Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. Часть 11. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Погружение в Гоби или караван дядюшки Бобо. Часть 11.

Предыдущая 10 часть тут.

Часть заключительная. Путь домой.

«Я бы охотно провел всю свою жизнь
в путешествиях, будь у меня ещё
одна жизнь, чтобы провести её дома».
Эшли Бриллиант


20.06.12. Встали в пять утра, что позволило выехать за пределы Улан-Батора достаточно комфортно, без пробочных препятствий.

Фото 252. Ранним утром дороги монгольской столицы свободны
До российской границы проложено ровное четырехсоткилометровое асфальтированное шоссе, так что внедорожных неожиданностей не предвиделось.

Фото 253. Окраины Улан-Батора
Преодолели три простеньких перевала с высотами от 811 до 985 метров. Из окон машин оглядели храмовый комплекс, высящийся на крутобоком холме перед въездом во второй по величине монгольский город Дархан. Отвлекали от движения только дорожные посты, собирающие дань за проезд по всем проезжаемым нами городам. Суммы не велики в переводе на русские деньги, да жаль времени.

Фото 254. Под Улан-Батором было пасмурно
Тем не менее, к КПП Алтанбулак успели добраться ещё до обеда к половине двенадцатого дня. По звонку, организованному улан-баторскими друзьями, нас по встречной полосе, мимо длинной очереди, с ходу пропустили на пограничный и таможенный досмотр. Задержек не было и уже через сорок минут мы стояли у выездного шлагбаума – последнего препятствия перед возвращением на русскую землю.

Фото 255. Ближе к России распогодилось. Последние километры монгольский территории
В отличие от монголов российские спецслужбы действовали неповоротливо, неторопливо, медленно. Впрочем, все объяснимо – звонка из Москвы ведь не было! Так или иначе, за пределы КПП Кяхта мы в итоге выкатились лишь к пятнадцати часам. Пообедали в одном из многочисленных кафе симпатичного поселка Кяхта, органично сросшегося со светлым сосновым бором.

Фото 256. Успенская церковь в Кяхте XIX в.
В XVII-XIX веках здесь проходил так называемый «Великий Чайный Путь», крупная торговая артерия, связывавшая Азию и Европу. Чайный путь начинался в Китае, откуда монгольские перевозчики на верблюдах и яках через пустыню Гоби и Хангайские горы доставляли чай в Угру (нынешний Улан-Батор), комплектовали караваны и затем отправляли на русскую границу. В Кяхте, тогда всемирно известном торговом центре, городе «купцов-миллионщиков», чай переупаковывали в деревянные ящики, обшивали коровьими шкурами и уже лошадьми, на подводах переправляли через Иркутск и Красноярск на Ирбитскую торговую ярмарку. После столь длительного пути чай попадал в Москву, откуда добирался до Санкт-Петербурга и стран Европы.

Фото 257. Воскресенская церковь в Кяхте XIX в.
Молчаливыми свидетелями тех благодатных для Кяхты времен остаются старые церкви, которых в пору расцвета насчитывалось целых семь, что совсем немало для небольшого сибирского поселка. Знаменательно и логично, что наше возвращение из глубин гобийской пустыни к российской столице во многом совпало с маршрутами чайных караванов.
За оставшееся дневное время проехали весь Кяхтинский тракт вдоль невысокого, но отчаянно зеленого хребта Чувочий.
Фото 258. Гусиноозерская ГРЭС
Мимо городка Новоселенгинска, где отбывали сроки декабристы и заложили до сих пор действующую церковь, по новому ажурному металлическому мосту через реку Селенгу (совсем недавно возведенному взамен старого деревянного), мимо Гусиноозерска с высокими трубами озерной ГРЭС, мимо Иволгинска, где расположен главный буддийский храм России. Так и добрались до пригородов бурятской столицы, Улан-Удэ. Расположились на ночлег в придорожной гостинице, проехав за сегодняшний день 653 километра. Умотались настолько крепко, что даже шум двигателей садящихся и взлетающих самолетов с расположенного неподалёку аэропорта не смог помешать нашему отдыху.

Фото 259. Самолеты взлетали и садились рядом с гостиницей
21.06.12. Наступившее утро оказалось пасмурным, серым, безликим. Периодически принимался накрапывать мелкий, по-осеннему холодный дождь. Теперь режим движения был простым – проехать как можно больше, максимально приближаясь к родным пенатам. Оценить красоты дороги, крутой дугой огибающей забайкальский хребет Хамар-Дабан, не получилось. Ближе к устью реки Селенги на шоссе проводились масштабные ремонтные работы.

Фото 260. Дорожные работы на трассе Чита-Иркутск
Да и сам батюшка Байкал, к полному разочарованию фотографов, был прикрыт низкими облаками, никаких пейзажных видов, никакой перспективы. На берег «священного» озера мы, все-таки, выкатились, ноги-руки в сибирском море намочили. Те, кто впервые оказался у Байкала, по традиции даже окунулись в бодрящую прозрачную воду, а вот запланированную дневку по причине плохой погоды делать не стали.

Фото 261. На берегу Байкала
В окрестностях поселка Танхой прикупили знаменитого байкальского омуля и совместили дегустацию с обедом. Омуль пошел на ура, особенно горячего копчения.

Фото 262. Железка бежит по самому берегу озера
Вслед за трассой М-55 Иркутск – Чита обогнули самое глубокое на планете озеро с юга, со смотровой площадки в Култуке бросили прощальный взгляд на Байкал, перевалили отроги Приморского хребта и в Иркутске расстались с экипажем «Discovery», остававшемся на местном сервисе проходить плановое гарантийное ТО да заниматься сменой пострадавших в Монголии колес.

Фото 263. Южный берег Байкала
Сразу за поселком Тельма с красивым небесно-голубым храмом, где-то на просторах обширного и ровного Ленско-Ангарского плато попали под сильный проливной дождь, не прекращавшийся в течение часа.

Фото 264. Храм Казанской Иконы Божией Матери в селе Тельма
Ближе к вечеру проехали родину поэта Евгения Евтушенко — городок с морозным сибирским названием Зима и остановились переночевать в чистеньком частном деревянном подворье в поселке Куйтун.

Фото 265. Вечером после дождя
Дневной перегон составил 736 километров. На ужин приговорили оставшихся копченых омулей.
22.06.12. Почти весь день двигались по территории Красноярского края, при этом пересекли порядка десяти железнодорожных переездов.

Фото 266. Весь день пересекались с железной дорогой
Один из них, повстречавшийся нам на участке трассы после города Тулун был закрыт на ремонт. Пришлось объезжать его по проселочной дороге до тоннеля под железнодорожной насыпью километра три в одну сторону. Пыль, стоявшая столбом от грузовых фур и других автомобилей, качественно припорошила наши машины, заменив многодневную пыль монгольскую, смытую накануне ливнем.

Фото 267. Река Уда.
Завтракали в Нижнеудинске, перекусывали на берегу Енисея рядом с Красноярском, а заночевали в гостинице города Ачинска.

Фото 268. Таёжные просторы Красноярского края

Фото 269. Красива сибирская земля
В Енисее желающие искупались, несмотря на холодную воду. День выдался солнечным, теплым 24°С.

Фото 270. Енисей
На спидометрах 877 километров пробега. Последний совместный ужин провели на капоте «Мицухи», поскольку, ввиду позднего времени, все общепитовские заведения были закрыты. Завтра барнаульцы должны будут повернуть на юг, к Алтаю, а москвичи продолжать дальнейшее движение на запад. Поэтому обсуждение итогов путешествия и обмен впечатлениями затянулись далеко за полночь.
23.06.12. Собирались выехать как можно раньше, но, удивительное дело, задержал Jeep Wrangler самый надежный в наших путешествиях автомобиль – осыпалась и коротнула АКБ. Видимо, вышел срок эксплуатации, да и монгольская тряска, судя по всему, поспособствовала. Пришлось ждать открытия магазинов, чтобы приобрести соответствующий новый аккумулятор. В итоге вместо семи утра выдвинулись из Ачинска лишь около десяти.

Фото 271. Утро в Ачинске
Столицу Кузбасса город Кемерово достигли среди дня, а в 14-30 на выезде, у развилки произошла грустная и трогательная сцена прощания. После расставания к Новосибирску катили всего лишь две московские машины, оставшиеся в меньшинстве из всего разноликого монгольского каравана. Кончились шутки, смех, приколы, научно-технические и сугубо философские беседы по радиосвязи, совместные ремонты при мелких поломках, дружные застолья и обсуждения увиденного.
День был жарким, солнечным, температура поднималась до 28°С. Незаметно проскочили Новосибирск по новой объездной дороге и остановились на ночлег около одиннадцати вечера в районе Барабинска.

Фото 272. Вечер в Новосибирской области
За день проехали 905 километров. Прежде чем заснуть, созвонились с барнаульцами и с удовлетворением узнали, что они благополучно добрались до дома.
24.06.12. В усеченном варианте команды путешественников все организационные вопросы решались гораздо оперативнее – уже в семь утра два осиротевших джипа вовсю рулили в сторону Омска. На обратном пути мы решили не испытывать судьбу и попробовали уйти от загруженной «пятерочки» М-5, перевалив Уральские горы севернее, через Екатеринбург и далее на Киров.
На круговой развязке перед въездом в Омск, от стоящего на обочине поста ДПС выдвинулась патрульная машина и встала в строй участников движения прямо перед нами. Получив такое неожиданное сопровождение, мы спокойно и без остановок, имея приоритет при всех пересечениях, перемахнули Омск и встали на тюменскую трассу. Спасибо неизвестному экипажу ГИБДД, решившему с одного конца города отправиться на другой к колхозному рынку! Вспомнилась эта небольшая сценка из путевой жизни лишь потому, что почти за 13 000 тысяч километров похода и почти месяц скитаний, группа в целом и экипажи в отдельности ни одного раза не были остановлены работниками дорожной полиции, как на территории России, так и в Монголии.

Фото 273. Очередь на проезд по ремонтируемому участку трассы
Проехав по всхолмленной средне-сибирской возвышенности с кудряшками березовых рощиц, ближе к вечеру добрались до Тюмени, на объездной дороге вокруг которой столкнулись с пробками от великого количества автомобилей, пытающихся вывезти своих владельцев и их семьи к берегу озера Андреевского, по причине жаркой и сухой погоды. Потеряли при этом около часа. Не дурно! К пробочному московскому режиму движения приходится приноравливаться ещё за две тысячи верст до МКАД.
Ночевать остановились в придорожном комплексе «Ямал» в окрестностях города Камышлов. Сегодня получился большой трудовой день, проехали 1118 километров.
25.06.12. Решив ехать северным путем, мы неукоснительно придерживались этого направления. До Перми наше решение сомнений не вызывало. Катились мы бодро, заторов на дорогах не было, пологие холмы здорово разбавляли однообразие движения. Долго объезжали по кольцевой Екатеринбург, но принципиальных задержек не было. Весь день моросил дождь. Немного притормозил продвижение ремонт моста над железной дорогой в районе станции Ачит, заставив двигаться в реверсивном режиме, но, видимо нам повезло, проскочили мы этот участок примерно за сорок минут. После Перми возникали разные варианты маршрута. Можно было бы уйти на Ижевск и далее, южнее к Набережным Челнам, но тогда в итоге мы все равно попадали на загруженную трассу М-7. Во избежание заторов, воспользовались советами бывалых и, все-таки, повернули на Киров.
Сразу после дорожной развязки, уводящей к Кирову, заправились горючкой и присели пообедать в кафе. Камазисты уплетавшие обед за соседним столиком в два голоса убеждали, чтобы мы одумались и не совались на эти 350 километров «дороги смерти», что там ямы величиной с фуру, потому там никто не ездит, что там вообще трудно и опасно. Слегка озадаченные и настороженные, мы постарались аккуратно продвигаться по этой «жуткой трассе». На самом деле, как обычно и бывает, реальность оказалась несколько проще шоферских баек и ужастиков. Дорога действительно убитая, провалы асфальта старой укладки действительно величиной с добрый грузовик, местами покрытие вообще содрано.

Фото 274. Вятские леса
Но, во-первых все ямы огорожены полосатой лентой и просчитываются издалека, во-вторых, мы все-таки ехали на крепких внедорожниках, в-третьих очень мало попадалось встречных и попутных автомобилей, что позволяло свободно маневрировать по всей ширине дорожного полотна. Ритм движения был очень рваный. Километров десять — пятнадцать джипы бежали с нормальной скоростью около 80 км/час, затем увлекательные виражи вокруг провалов, ям и глубоких канав с водой на протяжении трех — пяти километров и вновь скоростной пробег, затем очередные курсы повышения водительского мастерства. А вокруг красивейшие вятские глухие леса и медленно текущие реки с зеркальной водной поверхностью.

Фото 275. Река Белая Холуница, Кировская область. После Монголии — просто очаровательно!
Ночевать устроились в районе города Омутнинска в небольшой гостинице с приветливым персоналом. Преодолели 797 километров.
26.06.12. Незадолго до Кирова страшная дорога закончилась и, благополучно объехав, родину «дымковской игрушки» мы устремились в сторону Костромы. Можно было из Кирова махнуть и на Нижний Новгород, но раз решили идти северным путем, то уж будем придерживаться этого направления до конца.
Дорога до Костромы запомнилась гребенкой, мелкими неровностями и частыми заплатами ямочного ремонта. В общем, по нашим ощущениям – лучше и легче было двигаться накануне по заведомо испорченной дороге, чем сегодня трястись мелкой дрожью по якобы отремонтированному шоссе.

Фото 276. Обеденный перерыв
В Костроме ползли около часа через светофор регулирующий въезд на единственный мост, ведущий через Волгу. Спасибо местным джиперам, перегородившим для нас перекресток в самый ответственный и напряженный момент. Трасса на Ярославль ровная и качественная, ну, а уж далее, тем более, дорога понеслась гладкая и скоростная.

Фото 277. В Костромской области
Встав на Ярославское шоссе, без остановок покатились к Дмитровскому району Московской области. Промелькнул мимо древний Ростов Великий, сверкнули золотом купола церквей Переяславля-Залесского. Вот уже и бетонка. В половине одиннадцатого вечера, проехав 1059 километров (общий километраж экспедиции 13000 километров), мы завершили многодневное, захватывающее, незабываемое путешествие. А ещё через неделю добрался до Подмосквья и последний задержавшийся в пути экипаж белоснежного «Discovery».

Фото 278. Воспоминания о Монголии
Все участники монгольского каравана благополучно прибыли к родным стенам, чтобы в кругу родных и друзей с удовольствием вспоминать пережитое, делиться своими походными впечатлениями и готовиться к новым увлекательным маршрутам.

Продолжение

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

merenga25

  • 8 января 2013, 11:36
Хоть повествование в этой части идет уже об обратной дороге, но тоже читается интересно.Тем более, что «простых» дорог вы не ищите. Как по поводу технического пост-скриптума? Ждем.
+
0
+ -
avatar

Oлeg

  • 9 января 2013, 09:17
Спасибо, пишу, будет.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.