В новогодние праздники с мужем и 11-летним сыном решили попутешествовать на машине. Выбрали маршрут: С-Пб — Турку — Стокгольм — Осло — Ставангер и обратно на KIA Cerato. Почему Ставангер? Все очень просто- там живут знакомые…
Так как с поездкой определились поздно, визу(финскую) получили практически накануне поездки, то и билет на паром Викинг покупали за день (автопакет стоил 124 евро). До Стокгольма добирались на пароме из Турку- это дешевле, чем из Хельсинки. На обратный путь билет на паром не купили, т. к. точно не определились, какого числа будем возвращаться.
Рано утром 29 декабря мы выехали из дома, в Питере, как всегда неожиданно для дорожных служб, началась зима. Шел снег, дорога ужасная, но ближе к Выборгу снег сменился дождем, причем довольно сильным. На подъезде к Торфяновке образовалась очередь желающих выехать в Финляндию, мы заранее заправились, купили Грин-карту и заполнили декларацию, но, тем не менее, простояли 4 часа. Удивляют наши таможенники с пограничниками: что такое они проверяют, и почему так долго. То же самое делают и финны, но у них на это уходит 10 минут.
Наконец, граница пройдена, и мы отправляемся в путь. Немного страшновато, т. к. выезд за границу на машине происходит впервые. Но через некоторое время понимаешь, что ничего страшного нет. Дороги отличные, есть места остановок- с туалетами и без, с местами для отдыха- об этом заранее предупреждают знаки, так же как и о другом: ограничение скорости, контроль скорости, направление и т. д.
У нас был немецкий атлас Европы, не очень подробный для данной местности, но и все равно у нас не было затруднений в дороге — все читаемо, только надо знать № нужной дороги, которые указываются на всех картах. А наша дорога от Питера до южного норвежского города Кристиансанда была Е18. Кстати, в Интернете можно найти подробные карты любого места, вплоть до нужного дома и проезда к нему, естественно, мы все заранее просмотрели.
Т. к. много времени было потеряно на границе, то в Турку добрались за час до назначенного времени посадки, кстати, Е18 привела нас прямо к парому. Там уже ждали парома наши соотечественники из Москвы, Карелии, и, конечно же, большинство из Питера, так что практически весь паром был русским. И вот началась посадка, машины выстроились в 5 рядов: подъезжаешь к шлагбауму, подаешь паспорта и билет, тут же получаешь пластиковые ключи от каюты и бумажку на стекло до места назначения, а дальше начинается настоящее действо, которым руководят люди в жилетах, направляя машины в трюм парома.
Припарковав машину, отправились искать свою каюту, которая оказалась выше, чем палуба для машин. Каюта оказалась очень даже ничего, главное- было окно. Дальше пошли осматривать корабль, где было что посмотреть- магазины, кафе, казино. Погуляли по кораблю, вышли на верхнюю палубу, жаль, что было темно, и шел дождь. Усталые, но довольные вернулись в каюту. Ночью был сильный шторм в заливе, волны бились о борт, конечно, сразу вспомнился паром «Эстония», но все обошлось, и мы благополучно спустились на берег в Стокгольме.
Припарковавшись возле паромного центра, мы пошли покупать билет на обратный путь, и нам продали билет на 5 января. Это стоило 1118 шведских крон, кстати, в Швеции берут в оплату и евро (105)(а в Норвегии надо менять в банках). Мы заранее в Питере приобрели евро, шведские и норвежские кроны, конечно, было бы лучше, если бы валюта была единая, но что поделаешь? И естественно, надо иметь кредитные карты, с ними значительно удобнее, но мы не запаслись заранее.
Кстати, о заправках: везде заправлялись за деньги, приходилось сначала спрашивать, какие колонки заправляют за деньги, многие заправки в выходные работают только автоматически, т. е. по картам, поэтому останавливались на больших заправках, где были люди, таких тоже было много. Бензин стоил от 1,2 евро в прошлом году до 1,5 в новом в Финляндии и Швеции, самый дорогой бензин в Норвегии- 56 рублей. Бензин 95 и 98, а наша машина нуждалась в 92, поэтому потребляла больше топлива, чем нужно. Когда в России мы залили 92, она благодарно снизила потребление до обещанных производителем 5,8 литров на 100 км.
Купив билет, мы отправились в Осло, немного проехав по Стокгольму. Нам нужно было выехать на нашу любимую Е18, а дорога к ней лежала через Е20. Еще одно замечание — если тебе нужна определенная дорога, то к ней ведут указатели в пунктире, а, если ты уже едешь по дороге, то ее указатель в прямоугольнике.
Очень впечатлили дороги в Швеции, чистые, как будто умытые, широкие с разделительной полосой, с ограничением скорости в 110 км/ч. Удивительно, но наша машина была чистая, вплоть до дисков на колесах, хотя по-прежнему шел дождь. Природа стала другой: в Финляндии леса были похожи на наш Карельский перешеек- с многочисленными камнями и валунами, а в Швеции — простор, огромные ели вдоль дорог, холмы, пригорки, леса и озера.
Норвегия.
При въезде в Норвегию был пограничный пост в виде нашего поста ГАИ, но никто нас не останавливал. В Норвегии есть платные дороги, или скорее берут периодически плату за дороги, и надо иметь мелочь.
Сразу за постом, мы увидели магазин, на котором было написано размен, там мы и поменяли наши крупные норвежские кроны (далее НОК) на мелочь и спокойно поехали дальше.
Плата за дороги ВАЖНО! берется в специальных местах для оплаты проезда, называются Toll Road или Auto Pass, стоимость проезда легкового автомобиля от 13 крон до 40 (нужно иметь с собой мелочь), там стоят камеры:
1)все машины проезжают прямо на Auto Pass, если у них куплена и подвешена на лобовое стекло специальная карта, которую считывает сканер, тогда загорается зеленый или желтый светофор и можно проезжать.
2)если у вас нет предоплаченной карты, надо заезжать в карман для ручной оплаты «coin». Там находится автомат по приему монет, надо кинуть кроны, тогда загорится зеленый свет. Оказалось на некоторых проездах деньги бросаешь в щель для приема денег, а первый попавшийся нам имел баскетбольную корзину, в которую и надо было бросать монеты. На некоторых таких проездах есть человек, который принимает оплату, тогда написано «manual».
Кстати, еще о дорогах. В Норвегии распространено круговое движение ROUNDABOUT, при въезде на которое надо пропускать машины, движущие по нему.
Природа резко изменилась, стало больше горок, озер, дорога стала уже, круче, петлять, стала практически везде 2-х полосной с разделительным бетонным барьером, скорость стала 80 км/ч (макс.).
<a
Самая лучшая карта Норвегии со всеми возможными подробностями www.gulesider.no/kart, можно задавать маршрут (например, от отеля до места назначения), смотреть дорожную карту, фотки сверху и т. п., достаточно точная. При задавании маршрута пишет километраж и все важнейшие повороты и изменения маршрута, наличие камер слежения за скоростью и т. п. — хорошая штука.
Заранее заказали гостиницу в Осло: Rica Oslo Hotel (E-mail: rica.oslo.hotel@rica.no), удобный подъезд с трассы, но, к сожаленью, рядом с отелем велись дорожные работы, и мы не сразу его нашли, у нас была карта Осло, где располагался отель, взятая в Интернете. Мы спрашивали людей на улице, и нам охотно показывали, как проехать, в итоге, нам пришлось оставить машину на ближайшей улице, и пройти до отеля пешком. Оказалось, что своей парковки у отеля нет, это мы и не узнали заранее. А пока мы искали отель, без знания языка и правил парковки мы были наказаны на 600 НОК (х4,5 руб.) за 30 мин.
Гостиница обошлась в 1000НОК (номер на двоих) + 270НОК парковка на ночь в паркинге. Вечером погуляли по центру Осло, но были расстроены штрафом, и наверно, поэтому нам встречалось много пьяных и наркоманов. Гостиница 3*, но все очень приличное, утром позавтракав, мы отправились дальше. Кстати, первую полицейскую машину увидели утром, которая опять же разбиралась с теми же наркоманами. Так что Осло оставило двоякое впечатление, и на обратном пути мы собирались его развеять.
31 декабря выехали из Осло в Ставангер (еще 600 км), погода была отличная — светило солнце. Потрясающие виды Норвегии: мосты, тоннели в горах (от 10 м до 4 км), фьорды, снега не было- красота неописуемая. Снимали прямо из машины, поэтому фотографии обычные. До Ставангера добрались засветло, отдохнули, потом отметили наступление Нового года, погуляли по ночному городу, 2 января поехали в горы кататься на лыжах (100 км от Ставангера), предварительно посмотрев в Интернете открытые курорты. Отлично провели время, и без травм вернулись домой. Гуляли по городу, фотографировались.
А вот с обратной дорогой не повезло: метель, видимость очень плохая, много снега, с которым не справлялись уборочные машины. Машина у нас на нешипованных зимних шинах Continental Winter Viking, так называемых «липучках», они тише шипованных, но все-таки на льду ведут себя похуже. Один раз нас так закрутило, хорошо, что дорога была широкой, и не было встречных машин.
Кстати, в Норвегии обязательно нужно иметь в кабине (не в багажнике) специальные светоотражающие жилеты на случай аварии- за отсутствии- штраф. Норвежцы не посыпают дороги реагентами, они их просто чистят, но чистят довольно тщательно, хотя небольшая корочка льда или утрамбованного снега все-таки остается, зато на дороге нету «каши», которую обычно создают наши дорожные службы, посыпая дороги солью.
Так потихоньку, временами за уборочной машиной и шла наша колонна машин. В итоге осторожно добирались до Осло 12 часов (кстати, мотель в Осло на заправке стоил 600НОК), но мы поехали дальше (у нас не было уже НОК, а разменять в субботу вечером было негде), да и рассчитывали мы на ночлег в Швеции, так и случилось, остановились в отеле недалеко от границы в городке Орьянг, там у нас взяли евро (100) за номер с завтраком. Отлично отдохнули, был какой-то праздник, народ гулял в гостинице. Отель 3*, но все очень понравилось, красивое место.
На утро еле откопали машину из-под снега, она была вся покрыта коркой льда. Думаем, что рядом какой-то горнолыжный курорт, т. к. утром мы увидели недалеко горы со спусками. Кстати, дальше снега в Швеции становилось все меньше, а в Стокгольме его не стало совсем. Приехали в Стокгольм рано, оставили машину в месте посадки на паром, отправились гулять по набережным города. Т. к. в 4 часа уже темно, то пришлось любоваться ночной столицей. На набережной стояла огромная ель, высотой, наверно, в 6 этажей, подходим к ней…, а она натуральная!
Вернулись, когда посадка уже началась. Шведы, как основатели, называют Турку – Або. Без особых происшествий вернулись домой. Самые большие проблемы на границе- с нашими таможенниками (очереди на 5 часов как минимум), проверки, декларации в нескольких экземплярах и на въезд!- и все это на ветру, в мороз или дождь. У финнов специальные помещения, на все уходит 5 минут.
Незнание языка — ужасно, но объясняться в простых ситуациях можно на пальцах, а вот, если что-то серьезное… Учите язык, господа!!!
Путешествуйте и пишите отзывы, всем хорошей дороги и прекрасного отдыха. Собираемся в следующий раз поехать в Германию.
Радует расход, может на работу ездить себе матиз купить. Заправился на 500р. и катайся месяц :) А то моя малышка 14 литрами в городе не наедается :(, просит добавки. 5,8 литров — здорово.
Татьяна, классно Вы описали все! Все подробно описано как платить на дорогах, где должен лежать светоотражающий жилет, про паром… и вообще все здорово! Спасибо.
Здорово написано, а главное во всех подробностях. Спасибо Татьяна!
Антон, Вы не первый и не последний пишете про магию )))
P.S. Возникает риторический вопрос, все бывают в Европах (имеется ввиду дорожные службы и наше правительство) видят, что в Норвегии, Швеции, Финляндии дороги не посыпают реагентами и у них всё хорошо. Ну когда же наши обратят внимание на опыт Европейских коллег? Впрочем такая же история и с таможенниками… медленно и печально:(
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернутьColumbo
vogt50
admin
Belka
Антон, Вы не первый и не последний пишете про магию )))
P.S. Возникает риторический вопрос, все бывают в Европах (имеется ввиду дорожные службы и наше правительство) видят, что в Норвегии, Швеции, Финляндии дороги не посыпают реагентами и у них всё хорошо. Ну когда же наши обратят внимание на опыт Европейских коллег? Впрочем такая же история и с таможенниками… медленно и печально:(
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.