Полярный Трип. Зима 2018-2019. Часть1 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Полярный Трип. Зима 2018-2019. Часть1

This game has no name. Как только Татарский прочел ее, весь остальной этнографический материал перестал восприниматься его сознанием — в нем остались только эти пять мерцающих слов. (Generation П)

Идея того, что мы назвали «polartrip», зародилась давным-давно, за полярный круг нужно попасть правильно, в снега и морозы, иначе полноты картины нет. В регион, где большую часть времени господствует Её Величество Зима, нужно попасть зимой, а так… какие же мы полярники без полярной ночи.


«Ты узнаешь, что напрасно, называют север крайним, ты увидишь, он бескрайний, я тебе его дарю...»

В 2015 году я совершил увлекательнейший волонтерский трип на Камчатку, где строил «Иглу-отель», проводя по 10-12 часов на улице при весьма приличной минусовой температуре и избыточной влажности, я пришел к выводу, что и арктическое путешествие более чем возможно. Затем эта идея зависла в гипотетическом облаке, самым сложным было сломать стену традиции – «Новый год — семейный праздник», но по капле-капельке нам удалось умчаться в Ленинград встречать 2018. Всё, самая сложная «дверь» открыта, летом на тоне Тетрина была озвучена идея, а не приехать ли на «январские» поделать дела, поварить соль и вообще. В октябре позвонил Александр Борисович с предложением, от которого мы не собирались отказываться.



Вы про путешествия или про собак?

Можно было бы написать так: «Вот мы и поехали, Я, Аннике и Астич», — новый читатель скажет: «Отлично!», а вот читатель прежний задаст нам тысячу и один вопрос, поэтому я посвящу один абзац нашему мохнатому другу.
14,5 лет с нами жил Один, замечательный колли, с которым мы жили душа в душу, вместе росли, только мы из 18-летних подростков превратились во взрослых, а Один состарился и умер, собачий век короче, и с этим ничего не поделать. У Одина была яркая личная особенность – он ненавидел ездить в машине, всё самое худшее, что вы можете представить себе, происходило с ним в автомобиле, сто километров от дома до родительской дачи — это был предел нашего совместного терпения. На исходе второго года, как его не стало, у нас немного отболело и мы решили, что собаки у нас не будет. Иногда накатывало: смотрели породы, сайты, передачи, но заканчивалось это всё – а оно нам надо? В декабре, теперь уже прошлого года, появился репост объявления у нашей знакомой: «Самоед, 5 лет, ищет нового хозяина».
Никто не сможет объяснить, почему это происходит, когда вопреки логике пальцы сами начинают набирать буквы. А как он с кошками? А как он ездит в машине? И еще полсотни вопросов. Дальше была долгая и полная приключений история, но она совсем не имеет ничего общего с поездкой в Арктику, оставим лишь результат – третьей живой душой на борту Патрикеевны на постоянной основе стал Асто.



Знакомьтесь, этот барбос теперь в команде

30.12.2018 года

Подсчет выходных дней, отведенных нам под январские праздники, привел нас к не самому логичному решению: Как мы едем летом – три неспешных дня, с заездами во всякие интересности, ведь ехать по такой дороге удовольствие, да к тому же еще и не темнеет. Поэтому зимой, когда темно, скользко и страшно, мы делим километраж пополам и едем за два дня.
Области сменяют друг друга, народа особо нет, видно несколько таких же команд, движущихся на север, внедорожники и полноприводные бусики, да и мы среди них. Новый пассажир вкатался быстро, используя два основных режима «зыринг» и сон, и конечно, поскольку это самоед, который очень любит, когда холодно, во время «зыринга» подключается приложение «откройте мне окно, я буду дышать прекрасным ледяным ветром».
Невероятно склизко и грязно, и Ярославская, и Вологодская области пролиты реагентом, запасы стеклоомывающей жидкости тают с невероятной скоростью, грязь кончается только в Карелии, там просто проходят грейдером и присыпают повороты песком, с учетом наступившей тьмы это очень кстати.
В целом, получился просто плотный, насыщенный дорогой день. Все его трудности были лишь в борьбе с дорожным сном, от монотонности и равномерности. Нас дождался город Пудож, мотель «Уют», ужин в кафе, прогулка с Асто и тёмная, предновогодняя ночь.


При просмторе даже не требуется открывать даты, если дорога «черная» значит Ярославщина или Вологодчина, если белая — то заполярье


Оба Пудожских отеля, и Уют и Онего, радуют зимой доступностью и отличным сервисом, Онего на одну звезду поярче, но это не минус Уюта, а доп к Онего

31.12.2018 года

За ночь температура упала на 20 градусов вниз, и Пудожское утро нас встретило колким и весьма осязаемым морозом. У мороза, по моему мнению, есть некая осязаемая градация, от омерзительной стылости, которая сыро обволакивает от 0 и до -4, к очень комфортному «румяному» морозцу от -7 до -12, потом мороз «тренировочный», это который невелик, но стоять не велит, такой бывает до -19. Следом идет один из самых любимых «морозов», в моей градации он называется «шапка, тулупчик, валенки», до – 27, люблю его, потому что обычно при нём солнечно и ярко, и очень хорошо гулять. Именно такой нас застал и здесь, день обещал быть ясным. После Повенца рассвело, и вся красота зимней северной дороги открылась нам: деревья, укрытые пушистыми белыми покрывалами, сказочные дворы и дома деревень, с теплыми окошками и ароматом дровяной печи. Залитые солнцем и накрытые снегом до весны кипенно-белые поля болот, синее-синее небо с оранжево-розовым краем, напоминающее нам, что северный день недолог и восход лишь предвестник заката.



Трасса Р-21 Кола прекрасна, никому в голову здесь, на севере, где снега действительно много, не приходит использовать какие-либо реагенты, дорогу просто чистят, мороз подсушивает то, с чем не справляется техника и едешь ты или по плотно укатанному «беляку», или по асфальту, омыватель больше и не нужен, очень чисто, очень красиво.
Темнота подкрадывается неумолимо и неотвратимо, нашим прежним критерием «черной» ночи были ночи южные, казалось: снег, да такой чистый, он же отражает свет… Ничего он не отражает, это черная дыра, создается ощущение, что темнота съедает свет фар. Уже на дороге из Кандалакши в Умбу я провел эксперимент, встал в карман для отдыха заглушил двигатель и выключил свет фар. Слышали про депривационную камеру? Там в водичке 36.6 и без света и звука? Здесь, то же самое, но без водички.
Недаром соседи финны очень жестко контролируют скорость в 90, ехать по плотному снегу комфортно даже на заднем приводе 2,5-тонной машины, а вот выскочившую в свет фар косулю я успел даже рассмотреть. В целом, я для себя однозначно определился, что чистые стекла и фары гораздо важнее мнимого сцепления с дорогой, пролитой реагентами.
Еще, хотел отметить, что за время поездки в этой тьме я стал абсолютным ненавистником самостоятельно и криво установленного ксенона, какая разница выключил ли встречный водитель свой дальний, если его ближний жжет мне сетчатку, словно сварочная дуга.



Посвящение в полярники нового члена экипажа


Как же хочется посидеть, поглазеть на этих обочинах в могущество зимнего леса. но нельзя, светлое время ускользает как песок сквозь пальцы

Долгожданная встреча со старыми друзьями, новогоднее застолье – настоящее северное пиршество, рыба, оленина, крабы, грибы, драгоценные соленья с заполярного огорода, мы тоже постарались не остаться в долгу, свежая хурма из Узбекистана, гранаты из Азербайджана, ананас с Кубы – всё, что здесь небывалая редкость. Наш стол собрал все драгоценности севера и юга бывшего СССР. А за окном плотная, тугая метель.


Поселок Умба, малая Пирья губа, встреча тёплой морской и холодной пресной воды. Пирья в переводе с саамского — малая, поэтому присутствует некий каламбур. А еще есть большая Пирья губа)))

Встреча воды разной температуры и солёности на морозе создаёт космические картины



1.01.2019
8 утра, бегом-бегом, у Александра Борисовича всегда так, словно болид носится по дому, увлекая за собой всех остальных. А как же иначе, если возможность проехать в необходимую географическую точку находится в прямой зависимости от приливов и отливов. Сама по себе фраза «успеть по малой воде» является пружиной механизма сборов.

С самого начала мы знали, что дорогу на тоню надо будет «пробивать», метель внесла свои существенные коррективы и «пробивать» дорогу пришлось, начиная с Умбы. Первое января, раннее утро, все отгуляли ночь и спят, небольшой город на севере абсолютно пуст, два внедорожника набивают колею по плотно укутанным снегом улицам, вдоль моря, уходя на восток.
Раскидывая бампером УАЗа снежный пухляк, забираемся в лес и к морю, я помню слова Комаровых – в лесу снега мало, самое сложное поле. Вот оно, в голове восклицательный знак «надо встать и осмотреться», инстинкт орёт «встанешь — не тронешься». Газ в пол, Патрикеевна взревела, заскребла всеми четырьмя колесами и рванула сквозь снежное море к морю Белому.


Самой большой ошибкой в этой ситуации будет испугаться и остановиться, страх прочь и вперед!

Опоздали. Вода уже слишком близко, берега первого ручья обросли высокими торосами, пробиваться можно, а вот застревать не стоит. Не пройдет и получаса, как ледяная соленая вода будет здесь. Ломимся какими-то козьими тропами объезжаем первый ручей, скачем по береговым торосам, бродим второй, намечаем траекторию, стеклянным хрустом проламываем лёд и берем ручей, одна машина, потом вторая. Поменялись местами, теперь Комаровы бьют колею, я «отдыхаю» и на лесной каменистой горке меня скидывает с колеи, мы почти долетаем «отдыхать» в дерево. Ночь, лес, подъём, Патрикеевна улетевшая с колеи…. Но мы поборемся. Такс… вперед она не едет, аккуратненько, сползаю вниз, в темноту, шестым чувством нащупывая колею, еще ниже, ещё. Всё, вперед и вверх!


Брожение ручьёв в условиях крайнего севера это… бррррр

Если мне не изменяет память, то этот в итоге не взяли, Патрикеевна с хрустом ушла глубоко, а противоположный берег встал ледяной стеной, выбрались и пошли в объезд

Горячий чай, потрескивание поленьев в печи, шум моря, пена, обледеневшие водоросли, запах печного дыма. Уют. Световой день короток, работаем споро, закладываем снегом старый ледник, отдыхаем, укладывая дренажные камни в новый, а в это время уже разгорается огонь в солеварне и начинается священнодействие. Астич проявил недюжинные охотничьи способности и всё светлое время сокращал популяцию леммингов, нагулялся за день так, что спал беспробудно, по-богатырски.


Распределение дел, планов и обязанностей

Маленькая тёплая точка в царстве снега и холода — наш домик на тоне









Это серия вытянутых по свету фотографий, но я попросил Аннике оставить для наглядности и «живые» не подтянутые кадры





Уважаемому читателю сложно было бы всё время вглядываться в сумеречные силуэты, но для наглядности и погружения очень необходимы факты))

Посидели с Димкой у ревущего очага с соляным раствором, мы с Аннике пошли спать, мне его менять в три ночи, процесс солеварения требует постоянного контроля и снабжения дровами. В условиях полярной ночи сложно понять, чья же вахта собачья, по времени вроде как моя, по сложности и ответственности – Александра Борисовича, он меня сменил уже в процессе кристаллообразования, и нужно постоянно мешать, чтобы соль не «пригорела», а самая долгая – Димкина.
Моя смена. Ничего сильно сложного нет, подбрасывай в топку дрова, да наблюдай, как выкипает Белое море в црене. Заснуть трудно, очень холодно, рядом со мной огромная печь, даже не верится, что в четырёх стенах с печью может быть холоднее, чем на улице. Всё дело в паре, его очень много и он очень быстро остывает, на самом деле в помещении теплее, но оно наполнено ледяным паром. Жонглирую поленьями, приседаю, бегаю погреться на улицу, и к концу смены получаю награду: вода становится кашей, начинает выпадать соль, древнейшее сокровище Белого моря.




Подварки в работе

Сейчас трудно поверить, что когда-то соль стоила очень дорого, но перелистнув страницы истории назад, мы увидим, что Астрахань — это ханство, а Ермак еще не дошел до Перми и не нашел Соликамское месторождение. Мы мысленно перенесёмся в то время, когда охотник накопил дичь, фермер забил скотину, а рыбак поймал рыбу. Городам нужны их товары, и товары эти нужно сохранить и довезти, морем, рекой, санной дорогой, и в мороз, и в дождливую оттепель. Отсутствие соли приводило к соляным бунтам, она была нужна и дорога, и единственной чистой солью высочайшего качества как раз и была соль беломорская – поморская. Соль-морянка или, говоря современно – соль поваренная.


Золото белого моря

Дни праздничные, но не праздные пролетали в заботах и заботках, но у нас ещё не кончился порох, и дела повели нас еще дальше на север.





Продолжать эту историю

Комментарии (9)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

Чарли

  • 22 апреля 2019, 12:40
Не знаю, то ли я «спровоцировал» выложить этот топик, то ли он и так появился бы в это время без моей «помощи», но рассказ обалденный, диковинный. Иной раз кажется, что больше художественный, с таким этнографическим оттенком – а я, в принципе, такой и ожидал, поэтому в голове тот анонс и отложился.
«откройте мне окно, я буду дышать прекрасным ледяным ветром»

Долго так не продержишься, наверное, — так и всю машину выстудит.

Следом идет один из самых любимых «морозов», в моей градации он называется «шапка, тулупчик, валенки», до – 27, люблю его, потому что обычно при нём солнечно и ярко, и очень хорошо гулять.

Скоро мы в наших широтах за нормальной зимой в Мурманск ездить будем, хотя и там ведь климат меняется. Аж мне зимой на север захотелось, тем более, каких-никаких дней на отпуск именно зимой выкроить можно, но больше — из-за северного сияния. Только ведь жалко, если выберешься впустую и ничего не увидишь, вроде как наилучшее время для этого – осень и весна.

Горячий чай, потрескивание поленьев в печи, шум моря, пена, обледеневшие водоросли, запах печного дыма. Уют.

Определенно, такая поездка должна была состояться именно зимой.

Уважаемому читателю сложно было бы всё время вглядываться в сумеречные силуэты, но для наглядности и погружения очень необходимы факты))

И те фотографии, и эти очень хорошо друг друга дополняют. Вообще, я больше за натуральные — никак не обработанные, они меньше обманывают. Но если учесть, что я – «валенок» — только недавно научился выравнивать горизонт (а фотки так вообще подбирал не по смыслу, а те, где этот «несчастный» горизонт меньше завален), то вряд ли мое мнение настолько авторитетное, чтобы к нему прислушиваться. Хотя, я, наверное, и потому за натуральные, что профан в этом деле.

Еще хотел спросить: резина у вас шипованная была или нет?

+
1
+ -
avatar

Сергеевич

  • 22 апреля 2019, 13:07
Спасибо… вы подтолкнули проект, мне было, конечно, очень важно выложить этот проект до осуществления следующей задумки, но, к сожалению, каждая наша поездка, это серьёзная встряска для нашего бюджета, а это значит, что между ними нужно очень много работать, чтобы на них заработать, поэтому написать и снять — это одно, а вот отредактировать, отобрать материал и выложить, это совершенно другое время.
Резина зимняя, шипованная, корейская Roadstone, довольно бюджетная. Заслуживает отдельной похвалы, я ожидал от резины за 7 тысяч гораздо менее уверенного поведения на отнастованной дороге, но проявила она себя более чем достойно, на заднеприводной, тяжелой, мостовой машине прекрасно контролировалась дорога и тяга, никаких попыток скользить или елозить, очень уверенное движение, я доволен.
+
1
+ -
avatar

Сергеевич

  • 22 апреля 2019, 13:17
Скоро мы в наших широтах за нормальной зимой в Мурманск ездить будем, хотя и там ведь климат меняется.
— Мурманск, кстати, балует тёплой зимой, в Баренцевом море всегда +4 из-за гольфстрима, и зимой море как обогреватель, В Умбе до февраля тоже довольно тепло, пока Белое не замерзло, оно греет, а вот подальше от моря, в тундре. совсем другой коленкор… но об этом в следующей серии.

Тем более, каких-никаких дней на отпуск именно зимой выкроить можно, но больше — из-за северного сияния. Только ведь жалко, если выберешься впустую и ничего не увидишь, вроде как наилучшее время для этого – осень и весна.
Полярное сияние явление геомагнитное и с временем года не связанное, зимой отличное время для сияния, почти всё время темно. не пропустишь))) Но нам не повезло, за 8 дней ни одного магнитного скачка, магнитный штиль
+
0
+ -
avatar

Чарли

  • 23 апреля 2019, 21:59
не пропустишь))) Но нам не повезло

Противоречиво как-то :)) Я про что и говорю: даже самая короткая поездка не выйдет бюджетной, а «пролететь» с этим чудом можно на раз-два.
Но еще раз повторю: мне ваш рассказ очень понравился, и та глава, которая идет вслед этой.
+
2
+ -
avatar

Miquel

  • 26 апреля 2019, 16:34
Какой яркий отчёт! Пёс — просто индекс путешествия! Антон, спасибо! Всё очень увлекательно и маняще! Вы молодцы! Читаю дальше.
+
2
+ -
avatar

Сергеевич

  • 26 апреля 2019, 16:49
Спасибо, пес тоже передаёт спасибо!!!
+
1
+ -
avatar

Miquel

  • 26 апреля 2019, 17:00
Спасибо, пес тоже передаёт спасибо!!!


Они такие! Им можно доверять!
+
0
+ -
avatar

Менеджер

  • 28 апреля 2019, 22:19

А чё? Круто!!!
+
1
+ -
avatar

Planibel

  • 29 апреля 2019, 16:06
Это что-то нереальное и страшно красивое! А вы просто герои — такое приключение! Примеряя на себя, признаюсь — не смогла бы решиться на такое путешествие!
Собаке — отдельный комплимент, она потрясающая!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.