Обычный weekend в Финляндии… / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Обычный weekend в Финляндии…

Финляндия, в моём представлении — это страна природного, «натурного» отдыха. Неспешные прогулки по старым городкам, где «музеем» являются сами эти городки — пожалуй вольются естественным образом в такой отдых

Weekend в Финляндии…

День № 0

Счастливые жители Северной Столицы начинают свой путь к радушным соседям прямо от порога. Но нам, скромным обитателям провинции, надлежит ещё добраться до гордого Петрова града.
Приключения начались на КАД. Дело в том, что согласно некого неизвестного закона Природы, все дороги в России в весьма скором времени после постройки, приобретают довольно характерный вид, в виде ям, провалившегося асфальта, колейности. Тип дороги, её статус и даже средства, затраченные на её постройку, никакого значения не имеют. Всё приходит к одному виду неизбежно. Петербургская КАД не является исключением.
Итак, пошёл дождь…
Казалось бы – эка невидаль? Подумаешь дождь – ан не скажи; для езды в дождь КАД оказалась малопригодной.
Когда нашу машину стала медленно обгонять другая, едущая по колее, наполненной водой, то моё лобовое оказалось залитым до полной непроницаемости в течении секунд 10. И эти секунды показались мне весьма долгими! Ориентироваться в пространстве я мог лишь по правому боковому окну, а любой манёвр, равно как и его несовершение, был чреват серьёзным ДТП, учитывая скорости КАД и похожую дезориентированность всех остальных водителей, ибо видимость на дороге не превышала 10 метров. В общем, это был первый (но, как выяснилось позже, не последний!) «адреналиновый эксцесс» в поездке.
Но всё обошлось (Слава Богу!) и мы продолжили путь.
В Питер. Т.к. выезд был намечен на утро следующего дня – субботы.

День №1

Субботнее утро. Не очень раннее – 6:08 – и мы начинаем своё знакомство с Финляндией.
Пасмурно, но так даже легче ехать. Дождя больше нет, и мы храбро выезжаем на КАД. Она пуста до изумления. Летим, летим и через 2,5 часа и 220 км прибываем на погранпост Торфяновка. Здесь нас ждут приветливые пограничники, доброжелательные таможенники и улыбчивые соотечественники в количестве 70 легковых автомобилей.
Очередь движется быстро, и уже через час мы въезжаем на российскую границу. На погранпункте дует ледяной и очень сильный ветер, а также (сами удивились) летают просто полчища комаров, нещадно кусая белесые телеса расслабившихся в предвкушении летнего отдыха, полуголых замёрзших соотечественников и соотечественниц.
Декларации заполнены заранее, машину, как водится, никто не смотрит и уже в 10 часов мы проходим российскую границу, а ещё через 20 минут и финскую.
Памятуя о странном получасовом диалоге с финскими пограничниками в свою прошлую поездку, я несколько напряжён и нервно тереблю в руках бронь гостиницы, гринкарту и ещё какие-то бумажки. Но финского пограничника на этот раз мы не интересуем и «не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав», он ставит заветный штампик в паспорта.
Вперёд, на волю, в пампасы!

Страна Суоми приветливо открывает перед нами все дороги и пути, расстилает зелённые поля и леса, распахивает над нами голубое небо, практически без единого облачка.
И мы решаем ехать в …
Нет, вначале мы решаем – ну правильно – подкрепиться!
Вместе с нами к такому же выводу приходят и другие путешественники и на ближайшей стоянке, мы обнаруживаем сразу несколько машин с жующими и пьющими россиянами.
Мило пообщавшись на тему «как и не уезжали» и закусив на скорую руку (а как это – «закусить на руку»?), мы направляем колёсы свои в город Порвоо.

Первое, что удивляет – это ну совершенно пустынные субботние финские дороги. Какие, прости Господи, грузовики и фуры?? Легковушек-то нет почти! С учётом того, что в выходные в Финляндии не работают практически никакие магазины, кроме крупнейших супермаркетов, то наблюдая пустынные улицы финских городов, невольно задаёшься вопросом: а где люди-то в этой стране?
«Экскурсинно-туалетная» остановка на заправке порождает ещё одну загадку; невозможно сфотографировать табло с ценами на топливо. Нет, никто не запрещает, но то, что ясно видится глазом, не фиксируется фотоаппаратом. На экране мыльницы цифры скачут как блохи под дустом и на фотографии ничего нет.



Многократные попытки разными фотоаппаратам не приводят к успеху. Позже, мне всё же удаётся заснять подобное, но также с большим трудом.



Надо отметить, что ровно год назад на этой же самой АЗС, этим же фотоаппаратом, такой же точно снимок не вызвал никаких сложностей.
Чудеса…

Прибываем в Порвоо. Паркуемся на главной (разумеется!) площади, и запуганные немыслимыми штрафами, бежим скорее платить за парковку. Цена – 4 евро за два часа. Однако!
Опустив монетки и получив чек выясняем, что мы получили право стоять здесь аж целых полтора суток. Потому, что оплатили мы два часа парковки в понедельник, а до этого времени стоять можно бесплатно.
Учите финские знаки, коллеги!




Ну а дальше мы пошли гулять.
Город Порвоо расположен в 48 км от Хельсинки и в 130 км от российско-финской границы. Население около 21 тысячи человек. Это второй по возрасту город в Финляндии после Турку. Статус города Порвоо получил еще в 1346 году, но и до этого события он был важным торговым центром региона — здесь на горе шведы построили деревянную крепость, позволяющую контролировать речную и морскую торговлю на протяжении нескольких веков.
После того, как Швеция была вынуждена передать Финляндию России, Порвоо стал местом первого заседания финского правительства в начале XIX века, когда царь Александр I объявил эту маленькую страну Великим Княжеством.
Своеобразие городу придают хорошо сохранившиеся средневековые деревянные постройки Порвоо, протянувшиеся вдоль берега реки в районе Старого города. Кафедральный собор датируется 1414 г. Именно в нем проходил знаменитый Боргоский сейм с участием императора Алексанра I. В старой Ратуше располагаются исторический музей и музей художника Эдельфельда-Валгрена.

Да, если кто смотрел, то в этом месте снимался фильм «За спичками».

Городок произвёл самое что ни на есть благоприятное впечатление. От него исходила такая аура умиротворения и покоя, что ещё не уехав, уже хотелось вернуться.
Улицы городка были пустынны; редкие прохожие норовили укрыться в тени зелёных насаждений с пивом или мороженым, и лишь небольшие группки туристов на набережной, да в старом городе хоть как-то порой оживляли этот провинциальный пейзаж.

А теперь просто «побродим» неспешно по Порвоо и посмотрим картинки.

Пожилая дама не хочет сидеть дома. Воскресный костюм, кокетливая шляпка, любимые … лыжные палки – и вперёд!



Куда же навострила лыжи, тьфу, палки… – в общем, столь целеустремленно идёт сия почтенная леди? А идёт она туда, где кипит жизнь. На набережную. Пойдём за ней и мы.

Этот знаменитый в прошлом кораблик, уже не рассекает весело волны острым форштевнем, но по-прежнему служит людям и приносит доход хозяину. Уже в качестве ресторации. Ну прям — «Буран» по-фински.



А вот этот исправно бороздит местную акваторию, радуя туристов и повышая налогооблагаемую базу городка.



Среди старых домов попадаются и каменные



Но это скорее исключение. В основном старые дома деревянные. Во многих реально живут люди, ну а некоторые превращены, как водится, в сувенирные лавки.




Не забыли жители и о братьях меньших



Старые дома живут и поныне





Повсюду приметы старины, из которой сделан культ, но культ, приносящий прибыль. Здесь можно не только посмотреть, но и купить всё, начиная от старинных пролетки и мебели



И заканчивая милыми безделушками и мелочами из прошедшей эпохи



Ну вот так ещё можно:



Финны очень любят своего Манергейма и практически в любом городке вы найдёте улицу его имени. НЕ стал исключением и Порвоо



Но встречаются и более экзотические названия улиц:



Старая рыночная площадь с официальными учреждениями



Отсюда открывается красивый вид на реку



И путь наверх



Правильно, к Храму:



Обратите внимание на кладку:



Церковь очень старинная и большая, но внутри, кроме обычного интерьера культового сооружения, находится бронзовая статуя человека в мундире, с треуголкой и шпорами.



Подойти ближе я не смог, т.к. в церкви начиналась церемония венчания, но вот попробую увеличить:



Кстати, в Порвоо мы не раз встречали странные контрасты. Как вам, к примеру, вот эта парочка?



Или вот такая машинка, являющаяся полноправным и полноценным участником местного дорожного движения, а не только ретро-парадов?



Не удержусь, сниму-ка ещё разок:



Или вот такой флюгер, на современной металлической крыше?



Семигор устал; надо бы отдохнуть. Чай не вьюнош…
Благо подобных уютных и я бы даже сказал — укромных уголков в Порвоо хватает.



Ну ладно, отдохнули — побрели извилистыми улочками провинциального Порвоо дальше.
Кстати, в розовом здании слева, если верить вывеске, — шоколадная фабрика. А ведь вовсе не похоже на фабричное здание!



Есть, есть какое-то очарование в этих кривых и тихих улочках.
А ведь — да, действительно тихих! Не слышно ни голосов, ни музыки, ни воплей телевизора, ни рёва бензопилы… Хочется понять, а чем же заняты местные жители? Чем они живут? Как проводят время?
Хочется постучать в дверь или хотя бы заглянуть в окно…

Заглянуть в окно? Хм… так в чём же проблема?





Нда… ничего не прояснилось, но всё равно занятно. Может всё-таки в дверь?



ВОТ В ЭТУ ДВЕРЬ???
Спасибо! Мы лучше как-нибудь в другой раз.

Покидаем старые кварталы и спешим в новые, к любимому Логану. Застоявшемуся на солнцепёке на оплаченной бесплатной стоянке.



На снимке не очень видно, но если присмотреться, то можно разглядеть как старинная мощёная камнем дорога превращается в современную асфальтовую. По ней мы и поедем из Прошлого в Настоящее к следующей точке нашего путешествия.
По дороге к которой мы едва не лишаемся машины и здоровья…

Итак, размякшие под финским солнцем, полные романтичных впечатлений от прогулки по Порвоо, мы бодро катили с разрешённой, между прочим, скоростью 120 км/час по автомагистрали в направлении городка Ловийсы, уже предвкушая в мечтах горячий душ, припозднившийся обед и долгожданный отдых для отвыкших от ходьбы ног. Кроме того в планах присутствовал вечерний променад и полноценный сон в забронированном отеле. Как вдруг…

Для кого-то представленный ниже эпизод, может показаться не очень значительным, но поверьте – опасность была весьма велика и реальна, а возможностей контролировать ситуацию – крайне мало.
Итак, наступило то самое «вдруг», которого так опасаются все путешественники. К которому так трудно быть готовым, и о котором НИКОГДА нельзя забывать.


Как известно, в Финляндии весьма щепетильно относятся к сохранению окружающей среды. Причём самой разной среды; в том числе и фауны, для которой созданы чудесные, практически идеальные условия для жизни и размножения.
Обратной стороной медали (а когда бывало иначе?) стали проблемы всё участившихся контактов представителей животного мира с миром человеческим. И далеко не всегда к обоюдному удовольствию. В частности, животные всё чаще появляются на автодорогах, провоцируя ДТП. Глянув мельком статистику, обнаружил, что, например, лишь в 2007 году произошло 4700 (!) столкновений автомобилей с лосями.

Произошедшее далее заняло всего лишь несколько секунд, но они впечатались мне в память крепко.

Итак, диспозиция: мы двигаемся в первом ряду двухрядного в каждом направлении шоссе. Посередине разделительный газон. От кромки леса, огороженной сеткой для предотвращения выхода животных на дорогу, до собственно дороги, около 20 метров. Казалось бы…
И вот я вижу, как примерно в 100 метрах по ходу движения ПОД СЕТКОЙ пролезает зверь. Косуля! С трудом протиснувшись в узкий лаз, она на секунду-другую замирает и затем, буквально в два-три прыжка оказывается на проезжей части и начинает перебегать дорогу. На всякий случай сбрасываю немного скорость, но экстренного торможения до полной остановки не применяю. Во-первых, машина всё равно на такой скорости не успеет остановиться, а во-вторых, зверь-то вроде как дорогу ПЕРЕБЕГАЕТ. Но всё не так просто. Допрыгав до разделительного газона, косуля поворачивает влево и делает прыжок во втором ряду мне навстречу и в одну секунду оказывается на расстоянии пары метров от автомобиля. И в эту секунду я заговорил! И, КАК заговорил! Оказывается, вот КАКИЕ слова я знаю! Сам удивился. Но повторять тех слов я здесь не стану, не просите…
Но продолжу. Ситуация патовая, т.к. поведение зверя абсолютно непредсказуемо, и что-нибудь делать – это как играть с судьбой в орлянку. С ужасом вижу, как косуля разворачивается влево и уверенно несётся в мою заднюю левую дверь. Расстояние между нами не более 3-х метров (т.е. одного прыжка), и в этот момент я полностью и абсолютно чётко понимаю, что столкновения не избежать. Пассажир на заднем сиденье понимает тоже самое и даже успевает закрыть лицо курткой от осколков стекла задней двери, т.к. у него также не остаётся сомнений в предстоящем ДТП. Рычу «держитесь – УДАР!» и изо всех сил давлю на газ, пытаясь уйти от столкновения. Но Логан не та машина, что славится своей приёмистостью, хотя какое-то ускорение он обозначил. Одновременно высматриваю в зеркало свободный второй ряд и пытаюсь развернуть машину влево, чтобы удар пришёлся по касательной и не опрокинул машину. Но делаю это не резко, чтобы не положить автомобиль на бок просто из-за скорости и инерции. Проходит секунда – но удара нет. В зеркало зверя не вижу, но удара не было – это точно. При последующем осмотре машины, в области багажника по левой стороне, были замечены следы по дорожной пыли, будто от щётки. Т.е. разминулись мы буквально в миллиметры.
Я думал, что сердце просто выскочит у меня из груди!

В общем, вывод: видите зверя – снижайте скорость до минимальной! Будете целее.



Понятно, что сонливость и благодушие со всех сняло как рукой и я даже затрудняюсь сейчас сказать, о чём я думал в течении дальнейшего пути.
Но всё когда-нибудь заканчивается; закончился и этот перегон и вот мы
прибываем в Ловийса.
В этом небольшом городке мы забронировали номер в отеле.



Трёхместный номер обошёлся нам в 87 евро, включая завтрак – шведский стол. И, забегая вперёд, скажу, что несмотря на большое количество еды, взятой с собой, наряду с газовой плиткой, кастрюльками и прочими плошками, мы ни разу не пожалели о том, что не стали отказываться от завтрака.
Почему-то оставив единственного члена экипажа, хоть что-то понимающего по-английски, в машине на стоянке (уже даже и не подумав заплатить за неё), мы с товарищем идём заселяться. Юноша на Reception в недоумении смотрит на протянутую мной распечатку брони, озадаченно смотрит в компьютер, затем зовёт напарницу, после чего они вдвоём надолго замирают, задумчиво уставившись в монитор. Меня начинают терзать нехорошие предчувствия. По-русски персонал не говорит, несмотря на то, что отель явно пользуется у россиян популярностью. Бланки для регистрации напечатаны в том числе и на русском, а на стоянке отеля из 16 машин 6 – с российскими номерами. Юноша что-то спрашивает у нас, но мы в ответ дружно мычим и в свою очередь интересуемся, не говорят ли здесь ХОТЯ БЫ на немецком. Однако, маленький, но гордый финский народ немецкого не знает, а потому я прихожу к выводу, что надо звать свою ангельски-говорящую жену, а мой товарищ, произнеся что-то весьма подозрительно похожее на некий посыл по некоему адресу в сторону персонала, уходит.
Но вскоре все вопросы каким-то таинственным образом благополучно разрешаются, я заполняю регистрационные карточки за всех троих, расписываюсь под одобрительные кивки портье за всех троих. Без проблем расплачиваюсь картой ВИЗА КЛАССИК от Сбербанка, прихватываю в качестве сувенира горсть ручек, с эмблемой отеля, и мы наконец-то вваливаемся в номер со всем своим барахлом.

Ну что сказать про номер? Обычный, в общем-то номер. Три кровати, телевизор, кресло, стулья, тумбочки, шкафы, душ, туалет… По два хороших махровых полотенца (банное и обычного размера), жидкое мыло для рук, гель для душа, шампунь – всё фирмы DAV, фен, пластиковые стаканчики, салфетки для чистки обуви… На стене картина на морскую тематику (как и во всём отеле), постельное бельё присутствует и очень хорошего качества.
Некоторое недоумение вызывает окно; ручек на большом окне нет и открыть его невозможно, а форточка расположена в нижней части окна, и открыть её мешает кровать, которую нам приходится отодвинуть, для того, чтобы впустить свежий воздух с улицы. Также не совсем удачная конструкция душа; вода льётся по полу, но всё это уже мелочи.

Начинаем мы с электрочайника, который предусмотрительно захвачен нами из дому в трёхзвёздочный финский отель, и вскоре по отелю разносятся восхитительные запахи заваренных «бомж-пакетов» с тушенкой, свежепорезанного салатика и бутербродов с «Виолой».



Подкрепившись и слегка сняв стресс, мы решаем осмотреть городок. Карта с достопримечательностями бесплатно лежит в холле отеля, и мы отправляемся на вечерний променад.

Ловийса (фин. Loviisa, швед. Lovisa) — город на побережье Финского залива в 87 км восточнее Хельсинки. Был основан в 1745 году как пограничная крепость (на границе с Россией).
В 2008-м году население Ловийса составляло 7394 человека. Но после объединения с тремя соседними муниципалитетами население Ловийсы на январь 2010 года составляло 15 565 человек. Площадь городского муниципалитета составила 1 751,58 км², из которых 25,83 км² приходится на водоёмы, а 906,13 км² на прибрежные воды. В общем – это морской город.
Город двуязычный: 56% населения говорят на финском языке, 43% — на шведском.
Название город получил в 1752 в честь шведской королевы Ловисы Ульрики. В 18 веке Ловийса, благодаря разрешению вести торговлю с иностранными государствами, превращается в процветающий город. Однако практически весь старый город был уничтожен в 1855, во время Крымской войны. То, что от него осталось — смешные деревянные домики и маленькие улочки.


Ну что, пошли гулять?

Самое потрясающее здание – это, конечно же, церковь, постройки середины позапрошлого века. Мы успеваем буквально за 10-15 минут до её закрытия. Всё-таки уже вечер.



При входе в церковь висит странный колокол. У него нет языка, он сильно повреждён и явно не используется по прямому назначению. Но вот почему-то он есть. Очевидно, с ним связана какая-нибудь местная история, но узнать нам её не от кого.



Внутри церковь проста, но впечатляет.



Имеются и два очень красивых витража.



И большой настоящий орган.



Когда мы выходим на улицу, начинают бить куранты на колокольне. Звучит красиво. В общем, эта церковь вполне могла бы украсить любой крупный, а то и столичный город. Напомню, что в Ловийсе живёт всего лишь 7,5 тыс человек.
Но эта церковь не единственное культовое сооружение. Вдалеке виднеются купола ещё одного собора, а вскоре мы находим и православный храм с весьма занятной звонницей.



Посмотрите внимательно на окна; они – нарисованы!
Впрочем, вскоре мы увидим такое же и на обычном доме.



Вечереет, улицы традиционно пустынны. Мы неспешно бредём по тихим (и здесь тихим!) старым улочкам. Обычный провинциальный городок. Современные дома – максимум четырёхэтажные, но и они редки. Стоят просторно, не прижимаясь друг к другу, оставляя большое пространство свободным для того, чтобы жители не чувствовали дискомфорта из-за традиционной городской скученности.





Есть и какое-то странное жильё, под государственным флагом. Обратите внимание, что на стоянке для машин столбики с электричеством для подогрева двигателя зимой.



Большая часть – это дома частные. Есть современной постройки



есть явно старинной





А есть и совсем заброшенные. Как ни странно.



Ну а есть – и такие:



Многие украшают свои жилища. Кто как может.

«Дятел» — это дверной молоток:



Обратите внимание на стену:



А это, наверное, ещё с Рождества. Ну примерно как у нас новогодние ёлки в мае…



Кроме того, в пределах городка находятся развалины целых двух (!) крепостей. Третья расположена на острове и мы уже не успеваем её осмотреть.




Крепости правильнее было бы назвать руинами, но постриженная трава и наличие каких-то подмостков свидетельствует о том, что место это не заброшено.



Стены крепостей неожиданно высоки. Если вам кажется, что это просто дорожка – то присмотритесь внимательней; это стена.



От исторических развалин перемещаемся в сквер. В сквере много валунов, но их не убирают, а местность не «облагораживают» выравниванием. Творения рук человеческих стараются скорее вписать в окружающий ландшафт, нежели изменить ландшафт под постройки. Это общескандинавская особенность. Если угодно – стиль.



Возможно, следствием этого же стиля является, к примеру, не запрет на выгул собак в сквере, а обязанность хозяев убирать за своими питомцами. Но опять же – не тупое приказное администрирование, а требуя что-то от граждан, администрация города и сама делает всё, для возможности и удобства выполнения своих требований.



А располагается администрация в здании, отчего-то весьма смахивающим на здание Московского вокзала в Петербурге. Или Ленинградского в Москве.



Вот, кстати, ещё парочка забавных «собачьих» фоток; на этой собакам запрещается пИсать на данный столбик



А на этой «собачья парковка». Колечки видите?



Уже совсем «без задних лап» возвращаемся в отель, душ, «картофельно-салатный» ужин, чай — и «немножко полежать» превращается в мёртвый сон до утра.

День №2

Утром все бодры и свежи, только вот ноги — как ходули.
Спускаемся к завтраку, и он не обманывает наших надежд. Омлет, сосиски, тефтели, овощи, сыр, колбасы и ветчина (по паре-тройке видов), молоко, йогурт, мюсли, кукурузные, рисовые и овсяные хлопья, ягоды, печенье, кофе, чай… В общем, налопались мы от души!
Прощаемся с отелем, благодарим персонал и отбываем. Сегодня наш путь лежит в Лаперанту.
Если накануне невыспавшаяся жена охотно делегировала мне права и обязанности водителя, то сегодня она рвётся «поводить по загранице» и я уступаю ей место пилота. Дорога вначале идёт по уже знакомой нам Е18 (№7), но затем мы сворачиваем на №26 и дорога становится куда более живописной, хотя и менее быстрой. Постоянные крутые повороты, спуски-подъёмы, не дают скучать ни водителю, ни пассажирам.
Перед Лаперантой дорожные работы. Скорость машин ограничена, но никто не нарушает. Навигатор быстро приводит нас к знаменитой «Призме», мы любуемся на сплошь российские номера у припаркованных машин и топаем внутрь.
Прямо у входа многочисленные финны тележками сдают в переработку пластиковые бутылки и алюминиевые банки. Наверное, за денюжку.



Туалет здесь же, но он платный. Можно пройти вдоль здания «Призмы» и зайти на АЗС «АВС».
Производим лёгкий шопинг (кстати, здесь я наконец-то купил парковочные часы за 1,6 евро) и отбываем на Родину. По пути решаем прикупить рыбки. Форель по 400 рублей нас не вдохновляет и вот в 16 часов мы на погранпункте Брусничное.
Несколько машин уже ожидают своей очереди, но нам потребовалось ровно пять минут, чтобы пройти финскую границу и ещё тринадцать, чтобы пройти российскую. На финской стороне работает собака; обнюхивает машины, пока водитель и пассажиры проходят паспортный контроль. Т.е. они даже не знают, что их обнюхали. Несколько российских машин отогнаны на стоянку. На российской стороне та же картина. Около 5-7 машин стоят в «отстойнике», а люди возле них выглядят довольно уныло. Но нас никто не задерживает и вот мы уже в Отчизне.
Дорога петляет вдоль Сайменского канала. Виды красивые, но т.к. встречная полоса на многие километры заставлена фурами, приходится быть внимательным; встречные легковушки идут «в лоб». Удивило большое количество российских машин, стоящих в это время на ВЪЕЗД в Финляндию. Всё-таки вечер воскресенья.
Трасса «Скандинавия» ещё не встала в пробке, хотя движение уже плотное. КАД тоже едет, а потому мы нигде не тормозим и к 21 часу завершаем поездку.

Пройдено 1030 км, израсходовано 69 литров бензина при среднем расходе 6,7 л/100км.

До свидания, Суоми! Спасибо тебе и до скорой встречи!

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.