Дикие Евражки 7000 верст не крюк
Часть 1. Урал.
8 день экспедиции, 17 июля 2016 г.
Второй день перегона Пермь-Киров – Вологда.
Бесконечное зеленое море вятских лесов слева и справа. Для кого-то это картина умиротворения и созерцания, как по мне – тоска зеленая. Сто, триста, пятьсот километров назад картина за окном была точно такая же – однообразно мелькающий зеленый фон.
По моему плану этот перегон должен был стать временем осмысления увиденного — позади Нижний Новгород, Казань, Урал. Неделя была насыщенна приключениями и событиями, которые следовало бы разложить по полочкам головы и души, расставить какие-то точки и погрузиться в такое родное величие Севера.
Вот, думал я, хороший и спокойный перегон между мирами, зеленое Лимбо, как будет славно ехать по этой прямой и думать свои мысли. Ну да, ну да.
Последние километров семьсот все мысли и силы сконцентрированы лишь на том, чтобы от машины хоть что-то осталось к Вологде. Если до Кирова, всё было вполне еще ничего, хорошие ровные участки перемежались трясучкой, а периодически сюрпризом выскакивали воронки закопанных тазов, ванн и шаек разнообразной степени опасности, то начиная с Кирова, дорога заболела оспой. Семь сотен километров вырывающего из рук руль ада. Разница покрытий условна – иногда трясёт чуть меньше, иногда чуть больше, иногда ты просто едешь по обочине, потому что дорога это месиво отвратительных дыр, наслоений и дыр в наслоениях. Вятичи и Костромичи разработали свой план побега от суровой реальности – тапка в пол и будь что будет, может оно и правильно, но о покупке б/у машины из этого региона я бы подумал конкретно.
Вообще, дороги такого качества я встречал не раз и не два, но, как правило, это участок или участки от 30 до 100 километров, а в целом, какой-то уход дорога имеет, но так, чтобы семь сотен километров непрерывного издевательства – это эталон.
Теперь, когда мне говорят — ….ну только там дорога не очень…. Я отвечаю: вот трасса Пермь-Вологда – не очень, а всё остальное пустяк.
На Кургальском полуострове брусчатка 30_х годов – вообще не напрягает, Лесовозка на Басеги, промытая ручьями, – расслабон. А Пермь-Вологда, вместо того, чтобы разложить всё по полочкам, затрясла всё по уголкам сознания. И сейчас, вместо того, чтобы литься ручейком, рассказ пробирается через пороги завалов из впечатлений и приключений, периодически покрикивая – Табань!
Пролог.
Как мы не поехали в Приэльбрусье.
Мда… Вообще-то, рассказ должен был случиться о совсем других краях, был и есть очень основательно разработанный маршрут по Приэльбрусью, в котором очень много всякого бездорожья и невиданных красот, но всё срасталось как-то вяло.
Почитав отчеты и соразмерив собственный замах, я осознал, что Приэльбрусье требует команды в три- четыре машины. Мучение преодоления собственной необщительности привели нас к следующему компромиссу, попробовать позвать тех, с кем общаемся в сети, но ничего не вышло, финансовый кризис выкосил наши ряды и мысли моих виртуальных друзей были из серии: мол, и рады бы в рай, да грехи не пускают. Я, признаться, тоже сменил работу, совершив жесткий экономический дауншифтинг, но мы с Аннике готовы были сидеть на дошираках лишь бы хоть на какое-то время поменять одну реальность на другую. Выйти на форум с криком – «Ай-да с нами на Эльбрус» внутренний мизантроп не позволил совсем, и над приэльбрусьем повис тревожный знак вопроса.
А потом случилась известная во всём внедорожном мире горячка с запретом тюнинга, я снял шноркель, лепетко спрятано маэстро Суецидом, а снимать кордианты рука уже не поднялась, кроме того, ниво — автомобиль скромных размеров, и на дальние прогулки мы ездим, снимая заднее сиденье, чтобы влез шмурдяк. Дальше таблица умножения: горячка в разгаре, в чем я убедился, продефилировав мимо техинспекторской машины при выезде с Каширского шоссе на дачу, а южные гайцы вообще по жизни тщательно ищут, как поиметь путешественника на деньги, и когда появляется новая идея изъятия средств у населения, первыми берут под козырек. Макс на Л200 очень хотел поехать, но совсем не хотел расставаться со шноркелем. В общем и целом, пришлось признать, что надо ехать не на юг, а туда, где всё происходит медленно или не происходит совсем.
Ну и где же у нас на карте, всем глубоко начихать на то, что там ужалило в очередной раз в зад столичного чиновника? Разумеется Север и Северо-Восток.
Север, я очень хотел оставить на год, а то и два, чтобы потом, наскучавшись вдоволь, излазить там то, что не излазил в предыдущие три года. А вот Урал — разведкой, посмотреть рельеф, дороги, города, природные объекты, пожалуй, интересная идея.
Но есть еще и внутренний пунктик, так повелось еще с Крыма, любим мы Горы и Море, и никак иначе, только это сочетание даёт необходимый заряд сил и энергии. После Эльбруса мы должны были спуститься к Черному и Азову, но что делать с Уралом?
В итоге, было нарисовано два примерно одинаковых по километражу маршрута:
Москва – Нижний Новгород – Казань – Кунгур – Вологда – Шальский – Нильмогуба – Терский Берег – Рускеала – Выборг – Новгород Великий – Москва
И
Москва – Нижний Новгород – Казань – Кунгур – Зюраткуль – Таганай – Аркаим – и по Волге к Черному Морю.
Рассчеты показали, что для полноценного прохождения второго маршрута 21 дня мало и выбор сделан.
Расстояние Москва — Нижний Новгород: 419 км
«Дикие Евражки 2016: 7000 верст — не крюк»
До Терского берега в две машины, потом л200 с экипажем домой, а мы дальше… но это всё потом.
Большие Города
Нижний Новгород.
Первый день экспедиции, 10 июля.
Что понапишешь про дорогу до Н.Новгорода, встали на Горьковку, съехали с горьковки – здравствуй, Нижний Новгород.
С этим городом нам очень повезло, потому что у нас там живут друзья Алька и Тонич, а Алька профессиональный гид и за те пять часов что у нас были на Нижний, ни одной минуты не было потрачено на поиски и карты.
Красивенная историческая часть,
бродвей,
огромные ступенищи Нижегородского кремля внутри стены,
но отдельного внимания заслуживает канатная дорога.
Канатная дорога, это, на самом деле, нифига не развлечение, а транспорт, соединяющий город Нижний Новгород и город Бор, административный центр городского округа.
15 минут путешествия над Волгой стоят 90 рублей в одну сторону, но оно того стоит. Ощущения и виды – потрясающие, а внутри всё время что-то ухает. И щекотно в животе. И раскачивает ветром вагончик. И высота захватывает дух. От всего этого невероятный восторг, самый интересный вид транспорта после нивы и лошади.
Для ночевки мне приглянулся стык рек Волга и Сура неподалеку от города Воротынец, что километрах в ста с небольшим от Нижнего Новгорода, когда прибыли, оказалось, что там в полном разгаре работает порт-карьер по перегрузке песка,
возникли даже мысли о том, что ночевку спешно придется искать в другом месте, но прокатившись вдоль берега за карьер мы нашли себе тихий и укромный уголок.
Про реки ничего особенно дружелюбного сказать не смогу, они обе не очень чистые. Это вообще тенденция всего направления – напряги с чистой водой. Много тяжелой и вредной промышленности, все крупные реки-легенды на грани экологической катастрофы.
Казусы.
Как Антоша экспедиционные канистры покупал.
Как я уже писал, Нива автомобиль довольно скромных размеров, и вопрос – как расположить шмурдяк с наиболее высоким КПД стоит остро. Верхний багажник – мегазло по многим причинам. Во-первых, он свистит, люто и добавляет в путешествие на Ниво ту нотку пикантности, которой не хочется.
Во-вторых, он тяжелый. Наличие места сокращает возможность думать о том, что тебе действительно нужно, а без чего можно обойтись, соответственно при наличии багажника будет пихаться всё, включая карданы, полуоси и прочий чугуний, от того нива перестаёт ехать совсем и всё работает не правильно.
В-третьих – нервяк. Одно дело, когда ты свалил гулять по незнакомому городу или какой-нибудь достопримечательности и у тебя всё заперто в машине – вскрыть и стырить, это уже как-бы преступление, а аккуратно снять с багажника, это словно бы плохо лежало на видном месте.
Так вот, решительно пошуршав накоплениями и договорившись с жабой, решили — давай купим экспедиционные канистры. Прошерстив отзывы, пришли к выводу, что лучше переплатить, но взять GKA поскольку они реально Ъ, а остальные мнутся, гнутся и текут.
Первая мысль, о том, что нам продали какой-то фуфел, а не GKA возник, когда во время заправки из канистры отлетел носик, я напрягся, но собрал эту конструкцию обратно и завершил начатое.
Беда началась по дороге от Нижнего к Воротынцу. На тридцатиградусной жаре в салоне отчетливо воняло бензином, неимоверно. До стоянки мы не доехали, остановились и вытащили ВЕСЬ(!) груз из машины, поскольку одно из наших приобретений лежало на самом дне, и да – оно текло. Слили бенз в бак, я стал закручивать легендарную как-бы GKA крышку и она с хрустом развалилась в руках. Вторая канистра выполняла роль заднего борта и ехала горловиной вверх, она не причиняла неудобств, но спустя 7500 тысяч километров, крышку я свернул и у неё. Это при том, что на настоящих GKA даже предполагается специальный ключ, ибо силы рук не всем хватает, чтобы плотно её затянуть.
К стоянке на Суре я доехал уже в компании веселых зеленых человечков, прыгающих по приборной панели. Груз перебирали неоднократно, а на следующий вечер, на реке Меше, я уже сдался и стал разбирать всё подряд, лишь бы найти, куда затёк заветный ручеек из этого фуфла проданного нам в магазине 4x4t.org под гордым брендом GKA. В итоге, были выкинуты два старых, потрепанных, но памятных куска синтетического троса, найденного три года назад на Рыбачьем, а самым главным источником, впитавшим в себя большую часть пролитого, стал 25 метровый стальной удлинитель к лебедке. Рука не поднялась, и мы просто завернули его в десяток мусорных пакетов, за ночь машина проветрилась и адский газенваген закончился. Большое спасибо магазину 4x4t.org за два незабываемых дня.
Большие города
Казань, Татарстан.
Второй день экспедиции, 11 июля.
Полетела стрела-дорога по Чувашии, а затем и Татарстану. Что я могу о ней сказать? Я ничего не помню толком, вчерашний казус еще не побежден и все силы уходили на преодоление убийственного запаха бензина в салоне, это мы так надеялись, что выветрится.
В отличие от поездки прямо на Север или прямо на Юг — не меняется природа и ландшафт, как в районе Нижнего начались степи поволжья, так они и будут тянуться до самого Урала, поперечные поездки мне в этом плане нравятся больше, всё меняется и нет ощущения, что стоишь на одном месте, природа будет решительно меняться каждые 300-500 километров. А здесь… степи поволжья, равнина, словно стол, периодически по ней текут могучие реки Ока, Волга, Кама, Сура. Вспомнилось, как под Джанкоем накрывает ожидание: вот-вот и они покажутся, горы Крыма, считаешь километр за километром и, наконец, они, в виде синих тучек выплывают из степи Эчки даг, Аю-даг…. Тут ждать придется подольше.
Казань красивый, чистый, ухоженный и относительно не дорогой город. Очень прогрессивный и молодежный, здесь удивительным образом сочетаются люди в традиционных восточных одеяниях и современная хипстота в шортах, строгость традиций и стремление быть всё же европейским городом. Город Жемчужина.
Хотя нас один раз там обозвали цыганами, но это были туристы из какого-то региона.
Мы прогулялись по улице Баумана, заскочили в «Баблтишную» за холодным чаем с фруктовыми шариками, отмечу, что тут это процентов на 70 дешевле, чем в Столице
и пошли изучать жемчужины города – Кремль, Мечеть и Дворец Земледелия.
Кремль довольно типичный, и очень похож на любой другой детинец старой Руси, но тем интереснее на его фоне смотрится мечеть. Сочетание цвета морской волны и кипенно-белого сахарных резных минаретов создаёт какое-то Диснеевское ощущение, и ни в коем случае не с негативным подтекстом.
Она реально сказочная. Очень лучезарная и совершенно невычурная, вряд ли по размерам она уступает ХХС, но ХХС всем своим видом излучает власть, а тут совершенно другое ощущение – радостной сказки. Внутреннее убранство ничем не уступает внешнему, всё сделано очень добротно и со вкусом, в нежной бело-голубой гамме и заполнено гармоничной традиционной резьбой.
Обычные для мечети вырвиглазные ковры, здесь соблюдены в однотонной лазурной гамме, витражи наполняют здание светом и радостью. Казань – жемчужина Поволжья, а её мечеть – жемчужина Казани.
Дворец Земледелия – стоит заглянуть и посидеть на лавочке.
Витиеватые узоры и вход, выполненный в виде дерева,
искусная работа архитекторов, и главное, всё очень чистое и свежее.
Перед отъездом мы решили прокатиться в Казанском метро, осмотреть три центральных станции.
Зашли на Кремлевской.
Главное отличие от Московского метрополитена – пещерность. Здесь холодно, пахнет сыростью и темновато, но красиво. Восточные розетки обрамляют сидящего по центру потолка дракона Зиланта, а стены украшены иллюстрациями восточных сказок.
Доехали до Суконной слободы, здесь свод прямой, а не арочный, колоннада, а оформление в старом промышленном стиле, и фонари висят уличные.
Вернулись на Площадь Тукая,
украшенную фресками из восточных легенд и, закупившись чак-чаком, покинули этот прекрасный город.
В семидесяти километрах от Казани, потыкавшись по склонам, нашли уютное и уединенное место на реке Меша,
разрешили вчерашний казус и отправились спать.
Вчера – Сегодня – Завтра
Едем в Магадан на Урал.
Второй и третий день Экспедиции, 11 и 12 июля.
Дорога по Поволжью пестрит таким разнообразием природных ландшафтов и рельефов, что я Вам, уважаемый читатель собрался тут вещать, о том, как мы сегодня ехали Чувашию и Удмуртию, после Татарстана, но школьные знания взяли верх, поэтому Чувашия всё же была днем раньше.
В общем-то, глобальные отличия заключаются лишь в видимом богатстве населенных пунктов, по Чувашии видно, что регион не богат, а вот в Татарстане и Удмуртии дела многим лучше. А еще языковые «фичи» диалектов тюркских языков. Чувашия пестрит разнообразными «касы», теперь капля ненужной научной информации которую можно пропустить:
Топоформант «кас» (каси) в чувашском языке используется в значении, связанном с положением выселка по отношению к другим селениям сложной общины – отдельная часть селения,
В северных и центральных районах Чувашии селения располагались скученно, кустами: дочерние селения — выселки -касы группируются вокруг материнского, образуя целое гнездо поселений.
На севере характерно деление деревни на концы (касы), обычно заселённые родственными семьями.
В Татарстане названия населенок начинают пестрить лютой русско-татарской смесью, так следом за Кушманы и Мурали будет абсолютно типичное Федоровское. А вот Удмуртию видно сразу, как только вы не можете своим мозгом с первого раза осознать название – вы на месте)))
Здесь есть общее окончание для Удмурдского «шур», но начала такие изворотливые, что получается прям заковыристо: Бальзяшур, Сырьезшур, рядом соседствуют Черношур и Карашур, хотя Кара в ряде тюркских языков и есть «черный», там же Бобья-Уча и Абдес-Урдэс.
Мы же, неспешно пробираясь меж этих чудес, наблюдаем постепенное появление лесов, подъем ландшафта и резкое изменение климата. Казалось бы, мы только что ехали по жаркой равнине, и вдруг, за бассейном Камы всё начало меняться, загадка Пармы.
Первой точкой нашего интереса в этих краях будет Ермак-камень, столбовой скальник, желанный для альпинистов, и примеченный нами как место ночевки. Мы дивились на возникшие из неоткуда леса и вдруг стопщик, под рюкзаком и с гитарой, прямо как мы, до появления железных друзей.
Всеволод из Ижевска. Человек, Художник, Музыкант.
Третий день экспедиции, 12 июля
Автостоп и пятнадцать лет назад, когда так путешествовали мы, и сейчас, является самым познавательным, веселым и доступным способом путешествия. И самым космичным. Когда ты едешь на машине, ты, конечно, не можешь гарантировать, где именно, закончится твой сегодняшний день, и где ты будешь ночевать, но хотя бы предполагаешь. Есть люди, которые умеют ездить так – пока едется, надоело, глянул на карту, увидел предполагаемую речку и уединение, свернул и отдыхаешь – я им пока еще завидую, меня так попускает только в конце путешествия. Где-то начиная с Рускеалы я вообще уже не парился, а когда ехали с Выборга, просто свернули в какую-то дырку, ведущую в сторону Финского Залива и там оказалось клево. А у автостопщика это перманентное состояние, с самого первого дня. Ну и звезды обычно сходятся так, что автостопщики неинтересными людьми не бывают. Поэтому автостопщики, как калики древности, по своему святы, и подобрать автостопщика – своего рода причащение на пути. За что спасибо Максу, Злате, Лизе и размерам Л200, в Ниво автостопщики не влезают.
Потрещали по рации, решили, что Всеволод проведет вечер с нами за рассказами и песнями, а утром выйдет на трассу.
Спасибо Сева, если ты это когда-нибудь прочитаешь, знай, мы были рады так душевно посидеть с тобой, и очень удручены тем, что ты забыл свой термос, без него, твоё путешествие прошло намного грустнее, но мы перешлем его тебе, как только ты вернешься с маршрута и скажешь нам адрес.
Пробравшись через Кунгур и Филипповку, добрались к началу сумерек до Ермак – Камня.
Время тут уже Уральское +2, так что наше прибытие в восемь вечера мгновенно превратилось в триумфальный приезд к десяти и поначалу взгрустнулось – большая оборудованная площадь для стоянки довольно густо населена. Но, оценив количество палаток на метр квадратный, пришло осознание, что стоит тут всего одна группа из трех семей, все за 50, а остальные сейчас разъедутся по домам. Встали, поужинали, тихонечко попели песни, Всеволод оказался великолепным музыкантом, и свернулись спать под журчание реки Сылвы и шум проходящих мимо поездов.
Глава Урал. Часть2
Комментарии (10)
RSS свернуть / развернутьbegun12
нивоводы — не самые частые гости здесь, но интерес к такому отчету гарантирован.
Продолжения!
Сергеевич
Tat-77s
Батринт
Сергеевич
Эдуард67
SuperMax
Вологда это какое-то знаковое место для автомобилистов. В 2010 году я поехал в Архангельск. От Вологды на север было больше двухсот километров подобной дороги. У меня тогда была Хонда Цивик. Вначале я ехал потихоньку, но было ощущение, что машина вот-вот развалится на хрен. А местные действительно со свистом меня обгоняли. Решил последовать их примеру, стал ехать 130-140 км/час. Тряска практически исчезла. По приезду домой загнал машину на диагностику ходовой и приготовился выслушать от механика смертельный приговор, но никаких дефектов он не выявил. Через три года я ту машину благополучно продал, так ничего и не пришлось ремонтировать.
SuperMax
Сергеевич
По поводу побега от реальности методом тапки в пол, слышал, да и сам пользовался этим методом, мы его еще называли «больше скорость, меньше ям»
То есть ты разгоняешься до той стадии, когда водвеска перестаёт отрабатывать отбой-сжатие, с кренами кузова. То есть подвеска колотится с какой-то бешенной амплитудой где-то внизу, под тобой, а по большей части машина просто летит.
200 километров такого счастья — два часа езды. Масло в амортизаторах нагреется здорово, но не закипит, сайленты, теоретически должны выдержать, а вот ступицам и пружинкам будет тяжеловато, а теперь представьте, что это 700 километров, а не 200?
Не знаю, возможно всё прошло бы хорошо, но я не уверен.
SuperMax
Я специально на обратном пути остановился, что бы его сфотографировать и обматюкать вологодских дорожников.)))
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.