Маршрут: Рязань – Муром.
Экипаж: тот же
Расстояние: 255 км в каждую сторону.
Продолжительность путешествия: 1 день.
Дорога: разная… Есть хорошая, есть плохая. От Касимова до Мурома существует 20-км участок дороги, где лучше воспользоваться вертолетом, или ехать на скорости, намного меньшей той, которая регламентируется ПДД, Ваш железный конь скажет вам большое
человеческое спасибо.
Муром – это город, который встретит Вас своей парадной частью, если Вы прибудете в него на пароходе или вплавь, или исподволь начавшейся промышленной зоной, если Вы въедете в него на колесах (дорожного знака «Муром» мы не увидели). Зато сразу поняли, что находимся в Муроме, когда заметили указатель «Муромский стрелочный завод», и сразу впечатлились тем фактом, что лук и стрелы здесь до сих пор на вооружении.
Муром – один из самых древних русских городов, его возраст исчисляется одиннадцатью с половиной веками.
Город никогда не был густонаселенным, что, видимо, связано с непростой историей: после разорения татаро-монголами полвека в нем никто не жил. А также с изменившейся геополитической ситуацией еще в истории Древней Руси: хотя до распада Золотой Орды (XVI век) город продолжал оставаться стратегически важным восточным форпостом, государственным центром уже не являлся.
Первой ассоциацией, которая возникает в сознании при слове Муром, является «Илья Муромец». Известный русский герой – всего лишь собирательный образ – образец силы, защитник отечества. Тем не менее, известен его прототип – Илия Печерский (Муромец).
Подробного жизнеописания этого человека нет, известно только, что он родом из Мурома, имел недюжинную физическую силу, был богатырем, служил в русском войске, а под конец своего земного пути, после тяжелого ранения, принял монашеский постриг, подвизался в Киево-Печерской Лавре, где по сей день хранятся его нетленные мощи. В православии был канонизирован (причислен к лику святых).
В Муроме многое связано с его именем. В центральном парке вы можете посидеть в баре на открытом воздухе «Привал богатыря», в городе есть охранное агентство «Илья Муромец», в другом парке на постаменте стоит бронепоезд «Илья Муромец», в годы Великой Отечественной проделавший свой путь по рельсам до Франкфурта-на-Одере без единого повреждения.
Есть, видимо еще масса мест, которые мы не увидели, где имя Ильи Муромца, так или иначе, наложило свой отпечаток. Имя былинного богатыря в истории нашей страны было дано самолету, водопаду и ледоколу.
Поскольку деньки этим летом выдались удачные, то, по приезде в город, мы сразу же направились на набережную Оки.
Оставив наш суперкар на набережной, мы пешим ходом добрались до берега, туда, где по всем признакам должен был быть понтонный мост:
Рядом виднелись остовы потопленных кораблей, которым так никогда и не удалось взять штурмом город:
Помочив ноги в воде, мы направились на смотровую площадку, где расположен упомянутый монумент Илье Муромцу. Близким планом он выглядит еще внушительнее:
Смотровая площадка располагается на том самом месте, где ранее был деревянный кремль; обустроена она очень умело,
И с нее открывается вид на набережную:
Непосредственно к смотровой площадке примыкает, а вернее вливается в нее, центральный парк культуры и отдыха имени В.И. Ленина, куда местные жители и туристы ходят маршевым шагом (в силу неизвестных мне метафизических причин, войти туда по-другому не получается):
В парке уютно, есть где спрятаться в тени деревьев и покататься на аттракционах. Здесь же стоит колесо обозрения, часть кабинок на котором полностью закрыта прозрачными пластиковыми стеклами. Так что если вы захотите прокатиться на нем в жаркую погоду, выбирайте те кабинки, в которых этого пластика как можно меньше, чем окажете своему здоровью неоценимую услугу.
С колеса обозрения открываются прекрасные виды на сам парк, часть города, утопающего в зелени, и красивые купола древних церквей:
С этой же высоты вдали слева виден привлекательный в технологическом решении автомобильный мост, дорога через который, если не ошибаюсь, ведет в Нижний Новгород.
После прогулки по парку, оценив расстояния до интересующих нас объектов, мы с женой вернулись на набережную, чтобы на машине доехать до места назначения. Погода стояла солнечная, и воздух к кабине авто многократно превысил отметку «теплый», кондиционер отказывался понимать, что от него хотят…
В исторической части города располагается рынок. Точно не знаю, но, наверное, на этом месте торговлей занимаются уже не одно столетие. Множество машин, включая туристические автобусы, на ограниченной территории смотрелись как настоящее нашествие. На одной из дорог с двухсторонним движением все края проезжей части были установлены авто настолько, что реально можно было ехать только в одном направлении. По большей части виной тому был день – суббота, в которую мы здесь оказались. Пристроив машину в тени, сначала мы посетили мужской Благовещенский монастырь:
Монастырь располагается на Троицкой площади, которая в небольшом городе выглядит вот так:
Главный храм монастыря – Благовещенский. Фотографировать в храме (как и в других церквях), я не стал. Но по ощущениям могу сказать, что попадаешь в глубину веков, а сама внутренняя планировка, лепнина и роспись показывают, что Вы – в самой настоящей русской сказке. И если вы не забываете прислушиваться к своим ощущениям, то такое ощущение здесь вас неизменно посетит. В храме находятся мощи крестителей Мурома – отца Константина и двух его сыновей – Михаила и Федора.
Для прихожан доступна не вся территория монастыря: реставрационные работы в нем продолжаются.
По соседству расположен женский Свято-Троицкий монастырь.
Внешне, по архитектурному стилю, оба эти монастыря очень похожи. Ниже на фотографии – главный, также действующий, храм Святой Троицы, выполненный в стиле «каменного узорочья»:
Иконостас и убранство здесь обновлены. Основная святыня храма – мощи святых Петра и Февронии, которые на Руси считаются покровителями семьи и брака.
На территории монастыря есть деревянная церковь Сергия Радонежского,
вход в которую для паломников и туристов закрыт, что вполне разумно, так как лет ей много, и большого наплыва людей она просто не выдержит. Церковь утопает в деревьях, кустарниках и цветах.
У стены монастыря взору открывается изумительный фонтан,
надпись на котором гласит примерно следующее: «если не Бог созидает дом, то труд живущих в нем тщетен». Территория вокруг фонтана также уставлена живыми цветами:
Здесь есть и плодовые деревья, и даже теплицы:
Центральная площадка на территории обители, располагающаяся позади Троицкого собора, вымощена тротуарной плиткой, левее виден Благовещенский собор мужского монастыря:
Вся видимая территория украшена грунтовыми и горшечными цветами, везде чисто и красиво:
На этой же площадке под навесом работает иконная лавка.
По сложившейся традиции, ворота монастырей всегда открыты для приходящих, и в обоих монастырях очень много паломников и туристов. Поэтому стоит определенного труда увидеть истинную жизнь монастыря – монотонную, однообразную и трудную, а порой и непонятную для обычного прихожанина.
Далее мы решили посетить Муромский историко-художественный музей. Подойдя к своей машине, мы обнаружили, что опять она раскалена солнечными лучами. И снова пришлось подыскивать затененное место для парковки.
Музей располагается в двух соседствующих зданиях, между которыми есть небольшой, но приятный дворик:
Во дворе можно видеть пень, якобы соответствовавший тем, что играючи корчевал Илья Муромец:
И лодки, которые богатырь сам спускал на воду:
Музей уникален своими экспонатами. Фактически, это один из лучших музеев России. Археологическая часть экспозиции была недоступна, но и всего остального было достаточно, чтобы получить массу чувств и информации к размышлению, осознанию и переосмыслению,
В музее представлено большое количество старинных икон, являющихся шедеврами. Практически все иконы находились за стеклом, поэтому многие фотографии не удались из-за бликов. К тому же, по известным причинам нельзя было пользоваться вспышкой.
Есть образ Николая Чудотворца, датированный 13-м веком:
Если Вы хотя бы немного знакомы с иконописью, то сразу можете отметить, что данное изображение – уникальное по целому ряду причин. Эксперт наверняка назвал бы здесь несколько десятков интересных моментов, я могу говорить только о нескольких. Лик святого прописан сравнительно детально, и смотрится больше как портрет (лицо, будто живое), чем традиционная иконопись, сложившаяся на Руси двумя – тремя веками позже. Посмотрите на гамму красок, использованных на этом полотне – совершенно необычно, и смотрится даже как-то современно. Это 13-й век. Не надо думать, что раньше люди воспринимали мир по-иному. Меняются обстоятельства, но не человек.
Есть еще один интересный факт. Краска, которой пользовались иконописцы в средние века (темпера), со временем становилась ярче (большой привет современным производителям красок!).
Одно из «нашумевших» во время своего первого появления из-под кисти Андрея Рублева творений – «Троица»:
Редкая икона с горизонтальным расположением брусков, на которой Муромский кремль изображен в камне, но таким никогда не был:
Уникальная по своему сюжету икона – «Царь Царем», на которой Христос предстоит в царском одеянии красного цвета, что основано на тексте Апокалипсиса:
Вот еще одно интересное изображение самого почитаемого на Руси святого – Николая Чудотворца:
Одно из зданий музейного комплекса – дом Зворыкиных, одним из известных представителей семейства которых являлся Владимир Козьмич Зворыкин – отец мирового телевидения.
Получив инженерное образование, во время гражданской войны иммигрировал в США, где занимался вопросами передачи видеоинформации на расстояние. В 1930 г. при активном его участии создана первая телевизионная передающая трубка (иконоскоп) и приемник (кинескоп). В конце 30-х г.г. появился первый в мире прибор ночного видения. В этот же период времени посещает СССР, консультирует специалистов, после чего в СССР появляется первая линейка телевизоров «ТК». В последующем В.К. Зворыкин занимается конструированием электронных микроскопов, разработкой телевизионных систем в медицине. Обладатель более 120 патентов на изобретения.
В музее показана обстановка (среда обитания) купечества 19-го века:
Служивого люда:
И тех, кто попроще:
История Мурома также связана с именем художника мирового уровня – Ивана Семеновича Куликова, перу которого принадлежит ряд известных полотен, одно из которых, завоевавшее высшую награду – премию Куинджи «за игру цвета» – «С фонарями в саду»:
После посещения музея мы устали, и решили прогуляться по улицам города. Однако оставшихся сил и времени хватило не на многое.
На подъезде к Мурому известных по сказкам дремучих Муромских лесов увидеть не удалось, но в парке, где стоит бронепоезд, растительность оказалась удивительной:
Если вы увидите в этом городе новые красивые дворцы, то можете не гадать, кому они принадлежат:
Фонтаны пока принадлежат народу:
Внезапно, на фоне штиля, возникли порывы ветра, поднимая клубами пыль и листья, а небо из безоблачного превратилось в грязно-серо-синее:
И мы решили отправляться в обратный путь, который по жаре оказался нелегким.
Сразу после приезда домой появилось желание посетить этот город еще раз. Слишком много не удалось увидеть за один неполный день.
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернутьSemenovEA
inspirado
Иногда жалеем, что что-то не дописали, но править уже не будем. Лучше в следующий раз сказать ;)
NataliV
admin
inspirado
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.