Анаклиа стала неожиданным бонусом в нашем путешествии. Не могу сказать, что остальные пункты в маршруте никак нас не задели, но тратить много слов на их описание не хочется. Все они хорошо известны, и множество раз описаны в отчетах.
Кутаиси, Гори, Зугдиди, Ингури ГЭС (построенная СССР), Саирме, Кацхи, Гурджаани, Чиантурия были по-своему интересны. О Сигнахи и Мцхете такого сказать не могу. Далеко не все читающие согласятся с такой оценкой грузинских достопримечательностей, но ведь каждый рассказывает исключительно о своем видении того или иного места. К тому же, отказавшись от подённого формата повествования (встал, поел, пошел, увидел) я поняла, что впечатления о городах как мозаика рассыпаются по темам: памятники, магазины и рынки, встречи и беседы, транспорт и навигация, и объединяются в темах про жилье и питание.
Памятники
-Продолжаем разговор.
-О чем на этот раз?
— О памятниках.
-О памятниках кому?
-Даже не всегда знаю кому, но знаю где.
Не помню, у кого в отчете прочитала, что Грузия не столько маленькая страна, сколько скомканная. Посмеялась, отметила про себя неоднозначность метафоры. Покатавшись две недели от гор к морю и немного по равнине, пожалуй, соглашусь с неизвестным мне автором.
Небольшие расстояния и, как следствие, время в пути скомкали мои впечатления. Мы встретили на своем пути такое количество памятников, скульптурных композиций, остатков памятных знаков, что они все перемешались у меня как в калейдоскопе. Уже дома, разобрав фотографии и осознав увиденное, мне удалось собрать памятники в группы, игнорируя их местоположение.
Начнем со скульптуры, которая положила начало этой коллекции. Меня задела стремительность и мощь фигуры. (Гори).
Если встреча с первым воином произошла неожиданно, то знакомство с другой группой военных была запланирована еще дома. Кто как называет скульптурную группу у подножия холма крепости Горисцихе. Некоторые — инвалидами, другие – рыцарями, чаще всего встречается «памятник войне» или «памятник воинам всех войн».
На русскоязычных ресурсах информации о скульптурах мало, и все сводится к тому, что это часть композиции, которую перенесли из парка Рике (Победы) в Тбилиси. Зачем сделан этот шаг мне так и не удалось понять. Осталась какая-то недосказанность, мне показалось, что замысел осуществлен не до конца.
Олег.
Нашел версию, не знаю, насколько достоверную, что в парке на постаменте лежал погибший в Великой Отечественной воин-грузин, а вокруг, принимая его в свои ряды, сидели эти воины, погибшие в разные годы за свободу Грузии. Памятник очень сильный, один, на мой взгляд, из лучших, что есть в Грузии. Архитектор неизвестен мне. Вообще, надо отметить, информация о памятниках, за исключением «попсовых», практически нет в сети. Особенно – на русском. Так что если кто что знает – поделитесь!
Памятник впечатляет. Прекрасно, что фигуры стоят на земле в открытом доступе, а не на постаменте. Только зайдя в круг, понимаешь их масштаб. Отсутствие других туристов дали возможности рассмотреть и понять каждого персонажа. Для меня это не «памятник войне», а наглядное представление, того, что война – это не победа полководца на коне с саблей наголо, а чудовищное действо, которое перемалывает людей и меняет их до неузнаваемости.
У кого-то дыра в спине, рук и ног нет, зато голова на месте, и кисть твердо сжимает меч, а другой смог сохранить целостность своего тела, только вместо лица –черная дыра, душу потерял… Очень сильный монумент. Можно долго ходить, заглядывать в лица, размышлять.
Теперь совершим резкий поворот от эпических мыслей к буйной радости жизни. Слышала, что качество колбасы хорошо проверять на привередливых в еде кошках, следуя этой логике, памятники хорошо тестируют дети. Посмотрите, какая круговерть!
(Тбилиси)
Вот она жизнерадостность без оглядки на общественное мнение и правила «хорошего тона».
Застывший хоровод продолжает движение и без натиска маленьких активных существ. Отдыхает, наверное :).
Роль личности в истории хорошо читается по монументам. Даже не зная, чем отличились эти люди, по работе скульптора можно многое понять о характере и роде деятельности человека.
(Сигнахи)
Давайте сравним.
(Гори)
Кстати, о «человеке и пароходе». Мы не могли упустить возможность, и из Кутаиси завернули к Маяковскому. Памятник на въезде в Багдати мне совсем не понравился. Мертвый на нем какой-то Владимир Владимирович, да и развивающиеся полотнища мне больше рога напоминали, чем полет мысли.
Чего не сказать о памятнике на взгорке, рядом с домом семьи Маяковских. КрасавЕц мужчина! Поэт.
Человек не простой судьбы… Дом, в котором родился Маяковский сильно реконструирован, но ходить по нему интересно, обстановка помогает представить быт того времени, ценно, что сохранены личные вещи семьи. Фотографировать в доме-музее нельзя, не знаю почему.
Экскурсию по дому проводит правнук хозяина дома, у которого Маяковские снимали жилье. Жалуется на потерю интереса к музею, и как следствие финансирования. В былые времена, говорит, принимали по полмиллиона туристов в год, сейчас не более 5 тыс.
Ну, не будем о грустном. Посмотрите, какая прелестница выглядывает из арки в Кутаиси. Хоть и не в бронзе отлита, зато, сколько шарма и обаяния.
Мне показалось, что в пересчете на одного жителя, количество скульптур в Грузии превышает количество обувных магазинов, уступая разве что количество аптек. Может быть, из-за этого фигуры приходится ставить так плотно друг к другу. На мой взгляд, иногда получается странное сочетание стилей.
(Кутаиси)
Хорошо, что осталось много монументов из советского периода. Самое глупое, что может быть -это воевать с памятниками. В грузинском изобразительном искусстве чувствуются глубокие корни и национальные черты.
(Гурджаани)
(Тбилиси)
Графика даже в режиме соцреализма очень самобытна. (Кутаиси)
Только леность не позволили собрать мне коллекцию мозаики. Ее осталось очень много. Чаще в виде фрагментов на полуразрушенных стенах общественных зданий, но не всегда. Иногда старая мозаика прекрасно вплетается в обновленные постройки.
(Гурджаани)
Отдельно можно было бы завести раздел стелы и другие дорожные знаки около населенных пунктов, россыпь которых все время сопровождала нас в пути.
(уже не помню где)
Современное искусство надежно отвоевало свою нишу в городском пространстве. ЧуднЫе фигурки… Мне многие понравились.
(Тбилиси)
(на выходе из пещеры Прометея)
Скульптура «Камасутра» (Тбилиси) просто пригвоздила меня на месте. Вах! Она огромна, неповоротлива и тяжеловесна! Я этот процесс как-то себе по-другому представляла…
Кони – это же поле не паханое. Какие они разные. У Горгосала в Тбилиси он могуч
У Тамары в Местиа он не вероятно затейлив
кутаисский фонтан – просто бронзовый век, какой-то.
Не все идеи авторов монументальных работ мне удалось разгадать. Вот, что бы это значить?
(Кутаиси)
С этим памятников вроде бы попроще. Понятно, что он посвящен человеку, но почему так варварски скульптор отнесся к своей работе? Отдельно стоящая голова на куске гранита никак не помогает мне понять, чем отличился уважаемый гражданин, и за что его увековечили в Сигнахи.
В Сигнахи же осталась постепенно разрушаться самая не симпатичная из встреченных мною фигур в Грузии.
Но если в предыдущем творении есть хотя бы претензия на оригинальность, то следующий ансамбль вызвал полное разочарование. Только теплое отношение к героям фильма позволило подойти нам к мертво застывшим в нелепых позах разрозненным фигурам. По моему мнению, на редкость бездушный памятник, без изюминки и замысла.
(Кутаиси)
И напоследок пара победителей. Эти произведения зацепились в памяти больше всего.
(Гурджаани)
Олег.
В Гурджаани специально завернули, чтобы увидеть этот памятник Георгию Махарашвили. В детстве «Отец солдата» был одним из моих любимейших фильмов, сколько раз я мысленно спасал его сына… В общем, находясь рядом я не мог не заехать сюда.
Само место было выстроено грандиозно, но время не пощадило комплекс в отсутствии плотного ухода – музей заброшен, сквозь плиты вылезла трава, тишина и запустение. Но есть подсветка, и нет мусора.
Кстати, от памятника видно единственные в Грузии грязевые вулканы, поднимающие на поверхность «чудодейственную белую глину».
Если вы меня спросите, что такое Грузия, как ее можно описать? Я не отвечу вам, потому что не знаю. Роль туриста, заглянувшего на пару недель, и нашедшего свой кусочек тепла перед долгой зимой не дает мне такого права. На этот вопрос гениально ответил почитаемый уроженец Грузии. Посмотрите на башню Ризо Габриадзе.
Я вижу не просто здание, а вижу скульптуру. Передо мной проходит череда эпох, древняя история, яркость и уникальность культурного наследия, диалог с классическим искусством. Вместе с тем читается шаткость всей конструкции, сомнения, вечный поиск баланса, забвение (даже крыша заросла травой). Но главное не это. Главное — это ржавый металлический рельс, который надежно подпирает и не дает упасть всему этому нагромождению связанных и одновременно противоречащих друг другу частей. Сколько он выдержит – никто не скажет, уютно ли жить в этом здании – спросить надо у жильцов…
Реальное воплощение это образа мы увидели там же в Тбилиси.
Продолжение
продолжение
Сванетия.
Тбилиси
Давид-Гареджи
Анаклия
Памятники
Навигация и чудеса парковки.
Магазины и рынки.
Заключение.
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернутьBVD64
Лучше и не скажешь! Череда эпох и история народа в памятниках, какие-то понятны и легко объяснимы, другие заставляют размышлять, иные — вроде-бы и не вызывают никаких эмоций, но тем не менее остаются в памяти, проходных нет — не это ли главная задача скульптора?
Спасибо!
Zebra
bkozyrev
Zebra
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.