Забугорье 2010, отчет о путешествии, часть 2 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Забугорье 2010, отчет о путешествии, часть 2

Часть 1.
День шестой, 12 июня
С утра решили посмотреть Каваллино, походить по его улицам. Городок небольшой, тихий, людей на улицах не много, машин и то больше. Похоже, что вся жизнь сосредоточена в кемпингах и других местах отдыха.
Нашли интернет-кафе или, как говорят местные жители, Internet point. Отправили домой сообщение по e-mail. Стоимость пользования интернетом 1€ за полчаса, не дорого.
Забрели в относительно старую часть городка. Вероятно, это здание местной администрации, вход в него охраняется полицией.

А этот перекресток привлек внимание обилием дорожных знаков и какой-то внутренней самодостаточностью.

По пути посетили магазин мороженого. Выбор там был весьма приличный, в лотках за стеклянными витринами лежало более двадцати видов мороженого всех цветов радуги. Оно накладывается, по желанию покупателей, в пластиковые или вафельные стаканчики разных размеров. Стоимость мороженого 1 – 5 €. Иностранцам, не знающим итальянского языка, покупать очень удобно: посмотрел, выбрал, показал, получил, расплатился. Но вкус мороженого меня не впечатлил.
Ну и конечно, мы каждый день купались в море.
В распоряжении отдыхающих большой песчаный пляж – места хватает всем. Немцы, как правило, приходят на пляж с утра со всем своим барахлом, втыкают пляжные зонты в песок, раскладывают свои лежаки, раскладушки, шезлонги и другие вещи, и оставляют все это на целый день. Часам к пяти вечера пляж пустеет и уже почти никто не купается.

Вода в море относительно чистая, лишь немного водорослей иногда плавало на поверхности. Медуз и другой живности не было, мы не видели ни одной. Волнение моря было не значительным.
На берегу моря лежит много ракушек моллюсков различных форм и расцветок, встречаются очень необычные и интересные. Катя, конечно, не могла равнодушно пройти мимо них и в кемпинг мы всегда возвращались с дарами моря, на память о поездке.

На всём протяжении береговой черты, на расстоянии примерно трехсот метров друг от друга, построены волнорезы, уходящие в море метров на шестьдесят. Они сложены из больших и очень больших валунов. Сооружения, сделанные на века.


День седьмой, 13 июня
Сегодня мы едем в Рим. Поинтересовался в кемпинге, по какой дороге лучше ехать, по платной или бесплатной? Мне однозначно посоветовали ехать по бесплатной дороге и не тратить свои родные 30 €. На том и порешили.
Бесплатная дорога оказалась очень приличной, почти на всем ее протяжении это было четырехполосное шоссе с отбойниками. Населенных пунктов по дороге было мало. Сначала мы ехали вдоль побережья Адриатического моря, а потом поехали через Апеннинские горы, которые оказались довольно большими. Я предполагал, что они мельче. Дорога порадовала нас тоннелями и красивыми видами.


Асфальт на дороге не идеальный, но вполне хороший. Местами встречаются небольшие провалы покрытия, но таких участков мало. Настоящие ямы не встретились ни разу.
По дороге заехали на заправку. Она оказалась полностью автоматическая, никакого обслуживающего персонала. Вот это да, класс! Пришлось сначала поучиться и посмотреть, как заправлялась машина на соседней колонке. Оказалось довольно просто: надо скормить бумажную купюру автомату, нажать одну из четырех разноцветных кнопок выбора заправочного пистолета, вставить пистолет в бак и нажать кнопку на колонке. И всё, колонка нальет бензин. Стоимость бензина 1,38 €/л.
Кстати, бензин в Италии на заправках называется Senza piombo, что в переводе буквально означает «без свинца», или просто обозначается Sp. Никаких названий типа benzina или benzino мы там не встречали.
Примерно на половине пути до Рима мы увидели очень необычную для российского водителя картину. На обочине дороги стоял итальянский гаишник и широко размахивал большим красным флагом, правда без серпа и молота. Естественный вопрос: «Шо це таке? Чего он так напрягается?» Мы ломали голову над этим примерно с полкиломметра, на всякий случай, сбросив скорость. Оказалось, что далее два шоссе сливаются в одно, и создается как бы потенциально опасная ситуация. На этом месте стоял еще один итальянский гаишник и помогал машинам проезжать этот перекресток. Интересно, а наши гаишники могут так помогать и флагом махать? Срочно послать кого-нибудь постажироваться на это место!
Вокруг Рима, как и вокруг Москвы построена кольцевая автодорога. Для сравнения, диаметр РКАД – 18-22 км, диаметр МКАД – 30-38 км, расстояния измерялись по карте Google. По Интернету я нашел пять кемпингов в Риме, два из них расположены внутри РКАД, а три снаружи. Все кемпинги четырехзвездочные с бассейнами. Выбрали кемпинг «Flaminio» (www.campingflaminio.com, www.villageflaminio.com), так как он находиться ближе всех к центру города, до Ватикана всего 6,5 км.
С третьей попытки, немного поплутав по развязкам, мы подъехали к кемпингу.

На ресепшине нас встретили две улыбчивые молодые девушки, одна из которых вызвалась говорить по-английски. Так как в этом кемпинге мы планировали остановиться в палатке, то меня более подробно интересовали некоторые детали размещения. Для такого общения знания нескольких английских слов девушкой оказалось явно не достаточно, и она просто не стала со мной разговаривать, давая понять: «Кемпинг у нас четырехзвездочный, я тут тоже четырехзвездочная и, вообще, мне с вами скучно». Все мои попытки как-то объясниться наталкивались на откровенное нежелание помочь мне. Вот засада! В какой-то момент я даже хотел ехать в другой кемпинг.
С улицы через стеклянные окна и двери за нами наблюдал охранник. Я подошел к нему и попросил показать мне кемпинг и место, где мы можем разместиться. Он ответил, что нет проблем, оставляй паспорт на ресепшине и посмотрим. Охранник понимал по-английски значительно лучше.
Снова обратился к девушкам, попытался оставить у них паспорт и объяснить, зачем мне это надо. Но опять натолкнулся на глухую стену. Охранник, понаблюдав за моими мытарствами, не выдержал, подошел к девицам и на чистом итальянском языке в довольно резкой форме объяснил им, как надо работать и зачем их тут держат. После проведенного урока с чувством выполненного долга он посадил меня на специальный электромобиль, и мы проехали и посмотрели все, что я хотел.

Мне понравилось уютное место на небольшой возвышенности среди деревьев, там мы поставили машину и палатку. Рядом уже стояло несколько палаток. В этом кемпинге мы решили остановиться на два дня. Стоило это нам 52,60 € из следующего расчета: проживание взрослого человека – 9,50 €/сутки, ребенка 13-16 лет – 7,80 €/сутки, палатка – 4,50 €/сутки, машина – 4,50 €/сутки.
В эту стоимость входит пользование бассейном и другой инфраструктурой кемпинга. Бассейн очень хороший, снаружи он окружен аккуратной живой изгородью.

Кемпинг Flaminio расположен в очень удачном месте и, похоже, пользуется популярностью. Довольно много людей со всей Европы приезжают в этот кемпинг со своими кемперами. Больше всего их, конечно, из Германии.

Здесь также есть и стационарное жилье, так называемые бунгало и апартаменты, на любой вкус: одно-, двух-, и трехкомнатные. Стоимость двухместного размещения в бунгало с завтраком и постельным бельем начинается от 72 €/сутки.

К услугам отдыхающих ресторан. На одной из его стен висел большущий телевизор, по которому народ с энтузиазмом смотрел футбольные матчи проходившего в тот период чемпионата мира. К сожалению, наша футбольная сборная на чемпионате мира не играла, и мы были чужими на этом празднике жизни.

Некоторые фотографии были сделаны ранним утром в день отъезда, поэтому на них не видно людей – все еще спят.
За день проехали 540 км.

День восьмой, 14 июня
В Рим мы сначала планировали ехать на общественном транспорте, хотелось поближе соприкоснуться с жизнью города, посмотреть, как передвигаются простые римляне и римлянки. В кемпинге нам бесплатно дали карту Рима и предлагали купить проездные билеты по 19 € на все виды транспорта в течение суток. Недалеко от кемпинга находится станция Train Line, с которой на поезде можно доехать до центра города.
Но потом мы подумали, что так потеряем много времени на поиск остановок, станций, на ориентирование на местности, да и цена проездных билетов показалась очень завышенной, понятно, что кемпинг и на этом подрабатывает. Поэтому решили ехать в город на своей машине по следующей схеме: приезжаем на машине в район Ватикана, далее на метро едем в другую часть города и оттуда идем пешком обратно до Ватикана, по пути осматривая основные достопримечательности.
Друг-навигатор добросовестно вел нас в нужном направлении, но за четыре квартала до площади Св. Петра дорожный знак не пустил нас дальше. Стали искать стоянку. В Италии платные стоянки обозначены синей разметкой, а бесплатные белой. В данном районе города бесплатных стоянок, похоже, не было, целые улицы отданы под платные. Нашли свободное место и остановились как раз около автомата оплаты. Следует обратить внимание, что автомат питается электроэнергией от солнечной батареи.

Интересное это занятие – изучать чужие премудрости. Пока мы разбирались, как же оплатить стоянку, подошла женщина, и мы на практике посмотрели, как это делается. Надо опускать монеты в автомат и смотреть на дисплей, показывающий время, до которого оплачивает стоянку сумма уже опущенных монет, после чего надо нажать зеленую кнопку и забрать чек. Когда мы опустили 4 €, дисплей показал, что мы оплатили стоянку на восемь часов. Мы решили, что нам этого времени хватит, все равно мы больше не проходим, и взяли чек. Его надо положить на видное место под ветровое стекло автомобиля со стороны водителя.
Мы дошли до станции метро Lepanto и спустились под землю. В Риме всего две линии метро: А и В. Некоторые станции расположены не далее пятисот метров друг от друга. Проезд стоит 1 €, причем вероятно, купленный в метро билет действует и далее в течение 75 минут на все виды общественного транспорта. Проверить это нам не пришлось.
Станции метро максимально просты и функциональны: прямые серые стены и прямые серые перекрытия, поэтому тем, кто видел метро в Москве или С.-Петербурге, они кажутся очень некрасивыми и маленькими. Зато поезд метро нам понравился. Вагоны красивые, по размеру немного меньше чем в российском метро, внутри поезда можно сквозняком проходить из вагона в вагон. Во время движения нет привычного для нас шума и грохота, правда и скорость поменьше будет. Катя дала ему определение: метротрамвай, с чем я полностью согласен.
Мы проехали четыре перегона, и вышли на станции Repubblica.
Сначала мы решили дойти до фонтана Треви (Fontana di Trevi). Найти его оказалось не просто, он расположен внутри городской застройки.

Интересный фонтанчик. Удивило почти полное отсутствие в нем монет, не более двух десятков. То ли традиция бросать монеты исчезает, то ли кризис. Мы почему-то тоже не бросили, постеснялись наверное.
Внизу по периметру фонтана есть мраморные скамьи (на фото не видно), на которых отдыхают туристы. Мне тоже захотелось посидеть у фонтана и, увидев свободное место, я подошел и сел. Рефлекс заставил меня вскочить – на скамье была вода. Рядом сидел старичок, который откровенно наслаждался тем, что я намочил брюки. У меня сложилось впечатление, что он только ради этого там и сидел, мелкий садист. И когда на это место захотела сеть молодая женщина, а я ее предупредил, то он испытал явное неудовольствие. Температура воздуха в Риме была 28-30оС и мои брюки быстро высохли.
После фонтана мы пошли по направлению к Колизею (Colosseo). По пути встретили кафе Макдональдс и решили в нем перекусить. Ни до, ни после, я нигде не встречал Макдональдс, в котором мог бы взять только комплексный набор без всякого выбора, состоящий из картофеля, бутерброда и большущего стакана кока-колы. Единственный предоставленный нам выбор: с кетчупом или майонезом. Картофель фри мы не любим, но все-таки решили больше никуда не ходить и покушать в этом кафе. За два набора заплатили 13,20 €.
Нас обслуживал молодой мужчина лет тридцати, обслуживал не спеша, с ленцой. И когда я подал ему стоевровую купюру, то он исчез ее разменивать минут на пять. Притомился ждать. Наконец-то он вернулся и отдал мне сдачу. Я на радостях немного резко поднял поднос и… опрокинул стакан кока-колы. Облил все вокруг. И тут я впервые на себе испытал принцип: клиент всегда прав. Не говоря ни слова, мужчина забрал у меня поднос, заменил все намоченное, налил новый стакан кока-колы и подал мне. Подбежали две девушки с тряпками и быстро все убрали и вытерли. Мне было неудобно от содеянного, но приятно от такого сервиса.
Гуляя по Риму, мы часто встречали вот такие пешеходные галереи. Идти по ним в жаркий летний день одно удовольствие. Только разрисованные колонны портят впечатление. Ситуация знакомая: и в Риме есть жители, которые не любят свой город.

В Интернете я иногда встречал высказывания, что Рим грязный и пыльный город. Нам так не показалось. Всё очень чисто и прилично.
А вот и Колизей.

Грандиозное сооружение. Когда смотришь на Колизей, в душе возникают противоречивые чувства: с одной стороны, очень хорошо, что хоть какая-то его часть сохранилась до наших дней, с другой стороны, как жаль, что он не сохранился полностью.
В Колизей можно зайти, входной билет стоит 12 €. Кассы находятся внутри сооружения в той его части, которая лучше всего сохранилась. Мы, естественно, загорелись желанием походить и посмотреть внутри Колизея, и даже пошли к кассам. Но когда мы поняли, какую большущую очередь нам придется отстоять, сколько времени потерять в пустом ожидании, мы приняли решение, что сходим вовнутрь как-нибудь в другой раз.

Рядом с Колизеем находится один из семи холмов древнего Рима – Палатин (Palatino). На нем сохранилось множество древнеримских развалин вперемежку с более поздними застройками.

Вход туда платный. Мы подозреваем, что билет, купленный в Колизей, действителен и на Палатин. Информация об этом крайне скудная, приходится догадываться.
Палатин хорошо видно с улицы Via dei Fori Imperiali, которая идет вдоль развалин.

Глядя на эти останки, можно себе представить, каким город был в древности, сколько труда стоило все это построить, и какое разрушение было уготовано ему историей.
Но жизнь продолжается, и буквально рядом с Палатином можно увидеть вот такую картину: переулок полностью забитый мотоциклами, мотороллерами и другой двухколесной техникой. И это в Риме не редкость.

В Италии вообще очень много мотоциклов и Рим не исключение. Нам непривычно и поэтому любопытно было наблюдать, как хорошо одетый, в костюме и галстуке, молодой человек подъезжает на мотоцикле, паркуется, забирает свой шлем и кейс, и заходит в здание. Наверное, это был студент или какой-нибудь клерк.
Мы шли по направлению к Ватикану и по пути посетили Пантеон (Pantheon) – еще одно знаменитое древнеримское здание. Вход в него свободный.
Пантеон снаружи

Пантеон внутри

Во всех многолюдных туристических местах мы слышали русскую речь. И если в первые дни нашего пребывания в Италии очень хотелось познакомиться и поговорить с соотечественниками, то потом мы постепенно к этому привыкли и поняли, что русских здесь много. И гораздо интереснее бывает не поговорить, а понаблюдать со стороны. Причем не только за русскими, но и за другими тоже.
Итальянцы народ шумный, иногда без причины. Можно увидеть итальянца, стоящего посреди улицы и орущего как бабуин, обозначающий территорию. И ему не стыдно, может быть, он даже гордится собой.
Немцы ведут себя уверенно, по-хозяйски, причем эта уверенность у них не напускная, хамская, а внутренняя, заложенная с детства. Западные немцы отличаются от восточных, последние потише будут, сказывается социалистическое прошлое.
Некоторые русские туристы тоже хотят показать, что они, как и немцы, хозяева жизни. Но у них не хватает настоящей внутренней уверенности, поэтому получается как-то по-мартышечьи. Излишняя суетливость и бессмысленный женский хохот – отличительные черты русского туриста в настоящее время. Надеюсь, что со временем это пройдет.
Вот такие наблюдения с натуры.
Переходя реку Тибр по мосту Vittorio Emanuele II, неожиданно открылся чудесный вид на неизвестное нам сооружение. Уже дома по Интернету мы узнали, что это замок Св. Ангела, который за свою более чем тысячелетнюю историю был мавзолеем, хранилищем сокровищ, крепостью, тюрьмой. Сейчас это музей.

И вот мы вышли на улицу, которая упирается в собор Св. Петра в Ватикане. Очень позабавили пальмы в кадках, похожие на большие ананасы.

Площадь Св. Петра огромна. Собор Св. Петра и обрамляющая колоннада придают ей неповторимый облик. Почему-то сразу вспомнился Казанский собор С.-Петербурга и утверждение о том, что его колоннада строилась похожей на колоннаду собора Св. Петра. И кто это придумал? – ну совсем не похоже. С таким же успехом можно сравнивать любые две колонны стоящие в ряд с колоннадой собора Св. Петра.

Собор открыт для посещения. Но, к сожалению, стали иссякать те восемь часов, которые мы отвели себе на пешую прогулку по Риму и за которые оплатили стоянку машины. Этого времени нам оказалось мало, поэтому пришлось отказаться от посещения собора. С удовольствием походили по площади, помогли сфотографироваться группе японских туристов и стали двигаться по направлению к стоянке нашей машины.
Вокруг Ватикана построена очень непрезентабельная стена, из-за которой выглядывают весьма посредственные постройки.

Въезды в Ватикан охраняют гвардейцы, которые не прочь попозировать любопытным надоедливым туристам.

По возвращении в кемпинг мы с большим удовольствием поплавали в бассейне. Для посещения бассейна нужны шапочки, которые при желании можно купить на месте. У нас была с собой шапочка, но только одна, поэтому плавали в бассейне по очереди.

Отступление второе или унитаз как признак цивилизации
Так уж получилось, что город, в котором я живу, находится на автодороге М4 «Дон», которую в последнее время реконструируют и хотят превратить в автомагистраль. Дорогу делают хорошую, современную, в соответствии с ГОСТами, СНиПами, СанПинами и прочая, и прочая, и прочая…
Вдоль дороги через определенные промежутки строят туалеты из красного облицовочного кирпича, о чем гордо сообщают дорожные указатели «WC». Однажды, примерно через полгода после постройки, проезжая мимо такого туалета, я из любопытства остановился и посмотрел, что это такое. Перед взором предстал туалет типа «дырка в полу». Зайти в него не представлялось возможным, да и подойти к нему уже было трудно, так как люди стали использовать его снаружи как естественную защиту от посторонних взглядов. Вроде как есть туалет, но в тоже время и нет его – пользоваться им не возможно. Вот так и живем, сами себя обманываем.
На автозаправочных станциях, особенно ранней постройки, ситуация не на много лучше. Там построены аналогичные сооружения, зайти в которые могут только люди с особенной подготовкой и крепкие духом. Только в последние годы на новых крупных АЗС стали строится комплексы, в которых предусмотрены современные туалеты с нормальными смывными унитазами. Но далеко не всегда удается ими воспользоваться, так как персонал некоторых АЗС старается ограничить допуск людей туда.
Реакция народа на такую «заботу» вполне естественная, хотя и идиотская: туалетом будет все вокруг. А заодно и помойкой тоже. Проехав по трассе М4 до Черного моря, я был неприятно удивлен до какой степени мы замусорили Россию. Где бы ни остановился, везде мусор. Не любим мы свою страну.
Совсем другое дело за границей. Наверное, они давно столкнулись с этой проблемой, приняли надлежащие меры, и сейчас мы видим результаты. Да и образ жизни, и воспитание у них другие. И мозгов, вероятно, больше.
Основными местами остановок на отдых и удовлетворения других потребностей являются АЗС. Есть, конечно, еще специальные площадки, но их несравнимо меньше. На АЗС есть всё, что нужно автопутешественнику: хорошая, чистая асфальтированная площадка, достойные мусорные баки, к которым не брезгливо подойти, как минимум микромагазинчик, где можно купить, что-нибудь попить и перекусить. И конечно, нормальный туалет, вход в который может быть как изнутри, так и отдельный снаружи.
В туалетах пол и стены покрыты кафельной плиткой, стоит нормальный унитаз, есть умывальник, туалетная бумага, а зачастую и бумажные полотенца. В некоторых туалетах мы видели откидывающиеся полки для пеленания грудных детей. Все очень чисто, опрятно и с нормальной атмосферой.
Никто из персонала АЗС не показывает никакого неудовольствия, что совершенно посторонние люди посещают их туалет, причем, даже не купив у них бензина. И если бы они вдруг сказали: «Спасибо, что посетили нас», то это выглядело бы вполне естественно.
В кемпингах с унитазами тоже полный порядок. В Silva, в общественных санитарных комплексах, установлены такие отличные унитазы, каких, к сожалению, нет во многих российских домах и квартирах.
Но самое большое впечатление произвел на нас Deluxe sanitary facilities (люксовые санитарные средства обслуживания) кемпинга Flaminio в Риме. В специальном здании, разделенном на две части – мужскую и женскую, есть все, чтобы человек мог привести себя в порядок. Хорошее освещение, большущие зеркала, обилие живой зелени, громадные мраморные умывальники – всё это не могло не производить хорошего впечатления. Но больше всего удивил туалет.
Когда я в первый раз увидел установленный там унитаз, то сначала не понял, почему сиденье на нем находиться под углом примерно 30 градусов к корпусу унитаза. «Наверное, криворукие мастера прикручивали», — подумал я. Но оказалось, что это специально так сделано, конструкция такая. Когда человек садиться на сиденье и своим весом прижимает его к корпусу, то сжимается пружина и взводиться специальный механизм. Когда человек встает, то сиденье само приподнимается в исходное положение, и в этот момент распыляется ароматическая жидкость. Как нельзя кстати. Очень приятный запах. Смыв унитаза происходит в течение довольно длительного времени, не менее 10 секунд, водой переменного давления.
После посещения такого санузла, осталось только помечтать о золотом унитазе.

День девятый, 15 июня
Сегодня мы едем в район Неаполя, на повестке дня: вулкан Везувий и раскопки Помпеи. Перед выездом из кемпинга зашел на ресепшин оплатить проживание. Там сидела женщина с шикарными черными вьющимися волосами. Я еще подумал, что так, наверное, должна выглядеть типичная итальянка. Каково же было мое удивление, когда, после того как я назвал свою фамилию, она на чистейшем русском языке спросила: «Ну как, понравилось у нас?» Оказывается, она приехала из Узбекистана и сейчас постоянно проживает в Риме.
Женщина спросила, куда мы едем, и посоветовала нам быть там внимательней, так как неаполитанцы народ не такой как в Риме, более экспрессивный и не прочь залезть в карман. Мне лишь оставалось посетовать, что ее не было в то время, когда мы устраивались в кемпинг.
До места назначения в этот раз решили ехать по платной дороге, так как это давало выигрыш во времени почти два часа. Сделав два лишних круга на одной из римских развязок – происки навигатора, мы наконец-то выехали на платную дорогу А1, которая называется Autostrada del Sole.
Перед въездом на платный участок итальянские автомагистрали резко расширяются до 10-15 полос, и тем водителям, которые хотят оплатить проезд наличными деньгами, надо проезжать через правые турникеты. В первый раз я не сориентировался и взял левее. Хорошо, что в это время на дороге почти не было машин, и мне удалось немного отъехать задним ходом и перестроиться в правые ряды. На турникете надо нажать большую кнопку и взять картонный билет, который предъявляется на выезде с платного участка автострады.
Впечатление от платной автомагистрали неоднозначное. Три полосы в одну сторону, очень хороший асфальт, максимально разрешенная скорость 130 км/ч (в конце 2010 года увеличили до 150 км/ч), но, так как дорога проходит по многочисленным мостам, виадукам, эстакадам, путепроводам, то на ней имеется много термически расширяющихся сочленений, которые сделаны немного выпуклыми и они довольно чувствительно бьют по подвеске машины на большой скорости. По сторонам установлены высокие отбойники, которые ограничивают боковой обзор местности, поэтому по автомагистрали ехать скучно. Туристам, которые хотят посмотреть страну, а не просто добраться из пункта А в пункт Б, я бы посоветовал ездить по бесплатным дорогам.
По платной автомагистрали мы проехали чуть более двухсот километров. На выезде надо отдать картонный билет человеку, сидящему в будке. Он вставляет билет в специальное устройство, и на табло высвечивается сумма, которую надо заплатить. С нас взяли 12,8 €.
Через некоторое время мы въехали на платный участок автострады А3 с фиксированной оплатой, деньги надо отдать сразу. Стоимость проезда 1,6 €.
Повернули к Везувию. Дорога к нему идет через многочисленные поселения и деревушки, порой весьма круто поднимаясь вверх. Доехали до конца Via Vesuvio, где установлен необычный камень с глазами. И дальше нас не пустили, дорога была перекрыта полицией.

Я спросил у ближайшего парня, он оказался немцем, в чем дело, почему не пускают. Он ответил, что причины не знает и ждет здесь уже три часа. Герой! Столько времени на солнцепёке! Термометр моей машины показывал температуру воздуха 34оС, и некуда было спрятаться в тень.
Подошел к сидевшему в машине полицейскому и попытался у него выяснить, будет ли открыт проезд, сколько надо ждать, и есть ли другая дорога. Но он меня по-английски не понял и ничего путного не сказал.
До Везувия по прямой осталось около трех километров. И как бы ни хотелось там побывать и посмотреть кратер, но мы приняли решение, что ждать не будем, так как очень жарко и неизвестно откроют ли проезд.
И мы поехали в Помпеи. Я задал навигатору краткий маршрут, и он сообщил, что до Помпеев 15 километров, и мы доедем туда за 28 минут. «Совсем близко», — обрадовались мы. Но близко, не всегда значит хорошо. Мы и представить себе не могли, что нас ждет впереди.
Случайно повернув на сложном перекрестке не на ту дорогу, мы заехали в какой-то очень бедный и переселенный район пригорода Неаполя. Убогие обшарпанные здания, древние помятые машины, дикое количество мотоциклов и других двухколесных драндулетов, и большое количество людей на улицах, особенно молодежи. И все это ездит и ходит без всяких правил. Машины постоянно сигналят, ездят по принципу: тот кто первым просигналил, у того и преимущество. Мотоциклы снуют в разных направлениях. Пешеходы выходят на дорогу там, где заблагорассудиться, нисколько не задумываясь над тем, едет машина или нет. Я еще подумал: «Как же такое может быть?!» При таком отношении к жизни, или машины должны поубавить количество пешеходов, или пешеходы должны пересажать покалечивших их водителей. Но ничего, как-то сосуществуют.
Здесь я впервые реально забеспокоился о своей машине, только бы её никто не задел. Навигатор честно вел нас по краткому маршруту, то есть по каким-то улочкам-закоулочкам. Его бы перепрограммировать на быстрый маршрут, тогда он, вероятно, вывел бы нас на более хорошую дорогу, но безопасно остановиться не было никакой возможности. Выехать помог маршрутный автобус. Он широкий, занимал почти всю проезжую часть, и я пристроился за его спиной. Так мы и ехали тандемом несколько километров со всеми остановками, пока автобус не повернул в сторону.
В итоге до Помпеев мы добирались больше часа. И когда, наконец-то, мы доехали до места, это стало большим облегчением. Недаром женщина в римском кемпинге сказала, что неаполитанцы другие. Действительно другие.
В Помпеях, недалеко от входа на территорию раскопок, имеется несколько частных автостоянок, и в порыве конкуренции зазывалы с этих стоянок выбегают на дорогу и готовы, наверное, на руках занести машину на свой участок. После таких перипетий путешествия я уже не сопротивлялся и заехал на первую же стоянку. Стоимость 3 €/час, дорого.
Пошли на раскопки. По пути, в небольшом парке, мы решили скушать пиццу в открытом кафе с видом на Везувий. Отсюда до вулкана примерно десять километров по прямой.

За соседний столик села женщина выпить водички. Мальчик на побегушках, который принес ей баночку кока-колы и взял у нее деньги, стал просить еще чаевые. Она дала ему один евро, но он на этом не успокоился и сказал, что надо дать три. Женщина впала в ступор от такой наглости, ей очень не хотелось еще давать деньги, но все-таки она не смогла противостоять наглецу и отдала ему еще два евро. Я за всем этим внимательно наблюдал и про себя решил, что если и с нами этот мальчик будет так наглеть, то я покажу ему russo turisto и кузькину мать в одном флаконе. Но он, наверное, по моему взгляду все понял и к нам даже больше не подошел.
Посмотреть раскопки стоит 11 €/чел. За эти деньги, кроме входного билета, дают еще подробную карту раскопок и книжку-путеводитель на английском, немецком или итальянском языках, какую попросишь. И вперед, ходи, где хочешь. Кстати, посещение раскопок возможно круглый год за исключением трех дней: 1 января, 1 мая и 25 декабря.


Территория раскопок огромна – это настоящий город, посмотреть который за один день просто не реально. Поэтому приходиться выбирать, зачастую случайно. Это потом дома можно проанализировать и понять, куда было бы интересней сходить, что было бы лучше посмотреть. А там мы хаотично бродили по тридцатипятиградусной жаре, которая изрядно подпортила впечатление от прогулки. В Помпеи летом лучше не приезжать.


Мы прошли зигзагами от центрального входа до амфитеатра и обратно, по пути много фотографируя. А фотографировать там хочется буквально всё: каждое строение, каждый уголок. Всё необычно и интересно. К сожалению, невозможно показать все фотографии в данном отчете.
На территории раскопок постоянно ведутся работы, о чем сообщают звуки работающих инструментов. Некоторые участки закрыты для посещения и видно, что там работают люди.
За порядком следит внутренняя охрана – мужчины, одетые в специальную форму. Некоторые из них не прочь негласно подработать гидами, причем кое-кто предлагает свои услуги очень навязчиво: «Всего за десять евро могу показать любое место».


Ходить по древним Помпеям очень интересно, но из-за жары мы выдержали только три часа.
Но всё равно свою мечту мы реализовали. Это была самая дальняя точка нашего автопутешествия, теперь мы поворачиваем в обратный путь.
Посещение Неаполя мы не планировали и поэтому поехали на северо-запад вокруг города, на побережье Тирренского моря. Помня о сложностях, с которыми мы столкнулись по пути в Помпеи, я задал навигатору быстрый маршрут с использованием платных дорог, и навигатор отлично справился с этим, проблем в дороге не было.
Проезжая вокруг Неаполя, в нескольких местах мы видели большущие горы пластиковых мешков с мусором. Во время путешествия мы не знали о, так называемых, «мусорных войнах» в Неаполе, узнали об этом дома из Интернета. Горы мешков впечатляют. Оказывается, их иногда еще и поджигают.
Выехав на побережье, мы решили, что пока позволяет светлое время суток, проехать как можно дальше на север. В итоге мы почти доехали до города Минтурно (Minturno) и стали искать кемпинги. По моим записям их тут было не менее четырех. Устроились в двухзвездочный кемпинг Chalet Azzurro (www.chaletazzurro.it).

Мы решили остановиться в палатке на две ночи. Стоимость размещения двух человек в палатке плюс машина – 23 €/сутки. Палатку поставили всего в сорока метрах от воды. Никогда в жизни мы еще не засыпали под шум волн Тирренского моря.

Всего за день проехали 374 км.

День десятый, 16 июня
Последние дни мы много ходили пешком, поэтому решили, что сегодня будем только купаться, отдыхать и ничего не делать. За весь день мы ни разу не выходили за пределы кемпинга. Получился день восстановления сил.
В кемпинге было мало постояльцев, мы были всего лишь четвертыми.
Разместились на участке для палаток и кемперов с индивидуальным туалетом. Когда я в первый раз увидел эту белую будку, то сердце у меня ёкнуло, мне подумалось, что это туалет типа «дырка в полу». Но итальянцы, вероятно, уже утратили знания и навыки постройки таких конструкций, даже если бы захотели, то у них не получилось бы. Это был отличный санузел с освещением, кафельными полом и стенами, фаянсовыми унитазом и раковиной, и большим зеркалом. Внутри очень чисто, жить можно. Снаружи на стене есть еще одна раковина, только размером больше.

Кемпинг принадлежит одной семье, все услуги оказывают отец, мать и сын Марко лет семнадцати. Из всей семьи только сын знает несколько элементарных английских слов и фраз. Они стараются понравиться и угодить постояльцам. Когда я фотографировал кемпинг, хозяин подошел ко мне и пытался поговорить со мной по-итальянски, но мы друг друга не понимали. Чтобы сделать ему приятное, я сказал, что мои фото – это реклама для него. Вот это он отлично понял, обрадовался, позвал на ресепшин, дал мне несколько своих визиток, брошюр, проспектов об их побережье. Для того чтобы заработать, им нужны туристы.
Мы были единственными, кто остановился в палатке, и единственными иностранцами в этом кемпинге. Все остальные, судя по номерам их машин, были итальянцами. Наверное, редкий заграничный гость заезжает в эти края ради кемпинга и моря, есть места и поближе.
Мимо нас несколько раз в день проходила женщина лет тридцати с ребенком. И в каждый раз они бесцеремонно смотрели на нас, как в зоопарке смотрят на диковинных животных. Такая простота нас очень удивила и позабавила. Нам ничего не оставалось, как тоже бесцеремонно смотреть на них, ведь в зоопарках на людей тоже смотрят.
Температура воздуха была около 35оС и вода в море была очень теплая.
Пляж не широкий, не более двадцати метров. По стене из больших камней видно, что раньше пляж был шире, но им решили пожертвовать ради увеличения площади кемпинга.

Волнение моря здесь было больше, чем в Каваллино, поэтому купаться было интереснее. Но, что нас удивило, так это полное отсутствие ракушек моллюсков на берегу. Мы предвкушали, что здесь они будут еще более крупными и красивыми, чем ракушки на Адриатическом побережье, но оказалось, что их нет совсем.
На территории кемпинга практически нет деревьев, только кусты и живые изгороди. Для создания тени натянуты полотнища из необычного зеленого материала, похожего на мешковину из стекловолокна. Эти навесы совершенно не защищают от дождя и меньше, чем хотелось бы, защищают от солнца. Находясь под ними целый день, я, неожиданно для себя, довольно сильно загорел.

Имеется бар и что-то вроде площадки для игр, танцев и других развлечений.
Душевые с горячей водой предоставляются за отдельную плату. На фото внизу они находятся по центру в глубине фотографии, светло-серые двери на синей стене. Оплата автоматическая: жетоны, которые необходимо сначала купить, опускаются в устройство, закрепленное снаружи на стене около двери душевой. Стоимость – 0,8 €/минута. Как это все работает, мы не попробовали, так как душевыми не пользовались.

В кемпинге есть бунгало вместимостью до четырех человек. В июне бунгало стоило – 60 €/сутки, финальная уборка – 20 €. В июле и августе дороже.

Все кемпинги, в которых мы побывали, были очень разными и по цене, и по качеству услуг. Сравнивать их очень сложно, в каждом есть свои положительные стороны. Кемпинг Silva в Каваллино, пожалуй, самый приятный и демократичный из всех, там вовсю кипит жизнь. Кемпинг Flaminio в Риме самый шикарный, там максимум удобств для туристов, но цена больше. Кемпинг Chalet Azzurro в Минтурно самый тихий, но по соотношению цена / качество проигрывает первым двум. И нам показалось, что если бы туристов в Chalet Azzurro было больше, то и качество услуг было бы лучше. У них просто доход маленький, развиваться не могут.
В конце дня на территорию кемпинга забежал дикий кролик, чтобы поесть растущую здесь траву. Трава растет хилая, но хочется надеяться, что ему хватает.


Отступление третье или, тётенька, дайте воды напиться
В последние годы, все чаще и чаще, в средствах массовой информации поднимается тема значимости пресноводных ресурсов для жизни людей в скором будущем. Хорошая тема для голодных бездарных журналистов, есть, где развернуться и пофантазировать, особенно не напрягаясь.
И это находит отклик в сердцах российского народа. Как же, в нашей стране пресной воды много, в одном озере Байкал ее больше, чем где-либо в мире. Бывает в разговорах людей нет-нет, да и услышишь, что пусть нефть скоро закончится, зато у нас воды много, попросят еще попить. Греют душу такие слова, любим мы порассуждать в масштабах планеты! Ничего, что лицо не умыто и дырка в носке, но зато есть, чем гордится.
А человеку в его повседневной жизни пить хочется здесь и сейчас, до Байкала не побежишь – далеко всё-таки.
За свою жизнь я неоднократно бывал в Причерноморье и практически везде видел проблемы с питьевой водой. Когда я был лет двадцать назад в славном городе Херсоне, то ту желтоватую солоноватую жидкость, которая поступала в дома по системе городского водоснабжения, с большой натяжкой можно было назвать питьевой водой. Надеюсь, за последние годы ситуация с водой там улучшилась.
В российских кемпингах, которых на черноморском побережье, наверно, не один десяток, с водой тоже трудно. В некоторых из них воды нет вообще, и ее приходится ходить клянчить в ближайших санаториях и пансионатах. В других воду привозят в различных ёмкостях и продают за деньги. Но пить такую воду может только уж совсем безалаберный человек. Руки помыть и то опасно. Хорошо, что в наше время, питьевую воду продают в магазинах – это и спасает.
Зная по опыту, что питьевая вода может быть не везде, мы купили и взяли с собой в путешествие несколько пятилитровых бутылок воды. Я еще опасался, как бы на границе не было с ней проблем. На границе на воду никто не обратил внимание.
Проезжая по Белоруссии, на АЗС я решил помыть руки. Из крана бежала желтая болотная вода. В Белоруссии с водой тоже не совсем хорошо.
Зато в тех шенгенских странах, где мы побывали, везде была хорошая питьевая вода правильного цвета и отличного вкуса. И даже на побережье в кемпинге Chalet Azzurro на юге страны, а юг Италии менее развит, чем север, с питьевой водой полный порядок. И никто ее не жалеет, никаких счетчиков, никакой дополнительной платы – пей, мойся сколько влезет.
В итоге, больше половины взятой с собой воды мы даже не распечатали и привезли обратно домой. Продолжение

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

Робинзон

  • 20 марта 2011, 22:54
В Пантеоне находится могила Рафаэля.По-моему, слева от входа… Есть ли она сейчас там? В Риме не были 13 лет, все могло измениться.:)
+
0
+ -
avatar

FF-user

  • 20 марта 2011, 23:07
Вот это да! А мы и не знали, поэтому ничего не могу об этом сказать. Жаль.
+
1
+ -
avatar

Робинзон

  • 20 марта 2011, 23:23
Ничего страшного! будет повод вернуться!:)
+
0
+ -
avatar

freescull

  • 23 июля 2011, 23:43
Да, могила Рафаэля никуда не делась, убедились в этом 14 июля.
+
0
+ -
avatar

Columbo

  • 21 марта 2011, 16:29
На счет туалетов правда. У самого дача за Мордвесом по М4, видел эти кирпичные штуки типа сортир. На крупных заправках туалеты еще работают. В новопостроенных Газпромовских тоже ничего, чистенько даже. По дороге на Юг часто закрыты, направление в сезон весьма популярно. Поэтому таблетку имодиума и в дальний путь, только изредка орошая деревья, где уже совсем приспичит и при закрытых комнатах 00 на заправках.
+
2
+ -
avatar

freescull

  • 24 июля 2011, 00:25
Если обойти Колизей справа и идти дальше, мимо триумфальной арки вдоль улицы Via de San Grigorio, где-то в 200 метрах будет вход в Палатин, там есть кассы, где практически нет очереди и можно купить билеты в Колизей.
+
1
+ -
avatar

FF-user

  • 24 июля 2011, 22:56
Спасибо за полезную подсказку! Вот только знать бы об этом заранее…

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.