Полиглоты в Европе-2015. Прерванный периметр Беларуси / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Полиглоты в Европе-2015. Прерванный периметр Беларуси

Вместо предисловия. Что общего между Италией и Беларусью? Общего так же много, как и у мечты с реальностью. Намечался летний отпуск с поездкой до Сицилии и далее на Мальту, но сначала еврик стал расти до заоблачных цифр, приобрести по которым не рискнули, затем начальством отпуск урезался до 2-х недель и был перенесён на начало апреля — и Италия потеряла свою актуальность. Остался вполне бюджетный вариант — Беларусь. Были здесь в декабре 13-го, маршрут составили по периметру, по часовой стрелке, с посещением областных центров и прочих интересных мест, а коли останется время, то заскочить в Псков и Пушгоры.
Выезд наметили на 5 утра в субботу, 4 апреля, но рассвирипевшие вирусы скосили на несколько дней сына, а без штурмана-водителя мы не путешествуем. Болезнь отступила внезапно, в понедельник, сумки в машину и вперёд.
День 1-ый, 6 апреля. «Мне дорог в путешествии отъезд...»
Выехали в 9-10, на улице +1 градус, как всегда первая стоянка у Гагарина, неплохой кофе снял остатки сонливости. Преимущество Беларуси в том, что уже первый день или хотя бы его половина заполняется прогулками по интересовавшим нас местам. Первый город на пути — Орша, со множеством светофоров и неровным асфальтом. Свернули к вокзалу, по дороге поменяв часть денег и осчастливив автомобиль наличием в нём сразу четырёх миллионеров, мужскую половину интересовал железнодорожный музей в ремонтном цеху, но в этот день он не работал, пообедали в торговом центре — довольно вкусно, хотя и дорого.







Посетили памятник «Катюше» над рекой, женщин интересовал ассортимент льнокомбината, но здесь их постигло разочарование — изделия однообразны, не приглянулись, да и цены сродни московским. Из местного населения очереди тоже не образовывались. Выдвинулись к Могилёву, месту первой ночёвки, решили испытать, что такое агроусадьба. По пути были остановлены продавцами полосатых палок — превысили скорость, расстались с 90000 штрафа. Больше старались не нарушать. В северном пригороде Могилёва — Полыковичах вызвонили агроусадьбу, а попросту домик в деревне со средней ценой 200 тысяч на человека, отопление печное, горячая вода — как нагреется.



Расположились на двух этажах, чуть прохладно ночью, в остальном вполне уютно. Хозяйские кошка и собака были очень рады гостям. Хозяева уверили, что на следующую ночь протопят помощнее, и мы остались ещё на одну, к тому же на Могилёв был отведён целый день.

День 2-ой, 7 апреля. «Стучимся мы в двери, а двери надёжно закрыты.»
Позавтракали тем, что осталось из прихваченного с собой, по совету хозяйки съездили рядом на криницу — пара церквей на берегу Днепра и родник, откуда все берут воду, место красивое, не более.



Через весь город отправились на юго-западную окраину — Буйничи. Асфальтовое покрытие кошмарное, ямы, выбоины, поперечные трещины, которые не объехать. Буйничское поле, где в течение 2-х недель задерживали врага на подступах к городу, мемориал с двумя танками и несколькими орудиями.



Напротив зоосад с парой десятков животных — все с грустными глазами и разной степенью подвижности.





Паровоз, типа сафари, не работал по техническим причинам, пришлось зубров наблюдать в бинокль. Осталось впечатление половинчатости: паровоз есть, но не ходит, кафе есть, но не работает, муфлон на фото с рогами, а тут без, туалет за 1200, а сдачи нет, в соседней этнодеревне корчма работает без перерыва и выходных (так написано), но понедельник и вторник — выходные. По пути в центр тормознулись у парка аттракционов — есть кафе, работает с 12-ти, на часах 12-10, девушка сообщила, что начнёт работу через полчаса.




Отправились в центр, на пешеходную Советскую улицу, там хорошо перекусили в кафе «Модерн», ул. Советская, 15. Девчата обслуживают быстро и вежливо, вышло вкусно и недорого. На Советской площади, напротив Ставки Николая 11 ратуша со смотровой площадкой, хотели залезть — выходной.






Звездочёт на площади звёзд на месте, но выломаны несколько символов на окружающих стульях. «Московский дворик» не произвёл впечатления — пара горок с символикой Кремля, на тульский даже не пошли смотреть, ограничились пирожными в кондитерской и магнитами. Симпатичная скульптура дамы с собачкой у театра и станционного смотрителя на вокзале.




Впереди ещё полдня — поехали на север — Шклов, Копысь, Александрия — места начала пути президента Беларуси. Небольшой чистый городок Шклов запомнился аллеей Героев и памятником огурцу, мы случайно набрели на фирменный кондитерский магазин фабрики «Спартак», отоварились шоколадом и конфетами, по вкусу не лучше российских производителей.




В школу-музей на родине Лукашенко, где он учился, нас не пустили, мотивируя тем, что нет директора, посему заглянуть в детство президента не удалось. Копысь ничем не выделяется из подобных городских посёлков, ничем не запомнился, только дороги тут лучше. Программа на сегодня исчерпана, вернулись в усадьбу, вечер закончился поеданием хозяйских драников — сытно, горячо, вкусно.

День 3-й, 8 апреля. «В БАБРУЙСК, ЖЫВОТНАЕ!»



Маршрут этого дня предполагал визит в Гомель через Бобруйск. Поскольку дорога от Могилёва до Гомеля и до Бобруйска двухполоска, проходящая по сёлам и деревням, объезд не сулил больших потерь времени. На прощание поболтали с гостеприимными хозяевами, узнали некоторые подробности местной жизни, и покатили на юго-запад. Окраины Бобруйска встретили нас деревянными одноэтажками и раздолбанным асфальтом. Создалось впечатление, что попали в огромную деревню, боковые улицы в которой сплошь земляные. Чуть лучше в центре, где обнаружились атрибуты города — многоэтажки и пара троллейбусных линий. Крепость давно развалилась, оставив фрагменты башен и казарм, на образовавшемся пустыре приземлилась летающая тарелка ледового дворца, хобби президента, обходящееся народу недёшево, а старания одного Лукашенко пока не привели беларусов в хоккее на пьедестал.



В биатлоне успехи весомее, так может лучше его развивать? Всё же дешевле… Наше внимание привлекли городские скульптуры — пара бобров и Шура Балаганов с цитатой из «Золотого телёнка» с упоминанием города Бобруйска.







БОльшим похвастать город-деревня не может, больше 2-х часов тут делать нечего. Такой же негатив вызвала и дорога до Жлобина — идёт строительство автобана и перебор знаков «40-50-70» в сочетании с кочками, ямами и объездами сильно напрягает. Внезапно, перед самым Жлобином дорога превращается в шикарный автобан со знаками 100-120 и так до самого Гомеля. Куда-то затерялись записи с агроусадьбами вокруг Гомеля, поэтому вызвонили гостиницы, где нашли шикарный трёхкомнатный номер в отеле «Гомель» у вокзала за те же 200 тыс. с человека. Рядом хорошая кулинария, где выбор огромен и вкус бесподобен, поэтому от завтраков за 80000 отказались.







В программе — областной музей военной славы с техникой и музеем криминалистики (на любителя), городской парк Луначарского с огромным Лениным и не менее величественным первопроходцем (или первоприплывцем на лодке) и рысью в лодке, который, плывя по реке Сож, наткнулся на мель, выругался, как мог: «Го… мель!», откуда и пошло название города. В оставшееся до темноты время изучали городскую скульптуру города, вечером тортик из кулинарии скрасил негатив утреннего Бобруйска.








День 4-й, 9 апреля.
Впервые чистое небо без облаков, солнце вовсю светит, должно потеплеть.



Постепенно проснулся весь лагерь, кофе с остатками торта взбодрил. Взяли направление на восток — в 50 километрах от Гомеля есть анклав России с двумя бывшими деревнями Медвежье и Саньково. Население покинуло эти места, дома развалились, но территория по-прежнему числится российской. Двухполоска на Брянск проходит через сёла-города, средней загруженности и разбитости. Километра через три после поворота с шоссе на анклав упираемся в знак с радиацией и запретом дальнейшего проезда.



С той стороны ехал беларус в фургончике, тормознули, поговорили, он не ведает об анклаве, но сообщил, что дальше воинская часть и они не пропускают посторонних. Да и радиация там летает и пристаёт к путешественникам. Народ в машине зароптал, требуя разворачивать оглобли, поэтому, повинуясь грубому нажиму, так и не увидев куска Родины, развернулись. Женская часть запросилась в фирменный магазин хлопковых изделий, дабы пополнить свои гардеробы кучей лишних неносимых вещей, туда и направились, по пути заглянув в парк Луначарского, где вчера не нашли усадьбу Паскевичей — Румянцевых с белками в парке.




Немноголюдно, белки почти ручные, подбегают к людям, носиками касаются пальцев, выпрашивая съестное. Мы ничего не прихватили для них, поэтому всю прогулку нас не покидало чувство неловкости, это как придти в гости с пустыми руками.





Посетили и хлопковый магазин с тряпками и кондитерский с конфетами, остаток дня ушёл на поиски недостававших городских скульптур, довольно увлекательное занятие, сродни поискам гномиков во Вроцлаве. Весь завтрашний день планировали отдать дороге до Бреста с городами и сёлами вдоль неё.
День 5-й, 10 апреля. «Я себя под Лениным чищу...»
Покинули гостеприимную гостиницу около 8 утра, чтобы засветло докатить до Бреста, попутно отметившись в некоторых точках маршрута. Первая остановка у кафе «Максим», не доезжая Речицы, цель — завтрак. Принесённое минут через 15 в горшочках блюдо под названием «Мочавка», или близкое к нему (воспринимали на слух от быстроговорящей девушки, переспрашивать не стали, дабы не показаться невеждами — ну кто ж не знает мочавку!). Всё это в горшочке было горячо и вкусно, включало в себя колбаски, мясо и драники под грибным соусом. Капучино был одним из лучших на территории Беларуси. Не придали значения не включавшейся задней передаче, просто вручную толкнули назад машину. Следующая остановка город Мозырь, привлекший трамваями и возможностью размять ноги.





Трамваи ходят только утром и вечером, удалось наблюдать только пару ремонтных трамваев. Город оставил светлое впечатление, солнечная погода, хорошие дороги, рядом Припять, жаль, что не работал пивзавод — не удалось продегустировать квас и медовуху. Вид с Кургана Славы на город неважный, обзору мешают деревья.




Далее по пути населённый пункт под именем «Ленин», заглянули посмотреть на истинных ленинцев, где не оказалось памятника вождю пролетариата, зато есть монумент девушке-женщине, что символизирует выяснять не стали. Прямо за речкой село Ново-Ленино, тоже ничем не примечательно. К невтыкавшейся задней присоединилась и 5-я передача, тоже переставшая работать, что явилось серьёзным симптомом в работе автомобиля. Дорога М-10 двухполосная, то с хорошим покрытием, то с отвратительным, в среднем на троечку. Обедать решили в Пинске, ещё не подозревая, что зависнем тут на сутки. Из коробки передач стал доноситься скрежет и после обеда решено было подогнать машину к сервису, выяснить, что за неполадки. Хозяйка стоянки не взяла с нас денег за часовой отстой на обед, узнав о наших проблемах с машиной, созвонилась с автосервисом и направила нас туда. Подтвердились худшие опасения — либо менять коробку передач, либо спиливать пятую передачу и дальше ездить на четырёх. Праздник Пасхи сулил мужикам автосервиса выходной, но они обещали нам помочь и за субботу исправить поломку. Периодически звонили и оповещали, как продвигается работа. Помогли и с ночлегом — заселили всех в малолюдное общежитие за 220 тыс. за всех. Удобства на этаже, горячая вода не из всех кранов, постель жёсткая, подходит страдающим болезнями опорно-двигательной системы, выспаться на ней нереально, одеяла куцие, но одну ночь можно перетерпеть.



На сутки мы стали пешеходами, познакомились с городским транспортом и людьми в нём (стали ближе к народу), чуть ли не каждый в автобусе предлагал помощь, видя водящего пальцем по карте Пинска человека. Короткая пешеходная улица Ленина, с малоэтажными домами, отданными под кафе, магазины и банки, облагороженная набережная Пины, место вечернего променада жителей, где можно воочию наблюдать уникальное явление — слияние 2-х рек, Пины и Припяти, а через метров 200 их разъединение. При этом течение настолько вялое, что отследить, чья вода куда течёт, нереально.




Тёплая погода до +19 при отсутствии ветра немного скрасили неприятности дня.
День 6-й, 11 апреля. «Давайте делать паузы в пути...»



Утренние вести с поля брани, т. е. ремонта, внушали мало оптимизма, привозимые детали не подходили, пазл не складывался, лишь около половины третьего дня пришла радостная весть — деталь подходит, нужно несколько часов на установку. Утро прошло в прогулках по городу пешком в поисках работающего банка для обмена российских рублей на иностранные. Погода тёплая, +17, солнце, зацвели яблони, распустились листья у крыжовников-смородин, аисты деловито расселись по гнёздам. Площадь Ленина не слишком гармонирует своим масштабом с окружающей архитектурой, можно было сделать и поскромнее, но без монумента вождю не обошлось. Тут же нашёлся музей полесья, времени вагон, народу никого, 16000 с человека, полчаса хватило, экспонаты с эпохи мамонтов до партизан последней войны, много места отведено льняному производству.




Вот где пригодилась бы разбросанная по городу мелкая архитектура, что в избытке в Гомеле, времени полно, чтобы всё отыскать. Пообедали в пустом ресторане, предварительно купив у старушки пучок лука и поболтав о жизни несколько минут, насытились витаминами этого года произрастания. Ровно в 7 вечера, как и договаривались, машину подогнали к месту нашего лежания в общежитии, отремонтированную и готовую к дальнейшим путешествиям. Поблагодарили ребят за работу, собрали вещи, надеясь добраться до Кобрина, где переночевать в более благодатных условиях. Средства, отданные за ремонт, вычеркнули из путешествия 4-5 дней, поэтому программа была на ходу скорректирована, вычеркнут Брест, курс на Гродно, а там видно будет.



В Кобрине гостиница «Беларусь» встретили нас тишиной, нарушаемой лишь группой байкеров под окнами, мы оказались единственными во всей гостинице, номера удобные, кровати мягкие, душ с горячей водой — то, что надо, чтобы отдохнуть от нервотрёпки предыдущих суток.
День 7-й, 12 апреля. Пасха.
Ресторан в гостинице не работал из-за отсутствия посетителей (мы не в счёт), нашли рядом открытую в 8 утра кондитерскую, взяли маленький свежайший кулич, пирожные, кофе порошковый (не ахти), настроили навигатор на Гродно и покатили.



Светлое пятно — дорога М-1 от Кобрина до Пружаны высокого качества, как и участок Жлобин — Гомель, очевидно, эти две дороги в Беларуси могут называться прекрасными, все остальные, которыми мы ехали, вызывали разной степени нарекания. Не совсем адекватный навигатор после города Пружаны водил нас несколько километров гравийно-песчанными дорогами, завозя во все окрестные деревни, тряся на всех ямах и ухабах, после чего проснувшаяся совесть этого прибора вывела на гладкую пустую дорогу.



Похолодало градусов на 10, местами капал дождь, противный ветер не способствовали прогулкам по городу, к тому же простуда одного из нас не давали возможности дальних пеших прогулок. Удалось лишь зайти в кафе на пешеходной улице Гродно, выпить чаю и кофе, чуть согреться и двигать в сторону дома.



Города практически не видели, так что будем возвращаться сюда в следующий раз. По дороге тормознули в городе Лида затовариться местным квасом и пивом, забили все пустоты в багажнике — квас великолепен, пиво так себе, кваса два вида — хлебный и тёмный, в фирменном магазине он на 2000 дешевле, чем в магазинах. К 9 вечера добрались до Витебска, где решили заночевать, созвонившись с одной усадьбой. Пара комнат с удобными кроватями, тепло, хотя вечером горячей воды не дождались, она нагрелась только к утру, на ночь квас-пиво и спать.
День 8-й, 13 апреля. «Всегда с трудом даётся возвращенье...»
Финансов осталось на пару раз поесть и столько же заправиться, здоровье больного не улучшилось, завтракать пошли в Макдональдс по настоянию большинства, хоть кофе там приличный. Естественно, Витебск мы тоже не видели, будет возможность — вернёмся. Дабы не возвращаться, как Наполеон, смоленской дорогой, возвращение наметили через Новую Ригу, которую нахваливают после ремонта полотна. На границе нас тормознули, проверили документы, дорога через деревни, не разогнаться. Проехали по городу Невель с полным отсутствием дорог, одни направления в ямах, затем такая же убогая дорога Р-51 Невель — Великие Луки, которая с трудом дотягивает до оценки «три» по десятибальной шкале. После посёлка Кунья Новая Рига порадовала гладким асфальтом и почти отсутствующим трафиком. Кошмар начинается от поворота на Румянцево и длится километров 30 до поворота на Звенигород — ремонт, плохое покрытие, стыки, бьющие по подвеске. Оценка с твёрдой «девятки» падает до двойки, возникающие тут и там пробки довершают неприглядную картину. Несколько лет ковыряют трассу в разных местах, есть ощущение, что ремонт никогда не закончится.
Вместо послесловия. Осталось ощущение незаконченности пути, по объективным причинам не выполнили всё намеченное, помешали болезни людей и машин, зато увидели непарадную, окраинную Беларусь, пообщались с людьми, открыли что-то новое для себя. Народ добрый и работящий, президента женщины чаще хвалят, а мужики ругают. Цены выросли и стали сродни российским, дороги оставляют желать лучшего, напрягает обилие дворцов зимнего спорта и памятников вождям. Главное разочарование — Бобруйск, порадовала еда и квас. Ощущается недостаток пунктов общественного питания, особенно в утренние часы. Проехали три тысячи, 200 километров, собираемся поехать ещё. Спасибо за внимание.

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 22 апреля 2015, 20:30
Хотели на майские доскочить до Беларуси. Теперь вряд ли поеду
+
0
+ -
avatar

Mint1991

  • 27 апреля 2015, 20:43
Почему, если не секрет?
+
0
+ -
avatar

asiat408

  • 22 апреля 2015, 23:00
Поездка-негатив, отчет-негатив, впечатления-разочарование.Нам то это за что? Стоило ли?
+
7
+ -
avatar

ВалерийСПб

  • 23 апреля 2015, 19:26
Хотя поездка, судя по всему, и не оправдала ожиданий, но отчет написан стильно и остроумно, прочел с удовольствием.
+
2
+ -
avatar

vladislava

  • 24 апреля 2015, 12:29
Да ладно, не все так плохо в Беларуси. Просто Вам ребята не повезло и с погодой и с машиной и с настроением. По моему личному мнению (при своей любви именно к нераскрученным местам) — широко разрекламированные туристические места как раз в Беларуси себя оправдывают. То есть, не хочешь непредвиденных некрасивостей — не суйся, а сунулся — сам виноват. Этот вывод сделала осенью 2014 года. Понравились Несвижский замок, дворец Пусловских, развалины усадьбы Радзивиллов — их достоинства в основном заслуга окружающих пейзажей, Музей ВОВ в Минске, просто природа и парки Минска, да и сам Минск тоже. Беловежская пуща кстати — одно из самых больших разочарований. Зачем в Гомель поехали — непонятно. Вывод для себя сделала такой — не стоит ждать многого, особенно от архитектуры и городских достопримечательностей (откуда им особенно быть здесь, особенно в районных центрах). Есть конечно отдельные места, но из-за часовни какой-нибудь ехать за триста верст — овчинка выделки не стоит.
+
3
+ -
avatar

puzzle

  • 24 апреля 2015, 12:38
Понравившееся Вам блюдо называется «мочаНка».
Лидский квас бывает ещё и «Белый».
Порадовался за штурмана — с каждым годом он становится всё мужественнее и симпатичнее)
Искренне сочувствую в связи с необходимостью досрочного возвращения, т.к. по собственному опыту знаю, сколь это горько — прерывать полёт.
Общая угрюмая атмосфера передана необычайно точно.
+
0
+ -
avatar

Mint1991

  • 27 апреля 2015, 20:46
Спасибо! (я — тот самый «штурман»)
Что же до поездки, то, наверное, в следующем году периметр Белоруссии завершим (Витебск — Полоцк — озёра на севере Белоруссии — Гродно — Брест). Если, конечно, очередной вирус не сразит кого-нибудь из нас.
+
1
+ -
avatar

bulava61

  • 24 апреля 2015, 13:36
Как нам сообщила продавщица в фирменном лидском магазине, белый квас перестали выпускать, поэтому было только два сорта. У нас подобралась такая группа, что развалины крепостей и замков мало привлекают, больше тянет в необычные места. Гомель понравился, невзирая на вокзальных бомжей и попрошаек (отель возле вокзала), как всегда повезло с едой и людьми, но вирусы оказались сильнее (даже машина заболела). Сунулись по окраинам, дабы заглянуть за фасад — трассу М-1 и столицу. Ради мочаНки и кваса поедем ещё, ведь периметр не завершён.
+
0
+ -
avatar

bulava61

  • 25 мая 2015, 10:50
Вчера неожиданно обнаружили в Подмосковье белый Лидский квас в продаже. То ли снова стали выпускать, то ли продавщица в Лиде была не в курсе.
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 25 мая 2015, 13:47
В наших магазинах я его давно не замечал. Может, к лету возобновили производство? Впрочем, на мой вкус, классический «Хлебный» — самый лучший.
З.Ы. А ещё есть «Зимний» с черносливом)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.