Экспедиция Карелия-Кольский-Заполярье 2015. Часть 1: Москва-Рускеала-Лоухи / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Экспедиция Карелия-Кольский-Заполярье 2015. Часть 1: Москва-Рускеала-Лоухи

Раз меня не погнали с площадки вениками и приняли очень дружелюбно, продолжу выкладывать цикл экспедиций по крайнему северу, и логично, после 2014 года, выложить свежую: «Сказки народов севера 2015»



Всё написанное ниже моё виденье путешествия и, соответственно, оно субъективно.

Пролог. Равновесие. Шальский-Бесов нос. 19.08.15г.

Шаги превратились в мерный ритм, погружающий в транс, в голове всё и ничего, рой мыслей, образов, воспоминаний и какая-то безмятежность. Такие же ровные, чуть более легкие шаги Аннике рядом. Ритм шагов и полное растворение себя в мире.



Мы идем по пляжу, идем уже сколько-то километров, и сколько-то еще идти, сама картинка похожа на тропический рай, синее-синее небо, золотистый песок с черными полосками шуманита и бурыми железнорудными вкраплениями. Изредка мы останавливаемся, чтобы подобрать с линии прибоя какое-нибудь насекомое: шмеля, бабочку, сверчка и вынести их на сухое место, многие еще живы и, обсохнув, снова смогут бороздить свои воздушные океаны. Знакомимся со страусом, только маленьким.



Страус вполне способен к полету, но предпочитает бегать, смешно семеня ногами. Справа некрупной волной заигрывает Онего-море, приглашая в свои, кажущиеся такими теплыми, воды.



Три часа назад мы благополучно проехали первый пляжный участок направления,



заехали на триальный участок торчащих зубастых камней, я упирался, мы ехали,



Нива она такая, едет, даже когда уже совсем страшно, потом дошли до каменного обрыва с последующим грязе-каменистым участком, стали думать – проходится, тяжело, долго, но проходится. Но надо же еще обратно попадать будет. И вдруг пружина смыслов и приоритетов раскрутилась, и всё встало на свои места. Мы хотим посмотреть Петроглифы на Бесовом Носу, за последние два с половиной часа мы проехали два с половиной километра, всего мы проехали семь с половиной. Значит, осталось около восьми. Если мы перестанем пытаться доставить автомобиль к Бесову Носу, а просто пойдем туда, то через два с половиной часа мы будем там. Запарковали автомобиль в лесу, взяли минимум вещей и пошли. И не пожалели. Все время и силы, которые мы тратили бы на нервотрепку с прохождением сложных участков, мы сэкономили на любование красотами, разговоры про то, что видим, на погружение в себя.



Что касается автомобильного прохождения, если кому охота ехать – то пока она проезжаема, но скоро не будет. Злые жыперы на сороковых колесах делают колеи всё глубже, срывают дерн с камней, делая их всё выше и острее, так, постепенно, любая вполне проходимая дорога становится триальным полигоном, непроходимым вообще, это же так клево — метнуть каки выше сосен, а то, что после вас становится с грунтом — не имеет значения.



Лес. Он здесь какой-то невероятно сказочный, густые стволы смыкаются над головой, птичий хор ткет свою симфонию, вспорхнувшая, и изрядно напугавшая нас этим, стая тетерок с витыми хвостами дополнили картину невероятности и волшебства. Воображение настойчиво пытается в эту картину добавить косолапого, и как раз в это время, раздается хруст кустов и на тропинку вылетает лайка, правда, размером с маламута. Признаков агрессии не проявляет, но холка торчком, смотрит по-хозяйски, без злобы, но и без заискивания, и как-то сразу даёт понять: стойте, ждите, не съем, но и дальше пройти не дам. Стоим, ждем, минут через пять приходит смотритель заповедника, внешне сильно напоминающий тролля из скандинавских сказок, но с очень добрыми глазами, с предупредительным лаем к нам подлетает вторая лайка, уже привычного размера, мы учтиво здороваемся, собаки получают какой-то свой сигнал и оставляют нас в покое. По окликиванию узнаем, что большего зовут Медведь, что уж, имечко ему подходит. С таким «лесником» самих Потапычей можно не бояться, ясно, кто в этом лесу хозяйничает. Лесной участок заканчивается пляжным, который приводит к Пери – носу. Мы продолжаем наш мерный ход с перерывами на спасение очередного жука из плена прибоя или на очередную порцию черники с брусникой. Итак, через два с небольшим часа нашей пешей прогулки мы дошли до мыса-Пери. На этом этапе мы, видимо, часто отвлекались на чернику, поскольку нас снова догнал пес «Медведь» и, уж было снова принялся нас сторожить, как в лесу показалась группа туристов из Каршево, и в голове собак «сторожить» переключилось на «провожать», так что до Бесова носа мы дошли под «конвоем».



Сам Бесов нос вызвал очень двоякие ощущения – с одной стороны красиво, познавательно и интересно, с другой — после стольких километров сказки и одиночества — очень людно, моторки с туристами прибывают каждые десять минут, туристы эти зачастую громкие и не всегда приятные, сразу хочется вернуться в сказочный лес или на бесконечный, безлюдный пляж, что мы и сделали, осмотрев некоторую часть петроглифов.



Шестнадцать километров прогулки оставлены за спиной, у нас ушло пять с половиной часов хорошим бодрым шагом, с постоянными отвлечениями на красоты, животных и ягоды, с учетом того, что я уже давно не худощавый и подтянутый спортсмен, а вполне упитанный офисный хомяк и я не чувствовал какой-то неимоверной усталости, повторюсь: для обычного неподготовленного человека, гораздо быстрее, проще и менее энергозатратно прогуляться до Бесова носа пешком, оставив машину в конце первого пляжа, чем ломиться через камни и грязи, лебедиться и переживать, что некоторые части автомобиля могут остаться на Карельской земле. При этом я не жалею, что мы прошли первый триальный участок, так как это дало нам опыт прохождения геометрических препятствий и открыло неиспользуемые ранее возможности автомобиля, ну и еще раз отмечу, что проехать этот маршрут на стоковой Ниве или Шниве с лебедкой, при желании, пока еще можно.

Вот она и позади, крайняя экспедиционная точка маршрута, денечек можно протюленить и ехать в Москву, переживая в душе день за днём этот сказочный, невероятный двухнедельный трип. Почему-то именно эта поездка очень сильно повлияла на наш внутренний мир, мы изменились, отсеклось очень много лишнего и напускного, первый раз мы возвращаемся настолько другими.



В одном из Териберских граффити было сказано ALL I HAD, I GAVE (всё, что у меня было, я отдал).
Именно это состояние и стало результатом нашего путешествия.

Как всё начиналось.

Нельзя вот так просто взять и поехать на север. Июль – начало Августа 2015.


Началось всё с «незакрытого гештальта»: два года, два северных выезда, но первый недельный, короткий, разведывательный, второй двухнедельный с охватом новых мест, но сумбурный и совершенно не северный. Палящее солнце и температура около 30 градусов напрочь убивает весь «цимес» поездки в заполярье, стоять в футболках на Немецком или Кекуре….мда. В общем, было принято решение составить более обширный маршрут и при этом уложить его в две недели и два дня, дневок для отдыха нарисовалось до смешного мало, а заходя вперед, их не состоялось вообще. С момента принятия решения и составления первоначального маршрута осенью, количество желающих участвовать постепенно сокращалось, пока не дошло до двух машин и четырех человек. И за две недели до выезда Макс рвет сухожилия на правой руке, а у нас заболевает кошка, всю последнюю неделю чаши весов кто едет, кто не едет, и едет ли кто-то вообще, качались каждые несколько часов. Но, как гласит старая добрая поговорка: Кто чего-то хочет — ищет способы, а кто не хочет – оправдания.



Шестого августа, в шесть утра я и Аннике, прокапав последнюю порцию лекарств кошке, и Злата с Максом, закованным в изящный лангет, встретились на Ленинградском шоссе, также, к нам на время присоединилась Екатерина, преподаватель, едущий в Нильмогубу на две недели для чтения лекций. Экспедиционные наклейки разместились на бортах, и мы отправляемся в наше путешествие. Наша цель на сегодня — уехать за Санкт-Петербург и попробовать выйти на берег Ладоги неподалеку от Приозерска.



Не надо напрягаться. 06.08.2015

На самом деле по Ленинградскому шоссе ехать не так уж и сложно, достаточно перестать рваться и пытаться всеми силами обогнать трафик, есть скорость потока, она, примерно, 85 км/ч, есть расширение чтобы обогнать – обгоняй, но через три минуты, ты опять будешь ехать те самые 85 км/ч, излишняя суета превращается в десятиминутный «пшик» выигрыша. Расслабьтесь.
Идя в хорошем временном графике, мы приняли спонтанное решение заехать в Иверский монастырь на Валдае, поскольку в мае, во время поездки на Кургальский полуостров нам не хватило времени посетить это красивое и величественное место.



Жаркая погода сподвигла меня на купание в водах Валдая, очень красивое место, но настолько усыпанное стоянками и палатками, что я даже спрашивал, не помешаю ли я людям, если схожу искупаться в озеро мимо их лагеря. Мы сильно избалованы нашими путешествиями и привыкли, если уж и делить один берег с людьми, то так, чтобы их не видеть, а лучше и не слышать. Но в этот раз, Валдай в качестве ночевки нас не интересует.



Дальше, в этом же неспешном ритме ровно и без пробок, незаметно наступил КАД славного города Санкт-Петербурга. Тут я почувствовал себя в роли приехавшего из другого региона на московском МКАДе — ничего не понятно, движение плотное и напористое, после 11 часов на трассе — трудновато. Выбравшись на приозерское шоссе, мы выдохнули и стали думать о ночлеге.



Где-то в районе поселка Моторное мы свернули в лес, в надежде, что выберемся на берег Ладоги, но Ладога нас не пустила болотами и мы просто заночевали в лесу,



запас воды в канистрах был достаточен для того, чтобы не чувствовать нужды и спокойно готовить и пить чай. Так и заночевали.



Крепость Корела. 07.08.2015
Утро и сбор лагеря ознаменовались ремонтом Катиной палатки, дуги и внутренние резинки решили жить отдельно и загрустили.



Починились, попили чайку и поехали в Приозерск, смотреть на крепость Корела.



Она игрушечная и сказочная, именно так мальчишкой я представлял замки в детстве, они не несли в себе ни капли мрачности и холода, а были замками мечты — милыми и немного игрушечными. Ко всему, что есть в Кореле хочется добавить уменьшительно-ласкательные суффиксы: возле крепости садик, прудик, ручеек, мостики. Сама крепость это башенки и стеночки, внутри дворик, эшафотик. Там даже тюрьма миленькая. Поверить в то, что это когда-то было частью серьёзной фортификационной системы трудно, хочется погрузиться в детство и шалить. Если в вас осталось хоть немного мальчишеского задора, то вам сюда. В целом, на Приозерск с Корелой хочется заложить отдельный день и погулять там не торопясь.



Сортавальское шоссе. 07.08.2015



Это первая дорога с твердым покрытием, которой хочется посвятить отдельный абзац. Дорога, словно специально созданная для тех, кто любит и умеет водить машину. Участки очень хорошего, качественного асфальта перемежаются с участками ровного укатанного гравия, и всё это сотни поворотов типа «шикана», это готовая трасса для ралли, это рай для дрифтера, это восторг.
Когда-то баварская компания сделала последний хороший спортивный автомобиль в своей истории, с тех пор машины БМВ становились только хуже и скучнее год от года, но каноничный BMW М3 в кузове Е30 92года – это то, о чем здесь мечтаешь. В пять утра выйти на эту трассу и ловить бесконечный драйв до Сортавалы, а потом обратно. Да даже на Ниве это кайф, хоть я и не собираюсь восхвалять её способности поворачивать.
Живописная, полная речушек с непроизносимыми финскими названиями эта дорога, для меня, останется образцово-показательной трассой для вождения.

Природный парк Рускеала. 07.08.2015
Не доезжая километров восемь до Рускеалы, есть еще один природный ансамбль из водопадов, порогов и живописных каменюк.



Там хорошо гуляется часок до посещения самого природного парка. Сами Рускеальские мраморные карьеры по максимуму облагорожены, обустроены и очень симпатичны.




Постояли часок в очереди на лодочки и, к сожалению, именно этого часа нам не хватило, чтобы пролететь над карьером на тарзанке, зато мы наплавались по гротам вдоволь, а потом не пожалели времени и протопали всё пешком. Подземные реки, пещеры и мраморные стены Итальянского карьера впечатлили меня, едва ли не больше, чем сам главный карьер. А еще на самых страшных обрывах, растет самая вкусная земляника, это факт.





Покинули парк уже в начавшихся сумерках и поехали на присмотренную Максом стоянку на одном из сотен «что-то-ярви» по дороге Сортавала — Петрозаводск. Не смотря на то, что пятница, и довольно много стоянок занято, найти уединенное место среди лабиринта лесных дорожек и бесконечных «ярви» труда не составило.



Лирическое отступление №1 Сортавала
Туда мы поехали пообедать, в один из ресторанчиков, рекомендованных на сайте парка Рускеала, сначала вышла путаница в адресах и мы приехали в какое-то очень пафосное место, потом нашли интересующее нас кафе. Сам город довольно милый, но рассматривать его было некогда, поскольку кроме центральной, других дорог мной не обнаружено, какое-то нагромождение ям, превратившихся на спусках в ступени и пороги. Ресторан, мягко говоря, не впечатлил, во-первых, очень несложный заказ мы ждали ровно один час, во-вторых, цены отличались от заявленных на сайте в большую сторону, в-третьих отличались ровно настолько, чтобы быть среднемосковскими, и порции тоже. На самом деле, это касается всей Карелии, потому что Карелия это, в первую очередь, очень раскрученный бренд, все бигбоссы, опухшие от Канар и Мальдив, и решившие заглянуть в закрома родины произносят заветное «Карелия», как результат всё дорого, местами очень.

Берег детства, спонтанные решения, Кивач и расстановка приоритетов. 08.08.15

Берег детства.
Миновав по объездной столицу Республики Карелия Петрозаводск и встав на трассу «Кола», я попросил команду сделать шестикилометровую радиалку на берег Падозера, где прошли мои детские годы, тогда мудрых интернет карт не существовало и мы называли его просто – Лучевое. Дом, выстроенный дедом, стоит, как и баня, ничего с ними не сталось, кроме того, что сменились хозяева, само озеро помутнело, заилилось и больше не кишит раками, которых мы так любили ловить для себя и на продажу столичным гостям. Из трех причалов остался один, но лесные тропинки, резные выступы скальника, песочные пляжи – я помню каждый метр, каждый корешок на тропе, каждый валун. Мы встретились, спустя много лет, я и берег детства, оба совсем другие, чем были прежде, но всё равно родные друг другу.



Вновь бежит под колесами знакомая трасса «Кола» и уже проехав поворот с указателем я спрашиваю – а почему бы нам не заехать на водопад Кивач, раз уж мы прям тут оказались. Так появилась вторая спонтанная радиалка в этот день. Кивач, благодаря холодному и сырому лету полноводен и кипуч.



Но именно к этому времени моё настроение начало сильно портиться из-за глобального непопадания в график, понимая, что усталость накапливается, а ехать нам сегодня еще аж до Лоухи, и на ночевку мы будем вставать уже ночью, я кипел и бухтел, пока не получил от Аннике профилактическую взбучку, с самым главным вопросом – зачем мы едем? Едем, чтобы ехать и попадать в нарисованный на бумаге график или чтобы смотреть новое и получать впечатления? Ответив на этот, самый важный вопрос, меня отпустило, потому как выстроились приоритеты и цели.
Так как наиболее остро вопрос приоритетов встал именно на Киваче, то и вывод я приведу сразу.
Если вы планируете ездовой день, то берите размах около тысячи километров, и просто занимайтесь ездой от А до Б, но если у вас планируется посещение чего-либо интересного, то сокращайте пробег до 600 километров, чтобы принципиально не сталкиваться с вопросом отставания от графика движения и поздней постановки лагеря и не нервничать. Если же у вас возникло спонтанное желание куда-либо заехать, то или имейте запасной аэродром, до первоначально планируемого, или расслабьтесь и перестаньте спешить. При изначальном планировании длинные перегоны и неторопливый осмотр достопримечательностей несовместим.



Лето в этом году холодное и сырое, по стоянке неподалеку от Керети это очень чувствуется, вся поляна, на которой мы ночевали предыдущие разы, залита водой, всё заболочено и миллиарды комаров, вода активно цветет и для питья годится очень условно. Холодает, начинает моросить, приветствие севера. Ставимся, спим.





Лирическое отступление №2 Медвежьегорск.
Останавливаться в Медвежьегорске приходится хотя бы потому, что дальше, до самого Зеленоборского, приличного топлива просто не будет, заправки будут, но, как говорится, без гарантий. Поэтому заливаемся под завязку, заполняем канистры и можно ехать. В прошлом году, мы свернули в Медвежьегорске к магазину Лада-деталь, где мной был приобретен глушитель, взамен оторвавшемуся, и чуть дальше магазина есть небольшой автосервис, где машину подняли, срезали, намертво прикипевшие, остатки старой трубы и надели новый.
В этот раз съехали с основной дороги мы по другим причинам и выяснили, что, как и во многих других городах кроме центральной дороги — других нет, это не ямы — это ямищи, после Сортавалы не такие уж и страшные, но всё равно огромные. А сам город очень красивый, холмистый и живописный.

К следующей части

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

SuperMax

  • 8 сентября 2015, 16:13
и выяснили, что, как и во многих других городах кроме центральной дороги — других нет, это не ямы — это ямищи

Что там Медвежегорск, я как-то в Архангельске в центре города разворачивался, потому, что те ямы на своей Хонде я бы не переехал. Насколько я помню это был Новгородский проспект. Да-да, именно проспект. Кому скажи не поверит, что в областном центре по проспекту не проехал.
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 8 сентября 2015, 20:41
Раз меня не погнали с площадки вениками
— не скромничайте, Ваше появление здесь вполне такое триумфальное, причем — абсолютно заслуженно)))
+
1
+ -
avatar

BVD64

  • 9 сентября 2015, 05:24
Отличный слог, прекрасные фотографии, масса позитивных впечатлений, исходящих от Автора — что ещё нужно, чтобы получать удовольствие от чтения?
Только продолжения!
Спасибо за положительные эмоции!
+
1
+ -
avatar

admin

  • 9 сентября 2015, 06:00
Эх, как-нить повторю...) Люблю по РФ кататься.
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 9 сентября 2015, 11:00
Повторяйте, каждый экспедиционный опыт уникален, каждый выносит что-то своё. По-сути, наши впечатления от экспедиций, отражение нас.
+
0
+ -
avatar

ucitel

  • 9 сентября 2015, 10:29
Это просто что-то с чем-то..)
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 9 сентября 2015, 11:00
Спасибо)
+
1
+ -
avatar

car-travels

  • 10 сентября 2015, 21:14
У меня тоже на машине наклейка с лисичкой из мультика «Ворон-обманщик». И маршрут почти такой же, как у вас. Это совпадение?
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 10 сентября 2015, 21:47
Эта лисичка, как и весь мультфильм в целом, отражает глубинную философию севера и его жителей, поэтому мысли, видимо, сходятся)))
+
0
+ -
avatar

usnatasha

  • 16 сентября 2015, 15:55
А ведь рассказ-то захватил! Иду читать дальше.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.