ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ - ч. 9 "ДВЕ РОССИЙСКИЕ БЕДЫ" (СМОЛЕНСК-СТ.РУССА-СПб) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

ЗАПАДНОЕ ПОРУБЕЖЬЕ - ч. 9 "ДВЕ РОССИЙСКИЕ БЕДЫ" (СМОЛЕНСК-СТ.РУССА-СПб)

Пролог и оглавление <=… ч.8 Бобруйск-Смоленск <=== ч.9 Старая Русса-Новгород-СПб

Трудно описывать прошлогоднее путешествие, когда уже съездил в новое. Голова уже больше занята перевариванием полученных в этом году впечатлений. Но что делать, раз уж публикация последней части нашего рассказа о вылазке в Беларусь так затянулась?

Впрочем, в этой части не будет особенно много достопримечательностей и интересностей. Мы просто возвращались домой по своей стране, хотя и планировали что-нибудь по дороге посмотреть. А вот приключения будут. В рассказе о том, как мы оказались заперты коварным селем за Кавказским хребтом, я уже попытался сформулировать свои убеждения: приключения — это правильно пережитые проблемы и беды. Ну, а какие у нас две главные беды в России, если верить классикам?! Вот именно…

В роли одной классической беды в нашем случае будут выступать удивительные российские направления, не всегда понятные даже отечественным навигаторам.



А роль другой сыграю, в основном, я сам. Зря что ли друзья когда-то хотели писать комиксы на тему «Борис и автомобиль». Они тогда очень переживали, что купив чудом иномарку, я избавлюсь от увлекательных (для окружающих) автомобильных казусов. Наивные! От себя-то избавиться потруднее будет… ;) Ну, а коли так, почтеннейшая публика, позвольте позабавить вас в высшей степени поучительной историей о нашем возвращении домой!

ДЕНЬ 10 (Пн 03.07.2017): Смоленск — Старая Русса

То, что дорога из Смоленска в Питер таит много неприятных сюрпризов, можно было легко предугадать. Уж если наши местные друзья предпочитают ехать к нам в гости через Витебск, несмотря на заметный крюк… но в Витебске мы уже были. А где не были? А вот, например, в Старой Руссе ни разу не довелось. Не то, чтобы там уж так безумно интересно, судя по отзывам, но одного названия мне хватило, чтобы твердо решить закрыть еще одно белое пятно на моей личной карте нашей страны. Ну а такие честолюбивые замыслы надо исполнять, несмотря ни на какие препятствия на пути.

Выехали мы рекордно поздно. Пока собрались, пока попрощались, пока вернулись за забытыми у друзей вещами… в общем, окончательно наши две машины покинули Смоленск лишь в 14:40.

Впрочем, поначалу все выглядело вполне безобидно. Идеальный асфальт, пустая дорога, люпины вокруг… благодать!


отдых для глаз



поля люпинов

Иногда, конечно, попадаются участки дороги, где покрытие — так себе.



Но вскоре они снова сменяются отличным шоссе, позволяющим водителю отвлекаться на окрестные пейзажи и фотогеничные тучки на небе.




Отдельное развлечение в пути, знакомое, наверное, каждому автопутешественнику, — это таблички с названиями населенных пунктов. Они, конечно, повсюду встречаются очень забавные, но в этих краях концентрация необычных названий просто зашкаливает. Мы видели указатели «Борода», «Язва», «Конец»… или вот такие:




В половине пятого мы въезжаем в Псковскую область и почти сразу останавливаемся на пропускном пункте на платную дорогу. Направо уходила альтернативное бесплатное шоссе. Наш второй экипаж решительно устремился за шлагбаум, как и навигатор подсказывал. Я же подошел к персоналу пропускного пункта и поинтересовался: насколько плоха альтернативная дорога? Они пожали плечами и честно признались, что сами пользуются именно ей. Есть, мол, небольшой кусочек плохой дороги, но по расстоянию намного меньше и платить ничего не надо.

Так мы и сделали. Бесплатная трасса, действительно, оказалась вполне проезжая. Разбитый участок был неприятный, но легко преодолеваемый по обочине — более ровной, чем проезжая часть.



проезд по обочине

А в остальном — все было нормально. Через полтора часа мы уже были в Великих Луках. А как там дела у наших родственников?!



Дела у них были… интересно. Когда нам говорили, что по платной дороге — большой крюк (но покрытие более качественное), речь шла о варианте проезда до конца этой самой платной трассы, чтобы уже оттуда свернуть к Великим Лукам. Другие варианты кассирам, с которыми мы беседовали, даже в голову не пришли. А вот навигатору — пришли. Он был категорически против такого крюка. Поэтому посередине платной дороги навигатор громко сказал: «Псс! Я знаю короткую дорогу прямо к цели.» И приключения, как обычно, не заставили себя ждать.

Дорога быстро превратилась в грунтовую, а потом и вовсе в лесную. Машина ехала по колее, с двух сторон стиснутой деревьями (как на такой дороге с кем-нибудь разъезжаться — не хотелось и думать). И тут навигатор решил добавить издевки и заявил нашим отважным путешественникам: «Вы ушли с маршрута!» На что тем хотелось ответить: «Если бы! Куда тут уйдешь-то?»

Спустя некоторое время навигатор милостиво вернул внедорожник на маршрут. Но зато, видимо устав от постоянных попыток нашего экипажа попасть кратчайшим путем из точки А в точку Б, сообщил им, что здесь такие шалости строго запрещены. Даже если им доступны разработанные для этого технологии будущего:


что-то из научной фантастики...

Родственники вынуждены были сделать остановку, чтобы поверить своим глазам, просмеяться и запечатлеть удивительное сообщение для потомства. Потом им, наверное, пришлось все-таки отключить защиту от мгновенного перемещения в пространстве… во всяком случае, очень уж долго их ждать в Великих Луках не пришлось. Там все вместе и пообедали.


Великие Луки

Около 20:00 мы покинули город, известный нам, в основном, мясокомбинатом. Сюрреалистичные приключения продолжались. Лето в прошлом году было не слишком жарким, но все же увидеть рядом с дорогой снег — я никак не ожидал.



«снег»

Пришлось сделать остановку и сбегать сфотографировать это необычное климатическое явление. И только в упор смог понять, что никакой это не снег, а вовсе даже пластик, присыпанный сверху землей.

Хорошо хоть аисты, регулярно встречавшиеся нам по дороге, были не искусственными, а самыми что ни на есть настоящими!



аисты на ели



аисты на дороге

Между тем, в 335 км от Смоленска, мы покидаем шоссе М9 и сворачиваем по указателю на Старую Руссу. Тут должна звучать зловещая музыка, но поскольку у нас не кино, обойдемся лучшим другом искателя приключений — навигатором. По-моему, тоже вполне зловеще получилось:


съезжаем в терра-инкогнита

Асфальт сразу становится заметно хуже.



Особенно, после пересечения границы Новгородской области…



Потом еще хуже…




Ситуация ненадолго улучшается в районе населенного пункта Холм. Но сразу после него начинается полный трэш.



И, наконец, примерно через 115 км после поворота в эти погибельные края дорога выбивает из нас всякую способность цензурно (или хотя бы членораздельно) выражаться, оставляя в машине лишь некие невнятные восклицания и междометия:


без комментариев

В наших путешествиях мы ведем бортовой журнал с записями о километраже, маршруте и встречающихся на пути приключениях. Это работа штурмана, в роли которого после ухода моей Ани «в отпуск по уходу за ребенком» выступает, обычно, Лия. В данном случае, показательна не сама запись, а резкое изменение почерка штурмана. Тоже хорошая иллюстрация к качеству дороги:


комментарий в бортовом журнале

Асфальт наладился после населенного пункта под названием Устье. Но было уже поздно.


закономерный финал

Всё это было бы не так уж страшно. Что мы, колесо не пробивали раньше?! Но я ведь обещал сагу о двух российских бедах. И даже согласился сыграть роль одной из них.

Дело в том, что переобувшись после зимы, я просто побросал резину на дисках в багажник и на время забыл об этих колесах. Машина большая, в обычной жизни я багажником редко пользуюсь. Перед путешествием, примчавшись, как вы возможно помните, на дачу прямо с церемонии венчания, я бросился освобождать автомобиль для наших чемоданов и членов экипажа, вытаскивая оттуда все лишнее. Зимние колеса перекочевали в дачный сарай на временное хранение. И в моей голове даже не мелькнула мысль о том, что одно из этих колес я использую в качестве запаски! =\ Ниша-то для запаски под днищем моего Доджа давно занята газовым баком, а заводить отдельное специальное колесо для экстренных случаев мне как-то не с руки.

В итоге, мы оказались где-то на подступах к Старой Руссе с пробитым колесом, помятым диском и без всякой возможности что-то исправить. Пришлось нам дожидаться, пока Иван отвезет своих к месту ночлега, а потом вернется за нами, чтобы провести спасательную операцию. Караван мы скатили на очень кстати подвернувшуюся площадку возле дороги — дожидаться утра, которое должно быть мудренее. Так, хорошо заполночь, закончился этот весьма приключенческий день.


Пробег за день 504 км, от выезда до поломки 9 часов, средняя скорость движения 71 км/ч


ДЕНЬ 11 (Вт 04.07.2017): Старая Русса — В.Новгород — СПб

Утро последнего дня нашего путешествия застало потерпевших кораблекрушение в уютном "Коттедже в Старой Руссе". Ну, если уж быть совсем точным, то в отдельном домике разместились вшестером родственники, а мы вчетвером ночевали тут же, но в комнате в доме хозяев. Однако уютно оказалось и там, и там. Персонал был очень дружелюбен. Мы, по известным причинам, очень поздно приехали и задержались с выселением, но хозяева были терпеливы с нами и во всем шли навстречу. Разве что посуды на кухне можно было бы побольше, ее количество не вполне соответствовало числу постояльцев. За домик и комнату в сумме отдали 5400 руб. на 10 человек.




ночлег

Старая Русса, действительно, старая. В летописях упоминается с XII века, а построена была, похоже, еще на пару столетий раньше. Звался тогда город просто Русой, состарился он к XVI веку, а лишнюю «с» приобрел всего лишь лет сто назад. Город был богатый за счет соли, а потом процветал благодаря… опять все той же соли, но уже в виде полезных для курортных отдыхающих соляных ванн. Археологи здесь уйму всего находят, а вот на поверхности почти ничего не осталось — что не сгорело в древних битвах, уничтожила Великая Отечественная. Несколько храмов, памятные места Достоевского и уже современные здания санаториев — все, чем здесь можно порадовать туриста. Уже немало, для небольшого, в общем-то, города.



виды Старой Руссы

Увы, подустали наши путешественники, выдохлись. Не уговорил я их сходить хотя бы в «Усадьбу средневекового ружанина», хотя она располагалась от нашего приюта вообще за углом. Предпочли побездельничать, фильмы какие-то посмотреть и т.д. А мы с Иваном тем временем думали, что с машиной делать. Новый диск предлагали заказывать из Новгорода или того дальше… в конце концов, решили для начала привезти Додж в город, а там уже думать.


ищем эвакуатор

Выбранный наудачу по интернет-объявлениям эвакуаторщик оказался очень добросердечным и усердным помощником в беде. Заехал, повез меня к месту крушения. По дороге всё дивился, как это я рискнул оставить автомобиль на обочине, неужто не знаю, что с брошенными машинами случается? Можно подумать, что у меня был особый выбор… да и не на обочине я ее оставил. Прямо рядом с тем местом, где мы обнаружили поломку, оказался очень удобный съезд с узкого шоссе на небольшой, но даже асфальтированный пятачок:



Я еще успел подивиться: откуда бы? Вроде, дорожка дальше не ведет, парковку тут устраивать незачем — откуда асфальт?! Впрочем, тогда мне было не до этих загадок. А наутро, когда мы приехали смотреть, что местные жители оставили от моего Доджа, всё и разъяснилось!


вот почему!

Оказывается, встал я через оградку от воинского мемориала. К нему и «парковка». И машина моя стояла нетронутая под такой охраной. Воистину, «наши павшие, как часовые»!

Машина у меня для эвакуации крайне неудобна. Мало того, что тяжеленная, так еще и трос цеплять ни сзади, ни спереди не к чему. По счастью, наш эвакуаторщик был обучен отправлять автомобили в полет…




полетели

Пока ехали, я его расспросил о жизни и работе. Мне казалось, что по таким дорогам, его бизнес должен процветать. Не тут-то было. Шины тут часто рвут, но за помощью не обращаются. Даже если диск погнули — будут сами кувалдой махать, лишь бы денег не тратить. Вообще, как я понял по разговорам, с деньгами в Старой Руссе плохо. Из всех предприятий еще жив только завод, обслуживающий авиацию. При нас самолеты низенько летали.


полетел в свое гнездо

Мы с водителем успели даже о семейных невзгодах поговорить, о том, что делать, когда дети болеют. Но и о деле мой собеседник тоже не забывал: привез сначала в один шиномонтаж, потом в другой, пока не убедился, что мне не только диск выпрямят, но и подходящие шины найдут.



прилетели

За две шины и работу отдал 3500. Качество шин, при такой цене, понятно, но сезон они отходили, менял уже в этом году. А тогда, ликующий, я возвращался своим ходом к заждавшимся членам экспедиции. Из Старой Руссы мы уехали только в 15:30. Надо бы, конечно, сюда вернуться когда-нибудь, достопримечательности посмотреть. Главное, по правильной дороге ехать, со стороны Великого Новгорода:


дорога в В.Новгород

До областного центра мы добрались чуть больше, чем за час. Моя Лия совсем недавно была в Великом Новгороде с хорошей школьной экскурсией и мечтала поработать для нас экскурсоводом.



Под аккомпанемент ее рассказов, мы прогулялись между отлично отреставрированными древними соборами новгородского кремля…




… почти убедили младшего члена нашей экспедиции, что перед ним кладка динозавров…


яйца динозавра

… спрятались от дождя на крыльце музея, а потом, перебравшись по мосту через Волхов, почувствовали себя, наконец, настоящими туристами.


памятник туристке

Там же, на «торговой стороне» Волхова, возле Ганзейского фонтана увидели очень странный памятник, который мне хотелось окрестить «взрыв мозга». Для Лии было делом чести отвести туда весь наш клан и объяснить путешественникам, что же тут хотели изобразить:


взрыв мозга

Младший мой племянник именно этот памятник назвал среди самых запомнившихся достопримечательностей в путешествии. Ну, знатоки, есть версии — что же изображено «на этой картине»?

Пока родственники пытались избежать взрыва собственного мозга, я пробежался вдоль набережной и пощелкал открывающиеся после дождя виды.



с набережной



пустые (почему бы это?) пляжи

Вернувшись к кремлю, мы заметили стоящий «под всеми парами» экскурсионный катер. Лия расхваливала экскурсию по воде, которую для них провели, и мы решили не отставать. Самое смешное, что потом все признавались, что не хотели уже никаких экскурсий, но думали, что другие обидятся, если мы не поедем.



на катере

Впрочем, мне-то экскурсия понравилась. Виды хорошие, пояснения о том, что мы видим, — любопытные. Правда, запись слегка запаздывала по сравнению с действительностью. Я успевал головой вертеть, смотреть заранее и сопоставлять с экскурсией. А те, кто пытался увидеть достопримечательность только после того, как о ней через динамики сказали, иногда опаздывали.

Мы прошли под мостом, по которому еще недавно гуляли…



… полюбовались кремлем уже с воды…



… дошли до опор разрушенного моста…




… бросили взгляд на Рюриково городище — древнее поселение, от которого, предположительно, и отпочковался «новый город».



Рюриково городище

Затем наш катер вышел в озеро Ильмень…


озеро Ильмень

… развернулся и направился обратно, к кремлю.



На воде было очень свежо, ветерок быстро сделал востребованными пледы, предоставлявшиеся желающим бесплатно.


змерзли цуцики

Впрочем, некоторым нашим путешественницам никакой холод был нипочем. Не зря памятник именно туристкам поставили!


барышни отрываются

В Новгороде мы провели около 3 часов, включая дорогой и невкусный перекус и покупку сувениров для пацанов. Около 20:00 наш экипаж рванул к дому. Родственники остались в кафе ужинать (или праздновать завершение путешествия), но мы их ждать не стали. Великий Новгород попрощался с нами величественным зрелищем запуска воздушных шаров:


прощальный привет

Через час мы въезжали в Ленинградскую область по хорошо знакомому Московскому шоссе.


трасса

Вновь выскочили на ЗСД. Эта платная трасса не только существенно сокращает путь вокруг Питера, но и, на мой взгляд, является одной из самых фотогеничных дорог в нашем регионе:




Западный Скоростной Диаметр

В 22:50 наш труженик Додж скатился с ЗСД на трассу Скандинавия и всего через 10 минут мы уже парковались возле дачи, где за 10 дней до того оставили родных.


Пробег за день 362 км, от выезда до дачи 7.5 часов, средняя скорость движения 90 км/ч

Позади остались почти 4000 км и ничем неизмеримое удовольствие от общения с друзьями, новых впечатлений и приключений, которые подарил нам визит в такую близкую страну. Но хорошее путешествие — это то, которое вспоминаешь с удовольствием и из которого возвращаешься с радостью. И хотя фото получилось плохого качества, оно хорошо показывает, что радости от возвращения у нас тоже было много:


Ура!

Спасибо всем, кто виртуально прокатился с нами и до новых дорог!

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 5 сентября 2018, 21:15
Отличное приключение!
Взаимоотношения с навигатором — отдельная песня в любой поездке, но ваша программа выдала нечто запредельное. Фильмы «про восстание машин» — никакая не фантастика)))
Указатели населённых пунктов между Смоленском и Псковом — просто песня. Украсит любую поездку.
Будем ждать вашего нового отчёта до окончания следующей поездки!

+
1
+ -
avatar

bkozyrev

  • 14 сентября 2018, 17:31
Спасибо, Света, за доброжелательное внимание к отчету.
Мы потом еще долго ломали голову, что же хотел нам сказать этот шайтан-прибор… версии есть, но они слишком скучные, чтобы портить ими фантастическое произведение о восстании машин. ;)
А про сроки нового отчета, уложусь ли до следующей поездки… да лишь бы была она, эта следующая поездка! А то сейчас перспективы нашего семейного автотуризма выглядят крайне унылыми. =\ Ну, если что — буду стряхивать пыль с каких-нибудь старых записей и пробавляться «мемуарами» о делах давно минувших дней.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.