Съездить в гости к родственникам жены в Казахстан мы планировали давно. Последний раз там были в феврале 2005 года. В прошлом году ездили к моим родственникам в Тамбовскую область, теперь настал черед и Казахстана. О том, чтобы ехать на своей машине, мысли даже не возникало. Проблемы на границе, мздоимство казахстанских «гаишников» (всем известное, кто бывал там), очень плохие дороги. Но вот, наступило 1 июля, и заработал Таможенный союз. К добру или не к добру, будущее покажет. Однако на границе отменили всяческое оформление и это уже плюс. Жена все чаще приставала, чтобы я подумал ехать на своей машине. Плюсы: дешевле, удобнее, маневреннее, комфортнее (это с учетом не спадающей жары, в вагонах не продохнуть, а в машине кондиционер). Да и билеты на проходящие поезда продают лишь за три дня, можно и «пролететь». Минусы: все те же дороги и дорожная полиция, почему то особенно «обожающая» автомобили с российскими номерами, причем при любом нарушении ПДД они забирают водительское удостоверение до уплаты штрафа. Ну, тем не менее, я начал искать в интернете любую доступную информацию о путешествиях на автомобиле по Казахстану. Сразу же хотелось поблагодарить участников форумов на сайтах «Казахстанский GPS клуб», «Центр Тяжести», «Аягоз KZ» и других, кто откликнулся, дал советы, поделился нужной мне информацией и даже выслал карты дорог. Выяснилось, что в Казахстане теперь разрешенная скорость на всех дорогах 110 км/ч, а на автомагистралях-140. Вот только бензин 95 не везде. Тем не менее, я решился. Едем на автомобиле! Родственники живут в Семипалатинске, поселке Южный и селе Урджар.
Итак, выбираю
маршрут: Курган — Петухово (граница) – Петропавловск – Кокчетав – Астана – Павлодар – Семипалатинск – Аягоз — поселок Южный Восточно-Казахстанской области – село Урджар Восточно-Казахстанской области. Автомобиль Опель Астра седан, 2008 года, 115 л.с… Три человека: я, жена (почти штурман) и дочь. Купил наклейку на заднее стекло «RUS» (верхний правый угол, как посоветовали). Проверил все технические жидкости, давление в шинах, масло, тосол в запас, ключи, документы. Полный бак бензина. Купил очиститель инжектора быстрого действия фирмы «HI-GEAR», на всякий случай. Вроде все. Да, чуть не забыл, рубли на тенге лучше поменять в России. В Кургане в Сбербанке курс был 4,82 тенге за рубль, в Семипалатинске самый высокий курс был 4,75 тенге за рубль. Выезд по плану 15 августа в 5.00 утра.
Итак,
15 августа 2010 года, 04.50 утра. Поехали! Завтракать решили после пересечения границы, сухпай с собой. Дорога до границы в принципе неплохая, я держал скорость 120-130 км/ч, хотя, конечно, ямы тоже есть, но ямочный ремонт все же проводился и по пустой трассе 213 км от
Кургана до международного автомобильного пункта пропуска «Петухово» проехали за 1 час 55 мин. Как и по всей России густой дым от лесных пожаров сопровождал нас почти до самой границы, особенно сильно горело возле самого Кургана в 100 метрах от трассы. С утра было всего лишь +10 градусов, мошкары не было, лобовое стекло оставалось чистым. Несколько раз дорогу перед машиной перебегали лисы, а один раз пришлось серьезно испугаться, когда из темноты буквально в 5 метрах выскочила косуля. Но, все обошлось. Жена и дочь спали и ничего не видели.
Вот и граница. Опишу подробный план пересечения границы для тех, кто собирается это сделать впервые. Подъехали к пункту пропуска к самому шлагбауму. Причем колонну грузовиков (фур) можно смело объезжать. Я вышел из машины и подошел с паспортами и свидетельством о рождении дочери к будке, где сидит пограничник. Он дал талончик на въезд, посмотрел документы, вышел из будки, попросил открыть багажник и все, мы заехали на МАПП. Далее, нужно проехать к пассажирскому терминалу, автомобиль загоняем под навес, закрываем машину и идем все вместе на паспортный контроль внутрь здания. Первым на контроль идет водитель, не забудьте свидетельство о регистрации автомобиля, все заносится в компьютер. Затем идут пассажиры. После идем к автомобилю, пограничник просит открыть багажник. И все. Можно ехать к выходу с перехода. Хотя некоторых туристов, прямо перед нами, заставили выгрузить все вещи из машины. На выезде забирают талончик на въезд, смотрят документы и просят в третий раз открыть багажник, и вот открывается шлагбаум и мы почти за границей. На все-про все ушло 20 минут. Примерно, через километр снова шлагбаум на казахстанском переходе «Жана-Жол». Подхожу к казахскому пограничнику с документами, получаю маленькую бумажку на въезд автомобиля и две миграционные карты (ребенка вписываю к себе в миграционную карту). Заполняем их и тупо ждем целый час, пока откроют шлагбаум. Причины такой задержки объяснять никто не стал. Вот шлагбаум открывается, едем к пассажирскому терминалу. Далее все-то же самое, паспортный контроль, штамп в миграционную карту, открытие багажника, подпись пограничника в маленькой бумажке на въезд, на выезде сдаем эту бумажку. Открытие багажника в пятый раз, и вот он Казахстан.
Сразу же после последнего шлагбаума оформляем страховку на машину, фирм несколько, агенты сами подходят и предлагают ее оформить. На две недели страховка мне обошлась в 700 тенге (145 рублей). Все волнения, связанные с проездом границы, остались позади, можно и позавтракать. Вдоль трассы каждые несколько километров есть удобные беседки, как раз для этих целей. Дорога до Петропавловска оставляет желать лучшего, причем, чем ближе к Петропавловску, тем дорога становится хуже. Зато в самом городе дорога очень приличная. На въезде в город на посту нас в первый (и далеко не последний раз) остановили сотрудники дорожной полиции, проверили документы, спросили пил ли я вчера, и отпустили с миром.
Трасса от Петропавловска до Кокчетава (по-новому Кокшетау) не тянет даже на четыре с минусом. Очень много серьезных ям, где недолго кончить подвеску. Вся дорога напоминает стиральную доску, разрешенные 110 км/ч удается держать далеко не везде. Зато в Кокчетаве дороги очень хорошие, я проехал через сам город всего за 15 минут, плутать не пришлось, есть указатели. Здесь же и впервые заправился бензином, марка 96, цена 101 тенге (20,95 рублей).
Сразу расскажу про бензин, цена 95-ого (по их классификации 96) колеблется от 96 до 105 тенге (в зависимости от обменного курса 20,21-22,1 рубля). Причем 95-й есть практически везде, даже в удаленном селе Урджар нашлась одна заправка с этим бензином. Бензин приличного качества, даже с включенным кондиционером машина ни разу не показала признаков недовольства залитым бензином.
От Кокчетава дорога да Щучинска просто отличная, по две полосы в каждом направлении. Я поначалу ехал 110 км/ч, но, когда меня стали обгонять «Москвичи», решил добавить, и ехал уже 130-140 км/ч. Чем ближе к Щучинску, тем пейзаж становился все красивее, горы, покрытые лесом, озера. Красота!!! Может, кто не знает, в Щучинске начинается знаменитая Казахстанская курортная зона «Боровое». Здесь же в Щучинске мы пообедали в придорожном кафе «Экспресс», хочу похвалить их поваров, готовят супер, порции просто огромные, такового вкусного плова никогда не ел. Обед на троих обошелся в 3600 тенге (745 рублей), но оно того стоило!
И, вот, мечта любого автотуриста, автомагистраль Щучинск-Астана, знаки на зеленом фоне, разрешенная скорость 140. Я ехал 140-150 км/ч и ощущал себя европейцем, пересекающим Европу из одного конца в другой.
В Астане мы планировали посетить океанариум, если верить рекламе, самый крупный в Азии. Благодаря тому, что я перед поездкой подробно изучил спутниковые карты Астаны, океанариум мы нашли без всяких проблем. Вход для взрослых стоит 1000 тенге, детский 500, съемка фотоаппаратом 100 тенге. Затем несколько фото на память в самом городе и мы отправились дальше, на Павлодар. В Астане понравились светофоры с индикацией времени до смены сигнала.
Дорога, чем дальше от Астаны, тем хуже. Зато пейзажи за окном, загляденье. Степи сменяются горами, долины небольших речек. Дорога уходит за горизонт.
Ближе к Экибастузу начинаются угольные разрезы. Шагающие экскаваторы видно издалека, мощные «БелАЗы» снуют туда-сюда. Ближе к 11 вечера показались огни Павлодара. Мост через Иртыш и сразу пост ДПС (Жол Полициясы). Удивительно, но нас не заметили. Буквально, через метров 500-700 увидели гостиницу «Сапсан». За спиной чуть больше 1200 км, пора отдохнуть. Двухместный номер в гостинице с душем всего 3000 тенге (630 рублей), стоянка машины 500 тенге. На следующий день, выспавшись, часов в 7 утра рванули дальше. Павлодар, очень чистый и красивый город, кругом цветы, трамваи, вот только дым от ближайшей ТЭЦ валил прямо на город (уголь дешевый и все ТЭЦ работают на угле). Сразу за городом перекусили в придорожной закусочной пирожками с чаем и двинулись дальше на Семипалатинск (самая последняя версия названия города – Семей).
Дорога как обычно, чем дальше от Павлодара, тем становилась все хуже, а ближе к Семипалатинску вовсе стала ужасной. Ямы угадывал по следам торможения фур, из высокой кабины им их проще разглядеть. Как только черные полосы на асфальте, тормози, впереди 100% большая яма. Перед самым Семипалатинском пост ДПС (или как там их), снижаю скорость до 20 км/ч, свет горит, все пристегнуты, что еще надо. Тем не менее меня тормозят. Знак видел? Какой знак? Дистанция между автомобилями 70 метров, а у вас 60. Не порядок, с вас штраф! Вот блин! Пока обруливал ямы, не заметил знака. И вот здесь я на деле познакомился с казахстанской административной машиной наказания за нарушения ПДД в полном объеме. Полчаса на составление протокола, изъятие прав до уплаты штрафа. Поиски в незнакомом городе сберкассы, затем поиски городского управления дорожной полиции, показал квитанцию об уплате штрафа (а штраф то немаленький – 7360 тенге или 1500 рублей), затем снова за город на пост за правами. Настроение было испорчено окончательно. В тот же день мы еще зарегистрировались в Семипалатинске (ушло больше двух часов). И когда, вечером, дядя жены (дядя Ваня) предложил «шнапса», это оказалось единственным способом поднять упавшее настроение.
В Семипалатинске мы планировали только переночевать и с утра ехать дальше в Урджар, точнее в поселок Южный, что в 30 км от Урджара. По прямой где-то 500 км, но я вычитал в интернете, что лучше сделать крюк в 200 км через Усть-Каменогорск, вроде там дорога получше. Поначалу так и было, километров 100. Затем начался ремонт дороги, объездная по грунтово-щебеночной дороге, 20 км со скоростью черепахи. И затем 150 км неважнецкой дороги до Георгиевки, в районе которой даже со следами бомбежки дороги. Шутка, похожая на правду. Бедной машине, после очередной ямы, я пообещал помыть ее. После Георгиевки (новое казахское название я так и не запомнил) дорога постепенно стала улучшаться, скорость доходила до 110-120 км/ч. Здесь же чуть не попали в «засаду». Стоит знак «ограничение скорости 50» и под ним табличка «25 км». Дорога приличная. Шутка такая что-ли? Нет. Посредине этой дистанции дорожная полиция с видеокамерой. А встречные машины с казахстанскими номерами даже не моргнули ни разу. Но, интуиция сработала и все обошлось. Затем приехали в Аягоз, город, где в советское время было много военных частей, а теперь большая часть из них – руины. Нам пришлось завернуть в Аягоз, чтобы обменять рубли на тенге. Спрашивая местных жителей, кое-как понимавших по-русски, мы все-таки нашли обменный пункт. Курс был просто грабительский – 4,2 тенге за рубль. Но делать было нечего, надо было заправляться. Купив пирожков на дорогу, двинулись дальше. Через несколько десятков км должен быть поворот на Урджар, довольно крупный населенный пункт в этих местах. Но, была табличка, нарисованная от руки и показывающая, что налево Бахты. Что за Бахты? Мой штурман забыл атлас дома, поэтому, не долго думая, свернули направо и прямиком на Алма-Ату. Проехав километров 40, поняли, что вышла ошибочка. Горы становились все дальше и дальше, а должно быть наоборот. Вернулись и поехали на Бахты. Аул Таскескен. Наконец нормальная табличка с расстояниями до ближайших населенных пунктов, зато дорога, пришедшая в полный упадок. Асфальт местами просто исчезал. Ямы, подготовленные к «ямочному» ремонту лет 5 назад, и брошенные, похоже навсегда. И как уже завелось, поселок Южный переименован в Жана-Тилек (Жана – новый, значение второго слова выяснить не удалось). Вот только нас не предупредили об этом, и мы опять проскочили нужный поворот. Проехав вместо 500 км почти 800, мы все же под самый вечер доехали до конечной точки путешествия. Всего от Кургана получилось 2400 км. Родственники уже нас потеряли и, как водится в таких случаях, для снятия нервного напряжения нам был предложен «шнапс».
И вот только теперь наступил настоящий отдых. Походы в горы, рыбалка, гонки на мотоциклах, жара, купание на водохранилище, шашлыки, пиво, арбузы, дыни. Натуральные продукты, мед в сотах. Просто праздник какой-то.
Съездили с ночевой к тете в Урджар. Сходили на местный рынок, побродили по Урджару, и к вечеру вернулись обратно в Южный, в горы. Время пролетело незаметно. Пора и в обратный путь. Мы планировали еще и в Семипалатинске погостить несколько дней.
Обратно поехали напрямую, от Георгиевки сразу на Семипалатинск. 150 км убитой дороги мы ехали 4 часа. На обочине то и дело встречались автобусы, водители которых меняли подушки в подвеске и, наверное, недобрым словом вспоминали дорожников.
В Семипалатинске мы сходили на рынок, купили одежду дочери к школе. Гуляли по городу, сходили в краеведческий музей, к старым городским воротам, в городской сад. Город в центре чистый и красивый. Мост через Иртыш просто шикарный. Помыл машину на автомойке (по-казахски – «колик жуу»), всего 300 тенге.
На обратной дороге особых приключений не было, «гаишники» тормозили возле каждого города, но придраться было не к чему и им с сожалением приходилось нас отпускать. Ночевали в Кокчетаве в мотеле за 4000 тенге, стоянка 200 тенге. Обедали в Петропавловске. На границу ушло 1,5 часа. И вот мы дома. И снова дым пожаров. И скоро на работу.
Всего пробег за это путешествие составил 4500 км, на бензин потратил 6400 рублей, средний расход бензина 6,84 л/100 км.
Когда там следующий отпуск по плану?
Комментарии (4)
RSS свернуть / развернутьSemenovEA
SemenovEA
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.