На кавказ (КМВ) / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

На кавказ (КМВ)

Здравствуйте, дорогие читатели. Вот наконец-то решились написать про свое путешествие на северный Кавказ с 29 марта по 7 апреля 2016 года. Начальной точкой путешествия был г. Иваново, а конечной г. Кисловодск. Перед поездкой тщательно изучали чужой опыт путешествий и решили, что другим будет полезен и наш. Путешествие проходило на автомобиле Хендай солярис с низкой посадкой, о чем не пришлось пожалеть ни разу. Дорога М4 (Дон) по моим впечатлениям идеальна для путешествий. Почти везде многорядноть, за исключением небольших участков дороги.
Выехали мы не очень рано, приблизительно в 7.30, так как любим поспать. В наш экипаж входили исключительно члены семьи, это ваш покорный слуга, моя жена и сын 12 лет. Правда был у нас еще один полуодушевленный попутчик, точнее попутчица Ирина, которую мы ласково называем «Дурой». Это наш навигатор, с женским голосом, который неоднократно заводил нас в такие закоулки, что не хватало нормативной лексики для выражения чувств.
Брали с собой только самое необходимое: одежда по сезону, еду на два дня (о чем в дальнейшем не пожалели), туалетные принадлежности, по две пары обуви, немного налички (только на бензин и еду, остальное карточками на всякий пожарный), мусорные пакеты (обязательно), инструменты (на случай поломки) и пр.
Дорога шла через столицу нашей родины г. Москва, точнее по МКАД несколько десятков километров и далее на Тульскую область, Воронежскую, Ростовскую и на Ставропольский край. В первый день мы поленились и проехали только 800 километров. Заночевали в гостинице «Новая Усмань» в населенном пункте с одноименным названием. Стоимость однокомнатного номера с тремя кроватями, душем, теликом и WiFi 2000 рублей. Номер по впечатлениям средненький. В принципе все чистенько, тихо (даже удивительно, несмотря на трассу). Рядом бесплатная стоянка. Очень дружелюбный персонал, народу почти нет. Можно было конечно найти и за 1000, но там было бы много людей, и условия другие. Рядом с гостиницей есть хорошее кафе «Граммофон», отличное обслуживание, все вкусно и обстановка симпатичная, ценник средний.
Выспались в тишине и покое и на следующее утро, ровно в 7.00 тронули в дорогу. На светлую голову дорога всегда радостней и ярче запоминается. Пейзажи за окном проплывают просто великолепные, проезжаешь много рек. На контрасте после зимы попадаешь в лето, где зеленые поля и цветут деревья. По трассе попадаются продавцы которые торгуют медом, сгущенкой, растительным маслом и пр. белибердой.
Немного скажу о платных участках дороги. Дорога отличная, ограничения скоростного режима от 90 до 130 км/час, что позволяет передвигаться по ним значительно быстрее чем по бесплатным. Стоимость проезда составляет от 35 до 120 рублей за участок в дневное время, а ночью соответственно дешевле. В одну сторону мы потратили 605 рублей, а обратно (так как большую часть дороги проехали ночью) 360 рублей. На бензин было потрачено в одну сторону 3800 рублей, при среднем расходе Соляриса 6 л на 100 км. Когда ехали в Кисловодск, попробовали проехать по одному бесплатному участку – не понравилось. Во- первых, одна полоса и фуры всю дорогу, светофоры на каждом шагу и ограничения скоростного режима от 90 до 20 км/час. Да еще множество населенных пунктов с видеофиксацией. Больше экспериментировать и экономить не стали и поехали по платным.
Теперь скажу про ГИБДД. Всем спасибо ребята, вы отличные парни. Несмотря на то, что мои номера явно контрастировали с местными, тормознули только один раз перед въездом на Ростов. Проверили документы и отпустили, пожелав доброго пути. Скоростной режим мы, конечно, изредка нарушали, но не злостно, просто задумаешься или засмотришься. За 4000 километров не привез ни одного штрафа. Но посты с работниками полиции попадались довольно часто, где замеряли скоростной режим переносными радарами. На одном таком посту нас даже пожурили, за то что долго сбрасываем скорость. То есть ребята все равно относятся с пониманием и видят когда ты наглеешь, а когда просто не успел до конца сбросить скорость. За незначительные нарушения могут и предупредить. Хотя не сомневаюсь, что и у них есть палочная система отчетов.
В общем, оставшиеся 1000 с небольшим километров мы проделывали до глубокой темноты и два моих штурмана (жена с навигатором) промахнулись мимо развязки на Минеральные воды, куда мы изначально планировали попасть. Волевым решением в этом сонном царстве я указал дорогу на Ессентуки. И мы в дальнейшем об этом не пожалели. Прекрасный, тихий городишко, со вкусной водой и большим выбором жилья. Когда мы отправлялись в дорогу, то даже не удосужились навести справки, где будем снимать угол. Да это и не нужно. Там предложения на каждом углу. Правильно говорят язык до Киева доведет, хотя туда уже не хотелось бы. Жилья там сдается очень много и разброс цен от 1000 рублей за сутки и выше, как договоритесь. Мы сняли двухэтажный коттедж из трех комнат, с двумя теликами, стиралкой,WiFi, душевой, машину загнали во двор. Не выбирали, так как было около десяти вечера. Ну коттеджем это можно назвать с натяжкой, так как строят там «на головах друг у друга». Это куча двухэтажных построек в одном отдельно взятом дворе. Правда до бювета было ходить очень близко, 100-150 метров. Если кому пригодится снимали дом на ул. Фрунзе. Дом называть не буду, так как хозяевам может не понравиться пристальное внимание к их двору. При желании найдете сами. Жилье сдают в основном со всем необходимым посудой, горячей, холодной водой, туалетной бумагой. В принципе заботиться особо не о чем. Готовить очень удобно если есть желание. Лично мы большие лентяи и часто ходили питаться в город. Хочу еще отдельно сказать про их дворы. Они очень узкие, машины туда набиваются как кильки в банке. Я когда выезжал, что бы не задеть стоявший во дворе жигуленой, близко прижался к воротине и поцарапал колпак на колесе. Это правда фигня, но неприятно. Да имейте ввиду, что движение в этих городах организовано ужасно. Знаки расставлены так, что даже проходя пешком мимо дорожных заков и разметки зависаешь на 2-3 минуты, соображая как такое может быть. Мне попадались улицы с таким круговым движением, глядя на знак которого я минут пять думал какая дорога главная, а какая второстепенная. Такое ощущение, что их подрисовывали маркером от скуки. Во всех цивилизованных городах круговое движение организовано с главной дорогой на кольце, или второстепенной и помехой с права, для простоты восприятия при интенсивном движении. Здесь местные водители ездят так, как будто собрались в последний путь. Очень похоже на то как ездят в Египте. Но отдать должное местным водителям, они всегда внимательны к иногородним, всегда поймут и пропустят, где-то лишний раз промолчат и не бибикнут. Видно, что курортный город. Попадались даже такие курьезы как знак «движение запрещено», а под ним поперек дороги вкопаны столбы. То есть как бы спецслужбам и местным жителям можно ехать, а попробуй! А есть знаки главной дороги, которые висят не как обычно а параллельно земле, когда подъезжаешь к перекрестку, то на знак заглядываешь снизу вверх, иначе не увидеть.

Такие чудеса технических регламентов
Отдохнув три дня в Ессентуках мы поехали в г. Пятигорск. Неожиданно оказалось, что подъемник на гору Машук не работает и откроется только 1 мая. И мы …. полезли на гору. Именно полезли, потому что решили свернуть с асфальтовой дороги на узенькую тропку… Во время подъема переживали, что тропа зайдет в тупик – обратно спускаться было бы очень трудно. Жена, наверное, не справилась бы. Повезло, что уже ярко пригревало солнце и тропа подсохла (подъем был 1 апреля). Был участок, где мы забирались высоту собственного роста по отвесной скале. Такими неленивыми оказались мы одни, остальные обошли вокруг по асфальтированной дороге.
Вид с горы порадовал. Оттуда видно и Эльбрус, но не так как из Кисловодска. Сам Пятигорск город со старинными постройками и прекрасной архитектурой. Солнце, горы, чистый воздух, да еще и высоту Машука 993 метра мы взяли сами!
Кстати, ездили мы в Пятигорск на местной электричке. Езды 15-20 минут, стоимость на троих 250 рублей в обе стороны на троих. Билет можно взять сразу на обратную дорогу без учета времени отправления, то есть когда захотели тогда и уехали. Электричка ходит почти каждые 20-30 минут. Можно доехать до Минеральных вод, Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков. Все рядышком.
Особенно хочу отметить кафе в г. Ессентуки на железнодорожном вокзале «На двоих». На троих мы поели на 750 рублей. Но вспоминали этот обед всю поездку по КМВ, в хорошем смысле слова. Если бы мне кто-то раньше сказал, что я буду есть на ЖД вокзале и потом вспоминать, то я бы рассмеялся. Жене понравилось «чанахи» и она его дегустировала во многих заведениях, даже чанахи в дорогом кисловодском ресторане ей понравился намного меньше. В основном везде кормят вкусно, но очень остро. Если вы приехали лечится, то в общепите переспрашивайте острое блюдо или нет. Это Кавказ.
После поездки в Пятигорск мы собрали вещички (как и планировали) и переехали без лишних заморочек в Кисловодск. По дороге в интернете ( мы подключали билайн хайвей 20 гигов на планшет) нашли адрес и договорились о жилье. Так как приехали раньше и район нам не очень понравился, оставили машину и пошли гулять. Проходя, мимо жд вокзала разговорились с мужчиной, сдающим жилье и нам предложили столько жилья, на любой вкус и цвет, что глаза разбегались. Очень приятная и доброжелательная женщина Тамара ходила с нами по городу и помогла подобрать то, что нас устроило. Мы лентяи и остановились рядом с нарзанной галереей, так как не хотели далеко бегать. Квартиру выбрали на втором этаже старого дома (хозяйка утверждает, что ему 150 лет), бывшей коммуналки. С хорошим ремонтом, за 1600 рублей в сутки, две кровати с нормальным постельным бельем, раскладное комфортное кресло для ребенка, телек во всю стену, WiFi, своя кухня, газовое отопление, полы в ванной с подогревом, новая сантехника и пр. мелкие радости. В принципе жилье там нужно только для ночлега, так как мы целыми днями где-то бродили и ездили. Кисловодский курортный парк огромный, с фонтанами (в апреле, увы, не работали), цветниками, скульптурами. Мы купили карту с маршрутами плюс был планшет и 2гис в смартфоне, и путешествовали. В один день накрутили 20 км (засекли по «шагомеру»).Так что удобная обувь очень важна.
Наш 12-летний сынуля уставал, конечно, от длинных прогулок, да и вайфай с телеком манили к себе. Поэтому мы нашли ему развлечение: автодром на ул. Седлогорская. Сын рассекал там на настоящих картингах с таким удовольствием, что обратно ехать не хотел. До этого он даже не знал как выглядит картинг. Машинки на любой вкус, обычные рамные и с пластиковым корпусом, для начинающих. Цена заезда 5 минут 200 рублей, это примерно 10-14 кругов. Зависит от того как вы ездите. Компьютер ведет подсчет времени заезда и времени прохождения круга всеми участниками. Так же можно покататься на таких же картах в городском парке в центре, но там круг маленький и без поворотов. В городском парке имеются аттракционы на любой вкус, можно забраться на колесо обозрения.
Больше всего запомнился подъем на гору «Малое седло» Высота ок 1,4 км. Видно на Эльбрус как на ладони. Там есть и подъемник, но мы попали в день профилактики. И покоряли эту вершину тоже ножками. Повезло с погодой, как и 1-го апреля, 4-го тоже было солнечно.

Обратно с горы не хотелось идти по тому же маршруту, но по отзывам встреченных нами спортсменов, спуск по тропе был бы рискованным, они утверждали что «там грязно и не пройти». Но мы рискнули и прошли! Весь путь вниз с горы мы прошли одни.
Обратно мы выехали с неохотой, но ребенку надо было в школу, ничего не попишешь. На обратном пути мы заехали в Железноводск. Там я отдыхал ранее и поэтому специально туда не ездили. Город преобразился. Улочки чистые, ухоженные, источники очень целебные (проверял на себе). Мы пожалели, что не провели хотя бы два денька в Железноводске, такой он тихий и приветливый (и там тоже есть горы для восхождения обычных туристов).
После Железноводска все в обратной последовательности, только без ночевки. Решили проехать побольше в первый день, но потом было лень искать гостиницу и ехали без остановки. Подремали пару часов на заправке в Воронежской области и поехали дальше. Когда рассвело, в Тульской области снова увидели снег (его остатки), Тульская и Воронежская области нас встретили туманом и дождем. Во время пребывания на Кавказе пасмурных дней почти и не было.
На обратной дороге ГИБДД нас не беспокоило, хотя сразу после нашего приезда домой, в Ставрополье случилось вооруженное нападение на РОВД. И там ввели режим КТО. Но во время отдыха никакой напряженки по этому поводу не наблюдалось. Я отдыхал в г. Железноводск еще в 2001 году, даже тогда там было спокойно, а сейчас и подавно.
Мы обязательно вернемся на Кавказ, там много необыкновенных мест (плато Бермамыт около Кисловодска, горячие источники, рядом Домбай и Эльбрус, Архыз). Будем считать, что была наша «разведка» на машине.