Экспедиция Карелия-Кольский-Заполярье 2015. Часть 4: Горы севера, Завершение экспедиции. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Экспедиция Карелия-Кольский-Заполярье 2015. Часть 4: Горы севера, Завершение экспедиции.

К предыдущей части

Утро в тумане. Традиционная форель на завтрак. Первая диагоналка. Изменения на Швабке. Брод. Землянка. Велосипедист. 15.08.2015

В целом, лучше дождь, снег, ветер, но не туман. Все осадки, кроме тумана, имеют направление, от всего можно укрыться, одеться, спрятаться, но туман – он везде. Над тентом, под тентом, в палатке, на твоей одежде, на лице, руках. Всё покрывается бисером, промокает и мерзнет. Наградой за этот дискомфорт является сказочность картинки, особенно когда туман начал подниматься и воздух очень четко разбился на слои, пролетающий на безумной скорости, чуть выше моей головы, едва не касаясь крыльями туманного слоя рыбный филин, добавил происходящему сказочности.
Пока второй экипаж отсыпается и приходит в себя, я взял спиннинг и пошел к озеру, в том году, оно подарило мне форельку, может, и тут побалует. Озеро меня не забыло, и наградило, да побольше и пожирнее, ну, и я не стал жадничать, на завтрак и одной хватит, а еды у нас в достатке.



Рецепт прост, только соль и немного жара.
В послеобеденное время ребята ожили



, и мы поехали по Немецкой до приливного брода на Печенгу, время полного отлива чуть за полночь, но вдруг, нам, как в том году, удастся пересечь реку раньше? Хотя, глядя на то, сколько воды в этом году на севере надежд мало.
Проехав через бесконечные промоины ручьев до разрушенного моста, мы взяли его, предварительно прикинув траектории прохождения.



А потом нам захотелось сделать красивый кадр Еве на неразвалившемся еще куске моста. Сначала я неудачно свалился в колею, а потом еще более неудачно из неё выпрыгнул, перескочил камни бровки и лег на них порогами, левое переднее и заднее правое стали грустно рассекать воздух.



Почесав затылок, решил немного поупражняться с Джеком и довольно аккуратно слез с преграды. Сейчас расстраиваюсь, что всё-таки не поставил машину на этот мост, а плюнув, поехал дальше.
Добрались до лесного участка, по которому, абсолютно расслабившись, катились в прошлом году, а в этом всё иначе, где-то что-то подмыло, что-то осыпалось, маленькие лужицы превратились в глубоководные препятствия, а ручейки, перед прохождением которых даже не задумывались, превратились в бурные реки, требующие смекалки. В итоге, тот участок, на котором в прошлом году расслаблялись после промоин на Швабской, занял больше времени и сил, чем вся остальная дорога.

Ну, вот и брод, сразу видно, что вода еще высокая, ставлю первую отметку, чтобы наблюдать за отходом воды с течением времени, и мы с удивлением и легкой завистью наблюдаем на противоположном берегу небольшую земляночку с трубой и уютным дымком, рядом пристегнут велосипед, а мы тут под мелким моросящим дождиком, завидно.



Вообще, была легенда, что в одиннадцать вечера полигон закрывается, а нашей целью было, прорвавшись через брод, край в край, успеть проскочить, и быстро доехать до Титовки, чтобы разбить лагерь. Без двадцати одиннадцать я в очередной раз надеваю сапоги и иду бродить, сапог у меня порядка 80 сантиметров, то есть аккурат по верхнюю кромку капота, и это уже критичная глубина, поскольку как раз в районе 75 -80 сантиметров нива всплывает. Потеря связи колес с дном, совсем не входит в мои планы, течение может внести существенные коррективы. Шел по прошлогодней траектории, и чуть дойдя до середины натыкаюсь на глубину. Ощупываю промоину, несколько шагов влево… «Попробуй правее» командует мой штурман, маленький шаг, и освежающая ледяная струйка неотвратимо затекает в забродный сапог. Приходится переодеваться, к одиннадцати ровно брод открылся настолько, что стали видны следы траектории прохождения, в этом году очень существенно сместившиеся влево. Одеваю мокрые сапоги, прохожу реку, и будучи самым комичным парламентером — в семейных трусах и забродных сапогах, иду знакомиться с велосипедистом, а также присмотреть здесь же площадку под лагерь.



Берем брод, ставимся прям тут же, у реки. Немецкая дорога пройдена.

Лирическое отступление №8 Швабский тракт.
Эта дорога интересна, познавательна и очень красива.



Она являлась линией снабжения и тылом армии ОСИ в заполярье, множество построек складов, госпиталей, а также пещер-складов и дотов сохранились в приблизительно том состоянии, что оставили наши войска, когда прогоняли фашистов с Муста-тунтури. На многочисленных высотах можно найти древние сейды, остатки огневых точек, прекрасные горные озера. Пологие горы дают возможность человеку любой подготовки взять любую из высот и полюбоваться космическими пейзажами. Животный мир представлен многочисленными птицами, в том числе и хищниками, оленями, лисами, песцами, а в озерах есть рыбка.



Сама по себе дорога на 90% идеальный грейдер, по которому никогда не скажешь, что ему уже 70 лет. Еще 5% это добрая сотня ручьев, стекающая с гор и за те же 70 лет создавшая промоины различной глубины и сложности преодоления. Спасибо огромное этим ручьям за наше одиночество, так как они отсекают весь маленький клиренс и длинные свесы.



Следующие 4% это несколько триальных участков, как тот же разрушенный мост, горные речки, глубокие ямы с илистым дном, эти отсекают возможность проезда кроссоверов, за очень редким исключением, Дастер, например, пройдет, может, местами скользя на защите, но пройдет.



Ну и 1% это тот самый брод, в нынешний, полноводный год, было аккурат 60 сантиметров глубины, по низкой воде.

Полигон не закрывается в одиннадцать или когда-то еще, он закрывается весьма произвольно, по приказу военного ведомства, поэтому, в целом, это вопрос везения.

История велосипедиста. Спасение MPV. Ревда. Ловозерские тундры. Перевал геологов. Лагерь на Раслаке. 16.08.2015

Ранний утренний подъем, все болезные, вроде, оклемались, и сегодня нас ждут великие дела – Ловозерские тундры.



Пока собирали лагерь, вышел выспавшийся и посвежевший, немолодой велосипедист, которого мы уже видели, несколько дней назад, поднимаясь по Муста-тунтури. Он поведал историю своего попадания в землянку. В тот день, когда мы только подъезжали к немецкой дороге, он уже ехал по ней, оставив изломанную ночным штормом палатку, как раз в том месте, где мы посчитали стоянку занятой. Днем, перед тем как спустился туман, его накрыло ледяным ливнем. После того как он сменил одежду, опустился тот самый туман, в который мы въехали, и его сменная одежда пропиталась влагой и холодом, к ночи он, замерзший, добрался до брода, но не зная ни времени отливов, ни траектории прохождения сунулся по следам вместе с велосипедом, и спешно ретировался, промокший до нитки. От холода он уже начал засыпать коварным сном замерзающего, когда на том берегу появился охотник, брод еще был закрыт, и он спасал его на одноместной резиновой лодке, вместе с велосипедом, чувствуя как вся эта конструкция погружается в воду. Охотник и показал ему землянку с буржуйкой и запасом дров, так велосипедист чудесным образом выжил и даже задневал, чтобы просушить свои вещи. Землянку построили для солдатика, дежурящего у шлагбаума за бродом во время учений. Маленькая, чистенькая, уютная, для четверых — очень в притык, но для двоих в самый раз. Распрощались.



Лирическое отступление №9 Регион 51 на дорогах общего пользования.

Ни для кого не секрет, что, видя определенное сочетание цифр в коде региона на номере, мы становимся или чуть настороженнее, или расслабляемся, ожидая определенных «лекал» поведения на дороге. Например, 05, 07, 08, 26 – могут абсолютно произвольно, без каких либо поворотников, не глядя в зеркала, совершать не соотносящиеся с ПДД маневры. 69, 71, 58, 36 – резковаты, способны жестко подрезать, легко заводятся и начинают гнать, если их обгоняет Нива. Всё, что связанно с Москвой и подмосковьем, очень любит превышать, а также, имеют вредную привычку от пробок – не пускать в ряд. 10, 53, 47 – расслабленные еноты, очень спокойные, никогда никуда не спешат, образцово показательные, но скучные. Так вот, особенности 51 региона – «отмороженные», причем полярно. Первый тип – «замороженный», там, где можно ехать 90 — едет 70, если входит в пологий поворот, сбрасывает до 50, необходимо буддистское спокойствие и терпеливое ожидание разрешающей разметки, чтобы не начать подталкивать эту «сомнамбулу» бампером. Но, в целом, они очень положительные и дисциплинированные водители. Второй тип «отмороженный Гастелло». Первый показательный случай был на «Коле» у Мурманска, Мы идем 90, встречка идет 80, совокупная выходит аккурат 170, в пятидесяти метрах, мне в лоб, «Гастелло» выходит на обгон, и не заходит обратно, чтобы избежать фатального лобового столкновения, я тормозил лютым юзом, с одновременным смещением к обочине. Второй показательный случай, барышня с 51 регионом на номере, увидев при въезде в Медвежьегорск заправку, не глядя, с правого ряда стала поворачивать в меня, даже не сбросив скорость, после этого, к управляемости и тормозам 214М у меня вопросов нет, всё отлично, следующую тоже хочу без АБС. Неоднократно виденные мной обгоны в лоб фуре, с заскакиванием в последний момент, подтвердили: для этого региона, в голове выделить отдельный «алярм» — безумство храбрых.

Свернули на Ловозеро, началась дорога практически без трафика, по обочинам жуткие болота, местами переходящие в озера, каждый дорожный знак расстрелян разнокалиберной дробью, в целом, ощущение сомнительной уютности, вроде и красиво, и живописно местами, но задерживаться не хочется. Когда мы увидели на дороге «загрустивший» автобус Мазда MPV, с голосующей молодой девушкой, были некоторые сомнения, питерские номера вселили некоторую уверенность в том, что эти люди и правда попали в неприятности, но остановились всё равно «по боевому» Митсу вплотную сзади, я вплотную спереди, не до любезностей, уж слишком здесь безлюдно и недружелюбно, что ли.



Ситуация банальна и печальна – ехали, грелась, забили, не заводится, хорошо что в Ревде есть друзья, к ним и ехали. Бегло осмотрел, охлаждайки в расширительном нет совсем, масло на самом кончике щупа, для очень живучих японских моторов, ситуация дорогостоящая и грустная. Цепляем этого бегемота с автоматом на трос, и медленно, не губя гидротрансформатор, едем в Ревду.



Ревда пугает, много пьяных, причем не дружелюбных пьянчужек севера, а угрюмых, агрессивных, потерявших человеческий облик. На всём севере это единственное место, из которого хотелось поскорее удрать. Не хочу обижать жителей, но когда в Умбе нам встретился, сильно пьяный местный, он распахнул перед нами дверь в кафе, с залихватским и лихим «welcome», здесь совершенно иные взгляды, прощупывающие, насколько серьёзный отпор могут дать эти чужаки. Зато здесь есть полноценный сетевой магазин, куда мы зашли пополнить припасы, припасы пополнились изрядным количеством всяких вкусняшек, где венцом стал торт Прага одного известного производителя. Такой торт в Столице стоил перед отъездом аккурат 458 рублей, здесь 236, свежий, я просто не мог удержаться.
По дороге на комбинат, на четвертом километре, находим знакомый поворот «Люда как мужик», и уходим на Ловозерские тундры, по пути присматривая стоянку на ночь.



Ровная площадка нашлась как раз там, где мне надоело трястись, и я решил стравить колесики.



С периодическими остановками полюбоваться и поснимать, но, довольно бодрым ходом, взлетели на перевал геологов, походили вдоль первого Цирка Раслака,





побродили, и решили пешком прогуляться несколько километров на высоту 1106.





Живописная тропка, с периодически крупными валунами и ступеньками, которая, опять-таки, берется на внедорожнике, но пешком на это уйдет меньше времени, да и погулять хотелось. Тут я должен вас предостеречь, уходя на высоту, я не стал запихивать в рюкзачок дополнительную одежду, и очень пожалел. Едва лучи заходящего солнца покинули перевал, температура мигом ушла градусов на десять вниз, и стало около +5. Егор Суицид, рассказывал, что на Эльбрусе таких дурачков спасают уже МЧСниками, потому что там кувыркается не до +5, а до -25. Чтобы согреться, с высоты я уже шел с периодическими пробежками.



Закатный вид на Умбозеро потрясающий, но, как и многое другое, его невозможно описать словами. Поставив лагерь на той площадочке на берегу Раслака, мы любовались невиданными, марсианскими пейзажами, закат окрасил цирки сначала в ярко алый, а затем в фиолетово-красный. У нас был пир, доставалось всё купленное в Ревде, и сбереженное ранее.



Водные процедуры. Снова в Нильмогубе. Белухи. Фейрверк. 17.08.2015

Я проснулся в семь утра, от абсолютно «крымского» ощущения медленного «запечения» в палатке. Какие разные бывают +7, вчера вечером мы в +7 едва не зубами стучали, сегодня +7 нежат нас солнышком. Тело просит гигиены, а тут под боком Раслак, водичка текущая здесь, еще каких-то полчаса назад была ледниковым снегом, поэтому будем мыться комфортно. Делаем большой кан кипятка, и второй кан только что оттаявшей, на крупном камне будет назначена душевая, дальше всё как дома в отсутствии горячей воды.



Я предпочитаю хозяйственное мыло всяким современным средствам, моет чище и заживляет десятки разнообразных царапин, порезов, укусов насекомых и прочих атрибутов походно-кочевой жизни. Какого-либо сильного дискомфорта от невысокой температуры не ощущается, спасибо солнцу. А удовольствие от чистого тела и чистой нательной одежды – невероятное.



Заезжаем в Тэдино за свежепосоленной красной рыбкой на ужин и в Зеленоборский, пообедать традиционно вкусными гамбургерами, заправиться и по уже знакомой нам грунтовке прибываем в Нильмогубу.



Говорят, здесь можно пообщаться с Белухами. Не врут. Семь сотен, теряющих свою ценность, рублей, и сорок минут гладить, кормить, общаться и узнавать про этих невероятно-космических дельфинов. С одной стороны, дороговато, но мы уже в Карелии, а здесь всё дороговато, с другой стороны — это всего лишь деньги, в обмен на которые ты получаешь уникальный опыт. Для меня открытие было в том, что дельфин на ощупь похож на кальмара, очень нежная и ранимая кожа, удивительно, животное под тонну, а никакой брони. Еще, из-за отсутствия спинного плавника, белуха воспринимается мной как нечто среднее между дельфином и тюленем.





Ищем место для лагеря, присмотренное ранее оказалось занято, находим, я капризничаю, наше путешествие неумолимо движется к окончанию, а так хотелось бы продолжать, день за днем, открывать новые места, дышать полной грудью любознательного исследователя мира, себя, своих возможностей.
Встаём, местечко неплохое, но из-за обильной популяции косолапычей в этих местах, никак не удается полностью расслабиться. Для разрядки я запускаю световые эффекты из разнообразных шутих, оставшихся еще с нового года. Потом мне в руки попадается очередной цилиндрик, поджигая который я ожидал разноцветных искорок и салютин, бабах раздался такой, что стало ясно, мишки к нам не придут, мне кажется, всё живое в радиусе пяти километров забилось по норам, в ожидании «когда эти придурки уедут». Теперь можно спать спокойно.



Лирическое отступление №10. Как не «киснуть», возвращаясь домой.
Когда экспедиция переваливает за экватор, очень сложно побороть ощущение того, что самое лучшее позади. Впереди год работы и томительное ожидание следующего лета, и как же долго теперь не произойдет ничего невероятно интересного. Для начала надо назначить на обратную дорогу что-то новое, какое-то приключение, которого раньше не было, Белухи в Нильмогубе и Бесов Нос, стали тем самым резервом, который бодрил. Потом вспомните, сколь интересно прорабатывать маршрут, возить курсором по карте, переводить условные обозначения в предвкушение рек, дорог, бездорожья, гор, морей. Читать отчеты побывавших. Еще стоит вспомнить количество выходных дней «просиженных» дома, у нас их совсем мало. Просто большое приключение уступает место многим малым приключениям, а их интересность и насыщенность зависит только от нас самих. Первый раз, наверное, сложно, выбраться из-под клетчатого пледа, собрать рюкзак и выйти из зоны комфорта, но, вспомните, как быстро прошли предыдущие десять лет, следующие десять пройдут еще быстрее. Человек слишком недолговечен.

В Шальский. Страхи и надежды. 18-19.08.2015

Длинный, хорошо знакомый перегон, но цели у нас разные, второму экипажу надо в Москву, а нам еще предстоит поездка к Бесовому носу.



Сотни переживаний, сомнений, страхов — как всё пойдет, как выбираться, если застрянем или, что еще хуже, сломаемся. Я не супермеханик, у меня не полная машина запчастей, и ожидание приключений с одной стороны, уравновешивается страхами одиночного плаванья с другой.
Вечереет, проехали Шальский, выехали на пляж, Онега искрится как-то совершенно по прибалтийски, много солнца, песка, сосен и бесконечная гладь воды, чистой, прозрачной. Онего-море.



Теплым, солнечным утром, команды автоэкспедиции разворачиваются в разные стороны.



Эпилог. День Тюленя. Знакомые звуки. Как найти стальную проволоку методом дзен. 20-21.08.15

Неспешно потягиваясь, выбираемся из палатки, мы в Шальском и сегодня у нас большой праздник – День тюленя. Экспедиция завершена, нас ждет один длинный перегон до Москвы, а сегодня мы будем лениться, нежиться и бездельничать.



Поехали в Шальский, купить что-нибудь перекусить «непоходное», поселковый магазин в жилом, деревянном доме, с печкой внутри. Среди прочего, мы приобрели там пельмени «Медвежье ушко» по 87 рублей за полкило (обалденно вкусные, с мясом), вареную колбасу вкусом из детства, вологодский кефир и трехлитровую банку вишнево-клубничного компота, всё было недорого и очень-очень вкусно. Солнце пригрело так, что хоть купайся, валялись, дремали, подставляя солнечным лучам тела, так соскучившиеся по теплу. После обеда неспешно доехали до Гакугсы и уже в знакомом гостевом доме заказали баню, гладили собак, кошек, болтали обо всём, воевали с гнусом, а потом наслаждались паром.





К финалу нашего путешествия наше восприятие всего очень поменялось, отпустило всё напускное, негативное, мы стали заполнены какой-то невероятной уверенностью и ощущением бесконечного счастья.
Даже когда на костетряском участке дороги Вытегра-Вологда, я услышал знакомый звук нарушения последовательности действий выхлопной системы, я не испытал какой-либо тревоги или расстройства.
— Пойду, дойду до Камаза, возьму у него стальной проволоки, у нас резонатор отгнил в месте соединения с глушаком, сделаю проушины, подвяжу, поедем дальше.
И просто пошел, повторил сказанную последовательность действий. Чистый дзен.





Заехали в Вологду, купили резонатор, поставили, попали в пробку в Ярославле, потом на московском МКАДе, но уже ничто не могло нарушить той гармонии, которая поселилась в наших душах.

ALL I HAD, I GAVE. 31.08.2015

Моему другу, Пашке Спайку Слободчикову.



К части 1

Комментарии (20)

RSS свернуть / развернуть
+
0
+ -
avatar

ucitel

  • 9 сентября 2015, 16:13
Спасибо, спасибо, и еще раз огромное спасибо за то, что я думал никогда не увижу.Просто потрясающе.
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 9 сентября 2015, 16:19
Это вам спасибо за теплый прием.
+
0
+ -
avatar

SuperMax

  • 9 сентября 2015, 16:30
Как не «киснуть», возвращаясь домой.

Я начинаю в черновом варианте планировать следующее путешествие. Помогает.
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 9 сентября 2015, 16:35
))) У нас следующее распланировано с примерным маршрутом уже месяца два как)))

Мне помогает обдумывание отчета, я еду и подбираю слова, которыми можно описать то, что я сейчас вижу и чувствую.
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 9 сентября 2015, 17:35
В послеобеденное время ребята ожили
— и дальше фотография каких-то костей и рогов… аж вздрогнуло))
А вообще очень захватывающий отчет, из разряда «Где я не буду никогда — оооо», спасибо!
Что еще можно от Вас ожидать в ближайшее время?
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 9 сентября 2015, 17:49
Вот, нашелся человек, который оценил прикол))) Это олений череп с хребтом, который немного пожевали песцы.
По поводу чего ожидать… из написанного есть очень необычный Крым образца тринадцатого года можно его адаптировать, можно написать пешеходный Крым этого года, есть разведка на Север 13 года, но отчеты за 14 и 15 год, гораздо более полноценны. В ближайшее время планируется посмотреть, каково на Ворголе золотой осенью. О большой экспедиции следующего года писать не буду — чтобы не сглазить.
Что касается — Где я не буду никогда, всё в ваших руках, как видите, бюджетные внедорожники существуют, а возможности человека на самом деле бесконечны.
+
0
+ -
avatar

begun12

  • 10 сентября 2015, 11:07
Что касается — Где я не буду никогда, всё в ваших руках, как видите, бюджетные внедорожники существуют, а возможности человека на самом деле бесконечны.

— не спорю, возможности бесконечны — если есть желание. У меня его точно не наблюдается, но вот отчеты об этих местах практически всегда читаю, ощущение, что я там везде была.
Подтверждением Вашим словам о небывалом увеличении путешествующих по Заполярью служит и резкий рост отчетов по этой теме на этом сайте. Если прошлый год прошел под знаком Норвегии, то в 2015-м чуть ли не самые популярные теги — Медвежьегорск, Заполярье, Териберка, Тоня Тетрина и пр.
Например, вот вот и вот (навскидку)
Я так думаю, и Ваши рассказы будут способствовать росту популярности по этому направлению. А что — хорошо написано, увлекательно!
+
0
+ -
avatar

merenga25

  • 10 сентября 2015, 12:46
Рост популярности для этих краев, на мой взгляд, это ужасно. Для путешествия по северу, необходима безлюдность. Когда- то давно мы побывали на Териберке, в тот год сняли запрет на вьезд (погранзона). Там было всего две палатки и две машины и то в большой отдаленности.
А сейчас прочитав эпизод про Териберку расстроились.
+
1
+ -
avatar

Сергеевич

  • 10 сентября 2015, 13:06
Как у каждой медали, у посещаемости севера есть две стороны.
1)Во первых, эти, обезлюдевшие сейчас места, каких-то 25 лет назад, были густо населены.
2)Мы, должны знать свою страну и её историю, без этого нет будущего.
3)Приезжающие туристы, так или иначе развивают регион, это важно.
4) Вместе с профессиональными туристами, которые очень тщательно следят за культурой и экологией, прибывает всякая шваль, гадящая вокруг.
5) Поверьте, здесь найти уединение очень легко, всё зависит от возможностей автомобиля.
К сожалению, никакое явление не бывает однозначно хорошим, но оно и не бывает однозначно плохим. Я всего лишь не поеду туда, где ездят люди, которые мне не нравятся, русский север огромен, даже не так, ОГРОМЕН!
+
0
+ -
avatar

LudaSamara

  • 10 сентября 2015, 08:01
Огромное Вам спасибо за то, что познакомили с местами, которые вряд ли увижу. С огромным удовольствием прошла с Вами этот путь! С черепом лося- улыбнуло!
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 10 сентября 2015, 09:59
Спасибо) Только это северный олень, они размером с пони, у лосика голова раза в два больше, как и он сам. Объединяет их то, что и у оленей и у лосей очень скверный характер, но если оленик, в силу размера и пугливости может просто покусать за… ляжку, то лосик вполне способен нанести серьёзные повреждения.
Еще лось животное лесное, из врагов, кроме человека, имеет косолапыча и волков, да и то, если молодой или наоборот старый, живется им в тайге вольготно.
Северный олень животное тундровое, медведи и волки в тундре не водятся, лисам, песцам и россомахам он не по зубам, погибают или от рук браконьеров или навернувшись с горы (в отличие от коз, навык альпинизма проработан слабо).
Одомашненные, которых в этих местах пасут саамы, людей не боятся, но признают только своего хозяина и его семью, всех остальных будут толкать и кусать.
+
0
+ -
avatar

LudaSamara

  • 10 сентября 2015, 10:08
Спасибо за развернутую инфу про копытных! У нас то же водятся лоси, в детстве я даже видела их издалека, а в прошлом году несколько штук путешествовали по городу! Специалисты сказали, что они переплыли Волгу!(правда она в районе города и не широкая), но все равно впечатляет!
+
0
+ -
avatar

merenga25

  • 10 сентября 2015, 12:35
Прекрасный отчет.Молодцы ребята. Север в сердце с детства. Прочитали с огромным интересом. А интерес практический — скататься в те места повторно и глубже.
Если не секрет, какими картами пользовались? Как составить такой подробный маршрут с таким количеством названия «пунктов» и дорог (пустыня Кузомень, Аметистовый берег, Ловозерские тундры, перевал Муста-Тунтури, Швабский тракт)? Заранее спасибо.
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 10 сентября 2015, 12:41
Без каких-либо проблем, могу с подробностями рассказать вам маршрут и накидать карты, наверное это удобно сделать в личке, или даже вконтактике (есть возможность пересылки документов) мой вконтактик
+
0
+ -
avatar

merenga25

  • 10 сентября 2015, 12:48
Огромное спасибо! Заявку в ВК отправила.
+
0
+ -
avatar

OlgaNN

  • 11 сентября 2015, 19:51
спасибо за очень хороший интересный отчет и красивые фото! прочитала с большим удовольствием! некоторые места и дороги оказались знакомыми, в прошлом году доехали до Карелии! про завышенные цены там согласна — мы снимали трехкомнатную квартиру в центре Санкт-Петербурга за 3.5 тыс в сутки, а потом в Карелии на абсолютно пустой турбазе нам сдали маленькую комнату на пятерых в удобствами на этаже за ту же цену…
+
0
+ -
avatar

usnatasha

  • 16 сентября 2015, 16:44
Очень понравился отчет, спасибо. Кое-где в Карелии пришлось побывать на машинке, в Северной Карелии и Заполярье — в лыжных походах еще лет тридцать назад, но впечатления до сих пор живы.
Посмеялась над квалификацией водителей. Судя по моему региону, я — расслабленный енот, который на горных дорогах становится замороженным. Прям в точку! Правда, как помню, в Карелии я была енотом из вечной мерзлоты. :)
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 16 сентября 2015, 17:53
Спасибо)
+
0
+ -
avatar

Len4ik

  • 15 января 2016, 22:38
Как же круто! Родилась и выросла в Мурманской области, а практически ничего не видела, кроме Териберки… Спасибо!
+
0
+ -
avatar

Сергеевич

  • 17 января 2016, 17:23
Русский север — наша душа, основа основ, его надо изучать, холить, лелеять и заселять

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.