По Грузии в поисках штопора. Заметки непьющего человека. Анаклиа. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

По Грузии в поисках штопора. Заметки непьющего человека. Анаклиа.

Анаклиа

Анаклиа – это морской курорт-новодел на границе с Абхазией. В своем роде «их ответ Чемберлену». Очень необычное, я бы даже сказала — странное место. Рекомендовать его для посещения, в отличие от Гореджийского кряжа, не могу никому, хотя мы замечательно провели там два дня у моря, и прекрасно отдохнули.
Секрет этого места в том оно нам легло в кон. В середине октября сезон можно сказать, что прошел безвозвратно. Главный отель курорта «Golden Fleece» просто закрыт на замок и теряется при наступлении ночи на фоне черного неба. Вдоль моря ходят с десяток человек, да и то не целый день.

В общем, тишина, покой, нет несносной музыки, шалманов, запаха жженого сала, орущих чужих детей и других «прелестей» пляжного отдыха. К тому же в гостинице «Anaklia» (хоть и не указано, но три звезды, а турецких и четыре точно можно нарисовать) удалось сторговать двухместных стандартный номер за 110 лир с полным пансионом вместо 260 лир за ночь в сезон.
Итог. Море и бассейн есть, но купаться нельзя. Еда три раза в день (шведский стол) есть, правда, питаться ей без риска ущерба для здоровья нельзя. Зато первая линия, хороший балкон с видом на море, чистый современный номер без грузинского акцента, плюс в нашем полном распоряжении целый курорт! А это почти 10 км набережной и совершенно пустынного пляжа. Мы посчитали, что профит в нашу пользу.

Выйдя на первую прогулку, я взяла фотоаппарат скорее из чувства долга, чем из-за необходимости. Что нового можно увидеть в набегающей волне, или пальмах вдоль пляжа? К тому же погода была пасмурная (нас только что дождем и туманом выдавила из себя Сванетия).

Перейдя деревянный мост, я не удержалась и сделала первый снимок. На меня с прищуром смотрело инопланетное существо… Оно было огромно и пошарпано, и на фоне туч выглядело просто завораживающе.

Чем дальше мы удалялись от центра курорта и нашей гостиницы, тем становилось все «страньше и страньше». Мы как будь-то попали в мир зазеркалья, или постапокалипсиса, который так любят эксплуатировать режиссеры в некоторых фильмах.

Полное отсутствие людей, а главное погода, помогали нам развлекаться и в каждом новом объекте видеть не разруху, а следы цивилизации, которую давным-давно покинули люди.

Роль исследователей подсказывала нам варианты развития «трагических» событий, а назначение некоторых объектов нам удалось разгадать не сразу.

Мы уже отмахали где-то с три километра, и никак не могли повернуть назад. Все время тянуло вперед.

К тому же, впереди замаячил ржавый забор, который стоял точно поперек пальмовой аллеи. У нас появилась цель, дойдя до которой можно было бы спокойно повернуть назад. Мы впервые дошли до конца курорта. Больше я нигде не встречала, таких определенных границ.

Мы с некоторым недоумением разглядывали жиденький плетень, заходящий в море, никуда не спешили, деловито фотографировались и шутили по поводу заборчика. В какой-то момент возникла идея, что это граница с Абхазией. Подтверждением этой версии стал старый вагончик укрытый масксетью за линией разграничения. Минут через пять в нашу сторону неспешной походкой выдвинулся человек в военной форме.

Олег.
Военный полицейский, как я понял из надписи на шевроне, напоминал просто надевшего камуфляж владельца очередного геста. Добро поинтересовавшись, знаем ли мы по-русски, вторым вопросом выпытав, что мы из Волгограда, он извиняясь сказал, что ему сказали, что мы фотографировали пограничные объекты. Мы включили наивных туристов (что это граница — мы уже поняли) и заявили, что интересно же сфотать конец курорта. «Да нет, конечно, конец пляжа можно фотографировать! Вот эту стройку, где строится отель, тоже можно, но вот тут уже нельзя…» В общем, решив не накалять и укреплять, мы показали ему, что нельзяшную часть мы стираем, а тут уже можно… «Да-да, конечно, добро пожаловать в Грузию!» Я представил, как бы мог закончиться подобный диалог со стороны российско-какой-нибудь границы и мне стало печально…
Уж извините, лёгкий акцент не пытаюсь воспроизвести, потому что без передачи интонации это выглядит пародией и ни разу не похоже на реальный.

На обратном пути выглянуло солнышко, и флер таинственности рассеялся.

Анаклиа в наших глазах стала простым недостроем, где разваливаться все начало раньше, чем сумели довести дело до конца. Неудачным результатом скорее политической, а не экономической необходимости. Я думаю, была задумка показать соседям, как у нас, в отличие от них все зашибись. Новый курорт на уровне международных стандартов, пальмы с подсветкой, и небо в алмазах.

То ли времени не хватило, то ли денег, то ли политической воли, то ли экономической целесообразности. Наверное, всего вместе, плюс востребованности зоны отдыха вплотную с зоной конфликта и в месте впадения нехилой речки в море…
Я представила, как летом вся эта территория заполонена отдыхающими. Мне картинка не понравилась. Никакой загадочности.

Мы вернулись обратно за мост к себе в «фешенебельный» район и подумали, как часто бывая в одних и тех же местах, мы по-разному рассказываем об этом. Если бы мне было важно похвастаться незабываемым отдыхом перед несведущими людьми, я запросто могла бы доказать фотографиями, что отдыхала на первоклассном, современном курорте. Посмотрите. Все эти снимки сделаны в те же два дня, и в той же Анаклиа.

Мифотворчество тоже увлекательный процесс. Не могу претендовать на абсолютную объективность, но хочется рассказать и показать увиденные места в Грузии с разных сторон. Потому что термин специфично — ёмко, но не полностью проливает свет на положение дел в турбизнесе нашей соседки.

Как вы думаете, что это такое?

Мы сначала тоже не знали, поэтому назвали эту конструкцию Хыкой. Хыка манила нас к себе. Визуально прикинув расстояние до нее, мы поняли, что идти до нее дольше, чем вчера до границы с Абхазией. Но, ничего с собой поделать не смогли. Не отдавая себе отчета, отправились в путь, планируя для начала просто прогуляться в поселке Анаклиа выйдя за четко очерченные пределы курорта Анаклиа.

Поселок был похож на десятки других приморских поселков. Сдача жилья в наем, пальмы на улице и мандарины в огороде. Отремонтированные здания полиции и школы, остальные постройки как, кому повезет.

Удивило отсутствие кафе и ресторанов. Уже хотелось, пощадить здоровье и поесть не на территории отеля, но альтернативы не нашлось. Может быть, летом организуются сезонные кафешки, а может быть, отдыхающих в частном секторе кормят хозяйки гестов, или они сами готовят… Ясно одно, в октябре поесть за территорией гостиницы негде. Только малоформатные магазинчики. Даже рынка нет. Местные ездят на рынок в Зугдиди.

Конечно, наша парочка на фоне отсутствия других туристов привлекала внимание окружающих своей формой одежды, фотосессиями в стиле «я и пальма», а также абсолютно бесцельным переходом с одной стороны улицы на другую.

Никто открыто не глазел, но такой тип внимания мне знаком по турецким глубинкам. Мол, гляньте, какие-то чудаки тут слоняются, с заборами фотографируются. Там же я научилась оборачивать эту ситуацию в свою сторону. Уловив взгляд смотрящего турка, я со всем душевным теплом говорила «мераба», или «якшамлар», то есть «здравствуйте», или «добрый вечер» и т.д. Всегда в ответ была ответная волна приятия, и мы из статуса чужаков мгновенно переходили в статус гостей, пусть и с причудами. Иностранцы — как дети, что с них взять :).

В Грузии оказалось все даже интереснее. Получив несколько раз вежливый, но суховатый ответ на «гомарджоба», я перешла на русское «здравствуйте», и стала купаться в лучах радушия и возвратного пожелания здоровья. Вот, как… А в России большинство населения считает что в Грузии по-русски уже никто не говорит. Телевизор – страшное оружие массового уничтожения сознания.
В Местиа мы так привыкли к коровьим лепешкам, что они уже совершенно не мешали идти нам по проезжей части дороги (тротуара то нет), да и какая деревня без запаха навозца. Мы лениво брели под нежным солнышком, постепенно снимания лишние слои одежды, благочинно раскланивались со встречными гражданами, и незаметно для себя добрели до последнего дома на улице.

Хыка стала ближе, но нас по-прежнему разделяло большое расстояние, к тому же теперь оно представляло собой свалку бетонных ежей на территории промзоны. С легкость можно было продолжать игры в жизнь на Земле после прихода инопланетян. Заветная фигура маячила в шаговой доступности, но как пройти к ней было не понятно.

Кто как, а мы только вперед. Обойти по берегу не получалось из-за луж, переходящих в болотце. Мы решили идти по дороге среди гигантских молекул.
Довольно быстро мы оказались с другой стороны склада и опять попали на пальмовую аллею со стеклянным кубическим зданием, издали напоминающим аэропорт. Это оказался дом Юстиции. Место, где по задумке прошлого президента граждане могут подавать челобитные, так сказать по всем нуждам в «одно окно». Как работает эта система не знаю, но выглядит заманчиво.

Путь к Хыке был перекрыт забором и стройбазой. Звук голосов вывел нас к каптерке, где как часто в Грузии кружком стояли мужчины и с жаром обсуждали насущные проблемы, используя характерные междометия и неподражаемые жесты руками.

Нельзя сказать, что русский язык помнят все жители Грузии, но в любой компании легко найдется человек, который или служил в армии, долгое время жил или работал в России, или просто у него хорошая память. В общем, в среде людей от 40 лет и выше все вопросы можно легко прояснить на родном для нас языке. Молодых людей можно понять. Они, как и наши ребята, в большей степени ориентированы на свою или англоговорящую среду (мы же в массе своей тоже не изучаем грузинский язык), в чем я не вижу криминала, но это не значит, что никто из них не говорит по-русски.

Оказывается, пройти к Хыке можно только через территорию стройбазы, где и производят эти самые бетонные недопирамидки. Собеседник нам достался очень живой и разговорчивый. Мы поинтересовались, что значит эта Хыка, символом чего она является?
«Это при Мише строилось, это строилось чтобы, это… это, в общем это символ… хрен знает чего. Она раньше подсвечивалась, но подсветка сломалась, и все это забросили».

Мы порылись в интернете и вычитали, что курорт Анаклиа проектировали испанские архитекторы. Да… как у них с психикой я не знаю, но Хыки (обе по краям набережной) вышли отменные. Даже нас подняли с кресел и заставили прогуляться с пяток километров.

Обратно возвращались по берегу. Прекрасно! Никого, только медузы почему-то в одном месте решили устроить массовый суицид. Хотя, нет. Буду честной. Был с нами еще один человек. Только он на работе был. Берег от мусора, притащенного прибоем, убирал. Много кучек уже сделал. Потом сожжет, наверное, судя по кучкам пепла.

Должна сказать, что в Грузии, если и мусорят, то это незаметно, потому что все время убирают. На протяжении всего маршрута мы постоянно встречали работников в ярко-оранжевые жилетах, которые занимались наведением порядка и в городах, и в поселках, и на дорогах, и на пляже.
На курорт Анаклиа можно попасть через калиточку.

Перед этим вас будут встречать безучастные ко всему на свете коровки.

Зато на курорте никаких коров и лепешек не будет. Будет длиннющая пальмовая аллея. В октябре – никого!

Вечером решили дальних забегов не производить, а погулять в «лоне цивилизации». Считай вся иллюминация для нас двоих. Замечательно!

Олег.
Поразительно, что в середине октября, когда всех отдыхающих кроме нас было полтора десятка человек, иллюминация на курорте работала вовсю. Пальмы и скульптуры подсвечивались, мост устраивал лазерное шоу. Даже душевые столбики на пляже исправно выдавали порцию воды по нажатию кнопки (минуты 2 идёт вода). В общем – место-загадка, простор для фантазии в октябре.

P/S Анаклиа понравилось очень, но никому рекомендовать ее для отдыха летом не могу :).

В отличие от Сванетии вряд ли мы специально еще раз заглянем в АнАклиа. Не хочется перебивать настроение приятной ленности и неги от удовольствия сидеть на балконе и созерцать море, набережную, пальмы, бассейн. А у бассейна никого! Тишина и благорастворение воздухов.

N/B Боюсь, что развитие места закончилось с эпохой Саакашвили… Замысел был великолепен, к сожалению исполнен только на половину.