Авиапутешествие «Москва-Кавказ-Краснодар-Москва» / Путешествия НЕ на автомобилях! / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута! 

Авторизация

Зарегистрироваться

Авиапутешествие «Москва-Кавказ-Краснодар-Москва»

10 июня 2013г. — день первый
Вернувшись домой из очередного авиапутешествия, пока свежи впечатления, я постараюсь поделиться ими с Вами.
Давно мечтал полетать в горах, но случая не было. Точнее случай был – когда пару лет назад Владимир Владимирович Тюрин взял меня с собой в Белевцы и мы полетели на Псебай. Я был поражён красотой Кавказских гор. Теми цветами, красками, природой. Хотелось попасть снова в горы. Попасть на самолёте или вертолёте. Но как?

Оказалось всё достаточно просто. Сергей Александрович Теплых в этом году на посадочной площадке «Юца» организовал первый в России авиатуристический слёт. АОПА-Россия поддержала этот проект и вот мы уже собрались в Ступино для полёта на Кавказ.
К назначенному времени к аэродрому Ступино подошли 4 самолёта марки Cessna из Санкт-Петербурга и знаменитый Beechcraft Mushketer Игоря Колоколова.


День первый – 10 июня 2013г.

Ранним утром практически одновременно тихий спокойный воздух аэродрома наполнился звуком работающих авиационных моторов. После прогрева и опробования самолёты один за другим вырулили на ВПП.


Так как в команде было несколько разных типов самолётов, то для удобства полёта разделились на группы по скоростям. Первыми шли более скоростные Beechcraft Mushketer, за ними ромбом четвёрка Cessna-150, замыкающим летела Cessna-172.

В первый день планировалось дойти до Белой Калитвы с промежуточной посадкой в Воронеже, аэр. Усмань (Чистоозёрская), там заправится и переночевать. Так и было выполнено.

Подготовку к полёту выполнил Юрий Бердников - zangy.
Вот его впечатления:
Поскольку в экипаже оказался самым «зелёным», муторную штурманскую часть поручили мне. Впрочем, тренировкой это оказалось хорошей. Попробовав пару вариантов, в итоге составил следующую табличку:

Итак, что в ней и откуда это взято:
1) Пункты маршрута, расстояния между ними - fpln.ru
2) Запасные аэродромы с указанием наличия топлива, расстояний до маршрута, примерных траверзов - fpln.ru, maps.aopa.ru. Эти аэродромы планировались на случай гроз по маршруту — отойти назад, переждать, заправиться, полететь дальше.
3) Частоты и позывные всех, с кем, возможно придётся говорить — карты УКЛ (зоны смотреть бумажных картах удобнее всего), maps.aopa.ru (данные по аэродромам)
4) Расчет топлива. — школьная арифметика, знание данных РЛЭ и поправки «на жизнь». Расчет вёл исходя из встречного ветра в 30км/ч и повышенного на 15% расхода топлива. В итоге получилось, что без системы дозаправки в воздухе не обойтись.
5) Погода. В таблице нет, но перед вылетом всегда изучалась.
По аэродромам удобнее всего meteocenter.asia. Для примерной оценки ветра на маршруте использовал fpln.ru

Вооружившись ноутбуком, карандашами, маркерами, текстовыделителями, транспортирами, линейками и взяв НЛ-8 в зубы для солидности, принялся рисовать маршрут и составлять таблицу.
Через три часа этого занятия почти познал дао :)

Товарищи из АвиаКомИнфо! У вас хорошая цветовая палитра, удобные обозначения. Что ж бумага у вас такая ломкая? Почему бы не обозначить неофициальные площадки хотя бы серой точкой?
Fpln.ru — замечательный сервис, экономит многие часы жизни. Но из окна с данными аэродрома ни контакты, ни данные о наличии топлива скопировать невозможно, надо лезть на maps.aopa.ru.
И пересекаемые зоны выносятся на печать как-то странно. Во всяком случае, приходилось говорить «Ку» существенно большему количеству диспетчеров, чем обещал fpln.ru :)

Ещё один забавный момент может кому-то пригодиться: Масштабная линейка — «двухкилометровка», будучи приложенной к 5-км карте даёт время в минутах для скорости 150 км/ч.

Маршрут полёта Ступино-Усмань.


Заходим на посадку в Усмань. (Воронеж).
Это родина Юрия – второго пилота Вжика. К слову сказать – Юра впервые полетел на такой серьёзный маршрут.


Стоянка группы в Усмани:


И вот мы снова в небе. Сева и Денис пилотируют Musketeer.


Маршрут полёта Усмань-Белая Калитва


Юрий пишет: «Нагло воспользовавшись тем, что маршрут поручено прокладывать мне, сделал небольшой двадцатикилометровый крюк и проложил его через те места, где прошла добрая четверть моего детства. Знакомьтесь, село Садовое Аннинского района Воронежской области. Очень своевременно прикрытое облачком :)



Когда-то здесь был аэродром МВЛ. Я его уже не застал.
А в Великую Отечественную здесь базировались По-2.»


Пролетаем Бутурлиновку. Бывший военный аэродром, когда-то имевший прекрасную ВПП – сейчас умирает. Самолёты ВВС улетели с него, но аэродром не сохраняется, а постепенно разбирается. Осталась комендатура только, которая казалось бы должна охранять, но в жизни всё наоборот…. Выкопан кабель ночной подсветки ВПП(подозреваю, что его уже сдали на цветмет). Если не остановить это разграбление, то очень возможно, что скоро и аэродромные плиты будут растащены. Создание большого аэродрома это очень дорогой проект, даже для страны, поэтому я считаю, что уничтожение уже созданного аэродрома — это преступление против нашей России, т.к. оно не только ослабляет обороноспособность страны, но и разрушает транспортную инфраструктуру региона.

Наши самолёты красуются в небе – видно, что они живут в полёте!






При подходе к Б.Калитве встретили несколько тучек, которые не помешали полёту.
Заходим на посадку в Белую Калитву, на аэродроме стоят Ан-2.


Аэродром Белой Калитвы живёт своей, особой жизнью. Бывший аэродром местных воздушных линий (МВЛ), когда-то обеспечивал жителей прямыми воздушными сообщениями с Ростовом-на-Дону с распадом СССР перестал функционировать как аэродром МВЛ, однако не умер, не подвергся уничтожению. На нём поселилась сельхозавиация с Ан-2. Аэродром функционирует как посадочная площадка. Диспетчерского обслуживания нет, да и не нужно оно тут. Зато создана база по ремонту Ан-2. Специальный тепляк для замены двигателей, гусь, мастерские. Всё аккуратно. Рядом с ВПП – заправка. Жаль вот только, что ВПП постепенно начала умирать – асфальтобетон крошится, и трава прорастает.

Здание аэровокзала Белой Калитвы


Заправились АИ-95.


Три Cessna-150, которые эксплуатируются на 100LL, ушли в Волгодонск на дозаправку. А Игорь выполнил несколько учебных полётов с Денисом, показав, как правильно взлетать с коротких ВПП.


Вечером, пообедав в ресторанчике при гостинице, мы разбрелись по номерам. Первый день оказался насыщенным на события, но никто из нас не знал, что будет впереди этого путешествия.

Денис готовится к следующему дню.


11 июня 2013г. — день второй
Перелёт Белая Калитва — Юца. Вынужденная посадка в полях.



Ранним утром мы были на аэродроме. Решили лететь напрямую на аэродром Юца. Взлетели, набираем 1000м. Слышим: наши в Волгодонске взлетели. Общаемся на частоте 120,15 – мы выбрали эту частоту как свободную перелётную.

Дон под нами



Погода шепчет – попутный ветерок добавляет нам путевую скорость, всё идёт хорошо. Подходим к Ставрополю. Слышу: диспетчер пытается связаться с 01805. Денис – не отвечает. И тут, на перелётной частоте — «Денис сел на вынужденную». Олег и Игорь, идущие впереди, докладывают координаты места посадки. Олег первым находит Дениса и встаёт в круг, работая ретранслятором для всех. У Дениса всё нормально, сел без повреждений на дорогу между полями. Причина вынужденной посадки – отказ двигателя. Чтобы избежать ненужного «кипежа» и дальнейшего расследования со стороны МАКа – сообщаю диспетчеру, что 01805 выполнил посадку на геоточку «по требованию пассажира», координаты посадки… Записываю телефон диспетчера для информирования его о состоянии.



 
Подошли к точке вынужденной посадки, увидели Олега в небе и Дениса на земле. Сразу стало понятно, что можно подсесть рядом. Сообщаем диспетчеру своё решение о выполнении посадки рядом, обещая отзвониться сразу после неё. Снижаемся до высоты 50м, делаем несколько проходов, осматривая дорогу. Олег всё это время кружит над нами на высоте 300-500м. Дорога отличная, грунтовая, шириной метра 4, сесть можно, вот только ветер порывистый, кидает. Строим заход, намечаем точку выравнивания. Ок, попадаем на дорогу и вот уже самолёт катится по грунтовой дорожке, оставляя за собой клубы пыли.

 



 

 



С одной стороны 100 га и с другой стороны столько же

 



 
Остановились точно около Дениса, выключили мотор. «Что у вас?» — «Головку цилиндра оборвало». Понятно, значит приплыли…

 



 
Маршрут от Белой Калитвы — до места вынужденной посадки:


Звоню диспетчеру: «У нас всё нормально, 01805 зафиксируйте посадку без продолжения, 1032 «Григорий» — стоянка 3 часа». Диспетчер понимающе спрашивает – нужна ли какая-либо помощь? «Нет, не надо, справимся сами. Просто зафиксируйте посадку в геоточке без продолжения».  Как же хочется в тот момент пожать руку этому человеку, который беспокоится и переживает за нас, предлагает помощь. Оказывается, он сам летает на маленьких! Побольше бы таких людей в службе управления воздушным движением!
Остальные борта поняв, что помочь в данный момент ничем не могут продолжают полёт на Юцу.
Начинаем звонить друзьям. Первым делом в Москву. Пытаемся найти подобный цилиндр. Тут же идёт шквал звонков от наших ребят, которые следят за нами по «Spot» и видя, что мы сели в поле – начинают переживать. Все предлагают помощь, Женя Сологубов готов всё бросить и примчаться к нам с любыми запчастями.
Но оперативно найти цилиндр мы так и не смогли… Значит нужно эвакуировать самолёт до ближайшего дружественного аэродрома! Звоню Сергею Минаеву из Ставрополя. К сожалению, я не знаю этого человека лично, но мы общались с ним по телефону накануне. И всё-таки сильно лётное братство! Сергей тут же подключается к нашей беде. Отправляет своего инженера с инструментом к нам на помощь, друзей с ближайшего села, находит эвакуатор. Если бы не он – нам бы было очень и очень сложно! А тут – такая поддержка вдали от дома.
Собираясь в это путешествие, мы взяли с собой инструменты. И вот они нам пригодились. Быстро отстыковывается стабилизатор с Мушкетёра, разобран салон, готовим к отстыковке плоскости. Параллельно сливаем бензин в канистры. Подъезжает Иван – авиаинженер из Ставрополя. Он с собой везёт покрышки и расширенный набор инструмента.

 



 
Разбор самолёта к транспортировке занял около 5 часов.

 



 
Я переношу вылет. Если мы не успеем до 7 вечера, то придётся ночевать в поле, т.к. солнце заходит в 20:55, а до Юцы больше часа лететь.
Сева решает лететь дальше – Олег Нехорошев готов его взять с собой. За Севой с Юцы вылетает Игорь на Мушкетёре и тоже присоединяется к разборке самолёта.

 



 

 



 

 



 

 



 
По телефону нас консультирует Алексей Иванов с «Пропмоторс». Эта фирма работает в Мячково и является одной из самых грамотных по ремонту моторов и самолётов. Именно они помогали мне выполнить кап.ремонт моего мотора, регулярно консультируют и помогают нам. Как всегда выручает Борис Игоревич Ильинский, Василий, Алексей.

Вот уже и манипулятор подошёл. Грузим фюзеляж, на покрышки, по бокам ставим консоли крыльев, увязываем самолёт. Времени в обрез. Итак, самолёт разобран, погружен и готов к транспортировке, а нам пора, больше помочь мы Денису уже ничем сейчас не можем. Оставляем Денису денег – они ему сейчас очень пригодятся!

 



 
Алексей отпрашивается с работы и на грузовике выдвигается из Москвы в Ставрополь.
Время 7 вечера, пора улетать! Мы взлетаем первыми.

 



 
Совершаю ошибку на взлёте, слишком рано подрывая аппарат – на скорости 35 миль в час он летит на втором режиме. Перевожу его в горизонт, разгоняя и очень аккуратно набираю высоту. Жарко, воздух разрежен… Но что за чёрт, почему не растёт скорость? Двигатель работает на максимале, а скорость не набирает больше 70 миль в час?
Оборачиваемся – на стабилизаторе висит копна пшеницы.

 



 
Ну ничего себе, вот мы насобирали на взлёте! Так лететь дальше нельзя. Пытаюсь скольжением скинуть траву – бесполезно. Скоростной напор её сильно прижал к стабилизатору.Идём до ближайшей посадочной площадки «Грачёвка», посадка, остановка –пшеница сама падает на землю. Юра осматривает хвост на предмет отсутствия повреждений. Всё в порядке, взлетаем. Теперь бы успеть до темна сесть на Юце.

 



 

 



 

Рядом с нами летят Игорь и Сева.

 



 

 



 
Маршрут от Ставрополя до Юцы:



 
К слову сказать – Юца является горным аэродромом. Превышение его над уровнем моря 760м, уклон – 6 градусов. Уже по сумеркам подходим к аэродрому, садимся. На аэродроме много людей. Самолёт буквально подхватывают на руки и заносят на стоянку, даже не дав нам вылезти из него. Вот это встреча!

 



 

 

Панорамы на Юце
Стоянка на Юце

ВПП Юцы, Бештау, Пятигорск

Немного очумевшие от таких приключений мы садимся за стол. За весь день нам удалось только попить воды. Но мысли о Денисе нам не дают покоя. Звоним – Денис нас успокаивает. Он уже разгрузил самолёт. Сергей в Ставрополе очень здорово помог нам!

 



 

 



 

 



 

 



Ставим палатку под крылом и буквально падаем и засыпаем. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!


Оригинальная версия здесь

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

MeFocus

  • 26 июня 2013, 12:09
это просто мега круто!!! молодцы! *ушел читать подробности про малую авиацию*
+
0
+ -
avatar

admin

  • 4 июля 2013, 14:55
Продолжение -)
+
1
+ -
avatar

Sergey-CH

  • 26 июня 2013, 14:57
Чуть было не пропустил такой замечательный рассказ. Здорово! Интересно, чем все закончится?
+
0
+ -
avatar

admin

  • 4 июля 2013, 14:55
Продолжение -)

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.