Полярный трип. Зима 2018-2019. Часть2 / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Полярный трип. Зима 2018-2019. Часть2

Наверное хорошо, что я дождался весны и публикую этот отчет глядя на зелень за окном, совершенно иное восприятие...

Часть1 здесь

04.01.2019г


Суровые заполярные заправки: до отсечки — не получится, на 1000 рублей тоже… как в рекламе «сколько вешать в граммах!?»

В Ревде, недалеко от въезда, стоит стела с самолетом Хаукер Харрикейн, который обнаружил, вытащил и отреставрировал Александр Борисович Комаров. На досуге он рассказал, как сложно было доказать в позднем Советском Союзе, что самолет, купленный у Британии на деньги советских рабочих, и на котором воевал и погиб советский лётчик, имеет право быть восстановленным, несмотря на британское происхождение. Там же находится музей, который основал Комаров и Карнасуртский ГОК, на котором он работал. Там же есть мастера, делающие нарты и сани, за которыми мы, собственно, и поехали.


Вообще нельзя снимать ГОК, но в этом что-то есть очень необычное и волшебное
Самое, пожалуй, знаменательное в этом дне, это была гостиница «Надежда», в которой нам довелось остановиться. Небольшая комнатушка на две короткие кроватки с полкой и телевизором а-ля «Юность 406», свисающие клочьями обои, разнокалиберные цементные пятна, ржавые подтёки, мебель вся аляповато-разнокалиберная. Девушка администратор, заботливо выдала нам ключ и ушла домой. Вся прелесть состояла в том, что больше никого в гостинице не было вообще, мы устроили пир в общей кухне. Носились по коридорам с Астичем и играли в прятки, пытались не думать о фильмах ужасов, и вообще проводили время весело, ибо находясь в такой обстановке, её необходимо немедленно разрядить.


Непередаваемое ощущение, когда устройство ГОКа тебе объясняет мало того, что инженер этого ГОКа, так еще и основатель музея в котором мы находимся, собственно Александр Борисович Комаров


Вечер в абсолютно пустой гостинице, прекрасный повод экспроприировать кухню

05.01.2019

Когда я рассказывал в Москве про Лапландию, на меня смотрели с недоумением: это не сказка про Кая и Герду? Что за Лапландия? Она существует?
Она существует, это очень обширная территория, на которой проживают её местные жители – Лопари или иначе Саамы. Расположена она в тундровой части сразу нескольких стран – России, Финляндии, Норвегии и Швеции. Условной столицей Лапландии на территории РФ считается поселок Ловозеро, очень старое, изначально саамское поселение. В «нашей» Лапландии население очень смешанное, так как на севере тоже происходит, пусть и не заметное для нашей культуры, переселение народов. Несколько веков назад лопарей Белого и Баренцева моря сильно потеснили пришедшие коми и ненцы (самоять или самоеды). Культуры взаимно ассимилировались, и непосредственно саамов у нас живет очень не много, гораздо больше их в соседних частях Лапландии. Так или иначе, все эти культуры связаны с оленями, их разведением или охотой на них. Поэтому первым делом мы пополнили наши запасы олениной, а уже потом отправились на поиски стойбища.







Как видите, Ловозеро, очень активно объясняет что это лопарская столица


Приглядитесь и вы поймете, да это маршрутное такси номер 1, а вы что хотели, газельку?

Не с первого раза, но удача нам улыбнулась, благодаря Александру Борисовичу и его знакомым мы добрались до небольшой семьи оленей, нам разрешили поснимать и погладить мохнатых и рогатых северных трудяг.


В тундре зимой три вида транспорта — снегоход, олень и самолет


Ручник для упряжки, он же педаль газа


По сравнению с ненцами и лопарями они крупные, но для почти двухметрового меня как хорошая, крупная собака


Олень северный: Красивый. Гордый. Вкусный


Для коренных народов олень — всё, и питомец и богатство, и надежда на завтрашний день, а еще еда, одежда, транспорт, строительный материал и единственная возможность выжить в этих условиях.

Потом, ловя остатки света, мы попытались проехать в Ловозерские тундры, на Аллуайв к перевалу Геологов, но, к сожалению, здесь не пухляк, что на Белом море, а твердый отнастованный щит, а под ним много-много снега, зимой тут можно пробраться лишь на «Буране», колесной технике делать нечего. Мороз, надо сказать, в тундре очень существенный, кусачий, вернувшись вечером в Умбу, мы чувствовали себя, словно на курорт приехали. Каникулы кончаются, и завтра нас ждёт долгий переход до Пудожа, а потом и до дома. Но всё это не так грустно, когда ты побывал в Арктике зимой!


Поворот на Аллуайв… греемся


06.01.2019
Может ли в минус 9 идти дождь? Конечно да, дождем накрыло нас у Медвежьегорска и держало до самого Пудожа. Переохлажденная вода похожа на пластилин, растекаясь по стеклу, моментально превращается в густую, вязкую, липкую субстанцию, не счищается дворниками, образуя слой глазури. На фарах доходило до двух сантиметров. Ехать не невозможно, но очень сложно, приходится вставать и отогревать лобовое стекло, в машине при этом жара, обдув на полную, но стекло оттаивает, только если стоишь, минуты за три. Во время движения же, мы лишь с грустью наблюдаем, как затягивается наша амбразура. Вот здесь и подстерег нас «Карельский сюрприз», о котором я слышал ещё много лет назад, но не думал, что сам попадусь. Чистящий грейдер здесь проходит полотно, обочину и еще полтора метра за обочиной, в итоге получается очень ровная площадка справа от дороги, но она фальшивая, под ровным, выглаженным настом скрывается пустота. Уже в пяти минутах от Пудожа, я понял, что недотяну, надо встать и отогреть стекло, вижу в затягивающуюся амбразурку ровную обочину, оттормаживаюсь, съезжаю, и правая сторона машины делает «ух!» и проседает вниз. Крен не страшный, всё работает, пробую тронуться – машина едет, но при попытке сдвинуться еще сильнее кренится направо, Аннике привычная, просто напряжена, у Астича глаза как пятирублёвки, вещи стремительно перелетают на правый бок. Оцениваю диспозицию: лебедиться можно под 45 градусов через дорогу, машина стоит с приемлемым креном и падать не планирует, ситуация не критическая, однако, хоть и очень темно, но не очень поздно, машины ездят и протягивать сейчас через дорогу трос, вариант не идеальный, оставим его в план «Б». План «А» будет тормознуть любую машину тяжелее УАЗа, натянуть тросом против крена и Патрикеевна выйдет сама. Вытащил своих «домочадцев», им, оказывается, было страшненько и они попискивали лёжа на дверях. Сложность плана «А» состояла в том, что физически не видно, что ты тормозишь, первая попытка закончилась Пассатом, и мужик совершенно искренне остался просто помочь. А вот вторая была очень удачной, я поймал Додж Рам, а дальше всё прошло как по маслу, Патрикеевна действительно выехала сама, мы лишь сняли нагрузку на крен. Спасибо всем, кто не оставляет людей на дороге в беде, огромное и от всего сердца.


Дайте мне точку опоры и я не переверну УАЗик!

Также искренне могу рекомендовать отель «Онего» в Пудоже, очень удобно, уютно, кафе с вкусной и недорогой кухней, воспользуемся и не раз, и, конечно, спасибо всем гостиницам, куда можно заехать с собакой, для нас теперь это весьма актуально. Мы же вернулись в Москву, работать и ждать новых возможностей и приключений.

Эпилог.
За пару недель до отъезда мне написал Женька Титов:
— Представляешь, видел в метро поезд «Россия, устремленная в будущее» и не успел на него.
Я подумал, что правильный ответ будет: мы все на него не успели, но пока я обдумывал всю ироничность ситуации, он прислал второе сообщение:
— Ирония в том, что он едет по Кольцевой…
Я много об этом думал, глядя на осиротевший, обезлюдевший север, символ России, кормилец, всегда богатый, но требовательный. Север требовал работы, много и щедро за нее вознаграждал, не развивать Арктику значит пожирать себя заживо. Уроборос, древний змей, пожирающий собственный хвост, символ мертвой цикличности, пожирание собственной истории, самоистребление, поезд, устремленный в будущее, и едущий по кольцевой.
Я вспоминал историю евреев, лишенных страны и рассеянных по всему миру, выстоявших, сохранивших культуру, историю, традиции, вознагражденных за это пустыней и построивших в этой пустыне рай. Я думал о людях моей Родины, воинственных, могучих, построивших самую огромную страну на планете и саморассеивающихся, сбегающих от своего прошлого, от своей сути, те, кто не может сбежать в уютную страну, сбегают в алкоголизм, наркоманию, религиозное мракобесие. У нас даже не пустыня, нам нет необходимости делать чудо из песка, нам рай построить намного проще. Нужно лишь взять и сделать.


Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
3
+ -
avatar

Александр67

  • 22 апреля 2019, 15:40
Отличное путешествие, прекрасный рассказ и фотографии. Замечательный эпилог!
Спасибо Вам большое!
+
2
+ -
avatar

Сергеевич

  • 22 апреля 2019, 15:54
Спасибо вам)
+
3
+ -
avatar

Эдуард67

  • 22 апреля 2019, 16:22
Спасибо за отличный рассказ! Удачи в новых путешествиях вашему экипажу!
+
2
+ -
avatar

Сергеевич

  • 24 апреля 2019, 22:39
Спасибо, удача нам не помешает
+
1
+ -
avatar

Miquel

  • 26 апреля 2019, 16:57
Олень северный: Красивый. Гордый. Вкусный


Сможешь взять меня в подобное путешествие? Я бы был очень благодарен!
Больше всего удивляет стойкость твоей женщины! Нет слов! «Декабристка».
Ну а «самоед», похоже своё сердце тебе подарил.

+
2
+ -
avatar

Сергеевич

  • 26 апреля 2019, 17:06
Сможешь взять меня в подобное путешествие?
Не вопрос, это вообще касается желающих, мы живые люди и не кусаемся, нам можно написать, типа «Эй, а куда евражки едут в следующий раз, мы хотим тоже»

В экспедицию, которую готовлю сейчас, стояла толпа народа, уж я наобещал, верблюды. черепахи, змеи, скорпионы и всякие марсианские пейзажи, вкупе с +60 днем и -5 ночью… прямо очередь была… но к моменту выезда никого не осталось((((

Больше всего удивляет стойкость твоей женщины! Нет слов! «Декабристка».
что есть, то есть…

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.