От Урала до Байкала. Наблюдения. Заметки. Мысли. Советы начинающим
Составляю этот отчет с мыслью поделиться некоторыми философскими изречениями, а также надеюсь, что советы в конце отчета помогут решиться и спланировать будущим путешественникам свое большое приключение.
День 1. Златоуст (Челябинская область) – 30 км от границы с Казахстаном, не доезжая до Исилькуля
17 часов. 820 км.
День 2. Омская область – Граница Новосибирской и Кемеровской области (село Болотное)
13.30 часов. 920 км.
День 3. Граница Новосибирской и Кемеровской областях – Красноярск (Сосновоборск)
12 часов. 700 км
День 4. Красноярск (Сосновоборск) – Иркутская область (Кутулик)
14.30 часов. 870 км
День 5. Иркутская область: Кутулик – Слюдянка (юго-западное побережье Байкала)
6 часов. 270 км
День 6. Иркутская область (Слюдянка) – Бурятия (Улан-Удэ)
6 часов. 350 км.
Введение
На работе выпал шанс совместить приятное с полезным. Появилась необходимость откомандироваться в Иркутск и Улан-Удэ по делам связанным с отделениями академии наук. А так как легкие пути не для нас, я и мой товарищ решили совершить эту командировку на автомобили. Автомобиль волшебный, отечественная нива 21213 2004 года. Про машину что рассказывать, все и так прекрасно понимают по бездорожью отлично, по дороге выше 90 все дребезжит, стучит, шум мотора (естественно без звукоизоляции), разговаривать тяжеловато.
База снабжения располагалась в Златоусте и в один из дней июня 2016 года, выехав на трассу Москва-Челябинск (М5), мы отправились в путь. Статистика поездки туда приведена выше. Статистика поездки обратно велась так себе и будет содержаться в тексте.
Лирическая часть
Крупной проблемой для большинства путешествующих на автомобиле является ночевка. Если за границей часто встречаются кемпинги и организованные стоянки, то у нас с этим туговато. Хотя как мы убедились, они не совсем отсутствуют. Вариант с гостиницей отпал ввиду отсутствия денежных средств. Остался вариант с палаткой и «диким» расположением как придется. На многих форумах от такого рода ночевок отговаривают. Ну и зря. Момент безопасности понятен, но руководствуясь правилом меня никто не видит, значит меня нет, можно прекрасно провести ночь. Но топор или иной колюще-режущий предмет под голову подложить стоит, главное на этом не зацикливаться. Зато какие иногда выпадают места…. Бескрайнее поле, с участком березового леса, в котором и был лагерь (костер, палатка и т.д.), берег реки, лесного озера, да даже и пруда. Романтикой так и прет. Ну естественно для романтики нужно обладать минимальными туристическими навыками (типа добывания дров и разведения огня). Принципами выбора мест для ночевок у нас служили:
1)Куда доедем;
2) Недалеко от автострады, но при этом в достаточно укромном месте, в котором нормальные люди появляются раз в полгода;
3) Наличие дров;
4) Желательно невдалеке водоем для помывки себя любимого и посуды.
Важный момент – для готовки еды советую брать горелку, т.к. при всем желании приготовление еды на костре не самый быстрый способ (при том, что мы достаточно опытны в делах костровых, у нас на это уходило не меньше часа, что является непозволительной роскошью).
Маршрут проходил по единственной трассе ведущий с запада на восток через всю Россию. Если смотреть по городам, то это выглядело следующим образом: Златоуст-Челябинск-Курган-Петропавловск(KZ)-Омск-Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск-побережье Байкала-Улан-Удэ. В обратную сторону маршрут выглядел также, только от Омска до Кургана так получилось, что мы ехали в объезд Казахстана по трассе Омск-Тюмень до Ишима, где свернули обратно к М5. В города к сожалению старались не заезжать, это бы отняло очень много времени.
Касательно качества дорог. Самый плохой и долгий участок дороги это Челябинская и Курганская области. Во-первых, многочисленный ремонт трассы (реверсивные светофоры, разбитые участки, участки с отсутствующим асфальтом напрочь и границы между старым асфальтом и новым), во-вторых качество остальной трассы (в Курганской области нормальное явление полностью выдавленный асфальт на обочину, глубина колеи неимоверная и многие другие веселые штуки). Ну и плюс к тому, отсутствующие интересности в пейзажах позитивно не сказываются на дороге. Но в теории, ночью, среднюю скорость по этому участку дороги на хорошей легковушке можно довести километров до 100-110 в час и выше. У нас же…….
Что стало для нас полной неожиданностью, так это НАЛИЧИЕ границы с Казахстаном. Для прохождения российского паспорта то достаточно, но сам факт оставил странные впечатления. Прохождения этой границы 2 раза очень задержало, отняв часа 3-4. Дорога в Казахстане с юморком. До Петропавловска идет дорога с достаточно хорошим покрытием (у нас 120 км/ч), но при этом местами встречаются ямы и провалы в которых можно оставить подвеску целиком. После Петропавловска качество дороги ухудшается в разы. Наша скорость в 110 км/ч была высоковата и не очень комфортна, но за счет наступившей уже темноты и сильной усталости водителя, на первое место вылезло исконное Авось и мы неслись не разбирая дороги. Дорога после Казахстана это рай для автомобилистов. Особенно по сравнению с прошлыми участками. Свежепостроенная идеальная дорога. Ограничение по скорости только возможности машины и инстинкт самосохранения. Еще надо отметить, что от Петропавловска и почти до объездной вокруг Омска, дорога прямая как стрела. Многих прохождение пограничного контроля страшит и они предпочитают объезжать Казахстан по России. Это создает буферные зоны (70 км в Курганской обл. и больше 150 в Омской), где транспортный поток очень редкий, если вообще не отсутствует.
Как только въезжаешь в Омскую область, сразу чувствуешь ее отличие от предыдущих. Как уже говорилось, во-первых, это качество дорог. Идеальных дорог. Во-вторых, пейзажи, казалось бы, лесостепи и лесостепи, но если смотреть на них не как на что-то необычное, а наслаждаться спокойной, обычной красотой, дорога окажется в радость. Я лично не мог оторвать глаз от проносившихся мимо полей с небольшими островками берез. А самое главное, большинство полей ЗАСЕЯНЫ. Сие наводит на мысли, что еще не все потеряно и какое-то развитие все же идет. Ну или еще не все успели профукать.
Также, чтобы можно было наслаждаться обычными пейзажами нужно ответственно подойти к подборке музыки. Она должна быть вашей любимой. Вообще музыка в таких поездках чуть-ли не главное в дороге. Она задает скорость, настроение, влияет положительно на удачу (наверное). Кроме того, за счет обилия времени за рулем можно прослушать то, на что не хватало времени в городе. Например дискографии, вдруг найдете какие то новые песни.
Омск, как и другие города, к сожалению, мы объехали по кольцевой. Вообще отмечается обилие кольцевых на протяжении всей трассы по Сибири и достаточно маленькое количество промежуточных поселков. Если вы внимательны, то посмотрев на карту, сразу поймете, что просто поселки располагаются в основном вдоль ТРАНССИБА, а автодорога идет параллельно, но чуть в стороне. Все это очень сильно влияет на среднюю скорость движения.
Описывать дальнейшую дорогу не имеет смысла. Качество местами идеальное, местами хорошее. Отвратительных участков совсем немного, да и те в данный момент ремонтируются. Ограничения по скорости опять же местами отсутствует. Процентов 60-70 от транспортного потока составляют дальнобои, но геометрия трассы подобрана с умом (длинные прямые участки и пологие повороты), поэтому обгон совсем прост. А главное, на этой трассе как раз и нужно тренироваться в обгонах и расчете скоростей других участников. Идеальный обгон, это когда вы весь маневр совершаете без изменения скорости.
В районе Новосибирска больше всего поразил процесс строения автострады. Трасса заливалась бетоном, а сверху уже накладывался слой асфальта. Да-да, вас не подводят глаза, похоже единственное место, где действительно умеют строить дороги это Новосибирская область. И при том, что там совершаются масштабные строительства, черновая однополоска позволяет без проблем держать скорость гораздо больше 100 км/ч. После Новосибирска идет автострада с прекрасными пейзажами больших, глубоких речных долин (хотя сами реки не всегда присутствуют), заросших лесом. При этом некоторые не лесистые склоны опять же были засеяны. Сама дорога является бетонными плитами, залитыми асфальтом. Дорога уже достаточно старая, некоторые стыки бетонных плит ощущаются, но скорость возможно держать без ограничений.
Очень понравился симпатичный город Кемерово. Отличительной особенностью всей Кемеровской области являются оранжевые светофоры и дорожные столбы. Абсолютно все они покрашены в оранжевый. Это создает неповторимую нигде больше атмосферу доброжелательности и веселости. Кроме того, если присмотреться к рекламным лозунгам от государства (поздравление с праздниками и т.д.), можно заметить отличие их структуры от большинства крупных городов. У меня сложилось ощущение, что люди которые занимались этими лозунгами действительно любят свой город и уважительно относятся к его жителям. Тут при всем желании объехать город целиком по кольцевой не получится. Хотя дорога по городу сильно не задержит.
Следующей остановкой является Красноярск. Если вы едете проездом и не собираетесь заезжать в сам город, но никогда еще там не были, обязательно сверните чуть раньше с трассы и посетите Дивногорск. Это прежде всего Красноярская ГЭС. И кроме того, огромные скальные уступы спускающиеся прямо к водам Енисея. Незабываемые виды. Особенно для дикого городского жителя. Так же, после Дивногорска, вы волей-неволей проедете мимо входа в заповедник «Столбы», в который тоже нужно заглянуть, хоть это и отнимет половину дня точно. Ночевали на платном пляже на берегу песчано-гравийного карьера в Сосновоборске (пригород Красноярска, невдалеке от трассы). Хорошее дно, чистая вода. Советую. Дорога в Иркутск запомнилась отличным кафе в Канске. Трасса проходит через город, в какой-то момент заворачивает под мост и сразу под мостом круг, после которого справа будет большое здание, в первом этаже которого как раз эта столовая.
В Иркутск по дороге туда не заезжали, чуть раньше города свернули на трассу к Байкалу. Сначала нужно будет проехать около 100 километров по горной дороге, достаточно тяжелой, зато после одного из серпантинного поворота открывается вид на само озеро, лежащее метрах в 300 (может и больше) ниже по вертикали. В Слюдянке остановились в музее минералогии Слюдянки. Сам музей с достаточно хорошей коллекцией и отличными, добродушными хозяевами. У них же можно переночевать, а так же познакомиться с туристами и возможно сходить на пару дней в горы (здесь это отроги хребта Хамар-Дабан). Если свернуть раньше Слюдянки, в сторону Аршана, можно посмотреть на современные потухшие вулканы Тункинской гряды. В Байкале купаться может и можно, но очень холодно и мелко, зато песчаное дно, но галечный пляж. Если проехать дальше по побережью, в районе Байкальска располагается очень длинный платный галечный пляж, где вода уже потеплее. Также можно уехать еще дальше за дельту реки Селенги на север. Там вода еще теплее. Дорога до Улан-Удэ по сибирским меркам так себе. Сам город представляет собой интересное смешение огромной деревни, советского областного центра и современного города с замашками на крупный. Причем смешение выглядит гармонично и интересно. Невдалеке от Улан-Удэ на юго-запад в Иволгинске располагается большой дацан. Его стоит посетить обязательно.
На обратной дороге заехали в Иркутск. Очень интересный город с отвратительнейшим краеведческим музеем. Такого я еще не видел. Он абсолютно не соответствует ни размерам, ни длинной истории города. Есть еще восременная картинная галерея, но в ней нам побывать не удалось. Центр города отмечается сохранившимися и отреставрированными зданиями представляющими одноэтажное деревянное зодчество, а также приятной зеленой набережной с памятником Александру III.
Обратная дорога запомнилась гораздо меньшим затраченным на нее временем. Сокращенный маршрут выглядел так:
1 день: Иркутск – Красноярск;
2 день: Красноярск – не доезжая Кемерово;
3 день: Кемеровская область – 400 км до Омска;
4 день: Омская область – Златоуст (через Россию).
И в этот график надо внести поправку на то, что во второй день с утра и до 17 мы провели в автомастерской, перебирая полетевшую коробку передач. Т.е. фактически дорога заняла чуть больше 3 дневных суток.
Дорога в объезд Казахстана пока была трасса Омск-Тюмень, радовала. Затем дорога местами закончилась. Тип данной дороги, не уклонение от ям, а выбор ям поменьше. Такая дорога шла до М5, где снова началась чехарда с идеальными участками, участками с напрочь отсутствующим асфальтом, реверсивными светофорами и т.д.
Касательно заправок. Самый дорогой бензин в Иркутской области. Около 37 руб за 92. Самый дешевый в Казахстане. В основном из-за курса валют цена за литр составляет примерно 25 рублей. К западу от Красноярска как минимум на расстоянии 250 километров между каждой заправкой царит Газпромнефть. Что приятно, на каждой заправке всегда есть кофе, что-то перекусить и достаточно чисто. Правда иногда не работал туалет, при чем видимо хронически, т.к. табличка висела и по дороге туда и по дороге обратно. После Красноярска заправки Газпрома сходят на нет, и единственной знакомой людям Европейской части России заправкой остается Роснефть. Лукойл встречается западнее Новосибирска, но не повсеместно. Проблемы с отсутствием заправок и дальностью их расположения нет. Но рассчитать дорогу все равно стоит.
Еще один интересный момент, в порядке заметок, в Иркутской области по дороге туда отметился один строящийся кусок дороги с реверсивным светофором. По дороге обратно (через недели 2) этот кусок был уже открыт, только знаки предупреждающие еще не убрали. В Курганской и Челябинской областях, как по дороге туда особо ничего не строили, так и по дороге обратно.
Лирическое резюме
Дорога от Урала до Байкала прекрасна. Легкая для водителей любого уровня. Если выпал шанс поехать на Байкал ни разу не колеблитесь, это незабываемо. В общем, качество дорог выше среднего, населенных пунктов не так много, заправки встречаются часто, транспортный поток небольшой, но есть, а главное — постоянная смена пейзажей вокруг и ощущение, что вот ты едешь уже четвертый день по одной и той же стране. И она твоя. И она прекрасна.
Краткие советы
1. Однозначно да! Ехать;
2. Для начала решите какой тип поездки у вас, полный туристический с остановками во всех возможных городах и достопримечательностях или от пункта А до пункта Б, где уже будут совершаться дальнейшие действия;
3. Выберите тип ночевок. Если позволяют ресурсы комфортнее конечно спать в гостиницах по дороге. Если ресурсы не позволяют, при должной теоретической подготовки и логистики можно ночевать на охраняемых и организованных пляжах или стоянках. В Сибири это возможно. Особо обращайте внимание на базы отдыха на озерах. Часто они располагаются километрах в 20 от дороги, что не очень много. Третий способ где устали, там и встали. Главное не слушайте советчиков про безопасность. Правила два: недалеко от дороги, но так чтобы не было видно и топор под голову для успокоения собственной совести. Хорошо бы захватить конфорку с собой.
4. Сформируйте подборку хорошей музыки. Очень много хорошей музыки. Когда вы в первый раз подумаете, да наверное хватит, вы ошибаетесь. Качайте еще. Когда вы подумаете, да куда уж больше, вы ошибаетесь качайте еще. Ну на третий раз можно и закончить уже.
5. А главное наслаждайтесь всей поездкой, смотрите побольше в окно (если вы не водитель) и езжайте не сомневаясь.
Ну и в качестве последнего сравнения и философской мысли
Если мне предложат проехать дорогой Петербург-Москва и Урал-Байкал, я выберу последнее. После такой поездки понимаешь, что Россия то она не в Москве. И не в Петербурге. Она там, за Уралом. Это и люди, и природа, одни поля засеянные чего стоят, а их там много. Как то даже грустно возвращаться в свой родной и горячо любимый Петербург с мыслью, что жизнь за горами. Как будто предал свой город. Но вердикт не утешительный и не оспариваемый. Россия – это Сибирь.
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернутьkim-230752
Батринт
P.S. Фоток бы еще…
Romka222
Sen
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.