...«Не так давно avtoturistu.ru/blog/otchety/5835, г.Котор(Черногория), Бока-Которская бухта, вдохновили посетить страну сказочных фьёрдов — НОРВЕГИЯ».
Слова, не были «выброшены на ветер», а это значит, ребята, нам есть что рассказать.
Собственно начнем с «вкусненького», с маршрута:
Волгоград — Москва — СПБ — Выборг — Ваалимаа(Финляндия) — Хельсинки — Турку — прыгаем на паром «Viking Line» — Стокгольм(Швеция) — Хедемура — Эльвдален — Стоа(Норвегия) — Трусиль — Оппдал — Кристиансанд — остров Свегойя, Аверой. обратный через Мёльде — Олданснес — Алесунд — Гейрангер — Стрюн — Ольден — Лом — Аурланд — Гейло — Тюседаль — Драммен — Осло — Карлстад(Швеция) — Стокгольм — Турку(Финляндия) — Хельсинки — СПБ(Россия) — Москва — Волгоград. Пробег около 9000км.
Попробуем разложить, что же Вам нужно чтоб пуститься в подобный маршрут:
1. Виза 35 евро(желательно именно Норвежский шенген), с человека.+ 1000 руб. сервисный сбор(если подаёте не в Констульство или Посольство). Визовый центр Global Vision, возможно в Вашем городе.
— Все по визе в Норвегию www.norwayvisa-russia.com/
— Портал подачи заявленияselfservice.udi.no/en-gb/
2. Медицинская страховка, на каждого туриста, на весь срок предполагаемого нахождения в шенген зоне. 500 руб. на человека на неделю с min покрытием 30000 евро.
4. Ваш маршрут в свободной форме. что то вроде "… Выбыли из пункта А 23.06.2014 ==> Прибыли в пункт B 24.06.2014" Указываете города, места пересечения границ.
5. Подтверждение броней отеля. Дабы не расписывать и не бронировать кучу «вилами по воде писанных» дат пребывания в тех или иных отелях, бронируйте один отель на весь срок пребывания (с бесплатной отменой в Booking.com для посольства).
По получению виз, отменяете и корректируете свои «ночевки» по ситуации. Подтверждение финансовых средств при подаче на визу, визовый центр интересует только справки о доходах, с работы, а так же в меньшей степени, выписки с кредиток и дебетовых карт.
6. Финансовый аспект. Каждый выберет для себя более удобный и выгодный. Мы же в свою очередь зарядились следующим образом:
Немного налички: 400 евро, 5000 руб.
Очень много кредиток(Норвегия, всё таки;).
Основной дебет на картах MasterCard,Visa/
Местную валюту(Кроны) не покупали. Бюджетный итог подведем в конце отчета.
7. Паром бронируем здесь, направление, например Турку-Стокгольм www.vikingline.ru/ru/russia. Автопакет с двухместной каютой(туалет, душ), «туда-обратно» — 112 euro
8. Одежда весенне-осенняя. С палаткой — только спальные мешки, с кедами — только теплые носки и т.п Температура в июне-июле в зависимости от региона, но не поднималась выше 15, ночью дуба можно дать, а днем бывало и жарко в верхней одежде.
9. Всё важное выше, а остальное ограничивается вместимостью вашего багажника и изощрённостью вашей фантазии.
Ну что же, «мешки» собраны, и мы, с ощущением присутствия легкого мандража, как и перед поездкой, так и перед началом рассказа, окунёмся ещё раз, в этот мир путешествий, свободы и приключений.
Поехали, ребятишки!!!
Нас теперь, трое, Я, — «бессменный водитель», никогда не подводившей в любой дороге, легендарной toyota cresta 1994 г.в, 220 л.с, 3.0, пробег на момент поездки 480 тыс.км (представляет JDM клуб tourerV.ru), Жена — «видавшая виды», следующая за мной во все авантюры, и конечно же, «наивный» и ничего пока не подозревающий(насколько это тяжелый труд — путешествовать), Брат(который проспал всю дорогу;).
Утро 21.06.2014г.
Выдвигаемся в сторону «культурной столицы» СПБ, где совершили первую ночевку.
Впечатления, типичные для «провинциального брюзги»:
— дороги: М6 убитая напрочь, кто ездил этим летом поймет. Ремонты мостов, пробки в разгар дня. На данный момент состояние дороги терпимое. М10 делают в некоторых местах основательно.
— Пробки Москвы. Приложите все «земные силы» проехать столицу до 5:00 часов утра, неважно будни, выходные.
-20-ти километровые заторы на въезде МКАД всячески мною фиксировались с «широко открытыми глазами».
— После Москвы, по традиции, «плотненько двигаемся» в Волочке. Совет: Переведите дух и переждите «заторчик» в местном McDonalds(если не закрыли.)
— Фуры на М10 не уступают Вам в «скоростных маневрах», что показалось очень забавным.
— Ленинградская область, время 23:00, светло, однако!
— Выборгское шоссе по-радовало свободным трафиком.
— Последняя заправка «Лукойл» координаты в гугл (60°36'23.2«N 28°00'31.8»E) (где мы и заночевали) перед п/п Россия-Финляндия пос.Торфяновка.
«Первых» типичных финнов, фанатично заправляющихся дешёвым бензином, вы скорее всего увидите здесь же.
Местная, так скажем, «кулинария» располагает всякого рода вкусняшками, а «лукойловская парковка» гарантирует спокойный и здоровый «авто-сон». Вместе с «отсиженными пятыми точками», позади 1950 км. и более 24 часов «рулёжки».
Затемно подъем и двигаемся в сторону Финляндии, по ещё окутанной ночью, приграничной зоне.
п/п Россия:
— машин мало(1-2, время 5:00 утра)
— Заставили разобрать пол багажника в поисках неизвестных запрещенных вещей.
— Выяснилось, что нельзя провозить бензин в канистре (20 л.)*., но всё же разрешили со словами — «Аккуратнее там с бензинчиком»;)
— Вообщем, все проходило грубоватенько и с пристрастием. Я конечно же в шоке, но вида не подаю;)
п/п Финляндия:
— «Контролеры» две девушки, финки соответственно.
— Культурно, грамотно, одной рукой поднимали прям в багажнике вещи, весом 20-30 кг, вместе с той самой, 20-литровой канистрой бензина, в поисках «чего-то», облазили всю машину, можно даже сказать, — «разобрали и собрали», но всё быстро и качественно. Традиционный вопрос, — «Кудя ви йедите?», и вот мы уже на земле Суоми, в стране чистых озёр и сказок и конечно же другим временем, на один час отстающим от Московского летом, и на два часа зимой.
Без навигатора(как оказались мы), ориентируемся, для тех кто пересекает, Торфяновка-Ваалимаа, по «международке» Е18 на Хельсинки, нац. номер дороги "7", а затем двигаемся в сторону Турку (на знаках обозначается Turku Åbo) по всё той же автомагистрали E18. От границы до Хельсинки по скоростной около 185км.
От границы до Турку по скоростной 350км.
Дороги приятные. Автомагистраль ограничение — 100-120 км/ч
Про населённые пункты не забываем — 50 км/ч
Вне нас.пунктов и магистралей — 80 км/ч
Камер много, «гаишников» не встречали.
В Хельсинки пробки, дороги узкие, пешеходы в «приоритете» очень серьёзном.
В Турку по-спокойнее, приятно гулять; на выездах с города очень много фур.
Бензин в среднем по стране, около 75 в рублях за литр(по текущему на тот момент курсу). Все заправки на «автоматах» в электронном, безналичном обслуживании. Подъехали, вставили карточку, в терминал рядом с пистолетами, выбрали кол-во бензина и «пошла вода, горячая»)))
Город Турку.
Старейший город Финляндии встречает умиротворенным утренним спокойствием. Хочется скорее бросить авто и прогуляться по улочкам, вдоль набережной реки Аура, и эмоционально «напиться» финской природой в слиянии с достопримечательностями, некогда культурной столицы Европы*.
Куда же сходить, на что посмотреть?
* Замок Турку
Популярное место среди «транзитных туристов». Находится близ порта отплытия основных паромов в Стокгольм, Таллин, Мариехамн.
Построен в 1280г. Вход в замок, судя по табличке 7 евро. Мы вошли, как и все остальные, бесплатно.
* Михайловский собор Турку.
* Набережная реки Аура
Возможно Вам повезет оказаться во время очередного фестиваля рок-музыки или средневековой ярмарки, проходящие в июле и в августе.
Покушать стоит, для Финляндии относительно не дорого, в 15 евро уложитесь или же закупитесь в местных маркетах(хлебушек-100-150 руб., молочко, часто встречалось с истекающим, на момент покупки сроком годности, около 100 руб. и т.д).
Если быть уж совсем честным, то для «транзита», — денек здесь неплохо провести, а целенаправленно ехать не стоит, — уныло и серенько, а если дождливо, то и в депрессию впасть возможно)
Отходит паром из Турку до Стокгольма в 08:45(по местному времени). В будние с местами проблем нет, но а если вы планируете «поплавать» в выходные, то всегда можно забронировать, да и в стоимости, в любом случае выигрываете, при заблаговременном планировании.
Встаете в очередь «Check in», дожидаетесь, предъявляете паспорта всех пассажиров и водителя, оплата или номер брони(оплачивается на момент бронирования безналично), получаете билетики(они же являются и ключами от кают, а так же дисконт-картами в duty free)
Далее Вас ожидают небольшие формальности с организацией постановки авто в грузовом парке, ожиданием уборки кают, суета в «забивании» мест: в зонах отдыха, «перекуса», возле окошек и вот уже вы отплываете под пение чаек и прохладу Балтийского моря.
Вы совершите 10 часовое турне в сердце островного архипелага «Варяжского» моря (как именовалось на Руси балтийское), остановка в Мариехамн(Аландские острова) и перевод часов ещё на один час назад при приближении к побережью Швеции.
За 40 минут до прибытия в порт, происходит «неожиданная» уборка кают), будьте готовы.
Вечером мы причаливаем в Стокгольм — столицу Скандинавии!
Движение здесь организуется очень стремительно. С корабля, «сонные» водители попадают сразу на «бал» транспортного потока. Заранее приготовьтесь двигаться в нужном направлении, так как остановится тоже будет «негде»(остановки либо запрещены, либо платные). Штраф за неправильную парковку до 10000 в рублях, а за «невинно» не включенный свет можно лишиться 3000 рубликов, а за проезд на красный почти 20000 руб.. Вообщем, всё дорого и сердито!
Цены буквально на «всё» выше чем в Финляндии, в том числе и бензин — в среднем по стране 82 в рублях за литр.
Покушать в дороге, как мы любим, в МакДаке, так же будет не дёшево(при «едином курсе бигмака»). Из жизненного: — Людей на улицах города очень много, как и «бездомных» людей.
— Солидарность к пешеходам на высшем уровне.
— Светофоры чаще «красные», чем «зеленые»)))
— Приготовьтесь к проезду по многочисленным мостикам, которые соединяют 14 островов, на которых раскинулась Северная столица Европы.
Как бы не хотелось двигаться дальше, город притягивает своей необычайной атмосферой слияния богатой, загадочной истории и современной технологичностью.
На различных районах города располагается «тематическая инфраструктура». Будь-то, вы шумный турист, с большими требованиями к насыщенной «ночной жизни», — Вам в Stureplan,
а если же Вы ценитель «исторических вкусняшек», — обязательно посетить Gamla Stan и Риддархольмен, но нежели Ваши финансы так и «рвутся из оков вашего кошелька», посетите районы Сити и Эстермальм.
Мы же, в свою очередь, решили ознакомится с городом на обратном пути, оставив для себя щепотку интригующего интереса.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Далее двигаться по территории Швеции было решено по Е18 и 70-ой (Dalgatan) автодороге. Через территорию региона Свеаланд, прокатившись по историческим провинциям Уппланд и Даларна. В окнах встречали города Энчёпинг, Фалун и провожали Мура, Эльвдален. Провинциальная центральная часть Швеции притягательна своей «уютной атмосферностью». Здесь не спешно проходят дни и не принужденно проводят вечера.
* Вся протяженность дороги от порта Стокгольма до границы в данном направлении около 500 км.
* Дорога регионального значения, но очень хорошего качества, да вообщем, как все дороги Швеции.
* Перед границей был небольшой 20 км. участок грунтовки.
* Скоростной режим ограничивал скорость до 70 км/ч, даже на автомагистралях.
* Платные участки дороги не встречались.
Мрачные, закутанные утренним туманом места приграничной с Норвегией зоны, отложили свой эмоциональный заряд, когда мы незаметно пересекали условную границу с долгожданным оповестительным знаком «Riksgränsen Norge».
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Здравствуй, загадочная и неповторимая Норвегия. Самодостаточная и дорогая), но такая гостеприимная. Пролетая мимо густых таёжных лесов, среди мха и гор с мелькающими снежными шапками, хочется всё дальше и дальше уехать в глубь этой страны, словно закутываясь в «одеяло северных природных красот» этого, незнакомого пока для нас, КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ!!!
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Коммуна Трюсиль первая открывает для нас свои двери(в данном месте концентрируется самый крупный горнолыжный курорт). Мы проезжаем регион, губернию, а в Норвегии называемые «Фюльке»Хедмарк — край лесов, озер и рек. Вся дорога — сплошные природно-заповедные места национальных парков.
Где-то там, в сосновом бору, преступлением было нам, утомлённым долгой дорогой, вот так взять и не подремать в данном месте, приоткрыв окошки, наслаждаясь прохладным, чистейшим воздухом, тишиной и покоем «Леса Язычников»(с древ.скандинаский — Хедмарк).
«Очнувшись» через несколько часов, озябшие и почему-то гордые за себя за то, куда же мы забрались, сквозь клацанье зубов начинаешь осозновать — это СЕВЕР, тот самый заграничный Скандинавский Север!!! Температура за бортом +5, закрываем окошки, печка с этого момента не отключалась до конца путешествия, а прямо по курсу фюльке Сёр-Трёнделаг, как говорится во многочисленных(по всей стране) информационных туристических стендах в зонах отдыха, при дороге, это — «Трёнделаг или Центральная Норвегия – край с щедрой природой, богатой историей и культурным наследием».
Запечатлелись на фоне первого для нас, раскинувшегося на пути Тингволл-фьорде в коммуне Сундалл.
К сожалению не удалось посетить шахтерский городок Рёрус(занесенный в список всемирного наследия ЮНЭСКО) www.visitnorway.com/ru/where-to-go/central/roros/
Зато удалось «схлопотать», «заслуженный» штраф в 4200 NOK(норвежских крон) от "Гаишников в кустах"(назовём их так), которые располагались на удобных креслицах в теньке с камерой в провинциальном городке-общине Тингволь
Вот в таком живописном местечке «отдыхая работает» местная дорожная полиция.
Внимание! 4200 NOK = около 25000 руб.(по курсу июнь 2014) за превышение скорости на 17 км. в обозначенном населённом пункте (<50км/ч), а мы ещё думали — «Какие сувениры и что привезти из Норвегии?»)). Ну и вообщем, как только у нас этот вопрос решился)))мы продолжили свой путь, записывая это происшествие(4200 крооооон!!!!) в «архивы», как одно из самых «ярких» впечатлений за поездку, а будут и ещё)))(читаем до конца).
Мимо фьордов, с высоты гор, на горизонте проявлялся долгожданный «островной архипелаг» береговой линии бассейна Норвежского моря в АТЛАНТИЧЕСКОМ ОКЕАНЕ!
26 июня утром(спустя 4 дня от даты выезда), перед нами открывает свои владения губерния Мёре-ог-Ромсдал в Западной Норвегии(Вестланн).
Расслабляем мышцы, ставим очередную галочку, наполняемся гордостью и эстетическим удовольствием. Для нас это было приближение «Края Света; Нам коренным Волгоградцам, привыкшим к бескрайним степям и знойной летней жаре, здешняя природа полностью переворачивала сознание.
»Техническое мясо":
— Дороги свободные. В основном передвигаются «дома на колёсах», с экипажем категории «лучше поздно, чем никогда»), да-да, на протяжении всей поездки по Норвегии, мы отмечали, преобладающие большинство путешествующих «бабушек и дедушек», чем и объяснялось культурно-спокойное движение.
— В населенных пунктах, и вообще очень часто, — знак 50, поэтому, дабы не попасть как мы, с данной скоростью и советую передвигаться(по возможности).
— Заправки на самообслуживании(автомат): наличка, безнал.
Стоимость бензина — АИ 95,98 колеблется — 115-120 руб. за литр.(по текущему курсу). В Норвегии очень хороший бензин, так говорят, и так есть на самом деле.
Основные бренды, заправки: «Best», «Statoil», «Total», «Nestle», а самое дешёвое топливо ищем на АЗС «YX Aurskog». — около 90 руб/литр(июль 2014)
— Всё по дорогам — курим autotraveler.ru/norway/#.VHiyvdKsWwg
— Парковки, практически, как и везде в Европе, — платные. Исследуя свой маршрут, старайтесь строить его, по существующим на данный момент, 18-ти национальным автомобильным маршрутам, не пожалеете. По пути будут встречаться смотровые площадки с живописными видами, бесплатные парковки, зоны отдыха, вообщем всё для людей.
— По паромам: Не избежать использования внутренних паромных сообщений. В Норвегии переправа, является продолжением шоссе. Частота курсирования данных паромов 20-30 минут.. Стоимость от 500-1600 руб. с автомобиля, также цена зависит от кол-ва пассажиров, но если убежать кому-то, например на палубу, до прихода контролёра(оплата производится после отплытия), можно и сэкономить). Подробнее для планирования, по паромам, читаем здесь www.visitnorway.com/ru/getting-here-and-around/ferries-and-ships/
— Отовариваться продуктами по самым, относительно низким ценам, выгоднее всего в сети маркетов KIWI Minipris/kiwi.no/Finn-butikk/, а также магазины Bunnpris, Coop Prix, Kiwi, REMA 1000 и Rimi.. Цены на продукты высокие:
* Хлебушек 100-300 руб. «Дешёвый» хлеб зачастую либо пресный, либо деревянный. Но однозначно вкус другой...«замоооорский»)))
* Молочко можно и за 100-180 руб. приобрести. Маложирное и… пресное.
* Рыбку, например форель, мы просто осматривали как в музее), 2000-2500 руб. за кг.
* Водичка-минералка 120-200 руб. 1-1,5 литровые. Соки 100-200 руб. По незнанию, невнимательности, «погоне за наживой», увидел «Сок апельсиновый» за 80 руб. почти 2 литра, купил-выпил, впоследствии оказалось, что это концентрат, из которого можно получить 5 литров порошкового «апельсинового джуса».) Привкус концентрированной кислоты и сахара во рту ещё долго сопровождал меня в поездке...)
* Алкоголем не увлекаемся категорично, но в супермаркетах наблюдалось только пиво крепостью менее 5 градусов. Вся алкогольная продукция по стране продаётся только в определённые часы и только в специальных магазинах Vinmonopolet.Здесь можно посмотреть карту расположения всех алко-магазов по регионам.www.vinmonopolet.no/ Далее «техническое мясо» будет периодически дополнятся и вcплывать.
На остров Averoy мы дислоцировались с северной стороны. Минуя острова и шхеры(др.сканд. «скала в море»), город Кристиансунд от которого вниз под Атлантику ведёт одноименный, платный кстати,Атлантический тоннель. Здесь начинается 64 дорога, а именно один из самых живописных национальных туристических маршрутов. Тоннель 5,7 км. и 250 метров в глубину, стоимость в одну сторону сторону 900 руб.
Сразу после выезда с тоннеля наш первый поворот направо к острову Sveggoya и наконец к нашему атлантическому дому, где мы провели 5 замечательных дней, откуда не хотелось уезжать, где мы созерцали, отдыхали и просто жили...
Местечко Sveggvika — это 7 двухэтажных домиков-шале уютно расположившихся на сопках с великолепными видом и один большой рыбацкий дом для гостей на воде. «Тёплые полы, стены», звукоизоляция, кухня, все сан-удобства. Несмотря на изрядную усталость с дороги, я был в восторге,- прохладный океанический воздух, северные чайки, тишина, горы на горизонте, солнце, да… погоде отдельное спасибо, нас радовала на протяжении всей поездки по Норвегии. До ближайшего сетевого продуктового магазина 5 км. в сторону Bruhagen.
Закупившись продуктами на обед-ужин, мы решили провести бездельный день до следующего утра. Кстати, вечер, ночь, утро отличить было не возможно. Здесь всегда светло в это время года.
За бортом пол второго ночи)
Спиться при этом хорошо, под утро конечно «примораживало», опускалось до +3, но и это приветствовалось нами, как экзотика летом.
Свой первый день, конечно же, мы провели по-домашнему: готовили, отдыхали, гуляли по окрестностям, прыгая с сопки на сопку, загорали на камнях и погружаясь в прохладный океанический воздух, дремали на берегу. Вечером, набросав на карте визуальный маршрут исследований на завтра, я не мог заснуть в ожидании следующего дня.
Итак, с точки нашего текущего проживания, предлагаю следующий юго-западный маршрут:Нац. маршрут Atlantic Road, именитый О́лесунн, панорама 222-ух вершин в Мольде, пейзажи Стюр-фьёрда, живописная Rv.63 и конечно же сам Trollstigen(лестница или путь троллей).
* По пути следования АЗС будут располагаться исключительно в нас. пунктах. Спланируйте заранее, чтоб не остаться в горах без горючки, но а при совсем экстренных ситуациях не забываем про единый номер112
В условиях прогулочного режима, затрат времени на прогулки и перекусы, с учётом особенностей дорог западно-центральной части Норвегии, максимальный дневной километраж старайтесь ограничивать 500 км. и менее(300км. с комфортом). Пробег по вышеуказанному маршруту составил те самые 500 км. при этом отбыли из нашего «лагеря» в 8:00 утра, а прибыли в 00:20.
Легендарный Atlantic Road (для нас стала обыденной дорогой «домой» и из «дома» навстречу приключениям)
Осенью большая вероятность захватить шторм на данном отрезке дороги. Зрелище впечатляющее, должно быть.
Далее, не менее живописный Мольдеадминистративный центр фюльке Мёре-ог-Ромсдал.
— к г. О́лесунн двигаться по указателю на Vestnes.
Паромы курсируют в 30-минутном интервале в будние дни. Утром можно застать небольшую очередь. Стоимость около 850 в рублях(по текущему курсу на тот момент)
Через некоторое кол-во времени и километров, заторами на светофорах, нас встречает популярный и неординарный О́лесунн.
Дороги достаточно узкие и совершить остановку практически невозможно. Двигаясь в общем потоке спешащих на работу людей старайтесь искать платные парковки, причем неважно в каком месте, — О́лесунн прекрасен везде, яркие цвета, сказочные формы архитектурного стиля, а все дороги приведут на одну из самых «попсовых» панорамных площадок на горе Аксла. Наверху есть где перекусить или попить водички(2 euro стаканчик). Позади 418 ступенек, некоторыми с трудом преодолимые, на высоте 160 метров мы растворялись в окружающем пейзаже. Город невероятный, месторасположение фантастическое, да что говорить, подобное я видел впервые и не мог оторвать взгляд и радовался как ребёнок.
Подходил к концу тот лимит времени, которому посвятили знакомство с городом и мы отправились дальше.
По дороге на «Лестницу Троллей» не проехали мимо ещё одного популярного "перевалочного" водопада Gudbrandsjuvet
Возможность посмотреть всю эту красоту, для рядовых автотуристов, предоставляется только в летний период(как правило, дорога открыта с середины мая по октябрь). «Драверский» смак: — Уклон спуск-подъём 9%
— На некоторых отрезках серпантина(11 поворотов), разъезд двух автомобилей невозможен.(имеются технические «карманы»)
— Парковка на «пике» 858 метров.
— Обзорные площадки.
— Мосты через горные реки, в окружении величественных гор, и водопадов высотой до 180 метров.
— Дорожное покрытие на 4-ку. В 2005 проходили последние масштабные ремонтные работы.
Вам повезло, если Вы застали ясную погоду, без тумана на «Лестнице Троллей», а мы же отмечали нарастающую пасмурность перед дождём.
День подходил концу и нам нужно было двигаться дальше. Нас ожидали 220 км. пути домой под знаменитый проливной дождь в регионе фьордов. Дождь нас провожал, лютый и холодный. К сожалению сфотографировать всё это «безобразие» не удалось, но как экзотично это не звучало,- Мы, всё таки видели дождь в Норвегии(начитавшись отчётов с пасмурными фото и мрачными настроениями по поводу постоянного дождя на протяжении путешествия по Норвегии, мы готовились к худшему) и отчасти комплект дождевиков — это обязательный предмет «снаряжения в Норвежском трипе».
Небольшое знакомство с городком Ондалснес на берегу Румсдалс-фьорда. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ. ГЛАВА 2
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьВнимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.