Наше путешествие состоялось в сентябре 2009 года. Весь маршрут занял 20 дней. Однако подготовка к нему началась еще зимой. За основу был взят отчет Николая Баранова baranovna.narod.ru/France2005/Fr2005.htm и еще www.travel-journals.ru/bretagne2004/bretagne2004.htm (за что им огромное спасибо). План маршрута был составлен на основе их рекомендаций, а также из описаний различных путеводителей по Нормандии, Бретани и долине реки Луары. Были разработаны варианты поездки на своей машине и вариант перелета на самолете и путешествия на арендованной машине. Мы остановили свой выбор на первом, так как решили, что время, проведенное в пути во Францию — это тоже часть путешествия, а по деньгам расходы будут примерно равны при условии поездки двух человек, а если более, то однозначно выгоднее доехать на своей машине.
Наш путь начался пробегом от Санкт-Петербурга до Хельсинки. Вечером сели на паром Silja Line Superfast и отплыли Германию, в Росток.
Стоимость автопакета на паром в это время — 340 евро. Этот паром это совсем не то, что паромы прогулочные до Стокгольма, здесь нет никаких развлечений, это просто способ добраться до Европы. Через 26 часов мы были в Ростоке, где и заночевали. Вначале мы думали останавливаться на ночлег там, где нам захочется во время поездки, но позже эту мысль мы отмели, так как на поиск отеля будет уходить лишнее время и деньги. Поэтому через Интернет были забронированы все отели. Так как наша цель не курортный отдых, а ночлег, то критерием для выбора отелей были: низкая цена, удобства в номере и обязательная бесплатная парковка. Таким условиям удовлетворяют отели сетей Premier Class, Balladins, F1 расположенные в торговых зонах на въезде в города.
Это удобно еще и тем, что продукты реально можно покупать только там, в огромных супермаркетах, так как в городах продуктовых магазинов нет, а только кондитерские и кафе. Средняя цена за номер на 2-3 человек в отеле — 40 евро.
Из Ростока наш путь пролегал в Брюссель. Расстояние в 770 км мы планировали проехать по хорошим немецким дорогам за 8 часов, но после Гамбурга начались участки сплошного ремонта дорог, и скорость движения резко упала. Тем не менее, уже в 19-00 мы уставшие добрались до отеля в 30 км от Брюсселя (Ближе к центру цена за отель резко возрастала, а с парковкой вообще беда).
Утром, набравшись сил, мы тронулись в центр. Движение очень плотное, несмотря на отличные дороги. (Кстати Бельгия — единственная страна, где все автострады освещены). Покрутившись немного по центру города, мы нашли укромное местечко и запарковались бесплатно, но рядом с Гран-Пляс есть и платная подземная парковка.
Осмотрев все, что было у нас запланировано, мы отправились во Францию. Для движения по Франции в навигаторе был выбран режим, исключающий платные дороги. Поэтому путь наш пролегал через маленькие поселки и города. Надо отметить, что везде, особенно в Нормандии, отличные дороги, которые отличаются только по ширине. И что очень удобно – это отсутствие левых поворотов – только круговое движение, поэтому, подъезжая к перекрестку, не боишься, что кто-то пронесется неглядя. Хочется отметить, что французы ездят быстро, но при этом не нарушают правила и очень терпимо и с пониманием относятся к машинам, которые паркуясь тормозят движение. На всем протяжении нашего маршрута самым тяжелым с точки зрения парковки был город Руан, где невозможно запарковаться даже на платных парковках. В других городах всегда находилось местечко для бесплатной парковки. (Цена парковки – 0,4 евро за 20 минут). Заправлялись мы тоже в маленьких городках или в торговых зонах на въезде в город. Там бензин всегда дешевле, чем на трассе – около 1,2 евро за литр, причем плату принимают как деньгами, так и картой.
Итак, первый французский город на пути – Амьен. Провели здесь вторую половину дня. Осмотрели огромный собор Нотр Дам, погуляли по набережной и старому городу, осмотрели дом Жюль Верна.
Утром отправились в город Компьен, но целью был находящийся в 20 км от него замок Пьерфон. Это надо обязательно смотреть.
Более величественного и мощного замка, расположенного на вершине холма мы не видели, хотя осмотрели огромное их количество в долине реки Луары. От Пьерфона через многочисленные городки и деревни наш путь пролегал туда, где жил и творил великий импрессионист Клод Моне – поселок Живерни,
а далее через замок в местечке Лез-Андели в Руан. Однако в Лез-Андели в тот день проходила ярмарка, и все дороги в городе были отданы под торговые палатки всяких барахольщиков. Проехать было невозможно, и мы с трудом вырвались в неизвестном направлении из этого местечка. Навигатор все время рекомендовал нам вернуться, но потом все же проложил новый маршрут до Руана. Мы вечером осмотрели знаменитый руанский собор, старый город, знаменитые фахверковые дома, рыночную площадь, где была сожжена Жанна Д’Арк.( Пробег за день – 260 км.).
Рано утром, пока нет наплыва туристов мы спокойно еще раз погуляли по центру, пофотографировали при дневном освещении и поехали на побережье Ла-Манша в городок Фекан, известный своим бенедиктинским аббатством и ликером «Бенедиктин». По пути решили закупить продуктов для пикника на побережье, но были потрясены, узнав, что все торговые центры в выходные дни не работают, в то время как у нас это дни самой бойкой торговли. Но, проезжая небольшой поселок мы заметили один работающий магазинчик, где и закупили паштетов, сыров, вина (что и стало основой нашего рациона во Франции) прочей закуски для пикника. Фекан нам очень понравился.
Тут мы продегустировали и купили ликер, погуляли по берегу и поехали в курортный городок с великолепными белыми алебастровыми скалами – Этрета. Был сильный ветер, и, когда мы поднимались на вершину близлежащей скалы казалось, что нас унесет ветром. Зато вид сверху просто потрясающий.
Из Этреты по побережью в Гавр, а оттуда по вантовому мосту «Нормандия» (проезд по мосту 5 евро, или объезд около 100 км) в Онфлер.
В Онфлер мы приехали в сумерках и его старинные черные сланцевые домики нам очень понравились.
А далее в Довиль и Трувиль. Это шикарные курорты с великолепными песчаными пляжами.( Пробег за день – 150 км.) Утром, пройдясь по известной деревянной набережной – променад «Планш» Трувиля, и посидев на пляже под дождем (так и не искупавшись),
мы отправились по знаменитой дороге сыров. Путь лежал через места, где производят нормандский сыры Пон-Левек, Лизье, Ливаро, Камамбер. Стоит обязательно заехать в Лизье и посмотреть базилику Святой Терезы.
Эта базилика удачно окружена сосновым лесом, потрясает своими размерами и архитектурой, а также внутренним убранством. Когда двигаешься по дороге сыров везде взору открывается типичный нормандский пейзаж: аккуратно скошенные холмы, яблоневые сады и огромные стада коров, сытых и ухоженных… В музеях сыра в Ливаро и маленькой деревеньки Камамбер можно продегустировать все изготавливаемые сыры и приобрести их. (Правда цена на них как нам показалось несколько выше, чем в супермаркетах). После обеда мы поехали снова на север в город Канн, где главной достопримечательностью являются два аббатства: мужское и женское. Нам больше понравилось мужское, построенное Вильгельмом Завоевателем.
Оттуда мы направились в средневековый город Байе, где хранится знаменитый 70 метровый гобелен, вытканный Матильдой – супругой Вильгельма и собор Нотр-Дам. В остальном город мало отличается виденных ранее нормандских городов. Ночевку в этот день мы запланировали у аббатства Мон-Сен-Мишель.( Пробег за день – 330 км.). Мы хотели осмотреть его при ночном освещении, погулять по древним улочкам. Посмотреть как все выглядит во время прилива и осмотреть утром, пока нет огромного наплыва туристов и на море отлив. Если вечером мы пошли к Мон-Сен-Мишелю пешком, то утром подъехали на машине, оставив ее на платной стоянке за 2 евро в сутки.
Правда нас смущало объявление, что стоянка в прошедший прилив не была затоплена, но ничего не говорилось о предстоящем приливе, хотя на ограждениях кое-где висели водоросли. Время до обеда пролетело незаметно. Мы осмотрели аббатство, погуляли по дну моря вокруг горы, посмотрели, как готовят омлет за 30 евро в знаменитом ресторане «Матушка Пулар» — это целое шоу, но обедать пошли в ресторанчик подешевле прямо на крепостной стене. К этому времени погода испортилась окончательно, пошел дождь. Но мы не жаловались, так как уже осмотрели и облазили и внутри и снаружи и настало время прощаться с Мон-Сен-Мишелем. Наш путь лежал в старинный бретанский город – крепость Сен-Мало. Но так как до него не так далеко мы сделали небольшую петлю и заехали в пару старинных небольших городков Кобур и Доль-де-Бретань. В Кобуре есть замок, но он частный и там запрещена фотосъемка, а в Доль-де-Бретане небольшой музей средневековья. Быстро все осмотрев, поехали в Сен-Мало. Хорошо, что сразу решили поселиться в забронированный отель “Premiere classe “, так как указанный на сайте адрес навигатор не понимал ( Торговая зона без наименования улицы и номера дома). Так как по опыту мы знали, что все сетевые отели расположены близко друг от друга мы подъехали к отелю сети F1 и спросили портье о нашем отеле. Оказалось, что он на подъезде к городу, но с другой стороны. Слегка поплутав мы добрались до отеля. Он оказался весьма обшарпанным. Определившись с ночевкой, поехали в центр Сен-Мало, чтобы, как и с Мон-Сен-Мишелем, осмотреть его вечером. Ведь, как считается, Сен-Мало – это бретанский ответ нормандскому Мон-Сен-Мишелю. (Пробег за день – 90 км.). Утром дали себе поспать до 8 часов и со свежими силами начали подробный осмотр Сен-Мало, с крепостных стен которого открываются виды на многочисленные островки с фортами. Утром был отлив и мы смогли по дороге перейти на остров, где захоронен французский писатель и политик Шатобриан. Как всегда поражает отлив и прилив – разница около 10 метров высоты.
Сам город серый, мрачноватый из серого гранита. Дома похожие друг на друга, но при этом город необычайно живой. Затем мы поехали в столицу производства устриц – городок Канкаль (Около 16 км). Когда мы вышли на берег, перед нами открылась удивительная картина. Был отлив и все устричное хозяйство как на ладони. Это бесконечные ряды металлоконструкций, на которые уложены металлические (для защиты от чаек) мешки с устрицами. Корабли и лодки лежат на боку на песке, а по открывшемуся дну с помощью тракторов идет сбор клеток с устрицами, которые можно купить прямо на берегу или в любом ресторанчике, так как набережная – это сплошные рестораны с дарами моря. Но мы выбрали экономичный вариант, и, как и многие французы, купили дюжину устриц прямо на берегу.(на фото цена за дюжину)
Продавцы услужливо вскрывают их, укладывают на специальную устричную тарелку, разрезают лимон и все – наслаждайтесь деликатесом. Все сидят прямо на ступеньках набережной, а пустые раковины бросают прямо на берег. Скажу честно съели, живы остались, но удовольствия не получили, видно к этому надо привыкнуть. Отведав устриц, поехали на мыс Груан. Очень внушительное место. Мрачные черные скалы, сильный ветер, черные тучи, штормовое море. Оттуда в курортный городок Динар с огромным количеством яхт и далее в средневековый город-крепость — Динан. С крепостных стен открывается потрясающий вид на протекающую глубоко внизу реку и высокий (около 40 м) старый мост.
Под моросящим дождичком спустились к реке по узкой улочке с ресторанчиками и магазинчиками. Вдоль реки расположилась нижняя часть города с уютными домиками и симпатичными яхточками. Силы были на исходе, мы поехали в Сен-Брие в отель сети «Баладинс». Цена за номер такая же как в «Премьер класс», но гораздо уютнее. (Пробег за день – 130 км.).
Следующий день начали с поездки в местечко с уникальным природным явлением – Берег розового гранита, расположенный в небольшом поселке Плуманак недалеко от городка Перос-Гирек. Зрелище потрясающее. Никакой скульптор не сравниться с творениями природы. Гранитные глыбы причудливой формы, в которых так и видятся разные фигуры и образы, и небольшие домики, и маяк из того же розового гранита – все это огромный природный парк с узкими горными тропинками.
Налюбовавшись красотой, хоть нам и не очень повезло с погодой, мы поехали на юг, через небольшой городок Морле с древним виадуком 60 метровой высоты и далее по описанной во всех путеводителях «дороге приходских храмов». Мы осмотрели несколько кельтских храмов в городках Ламполь-Гимийо, Сен-Тегоннек, Гимийо, которые считаются самыми знаменитыми, в этом старинном соревновании приходов сделать свой храм удивительным архитектурным ансамблем, пышно украшенным и декорированным.
Пресытившись ими, мы направились в старинный маленький город Локронан, в котором не построено ни одного современного дома, а все провода и коммуникации, спрятаны под землю, что бы не нарушать естественность вида и проживает всего 800 жителей. Зато киношники любят снимать здесь исторические фильмы. Оттуда в город Кемпер, где запланирована ночевка. (Пробег за день 250 км). На следующий день мы поехали в Понт-л’Аббе в надежде увидеть на пятничном рынке бретонок в национальных костюмах и высоких головных уборах, но на рыночной площади устанавливали аттракционы и мы уехали ни с чем в город-крепость и военно-морской порт Конкарно. Когда мы приехали там был военно-морской парад. Мы с трудом запарковались и пошли в крепость. Крепость небольшая, но очень симпатичная внутри. Древние небольшие улочки, живая музыка. Далее на пути у нас Карнак с древними менгирами и дольменами. Но честно говоря нас эта древность не очень тронула. Следующая цель – цветочный город Рошфор-ан-Терр.
Может в этот день у нас был не тот настрой, но описанный в путеводителях город не поразил нас своими цветами. Как нам показалось мы видели и более цветочные города (хотя, когда мы теперь смотрим на фотографии, становится понятно – глаз замылился). Скорее всего нам уже приелись строгие бретонские городки. Впереди нас уже ждут великолепные замки в долине Луары. День заканчивали в Нанте, на подъезде к которому попали в пробку. (Пробег за день около 300 км.). Ночевали в отеле в 5 км от центра. Утром поехали в центр. Главное – это замок бретонских герцогов. Мощный с глубоким рвом и подъемным мостом. В общем классика жанра. После – осмотр собора, где захоронены родители Анны Бретонской. Затем переехали в квартал 19 века. Там прошли на площадь Руаяль и Грален. Очень похоже на Париж. Отыскали знаменитый Пассаж. Красиво но не более. И когда мы уже тронулись в Анжер на город опустился густой туман, с трудом выбрались из Нанта по пути заехали в супермаркет, т.к. следующий день – воскресенье и все магазины будут закрыты. Дорога вдоль Луары была очень извилистая. На одной из зеленых стоянок мы перекусили под пение птиц и продолжили движение в Анжер. Анжерский замок – это слон в посудной лавке. Очень мощный и тяжелый среди старых фахверковых домов. Погуляли внутри его, поднялись на крепостные стены, в специальном хранилище осмотрели уникальный гобелен и поехали в замок Бриссак. Это очень красивое место. Замок частный. Купили билеты и пошли осматривать.
Осмотрели интерьеры, спустились в винные погреба, продегустировали вина и отправились гулять по парку. Осмотрели виноградники, семейный пантеон, где захоронены владельцы замка и члены их семей. На территории конюшен была развернута выставка-продажа автодомов и караванов. Ходили и облизывались. Здесь были представлены автокараваны новые и подержанные от 27000 до 140000 евро. Нагулявшись вдоволь по парку отправились далее по берегу Луары в город Сомюр. Прибыв в Сомюр мы первым делом нашли забронированныйотель «Эксалибург» (как потом выяснилось, звукоизоляция отсутствует и слышно как в другом конце коридора хлопают двери и топают люди) со своей частной автостоянкой, заселились и после поехали к замку Сомюр. Время было позднее и замок был закрыт, но мы обошли его со всех сторон, сфотографировали его вид с моста, погуляли по улочкам города.
Этого было вполне достаточно. (Пробег за день 145 км). Утром встали под проливным дождем. Холодно и темно, но собрались и поехали в аббатство Фонтенвро. Тут нас ждал приятный сюрприз: в этом регионе день музеев и вход во все гос. музеи бесплатный. Кроме известной своей архитектурой кухни и 4х захоронений, среди которых могила Ричарда Львиное Сердце смотреть было неинтересно. Далее в Шинон. Это старый замок- крепость в полуразрушенном состоянии. Хорошо, что и сюда в этот день вход бесплатный. После Шинона в Юссе. Здесь расположен замок с башенками, вид которого использовали как декорацию замка «Спящей красавицы». Этот замок частный – вход 13 евро. Нам это не понравилось, мы уже привыкли бесплатно , и по этому решив, что замков у нас впереди еще множество, мы поехали в Ланже. Это тоже и город и замок. Мы подъехали к нему по красивому мосту с башенками. Замок очень симпатичный и снаружи и внутри. Здесь проходила свадьба Анны Бретонской и Карла 7. Стоит отметить, что замки здесь расположены близко друг от друга: 15-20 км. После замка Ланже отправились смотреть замок Азе-ле-Ридо. Место просто потрясающее. Замок вырастает из воды.
Он очень хорош и снаружи и внутри, очень красивый сад вокруг с каналами и мостиками. После этого клюнули на туристическую разводку об очень популярном месте – долине «Троглодитов», благо туда ехать 3 км. Там вход платный. Это оказалась маленькая фольклерная деревенька, в общем полная ерунда. Зато выезжали оттуда с приключениями. В навигаторе сбились настройки и он повез нас напрямки по дороге без покрытия. Надо было проехать 1 км до выезда на нормальную дорогу, но это километр мы ехали по лесной дороге через кусты. Но нас ничто не остановит . На выезде на нормальную дорогу стояли железные ворота. И, слава богу, они были открыты. Через некоторое время мы были у замка Виландри, известного своими садами и парком. В замок мы не пошли, а билеты в сады купили.
Это сад – огород, где из овощных и фруктовых культур созданы разные узоры и композиции. Кроме того там садовые дорожки накрыты виноградниками. После 7 вечера вход в парк и замок закрыт, но посетители могут гулять до 21-00 и просто выходя из парка захлопывать за собой ворота. Виноград в это время уже созрел и мы гуляли и ели его. Ночевка в этот день в городе Тур. (пробег за день 120км). Очередной день начали с осмотра старого города: фахверковые дома, базилика и собор Сен-Готьен. Затем направились в город Амбуаз. Осмотрели снаружи Амбуазcкий замок ( вход – 13 евро), но внутрь не пошли, т.к. по времени был запланирован подробный осмотр замка Кло-Люсе, в котором жил и творил Леонардо да Винчи. Замок находится в 1км от Амбуаза.
Внутри замок очень уютный и познавательный. Интересен также парк, в котором установлены действующие модели изобретений великого Леонардо, на больших полотнах развешены фрагменты его картин, звучит музыка. В общем создана удивительная атмосфера таинственности и красоты. Нагулявшись вдоволь по парку, поехали в Шенонсо. У стен замка на специальных столах для пикника пообедали и пошли осматривать парк и замок. Парковые сады очень похожи на сады замка Вилландри. Сам замок-мост расположен на берегу реки, его главная галерея соединяет оба берега.
Очень интересные интерьеры внутри богатого историей замка. Ведь Генрих 2 подарил его своей любовнице Диане де Пуатье, но законная супруга Екатерина Медичи изгнала соперницу из замка после смерти мужа. С тех пор с одной стороны замка парк Медичи, а с другой – парк де Пуатье. Вышли из парка по шикарной платановой аллее и поехали в запланированное место ночевки – г. Блуа. По дороге заехали в замок Шамон, но посмотрели на него только со стороны, т.к. было около 8 вечера и вход уже был закрыт. Приехав в Блуа не смогли удержаться и остановились погулять около замка и повспоминать как мы гуляли здесь несколько лет назад, когда нас возили туда группой по тур. маршруту. Обычно дальше Блуа группы из Парижа не возят, т.к. обычно не хватает времени да и далековато. Замок в Блуа снова поразил нас своей красотой.
Ночевали в привычном отеле «Премьер класс» (пробег за день 100 км). На следующий день дали себе немного “отдохнуть” утром не ставили будильник, зная, что за день должны проехать около 100 км. Но все равно проснулись рано (уже привыкли к режиму). День был солнечный и жаркий. Мы отправились в Шеверни. Здесь расположен очень элегантный замок и парк с тщательно ухоженными газонами. Особо привлекла внимание огромная псарня с охотничьими собаками ( все собаки как близнецы, а их штук 100) и конюшня.
В здешних местах часто устраивается охота для богатых людей. После Шеверни не смогли отказаться от поездки (благо все рядом) в замок Шамбор. Этот замок оставил неизгладимое впечатление еще в нашей первой поездке во Францию. Парковка здесь 2 евро за день, но зато вход в парк бесплатный. Здесь у стен замка также оборудованы места для пикника, где мы и пообедали. После обеда нас ждал Орлеан.
Тут все естественно посвящено Жанне д’Арк. Прогулявшись по центру, (было очень жарко) мы быстро пресытились памятниками, соборами и т.д. и поехали искать заказанную гостиницу «Премьер класс». (пробег за день 100 км). Следующий день и ночевка должны быть последними во Франции. Встали пораньше и поехали в Фонтенбло. Запарковались на городской платной парковке за 2 евро ( Бесплатного места не нашли ) и пошли гулять по парку, т.к. вход во дворец еще был закрыт. Парк на нас впечатления не произвел. Через некоторое время стали съезжаться туристы. Автобус за автобусом. Зашли во дворец, стали искать кассы, но не поняли где они. Но тут увидели группу русских туристов с гидом. Мы пристроились к ним и прошли с ними всю экскурсию по дворцу.
Внутренняя отделка залов очень богатая и изысканная, но состояние некоторых залов было просто плачевное. В общем, прикоснулись к истории Франции и поехали в замок Во-ле-Виконт, но тут нас ждало разочарование. День недели – среда, а по средам он не работает . Хотели съездить на кладбище в Сент Женевьев де Буа, но навигатор не смог найти это место, хотя мы чувствовали, что это где-то не далеко. Расспросы местного тракториста ни к чему не привели. Он не понимал по английски, а мы по французски. Ткнули ему пальцем в путеводитель и на карту, но он тоже не мог сориентироваться. Видно кладбище с выдающимися русскими могилами не столь известно среди французских работяг. В итоге поехали в столицу французского шампанского – город Реймс. Долго присматривали по пути местечко для обеда, в итоге перекусили на опушке леса по походному. В Реймсе осмотрели шикарный Нотр-Дам, где короновали французских королей, погуляли по центру, дошли до древнейших античных ворот Марса. (пробег за день 260км)
На следующий день нас ждала долгая дорога домой. Выспаться нормально не удалось. Отель был переполнен, народ ходит под окнами и галдит не обращая внимание на раннее время. Погода была пасмурная – натуральная мутная хмарь, туман. И чем дальше от Реймса тем хуже. Ехали потихоньку 100-110 км/час.
Въехали в Люксембург, а затем в Бельгию. Проезжая мимо Льежа, решили заехать посмотреть и купить бельгийского шоколада для подарков. Элегантный симпатичный город, совсем не похожий на французские города. Следующий город на пути – Кельн. Заехали посмотреть знаменитый кельнский собор.
Собор огромный, но тесно зажат между соседними зданиями. И вообще старые здания вперемежку с современными, близость ж/д вокзала. Все это как-то не очень понравилось. Далее в Оснабрюк, где запланирована ночевка. К 19-00 мы приехали уставшие к отелю (проехав 600 км), но в отеле нас “обрадовали”, сказав, что мест нет несмотря на бронь и нам надо ехать в другой отель через пару кварталов. Мы сильно расстроились и не обратили внимание, что нам сказали, что они сами все расходы компенсируют. Но прибыв в указанный отель мы увидели, что он другой категории – гораздо лучше и дороже. Номер был изумительный. Это оказалось сюрпризом и подарком в конце нашего путешествия. Утром нас ждал шикарный завтрак, который входил в стоимость. Разницу в стоимости около 40 евро с нас никто не потребовал. Отдуши позавтракав, поехали в Росток. Погода хорошая, дороги хорошие, времени до парома навалом. Решили заехать в Гамбург. С трудом припарковались и отправились гулять. Ратуша, собор св. Николая собор св. Михаила, интересное сочетание старины и современной архитектуры. Чувствуется, что город очень богатый, солидный, респектабельный. В магазине в отделе типа кулинарии накупили еды и на выезде из города на зеленой стоянке, которые очень распространены в Германии, пообедали. В Росток прибыли после 18-00. До парома еще много времени. Нашли парковку. Слава богу, что уже было поздно и парковка после 18-00 бесплатная, то таких высоких цен мы не видели нигде. Но довольно быстро стало темнеть и город стал вымирать буквально на глазах. Но все равно мы успели осмотреть центр города, пройтись по центральным улицам.
Приехав на терминал « Силья лайн» мы 3 часа простояли в ожидании погрузки на паром. Сутки на пароме и мы в Финляндии. На съезде с парома строгие финны у каждой машины с российскими номерами требовали предъявить страховку — гринкарту. В общем к вечеру мы уже были дома в Санкт-Петербурге. Нас просто распирало поделиться своими впечатлениями с родными и друзьями. Теперь мы просто заразились мыслью о будущих путешествиях.
Красиво то как… Из замков Луары был только в Шамбор и Шомон-сюр-Блуа. В Бретань хочется, никогда не был и устрицы не ел никогда. Была возможсность неоднократно, но почему-то побоялся. А вот так как вы ели, я тоже хочу.
Не могли бы сказать, сколько вы потратили денег на все путешествие, без шопинга, конечно. Только транспортные расходы, проживание, отели, музеи, парки, ну может еще сувениры. Спасибо.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять
комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество
привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.
Комментарии (5)
RSS свернуть / развернутьМитрич
Не могли бы сказать, сколько вы потратили денег на все путешествие, без шопинга, конечно. Только транспортные расходы, проживание, отели, музеи, парки, ну может еще сувениры. Спасибо.
osprav
Робинзон
osprav
ninvol
Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!
Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.