Яснополянское / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Яснополянское

На днях в очередной раз сопровождала на экскурсию в Ясную Поляну группу коллег, прибывших «по делам фирмы» из Москвы и прочих городов. Пока они были с экскурсоводом в доме Толстого, решила побродить по осеннему парку. Не могу даже приблизительно сказать, сколько раз я здесь была, но осенью Ясная Поляна нравится больше всего. Возле толстовского дома в собачьей будке увидела такую вот картину: не часто встречаются злобные сторожевые кошки…


Час был достаточно поздний, в 17.00 экскурсии завершаются, безлюдные уголки яснополянской усадьбы так и просились в кадр. Тому, кто там не был, трудно передать удивительное очарование этого места. Даже самые закоренелые скептики не могут покинуть его с равнодушным сердцем. Весной — это буйство цветения яблоневых садов, которые занимают огромные площади вокруг усадьбы. Летом – постоянная прохлада от гигантских тополей, тихо зацветающие зеленые пруды, в которых, по непроверенным слухам, клюют во-о-от такие караси! А осень… Осень в Ясной Поляне – это классика, то самое знаменитое «очей очарование».
Можно как угодно относиться к личности Толстого («Ненавижу «Войну и мир»!» — «Читал?» — «Ксерил!»), но нельзя отказать Ясной Поляне в праве быть одним из «сильных мест» в русской культуре. Действительно, это не просто географическая точка – место рождения и последних дней жизни писателя со всемирной славой, но и место, где на протяжении 60 лет создавались все самые значительные его произведения. Да и сама Ясная Поляна многократно описана художником в самых значительных его романах: «Война и мир», «Анна Каренина».


Само название – уже поэзия. Я слышала несколько вариантов его происхождения (самая распространенная версия — от ясеневая. Мимо Ясной Поляны протекает маленькая речка, теперь уже ручей, Ясенка). Одно точно: это название как нельзя лучше подходит к усадьбе.
«Ясная Поляна! Кто тебе дал твое красивое имя? Кто первый облюбовал этот дивный уголок и кто первый любовно освятил его своим трудом? И когда это было?
Да, ты действительно ясная — лучезарная. Окаймленная с востока, севера, запада дремучими лесами Козловой засеки, ты целыми днями смотришься на солнце и упиваешься им.
Вот оно восходит на самом краю засеки, летом немного левее, зимой ближе к опушке, и целый день, до вечера, бродит оно над своей излюбленной Поляной, пока не дойдет опять до другого угла засеки и не закатится.
Пусть бывали дни, когда солнца не было видно, пусть бывали туманы, грозы и бури, но в моем представлении ты останешься всегда ясной, солнечной и даже сказочной», — так писал о Ясной Поляне сын Л.Н.Толстого Илья Львович Толстой (Толстой Илья. Свет Ясной Поляны. — М., 1986. – с. 76).


Что за слово – «засека»? Засека, или засечные леса, — явление многовековой истории. Название «засека» восходит к XVI веку. Именно тогда московские правительства Василия III (Темного) и Ивана IV (Грозного) создали оборонительный рубеж — «засечную черту»: для обороны от татар использовались естественные труднопроходимые леса. Засечными они назывались потому, что в них подрубали деревья и валили макушками на юг, причем ствол не отрубали от корня, а только «засекали», чтобы кочевникам труднее было разбирать завалы, да и дерево начинало пускать новые побеги и врастать в землю. Эти леса охранялись государевыми людьми от порубки и пожаров. А земли вдоль засек заселялись служилыми людьми, на которых лежала обязанность охранять рубежи центральной России. Воеводой при Иване Грозном в Крапивне был Иван Иванович Толстой. Издавна эти земли западнее Ясной Поляны защищали Волконские. Со временем надобность в защите от татар исчезла, но до сих пор сохранилась часть этого заповедного леса вокруг Ясной Поляны. Несмотря на природоохранный статус, лес этот далек не только от своего первозданного вида, но и даже от того, каким его застал сам Толстой.
Прадед Льва Николаевича по материнской линии – Сергей Федорович Волконский, боевой генерал, отличившийся необыкновенной храбростью в Семилетней войне, – стал владельцем Ясной Поляны в 1763 г. После его смерти Ясную Поляну унаследовал его сын князь Николай Сергеевич. В 46 лет он вышел в отставку и переехал из столицы в имение, где с большим размахом и рвением занялся хозяйством. Он жил с дочерью Марьей, был нелюдим, ни с кем из соседей не общался и сам никого не принимал. Именно его называют прототипом старого князя Болконского в «Войне и мире». А вот и дом Волконского в Ясной Поляне, прототип литературного гнезда князей Болконских:


Напротив дома – конюшня с соответственным запахом: здесь до сих пор держат лошадок на потеху прогуливающейся публике:


Дочь князя Мария Николаевна вышла замуж через год после смерти отца за графа Николая Ильича Толстого. Предок его, Петр Андреевич Толстой, был личностью весьма знаменитой и выдающейся. Был сподвижником Петра I, зарекомендовал себя коварным политиком и хитрым дипломатом (именно он вернул из-за границы Петру сына – царевича Алексея, обвиненного в измене). Вскоре после венчания родители Л.Н.Толстого уехали из Москвы в Ясную Поляну, и именно в Ясной Поляне, в родовом имении князей Волконских, родился будущий писатель.
К сожалению, дом этот не сохранился. На этом месте в усадьбе – только памятный камень. Дом продали соседу-помещику, тот разобрал его, как конструктор, и перевез в свое имение в нескольких десятках верст от Ясной Поляны. Уже в начале прошлого века дом этот обветшал и до сегодняшнего дня не сохранился. Дом был продан, как гласит официальная версия, для воплощения творческих планов молодого писателя Льва Толстого: он планировал издавать собственный журнал. Но планам не суждено было воплотиться, и будущий гений во время Севастопольской компании проиграл деньги, вырученные от продажи дома. Стыд от этого поступка преследовал писателя долгое время. Сейчас на месте проданного дома – парковые деревья.
А вот жить самому Толстому и его все возрастающему семейству пришлось в самом большом флигеле. Наши гости во время экскурсии задали вопрос: где же проходили балы? Какие балы, не было места для этого в усадьбе, самая большая комната – столовая, с огромным столом.






Самая милая часть старого дома – уютная веранда с запоминающимся рисунком деревянных балясин:




В другом флигеле в 1861-62 гг. Толстой открыл школу для крестьянских детей из находящейся поблизости деревни с таким же названием. Как говорят злые языки, дети-то были толстовские… Официальная версия гласит, что педагогическая деятельность Толстого имела значительное влияние на русскую педагогическую мысль. Но увлечение школой продолжалось менее двух лет, так что потом в стенах флигеля размещались многочисленные гости, коих всегда было так много в усадьбе.


Вряд ли можно говорить о фотографически точном описании Толстым Ясной Поляны. Тем не менее, конкретные детали яснополянской усадьбы и пейзажа фигурируют в художественном изображении «дворянских гнезд» «Войны и мира» — Лысых Гор и Отрадного.


Приведу несколько примеров из литературоведческих источников. У въезда в Лысые Горы, усадьбу Болконских, расположены каменные ворота, к большому барскому дому ведет аллея «прешпект», подле дома находится парк с оранжереей, липовые аллеи, «составляющие квадрат и звезду», дубово-березовая роща со старым дубом. По «прешпекту», забросанному снегом, проезжают Курагины, по «прешпекту» едет и нежданный князь Андрей во время родов «маленькой княгини». И сегодня посетители поднимаются вверх к дому от башенок въездных ворот по «прешпекту»:


В меньшей степени, чем в Лысых Горах, Ясная Поляна угадывается в Отрадном, усадьбе Ростовых. Но и здесь фигурируют большой дом, «прешпект», а в черновых вариантах романа — «Чепыж». Все это говорит о том, что живые яснополянские впечатления властно владели Толстым и сказывались в его произведениях особенно ярко тогда, когда в них изображались усадьбы помещиков, деревня, природа среднерусской полосы. Ясная Поляна и ее окрестности «живут» и в «Анне Карениной». Калинов луг в «Анне Карениной», место покоса, в котором принимает участие Левин,— это яснополянский Калинов луг, протянувшийся по берегам реки Воронки, окаймленный полосой леса, близ которого проходит про¬селочная дорога. В данном случае топография реального пейзажа Ясной Поляны выписана с детальной точностью.


И сегодня очень легко представить, как толстовские герои спасались от летнего зноя в водах тенистого пруда. Правда, в осенние дни купальня уже не манит, да и нам, усвоившим слова «бикини» и «топлесс», неведомо предназначение плетеной купальни:


Прудов в усадьбе несколько.


Верхний, расположенный слева от входа в усадьбу, – самый большой. На одном его берегу раскинулась деревня Ясная Поляна.


Между прудом и конюшней – яблоневый сад. Яблоки всегда росли в толстовской усадьбе, причем среди них были и исключительные итальянские сорта. Несколько лет назад руководство музея-усадьбы решило возродить славу яблоневых садов. Саженцы были выписаны из Италии – те самые. Не знаю, то ли зимы у нас стали более жестокими, то ли ухаживать надо было лучше – факт остается фактом: половина саженцев не перенесла первую же зиму. Потом посадки восстанавливали, но пока разница в росте молодых яблоневых деревьев видна.



Со стороны парка Клины – сорта попроще. Яблок в этом году было мало, но в кроне деревьев до сих пор видны невзрачные на вид, но очень ароматные яблоки: куда там до импортных стандартов!


По противоположную сторону «прешпекта» расположен Нижний пруд: он меньше по размеру, но куда живописнее.


В непосредственной близости от пруда, на границе парка находится беседка: почти такая же была здесь всегда, отсюда, со стратегической точки обзора, были видны приближающиеся к усадьбе экипажи.


За оградой парка белеют очертания яснополянской школы, основанной дочерью Льва Николаевича – Александрой Львовной. Младшая, любимая дочь Толстого была в числе немногих, знающих об уходе Толстого из Ясной Поляны. Она много сделала для создания музея Толстого после революции, но была вынуждена эмигрировать из России в 1929 году: положение «окопавшейся» в родовом гнезде «графини» было ненадежным.


Еще рядом с Нижним прудом в состоянии постоянного любовного подновления живут с толстовских времен два мостика. Большой мост – излюбленное место свадебных фотосессий.



Ясная Поляна, как всякое место «с историей», овеяно легендами и загадками. Причем создаются они и сегодня.
Одна моя знакомая рассказала историю о том, как они с мужем чудесным летним деньком расположились в высокой траве у самой границы парка: отдохнуть после приятной прогулки. Рядом была тропинка, ведущая к полю за оградой. С тропинки их не было видно, но они услышали голоса – мужской и женский – ведущие неспешный разговор друг с другом. Вот только о чем говорят – понять было сложно, но наша парочка и не прислушивалась к содержанию беседы. Как только голоса стали удаляться, они высунулись из травы полюбопытствовать, кто это только что прошел мимо них. Каково же было их изумление, когда на тропинке никого не оказалось! В общем, эта моя знакомая и ее абсолютный трезвенник-муж до сих пор уверяют, что слышали голоса Льва Николаевича и Софьи Андреевны. И лежать в господском саду на травке они с тех пор избегают.


Яснополянский парк невозможно представить без старых деревьев: если изъясняться шаблонным языком, они как молчаливые свидетели ушедших веков. Или десятилетий. Но, глядя на перекрученные временем стволы, поневоле думаешь о веках.
Умирающие деревья пытаются спасать, заделывают дупла ржавым железом, но против времени лекарства нет.


Вот и мое любимое дерево, вернее, обнявшаяся пара деревьев, мимо которой я всякий раз не могу пройти, погибло. Умерла березка: ее крону обрезали, опилили, оставив только обрубок ствола – грустное «воспоминанье о былой любви».


Недалеко – странная могила Льва Толстого, среди прочего отмеченная указателем. Для любителей черного юмора: в качестве сувенира из Тулы мы часто покупаем фирменные конфеты «Ясная Поляна». Фантики можно легко использовать в качестве наглядного пособия: «Дом Волконского», «Любимая скамейка», «Дом Л.Н.Толстого», «Купальня», «Елочки». Моя однокурсница, умница, финалист всероссийского конкурса «Учитель года» как-то мрачно пошутила: а где фантик с могилой писателя?


Ясная Поляна не вошла в число финалистов конкурса главных символов России. Но ей не нужны эти политические поигрушки: каждый год сюда и так приезжают тысячи людей. Мое отношение к творческому наследию и личности Толстого очень сложное, но в Ясную Поляну я приезжаю часто. И не только с гостями нашей конторы. Самый запомнившийся случай: как-то 31 декабря, когда ожидание праздника было омрачено очень неприятными неприятностями, в половине седьмого вечера мы приехали в Ясную Поляну – искать тишины и одиночества. Оставили машину мерзнуть на стоянке, постучались в будку охранника, дали сто рублей и попросили пустить нас погулять по парку. Он только что пальцем не покрутил у виска, но нас пустил и просил не лезть на охраняемые объекты: сигнализация, то-сё, всем надо новый год встречать… Мы час бродили по сугробам, предусмотрительно держались подальше от охраняемых объектов, прокатились по ледяным дорожкам, замерзли и поехали домой. Новый год встречать – в хорошем и почти благостном настроении. Это место лечит и успокаивает, приезжайте, уходите подальше, от погибшей березы – прямо, а потом – направо, ступайте до елочек, посидите в самых удаленных уголках яснополянского парка и … И что? Не знаю, но вот точно очень хочется снова пошуршать там листьями уже в ближайший выходной.




Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

SemenovEA

  • 11 октября 2013, 10:15
Потрясающий рассказ!!! Очень понравилось!
+
1
+ -
avatar

begun12

  • 11 октября 2013, 10:27
Потрясающий комментарий! Мне очень понравился!!!

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.