Древние греки и римляне называли её Кальпе. Арабами она была превращена в крепость и названа по имени предводителя Тарика-ибн-Саида – Джебель-ат-Тарик. Англичане же, упростив, называют свои владения Джибралтаром. Она — это Обезьянья гора, отделенный от Африки небольшим одноименным проливом полуостров.
Гибралтар не входит в Шенгенскую зону, поэтому для его посещения нужно делать Великобританскую визу, причем не простую, а островную. Тонкость также заключается в том, что при въезде в Гибралтар из Испании вы покидаете Шенген, а при выезде – снова туда возвращаетесь. Иными словами шенгенская виза должна быть многократной. С другой стороны, если вы являетесь гражданами Никарагуа и Гондураса виза в Гибралтар не нужна. =0)
Еноты, по крайней мере пока, не являются гражданами этих государств, поэтому я первым делом заполнила электронные анкеты на сайте визового центра и там же назначила время посещения. Для посещения Гибралтара в анкете необходимо выбрать в пункте Purpose of Application пункт Overseas territory (я на этот пункт внимания сразу не обратила, поэтому пришлось переделывать анкету заново уже на месте). Все предоставляемые справки должны быть переведены на английский язык, поэтому, в частности, для подтверждения финансовой состоятельности была переведена и справка 2-НДФЛ.
И вот через 3 недели ожидания в паспортах Енотов заветные гибралтарские визы соседствуют с испанскими мультивизами – путь на гору Тарика открыт! Наступил долгожданный понедельник. Как говорится, то куда, а мы в Гибралтар =0)
В испанском городе La Linea, граничащем с Гибралтаром, веет чем-то родным и знакомым: приезжих встречают раздолбанные дороги и ободранные дома. Чуть позже понимаешь, что это, вероятно, влияние английской культуры – то же самое ждет и на территории UK. За очередным поворотом открывается вид на Скалу, в сторону которой уходит хвост из машин – очередь из желающих попасть в соседнюю страну.
Очередь движется достаточно быстро, и вскоре мы оказываемся на границе. Испанцы, просто заглянув в паспорта, улыбаются и желают счастливого пути. Англичане же предлагают остановиться и подождать, пока они с нашими паспортами скрываются в соседней будке. Ожидание начинает немного утомлять, когда представитель местной пограничной власти в модной кепке с красными шашечками возвращается к нам. Выяснив, кем мы работаем и то, что оставаться на ночь мы тут не планируем, также прощается с нами. Нам остаются половинки миграционных карт, которые мы должны будем сдать при выезде, а в паспортах красуется новый симпатичный штампик.
Пока стоим на границе, посещает мысль – а в этой UK право- или левостороннее движение? Но текущий мимо нас поток перестраиваться на непривычную нам сторону не собирается, и мы успокаиваемся. Из-за недостатка места взлетно-посадочная полоса местного аэропорта проходит поперек дороги и выступает обоими концами в море. Движение «самолет или автомобиль» регулируется светофором и шлагбаумом. Шлагбаум открыт, и мы получаем неведомый прежде опыт – езду по ВПП – ощущения и обычные, и одновременно с этим немного странные.
Первая остановка – Parson’s Lodge Battery. Мавры, сменившие их испанцы, а затем и англичане отлично знали о стратегическом значении этого места: расположенная в южной части полуострова в бухте Rosia Bay батарея обеспечивала безопасность гавани. В настоящий момент там расположен музейный комплекс: в этом мини-Гибралтаре отражены все аспекты бурной истории города-крепости. Здесь в 1805 году после Трафальгарского сражения швартовалась «Виктория» с телом лорда Нельсона. Здесь хранится коллекция настоящих пушек всех эпох (как корабельных, времен Нельсона и Джонса, так и береговых, вплоть до зенитных пушек времен Второй мировой). Здесь можно посетить Гарнизонную библиотеку, часовню Cент-Джон, а также пройтись по узким орудийным галереям, старым крепостным капонирам или прожекторным площадкам.
В скале гарнизона пробиты узкие тоннели, примерно 3х3 метра. Здесь не только не разъедутся встречные машины – собственно, движение здесь одностороннее, – но машинам приходится ждать, пока не пройдут пешеходы.
Едем к самой южной точке полуострова – Punta Europa – Точке Европы. На самом деле это не самая южная точка Европы, но уж точно самый край Великобритании, увенчанный почти 50-метровым маяком. 26 апреля 1838 года губернатор Вудфорд заложил в его основание первый камень, а через 3 года с небольшим маяк засветил и по сей день служит ориентиром для судов, проходящих через Гибралтарский пролив.
Здесь же расположен подарок короля Саудовской Аравии Фахда – Мечеть Ибрагим аль-Ибрагим или Мечеть короля Фахда ибн Абдель Азиз ас-Сауда или Мечеть Хранителя Двух Святых Мечетей. А действительно, в каком еще стиле может быть европейская точка?..
Ветерок усиливается, и мы выдвигаемся в сторону Гибралтарской скалы. Ее превращение в один большой оборонительный комплекс велось практически постоянно, начиная с IX века нашей эры. Испанцы, объединившись с французами, в попытках в XVIII веке отбить Гибралтар у англичан капитально изрыли Скалу сетью туннелей. В настоящее время эти лабиринты не простаивают без дела – их используют как музеи, устраивают концерты, нижние туннели являются транспортными артериями полуострова.
The Pillars of Hercules, то есть Геркулесов столб это здесь – гласит надпись, а дорогу преграждает шлагбаум.
Заплатив 17,50 фунтов стерлядей за двоих на машине, едем дальше, к пещере имени святого Михаила. Считается, что именно этот пещерный комплекс дал Гибралтару его древнее имя – Монс-Кальпе (Полая гора). Шлепнув печать на билеты, вахтер приглашает нас внутрь.
В 1972 году в одной из пещер был сделан срез породы, чтобы показать слоистую внутреннюю структуру пещерных стен, на которой явно видна вся их геологическая история.
В одной из пещер, получившей имя Соборной, в годы войны располагался госпиталь, а сейчас здесь находится сцена для проведения концертов и театральных представлений.
Прогулявшись по пещере, едем в сердце обезьяннего заповедника – Ape’s Den. Здесь пересекаются три артерии: автомобильно-пешеходная дорога, канатная дорога Cable Car и тропы бесхвостых макак, спокойно разгуливающих по территории. Эти Barbary macaque являются символом Гибралтара. Существует поверье, что Гибралтар будет принадлежать Англии до тех пор, пока жива хоть одна обезьяна. Вера в это настолько сильна у англичан, что во время войны Черчилль потребовал от министра колоний, чтобы в Гибралтаре было не меньше 24 обезьян. Сейчас их порядка двух сотен, и макаки чувствуют себя хозяевами на своей Обезьяней горе.
Пока мы фотографируем одних мирно спящих макак, другие устраивают гонки по крышам наших авто, третие – семенные посиделки.
У Ape’s Den находится промежуточная станция фуникулера, но в кабинку нас не пускают, мотивируя тем, что билеты только в природный парк. НИВАпрос, мы фотографируем Гибралтар с высоты мартышкиного насеста и едем дальше, к Great Siege Tunnels – осадным туннелям.
Вдоль дороги видны кольца, вделанные в скалы. Смысл их становится понятен немного позднее: с их помощью тяжелые пушки затаскивались на позиции.
Входим в туннели и оказываемся в Виндзорских галлереях. Английские солдаты замерли в вечном стремлении углубить и расширить свое жилище.
За запертой дверью суровый охранник не хочет пускать на склад незнающих пароль туристов.
Над бойницей к карнизам привязаны смачивавшиеся веревки или полосы кожи, защищавшие амбразуры от проникновения раскаленных частиц во время выстрела. Артиллеристы уже поймали цель и готовятся ее поразить.
На полу уходящих внутрь Скалы туннелей проделаны равномерные полосы, делающие спуск более шершавым.
А сквозь бойницы далеко внизу видны соседняя Испания и неспокойное Средиземное море.
Покидаем Осадные Туннели и чуть ниже по дороге попадаем в Центр Военного Наследия – Military Heritage Center.
Здесь можно побывать в туннелях времен второй мировой войны, но в настоящее время смотрители ожидают группу туристов, и нам предлагается подождать 1,5 часа. Кстати, нас в очередной раз приняли за поляков =0)
Двигаемся дальше вниз, к башне мавританского замка – Moorish castle. Его башня органично выделяется на фоне небоскребов.
За башней второй шлагбаум. Здесь заповедник заканчивается, и мы спускаемся в город. Паркуемся на многоэтажной стоянке. Чтобы найти свободное место нам пришлось доехать до 7-го этажа. Перед нами улица с незамысловатым названием — Main Street. Она проходит вдоль подножия скалы с севера на юг и предназначена только для пешеходов. В многочисленных магазинчиках по обе ее стороны, судя по описаниям в интернете, большинство товаров английские. Однако владельцы – индусы и азиаты – да и сами товары позволяют усомниться в этом тезисе. Шоппинг – как много в этом слове. А при сочетании слов Гибралтарский Шоппинг сердце должно сладко сжиматься, так как зона оффшорная, следовательно, цены на все товары должны быть гораздо ниже, чем в большинстве стран Европы. А вот нифига подобного! Цены на Главной улице Гибралтара выше, чем в соседней Испании =0)
Свернув на боковую улочку мы, так и не дождавшись гостей, устроили в маленькой кафешке наш семейный юбилей, давший идею этого путешествия. Кстати сказать, обед нам обошелся также раза в два дороже, чем «в большинстве стран Европы»…
И вот настала пора покинуть эту маленькую страну. За парковку надо бы заплатить, но вот незадача – мелких евро у нас не хватает до нужной суммы. В магазинах евро принимают, но сдачу давать не хотят… Нас спасает один из обменных пунктов, в изобилии расположенных на Main Street. Курс в них, кстати, гораздо выгоднее, чем в парковочном автомате.
Пограничный пункт. Здесь на обратном пути у нас должны, во-первых, тщательно проверить документы, а, во-вторых, забрать половинки миграционных карточек. Но мы почему-то никого не интересуем — бардак! Останавливаемся и идем приставать к пограничникам. На смеси испано-английского нам говорят – езжайте, не мешайте работать, а карточки… да оставьте их себе на память. На этом наш автопробег по английской островной территории закончен, мы вернулись в Испанию.
Комментарии (2)
RSS свернуть / развернутьvogt50
SemenovEA
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.