является шедевром как снаружи, так и внутри. Экспонаты, представленные в 80 залах музея, рассказывают о 800 годах голландского искусства и истории».

«Акцент в музее сделан на самих экспонатах. Государственный музей дарит посетителям ощущение течения времени и открывает души навстречу красоте.
В ходе реконструкции были существенно изменены принципы экспонирования коллекции. Живопись, скульптура, произведения прикладного искусства и предметы старины, которые раньше были разнесены по разным частям здания, теперь объединены хронологически. Все вместе они рассказывают историю Нидерландов и голландского искусства».

Тысячи предметов искусства в музее сгруппированы по хронологическому принципу, так что посетитель воспринимает предметы как единый ансамбль, передающий дух эпохи. «Осмотр каждого периода или столетия занимает около двух часов». В путеводителе по музею каждое столетие отмечено своим цветом. Самый большой раздел — XVII век.



Это был «золотой век» голландской живописи. В 1635 году в Харлеме на каждые 500 человек приходилось по одному художнику! Основным заказчиком их творчества была не церковь, а состоятельные бюргеры, купцы и регенты, что определяло тематику произведений.
Вот как об этом написано в моей настольной книге «Гений места»:
«Плотность «золотого» XVII века поспорит с венецианским и флорентийским ренессансным концентратом.
Сейчас все посчитано и каталогизировано. Выходит, что в течение столетия в маленькой стране каждые три дня производилась картина музейного качества. Это только то, что сохранилось, — с учетом войн, стихийных бедствий и глупости показатель можно смело удваивать. Получится пять картин каждую неделю. Выходные — выходные.
Все это при том, что, в отличие от других европейских рынков искусства, в Голландии — полное отсутствие церковного патронажа. Кальвинизм не дозволял изображений в церквах. Оттого так светлы и просторны голландские церкви, светлее и просторнее, чем на самом деле.
Картины заказывал обыватель. Ипполит Тэн цитирует свидетельство: «Нет такого бедного горожанина, который не желал бы обладать многими произведениями живописи… Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду».
В порыве увлечения, когда повышенный спрос рождает активное предложение, преуспевали, как всегда, не столько одаренные, сколько предприимчивые, цены взвинчивались, и в середине века за картину могли заплатить пятьсот и даже тысячу гульденов. Впрочем, в разгар тогдашней тюльпанной лихорадки столько же могли дать и за цветочную луковицу. Но средняя, обычная цена была — двадцать-тридцать гульденов за картину. С чем бы сравнить? Сохранились долговые записи Хальса, в одной числится долг мяснику за забой быка — сорок два гульдена. Вероятно, не только забой, но и разделка туши — в общем, полдня работы. Пусть полный день — бык большой, мясник пьяный. Но это две картины!»

Из этого эмоционального высказывания следует, что все эти произведения искусства должны быть где-то представлены! Помимо Рейксмузеума внушительная коллекция голландцев была нами встречена в Венском Музее изящных искусств и немного в Прадо. Но пропустить самое полное и исчерпывающее собрание великих «малых голландцев» было бы равносильно преступлению.
Если посетитель ограничен во времени – он может увидеть квинтэссенцию музейной экспозиции в так называемом Зале славы.





Здесь – очень и очень многолюдно, что совсем не удивляет, если учесть, какие произведения занимают тут почетное место.
«Ночной дозор» Рембрандта:


И его же «Еврейская невеста»:



Перед тремя полотнами Вермеера пришлось выстоять мини-очередь.





Вермеер при жизни был одним из ведущих художников Делфта, но тогдашняя конкуренция и извечный принцип непризнанности гения при жизни сыграли свою роль в жизни мастера. Его новое открытие для публики произошло в конце XIX века: с этого времени Вермеер – один из самых обожаемых авторов. Его персона романтизирована в фильме «Девушка с жемчужной сережкой» — совершенно уникальном и пересмотренном лично мной бессчетное количество раз, несмотря на «клюквенную развесистость».
Лично на меня «Девушка», хранящаяся в Гааге, померкла на фоне «Вида Дельфта». Моя любимая девушка у Вермеера – это «Молочница»:



«Молодая женщина с засученными рукавами полностью поглощена процессом переливания молока в глиняный горшок. Она смотрит вниз и левой рукой поддерживает тяжелый кувшин, наклоняя его таким образом, чтобы молоко лилось тонкой струйкой. Вермеер тонко манипулирует световыми эффектами в этом скромно обставленном интерьере. Кусок стекла, выпавший из свинцовой оконной рамы, привлекает наше внимание к утонченной игре света, ту же цель выполняют и небольшие неровности на голых стенах кухни. Над головой молочницы изображен выступающий гвоздь, отбрасывающий на стену короткую тень, чуть правее мы видим небольшое отверстие, где раньше был еще один гвоздь. Эти мелкие детали делают свет практически осязаемым».

«Женщина в голубом, читающая письмо»
«Женщина с заколотыми на затылке волосами читает письмо, держа его обеими руками, взгляд ее прикован к бумаге, губы приоткрыты так, будто она шевелит ими при чтении. В золотом веке Нидерландов существовала богатая традиция изображения женщин за чтением писем. Иногда по некоторым деталям можно определить, что изображенное письмо является любовным посланием. В данном случае выражение лица женщины на картине не позволяет нам сделать однозначный вывод. Однако зрителю дается несколько подсказок. На ней все еще надет голубой ночной халат. На столе мы видим небольшой сундучок с откинутой крышкой и нить жемчуга, частично прикрытую листком бумаги. Возможно, это предыдущая страница письма. Можно предположить, что письмо принесли, когда женщина совершала туалет».

«Больной ребенок» Габриэля Метсю – про эту картину Вайль написал: «Для золотого века голландской живописи история словно прошла мимо – ни войны, ни страдания. «Больной ребенок» Габриэля Метсю вошел во все хрестоматии не потому, что так хорош, а потому что — единственный…«Больной ребенок» — в ярких тонах: синий, алый, охристый. Заказчик не хотел чернухи. Лакировка? Или мудрость самого разумного из европейских народов, понимавшего (даже неартикулированно) ценность и драматизм экзистенциального самостояния: человек — и его жизнь».


«Оживленные зимние сцены с различными забавами на льду были любимым сюжетом Хендрика Аверкампа. Его картины вызывают в воображении замерзшие каналы и реки, по которым катаются на коньках люди всех возрастов, чинов и сословий. Аверкамп родился и учился в Амстердаме, однако большую часть своей жизни он провел в портовом городе Кампене в Зёйдерзе (залив в Северном море) – там служил фармацевтом и городским врачом его отец. Хендрик был немым, за что получил прозвище «Немой из Кампена».
В картинах Аверкампа помимо грубоватого юмора встретишь множество интересных деталей, раскрывающих особенности бытовой стороны жизни того времени. Перед десятками крошечных человечков можно стоять полчаса – и находить все новые и новые простодушно-забавные детали.



«Грозящий лебедь» — картина Яна Асселейна. «Подняв крылья и угрожающе выгнув шею, лебедь пытается своим криком отпугнуть собаку, которая подплыла слишком близко к гнезду. Некоторые элементы картины содержат надписи: на одном из яиц написано «Голландия», на собаке – «Враг», а на лебеде – «Великий пенсионарий». По-моему, это единственный лебедь-каратист в мировом искусстве.



Картина Яна Стена «Праздник Святого Николая» изображает традиционный голландский праздник, который отмечали в Голландии 5 декабря. «Дети поют песни и кладут свои башмачки у очага в надежде, что придет Синтерклас и наполнит их подарками и сладостями. Ребята, которые вели себя хорошо, получают подарок, непослушным же достаются только розги. Девочке, изображенной на переднем плане, подарили фигурку Иоанна Крестителя и полное ведерко конфет. Мальчик, стоящий ряом с ней, злорадно показывает пальцем на своего плачущего брата, а служанка за их спиной демонстрирует прут, лежащий в его башмачке. На заднем плане пожилая женщина подзывает расстроенного мальчика, показывая, что его подарок спрятан под балдахином».


Хоох (или Хох) – его картины угадываются сразу и безоговорочно.
«Де Хох умел искусно подбирать ракурсы в своих интерьерах. Через открытые двери у него обычно виднелись следующие комнаты, улицы и каналы. Яркий солнечный свет, проникающий через них, контрастировал с приглушенным внутренним освещением». Это путеводитель.
А это – «Гений места»: «Картины де Хооха — словно сквозные. В открытую дверь кладовой видна комната с портретом мужчины на стене и в отворенное там окно — стена соседнего дома. Сквозь арку на другой стороне канала, видного в распахнутое окно, проглядывает не то двор, не то уже другой, параллельный, канал. Все это безошибочно опознаешь, гуляя по Амстердаму и его пригородам».


«В развитом рыночном хозяйстве Голландии разделение труда существовало — то есть стремительно, как все, возникло! — и на рынке изобразительного искусства. Специализация по жанрам: пейзажи, ведуты, портреты, анималистские изображения, натюрморты, сцены повседневной жизни». Среди лучших мастеров жанра натюрморт – Виллем Клазсон Хеда.
Он посвятил свое творчество «написанию накрытых столов и роскошной столовой посуды» («Гений места»).
Его «Натюрморт с позолоченным кубком» потрясает и завораживает своим реализмом и внешней сдержанностью:


Посуда, кухонная утварь, копчености, разрезанные пироги с самой разнообразной начинкой, лимон со срезанной спиралью кожуры, молотый перец в газетном кулечке – самые привычные предметы на картинах мастеров голландского натюрморта.
Снова Вайль: «У голландцев много рынков, кухонь, еды. Но не таких, как у их современников, ближайших соседей, братьев по языку — фламандцев (Снейдерса, например, годами смущавшего советских людей в Эрмитаже). Никакой роскоши. Разница между фламандскими лавками и голландскими кухнями — как между «Арагви» и Пиросмани. Кухня — коловращение бытия, перекресток жизни, не более. Но и не менее! «У голландских художников почти не было ни воображения, ни фантазии, но бездна вкуса и знания композиции» — это снова Ван Гог».
По-моему, вот эти фотографии как нельзя более убедительно иллюстрирует процитированный кусочек, касающийся «фламандского подхода»:





Есть среди экспонатов музея очень примечательная картина: если ее художественные особенности небесспорны, то историческая ценность – абсолютна. Это картина Хендрика Ван Схейленбурга «База Ист-Индской Компании в Хаули в Бенгалии». Это была одна из крупнейших баз в Индии, более похожая на великолепный дворец. Основными товарами были хлопок и селитра. Жизнь на базе предстает в самых разных проявлениях: вот переносят грузы, купают лошадей, знатные купцы прогуливаются в саду. Изображены и диковинные местные ритуалы: кремация, а также сцена истязания на заднем плане справа.



Прикладное искусство – отдельная очень и очень уважаемая тема в Рейксмузеуме. Честно говоря, мне было даже интересней смотреть на эту часть экспозиции. Среди представленных произведений:

– уникальные сосуды самых разнообразных форм:


— коллекции музыкальных инструментов – отдельно по видам:



— фарфор! Самый разный: от китайских прототипов до самых утонченных фантазий делфтских мастеров.
«В начале XVII века китайский фарфор пользовался бешеным спросом: только за первую треть века из Азии завезли около 3 миллионов изделий. Неудивительно, что ремесленники пытались изготовить фарфор самостоятельно, однако воспроизвести азиатский метод никому не удавалось. Только в 1710 году немец Иоганн Фридрих Бёттгер смог наконец раскрыть секрет азиатского фарфора. А тем временем благодаря многочисленным экспериментам улучшилось качество и отечественных гончарных изделий, особенно делфтского производства. Делфтский фаянс занимал второе место после фарфора. Сначала он служил недорогой заменой азиатских изделий, но со временем стал вызывать восхищение и сам по себе»


Особое место занимает фарфор из города Мейсен. В отличие от голландского фарфора и фаянса, творения саксонских мастеров – разноцветные:





Применение фарфору и фаянсу очумелые голландцы находили самое разное. Вот, например, чудо-календарь:


Или же туалетный набор самых разных предметов:


Целые панно:


Пирамиды для цветов:


«Подобные вазы для тюльпанов радуют глаз, в особенности, когда они наполнены разнообразными яркими цветами. Пирамиды составляют один метр в высоту и состоят из семи отдельных ваз, уменьшающихся в размере, поставленных одна поверх другой. Стержень в центре держит их вместе.
Эффектные цветочные пирамиды лучше, чем что-либо иное, демонстрируют, какими смелыми могли быть предметы из делфтского фарфора около 1700 года. Такие крупные произведения в высшей степени подходили для придачи комнате ауры высокого положения хозяина. Перед нами предмет королевской роскоши».
Существовала причина, по которой пирамида состояла из отдельных компонентов. Если бы ваза состояла из одного компонента, ее невозможно было бы обжечь целиком в печи.

Эта фаянсовая скрипка – один из самых прославленных символов Рейксмузеума:


Каких восторгов достойна эта фарфоровая клетка для птиц!


А вот витрина с тарелками, на каждой из которых изображена одна из провинций Нидерландов:


О внимании голландцев к деталям, на мой взгляд, красноречиво свидетельствует вот эта витрина:


«Тайная вечеря» в 3D:


Кукольные дома – впервые столкнувшись с этим чудом, я забыла, сколько мне лет!
«Раньше этот кукольный домик, принадлежавший жене богатого купца Петронелле Ортман, считался одним из чудес света. Он полностью обставлен мебелью, и каждый предмет изготовлен с исключительной точностью, всегда в масштабе 1:9. Насколько это было возможным, каждый предмет был изготовлен из того материала, из которого он был бы сделан, будь на его месте предмет стандартного размера. В работе над этим домиком приняло участие большое количество мастеров: резчиков по дереву, изготовителей мебели, корзинщиков, мастеров серебряного дела, стеклодувов, переплетчиков. Они создали около 700 объектов домика, оригиналы которых в реальном размере почти не дошли до наших дней. Кукольный домик представляет нам уникальную возможность увидеть интерьер дома богатой семьи, а также то, как они вели хозяйство в конце 17-го века.
Только для того, чтобы обставить домик мебелью, Петронелла Ортман заплатила такую сумму, которой было бы достаточно, чтобы приобрести дорогостоящий дом на одном из каналов. Снаружи домик облицован панцирем черепахи и инкрустирован золотом, что также стоило очень дорого.
В домике три этажа. Второй этаж наиболее важен. На нем наиболее дорого обставленные комнаты, явно предназначавшиеся для приема гостей. Чердачный этаж – территория прислуги. Здесь находится бельевая комната и помещение для торфа. Также здесь хранятся разные вещи, а служанки спят в маленьких комнатах. Кроме того, здесь находится детская. На первом этаже – кухни, одна для использования и вторая для демонстрации, а также комната для шитья и библиотека».
«В бельевой комнате развешивали белье, которое возвращалось из прачечной. Здесь висят веревки для белья, стоит пресс, стол для глажки, корзины для белья и поднос для одежды.
Утюги изготовлены из латуни с железной гладильной пластиной и деревянной ручкой. Накаливающийся древесный уголь клали внутрь».
Самая дорогая комната в доме – салон для приемов. «Ее стены полностью украшены пейзажами, а на потолке изображено небо в облаках. Как было принято в те времена, стулья ывыставлены вдоль стен. Но в середине расположены два стула для игры в триктрак. Фарфоровые горшочки являются плевательницами для табачного сока».
«Лучшая кухня была той, где стояла лучшая кухонная утварь. Ее не использовали для трапез или приготовления пищи. Всю заднюю стенку занимает сервант с красиво расставленным фарфором. Этот фарфор привезен из Китая и Японии. На полках ниже стоит стеклянная посуда. Кроме того, перед нами детский сервант, а на столе подушка для шитья».



Второй кукольный домик – Петронеллы Дюнуа – не столь роскошен. Его предметы добавлялись с течением времени, пропорции в нем не соблюдены так строго, как в домике Петронеллы Ортман. «Серебряный пресс для белья очень маленький, а щетки довольно большие. Скорее всего, Петронелла приобрела эти предметы еще до того, как у нее появился домик».
Живость домику придают его обитатели – двадцать восковых кукол. Это слуги и жители дома, дети и посетители. «Все они одеты в соответствии с отведенной для них ролью. В комнате для отдыха после родов, например, лежит мать, родившая двух близнецов. Няня по уходу за ребенком в переднике стоит рядом с ней, а кормилица в традиционном костюме держит запеленутого ребенка в костюме для крещения у себя на коленях. Другой ребенок лежит голеньким в люльке. И, наконец, изысканно одетый господин – отец семейства».


Тема моря – важнейшая для Голландии, ее главной силой в период «золотого века» был флот. Впечатляющие модели кораблей, ныне хранящиеся в Рейксмузеуме, изготавливались для роскошных подарков, подчеркивающих могущественность голландского флота.
Один из макетов – корабль «Уильям Рекс». Принц Уильям III вместе со своей женой Марией Стюарт в 1689 году стал королем Англии.




Здесь в макет корабля в разрезе были внесены современные технологические штучки: представлены различные инсталляции – самодвижущиеся человечки, которые убирают палубу, поднимают флаг, снимают штаны и ложатся спать в гамак (видно не очень, но, поверьте, двигаются):


Оружие! Я в Тульском музее оружия была бессчетное число раз с многочисленными гостями, поэтому представление о способах экспонирования оружия имею. В Рейксмузеуме витрины – прозрачные, что дает возможность рассмотреть мельчайшие детали выставленных экспонатов. Технические детали недоступны для моего понимания, но внешний вид, отделка и фантазия мастеров-оружейников – выше всяких похвал!






Картинки для «волшебного фонаря» и само «чудо техники»:






Причем среди картинок есть экспонаты весьма и весьма игривого содержания, видимо, уже тогда голландцы не стесняли свои взгляды на мир излишней суровостью:




Уникальные предметы мебели:





Напольные часы, в которых вместо маятника из стороны в сторону на волнах качаются корабли. Самое интересное, что они движутся до сих пор! И работают, сами видели:


Еще голландцы на удивление ловко обходились с серебром:


А уж если под руку попадались всяческие диковины вроде раковин тропических морей или страусиных яиц – то фантазии художника просто не было предела:



А вот библиотека по сравнению виданными нами ранее высокими образцами (Мельк, Вена, Эль-Эскориал) несколько проигрывала:


Специально для тех, кто не успевает посетить музей Ван Гога – парочка «пробников» в Рейксмузеуме:



Завершаем экскурсию по Рейксмузеуму.

В следующей части: пробуем голландскую селедку и любуемся тюльпанными полями.

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
2
+ -
avatar

BelindaHelen

  • 20 июня 2014, 14:13
Спасибо за экскурсию! Очень интересно!
+
3
+ -
avatar

begun12

  • 20 июня 2014, 14:19
Вам спасибо! Пост получился не совсем обычный, что ожидаешь от отчетов на сайте, но просто очень хотелось поподробнее рассказать о сокровищах. Опять же, с точки зрения понимания истории и характера нации Рейксмузеуму нет равных.
Спасибо за внимание и понимание!
+
2
+ -
avatar

Vlad-Kenig

  • 20 июня 2014, 20:50
Очень интересно и познавательно!!!
Хорош снимок и комментарии с кухонной тематикой!
Поставим себе закладку на будущие маршруты…
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 20 июня 2014, 22:15
Спасибо! Объект — самый достойный для будущих поездок, всецело поддерживаю!
+
1
+ -
avatar

Tat-77s

  • 24 июня 2014, 17:53
Наслаждаюсь. Отдельное спасибо за «малых голландцев».
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 24 июня 2014, 19:09
Спасибо! Я, откровенно говоря, не ждала здесь высокой оценки. Тем более приятно, что кому-то рассказ о музее показался интересным. Наверно, ни о каком другом музее я бы не рискнула писать отдельно, но Рейксмузеум — потрясающее исключение.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.