Оглавление: Предисловие. Часть 1. — Санкт-Петербург – Каунас — Люблин Часть 2. — Люблин – Жешув – Кошице – Будапешт. Часть 3. — Будапешт – Белград — София. Часть 4. — София – Хасково – Кырджали – Златоград — Неа Врасна (Греция). Часть 5. — Неа Врасна (Греция). Часть 6. — Неа Врасна — Салоники — Неа Врасна. Часть 7. — Неа Врасна — Уранополис — Неа Врасна. Часть 8. — Неа Врасна — София — Сербия — Венгрия — Словакия — Краков. Часть 9. — Краков — Белосток — Даугавпилс — Санкт-Петербург. Итоги.
12 июня 2010, суббота, первый день. Санкт-Петербург – Каунас
Выехали в 8:35. Не очень рано, но и не слишком поздно – выезды из города еще не запружены дачниками. Ульянка – Дачное – КАД – Пулковское шоссе – Киевское шоссе… Дорога знакомая, каждую неделю по ней на дачу ездим. Состояние дороги хорошее почти везде, только на объезде Гатчины асфальт изрядно изношен. На подъезде к Толмачево неожиданно застреваем. Оказывается, на мосту через Лугу ведутся работы, сужение дороги, попеременное движение. Другого дня для работы, как национальный праздник, не нашлось… Теряем на этом где-то минут сорок.
В Луге сделали остановку: перекусили в очень симпатичной пирожковой неподалеку от храма. Потом зашли в храм: как раз кончилась служба. Подошли к священнику о.Николаю. Батюшка, узнав, что мы собираемся в Салоники, сказал, что он там тоже был при перенесении мощей Св. Димитрия Солунского, лет 30 назад. Получив благословение, около 12:00 тронулись дальше.
От Луги до границы Псковской области и дальше по Псковщине дорога нормальная. Псков миновали, объехав центр города стороной. Дальше Остров, а за Островом надо повернуть в направлении Пыталово и КПП Убылинка.
Сразу же за поворотом увидели плакат – уведомление о том, что мы въезжаем на платную дорогу. При этом никаких пунктов сбора платы обнаружить не удалось. На пути к границе плакаты периодически повторялись. В остальном дорога как дорога – вся в заплатках, но зато без ям и почти что без колейности. В немногочисленных поселках вдоль дороги – обычное убожество российской сельской глубинки. В одном месте слева от дороги увидели останки развороченного взрывом двухэтажного ДОТа и плакат, предлагающий посетить исторический памятник – «линию Сталина». Не до того: время поджимает, впереди еще граница…
Заправок по пути нет, все они концентрируются у границы. Наливаем полный бак на заправке ПТК слева, дальше шлагбаум. Нет, еще не пограничный. Чтобы шлагбаум открыли, надо заплатить тетеньке в будочке 300 рублей – за пользование платной дорогой. Вот оно, оказывается, где! На память оставляют целый лист формата А4, где написано, когда, за что и сколько с нас сняли денег. За шлагбаумом – еще две или три заправки и изрядная очередь на КПП из автомобилей с европейскими (главным образом, латвийскими) номерами. Ну, тут все понятно: люди ездили заправляться дешевым бензином. Тем бывшим гражданам СССР, у которых нет латвийских паспортов, можно въезжать в Россию без визы, чем они активно и пользуются. По совету тетеньки, что в будке у шлагбаума, объезжаем эту очередь, и на следующем шлагбауме нас сразу пропускают в зону таможенного контроля. Время – около 16:15.
Таможенница сходу отвергает заранее заполненную декларацию на временный вывоз автомобиля: она сделана не на типографском бланке, а на бланке с принтера. Никаких законных оснований так поступать у нее, конечно, нет, но я заинтересован не в правовом просвещении таможенников, а в прохождении границы. Заполняю типографский бланк, два экземпляра. Машину нам осмотрели быстро, попросили показать запаску (пришлось освободить пол-багажника) – и на паспортный контроль.
Пограничницу почему-то заинтересовало, как мы собираемся добраться до Греции. Рассказал. Все, больше у Родины к нам вопросов нет. Вперед, в Евросоюз!
Латвийский пограничник проверяет, есть ли у нас визы, и направляет дальше. Таможенники требуют, чтобы каждый заполнил декларацию о том, сколько он везет сигарет, спиртных напитков, бензина, наркотиков и взрывчатки. Все по нулям: не курим, не пьем, не употребляем, не взрываем. Норма беспошлинного провоза сигарет – 20 штук на человека. Не пачек, штук! Становится понятно, по каким «техническим причинам» закрыт магазин дьюти-фри на российской стороне. Тем временем пограничники пробивают нас по своим базам и ставят штампы в паспорта. Жене, как гражданке ЕС, штампа в паспорт не полагается.
Выезжаем за пределы КПП. Навстречу нам очередь из грузовиков, фуры растянулись километра на три, занимая всю встречную полосу. Вдоль дороги биотуалеты и мусорные баки. Да, стоять мужикам и стоять…
Проехав несколько километров, делаем привал. Кстати, проблема: остановиться по пути практически негде. Находим обочину пошире рядом с автобусной остановкой. Переводим часы на час назад (лишний час к суткам нам сегодня очень кстати), меняем программу в навигаторе. Обедаем тем, что прихватили с собой из дома. Время 16:40. Значит, границу прошли меньше, чем за час.
Шоссе на Даугавпилс прямое, без выбоин, но и без «европейского» лоска. Обочины, как правило, узкие. Европейское процветание в этой части Латвии вообще как-то не замечается – обычная постсоветская территория. Впрочем, одно отличие от России сразу бросается в глаза: с придорожной полосы почти полностью исчезает борщевик.
Резекне можно объехать, но мы предпочитаем проехать через центр города. Впечатление приятное: советские блочные дома покрашены в радующие глаз цвета, чисто, прибрано. Все-таки Европа. Ограничение скорости в населенном пункте – 50 километров в час, как и везде дальше на нашем пути.
Даугавпилс также решили проехать через центр. Город особого впечатления не производит, разве что бросается в глаза действующая трамвайная линия. Навигатор уверенно ведет нас по прямой главной улице… и вдруг мы обнаруживаем, что все машины куда-то свернули, а мы почти одни едем по высокой насыпи…куда? Некоторое замешательство, но в конце концов решаем ехать дальше, поворачиваем, и в результате спокойно выезжаем на мост через Даугаву. За мостом – немыслимая путаница дорог, из которых почти все с односторонним движением. Спасибо навигатору, вывел! Дорога пустая: суббота, вечер, чемпионат мира по футболу…
Границу между Латвией и Литвой пересекаем в 19:10 недалеко от Зарасая. Могли бы и не заметить, если бы не стоящий на площадке джип каких-то местных силовиков. Никаких остановок, никаких проверок… Шенген!
От Зарасая до Каунаса путь ничем не примечателен, если не считать участков, где дорога реконструируется. Там сужение до одной полосы, стоят временные светофоры, и движение попеременное. Асфальт еще не уложен, колонны медленно идущих автомобилей поднимают тучи пыли. Опять потеря времени.
Окрестный пейзаж становится более обихоженным и цивилизованным. Заброшенных участков земли не видно. Идет сенокос, сено упаковывается в своеобразные белые коконы. Видимо, упаковка в рулоны здесь – уже вчерашний день.
В паре мест дорога проходит через увалы: крутой спуск – подъем – спуск – подъем. Вспоминаю, что на этих увалах в свое время крепко умаялись немецкая пехота и артиллерия, идущие на Ленинград: читал такое в немецких военных мемуарах. Дорога тогда была еще без асфальта…
В Каунас въезжаем после 22:00, когда уже стемнело. Навигатор уверенно ведет нас к гостинице. Прибыли! Пройдено за день 779 км.
13 июня, воскресенье, второй день. Каунас – Сувалки – Белосток – Люблин
Гостиница «Perkuno namai», в которой мы остановились, оказалась очень приятным местом. Небольшой гостиничный корпус стоит на склоне глубокой ложбины, прямо под корпусом – небольшой парк с аккуратными дорожками и парой вековых дубов. Большой номер, просторный балкон, кондиционер, холодильник, хороший завтрак – и все это за довольно скромную цену. Даже неохота уезжать.
Однако в 9:45 расстаемся с отелем и направляемся на прогулку в центр города. Выходной день, парковка в центре бесплатная и нет проблем с местом. В будний день было бы сложнее. Проходим по пешеходной улице, выходим на главную площадь, доходим до королевского замка. Город симпатичный, но не очень ухоженный, не сравнить с Таллином, который так и блещет своим свежеотреставрированным средневековьем.
В 11:15 покидаем Каунас и направляемся к польской границе. Дороги становятся шире, местами превращаясь чуть ли не в автомагистрали. Ехать легко и приятно. Объезжаем Марьямполе, в 12:40 (по литовскому времени) пересекаем польскую границу. На границе – пустующие здания КПП. Разумеется, никакого контроля. В приграничной полосе обычное скопление бензоколонок, мотелей для дальнобойщиков и валютообменных контор. Последние нас пока что не интересуют, так как злотые мы намерены получить в банкомате. Кстати, ни латвийские латы, ни литовские литы нам в пути не понадобилось. В Латвии мы вообще ничего не покупали, а в Литве в отеле рассчитались карточкой.
Еще через 20 км пути въезжаем в Сувалки. Останавливаемся в районе с «социалистической» застройкой, на главной улице напротив бензозаправки «Shell». Парковка удобная. Спрашиваем у навигатора, где тут ближайший банкомат. Навигатор отвечает: в ста метрах, на заправке. Удачно! Получаем пачку польских злотых, часть тут же тратим в лавке на какую-то ерунду. Опять переводим часы – еще на час назад.
Дальше у нас дорога на юг, вдоль границы с Белоруссией: Сувалки – Августов – Белосток – Люблин. Время – 13:00.
Поначалу дорога идет через густые леса. Обочины узкие, но асфальтированные. Всюду есть разметка. Местами висят знаки, предупреждающие о колейности, но за ними следуют вполне приличные участки дороги, которые никто в России и не назвал бы колейными. Довольно много грузовиков, которые позволяют себя обогнать, заезжая правыми колесами на обочину. Чувствуется, что правила здесь соблюдаются без излишней пунктуальности, но зато нет привычного российского хамства на дороге, стремления прорваться вперед в ущерб другим. Поляки проявили своеобразие: на обычных дорогах у них таблички зеленого цвета, а на магистралях – голубого. Табличка с названием населенного пункта на зеленом фоне носит чисто информационный характер, скорость можно не сбавлять. А вот появление белой таблички с силуэтом городских крыш – это уже знак начала застроенной местности, где скорость должна снижаться до 50 км/час. В населенных пунктах часто стоят автоматические фотокамеры, фиксирующие скорость, но о них заранее предупреждают информационные таблички. Наконец, для утихомиривания любителей быстрой езды в начале населенных пунктов часто правее осевой линии бордюрным камнем выкладывается специальный островок, который просто не объехать, не сбросив скорость. Тем не менее, скоростные ограничения соблюдаются местными жителями не очень тщательно. Мы поначалу стесняемся, и нас все время обгоняют.
Деревни вдоль дороги оставляют благоприятное впечатление. Кое-где встречаются старые деревянные дома, и даже домишки, но видно, что они уступают место новым двухэтажным каменным домам. Во многих поселках новые костелы, часто своеобразной архитектуры. Например, фасад одного из костелов был выполнен в форме скрижалей Завета. Мощеные тротуары, свежепокрашенные фасады, кованые ограды, цветы перед домами. Социальная дифференциация, конечно, есть, но она не производит впечатления российской пропасти между богатыми и бедными. В целом же очевидно: страна на подъеме. Может быть, это не рывок вперед, но это точно поступательное движение. Такое же впечатление осталось и от передач польского телевидения. Шла предвыборная кампания, но политики мало говорили о кризисе и гораздо больше говорили о будущем. Кризис уже за спиной.
В одном из поселков покупаем у местного жителя пару килограмм клубники. У нас еще не сезон, а тут как раз созрела. Теперь хорошо бы ее как-то помыть. Да и вообще обедать пора.
Останавливаемся у мотеля Biesiada Weselna, между Августовым и Белостоком. За стойкой ресторанчика заказываем обед (говорить приходится по-английски), официантка помогает помыть клубнику. Просто, вкусно, сытно, дешево. Видно, что заведение пользуется популярностью.
Российский бензин подходит к концу. В Белостоке останавливаемся заправиться. 95-й бензин двух марок: обычный, подешевле, и с какими-то наворотами, подороже. Выбираем тот, что подешевле, у нас машина неприхотливая. Маркировка бензина показывает, что в нем нет свинца. Впрочем, во всем польском бензине сейчас нет свинца – это требование Евросоюза. Цена примерно 1.20 EUR за литр. Как и везде, на заправке порядок «сперва заправься, потом плати». Время 16:00.
Дальше путь на Люблин. Бесконечные населенные пункты, перекрестки с круговым движением, опять населенные пункты… Вообще-то наша цель на сегодня Жешув, но понимаем, что не успеваем. Ну и ладно, гостиницу мы не бронировали, надрываться незачем. Где-то в километрах тридцати от Люблина останавливаемся на обочине, рядом с автобусной остановкой, чтобы найти при помощи навигатора место ночлега. К машине подходит местный старичок и просит подвезти его до Люблина, он опоздал на автобус. Соглашаемся, почему нет?
Старичок оказался чрезвычайно разговорчивым. Моего знания польского хватает ровно настолько, чтобы объяснить ему, что я этого языка не понимаю. Старичок нисколько не смущается, и продолжает рассказывать – о своей жизни, трудовом пути, политических и религиозных взглядах… Что-то даже понятно. Под аккомпанемент его бесконечного рассказа въезжаем в Люблин, где на одном из перекрестков недалеко от центра расстаемся со словоохотливым попутчиком.
В намеченном отеле в центре Люблина мест не нашлось, точнее, места были только в одноместных номерах. Зато нам рекомендовали другой отель — Mercure Unia Lublin. Там уже трехместный номер нашелся, но очень тесный. Фактически, одноместный номер нам продали, как трехместный – по соответствующей цене. Зато рядом с отелем была удобная парковка, платная. На будущее сделали вывод: отели в Польше лучше искать не в больших городах, а вдоль дороги и в пригородах. Там и дешевле, и проще доехать, и проблем с парковкой нет.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьВнимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.